Проверочный тест по курсу «Общее языкознание. Олеся юдаева - тесты по дисциплине "введение в языкознание" Полисемия – это

Пособие представляет собой сборник обучающих тестов по дисциплине "Введение в языкознание". Тестовые задания разработаны с учетом структуры и содержания базовых учебников и учебных пособий по изучаемой дисциплине. Задания даются в формализованном виде, и к ним предлагаются три варианта ответов. Правильным является лишь один.

Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.

Олеся Владимировна Юдаева
Тесты по дисциплине "Введение в языкознание"

Предисловие

Курс "Введение в языкознание" является пропедевтической лингвистической дисциплиной, призванной дать отправную методологическую и общетеоретическую базу для формирования широкого филологического кругозора будущих переводчиков. Давая обучаемым научные представления о сущности языка, его месте в системе культурно-значимых средств коммуникации, о способе научного представления и описания языка, о соотношении истории общества и истории языка, языка и мысли, языка и культуры, раскрывая прикладные вопросы языкознания, этот курс способствует развитию научного мировоззрения обучаемых в результате усвоения теоретических знаний о языке и выработке практических навыков владения иноязычной речью.

Таким образом, курс "Введение в языкознание" тесно связан с изучением частного языкознания (теоретической фонетики, лексикологии и фразеологии, теоретической грамматики, истории и стилистики изучаемого языка) и практическим освоением иностранных языков, причем связь эта носит двусторонний характер. Курс "Введение в языкознание" на начальном этапе обучения создает теоретическую базу для изучения теории и практики иностранных языков и создает предпосылки для дальнейшего лингвистического развития и профессионального совершенствования студентов.

Современная система образования предполагает постоянный мониторинг процесса усвоения студентами теоретических основ изучаемых дисциплин. Как показывает практика, во многих образовательных системах не только нашей страны, но и за рубежом сегодня активно применяется такой метод контроля, как тест. К числу его несомненных достоинств следует отнести оперативность в применении, относительно небольшие трудозатраты в обработке, объективный характер критериев оценки и др.

Данное пособие представляет собой сборник обучающих тестов по дисциплине "Введение в языкознание".

Тестовые задания разработаны с учетом структуры и содержания базовых учебников и учебных пособий по изучаемой дисциплине.

Использование сборника преподавателями и обучаемыми дает возможность решать конкретные учебные задачи:

– диагностическую, которая проявляется в получении первичной информации о качестве знаний, умений и навыков, психологических качествах обучаемых для принятия правильных решений;

– обучающую, которая реализуется при использовании заданий в тестовой форме для выявления пробелов в знаниях, их закрепления, обретения умения работать с тестами;

– развивающую, которая проявляется в дополнительной рефлексии и мотивации обучения по результатам промежуточного тестирования;

– организующую, которая проявляется в изменении преподавателем структуры учебного процесса с опорой на тестовые методы;

– воспитательную, связанную с повышением учебной мотивации, формированием как ответственности за результаты учебы, так и установок на сотрудничество, самоорганизацию и самоподготовку;

– управленческую, которая связана с анализом результатов тестирования и принятием решений для повышения уровня учебных достижений.

Задания даются в формализованном виде, к ним предлагаются три варианта ответов. Правильным является лишь один.

Пособие включает в себя тесты по основным разделам введения в языкознание и ключи.

Данные тесты могут быть использованы как преподавателями, так и студентами.

Тема 1 Общие сведения о языкознании и языке как средстве общения

1. Языкознание – это

1) наука о словарном составе языка, его лексике

2) наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка

3) интегративная наука, изучающая механизмы порождения и восприятия речи

2. Интерес к изучению языка возник в

1) Германии в XIX в.

2) России в XVIII в.

3) Древней Индии 3 тыс. лет назад

3. Научное языкознание зародилось в

1) начале XIX в.

2) III в. до н. э.

3) Средние века

4. Раздел языкознания, изучающий конкретный язык с целью его использования как средства общения, – это

1) частное языкознание

2) теоретическое языкознание

3) практическое языкознание

5. Раздел языкознания, изучающий теорию языка: сущность языка как системы, языковые единицы и отношения между ними, правила комбинаторики и т. д., – это

1) прикладное языкознание

2) теоретическое языкознание

3) практическое языкознание

6. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением одного языка или группы языков, – это

1) частное языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

7. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением языка вообще, его природы, происхождения, функционирования, – это

1) частное языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

8. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением состояния языковой системы в определенный момент ее развития, – это

1) диахроническое языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

9. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением развития языковой системы во времени, – это

1) диахроническое языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

10. Речь – это

1) конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или графическую форму

2) знаковая система, служащая основным средством общения

3) намеренное построение художественного повествования в соответствии с принципами организации языкового материала и характерными внешними речевыми приметами

I вариант

1. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

2. Когнитивная функция языка – это способность

B) выражать внутреннее состояние говорящего

C) служить средством общения

3. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

4. Элементарная минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

5. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

6. Грамматика Пан́ини излагает

A) грамматическую систему санскрита

B) лексическую систему санскрита

C) фонетическую систему санскрита

D) стилистические особенности санскрита

7. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

B) VII – VIII в.

8. Парадигматика – это

9. У истоков отечественной психолингвистики стояли

A) И. А. Бодуэн де Куртене, С. Карцевский

B) В. В. Виноградов, Л. В. Щерба

C) Ф. Ф. Фортунатов, Ф. И. Буслаев

D) Л. С. Выготский, А. М. Леонтьев

10. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

11. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт



D) Г. Штейнталь

12. Представители бихевиористского направления в психологии

C) не имеют никакого отношения к становлению психолингвистики

13. «Общая рациональная грамматика», разработанная учеными-монахами «По́р - Рояля» опиралась на

B) философию

C) психологию

D) естествознание

14. Национальный билингвизм характерен для такой языковой ситуации, когда

A) граждане страны используют разговорный и литературный язык

B) граждане страны знают родной диалект и национальный язык

C) в стране живут люди разных национальностей

D) в стране используются два языка в качестве государственных

15. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими языкового закона

D) эмпиризм и индуктивизм

16. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

B) А. Мейе, Л. Блумфильд, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, Л. Ельмслев

17. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит известному лингвисту

A) Ш. Балли

C) Ф. де Соссюру

D) Ж. Вандриесу

18. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Шахматов

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

19. Московская лингвистическая школа является представителем

A) логического направления в языкознании

B) формального направления в языкознании

C) психологического направления в языкознании

D) социологического направления в языкознании

20. Лингводидактика – это

II вариант

1. Диахронические универсалии – это

A) грамматические универсалии, представленные в древних языках

B) общие тенденции в развитии различных языков

C) история формирования и развития одной из синтаксических категорий

D) семантические универсалии, утратившие свое значение

2. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Бодуэна де Куртене

B) Е. Д. Поливанова

C) Н. В. Крушевского

D) В. А. Богородицкого

3. В чем сущность концепции Н. Хомского?

A) Переход языка из предметной формы в форму деятельности

B) Надиндивидуализация речевой деятельности

C) Представление об универсальности врожденных правил оперирования языком

D) Речевая деятельность как один из видов человеческой деятельности

4. Пиджин возникает в результате

B) исчезновения какого-либо языка для его замены

D) массовых межэтнических контактов

5. «Новое учение о языке» разработал

A) В. В. Виноградов

B) И. И Мещанинов

C) Н. Я. Марр

D) Л. В. Щерба

A) модальность, время, лицо

B) время, лицо

C) модальность, лицо

D) модальность, время

7. Лингводидактика – это

A) педагогическая дисциплина, занимающаяся развитием речи ребенка

B) научная дисциплина, занимающаяся описанием системы языка и его единиц в учебных целях

C) лингвистическая дисциплина, занимающаяся становлением языковой способности

D) дисциплина, разрабатывающая проблемы высшего образования

8. Возникновение народностей связано с

A) развитием производительных сил общества

B) заменой прежних племенных связей территориальными связями

C) появлением частной собственности и распадом первобытнообщинных отношений

D) развитием производительных сил общества, появлением частной собственности, распадом первобытнообщинных отношений и заменой прежних племенных связей территориальными связями

9. Деление человечества на расы полностью связано с делением населения

A) территориальным

B) этническим

C) социальным

D) религиозным

10. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

A) А Леонтьев

B) Дж. Миллер

C) Л. В. Щерба

D) Л. С. Выготский

12. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

13. Московская лингвистическая школа представляет

14. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

15. Деятельность Пражского лингвистического кружка связана с

A) дескриптивной лингвистикой

B) глоссематикой

C) социолингвистикой

D) функциональной лингвистикой

16. Теорию психолингвистической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Потебня

C) А. А. Шахматов

D) Ф. И. Буслаев

17. Языки, используемые для межнационального общения, - это

A) африкаанс, суахили

B) английский, русский

C) литовский, армянский

D) китайский, монгольский

18. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт

D) Г. Штейнталь

19. Когнитивная функция языка – это способность

A) выражать внутреннее состояние говорящего

B) служить средством общения

C) воздействовать на адресат речи

D) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

20. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) общее языкознание

D) филология

III вариант

1. Заслугой младограмматиков является

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм, подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

2. Учение о языке как категории живых организмов принадлежит

A) Г. Штейнталю

B) А. Шлейхеру

C) В. фон Гумбольдту

D) Г Курциусу

3. Происхождение любого языка необходимо рассматривать с

A) культурой носителя данного языка

B) ментальностью самого народа

C) общественно-экономическим развитием народа

D) историей самого народа - носителя данного языка

4. Большинство отечественных исследователей синхронии и диахронии исходили из тезиса

A) синхрония и дахрония находятся в резкой оппозиции друг к другу и потому сохраняют свою специфику

B) синхрония и диахрония, постоянно взаимодействуя, теряют свою специфику

C) синхрония и диахрония постоянно взаимодействуют, сохраняя свою специфику

D) противопоставление синхронной и диахронной точек зрения совершенно абсолютно и бескомпромиссно

5. В числе основоположников социологического напавления были

A) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

B) Р. Раск, Ф. Бопп, В. фон Гумбольдт

C) Г. Штейнталь, А. Шлейхер

D) А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов

6. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, с функциями языка, занимается

A) языкознание

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

7. Зарубежная психолингвистика возникла в

A) начале XX века

B) 70 – е годы XX века

C) 50 – е годы XX века

D) конце XIX века

8. Сознание - это

A) проявление языковой способности

B) высшая форма психического отражения действительности

C) одна из сторон взаимосвязи языка и мышления

D) самореализация языковой личности

9. В чем заключается сущность мышления?

A) Мышление есть сущность человеческого мозга

B) Качество любого естественного языка

C) Система выражения смысла слов

D) Свойство искусственного языка

10. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

11. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Н. В. Крушевского

B) В. А. Богородицкого

C) Е. Д. Поливанова

D) Бодуэна де Куртене

12. Пиджин возникает в результате

A) сознательной деятельности человека

B) массовых межэтнических контактов

C) постоянного контактирования двух языков

D) исчезновения какого-либо языка для его замены

13. Деление человечества на расы связано с делением населения

A) этническим

B) территориальным

C) религиозным

D) социальным

A) время, лицо

B) модальность, лицо

C) модальность, время, лицо

D) модальность, время

15. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

16. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознании

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

17. Основателем американского структурализма (дескриптивной лингвистики) является

B) Э. Сепир

C) Л. Блумфильд

D) Г. Глисон

18. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

19. Семантические классификаторы (ключи) указывали

A) какие гласные входят в состав слова

B) сколько в слове слогов

C) к какой смысловой сфере, области действительности относится данное слово

D) какие согласные входят в состав слова

20. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) совокупность культурных, образных и словесных знаков

B) систему знаков

IV вариант

1. Аналогия – это

A) грамматические изменения в языке

B) установление между единицами языка ассоциативной связи

C) уподобление одних элементов языка другим элементам того же уровня, более распространенным и продуктивным, или сближение таких элементов

D) изменение семантики слова по метафорическому типу

2. Основателем копенгагенского структурализма (глоссематики) является

A) Х. И. Ульдалль

B) К. Тогебю

C) К. Вернер

D) Л. Ельмслев

2. Учение о морфологической структуре слова было развито в трудах представителя Казанской лингвистической школы

A) В. А. Богородицкого

B) Н. В. Крушевского

C) И. А. Бодуэна де Куртене

D) А. И. Александрова

4. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

A) VII – VIII вв.

5. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. А. Шахматов

B) А. Х. Востоков

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

6. Коммуникативная функция языка - это способность

A) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

B) служить средством общения

C) выражать внутреннее состояние говорящего

D) воздействовать на адресат речи

7. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

8. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознание

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

9. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) парадигматическими

B) лингвистическими

C) синтагматическими

D) стилистическими

10. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит

A) Ш. Балли

C) Ж. Вандриесу

D) Ф. де Соссюру

11. Элементарная минимальная часть значения, его компонент - это

D) архисема

12. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) систему знаков

B) совокупность культурных, образных, словесных знаков

C) семиотическую систему вербальных и невербальных знаков

D) выразитель духа и характера народа

13. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

14. Представители бихевиористского направления в психологии

A) являются основными критиками психолингвистических теорий

B) внесли большой вклад в становление психолингвистики

C) не имеют никакого отношения к психолингвистике

D) отрицают саму возможность существования психолингвистики

15. Историко-культурный ареал - это

A) то же, что и языковой союз

B) объединение нескольких языковых союзов

C) объединение народов и их языков на основе общности культурно-исторических традиций, характера письменности, культурного пласта лексики и т. п.

D) объединение народов на основании этнического родства

16. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими звукового закона

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм и подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

17. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

A) А. Мейе, Л. Блумфильд, Л. Ельмслев

B) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

D) Ж. Вандриес, А. А. Шахматов

18. К первичным видам речевой деятельности относятся

A) говорение и чтение

B) чтение, письмо

C) письмо и аудирование

D) говорение и аудирование

19. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

20. Прагматика – это

A) специальная область, изучающая целесообразность использования тех или иных речевых конструкций

B) раздел языкознания, в котором изучается функционирование знаков языка в речи

C) направление, изучающее способы применения на практике достижений социолингвистики

D) дисциплина, изучающая правила поведения индивида в обществе

Правильные ответы отмечены " + "

1. Татарский язык относится к

а) индоевропейским,

Б) тюркским,

в) алтайским языкам.

2. Для агглютинативных языков характерна

а) многозначность аффиксов,

б) отсутствие суффиксов,

В) однозначность аффиксов.

3. Фразеологизм дойти до ручки – это

а) сращение,

Б) единство,

в) сочетание.

4. Слово зашквар – это

А) жаргонизм,

б) профессионализм,

в) диалектизм.

5. Японский язык использует

а) слоговую,

б) иероглифическую,

В) слоговую и иероглифическую письменность.

6. К способу выражения грамматического значения не относится

А) редукция,

б) супплетивизм,

в) редупликация.

Тест.7. Интерфикс служит для

а) связи между приставкой и корнем,

Б) соединения двух корней,

в) соединения суффикса и окончания.

8. Значение слова тарелка ‘летательный аппарат инопланетян’ образовано путем

А) метафорического переноса,

б) метонимического переноса

в) или является прямым.

9. Выделите ряд с языками только индоевропейской семьи:

а) греческий, армянский, баскский,

Б) греческий, латинский, санскрит,

в) латинский, арамейский, готский.

10. Одна из теорий происхождения языка носит название

А) теории трудовых выкриков,

б) теории совместной деятельности,

в) теории ритуального пения.

11. Единицей грамматики не является

а) морфема,

б) словосочетание,

В) фонема.

12. Марксистская теория происхождения языка связана с именем

а) Маркса,

Б) Энгельса,

в) Ленина.

13. Понятие языковая семья характерно для

А) генетической,

б) типологической,

в) лингвогеографической классификации языков.

14. Представление о языке как о знаковой системе заложил

а) Вильгельм Гримм,

Б) Фердинанд де Соссюр,

в) Михаил Ломоносов.

15. Гипотеза лингвистической относительности предполагает зависимость

а) языка от географического положения,

Б) мышления от языка,

в) языка от мышления.

16. На зарождение сравнительно-исторического языкознания повлияло исследование

А) санскрита,

б) китайских иероглифов,

в) языков народов Полинезии.

а) тексту,

Б) предложению,

в) словосочетанию.

18. Проблемами государственных языков занимается

а) этнолингвистика,

б) психолингвистика,

В) социолингвистика.

19 - Тест. Эвфемизм – это

а) территориально ограниченная лексика,

Б) нейтральное слово, заменяющее грубое или неуместное,

в) антоним анахронизма.

20. К числу мертвых относятся все языки в ряду

а) иврит, греческий, латынь,

б) санскрит, фарси, хинди,

В) латынь, готский, старославянский.

21. Главные способы выражения грамматического значения для аналитических языков:

А) порядок слов в предложении, служебные слова,

б) порядок слов в предложении, аффиксация,

в) аффиксация, супплетивизм.

22. Английский язык относится к числу

а) синтетических,

Б) аналитических,

в) полисинтетических языков.

23. В каком ряду названы представители структурализма?

А) Вилем Матезиус, Роман Якобсон,

б) Эдуард Сепир, Бенджамин Ли Уорф,

в) Николай Трубецкой, Александр Потебня.

24. К путям появления омонимов не относится

а) распад полисемии,

б) случайное совпадение в результате заимствования слова,

В) сознательная замена заимствования на исконное слово.

25. Транслитерация – это точное соотношение

а) между звуками двух языков,

а) между звуками одного языка и буквами другого,

Б) между знаками письменности двух языков.

Тест - 26. Диакритические знаки в письменности – это

а) знаки, уточняющие или изменяющие значения других знаков,+

б) синоним знаков препинания,

в) только знаки ударения.

27. Не относятся к устаревшей лексике

а) архаизмы,

Б) неологизмы,

в) историзмы.

28. Фразеологизм – единица

А) лексики,

б) морфологии,

в) синтаксиса.

29. Полисемия – это

а) многозвучность,

б) многосложность,

В) многозначность.

30. Не является общепризнанной языковой семьей

а) тюркская,

Б) ностратическая,

в) семито-хамитская.

Контрольные тесты

1. Общее языкознание изучает:

А) законы происхождения, развития, строения и функционирования конкретного языка;

Б) общие законы происхождения, развития, строения и функционирования языков.

2. Внутреннюю организацию языка изучают науки:

А) когнитивная лингвистика, контрастивная лингвистика, социолингвистика;

Б) фонетика, морфология, синтаксис, лексикология.

3. Процессы порождения и восприятия речи изучает:

А) социолингвистика;

Б) синтаксис;

В) психолингвистика.

4. Когнитивная лингвистика изучает…

А) процессы порождения и восприятия речи;

Б) взаимодействие языка и культуры;

В) процессы структурирования человеческого знания в языке.

5. Сравнительным изучением языков занимаются науки, входящие в раздел

А) интралингвистика;

Б) компаративистика;

В) экстралингвистика.

6. Языкознание относится к числу…

А) гуманитарных, общественных наук;

Б) естественных наук.

7. Основой для развития общей теории языкознания явилось…

А) сопоставительное языкознание;

Б) сравнительно-историческое языкознание;

В) когнитивная лингвистика.

1. Язык по своей сущности явление…

А) биологическое;

Б) социальное;

В) психическое.

2. Укажите неверное утверждение:

А) физические признаки человека не имеют отношения к языку;

Б) существование и развитие языка подчинено законам природы;

В) язык возникает и развивается только в коллективе людей.

3. Сущность языка проявляется в его свойствах:

А) выражать чувства и эмоции, влиять на психику людей, устанавливать контакт с собеседником, создавать художественных тексты;

Б) осуществлять выражение мысли, называть объекты и явления действительности, накапливать знания в словесной форме, быть средством познания мира, средством получения новых знаний.

4. Основная функция языка:

А) регулятивная;

Б) контактная;

В) коммуникативная.

5. Функция использования языка как средства влияния на психику

другого человека называется…

А) символической;

Б) регулятивной;

В) суггестивной.

1. Положение о том, что язык как система существует в сознании человека, а функционирует он в речи, обосновал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Ф. де Соссюр;

В) В. фон Гумбольдт.

2. Система знаков, которая хранится в мозгу человека, называется…

В) текст.

3. Л.В. Щерба предложил разграничить следующие аспекты языка:

А) речевая деятельность, языковая система, языковой материал;

Б) языковая система, речевая деятельность, языковая способность.

4. Укажите неверный вариант характеристики особенностей языка в сравнении с речью:

А) средство общения, явление социальное, относительно стабильная система знаковых единиц, независимая от ситуации и обстановки общения;

Б) процесс общения, явление физическое и физиологическое, вариантное, контекстно и ситуативно обусловленное.

5. Совокупность психологических и физиологических условий, которые обеспечивают говорение и понимание, называется…

А) речевой деятельностью;

Б) языковой способностью;

В) языковой компетенцией.

6. В каких основных аспектах проявляется языковая деятельность?

А) …в языковой системе и речи;

Б) …в говорении и понимании;

В) …в языковой системе, речи и тексте.

1. Язык животных…

А) передается по наследству, имеет ограниченный набор смыслов, однонаправленность коммуникации, закрытость;

Б) не передается по наследству, усваивается в результате обучения, передает любую информацию.

2. Искусственные языки создаются для того чтобы…

А) обеспечить приспособление к окружающей среде;

Б) передавать ограниченную информацию в определенных условиях;

В) дать людям простое, легко изучаемое средство международного общения.

3. В искусственных языках волапюк, интерлингва, эсперанто…

А) грамматика конструируется, а словарный состав заимствуется из естественных языков, частично видоизменяясь;

Б) грамматика и словарный состав конструируются по собственным правилам.

4. Отметьте те языки / азбуки, которые выполняют компенсаторную функцию:

А) дактилология;

Б) жестовая речь;

В) азбука Морзе;

Г) азбука Брайля.

5. К системе условных сигналов относятся:

А) светофор, химические формулы, сигнальные ракеты, язык цветов;

Б) жесты, мимика, физический контакт, паузы.

1. Укажите неверное утверждение: Мышление – это…

А) высшая форма отражения действительности;

Б) субъективная реальность;

В) объективная реальность.

2. Согласно теории вербальности мышления…

А) язык является материальной опорой мышления;

Б) мышление не связано с речедвигательным кодом.

3. Укажите неверное утверждение:

А) УПК имеет сенсорную природу;

Б) УПК содержит признаки словесного языка.

4. Кем впервые была высказана мысль о влиянии языка на мышление?

А) Ф. де Соссюром;

Б) В. фон Гумбольдтом;

В) Э. Сепиром.

5. По теории языковой относительности…

А) каждому языку соответствует своя логика мышления;

Б) развитие языка определяется обществом.

6. Каким термином обозначается совокупность зафиксированных в

единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития этого народа – а) когнитивная картина мира;

Б) языковая картина мира.

1. Согласно лингвистической теории Ф. де Соссюра языковой знак – это…

А) двусторонняя психическая сущность;

Б) односторонняя сущность.

2.Семиотика – это наука…

А) о знаковых системах в природе и обществе;

Б) специфике языковых знаков.

3. Укажите, какой из признаков знака указан неверно:

А) имеет идеальный характер;

Б) не связан с обозначаемым предметом причинной связью

В) обозначает нечто, находящееся вне него.

4. Согласно унилатеральной концепции знака

А) значение не является составной частью звуковой оболочки слова;

Б) значение входит в знак.

5. Между планом выражения системы языка и планом содержания существует

А) полное соответствие;

Б) асимметричное соотношение.

6. Укажите верное утверждение:

А) семиотика раскрывает один из аспектов языка – знаковый;

Б) языковой знак не отличается от множества других знаков.

1. Укажите неверное утверждение: Система – это…

А) сложное целое, состоящее из взаимозависимых и взаимообусловленных элементов и выполняющее единую функцию;

Б) совокупность связей и отношений между элементами.

2. В системе языка:

1) отношения иерархии отражают…

А) противопоставление единиц;

Б) вхождение простых единиц в более сложные, зависимость одних единиц от других;

2) в системе языка парадигматические отношения – это

А) отношения единиц, расположенных линейно, в высказывании;

Б) отношения в группе, образованной из единиц, имеющих сходства и

различия;

3) отношения мотивации отражают…

А) связь плана выражения и плана содержания;

Б) связь новой, производной единицы языка с исходной единицей.

3. Почему язык представляет собой гетерогенную систему? Исключите лишнее.

А) его образуют однородные элементы;

Б) его образуют неоднородные элементы;

В) в нем есть нерегулярные элементы.

4. Давление системы проявляется в том, что…

А) в системе есть нереализованные возможности;

Б) нерегулярные элементы стремятся подстроиться под типовые.

5. Чем определяется динамизм языковой системы? Исключите лишнее.

А) противопоставленностью языковой традиции и живой языковой практики;

Б) противоречием между системой и структурой языка в ходе его развития;

В) наличием вариативности элементов системы языка.

6. Какой уровень не является основным уровнем языка?

А) фонологический;

Б) лексический;

В) фономорфологический;

Г) синтаксический.

7. Какая модель языка характеризуется в определении: нечетко ограниченная совокупность системно организованных разнородных единиц, объединенных общим признаком или функцией:

А) уровневая модель языка;

Б) полевая модель;

В) ассоциативно- вербальная модель.

1. Фонетика как наука изучает…

А) звуки с точки зрения их смыслоразличительной функции;

Б) акустические и артикуляционные особенности звуков, изменение

звуков в речевом потоке.

2. Элементами фонологической системы языка являются

А) аллофоны;

Б) фонемы;

В) звуки.

3. Определение фонемы как звукового типа, в котором объединяются звуки, близкие на слух и по артикуляции, принадлежит…

А) московской фонологической школе;

Б) ленинградской фонологической школе;

В) лондонской фонологической школе.

4. Фонологическое содержание фонемы – это…

А) совокупность ее постоянных признаков;

Б) совокупность ее различительных (дифференциальных) признаков;

В) совокупность переменных признаков.

5. Основные типы оппозиций фонем описал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Н.С. Трубецкой;

В) Л.В. Щерба.

6. Структура системы фонем любого языка определяется…

А) привативными, одномерными, пропорциональными оппозициями;

Б) привативными, многомерными, изолированными оппозициями.

7. Просодический уровень языка образуют…

А) ударение и интонация;

Б) ударение, интонация и чередование звуков;

В) ударение и слоги.

8. В консонантных языках преобладают…

А) гласные звуки;

Б) согласные звуки.

9. Дистрибуция – это…

А) противопоставление фонем по парам;

Б) совокупность всех возможных окружений (сочетаний), в которых

встречается фонема.

10. Согласно теории силлабофонем фонема содержит…

А) образ слога;

Б) образ звука.

1. Морфология как часть грамматики изучает…

А) систему слов;

Б) систему грамматических категорий, грамматических средств.

2. Как называется иерархическая организация слов по корневым и словообразовательным морфемам?

А) словообразовательная подсистема;

Б) словоизменительная подсистема.

3. Традиционно части речи выделяются на основании…

А) синтаксического и семантического критериев;

Б) морфологического, синтаксического и семантического критериев;

В) морфологического критерия.

А) большие группы слов по словоизменительным аффиксам;

Б) система противопоставленных друг другу грамматических форм,

выражающих общее грамматическое значение.

5. Укажите, в каком ряду приведены только примеры лексикограмматических разрядов слов:

А) вид глагола, падеж существительного, качественные и относительные прилагательные;

Б) переходные и непереходные глаголы, одушевленные и неодушевленные существительные, качественные и относительные прилагательные.

1. Укажите, какой макрокомпонент слова несет информацию о наиболее общих и существенных признаках слова:

А) денотативный;

Б) коннотативный.

2. Укажите, какой макрокомпонент несет информацию об особенностях функционирования единицы в речи:

А) коннотативный;

Б) функциональный.

3. Для обозначения звуковой оболочки слова используется термин:

А) семема;

Б) лексема.

4. Какие из признаков слова не имеют абсолютной силы, то есть действуют не во всех языках:

А) фонетическая оформленность;

Б) грамматическая оформленность;

В) наличие значения;

Г) непроницаемость;

Д) воспроизводимость в речи.

5. Внутренняя форма слова – это…

А) элемент значения, отражающий признак, который был положен в

основу наименования предмета;

Б) совокупность отражаемых словом признаков предмета.

1. В основе системной организации лексики лежит…

А) семантика слов;

Б) системность мира.

2. Системность лексики проявляется:

А) в возможности объединения слов на основе семантики в группы;

Б) в многозначности слов.

3. Какое объединение слов характеризуется в следующем определении: большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом –

идентификатором, значение которого полностью входит в значение остальных слов группы:

А) тематическая группа;

Б) ассоциативная группа;

В) лексико-семантическая группа.

4. Укажите верное определение лексико-семантического поля:

А) совокупность большого числа слов разных частей речи, словосочетаний и фразеологизмов, относящихся к одной сфере действительности;

Б) совокупность слов разных частей речи, связанных в сознании человека с определенным словом – стимулом;

В) совокупность большого числа слов одной или разных частей речи,

объединяемых общим понятием.

5. Системная организация лексики в целом имеет…

А) иерархическую структуру;

Б) полевую структуру.

6. В характеристике основных особенностей лексической системы языка исключите лишнее:

А) многомерность;

Б) вариативность;

В) жесткость;

Г) открытость.

1. Изучением плана выражения предложения занимается…

А) конструктивный синтаксис;

Б) коммуникативный синтаксис.

2. Структурная схема предложения – это…

А) совокупность двух словоформ, выражающих субъект и предикат

Б) совокупность всех членов предложения.

3. Структурная схема является знаком…

А) пропозиции;

Б) предикативности;

В) модальности.

5. Модальность передает…

А) соотнесенность высказывания с моментом речи;

Б) отношение сообщаемого к действительности в плане возможности

Или невозможности осуществления.

6. В аспекте плана содержания позиционная схема предложения является знаком…

А) предикативности;

Б) пропозиции

7. Как называется совокупность семантических компонентов, описывающих ситуацию, о которой говорится в предложении:

А) пропозиция;

Б) позиционная схема

8. Как называется часть предложения, содержащая новую для собеседника информацию?

А) схема;

Г) пропозиция.

9. Укажите неверное утверждение:

А) актуальное членение предложения совпадает со структурным

членением;

Б) актуальное членение предложения – это смысловое членение

предложения на известную и новую информацию.

1. Диахроническое описание языка предполагает изучение…

А) изменений языка в границах одного и того же состояния;

Б) изменений языка в разные периоды времени.

2. Что понимается в диахроническом изучении языка под дифференциацией?

А) …процесс взаимодействия между диалектами одного языка или

Б) …социально обусловленное расслоение языка;

В) …исторически обусловленный процесс дробления языка на диа-

лекты или на отдельные родственные самостоятельные языки.

3. Звуковые законы…

А) фиксируют соответствия звуков в разные периоды развития одно-

го или нескольких родственных языков;

Б) отражают чередование звуков.

4. Самые древние части речи – это…

А) имя существительное и прилагательное;

Б) имя существительное и глагол;

В) глагол и наречие.

5. Самым древним типом предложения было…

А) двусоставное;

Б) односоставное;

В) односоставное безличное предложение.

6. В древнем предложении связь между словами осуществлялась…

А) при помощи союзов;

Б) при помощи примыкания;

В) при помощи примыкания и уподобления.

7. В развитии сложного предложения большую роль сыграли…

А) причастия и причастные обороты;

Б) выделение логического субъекта и предиката.

1. Отметьте внешние (экстралингвистические) факторы развития языка:

А) контакты языков;

Б) действие аналогии;

В) языковая политика;

Г) революции, войны;

Д) миграция населения;

Е) речевая экономия.

2. Закон экономии речевых усилий состоит…

А) в стремлении человека минимизировать умственные и физические

усилия в речевой деятельности;

Б) в стремлении языка включать каждый новый факт речи в определенную систему языковых форм.

3. В чем проявляется саморазвитие языка?

А) в борьбе противоположностей;

Б) в эволюционном развитии.

4. Самой подвижной подсистемой языка, отражающей изменения в

жизни общества, является…

А) словарный состав;

Б) грамматика;

В) словообразование.

5. Почему язык перестает развиваться, «умирает»? Исключите лишнее.

А) в связи с переменами в общественной жизни;

Б) в связи с тем, что распадается общность говорящих на нем людей;

В) в связи с тем, что язык утрачивает общественные функции.

6. С чем связан прогресс в развитии языка? Исключите лишнее.

А) …с изменением его внутренней структуры;

Б) …с расширением общественных функций языка;

В) …с развитием возможностей выразить новое содержание.

1. В чем проявляется двусторонняя связь языка и общества?

А) язык – необходимое условие существования общества;

Б) развитие языка определяется обществом;

В) язык возникает только в обществе, а существование общества

обеспечивается коммуникацией на базе языка.

2. Общенациональный язык существует в нескольких формах:

А) книжная и разговорная речь;

Б) литературный язык, диалекты, жаргон, просторечие;

В) научный, официально-деловой, публицистический, разговорный

3. Какой из признаков не является типичным для литературного языка:

А) устная форма существования;

Б) кодификация норм;

В) стилистическая дифференциация.

4. Литературный русский язык – это…

А) язык художественной литературы;

Б) строго нормированная форма языка;

В) книжный вариант русского языка.

5. К ненормативным формам языка относятся…

А) территориально ограниченная форма;

Б) литературный язык;

В) социальные диалекты;

Г) просторечие.

6. Основная сфера функционирования территориально ограниченной

А) научная сфера;

Б) обиходно-бытовое общение;

В) публицистика.

7. Чем обусловливается социальная дифференциация языка?

А) …наличием территориальных диалектов;

Б) …социальной дифференциацией общества;

В) …языковыми контактами.

8. Каковы последствия коренных общественных изменений (война,революция) для развития языка? Исключите лишнее.

А) расширение сферы использования литературного языка;

Б) демократизация языка;

В) обновление политической лексики и фразеологии;

Г) смещение диалектных границ;

Д) языковой пуризм.

9. Как называется совокупность политических, юридических, адми-

нистративных и экономических мер, предпринимаемых государством для

целенаправленного развития языка?

А) языковая политика;

Б) языковая ситуация.

Ключ к тестам

Тест № 1: 1б, 2б, 3в, 4в, 5б, 6а, 7б. Тест № 2: 1б, 2б, 3б, 4в, 5в. Тест № 3:

1б, 2б, 3а, 4б, 5б, 6в. Тест № 4: 1а, 2в, 3а, 4а, б,г; 5а. Тест № 5: 1в, 2б, 3б,

4б, 5а, 6б. Тест № 6: 1а, 2а, 3а, 4а, 5б, 6а. Тест № 7: 1б; 2: 1)б; 2)б; 3)б; 3б,

4б, 5в, 6в, 7б. Тест № 8: 1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9б,10а. Тест № 9: 1б,

2а,3б, 4б, 5б. Тест № 10: 1а, 2б, 3б, 4б, г; 5а. Тест № 11: 1а, 2а, 3в, 4в, 5б,

6в. Тест № 12: 1а, 2а, 3б, 4в, 5а, 6б, 7а, 8в, 9а. Тест № 13: 1б, 2в, 3а, 4б,

5в, 6в, 7а. Тест № 14: 1а, в, г, д; 2а, 3а, 4а, 5а, 6а. Тест № 15: 1в, 2б, 3а, 4б,

Основная литература

1. Попова З.Д. Общее языкознание: учеб. пособие / З.Д. Попова,

И.А. Стернин. – М. : АСТ: Восток–Запад, 2007. – 408 с.

2. Введение в языкознание: курс лекций – Воронеж: Истоки, 2004. – 154 с.

3. Практикум по курсу «Введение в языкознание»: учеб. пособие / сост.

О.Н. Чарыкова. – Воронеж: Истоки, 2008. – 58 с.

4. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 1: Общие проблемы языка: учеб.-метод.

пособие / сост. Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,

2004. – 36 с.

5. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 2: Система языка: учеб.-метод. пособие / сост.

Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 44с.

Дополнительная литература

1. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И.Н. Горелов,

К.Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2002. – 256 с.

2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типоло-

гия языков: учеб. пособие / Н.Б. Мечковская. – 2-изд. – М. : Флинта:

Наука, 2001. – 312 с.

3. Стернин И.А. Язык и мышление: учеб.-метод. пособие / И.А. Стернин. –

Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – 23 с.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Олеся Владимировна Юдаева
Тесты по дисциплине «Введение в языкознание»

Предисловие

Курс «Введение в языкознание» является пропедевтической лингвистической дисциплиной, призванной дать отправную методологическую и общетеоретическую базу для формирования широкого филологического кругозора будущих переводчиков. Давая обучаемым научные представления о сущности языка, его месте в системе культурно-значимых средств коммуникации, о способе научного представления и описания языка, о соотношении истории общества и истории языка, языка и мысли, языка и культуры, раскрывая прикладные вопросы языкознания, этот курс способствует развитию научного мировоззрения обучаемых в результате усвоения теоретических знаний о языке и выработке практических навыков владения иноязычной речью.

Таким образом, курс «Введение в языкознание» тесно связан с изучением частного языкознания (теоретической фонетики, лексикологии и фразеологии, теоретической грамматики, истории и стилистики изучаемого языка) и практическим освоением иностранных языков, причем связь эта носит двусторонний характер. Курс «Введение в языкознание» на начальном этапе обучения создает теоретическую базу для изучения теории и практики иностранных языков и создает предпосылки для дальнейшего лингвистического развития и профессионального совершенствования студентов.

Современная система образования предполагает постоянный мониторинг процесса усвоения студентами теоретических основ изучаемых дисциплин. Как показывает практика, во многих образовательных системах не только нашей страны, но и за рубежом сегодня активно применяется такой метод контроля, как тест. К числу его несомненных достоинств следует отнести оперативность в применении, относительно небольшие трудозатраты в обработке, объективный характер критериев оценки и др.

Данное пособие представляет собой сборник обучающих тестов по дисциплине «Введение в языкознание».

Тестовые задания разработаны с учетом структуры и содержания базовых учебников и учебных пособий по изучаемой дисциплине.

Использование сборника преподавателями и обучаемыми дает возможность решать конкретные учебные задачи:

– диагностическую, которая проявляется в получении первичной информации о качестве знаний, умений и навыков, психологических качествах обучаемых для принятия правильных решений;

– обучающую, которая реализуется при использовании заданий в тестовой форме для выявления пробелов в знаниях, их закрепления, обретения умения работать с тестами;

– развивающую, которая проявляется в дополнительной рефлексии и мотивации обучения по результатам промежуточного тестирования;

– организующую, которая проявляется в изменении преподавателем структуры учебного процесса с опорой на тестовые методы;

– воспитательную, связанную с повышением учебной мотивации, формированием как ответственности за результаты учебы, так и установок на сотрудничество, самоорганизацию и самоподготовку;

– управленческую, которая связана с анализом результатов тестирования и принятием решений для повышения уровня учебных достижений.

Задания даются в формализованном виде, к ним предлагаются три варианта ответов. Правильным является лишь один.

Пособие включает в себя тесты по основным разделам введения в языкознание и ключи.

Данные тесты могут быть использованы как преподавателями, так и студентами.

Тема 1 Общие сведения о языкознании и языке как средстве общения

1. Языкознание – это

1) наука о словарном составе языка, его лексике

2) наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка

3) интегративная наука, изучающая механизмы порождения и восприятия речи

2. Интерес к изучению языка возник в

1) Германии в XIX в.

2) России в XVIII в.

3) Древней Индии 3 тыс. лет назад

3. Научное языкознание зародилось в

1) начале XIX в.

2) III в. до н. э.

3) Средние века

4. Раздел языкознания, изучающий конкретный язык с целью его использования как средства общения, – это

1) частное языкознание

2) теоретическое языкознание

3) практическое языкознание

5. Раздел языкознания, изучающий теорию языка: сущность языка как системы, языковые единицы и отношения между ними, правила комбинаторики и т. д., – это

1) прикладное языкознание

2) теоретическое языкознание

3) практическое языкознание

6. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением одного языка или группы языков, – это

1) частное языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

7. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением языка вообще, его природы, происхождения, функционирования, – это

1) частное языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

8. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением состояния языковой системы в определенный момент ее развития, – это

1) диахроническое языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

9. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением развития языковой системы во времени, – это

1) диахроническое языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

10. Речь – это

11. Язык – это

1) конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или графическую форму

2) знаковая система, служащая основным средством общения

3) намеренное построение художественного повествования в соответствии с принципами организации языкового материала и характерными внешними речевыми приметами

1) материален, конкретен, реален, динамичен, индивидуален

2) идеален, абстрактен, потенциален, консервативен, социален

3) динамичен, индивидуален, идеален, абстрактен, потенциален

1) материальна, конкретна, реальна, динамична, индивидуальна

2) идеальна, абстрактна, потенциальна, консервативна, социальна

3) динамична, индивидуальна, идеальна, абстрактна, потенциальна

14. Язык – средство координации деятельности людей – это

1) когнитивная функция

2) метаязыковая функция

3) коммуникативная функция

15. Язык – средство получения новых знаний о действительности – это

1) когнитивная функция

2) метаязыковая функция

3) коммуникативная функция

16. Язык – средство описания самого языка – это

1) когнитивная функция

2) метаязыковая функция

3) коммуникативная функция

17. Язык – средство выражения эмоций – это

1) экспрессивная функция

2) эмотивная функция

3) коммуникативная функция

18. Язык – средство регуляции деятельности людей – это

1) когнитивная функция

2) регулятивная функция

3) коммуникативная функция

19. Язык – средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное– безобразное, – это

1) когнитивная функция

2) эстетическая функция

3) эмотивная функция

20. Язык – средство установления контакта – это

1) когнитивная функция

2) коммуникативная функция

3) фатическая функция

21. Язык – средство накопления и передачи информации от поколения к поколению – это

1) аккумулятивная функция

2) когнитивная функция

3) коммуникативная функция

22. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык возник из подражания звукам природы, – это

1) теистическая теория

2) ономатопоэтическая теория

3) междометная теория

23. Гипотеза происхождения языка, согласно которой эмоциональные выкрики от радости, страха, боли и т. д. привели к созданию языка, – это

1) теистическая теория

2) ономатопоэтическая теория

3) междометная теория

24. Гипотеза происхождения языка, согласно которой люди договорились об обозначении предметов словами, – это

1) теистическая теория

2) ономатопоэтическая теория

3) теория трудового договора

25. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков, – это

1) теория трудовых выкриков

2) жестовая теория

3) междометная теория

26. Гипотеза происхождения языка, согласно которой труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык, – это

1) теория трудовых выкриков

2) жестовая теория

3) трудовая теория

27. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой, – это

1) теория трудовых выкриков

2) жестовая теория

3) скачкообразная теория

28. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык – естественный организм, возникающий самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм, – это

1) теория трудовых выкриков

2) биологическая теория

3) скачкообразная теория

29. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык – акт творческой деятельности бога, – это

1) теистическая теория

2) ономатопоэтическая теория

3) теория трудового договора

30. Приверженцами ономатопоэтической гипотезы происхождения языка были

1) стоики, Г. Лейбниц

2) Э. де Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо

3) А. Шлейхер

31. Приверженцами междометной гипотезы происхождения языка были

1) стоики, Г. Лейбниц

3) А. Шлейхер

32. Приверженцами биологической гипотезы происхождения языка были

1) стоики, Г. Лейбниц

2) Ш. де Бросс, Э. де Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо

3) А. Шлейхер, Т. Гоббс

33. Приверженцами жестовой гипотезы происхождения языка были

1) стоики, Г. Лейбниц

3) А. Шлейхер, Т. Гоббс

34. Приверженцами гипотезы трудовых выкриков происхождения языка были

1) Л. Нуаре, К. Бюхер

2) Ш. де Бросс, Э. де Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, В. Вундт

3) Ф. Энгельс, К. Маркс

35. Приверженцами трудовой гипотезы происхождения языка были

1) Л. Нуаре

2) Ш. де Бросс, Э. де Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, В. Вундт

3) Ф. Энгельс, К. Маркс

36. Приверженцами гипотезы спонтанного скачка происхождения языка были

1) Л. Нуаре

2) В. Гумбольдт

3) Ф. Энгельс, К. Маркс

37. Одна из основных концепций природы языка, согласно которой язык – врожденное физиологическое свойство человека, обусловленное наличием специализированных нервных центров в коре головного мозга, а также органов речи и слуха, – это

3) социологическая концепция

38. Одна из основных концепций природы языка, согласно которой язык – естественное явление, не зависящее от воли говорящего, – это

1) анатомо-физиологическая концепция

2) натуралистическая концепция

3) психологическая концепция

39. Одна из основных концепций природы языка, согласно которой язык – индивидуальный психический акт, явление психологической деятельности людей, – это

1) социологическая концепция

2) натуралистическая концепция

3) психологическая концепция

40. Одна из основных концепций природы языка, согласно которой язык – социальное явление, – это

1) социологическая концепция

2) натуралистическая концепция

3) психологическая концепция

41. Форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя разные формы, – это

1) национальный язык

2) литературный язык

3) просторечие

42. Обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закрепленными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, – это

1) национальный язык

2) литературный язык

3) просторечие

43. Основными признаками литературного языка являются

1) наличие письменности; нормированности, кодифицированность, стилистическое многообразие, относительная устойчивость; общеупотребительность и общеобязательность

2) наличие письменности; ненормированность, некодифицированность, стилистическое многообразие

3) стилистическое многообразие, динамичность; необщеупотребительность и необщеобязательность

44. Исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период, – это

1) синхрония

3) окказионализм

45. Разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной общностью, – это

1) просторечие

3) диалект

46. Социальный диалект, отличающийся от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой, – это

1) диалект

2) литературный язык

47. Выражения, грамматические формы и конструкции, распространенные в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм, – это

1) просторечие

3) диалект

48. Специальные языки, в отличие от естественных языков конструируемые целенаправленно; применяются для выполнения отдельных функций естественного языка, в системах обработки информации и т. д., – это

1) живые языки

2) искусственные языки

3) жестовые языки

49. Язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам или находящийся в искусственном регламентированном употреблении, – это

1) жестовый язык

2) мертвый язык

3) агглютинативный язык

50. Язык, используемый для выражения суждений о другом языке, языке-объекте, – это

1) гиперязык

2) метаязык

Тема 2 Фонетико-фонологический уровень языка

1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), – это

1) фонология

2) фонетика

3) психофонетика

2. Звучащая речь имеет два основных уровня

1) сегментный и суперсегментный

2) фонетический и фонологический

3) общий и частный

Единицами сегментного уровня являются

1) интонация и ударение

Единицами суперсегментного уровня являются

1) интонация и ударение

5. Выделяется три аспекта фонетических исследований

1) анатомо-физиологический (артикуляционный), психологический, функциональный

2) акустический, культурологический, психологический

3) анатомо-физиологический (артикуляционный), акустический, функциональный

6. Анатомо-физиологический аспект исследует звуки речи с точки зрения

1) их создания

2) физических характеристик

3) функциональности

7. Акустический аспект исследует звуки речи с точки зрения

1) их создания

2) физических характеристик

3) функциональности

8. Функциональный аспект исследует звуки речи с точки зрения

1) их создания

2) физических характеристик

3) функциональности

9. Минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными свойствами, – это

3) морфонема

10. Совокупность органов человека, необходимых для производства речи, – это

1) произносительный аппарат

2) ротовая полость

3) речевой аппарат

11. В речевом аппарате все органы делятся на

1) открытые, закрытые

2) активные, пассивные

3) воспринимающие, порождающие

12. К активным органам речи относятся

13. К пассивным органам речи относятся

3) зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть

14. Комплекс работ органов речи в определенной последовательности – это

1) фонация

2) акустика

3) артикуляция

15. Совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка, – это

1) артикуляционная база

2) артикуляторная корреляция

3) артикуляционная парадигма

16. Основными фазами артикуляции звуков будут следующие

1) вдох, задержка дыхания, выдох

2) экскурсия, выдержка, рекурсия

3) резонанс, длительность, рекурсия

17. Правильная последовательность фаз при артикуляции звуков следующая

1) экскурсия, выдержка, рекурсия

2) экскурсия, рекурсия, выдержка

3) рекурсия, выдержка, экскурсия

18. Положение, при котором органы речи переходят из спокойного состояния или артикулирования предшествующего звука в положение, необходимое для произнесения данного звука, – это

1) выдержка

2) рекурсия

3) экскурсия

19. Положение, при котором органы речи переходят в спокойное состояние или в приступе к артикуляции следующего звука, – это

1) выдержка

2) рекурсия

3) экскурсия

20. Положение, при котором происходит сохранение положения, необходимого для произнесения звука, – это

1) выдержка

2) рекурсия

3) экскурсия

21. Все звуки делятся на

1) гласные и согласные

2) твердые и мягкие

3) звонкие и глухие

22. Совокупность гласных – это

1) консонантизм

2) вокализм

3) палатализация

23. Совокупность согласных – это

1) консонантизм

2) вокализм

3) палатализация

24. Основанием классификации гласных служит

2) род преграды, которую образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких

3) ряд и подъем языка, а также работа губ

25. По положению губ гласные делятся на:

1) шумные и сонорные

2) лабиализованные и нелабиализованные

3) назальные и неназальные

26. Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть – это

3) аффриката

27. Различаются следующие ряды гласных

1) передний, средний, задний

2) верхний, средний, нижний

3) передний, средний, нижний

28. Степень приподнятости языка при образовании данного гласного – это

3) аффриката

29. Различаются следующие подъемы гласных

1) передний, средний, задний

2) верхний, средний, нижний

3) передний, средний, нижний

30. Гласный, образующий вершину слога, – это

1) консонант

3) аффрикат

31. Гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как единый звук речи, – это

1) дифтонгоид

3) дифтонг

32. Ударные гласные, имеющие в начале или в конце призвук другого гласного, близкого ударному, – это

1) дифтонгоид

3) дифтонг

33. Основаниями классификации согласных служат следующие признаки:

1) род преграды, которую образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких, ряд и подъем языка

2) ряд и подъем языка, а также работа губ

3) способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок

34. Характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного, – это

1) способ образования

2) место образования

35. Согласные, образующиеся путем взрыва воздушной струей преграды, – это

1) смычные

2) сонорные

3) щелевые

36. Согласные, образующиеся путем трения воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости, – это

1) смычные

2) сонорные

3) фрикативные

37. По активному органу согласные делятся на три рода:

1) губные, язычные, заязычные

2) смычные, губные, язычные

3) какуминальные, апикальные, дорсальные

38. Согласные, артикулируемые сближением передней спинки языка с верхними зубами и передним небом, – это

1) какуминальные

2) апикальные

3) дорсальные

39. Согласные, артикулируемые сближением или соприкосновением кончика языка с верхними зубами и альвеолами, – это

1) какуминальные

2) апикальные

3) дорсальные

40. Согласные, артикулируемые поднятием загнутого кверху кончика языка, – это

1) какуминальные

2) апикальные

3) дорсальные

41. Артикуляция звуков речи, заключающаяся в дополнительном поднятии спинки языка к твердому небу, – это

1) лабиализация

2) палатализация

3) веляризация

42. Такое произнесение согласного, при котором он сопровождается губным шумом, – это

1) лабиализация

2) палатализация

3) веляризация

43. Артикуляция звуков речи, заключающаяся в движении задней стенки языка в сторону мягкого неба, – это

1) лабиализация

2) палатализация

3) веляризация

44. Артикуляция звуков речи, заключающаяся в опускании небной занавески и одновременном выходе воздушной струи через рот и нос, – это

1) лабиализация

2) назализация

3) веляризация

45. Единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова, – это

3) морфонема

46. Фонемы выполняют следующие функции:

1) семантическая, морфологическая, синтаксическая

2) делимитативная, перцептивная, сигнификативная

47. Термин «фонема» ввел в научный обиход

1) И.А. Бодуэн де Куртенэ

2) А. Шлейхер

3) В. фон Гумбольдт

48. Индивидуальный, единичный представитель фонемы в речи – это

1) вариант

2) синтагма

49. Противопоставление фонем друг другу в фонологической системе языка – это

1) оппозиция

2) позиция

3) транскрипция

50. Выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука – это

1) интонация

2) фонация

3) ударение

51. Выделение одного из слогов в слове и подчинение ему всех остальных безударных слогов – это

1) фразовое ударение

2) логическое ударение

3) словесное ударение

52. Ударение, выполняющее фонетическую и семаитико-синтаксическую роль, объединяя слова в такты и фразы, – это

1) фразовое ударение

2) логическое ударение

3) словесное ударение

53. Ударение, выделяющее слова и такты при актуальном членении предложения, – это

1) фразовое ударение

2) логическое ударение

3) словесное ударение

54. Тип ударения, характеризующийся единством высоты, но изменением силы и длительности звука, – это

1) политоническое ударение

2) динамическое ударение

3) монотоническое ударение

55. Тип ударения, характеризующийся изменением высоты тона, его музыкальностью, – это

1) политоническое ударение

2) динамическое ударение

3) монотоническое ударение

56. Тип монотонического ударения, при котором слог выделяется силой воздушной струи, – это

1) политоническое ударение

2) динамическое ударение

3) квантитативное ударение

57. Тип монотонического ударения, при котором слог выделяется длительностью, – это

1) политоническое ударение

2) динамическое ударение

3) квантитативное ударение

58. По месту ударения в слове различают

59. По степени закрепленности в слове различают

1) разноместное и подвижное ударение

2) фиксированное и свободное ударение

3) фразовое и логическое ударение

60. Совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов, фонетически организуют речь, расчленяя ее сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки – синтагмы; устанавливают между частями фразы смысловые отношения; сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; выражают различные эмоции, – это

2) интонация

3) ударение

61. Элементами интонации являются

1) мелодика речи, паузы, ударение, темп речи, тембр голоса

2) шум, громкость, веляризация

3) такт, звук, фонетическое слово

62. На письме интонация, как правило, выражается

1) знаками препинания, членением текста на абзацы, варьированием шрифтов

2) орфографией

3) лексически

63. Функции интонации:

1) интегрирующая, сегментирующая, эмотивная, дифференцирующая, коммуникативная

2) семантическая, морфологическая, синтаксическая

3) коммуникативная, перцептивная, когнитивная, мета-языковая

64. Выпадение звука в сложном сочетании звуков – это

1) диэреза

2) эпентеза

3) метатеза

65. Частичное изменение артикуляции смежных звуков – гласных и согласных – это

1) ассимиляция

2) редукция

3) аккомодация

66. Замена одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений, – это

1) ассимиляция

2) диссимиляция

3) аккомодация

67. Возникновение в слове дополнительного звука – это

1) метатеза

2) эпентеза

3) протеза

68. Появление в абсолютном начале слова согласного звука (в других языках также гласного), не оправданного этимологически, но вызванного фонетическими причинами, – это

1) метатеза

2) эпентеза

3) протеза

69. Перестановка звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции – это

1) метатеза

2) гаплология

3) протеза

70. Выпадение в слове одного из двух стоящих рядом одинаковых или близких по значению слогов – это

1) метатеза

2) гаплология

3) протеза

71. Безударные слова, примыкающие к следующему слову, – это

1) энклитики

2) интерклитики

3) проклитики

72. Безударные слова, примыкающие к предшествующему слову, – это

1) энклитики

2) интерклитики

3) проклитики

73. Ослабление и изменение качества звучания гласного звука – это

1) сингармонизм

2) редукция

3) аллитерация

74. Редукция бывает двух видов:

1) качественная и количественная

2) полная и неполная

3) нормативная и узуальная

75. Порядок фонетического членения звучащей речи:

1) фраза, речевой такт, фонетическое слово, звук, слог

2) фраза, фонетическое слово, речевой такт, слог, звук

3) фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук

76. Относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи – это

2) речевой такт

3) фонетическое слово

77. Более или менее законченные по смыслу части предложения – это

2) речевой такт

3) фонетическое слово

78. Отрезок звучащей речи, объединенный одним словесным ударением, – это

2) речевой такт

3) фонетическое слово

79. Различные надстрочные, подстрочные, реже внутристрочные знаки, применяющиеся в буквенных типах письма для изменения или уточнения значения отдельных знаков, – это

1) диакритические знаки

2) дескриптивные знаки

3) деривационные знаки

80. Надстрочная запятая, употребляемая в буквенном письме в разных функциях, – это

1) апокриф

2) ассонанс

3) апостроф

81. Перевод одной графической системы алфавита в другую (то есть передача букв одной письменности буквами другой) – это

1) транскрипция

2) транслитерация

3) транспозиция

82. Условная передача звучания слова с помощью специально принятых знаков – это

1) транскрипция

2) транслитерация

3) транспозиция

83. Совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления, – это

1) орфография

2) орфоэпия

3) ортология

84. Совокупность особенностей артикуляции звуков в каждом конкретном языке – это

1) орфография

2) орфоэпия