Митрополит кирилл екатеринбургский и верхотурский расписание. Митрополит екатеринбургский и верхотурский кирилл

Дата рождения: 15 мая 1961 г. Страна: Россия Биография:

Родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области в рабочей семье.

В 1978 г. окончил среднюю школу.

25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне — ) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. — во иеромонаха.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. () назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. () назначен главой новообразованной . Также определением Синода (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и назначен ректором Екатеринбургской духовной семинарии.

Образование:

1986 г. — Московская духовная семинария.

Епархия: Екатеринбургская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Екатеринбургская митрополия (Глава митрополии) Награды:

Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский (Наконечный Михаил Васильевич)

Дата рождения:

Дата хиротонии:

Дата пострига:

День ангела:

Страна:

Биография:

Родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области в рабочей семье.

В 1978 г. окончил среднюю школу.

25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне - митрополит Тульский и Ефремовский) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. - во иеромонаха.

В 1986 г. окончил Московскую духовную семинарию по сектору заочного обучения.

С 26 октября 1980 г. по 6 мая 1981 г. служил в сане иеродиакона в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира. С 6 мая 1981 г. по 1 июня 1982 г. - клирик Свято-Троицкого собора г. Александрова Владимирской области. С 1 июня 1982 г. по 19 марта 1984 г. - настоятель Свято-Никольского храма г. Киржача, благочинный церквей Киржачского округа.

7 апреля 1984 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе г. Владимира возведен в сан архимандрита.

С 19 марта 1984 г. по 10 июня 1987 г. - настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный церквей Владимирского округа.

С 10 июня 1987 г. по 7 июля 1989 г. - настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинева, секретарь митрополита Кишиневского и Молдавского, благочинный церквей Кишиневского округа.

Член Поместных Соборов 1988 и 1990 гг.

С 7 июля 1989 г. по 9 октября 1995 г. - клирик Тульской епархии, секретарь митрополита Тульского и Белевского, благочинный церквей Тульского городского округа. С 9 октября 1995 г. по 1 января 2000 г. - настоятель Свято-Никольского (на Ржавце) храма г. Тулы. С 15 марта 1999 г. по 15 марта 2000 г. - настоятель Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы.

С 1 октября 1998 г. - ректор пастырских курсов при Тульском епархиальном управлении; с 7 марта 2000 г. пастырские курсы преобразованы в Тульское духовное училище, а 6 октября 2001 г. училище преобразовано в Тульскую духовную семинарию с 5-ти летним сроком обучения.

26 февраля 1998 г. решением Священного Синода избран епископом Богородицким, викарием Тульской епархии.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии. Также определением Синода (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и назначен ректором Екатеринбургской духовной семинарии.

C декабря 2011 г. по март 2012 г. и с мая 2013 г. по январь 2014 г. - временный управляющий Каменской епархией.

Образование:

1986 г. - Московская духовная семинария.

Епархия:

Екатеринбургская епархия

(Правящий архиерей)

Место работы:

Екатеринбургская митрополия

(Глава митрополии)

Награды:

Церковные:

  • 1. 2010 г. - орден прп. Серафима Саровского I ст.
  • 2. орден св. равноап. кн. Владимира I-III ст.
  • 3. орден прп. Сергия Радонежского II ст.
  • 4. орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.
  • 5. орден прп. Серафима Саровского II ст.
  • 6. орден св. ап. Марка Александрийской Православной Церкви.

Светские:

  • 1. 2011 г. - орден Почета
  • 2. орден Дружбы.

Комсомольская правда, 7 мая 1999 г.

Поступки епископа
Екатеринбургского и Верхотурского вылились в скандал, перехлестнувший далеко за церковную ограду ГРУППА уральских священников сделала заявление: уже пять лет ими правит епископ-гомосексуалист.

“Наш епископ - педераст!”. С такими плакатами месяц назад стояли у одной из церквей Нижнего Тагила разъяренные верующие. Виновник событий - владыка Никон - должен был приехать на богослужение. “Никон -содомит! - скандировали манифестанты. - Не пустим козла в храм!” Содомитами в церковной традиции зовутся гомосексуалисты. От библейских городов Содома и Гоморры. Их жители увлекались мужеложством, и Господь утопил их на дне Мертвого моря. Владыке сообщили о беспорядках на полдороги. Он развернулся и уехал в Екатеринбург.

Никон появился в Екатеринбурге в 94-м году и сначала понравился. Потом стали замечать неладное. Однажды владыка украл антикварное церковное облачение XVII века. Настоятель нижнетагильского храма Александра Невского отец Геннадий Ведерников выпросил расшитое золотом одеяние в краеведческом музее на один день. Владыка увидел: “Отдавай!” Долго священник валялся у директора музея в ногах" просил простить долг...

Вусмертъ упиваясь, Никон бил священников. Однажды во время визита в один из монастырей он со всего маху дал подзатыльник и представителю губернатора Свердловской области по Верхотурью Александру Капустину. Тот не знал, как и поступить.

В трапезных высшие чины области пили с Никоном водку и орали под гитару мирские песни. Однажды епископ сорвал с председателя правительства области орден, макал его в стакан с водкой и требовал: “Доставай зубами”. А потом плескал водкой в небо и вопрошал Бога: “Ты кто? А я- епископ!”

Но хуже всего были слухи о сексуальных наклонностях Никона...

Из досье “КП”
Православное духовенство делится на черное и белое. Белые священники могут вступать в брак. Черные должны жить в абсолютном безбрачии - из них состоит верхушка церковной номенклатуры. Но, увы, есть еще и “голубые” священники.

ПЕРЕДО мной сидит двадцатипятилетний молодец с подбитым глазом. Сергей Мордовцев был служкой в монастыре Верхотурья.
- Наш архиерей, - Серега выпячивает большой палец, - вот такая девка. В плане орального секса ни одна баба меня так не удовлетворяла.

Ничуть не смущаясь, парень рассказывает, как его вызвал некий иеромонах: “Можешь ублажить архиерея?” “В смысле?” - “Трахнуть его”. Целомудрием Серега не страдал. “За деньги - без проблем”.

Каждый раз, когда Никон приезжал в Верхотурье, Серега царственно позволял владыке делать себе минет. За пять раз неземного блаженства Мордовцев получил шесть миллионов старыми.

Сергея здесь никто не осуждает. Ложась в постель с жирным мужиком, он спасал от бесчестья всю братию. До того как Мордвинов дал согласие поработать проституткой, Никон вымогал себе в койку девственных и целомудренх монахов.

Вот рассказ настоятеля монастыря. “В октябре 95-го года к нам прибыл епископ Никон. Я поднялся в его покои за благословением; владыка был в трусах, рядом стоял мой брат, священник Олег Федотов. Владыка был изрядно выпивши. Ложась, он сказал. “Пимен, пусть твой брат меня полюбит, и я буду его женой”.
Настоятель отказался отдать брата, и епископ снизил требования" “Приведи ко мне какого-нибудь монаха. Несчастному Пимену долго пришлось убеждать владыку, что все ушли на службу. Тогда Никон спустил портки и полез к нему самому.
С того дня архиерей стал требовать с настоятеля мальчиков для утех.

Для справки: система подчинения в церкви - более жесткая, чем даже в армии. Не подчиниться приказу -страшный грех. За который следуют жестокие санкции.

Епархия узнала, что такое “карьера с раздвинутыми ногами”. Женатых священников епископ ненавидел (как женщин вообще). На руководящие посты назначал "своих”.Епархию потряс случай, когда настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Каменск-Уральске поставили архимандрита Клавдиана. 25-летний юноша получил монастырь в день.... пострига - ни дня не пробыв монахом. Он признался, что был любовником Никона. Священники зовут его "Клавдия Ивановна".

КУЗНИЦЕЙ кадров для Никона стало Екатеринбургское епархиальное духовное училище. Мне удалось встретиться с его бывшими слушателями. Оба в 17 лет поступили туда, мечтая “служить Матери-церкви”. Обоих домогался владыка. Леша счастливо избежал такой участи. Саша не смог.

Вступительных экзаменов не было. Отбирали но внешности: рост, вес, фейс... Дали тест: четыреста вопросов.
"Любите ли вы рассматривать в зеркало свои половые органы? Любите притрагиваться к ним? Пользуетесь косметикой?”
Отбирали юношей не для учебы. Этого от них не требовали вообще.

Они говорили: “Вы наши бедненькие. Такие загруженные!”- На четвертом курсе мы сдавали “хвосты" за первый. И получали грамоты “За отличную учебу”!

Через месяц Леху и Сашу повезли на дачу к Никону.

Нам сказали будете работать. Мы: давайте грабли возьмем. А они тринадцать бутылок водки купили, пива два ящика.

Еще в машине ребят начали поить. Везли, явно путая дорогу. На даче “семинаристов” поразила роскошь - баня с бассейном, “сексодром” пять на пять метров. Леха вовремя понял, для чего здесь, и сумел “откосить”. Сашу упоили почти до потери сознания.

Захожу в баню, - рассказывает он, -смотрю, голый Никон сидит. Я так обалдел, что протрезвел. Мне церковь тогда в розовом цвете казалась. Про кого угодно мог подумать - только не про епископа.

Никон попросил попарить ему спинку. И подливал парню еще.

Меня почти бесчувственного в постель к Никону подложили..

Протрезвев, парень на священников смотреть не мог.

“Когда я выхожу в храме благословлять народ и вижу красивого мальчика, у меня все встает, и я ничего не могу поделать...”

Из училища ребята сбежали. Через некоторое время ночью за Сашей приехала машина. Никон ждал в храме. Вскинул руку на алтарь: “Клянусь - если ты кому-то расскажешь, тебя похоронят под гробом покойника. Никто не найдет твой труп".

Даже теперь, спустя год, состояние мальчика близко к истерике. Он стаканами пьет валерьянку, ест транквилизаторы. Скрывается, дома не живет...

Может, именно его судьба переполнила чашу терпения. Летом 98-го года 52 священника (ровно половина епархии) пожаловались на Никона Патриарху. Все факты они изложили в девяноста рапортах. Делегация из пяти батюшек отвезла их в Москву.

В январе приехала комиссия. По результатам ее работы 1 апреля Священный Синод вынес постановление: освободить самых активных отцов-смутьянов от должностей. Епископу Никону объявить выговор... как не обеспечившему руководство. То есть наказать за то, что священники осмелились жаловаться!

Батюшки были в шоке. По церковным законам, ты можешь покаятьря в убийстве - тебя простят. Но того, кто уличен в гомосексуализме, отлучают от церкви 15 лет. Педераст не просто не может быть епископом. Он вообще не христианин!

Центр сопротивления разместился в Нижнем Тагиле. Идейные предводители - отец Геннадий Ведерников и благочинный всех зон города отец Фома Абель (он исповедует зеков, в том числе легендарную ИТК-13 - зону “Козленок”, где сидел Дима Якубовский) - развернули агитацию. На двое суток пятьдесят верующих женщин захватили один из монастырей. Требовали епископа. Пикантно, что монастырь был мужской.

ВЕРУЮЩИЕ в смятении. Кто-то верит в порочность Никона, кто-то считает, что это клевета. Многие перестали ходить в храмы - боятся поцеловать руку у священника-педераста.

Состояние “мятежных” отцов тоже близко к нервному срыву. Епархия заняла по отношению к ним позицию “собака лает - ветер носит”. Никаких комментариев она не дает. Отец Фома Абель грустно шутит: "Если бы я на зоне сказал “Братья ваш пахан - петух!” - его разорвали бы в клочья...”
Обоих отцов Никон обещал засадить за решетку. Каждый день они ждут, что у них “случайно” найдут наркотики или патроны. Подкинуть их легко. Несколько дней назад дома у отца Геннадия побывал “вор”. Демонстративно украл самую малость. Младшая дочь священника сказала, что это был монах. Уж поповна может отличить клирика от уголовника...

Но священники не сдаются.

Я экстремист, - говорит доведенный до края отец Геннадий, - если они попробуют лишить меня сана, я соберу отряд казаков (батюшка “духовно окормляет” казачий военный округ. -У. С.) и пойду громить церкви, где засели содомиты! Мы выкинем их из божьих храмов!

Отцу уже предлагали помошь бойцы тагильскогоОМОНа, которых он когда-то провожал в Чечню. У батюшек осталась последняя надежда - Патриарх.

Ульяна СКОЙБЕДА
Москва - Нижний Тагил.

Ровно 4 года назад Священный Синод назначил владыку Кирилла окормлять паству РПЦ в Свердловской области, а менее чем через два месяца преосвященный был назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии (с возведением в сан митрополита) и ректором Екатеринбургской духовной семинарии. Кроме этого, с декабря 2011 года по март 2012 года и с мая 2013 по январь 2014 митрополит Кирилл в режиме временного управляющего возглавлял Каменскую епархию. UPmonitor представляет: как отразилось «пастырское четверолетие» митрополита Кирилла в зеркале офф-лайновых СМИ.

Упоминания митрополита Екатеринбургского и Верхтурского Кирилла

в офф-лайновых СМИ с 27.07.2011 г. по 27.07.2014 г.

По данным UPmonitor (ЮПИмонитор)

27.07.2011-27.07.2012

27.07.2012-27.07.2013

27.07.2013-27.07.2014

27.07.2014-27.07.2015

В краю свободомыслия и самодостаточности

Коротко говоря, первый год владычества для Кирилла выдался весьма насыщенным в плане административно-хозяйственных и управленческих дел. Но активность нового владыки носила более внутрицерковный характер, редко проявляясь в делах мирских, связанных с событиями и людьми, цепляющими внимание журналистов «по умолчанию». Видимо, поэтому имя митрополита Кирилла в первый год служения и управления нечасто попадало в сферу внимания светских офф-лайновых СМИ. Достаточно сказать, что сама тема преобразования епархии в митрополию практически не попала в медиа-повестку.

А первым упоминанием о новом главе Екатеринбургской и Верхотурской митрополии стала скупая информация, появившаяся только три месяца спустя после его назначения на Урал. СМИ сообщали, что указом губернатора Свердловской области Александра Мишарина митрополит Кирилл включен в состав областной Общественной палаты в связи с прекращением полномочий своего предшественника (архиепископ Викентий в качестве митрополита Среднеазиатского уехал в Ташкент и место в ОП освободил).

Да и в дальнейшем упоминания о новом владыке или событиях, с ним связанных, были скупыми, сдержанными или на грани легкой, «покусывающей» критики. Справедливости ради надо сказать, что «покусывания» эти не были связаны с личностью самого митрополита, а скорее данью традиции - проверять нового человека «на прочность». Так, например, - Пояса Богородицы - в Екатеринбурге, упомянуты и беспорядки в очереди к реликвии, и режим наибольшего благоприятствования, созданный митрополией для VIP-верующих.

Интересно отметить, что в пресс-службе Екатеринбургской митрополии факт раздачи чиновникам спецпропусков подтвердили и пояснили. «Престарелые, беременные женщины, мамочки с детьми и инвалиды проходили с бокового входа (Свято-Троицкого собора - прим. UPmonitor). С южного входа заходили организаторы и сотрудники храма, на которых в эти дни легла огромная нагрузка. Да, были спецпропуска, которые достались чиновникам из городской и областной администраций. Их проводили так потому, что чиновникам не дозволено стоять в очереди весь рабочий день. Иначе их будут ругать еще больше», - цитировали сотрудника пресс-службы митрополии СМИ. Такая политика разумной открытости для СМИ и, соответственно, светского общества началась не при Кирилле, но при нем продолжилась. И это постепенно меняло градус отношений к "новенькому".

А в первых числах декабря губернатор Свердловской области попадает в ДТП и оказывается на больничной койке. И СМИ сообщают о молебнах во здравие губернатора, объявленных в православных храмах, и приводят слова митрополита Кирилла: «Жизнь человека - это постоянная опасность. Каждый ходит под богом. Я надеюсь на то, что эти молитвы церкви будут услышаны и Александр Сергеевич в здравии и благополучии вернется к своей прежней деятельности».

Вообще с самого начала своего служения владыка Кирилл не уклонялся от высказывания собственного мнения по злободневным вопросам, но не как политик или частное лицо, а именно как пастырь православных. И мнение это было сформулировано четко и однозначно, без скидок на политическую конъюнктуру или распределение мнений в группах влияния. Так, правящий митрополит неоднократно и последовательно поддерживал предложение о переименовании центральных улиц Екатеринбурга. «Я сегодня шел Крестным ходом по улицам нашего города - красивый город, сколько зданий старинных сохранилось! Идем мы Крестными ходами по улице Розы Люксембург, Карла Либкнехта, пересекаем улицу Карла Маркса, идем по проспекту Ленина - и можно еще перечислять. Имена кровопийц, богохульников и террористов не должны «украшать» наши улицы - это однозначно», - Эти же взгляды в разной форме он высказывал и впоследствии. И этой манерой поведения он также попал в резонанс с жителями области вне зависимости от их вероисповедания.

Сравнивая паству в месте своего прежнего служения, в Ярославской епархии, с уральцами, митрополит отмечает внутреннюю свободу жителей Свердловской области, их готовность отстаивать свои мнения и суждения: «Здесь люди более свободомыслящие, менее зацикленные на какие-то стандартные вещи, самодостаточные в значительной части. Поэтому они живут так, как и часто о себе заявляют». Сам владыка Кирилл ведет себя в соответствии со своим суждением о пастве: провожает в крестный ход байкеров и считает неприемлемым освобождение богохульников из группы Pussy Riot от наказания. «Я считаю, что если их держат так долго, то для этого есть основания. По-моему для них безопасней находиться там, потому что люди есть разные, по-разному могут отреагировать на такие поступки».

Строительство храмов, выстраивание отношений

Элиты Свердловской области и при первом губернаторе, и при последующих были не просто лояльно, а даже деятельно-доброжелательно настроены в отношении РПЦ. Но без контактов на личном уровне, подкрепленных взаимным доверием и заинтересованностью в успешности партнера, в Свердловской области сарайчик не построишь, не то, что новый храм. Второй год владычества митрополита Кирилла был отмечен знаковыми событиями, служившими для квалифицированного наблюдателя подтверждением того, что врастание владыки в областной истэблишмент состоялось.

В январе 2013 митрополит Кирилл освящает «часовню детских душ». Первый на Урале храм, построенный на средства православных христианок, потерявших детей. «В Екатеринбурге появилась уникальная для Свердловской области часовня - «часовня детских душ», так ее уже называют в народе. Возвели ее в честь вифлеемских младенцев, убитых царем Иродом после рождения Христа. Здесь смогут помолиться кающиеся в абортах, матери, попавшие в кризисную ситуацию, а жертвы постабортного синдрома получат помощь», - сообщают СМИ.

В феврале переливы колоколов на перекрестке улиц 8 Марта-Малышева в Екатеринбурге возвестили об открытии Максимилиановского храма, более известного как «Большой Златоуст». В 1930 году большевики взорвали храм. Спустя 76 лет, в 2006 году начали его восстановление. Внешне этот храм - точная копия того, который на этом месте разрушили.

А первым храмом, построенным при новом владыке "с нуля", стала деревянная борисоглебская церковь на краю Пионерского поселка. И это тоже символично. Владыка и благодетели мечтают о роскошном храмовом комплексе во имя святых русских князей, и начинают с малого - на что пока Бог сил дал. При этом само возникновение нового храма (в том районе, где ближайшая церковь - кладбищенская всесвятская) стало логичным продолжением негромкой, но большой благотворительной деятельности, которую ведут сподвижники митрополита.

Одновременно в епархии заявляют о том, что остается актуальной идея восстановления еще одного знакового для города объекта - Храма святой Екатерины. Начать восстановление хотели еще в 2010 году, но часть горожан приняла идею в штыки, "коллективный чернецкий" инспирировал даже акции протеста. (Много позже олигарх Андрей Козицын, один из виднейших благодетелей РПЦ, метко обозвал антиклерикальную активность промэрской части элит: "ходят вокруг ржавого фонтана"). Митрополит Кирилл, озвучив публично, на пресс-конференции, точку зрения РПЦ, все же признает, что тема строительства на площади Труда стала своеобразным "яблоком раздора". В епархии своей задачей видят подготовить общественное мнение, чтобы исключить раскол и протестные движения со стороны горожан, заявил он.

Летом 2013 года Екатеринбург посещает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И вопрос о строительстве храмов в Екатеринбурге впервые ь: «Не обошла тема увеличения количества православных храмов и Екатеринбург, который на неделе посетил Патриарх Кирилл. Как сообщается, в городе планируется построить 14 храмов. Предложение о возведении церквей уже направлено в городскую администрацию. По словам митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного), существующих в городе 32 храмов недостаточно. Между тем увеличение количества лишь одних церквей вызывает беспокойство представителей других религиозных традиций. В частности, несколько лет назад было приостановлено строительство мечети», - сообщают общенациональные СМИ.

Впрочем, на областном уровне беспокойства со стороны представителей других конфессий замечено не было. И решение областных властей передать епархии РПЦ Храм-на-Крови особого ажиотажа ни у мусульман, ни у иудеев, ни у представителей других христианских конфессий как-то не вызвал. Решение лишь подкрепило имидж Свердловской области, как территории веротерпимости и сотрудничества верующих при наличии сильной позиции епархии РПЦ и ее руководителя.

Светский офф-лайн даже с некоторым облегчением комментировал факт передачи, дескать, наконец-то объект перейдет в руки тех, кому и должен принадлежать. Согласитесь, странно было бы, если бы резиденцию губернатора, например, содержала епархия. Вспоминали, конечно, сколько денег из фонда губернаторских инициатив (был такой при Эдуарде Росселе) истратили на храм (по некоторым оценкам до 150 млн. рублей). Как и ежегодную нагрузку на областной бюджет, содержание храма обходилось почти в 5 млн. рублей. Теперь деньги должна была искать церковь. Владыка Кирилл прокомментировал "передаточное" постановление Заксобрания Свердловской области в свойственной только ему манере: «Нам люди помогают, с Божьей помощью все будет хорошо. Это вопрос не экономического порядка, а духовного».

Кстати, о том, что противостояние городских и областных властей - вопрос уже не политического порядка, а тоже духовного, патриарх Кирилл намекнул во время закрытого приема в Доме Севостьянова. Очевидцы, рассказывают, что в адрес присутствоваших сити-менеджера Александра Якоба и тогдашнего главы Екатеринбурга Евгения Порунова предстоятель РПЦ отпустил пару вполне прозрачных намеков. Но тогда в Екатеринбурге была предвыборная пора - шикарный политический ход владыка Кирилл сделает через год, о чем чуть ниже.

Если продолжить говорить языком цифр, то количество упоминаний митрополита Кирилла на втором году его служения возросло в 5 раз. И, как показали дальнейшие события, это был не предел.

Рука об руку, но иногда и поперек

Духовная и светская власти обречены на взаимодействие. И если не на взаимопонимание, то хотя бы на нейтралитет, иначе общество будет расколото, а гражданско-религиозные войны - это совсем не то, что необходимо сегодня России. Впрочем, в Свердловской области даже тени возможности развития подобного сценария не было, нет, и не предвидится. Владыка Кирилл как главный кормщик православных христиан в регионе далеко не всегда согласен с действиями светских властей на все сто процентов, но уважение вызывает верность своим высказываниям, редкая среди представителей правящих элит.

Взять хотя бы громкое «дело Маленкина». Вице-президента фонда «Город без наркотиков» задержали по «тяжелой» статье (в последствие устоявшей в суде и обернувшейся реальным сроком лишения свободы). В защиту соратника, как и ожидалось, выступил глава Екатеринбурга и основатель фонда Евгений Ройзман. И - митрополит Кирилл. Священнослужитель заявил, что уверен в невиновности подозреваемого еще тогда Маленкина и не брал свои слова обратно ни тогда, ни потом. А ведь с какой яростью антиклерикалы бросались на православного владыку из-за площади Труда, с такой же вполне лояльные СМИ вцепились в иерарха за посещение в тюрьме соратиника Ройзмана. Недоумевавшему пулу главных редакторов ведущих СМИ ("Почему его высокопреосвященство ездил в тюрьму к Маленкину?!") в окружении митрополита ответили смиренно и с юмором: "Владыка же христианин, отчасти". Великолепное чувство юмора - еще одна отличительная черта владыки Кирилла. Его предшественник представлялся суровым и нелюдимым. Екатеринбургский митрополит, хоть и родился в Пермском крае, всю жизнь служил в центральной России - Владимир, Тула, Ярославль. Переехав на Урал, он обаял местную знать, как прекрасный коммуникатор, доброжелательный переговорщик, хлебосольный гостеприимец и тонкий тамада. Судачат, что митрополит обидчив (но отходчив), местные интернет-таблоиды хлебом не корми - дай посмаковать, как владыка то "поссорился с губернатором", то "помирился с губернатором". Но, как опытный руководитель (в светском значении этого слова), митрополит Кирилл в конечном счете заботится о главном: чтобы церковь (в семиотическом понимании этого слова) строилась.


И к чести журналистов офф-лайновых СМИ, негромкие, не пафосные проекты не остаются незамеченными, дополняя современный образ РПЦ и митрополита Кирилла в зеркале СМИ.

Вот далеко не полный перечень того, что было сделано для города и области за последние два года (это без учета богатых благотворительных традиций - как заложенных еще при Викентии, так и зародившихся при Кирилле). В храмовом комплексе Ганина Яма открылся паломнический центр. Есть где переночевать, есть где остановиться, есть где покушать, чтобы было больше времени отдать Богу. Для верующих в гостиничном комплексе одно-, двух- и трехместные номера, конференц-зал. Скоро заработает трапезная. При этом сохраняется и бесплатное размещение.

Мигрантов в Свердловской области начали знакомить с православными традициями и нормами поведения в российском обществе. Областное подразделение Федеральной миграционной службы заключило соглашение с епархией. Согласно документу стороны намерены содействовать «развитию взаимопонимания между местным населением и мигрантами», а также вести работу по предотвращению межнациональных конфликтов.

Со своей стороны областные власти готовы И снова соглашение, на этот раз с МУГИСО. На баланс Екатеринбургской епархии переданы 28 храмов Свердловской области. «Теперь областные власти и члены свердловского духовенства будут сообща восстанавливать объекты культурного наследия региона. Часть из них требует восстановления и более пристального внимания, как со стороны государства, так и епархии. Отметим, что это соглашение позволит возродить многие православные святыни Свердловской области, о чем неоднократно говорил губернатор Евгений Куйвашев», - сообщают СМИ.

Кстати, это соглашение купирует и возможные протестные настроения со стороны защитников памятников старины. Объекты получат паспорта для надлежащего выполнения ремонтных работ, чтобы заранее соблюсти все тонкости требований законодательства в отношении памятников.

В марте 2014 года на Урале появился первый бэби-бокс. И не где-нибудь, а в специально отведённом помещении при храме святителя Иннокентия Московского в самом центре Екатеринбурга. Средства на изготовление оборудования, доставку и монтаж были собраны неравнодушными жителями областного центра и других городов России, которые поддержали проект Центра защиты материнства «Колыбель» при отделе социального служения Екатеринбургской епархии.

«В день открытия бэби-бокса будет совершён молебен, который возглавит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл», - сообщали СМИ. Этот первый бэби-бокс - как наглядное подтверждение тезиса, что вера без дел мертва. И наряду с «часовней детских душ», где матери могут помолиться за абортированных детей, есть бокс в храме, куда можно отдать нежеланного, но все-таки не абортированного ребенка.

На этом информационном фоне о том, что в Свердловской области светская и религиозная власть идут рука об руку выглядит как констатация факта, а не предвыборный лозунг.

По словам губернатора, одним из зримых символов нового союза церкви и государства стал уникальный проект по возрождению православных святынь города Верхотурья - старейшего города на территории Среднего Урала. «Радует, что в Свердловской области православие и власть идут рука об руку, помогают друг другу. Я хочу всем сказать и вам, владыка, никогда, ни при каких обстоятельствах наша власть, по крайней мере, пока здесь губернатор Куйвашев, никогда не будет в противоречиях с православной церковью», - заявил глава региона.

При этом митрополит Екатеринбургский и Верхотурский очень тонко чувствует грань между компетенциями РПЦ и функционалом светской власти, сам старается не поддаваться соблазну спекулятивного политиканства и других окорачивает. Взять хотя бы больную тему событий на Украине. В марте 2014 года в Екатеринбурге прошел многочисленный, поразивший даже самих клириков .

Более 3 тыс. верующих прошли мимо консульства Украины, чтобы молитву о мире услышали и там. Однако участники хода отказались от каких-либо плакатов или лозунгов, они несли только православные хоругви. И, как подчеркнул владыка Кирилл, «это не политические события, это не политика, это жизнь! Там живут родственники, братья, сестры. Это проблема, которая не заканчивается границей».

Но когда один из священнослужителей епархии не сдержался и допустил политические высказывания, владыка отреагировал мгновенно: высказывания дезавуировал, священника наказал. Протоиерей Владимир Зайцев, провожая роту уральских добровольцев на Украину, призвал их «бить фашистскую мразь». И тут же был отрешен от служения и отправлен на покаяние в монастырь. Впрочем, владыка освободил протоиерея досрочно - в связи с деятельным раскаянием. Митрополит Кирилл объяснил, почему наказал и простил священника: «Отец Владимир - хороший человек, умный и неравнодушный, но это не значит, что он не может совершить ошибку», - цитировали владыку СМИ. Позиция Церкви по поводу конфликта на Украине, напомнил митрополит, остаётся прежней: «священники не одобряют насилия» и молятся за то, чтобы «кровопролитная междоусобная война закончилась».

Не кровопролитная, слава Богу, но вполне себе междусобная война между властями Екатеринбурга и Свердловской области не закончится, наверное, никогда. Для владыки такая политическая архитектура региона была, очевидно, в диковинку. Он привыкал к ней почти четыре года. Областные руководители и в церковь ходят, и на мероприятия епархии, и в гости к митрополиту. А про городских православный иерарх рассудил, вероятно, по пословице про гору и Магомета - и (впервые в истории) самолично пришел в Думу Екатеринбурга, выступил там и на вопросы ответил. Вот тот самый шикарный ход! Естественно, что и про парадигму "храм-фонтан" спрашивали. Как не спрашивать, если председатель гордумы Евгений Ройзман сам определиться не может: то ли он православный, то ли все-таки не крещеный; то ли он за храм, то ли за референдум о его восстановлении. В общении с депутатами, судя по отражению в офф-лайновых медиа, пастырь был благостен, но когда речь зашла о том, что не надо восстанавливать на прежнем месте градообразующий храм св. Екатерины, отреагировал жестко: давайте тогда Екатеринбург обратно в Свердловск переименуем, и закроем вопрос!

Стоит отметить и еще одну черту митрополита Кирилла, как ньюсмейкера: он в хорошем смысле слова традиционалист. Такое церковно-светское мероприятие, как Царские дни, например, из года в год проводится в Свердловской области, привлекая в регион не только верующих, но и просто туристов. В этом году, по данным епархии, только крестный ход привлек порядка 60 тыс. участников, паломники приехали из 10 стран, и самой яркой стала делегация японских самураев.

«Они в общей колонне прошли весь путь. Японцы приехали из региона Сацума, где их предки 110 лет назад принимали будущего императора Николая II. Японцы выполнили обещание, данное цесаревичу сацумским князем, и лично приехали почтить память императора», - сообщили в епархии. Отметим, что впервые Царские дни получили широкое освещение на федеральных телеканалах. Конечно, это совпало с попыткой реанимации монархической темы в общенациональной повестке (тут и фейковые наследники престола с фейковым же обращением к Кремлю, и прокурор Крыма Поклонская с изысканиями о законности отречения Николая II). Но, согласитесь, поминовение семьи Романовых в Екатеринбурге стало настолько масштабным, что и без этих мотивов федеральные СМИ пройти мимо уже не могут.

Самураям пришлось добираться до Екатеринбурга более ста лет. Митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу потребовалось всего четыре года для того, чтобы от единичных упоминаний в офф-лайновых СМИ перейти в категорию персон, устойчиво входящих в топ-100 (по версии UPmonitor). А это в регионе, где, по признанию самого владыки, «люди более свободомыслящие, менее зацикленные на какие-то стандартные вещи, самодостаточные в значительной части» и живут так, как о себе заявляют - отличный результат.

Биография:

Родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области в рабочей семье.

В 1978 г. окончил среднюю школу.

25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне - митрополит Тульский и Ефремовский) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. - во иеромонаха.

В 1986 г. окончил Московскую духовную семинарию по сектору заочного обучения.

С 26 октября 1980 г. по 6 мая 1981 г. служил в сане иеродиакона в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира. С 6 мая 1981 г. по 1 июня 1982 г. - клирик Свято-Троицкого собора г. Александрова Владимирской области. С 1 июня 1982 г. по 19 марта 1984 г. - настоятель Свято-Никольского храма г. Киржача, благочинный церквей Киржачского округа.

7 апреля 1984 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе г. Владимира возведен в сан архимандрита.

С 19 марта 1984 г. по 10 июня 1987 г. - настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный церквей Владимирского округа.

С 10 июня 1987 г. по 7 июля 1989 г. - настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинева, секретарь митрополита Кишиневского и Молдавского, благочинный церквей Кишиневского округа.

Член Поместных Соборов 1988 и 1990 гг.

С 7 июля 1989 г. по 9 октября 1995 г. - клирик Тульской епархии, секретарь митрополита Тульского и Белевского, благочинный церквей Тульского городского округа. С 9 октября 1995 г. по 1 января 2000 г. - настоятель Свято-Никольского (на Ржавце) храма г. Тулы. С 15 марта 1999 г. по 15 марта 2000 г. - настоятель Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы.

С 1 октября 1998 г. - ректор пастырских курсов при Тульском епархиальном управлении; с 7 марта 2000 г. пастырские курсы преобразованы в Тульское духовное училище, а 6 октября 2001 г. училище преобразовано в Тульскую духовную семинарию с 5-ти летним сроком обучения.

26 февраля 1998 г. решением Священного Синода избран епископом Богородицким, викарием Тульской епархии.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии. Также определением Синода (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и назначен ректором Екатеринбургской духовной семинарии.

C декабря 2011 г. по март 2012 г. и с мая 2013 г. по январь 2014 г. - временный управляющий Каменской епархией.