Персональный форум Вершинина В.Н. Направление шен-ци Женьшень с виноградным соком

Дух" ("духи", "душа", "одухотворение", "одухотворенность", "духовность", "разум", "разумность", "святость", "непостижимое", "чудесное"). Категория кит. философии и культуры. Смысловое содержание имеет три осн. аспекта: 1) мистико-религ. - "дух", божество, персонификация духовных субстанций (часто в сочетании гуй Ш., "нави и духи"); 2) космология. - духовная субстанция, потенциально содержащаяся в "изначальной" (юань ци) и актуально в мировой "пневме" (ци ), одно из субстантивированных мировых "начал" наряду с "пневмой" и "семенем" (цзин восприятия" (гань) вещей, что особенно отчетливо выражено в неоконфуцианстве. В древнейших памятниках ("Ши цзин", осн. текст "Чжоу и") и первых текстах конф. традиции Ш. подразумевает персонифицированные потусторонние силы. Принципы конф. отношения к ним заложил Конфуций (6 - 5 вв. до н.э.): "Почитаю духов, но держусь от них в отдалении" ("Лунь юй"); в др. пассажах "Лунь юя" и в "Цзо чжуани" по отношению к "Небу и духам" рекомендуется "почтительная осторожность" (цзин ). В "Чжун юне" обладатель "высшей подлинности/искренности" (см. Чэн ), способный предвидеть грядущее, объявляется "подобным духу". Примерно с 4 в. до н.э. религ. и филос. интерпретации понятия Ш. начинают отчетливо различаться. В "Си цы чжуани" Ш. объявляется тем, что "непостижимо в инь ян"; там же предвидению грядущего приписывается "духовно-божеств." характер, но уже начинает оформляться представление о Ш. как потенции разума и психики, "проникнутой разумным долженствованием" (цзин и). В "Дао дэ цзине" дао объявлено "одухотворяющим" (Ш.) началом всего сущего, в т.ч. "навей и духов"; но если Поднебесная гармонизирована (в ней "царит дао"), то "нави в ней не одухотворены" (бу Ш.). В "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) признается существование "людей-духов" (Ш. жэнь), к-рые в идеальном краю "питаются ветром и пьют росу". Там же содержится аналогичное "Дао дэ цзину" положение об "одухотворении" дао "навей и владык", а Ш. предстает как субстанция, способная "иметь разрывы" и обусловливающая "духовную жизнь" (Ш. шэн), "устойчивости" к-рой угрожает "механич. сердце" (цзи синь, см. Цзи ) - произвольное эгоистич. хитроумие; "целостность духа" обусловлена гармонич. целостностью телесной "формы" (син ). Конфуцианцев 4 - 3 вв. до н.э. интересовали гл. обр. онтологич. и гносеопсихологич. аспекты Ш. В "Мэн-цзы" постулировано единство "телесной пневмы" (ти ци) и "духовной пневмы" (Ш. ци), а в "Сюнь-цзы" Ш. как психоэмоциональное начало объявлялось вторичным и зависимым от "оформленной плоти" (син цзюй). В преимущественно даос, по характеру трактате 2 в. до н.э. "Хуайнань-цзы" впервые представлена завершенная космологич. интерпретация Ш. в связи с его гносеопсихологич. толкованием: "дух" входит в триаду субстантивированных "начал" (юань ) Вселенной, или "трех цветков" (сань хуа), причем м.б. производным от "семени" (цзин (3]), способного "утончаться" до состояния Ш. Основой ("движением") знания в "Хуайнань-цзы" объявлен "отклик духа" как разума и психики на взаимодействие субъекта с объектом. Подобно "Чжуан-цзы", духовные качества ("духовная благодать/добродетель" - Ш. дэ, см. Дэ ) противопоставлены "механич. сердцу" (ци се чжи синь). С эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) одной из важных филос. тем для конфуциански ориентированных мыслителей стала проблема соотношения "[телесной] формы" (син ) и Ш., идущая от "Чжуан-цзы" и "Сюнь-цзы". Хуань Тань (кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.) и Ван Чун (1 в.) уподобляли Ш. огню, а "[телесную] форму" - зажженной им свече; по Ван Чуну, "человек порождается духовной пневмой (Ш. ци) и со смертью вновь в нее возвращается". Синь Юэ (2 в.) сформулировал развитый впоследствии в неоконфуцианстве тезис о Ш. как одной из составляющих человеч. "природы" (син ) наряду с "[телесной] формой". В рамках соотношения син и Ш. в 4 - 6 вв. первые представители антибуд. пропаганды рассматривали буд. учение о сансаре (см. Луньхуэй), истолковывая его как утверждение о "бессмертии души" (см. Шэнь бу ме). В различных течениях средневек. даосизма натурфилос. истолкование субстанции Ш. пересекалось с объяснением природы и функций духов. Напр., представитель течения сюань сюэ, разрабатывавшего и даос., и конф. проблематику, Хэ Янь (2 в.) объяснял Ш. как "дела навей и духов". В "учении о бессмертии" (сянь сюэ) на первый план вышла идея "одухотворения" (Ш.) "тела/личности" (шэнь ) адепта как условие приобщения к всеединству и всемогуществу бессмертного дао и превращения в "святого-бессмертного" (Ш. сянь). С развитием в рамках "учения о бессмертии" "внутреннеалхимич." (нэй дань) традиции задача литургич. общения с духами отошла на задний план по отношению к претворению "пневменных" (ци ) субстанций человеч. тела в "дух", воплощенный в "пневме ян" (ян ци), что выдвинуло в разряд первоочередных проблему локализации этих субстанций в организме. Идея сосредоточения Ш. в сердце, восходящая к "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) и закрепленная в древнейшем медиц. трактате "Хуан-ди нэй цзин" ("Канон Желтого императора о внутреннем", 2 - 1 вв. до н.э.), начиная с Гэ Хуна (3 в.), уступила место восходящим к Дун Чжуншу (2 в.) представлениям о локализации Ш. в голове, где, по учению "внутр. алхимии", располагается "верхнее киноварное поле" (дань тянь); в среднем (грудь) и нижнем (живот) "киноварных полях", в к-рых "бессмертный зародыш" проходит различные этапы развития, помещались соответственно "пневма" и "семя". Эти представления оказали значительное влияние на теорию кит. медицины, в к-рой впоследствии за основу была принята компромиссная схема, предусматривающая пять "киноварных полей" и учитывающая представления о локализации Ш. в голове и сердце, а также его присутствие во всех внутр. органах. На представления о Ш. в неоконфуцианстве определяющее влияние оказали идеи Чжоу Дуньи и Чжан Цзая (11 в.). Первый акцентировал гносео-психологич. сущность "духовности" (Ш.), объявив ее "следующим за восприятием проникновением [в суть вещи]"; второй дал развернутое обоснование тезиса о Ш. как проявлении дао, обусловливающем способность вещей к "[взаимо]восприятию" (гань) и тем самым "превращению" (хуа) единой мировой "пневмы", интерпретировав бином гуй Ш. в онтологич. смысле как потенции дуальных космич. сил инь ян соответственно к "сгибанию/сжатию" (цюэ) и "выпрямлению/расширению" (шэнь ) "пневмы". Взгляды Чжан Цзая на содержание понятия Ш. были восприняты представителями осн. направлений неоконфуцианства: Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы и Лу Щзююаня] - Ван [ Янмйна] школы. Так, Чжу Си (12 в.) заимствовал определение Чжан Ц заем функций гуй Ш. в русле его же концепции неуничтожимой "пневмы", а Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) интерпретировал Ш. как "утонченное применение" ("проявление" - юн , см. Ти - юн) единой "пневмы". В средневек. кит. эстетике (напр., у Чжан Пу, 17 в.) "одухотворение" (Ш.) рассматривалось как форма претворения духовного начала в произв. искусства посредством внезапного озарения. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1964 (по Указателю - "Дух"); ** Буров В. Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1976. С. 45 - 6; Лисевич И.О. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979 (см. по Указателю); Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзы" - II в. до н.э.). М., 1979. С. 54 - 69; Кобзев А.И. Учение Ван Янмйна и классич. кит. философия. М., 1983 (см. по Указателю); Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 202 - 15; Chang С. Reason and Intuition in Chinese Philosophy // PEW. 1954. Vol. 4. N 2; ffuang Siu-chi. Chang Tsais Concept of Chi // PEW. 1968. Vol. 18. N 4. cm. также лит-ру к ст. Ци , Цзин , С янь сюэ, Фань Чжэнь. А.Г. Юркевич

Как я уже многократно говорил: "китайцы - странные люди". Если индо-европейская культура построена вокруг описания мира как игры сознания, куда потом Европа привнесла чистый материализм, то китайская культура наибольший акцент делает на игре энергии. В частности, когда речь идет о описании человека, то они выделяют 3 вида энергии (по уменьшению грубости): цзин, ци и шень.

PPS: Когда я выделял как необходимые для трансформации энергии элементы: "ненасилие", "доверие" и "бесстрастность", то не мог отделать от мысли, что мне такой подход очень знаком по христианству. Собственно, именно в нем я впервые столкнулся с идеей второго рождения - когда человек получает помощь и поддержку от того, на что не может никаким образом повлиять. Та внутренняя тишина не подлежит влиянию. Она такая, какая она есть, но она сама может влиять на все. Если мы вручим себя ей, то все остальное она сделает сама. Если же мы попробуем ее проконтролировать или проигнорировать, то прогресса нам не видать. Как говорят братья-христиане: "сие без благодати свыше невозможно". Чем дальше, тем больше я склонен думать, что сколь некузяво смотрится христианство в отношении бытового мировоззрения, столь оно расцветает, когда мы подходим к нему с позиции высшего духовного опыта. ИМХО оно - не начальная школа, оно - университет.

Цзин, ци, шень связаны между собой, друг друга питают и друг за другом следуют. Практика цзингун укрепляет, сохраняет и очищает изначальную цзин, цзин питает ци, а ци питает шень.

Шень – это дух, как настроение. Шень часто называют главным командным центром.

Цзин – это все жидкости организма (слюна, кровь, мужское и женское семя). Жидкости нужны для любого живого организма, цзин как река, есть река – всегда есть жизнь и здоровье.

Изначальная цзин пребывает в почках, имея достаточное количество цзин можно обеспечивать все системы нужным количеством ци. Именно поэтому цигун и тайцзицюань содержат множество техник для укрепления почек.

Ци – это жизнь, есть ци – есть жизнь, нет жизни – нет ци. Что же такое ци? По китайским представлениям есть природная сила, наполняющая Вселенную, и эту силу называют ци. Небо обладает небесной (тянь) ци, Земля обладает земной ци, испытывающей влияние небесной ци. Частью земной ци является человеческая (жень) ци.

Ци движется в человеке по двенадцати каналам и накапливается в восьми «органах». Наиболее важные каналы это Ду-май и Жень-май, так как они контролируют работу всех остальных каналов.

Ци и кровь тесно связаны между собой, куда идет ци, туда идет кровь. Шень (дух) управляет потоками ци. Шень находится в верхнем даньтяне (во лбу над переносицей). В ходе занятий цигун практикующие стараются, чтобы ци достигла шень и укрепила его, тогда уровень шень повышается, что в свою очередь способствует циркуляции ци. Это можно понять на примере: сильные духом люди легче справляются с заболеваниями.

Нижний даньтянь (три пальца ниже пупка) является источником изначальной (юань, преднебесной) ци. Посленебесная ци, получаемая из воздуха и пищи, располагается в груди (средний даньтянь) и тесно связана с дыханием и кровообращением, сердцем и легкими. Процесс усвоения посленебесной ци можно усовершенствовать с помощью системы дыхательных упражнений.

Изначальная ци дается каждому человеку еще задолго до его рождения. По пуповине дети чувствуют вдохи и выдохи мамы. Находясь в материнской утробе, сам ребенок дышит идеально животом через нижний даньтянь и дальше дыхание идет по Малому небесному кругу, что соответствует движению ци по каналам Ду-май и Жень-май. Малый небесный круг у ребенка до рождения работает без сбоев, так как каналы Ду-май и Жень-май сомкнуты и образуют круг. Вдох длинный от даньтянь по задней поверхности тела (канал Ду-май) до точки Тяньсы на верхнем небе за деснами, выдох короткий от точки на нижнем нёбе до нижнего даньтянь.

Когда пуповину перерезают, такое дыхание заканчивается и точка даньтять закрывается. Начинается обычное дыхание через нос и рот до легких. Дыхание становится поверхностным, а со временем мы начинаем задействовать только верхнюю часть легких, в старости дыхание часто становится только горловым. Посленебесная ци тоже не опускается ниже до даньтянь и не смешивается с изначальной ци, таким образом, запасы ци не пополняются должным образом. А нет ци, нет и жизни. Получается застой ци в области головы и груди, лицо становится красным, а давление повышенным.

Практически все люди дышат следующим образом: вдох короткий, а выдох длинный, дыхание не глубокое. Вдох – это сбор новой ци из воздуха, выдох это избавление от старой ци. Изначальная ци растрачивается с течением жизни. Например, если ночью мы не спим и работаем, то растрачиваем ци. Здоровье становится все хуже и хуже, ци не собирается и не накапливается.

Сейчас много людей занимаются «умственным» трудом, а это работа тяжелая для головы, многие люди плохо спят, тревожны и раздражительны. Это происходит потому, что меридиан почек работает плохо, изначальная ци не восстанавливается, а только растрачивается.

Для занятий кунг-фу тоже важно, чтобы посленебесная ци опускалась вниз до даньтянь. Иначе получается, что дыхание затруднено и сильное сердцебиение. Если не заниматься цигун специально, то только в молодом возрасте можно сильно заниматься кунг-фу. Для того, чтобы сильно заниматься кунг-фу до старости нужно заниматься цзингун, чтобы каналы были открыты и ци свободно циркулировала и опускалась в даньтянь.

Цзингун помогает нам вернуться в состояние ребенка в материнской утробе, восстановить изначальное дыхание. Ци как фундамент. Для того, чтобы гармонизировать цзинь, ци, шень, нужно с помощью упражнений цзингун заниматься, здоровьем тела, спокойствием сердца и укреплением духа.

Одно из субстантивированных мировых “начал” наряду с ци) и проявляющиеся в виде “воли” (чжи) и “мысли/идеи” (и).

Согласно традиционным религиозным представлениям, шэнь персонифицируют прежде всего духов предков; дух человека, должным образом не похороненного и лишенного заботы потомков (жертвоприношений), превращается во вредоносного навя (гуй). В памятниках сер. 1-го тысячелетия до н. э. упоминаются “горние души” (хунь) и “дольние души” (по; см. Хунь по). Представления о них стали общепринятыми для всех исконно китайских религий. Считается, что душ-хунь определяет и мышление человека, тогда как душипо обусловливают жизнедеятельность. По смерти человека души-хунь становятся духом-шэнь и впоследствии растворяются в небесной субстанции (ци-“пневме”), а души-по могут превращаться в навя, пребывают в подземном царстве “желтого источника” и растворяются в “земной пневме”. Принципы конфуцианского отношения к духам как потусторонним силам заложил Конфуций: “Почитаю духов, но держусь от них в отдалении” (“Лунь юш”, VI, 20); по отношению к “Небу и духам” он рекомендовал “почтительную осторожность” (цзин). Такая Учителя обусловила полное отсутствие собственно религиозно-мистического пласта в конфуцианстве.

Примерно с 4 в. до н. э. религиозные и философские интерпретации шэнь начинают отчетливо различаться. В “Си цы чжуани” (см. “Чжоу и”) шэнь объявляется тем, что “непостижимо в янь як” (1,5); там же начинает оформля" ".ся о шэнь как потенции разума и психики. В “Дао цяте” объявлено “одухотворяющим” (шэнь) началом всего сущего, в т. ч. “навей и духов”, но если Поднебесная гармонизирована (в ней “царит дао”), то “нави в ней не одухотворены” (1,10, II, 5 и т. д.); бином гуй шэнь предстает обозначением динамических сил космоса, воплощенных в “осемененной пневме” ( ци). В “Чзкуан-цзы” содержится аналогичное “Дао дэ цзину” положение об “одухотворении” дао “навей и владык/предков”, а шэнъ предстает как субстанция, способная “иметь разрывы” и обусловливающая “духовную жизнь”, или “духовное порождение” (шэнь ); “целостность духа” обусловлена гармонической целостностью “[телесной! формы” (сик). В конфуцианских трактатах 4-3 вв. до н. э. рассматриваются гл. о. гносео-психологические аспекты шэнь. Так, в “Сюнь-цзы” шэнь как психоэмоциональное начало объявлялось вторичным и зависимым от “оформленной плоти” (cwr цэюп).

Завершенная космологическая шэнь, связанная с его гносео-психологическим толкованием, представлена в *Хуайнань-цзы”: “дух” входит в триаду субстантивированных “начал” (юань) Вселенной, или “трех цветков” (сань ), и может быть производным от “семени” (цзин), способного “утончаться” до состояния шэнь (VII, 129). Шэнь выступает там условием “разумности” человека (VII, 29).

Обозначением “духа”, “духовной силы” и “духовности” является также “лин”, зафиксированное в трактатах 4-2 вв. до н. э. Оно обычно ассоциировалось со сферой “небесного”. Иногда применялось как коррелят шэнь, напр. в “Дао дэ цзине” означало шэнь - “чуткость”, “одухотворенность”. Понятие “лин” менее терминологизировано и обычно меняется в сочетаниях: лин ци (“одухотворенная пневма”). проникающая в “сердце” и исходящая из него (“Гуань-цзы”), лин тай (“престол духа”) - “сердце” как вместилище всего сущего, лин шу (“столп духовности”) - раздела древнейшего медицинского трактата “Хуан-ди нэй цзин” (“Канон Желтого императора о внутреннем”, 2-1 вв. до н. э.), лин бао (“одухотворенная драгоценность”, или “дух и драгоценность”) - обозначение душ-хунь и душ-по в даосизме и т. п.

В первые века н. э. одной из заметных философских тем стала соотношения (“[телесной] формы”) и шэнь. Хуань Тань ( . 1 в. до н. э. - нач. 1 в. н. э.) и Ван Чун уподобляли шэнь огню, а “[телесную] форму” -зажженной им свече; по Ван Чуну, “человек порождается духовной пневмой (шэнь ци) и со смертью вновь в нее возвращается”. Сюнь Юэ (2 в.) сформулировал развитый впоследствии в неоконфуии анстве о шэнь как одной из составляющих “[индивидуальной] природы” (син) наряду с “[телесной] формой”. В 4-6 вв. противники буддизма из числа конфуцианцев через призму проблемы соотношения “формы” и “духа” рассматривали буддийское учение о сансаре, истолковывая его как апологию “бессмертия человеческого духа”. Ревнитель конфуцианских ценностей Хань Юй рассматривал “навей и духов” (гуй шэнь) как “оформленные” структуры, имеющие “вещное” , но чувственно не воспринимаемые (“беззвучные”). Совершение недолжного поступка, идущего вразрез с устоями миропорядка, вызывает воздействие “навей” на “формы” явленного мира, что ведет к несчастьям. В “учении о бессмертии” (сянь сюэ) средневекового даосизма на первый план вышла “одухотворения” (шэнь) “тела/ личности”, которое считалось условием приобщения к всеединству и всемогуществу вечного дао и превращения в “святого-бессмертного” (шэнь сянь). Основным средством такой трансформации считалась - сначала инструментальная (“внешняя”), а затем медитативная (“внутренняя”), нацеленная на создание “бессмертного зародыша” из субстанций организма. “Внутреннеалхимическая” отодвинула задачу литургического общения с духами на задний план по отношению к претворению “пневменных” субстанций в “дух”. Технический этой задачи требовал локализации соответствующих субстанций в организме. До новой эры, видимо, преобладало , зафиксированное в “Гуань-цзы” и закрепленное в “Хуан-ди нэй цзин”, о сосредоточении шэнь в сердце. У β Хуна в “Баопу-цзы” представлена восходящая кДун Чжуншу о локализации шэнь в голове. Там, по учению “внутренней алхимии”, располагается “верхнее киноварное поле”; в среднем (грудь) и в нижнем (живот) “киноварных полях”, в которых “бессмертный зародыш” проходит различные этапы развития, помещались соответственно ци“пневма” и цзин-“семя”. Эти представления оказали значительное влияние на теорию китайской медицины и психопрактики, в которой впоследствии возобладала компромиссная схема: она предусматривала пять “киноварных полей” и учитывала представления о локализации шэнь в голове и сердце, а также его присутствие во всех внутренних органах.

Неоконфуцианская шэнь сформировалась под определяющим влиянием идей ЧжоуДуньи и Чжан Цзая. Первый акцентировал гносео-психологическую “духовности” как “проникновение [в суть вещей]”. У второго шэнь предстает как дао, обусловливающее вещей к “[взаимо]восприятию” (гань). Оно является условием “превращения” (хуа) единой мировой “пневмы”, а “нави и духи” - космическими сущностями, потенциями дуальных космических сил ян соответственно к “сгибанию/сжатию” и “выпрямлению/расширению” “пневмы”.

Лит.: Лисевич И. С. Литературная Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979; КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая . М., 1983; ГэЖунцзчнь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 202-15.

А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ШЭНЬ" в других словарях:

    - 沈括 Дата рождения … Википедия

    В древнекитайской мифологии и космологии особая категория, в известной мере соответствующая понятиям «дух», «божество», «душа». Под Ш. подразумевались и небесные духи, противопоставляемые злым духам, бесам гуй и некое одухотворяющее начало,… … Энциклопедия мифологии

    ШЭНЬ, в китайской мифологии название божеств духов … Энциклопедический словарь

    В китайской мифологии название божеств духов … Большой Энциклопедический словарь

    Олимпийские награды Фигурное катание Бронза 2002 Пары Бронза 2006 Пары … Википедия

    Или Шенси, по китайски Шэнь си шэн одна из 18 ти китайских провинций Собственного Китая, расположенная между провинциями Гань су на зап., Шань си на вост., Хэ нань и Ху бэй на ю. востоке и Сы чуань на юге. Занимает горную страну, орошаемую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Женьшень – род многолетних трав, относящийся к семейству Аралиевые и включающий чуть больше 10 видов. В естественных условиях его представителей можно встретить на территории Северной Америки, России (Сибирь, Алтай, Урал) и некоторых стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Вьетнам). Женьшень обыкновенный или настоящий является одним из самых известных лекарственных растений. Для лечебных целей его специально культивируют, так как природные запасы ограничены и не способны удовлетворить спрос на него. Корень женьшеня обладает адаптогенными и тонизирующими свойствами, укрепляет организм, повышает иммунитет и сопротивляемость к различным болезням. Восточная народная медицина активно использует данное растение на протяжении уже более 2000 лет и считает, что оно продлевает жизнь и сохраняет молодость. Благодаря своим ценным целебным свойствам и сходством формы корня с телом человека женьшень в народе получил следующие названия: корень жизни, соль земли, дар бессмертия, божественная трава, стосил и др.

Ботаническое описание

Местами, где растет женьшень в природных условиях, являются густые тенистые, хвойные, широколиственные, кедровые, грабовые и смешанные леса. Он встречается одиночно или небольшими группами. Ему подходят хорошо дренированные умеренно влажные плодородные почвы, богатые удобрениями. Растение плохо переносит высокую влажность воздуха и прямые солнечные лучи. Размножение осуществляется семенами. Женьшень является долгожителем, его возраст может достигать 100 – 150 лет.

Интересно: Растение сильно истощает почвы, на которых произрастает, поэтому при выращивании в искусственных условиях после сбора, высаживать его на том же месте рекомендуется не ранее, чем через 10 лет.

Корень у женьшеня стержневой (длина до 25 см, диаметр до 3 см), мясистый, сморщенный, снаружи желтовато-белой окраски, веретеновидный, с крупными разветвлениями (до 6 штук). На свежем изломе ровный, белый, имеет сладковатый запах. Форма корня цилиндрическая с выраженными утолщениями в виде колец в верхней части, число которых прибавляется с возрастом. Корневище короткое, суженное, поперечно-морщинистое, располагается наверху корня, имеет рубцы от опавших стеблей. На его верхушке находится зимующая почка, из которой развивается надземный побег. К возрасту 100 лет масса корня растения составляет 300 – 400 г.
Стебель прямой, одиночный, тонкий, длиной до 60 – 70 см, в поперечном сечении круглый, внутри полый, прорастает из зимующей почки. Каждый год отмирает. Листья пальчато-сложные, на длинных черешках (6 – 8 см), состоят из 5 длинных эллиптических или обратнояйцевидных листочков с клиновидным основанием, заостренной верхушкой и мелкопильчатыми краями. Сверху они покрыты редкими волосками. Два боковых нижних листочка размером меньше верхних (длина 2 – 3 см, ширина 1 – 1.5 см), а средний самый крупный (до 15 см в длину и до 4 см в ширину). На вершине стебля образуют мутовку из 2 – 5 штук.

Цветение происходит в середине лета, спустя 8 – 10 лет после прорастания семян. Цветки обоеполые и тычиночные, тычинок 5 штук, пестик с нижней завязью и двумя столбиками. По размеру цветки мелкие (до 2 мм в диаметре), белой окраски, по форме напоминают звездочки. Они собраны чаще по 10 – 20 штук в соцветие простой зонтик диаметром 2 – 3 см на вершине цветочной стрелки, выходящей из центра листовой мутовки. Опыляются самостоятельно, обладают приятным ароматом.

Плоды, представляющие собой сочные ярко-красные двугнездные или реже трехгнездные шаровидные костянки длиной до 10 мм, созревают в конце лета – начале осени. Каждое гнездо содержит по одному морщинистому семени кремовой или белой окраски размером 3 – 6 мм, имеющих форму неправильной окружности или диска.

Химический состав

Полезные свойства женьшеня обусловлены многообразием входящих в его состав активных химических соединений. Основным лекарственным сырьем является корень растения, но иногда применяют также и надземные части. Он содержит:

  • алкалоиды;
  • смолы;
  • витамины (аскорбиновая, никотиновая, пантотеновая, фолиевая кислоты);
  • минералы (S, P, Mg, K, Ca, Co, Mn, Fe, Cu, Mo, Cr, Zn, Ti)
  • дубильные вещества;
  • слизи;
  • тритерпеновые сапонины (гинзенозиды или панаксозиды);
  • полиацетилены (фалькаринол, панаксинол, фалькаринтриол, панаксидол);
  • аминокислоты и олигопептиды;
  • полисахариды (пектины, крахмал);
  • фитостерины;
  • жирные кислоты;
  • эфирные масла (в основном сесквитерпены).

Важно: Установлено, что наибольшее содержание микроэлементов в корне женьшеня обнаруживается ближе к концу вегетационного периода.

Заготовка сырья

Дикорастущий женьшень собирают только при наличии специального разрешения в ограниченных количествах (10 – 15 г). Соответственно, доступно такое удовольствие далеко не каждому травнику.

Заготовку корней производят во время покраснения плодов. Корни аккуратно выкапывают, обрезают надземные части и тщательно очищают от посторонних примесей. Затем 60 минут обрабатывают паром и высушивают в подвешенном состоянии от одного до двух месяцев. После сушки масса корня снижается в 2 – 4 раза и он приобретает светло-коричневый цвет. Заготовленный таким образом продукт называется «желтый корень». Обработку паром можно не делать, в этом случае корни моют холодной водой, высушивают в специальных сушилках при температуре не более 60 °С и тогда получают «белый корень».

Наиболее популярным средством является «красный корень». Для его получения после сбора и очистки корни растения варят 1 час в воде, после чего прокалывают иглами и кипятят 3 часа в растворе тростникового сахара, а затем запекают на открытом огне и высушиваю на солнце до полного затвердевания.

Хранить готовое сырье следует в стеклянных банках не более 3 – 5 лет. Корень женьшеня в народной медицине применяют не только в засушенном, но и в свежем виде. Свежие корни хранят в деревянных ящиках, засыпая их сфагновым мхом, который хорошо сохраняет влагу, обладает антимикробным действием и позволяет им не пересыхать до 5 лет. Без специальной упаковки они сохраняют годность в течение 5 дней.

Важно: Китайский женьшень занесен в международную Красную книгу, остальные его дикорастущие виды строго охраняются региональными законами.

Для лечебных и косметических целей используют главным образом культивируемый женьшень, который заготавливают после достижения им 5 – 8 летнего возраста. Его выращивают на специально оборудованных плантациях или получают из клеточной культуры в условиях лаборатории. Лечебные свойства женьшеня дикорастущего и культивированного идентичны, может лишь слегка отличаться концентрация активных веществ (у искусственно выращенного она ниже). Культивируется растение в России, Австралии, Америке, Японии, Вьетнаме, Китае, но основным производителем является Южная Корея.

Формы выпуска

Культивируемый женьшень выпускается для лечебных целей в различных формах. После сбора корней растения их тщательно исследуют по определенным параметрам и сортируют по уровню качества, которых различают четыре:

  • небесный корень – самый дорогой, идеальный корень женьшеня массой 68 г и более, максимально напоминающий по форме тело человека со строго определенным количеством ответвлений, без каких-либо отверстий и повреждений;
  • земной корень – имеет недостаточное количество ответвлений или не похож на тело человека;
  • хороший корень – все остальные корни, которые нельзя было отнести к указанным выше категориям;
  • резаный корень – корни, которые были повреждены при сборе или обрезаны.

Из корня женьшеня изготавливают следующие виды препаратов:

  • растительное сырье, представляет собой прямоугольные или треугольные желтовато-белые пластины размером до 10 см, в которых видны кусочки нитевидных корешков;
  • настойка;
  • капсулы, таблетки, гранулы;
  • красный женьшень консервированный, продается в запаянных жестяных банках, в завернутом бумагу или упакованном в деревянную коробку состоянии;
  • экстракт красного женьшеня;
  • обработанные паром, готовые к употреблению корни;
  • молотый корень в виде порошка.

В Китае довольно популярным тонизирующим и освежающим средством является особый вид чая женьшень улун. Он характеризуется приятным цветочным пряным вкусом и ароматом. В его состав входят листья зеленого чая и целебные травы. Для его изготовления листья чая скручивают в шарики, обкатывают их в специальном порошке, состоящем из измельченного корня женьшеня, листьев райнекии, листьев падуба и других трав. В результате он приобретает вид шариков или комочков, которые при заваривании горячей водой (80 – 95 °С) разворачиваются и превращаются в целые чайные листы. При изготовлении улуна чай не подвергается полной ферментации, в отличие от обычных традиционных чаев. Этот напиток способствует укреплению нервной системы, помогает справиться с физической и эмоциональной усталостью.

Чай женьшень улунНекоторые фармацевтические производители выпускают различные БАД и витамины с женьшенем, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм.

Лечебные свойства

Средства на основе корня женьшеня обладают довольно широким спектром лечебных свойств и воздействуют на самые разные процессы в организме. Они:

  • оказывают тонизирующее действие;
  • усиливают аппетит;
  • останавливают рвоту;
  • помогают быстрее восстановиться после операция и тяжелых заболеваний;
  • повышают работоспособность;
  • нормализуют артериальное давление;
  • снижает концентрацию глюкозы и холестерина в крови;
  • улучшает функцию надпочечников и других эндокринных желез;
  • благотворно влияют на ЦНС, помогают при депрессиях, неврозах и неврастении;
  • увеличивают сексуальное влечение, стимулируют половые функции у женщин и у мужчин.

Настойка из листьев растения может применяться для лечения диабета, трофических язв и некроза тканей.

Прием средств из женьшеня способствует замедлению процессов старения, улучшает память, умственную работоспособность, активность мозга, обменные процессы в организме, повышает его защитные способности.

Настойка женьшеня нашла применение в комплексном лечении диабета, атеросклероза, заболеваний ЦНС, психических переутомлений, неврозов, при синдроме хронической усталости, истощении. Женьшень используется для нормализации давления, благодаря тому, что водные экстракты женьшеня способствуют снижению АД, а спиртовые, наоборот, повышению. Он эффективен при лечении лучевой болезни и последствий радиационного воздействия.

Интересно: В восточных странах корень женьшеня используют в кулинарии. Его добавляют в супы, каши, варят, обжаривают. Порошок из корня применяется как приправа.

Растение эффективно при заболеваниях суставов и остеохондрозе. Оно может использоваться как наружно в виде компрессов и примочек, так и внутрь. Женьшень уменьшает болевые ощущения, снимает воспаление, что значительно облегчает общее состояние больного. Наружно его еще используют при зубной боли, заболеваниях горла и полости рта.

Иммуностимулирующее действие делает эффективным применение женьшеня для профилактики заболеваемости гриппом в период сезонных эпидемий. Кроме того, прием средств на его основе во время ОРВИ помогает снизить вероятность возникновения осложнений и облегчить течение болезни.

Эффективность женьшеня для мужчин

Корень женьшеня для мужчин эффективен при таких проблемах как импотенция, преждевременная эякуляция. Благодаря содержанию сапонинов растение стимулирует половую активность у представителей сильного пола, увеличивает половое влечение, усиливает потенцию и повышает подвижность сперматозоидов. Эффективность женьшеня для повышения потенции обусловлена его сосудорасширяющим действием, он улучшает кровоснабжение и питание полового члена, что приводит к повышению длительности и стойкости эрекции.

Женьшень в косметологии

Эфирное масло женьшеня используется в косметологических целях как компонент в средствах для стимуляции регенерации кожи и роста волос. Оно защищает кожу от обезвоживания, усиливает микроциркуляцию крови, регенерацию клеток, оказывает тонизирующее и бактерицидное действие, замедляет увядание кожи, разглаживает мелкие морщинки. Его добавляют в маски, кремы, бальзамы. Женьшень эффективен для волос, он помогает при их выпадении и перхоти. Настойку корней и листьев растения следует втирать в волосяные луковицы или использовать в разбавленном водой виде для ополаскивания волос.

Женщины иногда используют женьшень для похудения в виде капсул или таблеток, благодаря нормализации обменных процессов он способствует избавлению от лишнего веса

Интересно: Женьшень относится к растениям, с которыми связаны различные легенды. Согласно одной из них растение появляется в том месте, где молния ударяет в уходящий впоследствии под землю источник.

Аналоги женьшеня

В народной медицине по лечебным свойствам женьшень часто сравнивают с элеутерококком, который в народе называют еще «сибирским женьшенем». Оба эти растения относятся к адаптогенам и принадлежат к одному и тому же семейству Аралиевые. На вопрос, что лучше женьшень или элеутерококк тяжело дать однозначный ответ. Элеутерококк оказывает более медленное и плавное действие, эффект от его применения накапливается постепенно, но зато сохраняется дольше. В отличие от женьшеня природные запасы элеутерококка богаче. Он оказывает более выраженное влияние на нормализацию углеводного обмена и в большей степени снижают уровень глюкозы и холестерина в крови. Случайная передозировка средствами из элеутерококка будет иметь не такие серьезные последствия для организма.

Способ применения

В народной медицине из корня женьшеня готовят мази, пасты, настойки, отвары, чаи, а также используют в виде сухого порошка.

Предупреждение: Любые средства из женьшеня следует употреблять внутрь в первой половине дня, в противном случае возможны проблемы с ночным сном вследствие стимулирующего действия растения.

Настойка женьшеня на водке при суставных болях

Измельченный сухой корень (15 г) заливают 500 мл водки и выдерживают смесь 2 недели. Используют для растираний и компрессов при болях в суставах. Растирания проводят 1 – 2 раза в день. Для компресса настойкой пропитывают сложенную в несколько раз марлю и прикладывают к больному месту на 30 минут утром и вечером.

Медовая вытяжка

Измельченный корень женьшеня в количестве 25 г помещают в 500 г меда. Ставят смесь в темное место на 2 недели. Затем аккуратно извлекают остатки корней. Принимают по 1 ч. л. в день при головной боли, усталости, простуде.

Женьшень с виноградным соком

Измельченный свежий корень растения смешивают с 30 – 40 мл виноградного сока. Полученное средство принимают внутрь за 30 минут до еды:

  • при артрите (по ½ ч. л. дважды в день);
  • при мышечных болях (по ¼ ч. л. раз в день);
  • от облысения (по 1.5 ст. л. раз в день);
  • для укрепления иммунитета и профилактики различных заболеваний (по ½ ч. л. дважды в день);
  • при гипертонии (по ½ ч. л. дважды в день).

При острой зубной боли данное средство эффективно втирать в десну, а при мозолях – в болезненные участки на стопах.

Женьшеневая паста

Корень (2 ст. л.) измельчают, заливают горячей водой (2 ст. л.), оставляют на 3 часа, затем ставят на водяную баню, нагревают при перемешивании до 60 – 70 °C, дают остыть и используют по назначению. Данная паста эффективна в виде втираний при кожных заболеваниях и угревой сыпи, для лечения мозолей.

Меры осторожности

Несмотря на большой список полезных свойств женьшеня, имеются и противопоказания к его применению, поэтому перед началом лечения необходима консультация врача. Его принимают курсами, продолжительность которых должна составлять не более месяца. Корень растения не следует использовать для лечения, если у человека имеется:

  • повышенная нервная возбудимость;
  • тяжелая форма артериальной гипертензии;
  • нарушения ночного сна;
  • кровоточивость;
  • эпилепсия, судорожные состояния;
  • гиперфункция желез внутренней секреции;
  • инфекционные и воспалительные заболевания в стадии обострения;
  • индивидуальная непереносимость растения;

Женьшень также противопоказан детям, женщинам в период беременности и кормления младенца грудью. При его приеме могут наблюдаться следующие побочные эффекты: аллергические реакции, расстройства стула, носовое кровотечение, головные боли, бессонница, тошнота и рвота, тахикардия, перевозбуждение нервной системы. При их появлении следует прекратить прием и обратиться к врачу.

При лечении женьшенем следует учитывать, что он повышает чувствительность организма к другим стимуляторам, например кофеину, алкоголю.

Важно: Прием средств из женьшеня для мужчин может сопровождаться эпизодами повышения АД, учащением сердцебиения, нарушениями сна, поэтому бесконтрольное их употребление опасно.