Участники системы обязательного медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования В качестве страхователей при омс выступают


Страхователями в обязательном медицинском страховании являются:

Для неработающих граждан - это органы местного самоуправления, субъекты РФ;

Для работающих граждан - это работодатели - организации и индивидуальные предприниматели;

Индивидуальные предприниматели работающие единолично;

Нотариус;

Адвокат;

Страхователем также будет являться физическое лицо, нанявшее работника и заключившее с ним трудовой договор.

Страхователи в системе ОМС и их категории

Все страхователи или плательщики классифицируются на ряд категорий, согласно законам об ОМС. Принадлежность к той или иной категории страхователей определяется правовым статусом плательщика (физическое или юридическое лицо), его видом деятельности (предприниматель, организация, самозанятое лицо), а также тем, работает ли гражданин или является неработающим. Кто может выступать в роли страхователя в системе ОМС? Какие категории страхователей существуют сегодня, каковы их права и обязанности? Какими нормативно-правовыми документами регламентированы правила уплаты взносов?

Законодательные нормы страхователей в системе ОМС

Вопросы определения категорий страхователей, правила внесения и порядок начисления взносов изложены в документе №250-ФЗ от 03.07.2016 , который пришёл на смену утратившим силу законодательным документам, ранее регламентировавшим деятельность системы ОМС. Этот закон является, по сути, новой редакцией предшествовавших ему актов, регулировавших работу участников .
Помимо категорий страхователей, в нем рассматриваются вопросы учета плательщиков взносов, определения даты выплаты страховой суммы, контроля соблюдения страховых обязательств, ответственности за нарушение установленных правил взаимодействия между страхователем и страховщиком.

Категории страхователей в ОМС

Согласно вышеназванному нормативно-правовому акту все страхователи делятся на две большие категории, осуществляющие взносы для работающих граждан и для неработающих. Лица или организации, производящие страховые взносы за работающих, в свою очередь, делятся на тех, кто осуществляет выплаты или иные поощрения гражданам и кто является самозанятым гражданином.
Категория страхователей, осуществляющие выплаты и другие вознаграждения гражданам, включает организации, индивидуальных предпринимателей (ИП) и физлиц, не причисленных к ИП.
К организациям, которые должны вносить страховые взносы в размере 5,1%, относятся:

Юридические лица, зарегистрированные в РФ;

Иностранные компании и корпорации, осуществляющие деятельность на территории России;

Филиалы и представительства иностранных компаний, предоставляющие рабочие места как россиянам, так и гражданам своих стран.

Исключения составляют лица и организации, занимающиеся деятельностью в сфере информационных технологий, осуществляющие технико-внедренческую или туристко-рекреационную деятельность, а также занимающиеся внедрением результатов интеллектуальной деятельность.
Размер их взносов равен 4%. В случае с представительствами иностранных фирм на территории России страховые взносы уплачиваются не только с выплат российским гражданам, но и с доходов сотрудников-иностранцев (за исключением высококвалифицированных работников).
Индивидуальный предприниматель, рассматриваемый как плательщик страховых взносов, должен иметь соответствующую регистрацию и осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. Если страхователем является физическое лицо, которое не является индивидуальным предпринимателем, но осуществляет выплаты (например, наемным работникам), то такой плательщик должен встать на учёт как в Пенсионный фонд, так и в ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Согласно закону, таким страхователем может быть гражданин РФ, иностранец или лицо без гражданства. В этом случае плательщик страховых взносов, как правило, заключает договор с работниками (нянями, строителями, водителями и т. д.) и регистрирует этот договор в муниципалитете по месту проживания.

Самозанятые граждане

К категории самозанятых граждан относятся ИП, нотариусы, адвокаты, практикующие частным образом. При этом, если индивидуальный предприниматель использует в своей деятельности наемных работников, он должен выплачивать взносы и с доходов работников (как лицо, осуществляющее выплаты гражданам) и с собственных доходов (как самостоятельный плательщик). В случае, если названные категории ведут льготируемый вид деятельности и используют УСН, размер их взносов будет составлять 0%. Такой тариф действует для благотворительных организаций, для граждан, занимающихся патентным видом деятельности, для участников проектов и некоторых других.

Страхователи неработающих граждан

В роли страхователей неработающих граждан выступают, как правило, органы местной власти или другие организации, обладающие соответствующей компетенцией (например, воинские части за пределами РФ, военные суды и т. д.). Перечень таких организаций определен Постановлением Правительства №593 от 20.07.2011 г . «Об особенностях постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на обязательное медицинское страхование».

Заключение

В роли страхователей в системе ОМС выступают работодатели, самозанятые лица, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Они осуществляют взносы за работающих и безработных граждан в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Постановка на учет в качестве страхователей осуществляется территориальным фондом в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться

По Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации» существует три группы субъектов управле­ния организацией и финансированием ОМС. Эти субъекты за­ключают договоры на осуществление ОМС, собирают и акку­мулируют страховые взносы, направляют средства на оплату медицинских услуг. С точки зрения теории страхования они выступают страховщиками, но имеют существенные различия и обладают строго разграниченными полномочиями по выпол­нению конкретных страховых операций.

1-й уровень страхования в системе ОМС представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и орга­низационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществ­ляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граж­дан. Фонд был создан для реализации государственной поли­тики в области медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится к общему регулированию системы, что достигается как за счет нормативного регулирования основных положений ОМС на территории РФ, так и за счет финансового регулирова­ния осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации.

ФОМС является самостоятельным государственным неком­мерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Госу­дарственной Думой.

Финансовые средства фонда образуются за счет части страховых взносов предприятий, организаций и иных хозяйствую­щих субъектов (0,2% от ФОП);

Взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ;

Ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;

Доходов от использования временно свободных денежных средств фонда за счет размещения этих средств на банковских депозитах и в высоколиквидные государственные ценные бу­маги.

К функциям Федерального ФОМС относятся:

Выравнивание условий деятельности территориальных ФОМС по обеспечению, финансирования ОМС за счет предо­ставления финансовой помощи;

Финансирование целевых программ в рамках ОМС;

Утверждение типовых правил ОМС граждан;

Разработка нормативных документов;

Участие в разработке базовой программы ОМС для всей территории РФ;

Участие в организации территориальных фондов ОМС;

Международное сотрудничество в области медицинского страхования;

Осуществление финансово-кредитной деятельности для выполнения задач по финансированию ОМС;

Проведение научно-исследовательской работы и подготов­ки специалистов для ОМС.

Управление деятельностью фонда осуществляется его правлением и постоянно действующей исполнительной дирек­цией. В состав правления входят представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и обществен­ных объединений.


2-й уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами, поскольку именно территориальными фонда­ми осуществляются сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС,

Территориальные ФОМС создаются на территориях субъек­тов РФ, являются самостоятельными государственными неком­мерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчет ны соответствующим органам представительной и исполнитель­ной власти.

Финансовые средства ТФОМС находятся в государствен­ной собственности, не входят в состав бюджетов, других фон­дов и не подлежат изъятию. Они образуются за счет:

Части групповых взносов, уплачиваемых предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами на ОМС работающего населения (3,4% ФОТ);

Средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения (тариф или норматив отсут­ствуют);

Доходов, получаемых от использования временно свобод­ных средств за счет инвестирования их в банковские депозиты и государственные ценные бумаги;

Средств, взыскиваемых в результате предъявления регресс­ных требований к страхователям, медицинским учреждениям и другим субъектам;

Средств, получаемых от применения финансовых санкции к страхователям за нарушение порядка уплаты страховых взно­сов.

Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеоб­щности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансирован­ности и устойчивости системы ОМС.

ТФОМС выполняют сле­дующие функции в организации ОМС: собирают страховые взносы на ОМС; осуществляют финансирование территориальных программ ОМС;

Заключают договоры со страховыми медицинскими орга­низациями на финансирование проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым ТФОМС дифференцированным душе­вым нормативам;

Осуществляют инвестиционную и иную финансово-кредит­ную деятельность, в том числе предоставляют страховым ме­дицинским организациям кредиты при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

Формируют финансовые резервы для обеспечения устойчи­вости функционирования ОМС, в том числе нормированный страховой запас в размере двухмесячного объема финансиро­вания территориальных программ (сейчас резерв понижен до 1/2-месячного объема);

Осуществляют выравнивание условий финансирования ОМС по территориям городов и районов;

Разрабатывают и утверждают правила ОМС граждан на со­ответствующей территории;

Организуют банк данных по всем страхователям и осуще­ствляют контроль за порядком начисления и своевременнос­тью уплаты страховых взносов;

Участвуют в разработке тарифов оплаты медицинских ус­луг;

Осуществляют взаимодействие с территориальными фондами.

Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется прав­лением и исполнительной дирекцией. Председатель правления избирается правлением, а исполнительный директор назнача­ется местной администрацией.

Для выполнения своих функций ТФОМС могут создавать в городах и районах филиалы. Филиалы выполняют задачи ТФОМС по сбору страховых взносов и финансированию стра­ховых медицинских организаций. При отсутствии на данной территории страховых медицинских организации (СМО) фи­лиалам разрешено самим осуществлять обязательное медицин­ское страхование граждан, т.е. и аккумулировать страховые взносы, и вести расчеты с медицинскими учреждениями.

3-й уровень в осуществлении ОМС представляют страхо­вые медицинские организации. Именно им по закону отводит­ся непосредственная роль страховщика. СМО получают финан­совые средства в зависимости от численности и половозраст­ной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

По Положению о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС, в качестве СМО может выступать юри­дическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментомСМОвправе одновременно проводить обязательное и доб­ровольное медицинское страхование граждан, но не вправе осу­ществлять другие виды страховой деятельности. При этом фи­нансовые средства по обязательному и добровольному страхо­ванию учитываются СМО раздельно. СМО не имеют права ис­пользовать средства, перечисляемые им на реализацию ОМС, в коммерческих целях.

Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:

1. Договоры страхования с предприятиями, организациями, иными хозяйствующими субъектами и местной админист­рацией, иными словами, со всеми страхователями, обязанными платить страховые взносы в ТФОМС. По таким договорам определяется контингент застрахованных в данной СМО.

2. Договоры с ТФОМСна финансирование ОМС населения в соответствии с численностью и категориями застрахован­ных. Финансирование осуществляется по дифференциро­ванному среднедушевому нормативу, который отражает стоимость территориальной программы ОМС на одного жителя и половозрастную структуру застрахованного контингента.

3. Договоры с медицинскими учреждениями на оплату услуг, предоставляемых застрахованным данной СМО гражданам.

4. Индивидуальные договоры ОМС с гражданами, т. е. полисы ОМС, в соответствии с которыми предоставляется бесплатная медицинская помощь в рамках территориальной
программы ОМС.

Все взаимоотношения внутри системы ОМС регулируются на основании территориальных правил ОМС, которые должны соответствовать типовым правилам ОМС от 01.12.93 г., утвер­жденным Федеральным фондом ОМС и согласованным с Рос­страхнадзором.

Таким образом, деятельность СМО представляет заключи­тельный этап в реализации положении ОМС. Ее главной зада­чей выступает оплата страховых случаев. В связи с этим ос­новными функциями СМО являются:

Участие в выборе и аккредитации медицинских учрежде­ний;

Оплата медицинских услуг, предоставляемых застрахованным;

Осуществление контроля за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг, в том числе предъявле­ние регрессных требований и исков медицинским учреждени­ям по фактам нарушения условий ОМС или причинения ущер­ба застрахованным;

Формирование страховых резервов: резерва оплаты меди­цинских услуг, резерва финансирования предупредительных мероприятий и запасного резерва;

Инвестирование временно свободных денежных средств в банковские депозитные государственные ценные бумаги.

Таким образом, система ОМС в Российской Федерации представляется достаточно целостной, хотя и не лишенной недостатков системой страхования. С учетом сравнительно недавнего срока работы данной системы можно с уверенностью сказать, что совершенствование системы ОМС будет продолжаться.

Добровольное медицинское страхование (ДМС.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) аналогично обязательному медицинскому страхованию и преследует ту же социальную цель - предоставление гражданам гарантии по­лучения медицинской помощи путем страхового финансирова­ния. Однако эта общая цель достигается двумя системами раз­ными средствами.

Во-первых, добровольное медицинское страхование, в от­личие от обязательного медицинского страхования (ОМС), яв­ляется отраслью не социального, а коммерческого страхования. ДМС наряду со страхованием жизни и страхованием от несча­стных случаев относится к сфере личного страхования.

Во-вторых, как правило, это дополнение к системе ОМС, обеспечивающее гражданам возможность получения медицин­ских услуг сверх установленных в программах обязательного медицинского страхования или гарантированных в рамках го­сударственной бюджетной медицины.

В-третьих, несмотря на то, что и та и другая системы страхования, работают в одной и той же сфере- сфере медицинского страхования, принципы страхования у них различны.

ОМС использует принцип страховой солидарности, а ДМС - принцип страховой эквивалентности. По договору доб­ровольного медицинского страхования застрахованный полу­чает те виды медицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая премия.

В-четвертых, участие в программах ДМС не регламентиру­ется государством и реализует потребности и возможности каж­дого отдельного гражданина или профессионального коллек­тива.

С экономической точки зрения добровольное медицинское страхование представляет собой механизм компенсации граж­данам расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая.

По общемировым стандартам медицинское страхование покрывает две группы рисков, возникающих в связи с заболе­ванием:

Затраты на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации и уходу;

Потерю трудового дохода, вызванную невозможностью осуществления профессиональной деятельности как вовремя заболевания, так и после него при наступлении нвалидности.

При страховом покрытии медицинских расходов страхов­щик возмещает фактические издержки, связанные с осуществ­лением лечения и восстановлением способности к труду. Та­ким образом, страхование медицинских затрат является стра­хованием ущерба и защищает состояние клиента от внезапно возникающих расходов.

При страховом покрытии потери дохода страховщик вып­лачивает застрахованному денежное возмещение за день бо­лезни. Размер возмещения и дата начала его выплаты согласу­ются в договоре и зависят от реально получаемого застрахован­ным трудового дохода и дня, установленного трудовым зако­нодательством или действующей системой социального стра­хования, до которого потеря трудового дохода в результате за­болевания покрывается либо работодателем, либо обязатель­ным медицинским страхованием. Таким образом, страхование потери.трудового дохода - это страхование суммы. Оно служит для защиты личного дохода застрахованного аналогично страхованию жизни.

В России добровольное медицинское страхование отлича­ется от принятого за рубежом отсутствием страховой защиты, связанной с потерей дохода в результате болезни.

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации» в качестве объекта медицинского страхования определяет «страховой риск, связанный с затратами на ока­зание медицинской помощи при возникновении страхового слу­чая». При этом в Законе указывается, что добровольное меди­цинское страхование «обеспечивает гражданам получение до­полнительных медицинских и иных услуг сверх установлен­ных программами обязательного медицинского страхования».

В условиях лицензирования страховой деятельности на территории России Росстрахнадзор РФ конкретизировал поня­тие и определил медицинское страхование только как «сово­купность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат стра­хового обеспечения) в размере частичной или полной компен­сации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицин­ского страхования».

Тот факт, что в отечественном медицинском страховании отсутствует страхование потери дохода, объясняется двумя факторами. Во-первых, в России потерю трудового дохода во время болезни компенсирует социальное страхование, которое в настоящее времени распространяется практически на все занятое населе­ние. Во-вторых, во время принятия законодательных актов, регулирующих организацию медицинского страхования, у по­тенциальных потребителей не было потребности в таких гаран­тиях, а у отечественных страховщиков не было достаточной финансовой и актуарной базы для соответствующих предложе­ний.

В современных условиях дополнение ДМС страхованием потери дохода становится все более актуальным, поскольку растет число индивидуальных предпринимателей и лиц сво­бодных профессий, которые не подлежат обязательному соци­альному страхованию и в случае болезни теряют свой личный доход.

Взаконе РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» основная цель медицинского страхо­вания сформулирована следующим образом: «...гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финанси­ровать профилактические мероприятия».

Исходя из общей цели, можно выделить несколько задач.

Социальные задачи: ,

Охрана здоровья населения; обеспечение, его воспроизводства; развитие сферы медицинского обслуживания.
Экономические задачи:

Финансирование здравоохранения, улучшение его материальной базы;

Защита доходов граждан и их семей;

Перераспределение средств, идущих на оплату медицин­ских услуг, между различными группами населения.

Социально-экономическое значение ДМС заключается в том, что оно дополняет гарантии, предоставляемые в рамках социального обеспечения и социального страхования, до мак­симально возможных в современных условиях стандартов. Это касается в первую очередь проведения дорогостоящих видов лечения и диагностики; применения наиболее современных медицинских технологий; обеспечения комфортных условий лечения; осуществления тех видов лечения, которые включе­ны в сферу «медицинской помощи по жизненным показани­ям».

Основные виды ДМС. Виды ДМС различают в зависимос­ти от последствий наступления болезни, как экономического,так и медико-реабилитационного характера; объема страхового покрытий; типа страхового тарифа; степени дополнения систе­мы ОМС.

По экономическим последствиям выделяют два типа стра­хования:

Страхование затрат, связанных с лечением, восстановлением здоровья;

Страхование потерь дохода, связанных с наступлением заболевания.

По медико-реабилитационным последствиям виды страхо­вания различают в зависимости от типа и методов необходи­мого лечения. Обычно выделяют следующие виды страхова­ния расходов по оказанию медицинской помощи:

на амбулаторное лечение и домашнего (семейного) врача; на стационарное лечение;

на стоматологическое обслуживание, на специализированную диагностику заболеваний; на приобретение лекарств; на посещение врачей-специалистов; на протезирование; на приобретение очков, контактных линз; на затраты, связанные с беременностью и родами; на сервисные расходы; на затраты по уходу за больным.

Естественно, что набор гарантий расширяется или сужает­ся каждой отдельной страховой компанией в зависимости от того, по каким программам ДМС она предпочитает работать. Поэтому принято выделять основные виды медицинского стра­хования и дополнительные виды (опционы).

К первым относят страхование расходов на амбулаторное и стационарное медицинское обслуживание. Эти гарантии ком­пенсируют затраты на основное лечение, необходимое по жиз­ненным показаниям.

Ко вторым относят виды страхования, покрывающие рас­ходы на сопутствующие лечению услуги или специализирован­ную медицинскую помощь (стоматологию, родовспоможение, протезирование и некоторые другие).

В зависимости от объема страхового покрытия различа­ют: полное страхование медицинских расходов; частичное страхование медицинских расходов; страхование расходов только по одному риску.

Полное медицинское страхование предоставляет гарантию покрытия расходов как на амбулаторное, так и стационарное лечение. В отличие от полного, частичное страхование покры­вает затраты либо на амбулаторное лечение, либо на стацио­нарное, либо специализированное лечение (стоматология, са­наторно-курортное лечение, родовспоможение

и т. п.) по вы­бору страхователя.

По типам применяемых страховых тарифов медицинское страхование классифицируют следующим образом:

По полному (комбинированному) тарифу;

По тарифу с собственным участием страхователя;

По тарифу с лимитом ответственности страховщика;

С динамическими тарифами.

Страхование по полному тарифу предполагает оплату стра­хователем премии за гарантию покрытия всех расходов по ам­булаторному или стационарному лечению с включением до­полнительной оплаты за выбранные опционы.

Страхование по принципу собственного участия страхова­теля предполагает франшизу , в зависимости от которой меди­цинские расходы покрываются либо начиная с оговоренной в договоре суммы, либо при каждом страховом случае страхова­тель самостоятельно оплачивает согласованную со страховщи­ком часть произведенных затрат на лечение.

Тарифы с лимитом ответственности позволяют страховщику ограничить свое участие в покрытии медицинских расходов страхователя в пределах суммы, за которую страхователь в со­стоянии заплатить премию и которая соответствует его потреб­ностям. Лимит ответственности может устанавливаться тремя путями:

1) согласуется сумма страхового покрытия за год, в пределах которой страховщик производит оплату медицинских расходов страхователя (условие - «покрываются все расходы, но не более определенных единиц за год»);

2) устанавливаются предельные суммы покрытия для определенных видов медицинских услуг (условие – покрывается определен­ная нозология (перечень заболеваний);

3) определяется доля участия страховщика в покрытии меди­цинских расходов страхователя (условие - возмещается определенный процент расходов страхователя по каждому страховому случаю).

В зависимости от того, происходит ли наложение двух ви­дов медицинского страхования - обязательного и доброволь­ного на один и тот же страховой риск, можно выделить: дополнительное частное медицинское страхование; самостоятельное частное медицинское страхование.

Поскольку теми или иными системами ОМС во многих странах охвачена основная часть населения, то страховщики разработали такие виды добровольного медицинского страхо­вания, которые позволяли бы гражданам, участвующим в ОМС, с помощью частного страхования полностью покрывать расхо­ды на те медицинские услуги, которые оплачиваются програм­мой ОМС частично, или улучшать условий своего медицинс­кого обслуживания по ОМС. Дополнительное ДМС предостав­ляет покрытие расходов на дорогостоящие операции, на при­влечение ведущих врачей-специалистов, выбор больницы и врача, создание комфортных условий лечения, обеспечение ухода и некоторые другие.

Самостоятельное медицинское страхование предлагает ме­дицинские полисы: гражданам, которые не участвуют в ОМС, отдельным группам населения, имеющим особенности лече­ния (дети, женщины и некоторые другие); для лечения в част­ных клиниках и у частнопрактикующих врачей; для обеспече­ния медицинской страховкой при выезде за рубеж.

Страхование суточных выплат, которое покрывает потерю дохода, обусловленную заболеванием, предлагается страхов­щиками в трех вариантах:

страхование суточных выплат при пребывании в больнице; страхование суточных выплат за день болезни; страхование суточных выплат за дни нуждаемости в уходе. Поскольку в России страхование суточных выплат по медицинскому страхованию не проводится, в дальнейшем мы будем рассматривать только страхование медицинских расхо­дов.

Урегулирование страхового случая в ДМС также имеет су­щественные особенности по сравнению с другими видами стра­хования.

Во-первых, страховой случай по ДМС растянут во времени и совпадает с периодом нетрудоспособности застрахованного.

Во-вторых, длительность страхового случая определяется методикой лечения и устанавливается медицинским учрежде­нием или частнопрактикующим врачом.

В-третьих, медицинские услуги должны быть предостав­лены лечебными учреждениями или врачами, аккредитован­ными страховщиком, а лекарства и другие медикаменты выпи­саны по рецепту.

Оплата медицинской помощи в ДМС может осуществляться разными способами.

1. Медицинское учреждение выставляет счет и пред­ставляет его в страховую компанию, которая компенсирует ему расходы на лечение, либо клиент, получив счет, на­правляет его страховщику для оплаты.

В настоящее время страховщики стали применять отложенные расчеты с клиентами по следующей схеме оплаты меди­цинских услуг. Страховщик начинает принимать к оплате сче­та только при достижении определенной в страховом договоре суммы. Например, страховая компания не осуществляет стра­ховые выплаты по ДМС до тех пор, пока клиент не израсходу­ет определенную сумму на медицинское обслуживание с начала календарного года. Такое условие позволяет страховщику экономить расхо­ды на ведение дела и не отвлекать суммы резервов из процесса капитализации.

(платеж) представляет собой

а) установленную законом или договором денежную сумму, которая выплачивается страхователем

б) установленную законом или договором денежную сумму, которая выплачивается застрахованному лицу

в) величину денежной суммы за конкретные медицинские услуги

146. Основой для формирования территориальной программы обязательного медицинского страхования являются все, кроме

а) базовой программы ОМС

б) численности и состава населения территории

в) страховая медицинская организация

г) лечебное учреждение

150. Страховщиками при ОМС не могут быть

а) территориальные фонды ОМС

б) страховые медицинские организации

в) филиалы территориальных фондов ОМС


г) администрация предприятий, учреждений

151. Какой документ определяет взаимодействие медицинского учреждения и страховой медицинской организацией?

а) Закон о медицинском страховании граждан

б) решение местной администрации

в) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации

г) договор медицинского учреждения и страховой медицинской организации

152. Когда считается заключенным договор между страхователем и страховщиком ?

а) с момента подписания договора

б) с момента получения списка застрахованных страховщиком

в) с момента уплаты первого страхового взноса

г) с момента начала работы лечебного учреждения в системе ОМС

153. Когда считается заключенным договор СМО с медицинским учреждением?

а) с момента перечисления СМО аванса ЛПУ

б) с момента получения списка застрахованных ЛПУ

в) с момента заключения договора

г) с момента получения СМО и ЛПУ лицензии

154. Лицензирование медицинского учреждения – это

а) определение соответствия качества медицинской помощи установленным стандартом

б) выдача государственного разрешения на осуществление определенных видов деятельности

в) процедура предоставления медицинскому учреждению статуса юридического лица

155. Какие медицинские учреждения подлежат лицензированию

а) частные амбулаторные – поликлинические учреждения

б) научно – исследовательские институты

в) государственные больницы

г) все медицинские учреждения независимые от форм собственности

156. Целью аккредитации является

а) изменение организационно – правовой формы медицинского учреждения

б) защита интересов потребителей на основе установления деятельности медицинского учреждения существующим профессиональным стандартом

в) оценка эффективности деятельности медицинского учреждения

г) определение объемов медицинской помощи

157. Какой документ выдается медицинскому учреждению после успешного прохождения аккредитации?

а) диплом

б) свидетельство

в) лицензия

г) сертификат

158. Источниками финансирования учреждений здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования являются

а) средства обязательного медицинского страхования

в) доходы от платных услуг населения

г) средства от добровольного страхования, коммерческая деятельность

д) все выше перечисленное

159. Расчетной единицей для оплаты страховыми компаниями медицинской помощи, оказываемой в лечебно – профилактических учреждениях, может быть

а) пролеченный больной

б) посещение

в) прикрепленный житель

г) медицинская услуга

д) все выше перечисленное

160. Какой вид доходов медицинского учреждения не облагается налогом

а) доходы от выполнения программы добровольного медицинского страхования

б) доходы от платных услуг на хоздоговорной основе

в) доходы от выполнения программ обязательного медицинского страхования

г) доходы от сдачи в аренду помещений и медицинского оборудования

161. Укажите размер начислений на фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях


в) на медицинское страхование – 5,1%; пенсионный фонд – 26%; на социальное страхование – 2,9%;

162. Цель медицинского страхования гарантировать гражданам

б) сохранение и поддержание здоровья

в) профилактику заболеваний

г) получение медицинской помощи за счет накопленных средств

163. Кто подлежит обязательному медицинскому страхованию

б) инвалиды

в) неработающее население

г) все население

д) работающее население

а) по программе платных услуг

б) по программе добровольного медицинского страхования

в) по программе бесплатных медицинских услуг

г) по программе обязательного медицинского образования

д) по программе государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью

165. Что (кто) является объектом медицинского страхования?

а) больной человек

б) все здоровое население

в) человек, получивший травму или заболевание

г) страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая

д) страховой случай

166. Кому подчиняется страховая медицинская организация?

а) министру здравоохранения РФ

б) министру финансов РФ

в) министру социальной защиты населения

г) не подчиняется никому

167. В собственности кого находится финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования?

а) страховых медицинских организаций

б) предприятий, организаций

г) в государственной собственности

168. Для чего предназначены фонды обязательного медицинского страхования?

а) для профессиональной подготовки кадров

б) для финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях

в) для финансирования системы добровольного медицинского страхования

г) для обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и финансирования ЛПУ, оказывающих медицинскую помощь застрахованным

169. Какой размер штрафных санкций применяет ТФОМС к работодателю, который уклоняется от регистрации в качестве плательщика?

а) 1% от сумм страховых взносов

б) 20% от сумм страховых взносов

в) 15% от сумм страховых взносов

г) 10% от сумм страховых взносов

170. За какие виды медицинской помощи платит сам пациент?

а) за медицинскую помощь, оказываемую в порядке скорой и неотложной помощи

б) за виды медицинской помощи, предусмотренные программой обязательного медицинского страхования

в) за дополнительные и сервисные медицинские услуги, предусмотренные программой добровольного медицинского страхования

г) за стационарное лечение, при травмах, отравлениях, венерических заболеваниях

171. Какое участие (кем могут быть) принимают медицинские учреждения при организации страховых медицинских компаний?

а) могут быть учредителями СМК

б) могут быть структурными подразделениями СМК

в) могут быть держателями части акций СМК

г) не принимают никакого участия в организации СМК

172. Каковы действия ЛПУ в случае невозможности соблюдения договорных условий с СМО по оказанию оговоренных видов, объема и качества медицинских услуг?

Все страхователи или плательщики страховых взносов классифицируются на ряд категорий, согласно законам об ОМС. Принадлежность к той или иной категории страхователей определяется правовым статусом плательщика (физическое или юридическое лицо), его видом деятельности (предприниматель, организация, самозанятое лицо), а также тем, работает ли гражданин или является неработающим. Кто может выступать в роли страхователя в системе ОМС? Какие категории страхователей существуют сегодня, каковы их права и обязанности? Какими нормативно-правовыми документами регламентированы правила уплаты взносов?

Законодательные нормы

Вопросы определения категорий страхователей, правила внесения и порядок начисления взносов изложены в документе №250-ФЗ от 03.07.2016, который пришёл на смену утратившим силу законодательным документам, ранее регламентировавшим деятельность системы ОМС. Этот закон является, по сути, новой редакцией предшествовавших ему актов, регулировавших работу участников системы ОМС. Помимо категорий страхователей, в нем рассматриваются вопросы учета плательщиков взносов, определения даты выплаты страховой суммы, контроля соблюдения страховых обязательств, ответственности за нарушение установленных правил взаимодействия между страхователем и страховщиком.

Категории страхователей

Согласно вышеназванному нормативно-правовому акту все страхователи делятся на две большие категории, осуществляющие взносы для работающих граждан и для неработающих. Лица или организации, производящие страховые взносы за работающих, в свою очередь, делятся на тех, кто осуществляет выплаты или иные поощрения гражданам и кто является самозанятым гражданином.

Страхователи, производящие выплаты гражданам

Категория страхователей, осуществляющие выплаты и другие вознаграждения гражданам, включает организации, индивидуальных предпринимателей (ИП) и физлиц, не причисленных к ИП. К организациям, которые должны вносить страховые взносы в размере 5,1%, относятся:

  • Юридические лица, зарегистрированные в РФ;
  • Иностранные компании и корпорации, осуществляющие деятельность на территории России;
  • Филиалы и представительства иностранных компаний, предоставляющие рабочие места как россиянам, так и гражданам своих стран.

Исключения составляют лица и организации, занимающиеся деятельностью в сфере информационных технологий, осуществляющие технико-внедренческую или туристко-рекреационную деятельность, а также занимающиеся внедрением результатов интеллектуальной деятельность. Размер их взносов равен 4%. В случае с представительствами иностранных фирм на территории России страховые взносы уплачиваются не только с выплат российским гражданам, но и с доходов сотрудников-иностранцев (за исключением высококвалифицированных работников).

Индивидуальный предприниматель, рассматриваемый как плательщик страховых взносов, должен иметь соответствующую регистрацию и осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. Если страхователем является физическое лицо, которое не является индивидуальным предпринимателем, но осуществляет выплаты (например, наемным работникам), то такой плательщик должен встать на учёт как в Пенсионный фонд, так и в ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Согласно закону, таким страхователем может быть гражданин РФ, иностранец или лицо без гражданства. В этом случае плательщик страховых взносов, как правило, заключает договор с работниками (нянями, строителями, водителями и т. д.) и регистрирует этот договор в муниципалитете по месту проживания.

Самозанятые граждане

К категории самозанятых граждан относятся ИП, нотариусы, адвокаты, практикующие частным образом. При этом, если индивидуальный предприниматель использует в своей деятельности наемных работников, он должен выплачивать взносы и с доходов работников (как лицо, осуществляющее выплаты гражданам) и с собственных доходов (как самостоятельный плательщик). В случае, если названные категории ведут льготируемый вид деятельности и используют УСН, размер их взносов будет составлять 0%. Такой тариф действует для благотворительных организаций, для граждан, занимающихся патентным видом деятельности, для участников проектов «Сколково» и некоторых других.

Страхователи неработающих граждан

В роли страхователей неработающих граждан выступают, как правило, органы местной власти или другие организации, обладающие соответствующей компетенцией (например, воинские части за пределами РФ, военные суды и т. д.). Перечень таких организаций определен Постановлением Правительства №593 от 20.07.2011 г. «Об особенностях постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на обязательное медицинское страхование».