Схиархимандрит иоанникий. Старец иоанникий Схиархимандрит иоанникий ефименко биография

Свято-Никольский монастырь в селе Чихачево был основан еще в 17 веке. Это место является намоленным, возможно, поэтому, попадая сюда, чувствуешь себя словно в сказке. Последние два десятка лет в этом храме служит отец Иоанникий – добродушный старец, отличающийся статной фигурой, с большой седой бородой с окладом.

Батюшка происходит из старинного казачьего рода, основателем которого был атаман Платов – герой Отечественной войны 1812 года. Как напоминание о своем славном предке, старец Иоанникий в Чихачево в своей келье держит его портрет. Кстати, рядом расположились также портреты последнего императора российского и его супруги.

Примечательным является тот факт, что не так давно отца Иоанникия посетили казаки из Воронежа. Они просили его молиться за всех представителей казачества, поскольку знают и помнят о происхождении старца. Между прочим, воронежские казаки, считая схиархимандрита родовым казаком, вручили ему в подарок златоустовскую шашку.

Паломническая поездка в Чихачево к старцу Иоанникию

Приехав сюда, первым, что вы увидите, будет небольшая белая церковь, находящаяся поблизости от погоста. В этом храме свет горит и днем, и ночью. И так же сутки напролет звучат в его стенах слова молитвы о здравии живущих на этом свете и об упокоении души ушедших в мир иной. Традиционно верующие еженощно совершают Крестный ход вокруг церкви, освящая свой путь иконой Казанской Божьей Матери.

Паломнический визит в Свято-Никольский скит начинается тоже ночью – в 3 часа все приехавшие приходят на Божественную Литургию, включающую молебны о врачевании душ и тел. До и после службы можно подать записки о проведении сорокоуста за упокой и за здравие, вознесение Неусыпаемой Псалтыри. После панихиды звучит проповедь старца в стенах храма, и наступает время Крестного хода.

Встреча со схиархимандритом Иоанникием проходит во дворе его дома. Старец рассказывает паломникам о грехах их и путях искупления, отвечает на многочисленные вопросы и произносит общую проповедь – речь, каждое слово которой наполнено мудростью, а оттого бесценно.

После встречи со старцем паломники могут набрать святую воду из колодца, вырытого самим Преподобным Тихоном Лухским Чудотворцем.

Также поездка предполагает посещение часовни и Святого Источника в честь Иконы «Боголюбской Божией Матери» в Иваново, трапезу и омовения в мужской и женской купелях. Всем принявшим участие в паломничестве раздаются календари и акафисты во Славу Божию.

Чтобы записаться в поездку, пожалуйста, заполните форму на нашем сайте или позвоните в православную паломническую службу «Просвещение» по телефону.

Запись в поездку к старцу схиархимандриту Иоанникию

Фотографии публикуются по благословению о. Иоанникия. Фото Гучанов Игорь, паломники.

30 сентября 2016 г. Епископ Иларион совершил Божественную литургию в Никольском храме с.Чихачёво , в праздник мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии епископ Кинешемский и Палехский Иларион совершил Божественную литургию в Никольском храме с.Чихачёво.

Преосвященному епископу Илариону сослужили: благочинный г.Кинешма митрофорный протоиерей Димитрий Грудогло, настоятель храма схиархимандрит Иоанникий (Ефименко), благочинный Верхнеландеховского округа игумен Антоний (Мазурин), протоиерей Валерий Отрода, иерей Роман Посыпкин, иерей Николай Харченко, протодиакон Вячеслав Тумин, диакон Роман Вязов, иеродиакон Сергий (Варнашов). фотоальбом

За богослужением молился глава Верхнеландехского района Николай Васильевич Жуков.

В своем святительском слове по окончании богослужения владыка Иларион призвал молящихся следовать примеру стойкости в вере и жертвенному служению отроковицам-мученицам и их святой матери Софии. Затем епископ Иларион совершил молебное пение с освящением иконы образа Божией Матери "Иерусалимская" в Крестовоздвиженском кафедральном соборе п.Палех.

По материалам: Пресс-служба Кинешемской епархии

Ныне живущий старец схиархимандрит Иоанникий о нашем времени.

Мой близкий знакомый и земляк, двадцатишестилетний русский парень десять дней назад вернулся от удивительного батюшки, которого многие из православных людей почитают старцем. Сам я о нём услышал где-то полгода назад. По рассказам очевидцев, батюшка и в самом деле очень сильный и прозорливый. Сейчас много в СМИ говорят о "второй волне мирового кризиса", о приготовлениях израильских и американских "ястребов" к войне против Ирана, и прочих подобных бедствиях всемiрного масштаба. Пока, к счастью, это всё разговоры. Но и слова прозорливого схиархимандрита Иоанникия "Уже близко, 2010 год наступил" (см. видео ниже) заставляют сжиматься сердце, от одной мысли от надвигающихся бедствий. В которых по опыту предыдущих десятилетий и столетий Русской истории, вряд ли мы сможем оказаться ЛИШЬ зрителями. Война "08.08.08" ближайший и ярчайший тому пример. Кровушка, по-любому, лилась русская... Господи, помилуй!

PS: Ведущий аналитик (пока ещё, слава Богу!) Генерального штаба МО РФ Т.В.Грачёва (см. ) в своей третьей книге из трилогии написала, что спусковым крючком к уничтожению России в её нынешнем виде станет начало войны с Ираном США и Израиля. В двух-трёх источниках я уже встречал даты, говорящие о том, что война с Ираном может начаться в этом году в августе-сентябре. И тогда всё ускорится сродни катализатору. Русским патриотам и националистам просто НЕОБХОДИМО будет не прозевать этот момент. Момент "контрреволюции снизу".

Ну а пока - читайте свидетельство ещё одного очевидца, своими глазами видевшего столь замечательного схимника-иерея.

Схиархимандрит Иоанникий о нашем времени
Апрель 5th 2010 -

На великопостной службе у схиархимандрита Иоанникия в Чихачах Ивановской области

Великий Пост – время паломничества и сугубой молитвы. Куда же в наши дни едут Великим Постом русские люди, как и сто лет назад, жадные до подвига духовного, до покаяния и молитвы?
Как очевидцу рассказать хочется о чуть ли не ежедневном паломничестве в Свято-Никольский скит Верхнеландеховского района Ивановской области на службу к схиархимандриту Иоанникию, которого многочисленные паломники почитают за старца.

Рассказать хочется потому, что давно уже не было в моей жизни таких ярких впечатлений, свидетельствующих о том, что Святая Русь еще жива, и народ наш победить никому не удастся…

Церковь Николая Чудотворца, при которой ныне по благословению Ивановского архиепископа Амвросия (Щурова), возрождается православный скит, стоит на возвышении правого (северного) берега р.Ингер, в стороне от жилой застройки. Церковь возведена в 1813 г. на средства прихожан. Ее кирпичные стены побелены по кладке. В 1856 г. трапезная была расширена, а в 1858-61 гг. полностью перестроена. В последней четверти XIX в. к ней пристроили колокольню. К юго-западу от храма расположено одноэтажное кирпичное здание церковноприходской школы, выстроенное в 1886 г.

Место здесь намоленное, сказочное, да и сам отец Иоанникий, - румяный, статный, с большой окладистой седой бородой, очень похож на Деда Мороза – как будто из сказки, служит в этом храме уже около 20 лет.

По своему происхождению старец из казачьего рода героя Отечественной войны 1812 года атамана Платова, старинный портрет которого висит в келье старца наряду с большими портретами Царя Николая II и Царицы Александры.

Удалось найти интересное свидетельство о недавнем посещении старца воронежскими казаками, которые вручили схиархимандриту Иоанникию, как родовому казаку, златоустовскую шашку, чтоб чаще в своих молитвах вспоминал казаков.

В другой раз отец Иоанникий благословил казаков, возрождающих традиции «Русского боя», на поездку на соревнования во Всемирную Академию Самбо (г.Кстово Нижегородской области):

"Он был очень болен, сидел на стуле в черных одеждах и еле говорил. Но только увидел нас в казачьей форме с казачатами, – ожил. Принял тепло, любовался формой и несколько раз просил то повернуться, то надеть папаху. Попросил: «Всегда приезжайте ко мне в форме». И несколько раз повторил: «Берегите Родину». Мы попросили у него благословения на участие в соревнованиях, а он вдруг нахмурился: «Вам это надо?» У меня все похолодело. Но старец вдруг вспомнил, как сам в молодости бился на кулачках с мастером спорта по боксу. «Крепко мне, – говорит, – от него досталось: вертится волчком, а я его не могу „выцелить“. Он бьет, а я – нет. Но уж зато когда „выцелил“, то ноги только и мелькнули!» Старец хохотал так заразительно, что и мы, не могли удержаться. А когда успокоились, благословил и сказал, что машина у нас заведется, домчимся быстро и без приключений. Мы попрощались и ушли, пожелав старцу выздоравливать".

Возрождаемый Свято-Никольский монастырь основан учениками преподобного Тихона Лухского в годы русской Смуты XVII в. недалеко от села Князьково. Белая церковь с кладбищем, несколько строений, в храме круглосуточно горит свет, и молитва не прекращается ни днем, ни ночью – сутки напролет люди, сменяя друг друга, читают Евангелие, Псалтырь, акафисты. А каждую ночь, по традиции, вокруг храма совершается Крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Храм – здание в весьма крепком состоянии. Иконостас составлен из многочисленных икон разного времени письма, в основном темных, старинных.

Всенощная в соединении с Литургией служится необычно быстро за два-три часа. Батюшка быстро перемещается по храму, открывая и закрывая ворота, кадя, непрерывно скороговоркой по памяти читая тексты. Вместо хора зачастую включаются чтецы, отчего богослужение, несмотря на отсутствие сокращений, проводится очень динамично. Общая исповедь-отчитка, на которую отец Иоанникий выходит с копием (используемым во время Литургии на Проскомидии), давая обычное наставление: читать каждый день по заповеди преподобного Серафима Саровского «150 Богородиц» – молитв «Богородице Дево, радуйся».
Причащаются за литургией все присутствующие, причем на стене висит объявление, которое обычно читается при подходе к причастию одним из послушников, что по неведению приезжим разрешается подходить к Чаше даже если накануне ели скоромное. Если же человек об обычаях монастыря знает, то он подпадает осуждению.

Раньше Литургия начиналась около 12 часов ночи, сейчас она чаще всего до 12 ночи уже заканчивается.
Эти особые порядки чихачевского монастырского богослужения вызывают многочисленные осуждения и укоры со стороны многих священнослужителей из других епархий, желающих «подвести этот монастырь под свой устав». Многие священники даже запрещают своим чадам ездить в Чихачево, или как их еще иначе называют – «Чихачи». Однако складывается такое ощущение, что эти запреты, если и сказываются на отношении народа к ивановскому старцу то только в том смысле, что авторитет его растет изо дня в день все более и более, а слава о прозорливости распространяется по всей России.

Если в прошлом году Великим Постом хорошо знающие ситуацию посетители ездить в Чихачево не отваживались по причине многочисленного наплыва народа из Нижнего Ногворода, Иваново и Москвы, то в этом году ситуация стала еще более сложная. Несмотря на то, что отец Иоанникий не благословляет приезжать без предварительного согласования, известность о Чихачах такова, что, например, в Чистую Субботу народу на службу приехало в два раза более, чем мог вместить храм.

В результате люди стояли несколько часов на десятиградусном морозе, но все исповедовались, причастились, и даже пособоровались (соборовали прямо на улице). Настроение, несмотря на Великий Пост, было какое-то особенно радостное, даже новогоднее – поздняя зима, хрустящий пушистый снег, кладбище, выглядящее как-то очень радостно на фоне то и дело прибывающих к храму все новых и новых паломников… Все это создавало ощущение настоящего торжества Православия.

Подумалось – где еще, в какой стране, люди поедут за тридевять земель ради того, чтобы померзнуть при входе в храм на морозе? Где еще осталась такая патриархальная простота человеческих отношений, ведь приехали-то все… «к батюшке».

После службы все желающие (кто не торопится) по обычаю приглашаются на монастырскую трапезу, характерное описание которой заимствуем из уже упоминавшегося рассказа о посещении старца воронежскими казаками:

«В шесть (сейчас около 2-3 часов – С.Ч.) утра гостей позвали на завтрак в трапезную. Ребятам все было интересно, все в диковинку: и кто где сидит, и почему читают акафисты во время еды. После борща матушка в те же чашки наложила гречневой каши, а потом туда же – и компот. Таков порядок. Не съесть нельзя. Да и времени на размышления нет: матушка „скомандовала“ – на молитву, и – марш из-за стола».

Сергей Чесноков, специально для Русской линии

Паломничества

11 Ноября 11 Роман

Поездка к схиархимандриту Иоанникию в Чихачёво

Случайностей не бывает

В Чихачевскую обитель я попал неожиданно для себя. Случайностей не бывает - на все воля Божия! Знакомая женщина дала телефон старца Иоанникия моей жене с той целью, что бы я ему позвонил. Листочек с номером телефона я положил куда-то в шкаф.... Через 2-3 недели один знакомый алтарник из Кикнурского Благочиния повторил примерно ту же фразу: «Поезжай к старцу!» Сказал, как отрезал!

Глас народа - глас Божий

Долго я в руках мял листок бумаги с номером Чихачевского батюшки. Жена не выдержала и сказала: «Я сама позвоню!» Набирала номер трижды, на четвертый раз батюшка снял трубку.... Поговорила и засияла от счастья! Я воодушевленный примером моей второй половинки здесь же набрал заветный номер - занято. Опять занято. Я набирал номер телефона снова и снова, пока не услышал долгожданный, но неожиданно твердый, спокойный, приятный и не погодам молодой голос отца Иоанникия. «Бог тебя благословит! Как зовут?... Откуда звонишь?... Приезжай... числа. Служба у нас начинается с 3х часов (по Московскому времени - прим. РЗ). Ангела Хранителя тебе в дорогу!» Как гром среди ясного неба! Как поеду? На чем? С кем?

Господь управил! Машину дал тесть. Попутчики нашлись сами. В Чихачево они ехали уже раз десятый, и всю дорогу мы с ними проговорили о батюшке Иоанникие.

В монастырь мы приехали в половине девятого вечера. Приятно удивила отличная асфальтовая дорога, которая ведет от трассы к монастырю. Так же порадовала огромная заасфальтированная стоянка для транспорта. По нашем приезде на стоянке уже стояли несколько десятков автомобилей и три-четыре автобуса. География автомобильных регистрационных номеров была разнообразна: Москва и Московская область, Нижегородская, Кировская, Челябинская и Свердловская области, республика Башкортостан, Коми и Мари. И еще десяток номеров с незнакомыми мне регионами.

При входе на территорию монастыря огорчили таблички о запрещении фото и видеосъемки. Жаль. Но я сделал несколько снимков из-за ограды, а после приезда домой нашел несколько фотографий монастыря в Интернете.

Сразу набрали в бутылки святую воду (бочки со святой водой стоят в притворе). В 20.30 по монастырскому времени (от Московского времени минус 1 час) в трапезной начался ужин. Вечером паломников в монастыре было около пятисот человек, поэтому в трапезную заходили по очереди. Сначала мужчины (за стол справа), потом женщины (за стол слева). Ужин отличался простыми, но разнообразными блюдами: различные салаты, картофельное пюре, каши, супы. Вкусный чай с медом пьют из освободившихся тарелок. Кружки - только для святой воды, которая стоит на столах в литровых банках. Поужинали - соборная молитва о здравии схиархимандрита Иоанникия (это является нововведением в Чихачевской обители, которое братия ввела после недавней тяжелой болезни старца). После заходит в трапезную новая партия паломников.

Никольская церковь в селе Чихачево

Церковь построена на средства прихожан в 1813 г. и располагается за деревней в небольшой роще на кладбище. В 1856 г. у сооружения была расширена трапезная и добавлены два придела.

Церковь кирпичная, бесстолпная, совмещенная летняя и зимняя, одноапсидная одноглавая. Планировочная структура - четырехчастная осевая симметричная. Храм трехпрестольный: центральный - Никольский, левый - Григорьевский, правый - в честь Димитрия Солунского.

Перекрытие трапезной опирается на четыре арки. По ним идет широкий цилиндрический свод, располагающийся перпендикулярно относительно центральной оси церкви. Крайние нефы покрыты продольными цилиндрическими сводами, опирающимися на наружную стену. Сам храм покрыт высоким сомкнутым сводом, опирающимся на наружные стены.

Стены в интерьере покрыты штукатуркой, по которой нанесена масляная живопись. Снаружи они побелены по кирпичу. Кровля по деревянным стропилам, металлическая. Размер кирпича - 24х11х7 см.

Объемно-пространственная композиция церкви представляет собой две вертикали - колокольня и храм, объединенные горизонтально вытянутой трапезной. Дополнительные приделы придают вид большой устойчивости. Колокольня квадратная в плане, трехъярусная, заканчивающаяся шатриком с посаженной на барабан луковичной главкой. Рядом с церковью находится одноэтажный кирпичный дом священника с четырехскатной кровлей, покрытой железом.

Ужин закончился.

Все укладываются спать. Спят прямо в храме на полу, постилая привезенные с собой туристические коврики, пледы и одеяла. Кто приехал в первый раз, постилали на пол старую одежду, которая висит на внешней стене трапезной со стороны умывальников. В монастыре четко исполняют требования канонов Православной Церкви. В том числе: Мужчины одесную (справа), женщины ошуюю (слева); мужчины и мальчики к помазанию, причастию и ко кресту, а так же после службы под благословение к отцу Иоанникию подходят первыми, женщины и девочки - после; в трапезную, как уже говорилось выше, так же заходят сначала мужчины. Но это не дискриминация по половому признаку. Просто лишний раз напоминают женщинам, что, по слову блаженной Матроны Московской: «Жена за мужем должна быть, а не перед ним».

В общем, мужчины в храме на полу спят справа, женщины слева. Всю ночь читают неусыпаемую Псалтирь. Запись на чтение паломниками книги царя Давида производилась, видимо, накануне. Ведь некоторые паломники приехали до субботней службы за несколько дней. Почему до субботней? Каждую субботу любого поста батюшка проводит чин соборования. Поэтому и приглашает приезжать в обитель постом и именно в субботу.

Где-то минут за сорок до начала службы началось всеобщее оживление: приехали еще паломники, порядка семисот человек. Спавшие в храме начали вставать, убирать свою постель. Здесь же образовалась очередь в казну (или правильней сказать - регистратуру), что находится в храме справа. В казне можно подать заметки на проскомидию, молебен, панихиду, а так же заочную отчитку. Требы в монастыре не дешевые, на август 2011 года расценки были примерно такими: проскомидия 5 рублей имя, молебен (простой) - 100 рублей, отчитка - 10 рублей имя за один день (монахиня или послушница в регистратуре порекомендует заказать отчитку на 40 дней - непременно воспользуйтесь этим предложением, если у вас позволяют финансовые возможности). Иконы, книги и лампадное масло в храме не продают. Как и свечи. Ввиду великого множества молящегося люда (в небольшом сельском храме в тот день было около тысячи двухсот человек) подсвечников в церкви практически нет. Я их видел вечером, но перед службой их видимо убрали. Но каждый может подать на свечи в алтарь любую посильную сумму. А свечи на соборование раздают всем. И непосредственно перед соборованием. Но об этом позже.

Как батюшка прошел в храм, я не видел. Видимо тихо и незаметно. Монахиня начала читать псалмы из Утренней, а батюшка обходил храм с кадилом и громко восклицал: «С праздником!», на что собравшиеся хором отвечали: «Спаси вас Господи!». Перед отцом Иоанникием шел монах, и расчищал перед идущим священником путь. Того, кто стоял к образовавшемуся проходу поближе, батюшка благословлял, возлагая ладонь на голову со словами "исцели, Господи!". Служба началась.

Голос батюшки Иоанникия на службе я узнал не сразу. В отличие от своего обычного разговора, служебные возгласы и молитвы батюшка читает, как бы проглатывая слова. Его речь становится похожа на речь ветхозаветного гугнивого Моисея. И мне, немного разбирающемуся в Церковной Службе, понять, что читают в данный момент, было сложно. Но впечатление о службе и восприятие службы это не испортило. Утренняя прошла довольно быстро. После канона Святым (читается на Утренней во время помазания) начали читать Правило ко причастию (поэтому вычитывать Правило в монастыре с вечера не благословляют). К помазанию охранники пропускали сначала мужчин, потом женщин. Часть православных из храма вывели на улицу. Сделано это было для того, чтобы люди, стоявшие на улице, смогли подойти к помазанию. Плавно началась литургия с чтения Часов. В храме стало очень жарко и душно. Те, кто приехал не первый раз, привезли с собой раскладывающиеся стульчики. Кто-то стоял на коленях. Дети, в основном, спали на маминых руках, или на полу рядом со стеной. Вдруг раздался голос охранника: «Наклоните головы! Батюшка проводит общую исповедь!» Между словами молитвы стали слышны возгласы отца Иоанникия: «Назовите ваше имя». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....» слышались хоровые ответы. Из-за многолюдства службу было слышно плохо, но она чувствовалась каждой клеткой, каждой молекулой. «Батюшка читает молитву о спасении душ убиенных во чреве детях. Женщины, делавшие аборт, и мужчины, побудившие своих женщин делать аборт, наклоните головы!» «Назовите свои имена». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....» «Передайте за сугубую молитву об убиенных во чреве детях по 100 рублей в казну!» Здесь мы немного отвлечемся.

Началось причастие. Мужчины, а после и женщины, стали быстро подходить к Чаше. «Причащается раб Божий...» «Роман», - быстро произношу я, причащаюсь Святых Христовых Тайн, целую Чашу и быстро отхожу к столику, где раздают кусочки просфор и святую воду причастившимся.

Литургия заканчивается к 5 утра по местному времени. После Божественной литургии сразу Крестный ход вокруг церкви с иконой Казанской Божьей Матери, с пением тропаря, с воженными свечами...

После Крестного хода - раздают свечи, и начинается Соборование.
(Во все посты по субботам).
Монахиня читает поочередно семь Апостолов, батюшка - семь Евангелий. После каждого Евангелия слышен возглас священника: «Назовите свое имя!». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....». Во время соборования я стоял на улице - в храм войти не смог. И вдруг посреди Соборования.... «Меня зовут....» раздался громкий звериный голос из притвора. Отрыжка, мат, и нечленораздельное рычание. Все люди, стоявшие вблизи рычащей женщины, начали креститься. Звуки беснования прекратились вместе с Соборованием. «Дайте дорогу!» Из храма вдоль стены вышел охранник, а вслед за ним схиархимандрит Иоанникий. Часть паломников поспешили в трапезную, а большинство - к домику старца. Батюшка поверх подрясника одел старый, поношенный пуловер, и вышел к паломникам.

Православные, приехавшие каждый со своим наболевшим, по одному подходили к батюшке и быстро излагая суть соей проблемы, получали духовное наставление и благословение от старца. Казалось бы, на одинаковые вопросы батюшка давал разные ответы. «Батюшка, внуку в садик бы пора...», - начинал вопрошать один мужчина. На этом батюшка его обрывал, говоря: «Нет. Справляйтесь собственными силами. В детский сад только в самом крайнем случае!». «Батюшка, внуку 7 лет. Отдать ли нам его в этом году в школу...», спрашивала женщина, приехавшая со мной. «У мальчика есть отец. Как он решит, так и будет». «А вот дочь моя в школе работает...» - «Пусть сменит работу на более высокооплачиваемую. Ей детей поднимать надо!» Когда очередь дошла до меня, я стоял и мямлил что-то нечленораздельное. Батюшка положил свою руку мне на голову и произнес: «И дай мне Господи то, что я сам попросить не умею!» И я уставший пошел в машину. Служба, в общей сложности, продолжалась более 5 часов.

А тем, кто все еще осуждает под благим предлогом «не сотвори себе кумира» и отца Иоанникия, и паломников, приезжающих в Чихачево, хочу процитировать слова самого отца Иоанникия: «Не меня искать надо, а Бога. Идите все в храм, молитесь, просите Господа о своём наболевшем. А ко мне потом подойдёте».

http://fondspassneru.ucoz.ru/publ/vstrecha_so_starcem_providcem_o_ionnikiem/1-1-0-3

Промысел Божий, вот реальная история и моя встреча со старцем.
.В 2004 году я тогда ещё не являлась не директором, не была и в казачестве а только мелкими шажками шла к Богу, тянулась душа к святыням. Поехала я в "Свято-Никольский"скит к схиархимандриту о.Иоанникию. Не знали мы, не дороги туда и даже когда начнётся служба. В машине компания подобралась, весьма разнопёрая и весёлая. Все хохмили, слушали приблотнённые песни. Одна я понимала, что ни к чему бы нам так себя вести, если едим по святым, намоленным местам и стала я, молится про себя. Заблудились мы, попали в болота, в лесах вся дорога и болотистая местность. Все стали отчаиваться, сетовать друг на друга. Одна я по чему то была спокойная и точно предчувствовала, что успеем и на службу и везде, если все помолимся и перестанем слушать приблотнённые песни, а начнём думать о Боге и покаяние. Послушали меня мои попутчики и поехали мы, но только уже с молитвой. Тогда Господь нас, каким-то чудом и вывел на правильный путь. Подъехали мы к скиту, время было уже 6-7 часов вечера,
никого ни одной души не видим и только стоит старец во всём белом, как дед мороз и нас дожидается. Подошли мы к нему втроём, другие у машины задержались. А он нам и говорит: А я Вас жду, что заблудились сначала? «Ошарашил» он нас этим вопросом, притихли мы, а он опять спрашивает: А кто в молитве то ехал из Вас? А я ему и говорю: Да все мы ехали батюшка и молились, не буду же я ему хвалиться, что только я и молилась. А он мне в ответ: Нет, кто-то один из Вас молился. Тут мы всё и поняли куда приехали и что старец, прозорливый. Отвёл он меня одну ото всех в сторону и говорит: Хочешь грехи исповедовать? Я говорю: Да! Думала я, что я ему сейчас исповедоваться начну, ну как обычно мы привыкли и делаем, а он мне опять говорит: Слушай свои грехи. Клянусь Вам, всё мне сам он рассказал, про меня и мои грехи, от малого до большого возраста. Даже те которые я давно уже и сама позабыла, а он напомнил мне. Как в кипятке я тогда искупалась, потом. Страшно и стыдно было слушать мне. Прочитал он мне их как по книге, мои грехи, а потом и говорит: НУ что, каешься перед Господом? Я залепетала тогда: Да батюшка, каюсь! Он мне опять говорит: Ну, иди в храм, скоро служба начнётся. Я ему говорю: Батюшка, а благословите меня на песни православные. Я писать начала тогда и было написано всего 3 песни. А он мне и говорит, и что и казачьи будешь песни петь и приплясывать гоп, гоп? А я ему говорю, какие батюшка казачьи, я православные только пишу, да и не казачка я вовсе. А он мне опять молвит: Нет будешь, будешь и приплясывать будешь, я честно скажу, подумала что он шутит или в память впал. А потом он остановился, глаза как то к небу вскинул, замер, молчит, как будто что-то слушает или читает, потом подошёл ко мне и говорит: Пой песни твои от Бога, благословляю. А я его опять одолеваю: Батюшка, а я вот и по святым местам езжу и людей вожу, можно я теперь и к Вам возить сюда людей буду: А он повернул меня на восток и говорит молись, я про себя начала молиться, а он прочёл надо мною молитву и благословил, возить людей. Вот я теперь и вожу людей по святым местам, и к нему езжу, уже 6-7ой год наступает. Столько чудес там понасмотрелась за это время, люди и раковые больные исцелялись и от пьянства и наркомании и у кого ноги больные. А его благословение очень сильное, так как он сильный молитвенник Божий. Возвращавшись из Чихачёво я про скит и про батюшку написала песню, которая вошла в муз.альбом "Источник Жизни" и многие православные его знают и слушают. Альбом родился буквально за 1,5месяца на пожертвования, которые мне начали приносить люди. А уже намного позже, я вступила в казачество и сейчас в чине сотника и пою и пишу именно казачьи весёлые песни и конечно приплясываю гоп, гоп. О чём мне тогда ещё очень давно и предсказал старец. А вспомнила об этих его словах сравнительно ни давно. Я могла бы ещё, очень много писать о тех чудесах и высказываниях прозорливым батюшкой, но лучше самим туда съездить и почувствовать ту благодать, что исходит от этого святого места и его самого. Сейчас он меня благословил на Фонд помощи детским, так как директором я стала не так давно, но с Божьей помощью и его батюшки благословением поднимается этот Фонд, и делаются благие дела. С трудом конечно, но это-то и понятно, потому что добрые дела делаются очень, ни легко. Фонд раньше вообще не работал на полную мощь и его хотели закрывать, но прежний директор сказал: Дело-то благое само название"Спас Нерукотворный" и то свято, возьми Фонд в свои руки, у тебя получится, уговорил он меня, но перед этим я поехала просить у батюшки благословения. Вот теперь и несу тот свой крест, о чём мне тоже говорил батюшка. Он мне ещё вот как сказал: "Добрыми делами спасёшься". И правильно не молитвенники мы сейчас, за себя то помолиться не можем, тяжело. Кому нужно туда съездить мои друзья, прошу Вас, звоните, пишите, я всё Вам и обо всём расскажу и подскажу. Спаси нас всех Господи грешных.

Елена Высоцкая.На великопостной службе у схиархимандрита Иоанникия в Чихачах Ивановской области Великий Пост - время паломничества и сугубой молитвы. Куда же в наши дни едут Великим Постом русские люди, как и сто лет назад, жадные до подвига духовного, до покаяния и молитвы?
Как очевидцу рассказать хочется о чуть ли не ежедневном паломничестве в Свято-Никольский скит Верхнеландеховского района Ивановской области на службу к схиархимандриту Иоанникию, которого многочисленные паломники почитают за старца.

Рассказать хочется потому, что давно уже не было в моей жизни таких ярких впечатлений, свидетельствующих о том, что Святая Русь еще жива, и народ наш победить никому не удастся…
Церковь Николая Чудотворца, при которой ныне по благословению Ивановского архиепископа Амвросия (Щурова), возрождается православный скит, стоит на возвышении правого (северного) берега р.Ингер, в стороне от жилой застройки. Церковь возведена в 1813 г. на средства прихожан. Ее кирпичные стены побелены по кладке. В 1856 г. трапезная была расширена, а в 1858-61 гг. полностью перестроена. В последней четверти XIX в. к ней пристроили колокольню. К юго-западу от храма расположено одноэтажное кирпичное здание церковно-приходской школы, выстроенное в 1886 г.
Место здесь намоленное, сказочное, да и сам отец Иоанникий, — румяный, статный, с большой окладистой седой бородой, очень похож на Деда Мороза - как будто из сказки, служит в этом храме уже около 20 лет.
По своему происхождению старец из казачьего рода героя Отечественной войны 1812 года атамана Платова, старинный портрет которого висит в келье старца наряду с большими портретами Царя Николая II и Царицы Александры.
Удалось найти интересное свидетельство о недавнем посещении старца воронежскими казаками, которые вручили схиархимандриту Иоанникию, как родовому казаку, златоустовскую шашку, чтоб чаще в своих молитвах вспоминал казаков.
В другой раз отец Иоанникий благословил казаков, возрождающих традиции «Русского боя», на поездку на соревнования во Всемирную Академию Самбо (г.Кстово Нижегородской области):
"Он был очень болен, сидел на стуле в черных одеждах и еле говорил. Но только увидел нас в казачьей форме с казачатами, - ожил. Принял тепло, любовался формой и несколько раз просил то повернуться, то надеть папаху. Попросил: «Всегда приезжайте ко мне в форме». И несколько раз повторил: «Берегите Родину». Мы попросили у него благословения на участие в соревнованиях, а он вдруг нахмурился: «Вам это надо?» У меня все похолодело. Но старец вдруг вспомнил, как сам в молодости бился на кулачках с мастером спорта по боксу. «Крепко мне, - говорит, - от него досталось: вертится волчком, а я его не могу „выцелить". Он бьет, а я - нет. Но уж зато когда „выцелил", то ноги только и мелькнули!» Старец хохотал так заразительно, что и мы, не могли удержаться. А когда успокоились, благословил и сказал, что машина у нас заведется, домчимся быстро и без приключений. Мы попрощались и ушли, пожелав старцу выздоравливать".
Возрождаемый Свято-Никольский монастырь основан учениками преподобного Тихона Лухского в годы русской Смуты XVII в. недалеко от села Князьково. Белая церковь с кладбищем, несколько строений, в храме круглосуточно горит свет, и молитва не прекращается ни днем, ни ночью - сутки напролет люди, сменяя друг друга, читают Евангелие, Псалтырь, акафисты. А каждую ночь, по традиции, вокруг храма совершается Крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Храм - здание в весьма крепком состоянии. Иконостас составлен из многочисленных икон разного времени письма, в основном темных, старинных.
Всенощная в соединении с Литургией служится необычно быстро за два-три часа. Батюшка быстро перемещается по храму, открывая и закрывая ворота, кадя, непрерывно скороговоркой по памяти читая тексты. Вместо хора зачастую включаются чтецы, отчего богослужение, несмотря на отсутствие сокращений, проводится очень динамично. Общая исповедь-отчитка, на которую отец Иоанникий выходит с копием (используемым во время Литургии на Проскомидии), давая обычное наставление: читать каждый день по заповеди преподобного Серафима Саровского «150 Богородиц» - молитв «Богородице Дево, радуйся».
Причащаются за литургией все присутствующие, причем на стене висит объявление, которое обычно читается при подходе к причастию одним из послушников, что по неведению приезжим разрешается подходить к Чаше даже если накануне ели скоромное. Если же человек об обычаях монастыря знает, то он подпадает осуждению.
Раньше Литургия начиналась около 12 часов ночи, сейчас она чаще всего до 12 ночи уже заканчивается.
Эти особые порядки Чихачевского монастырского богослужения вызывают многочисленные осуждения и укоры со стороны многих священнослужителей из других епархий, желающих «подвести этот монастырь под свой устав». Многие священники даже запрещают своим чадам ездить в Чихачево, или как их еще иначе называют - «Чихачи». Однако складывается такое ощущение, что эти запреты, если и сказываются на отношении народа к ивановскому старцу то только в том смысле, что авторитет его растет изо дня в день все более и более, а слава о прозорливости распространяется по всей России.
Если в прошлом году Великим Постом хорошо знающие ситуацию посетители ездить в Чихачево не отваживались по причине многочисленного наплыва народа из Нижнего Ногворода, Иваново и Москвы, то в этом году ситуация стала еще более сложная. Несмотря на то, что отец Иоанникий не благословляет приезжать без предварительного согласования, известность о Чихачах такова, что, например, в Чистую Субботу народу на службу приехало в два раза более, чем мог вместить храм.
В результате люди стояли несколько часов на десятиградусном морозе, но все исповедовались, причастились, и даже пособоровались (соборовали прямо на улице). Настроение, несмотря на Великий Пост, было какое-то особенно радостное, даже новогоднее - поздняя зима, хрустящий пушистый снег, кладбище, выглядящее как-то очень радостно на фоне то и дело прибывающих к храму все новых и новых паломников… Все это создавало ощущение настоящего торжества Православия.
Подумалось - где еще, в какой стране, люди поедут за тридевять земель ради того, чтобы померзнуть при входе в храм на морозе? Где еще осталась такая патриархальная простота человеческих отношений, ведь приехали-то все… «к батюшке».
После службы все желающие (кто не торопится) по обычаю приглашаются на монастырскую трапезу, характерное описание которой заимствуем из уже упоминавшегося рассказа о посещении старца воронежскими казаками:
«В шесть (сейчас около 2-3 часов - С.Ч.) утра гостей позвали на завтрак в трапезную. Ребятам все было интересно, все в диковинку: и кто где сидит, и почему читают акафисты во время еды. После борща матушка в те же чашки наложила гречневой каши, а потом туда же - и компот. Таков порядок. Не съесть нельзя. Да и времени на размышления нет: матушка „скомандовала" - на молитву, и - марш из-за стола». Сергей Чесноков, специально для Русской линии.

Схиархимандрит Иоанникий наставления - безценный дар.

Схиархимандрит Иоанникий

Свято-Никольская обитель

(Ивановская обл., Верхнеладнеховский р-н., д. Чихачево)

О молитве.


- Молитесь от души. Не спешите, читайте немного, но пусть это будет от сердца. Матерь Божью больше призывайте на помощь. Прочитывайте 150 «Богородиц» в течение суток. Тогда все будет у вас складно, и особенно у ваших детей.

Любите, молитесь, просите помощи у Царицы Небесной. Не опускайте ни одного дня без исполнения «Богородице Дево, радуйся…». На десятке просите: «Прости всю жизнь мою и спаси семью мою». Каждый день пойте (читайте) «Заступница усердная…» (тропарь Казанской иконе Б. М.).

Навыкайте Иисусову молитву. Она уходит, а вы ворочайте. Понуждайте себя.

Иисусову молитву читайте со вниманием. Ее установил и заповедал Сам Господь в прощальной беседе, идя на крестную смерть – «Аще чего попросите во имя Мое, Аз сотворю». Это оружие, которого нет крепче, ни на небе, ни на земле. Она записывается Ангелом-хранителем по счету. В ней все Евангелие.

Просите у Господа помощи и укрепления, и все приложится вам. Бога впереди ставьте. Перед началом всякого дела, говори: « Господи, благослови!», «Ангел-хранитель помоги!» если кто спрашивает – сначала призовите Ангела-хранителя, и верный, правильный ответ дадите.

Если в чем нужду имеете – просите Господа, молитесь: «Господи, дай мне то, что на пользу». Разговаривайте с Господом, благодарите, славословьте.

Чем больше будете спрашивать, тем все у вас будет складно.

Молитесь: «Господи, дай мне то, что полезно для спасения души моей!».

Ложитесь и поднимайтесь с Богом. Благодарите Господа, славословьте Его: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!».

Молитесь: «Господи, даруй мне молитву не только устами, но и сердцем».

- «Господи, если Ты не спасешь, я не спасусь».

Еще в постели, с утра, призывайте, читайте, молитесь Ангелу-хранителю: 50 раз «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне». На десятке: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, наставь и вразуми меня». В этот день плохой человек не подойдет, нужное слово вовремя скажите, в обществе желанны будете, если вам соврут – то увидите. Правило займет 3-5 минут.

На всяком месте сначала призывайте Ангела- хранителя: «Ангел-хранитель, наставь, вразуми как поступить!». С его рук Господь взыщет душу нашу. Он непрестанно молится о нас, и первый наш помощник. В постели, только проснулись и читайте 50 раз Ангелу-хранителю. Весь день складно пройдет, чего не возьмете – успеете. В ответственный момент призывайте и непременно выйдете из положения.

Не знаешь как правильно поступить? – Проси Ангела-хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце как поступить. На сердце станет легко, будет мир. Если страх и тревога – дела не предпринимай.

Каждый день призывайте святых в молитве: 50 раз «Вси святи, молите Бога о мне (о нас)». Не забывайте читать тропари святым. Обязательно тропарь святому на данный день.

Призывайте святых своих, читайте тропари им.

Молитесь Преп. Иосифу Волоцкому (память 31 октября н.с.) о даровании разсуждения. Читайте тропарь ему. Особенно за детей.

Молитесь Св. Иоанну Предтече. Его просят о примирении, если кто был во вражде с умершим.

Иоанн Креститель – «начальник» покаяния. Молитесь ему о даровании покаяния. Он все слышит и ходатайствует за вас перед Богом.

Молитесь друг за друга.

Дни лукавы, начали сокращаться. Молитесь на ходу.

Начинаешь любое дело – стань на восток и помолись.

Как вымолить детей? – Покаяние, причастие, литургия и 150 «Богородиц». От усердия и покаяния будет польза.

Молитесь ночью. Когда? – Вставайте, когда Ангел-хранитель подымет от сна. Тогда в 40 раз сильнее молитва (чем днем),

Меньше старайтесь спать. Пребывайте больше в молитве. Сейчас все в спячке у телевизора и компьютера. Просите у Господа покаяния.

Все можно вымолить у Бога на литургии.

Отмолишь себя, отмолишь и своих родных.

Если не знаете умершего родственника, знакомого, крещен он или нет, молитесь: «Спаси, Господи, живых и помилуй мертвых».

Если дают милостыню о усопшем, помолись об упокоении души этого человека. А если не знаешь усопшего, то говори: «Господи, приму эту милость в память усопшего раба твоего (имя)».

Постоянно, непрестанно читайте Иисусову, «Богородице Дево…», Ангелу-хранителю, всем святым, и спасетесь.

О грехах, покаянии и причастии


- Блажен раб, если грехи его прощены. Где большие грехи, там больше скорби. Благодарите Господа за скорби.

Исповедывайте грех самости – «Я». Какой грех (страсть) самый главный у вас – пишите его первым. Старайтесь исповедоваться у одного и того же священника.

Бойтесь осудить священство. С каждого Господь спросит.

Жалейте о пройденных ошибках. Имейте твердое намерение исправиться.

Спешите на покаяние. Торопятся люди обогатить себя, но все блага отнимутся смертью. На них обращено все ваше внимание. Остановитесь, безумные! Осознайте и покайтесь в грехах своих. Пребывайте в постоянном покаянии. Жалейте о соделанных ошибках. Все оставите, а душой вступите в вечность.

Ситуация в мире в последние годы изменилась, следует причащаться чаще. Кто может – хоть каждый день. За неделю вычитывайте все каноны и молитвы ко причастию до 10-й «Пред дверьми храма…». Перед причастием – с 10-й молитвы и до конца. Следи за сердцем: если оно готово принять Христа, то Слава Богу, хотя и не успел вычитать всех молитв. Главное – раскаяние во грехах. Нужно каждый день быть готовым к причастию, как к смерти. Во время чтения разрешительной молитвы, под епитрахилью, говори: «Прости, Господи, все забытые мною грехи мои, и те, которые не считаю грехами». К Святой Чаше подходи тихо, со смирением и раскаянием, проси: «Господи, приими меня яко разбойника, яко мытаря, яко блудницу».

Причастием попаляется склонность ко греху. Кто не причащается, тот и не устоит в страшные, скорбные времена.

Кто со страхом подходит к Божественным Тайнам, тот не только освящается и получает оставление грехов, но и лукавого от себя прогоняет.

Очищайте сердце свое, совесть вашу, записывайте грехи, укоряйте себя на исповеди. Причащайтесь, веря что Причастие будет вам во очищение от этих грехов. Приступайте ко святым Тайнам со страхом и трепетом, как следуя, плача и трепеща, кровоточивая. Подлинное покаяние все может исцелить. Если нет раскаяния – не приступайте к Божественным Тайнам только лишь по причине праздника.

День Господень – воскресенье. Причащайтесь, исправляйте себя. В этот день обязательно пойти в храм. Причащайтесь с искренней верой и не осужденной совестью. Положите начало более строгой жизни, подготовляйте себя к принятию будущих благ.

Прелюбодеяние переходит по наследству. Если не будет покаяния – род исчезает.

Причащаться женщинам (если очищение) на 8 день. Если больные (женские заболевания) – сказать духовнику (священнику) – как он благословит.

На войне, в других испытаниях, в критических ситуациях исповедывайтесь друг другу.

О любви и страхе Божием.


- Во всех словах, делах, помышлениях впереди Бога ставьте, и все будет прилагаться вам.

Господа ставьте впереди себя, и все у вас будет складно.

Не досаждайте друг другу. Если вы будете много молиться, но при этом досаждать друг другу – ничто ваша молитва. Сочувствуйте ближним. У одного одни недостатки, у другого – другие, а у третьего – третьи. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов».

Всех люби и от всех беги.

Кого люблю – того наказую.

Вера, любовь, смирение – возьмите это за основу.

Будьте милосердны, даже словом, если не можете дать.

Кто первый скажет «прости», тот награды собирает.

Скрывайте свои добродетели. Будьте мудры, благоразумны. Оскорбят, унизят вас – смиритесь, отступите.

Все дела ваши, помыслы и т. д. если без любви, то все это не будет иметь значения.

Храните в домах мир. Богатейте на небе. От тления пожнете тление. Спешите делать добро!

Делайте добро на всяком месте и на всякое время. За зло воздавайте добром. Спешите делать добрые дела, покуда вы живы. Понуждай себя, как бы враг не препятствовал вам. Трудом, желанием, с Божьей помощью навыкает человек к добру, к Иисусовой молитве. Ангел-хранитель будет вас защищать на мытарствах, предъявлять ваши добрые дела. А когда очищается человек, Дух Святой вселяется в человека.

Гасите искру раздражения. Если к вам обращаются недоброжелательно, с раздражением, просите прощения и уходите.

Духи злобы не оставляют нас ни на один день. Ведется война. Попустил врагу войти в сердце – повели ему молчать, замереть. Богу поведай, что душа полна зла. Когда зло приходит – понуждай себя на шутку, веселость, и зло, словно дым, разсеется. Возненавидь врага, и он оставит тебя. Будешь языком, словами выражать злобу и она оболе тебя. Читай 150 «Богородиц». И молчи, молчи, молчи! Проси много раз прощения у обидевших тебя, и враг будет отступать.

Нам часто приходится сожалеть о необдуманно сказанном слове или деле. Все отдали бы, чтобы вернуть его, но поздно, вред нанесен. Это потому, что не поставили впереди себя Бога, не обратились к Нему, не спросили благословения, наставления и вразумления.

Просите у Господа самую главную, самую высшую добродетель – любовь к Богу и ближнему. «Аще кто любит Меня, слово Мое соблюдет». Удаляйтесь от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспрещенного Евангелием. Строго следите за собой, а если случится впасть в грех, немедленно на покаяние. Это тяжелая и жестокая борьба с самим собой. «Всяк путь неправды возненавидех».

Все делайте ради Христа, без ропота и сомнения. С именем Господним будет все как Богу угодно. Если будете жить в Господе, будете сиять как светила.

Имейте страх Божий, в храме нельзя разговаривать. За каждое сказанное слово отчет будете держать. Шепотом – если на потребу. От того у вас скорби. На причастии, если не причащаетесь, стойте как свеча. Просите у Господа о своих нуждах, а вы шастаете. На ектениях молятся за тех, кто со страхом входит в храм Божий. Мало таких.

Имейте страх Божий. Каждый будет держать ответ. Молитесь, поститесь, кайтесь, причащайтесь. Если бы вы увидели, какие муки в аду, - спать бы не ложились и не ели. Страх и вечные муки под сознанием. Все будут в полном сознании. Тело и душа в аду.

О богослужении.

Кто на первой седмице великого поста посещает ежедневно богослужения, тот на целый пост духа молитвенного нарабатывает.

Спешите, милые, на литургию. Не понимаете, какой драгоценностью вы обладаете. Здесь мы говорим с Господом лицом к лицу.


- Кто бывает в храме на престольном празднике, то эта одна служба насчитывается как сорок литургий.
О духовной жизни.

Не лгите, не обманывайте. Все записывается, каждое слово. Молчи, но не лги.

Удерживайте языки. Храните мир.

Если Господь захочет спасти, то и в огне сохранит.

Никогда ничего не бойтесь. Господь сам сказал: «Не бойся, малое стадо!». Бойтесь Бога и суда Его.

Все получите от Господа по мере добра, которое вы сделали. Будет очень страшно на суде. Бог вам покажет все, и будете жалеть. Скажет, Я не знаю вас. Многие монахи не спасутся, ленятся, как и вы. Это бес лени. Побори его, стань на молитву, перебори врага. Бог, видя старание и хотение, поможет тебе.

Облекитесь во всеоружие Божие, укрепляйтесь Господом, силой Его. Потрудитесь здесь и сейчас. Через силу молитесь, поститесь. Бог дает еще время.

Ежедневно читайте Евангелие, заставляйте себя, нудите. Злой дух отступает. Скучно, не хочется читать – читай! Незримым образом идет в нас преображение. Невидимо происходят в человеке изменения. Духом Святым просвещается все то, что нам полезно. Это труд. Навыкайте читать.

Когда с вами Господь – надейтесь на победу. Силен Господь превращать зло в добро. Будьте в Боге, и Господь будет с вами. Впереди Бога ставьте. Какое дело начинаете, в транспорт садитесь, порог работы переступили и т.д. – «Господи, благослови!».

В понедельник, в ангельский день, начинайте всякое дело. В воскресенье причаститесь и в понедельник толи на работу, толи продажа, толи другое какое дело. Призовите 50 раз Ангела-хранителя и переступайте порог работы, либо какое другое дело начинайте.

Лукавый ослабевает причастием. Гнать его надо. Маловеры. Господь сказал – постом и молитвой.

Готовьтесь «домой». Делайте добро ради Христа, ради Господа. На суде всех увидите в Царствии Божьем, а себя изгоняемого вон.

Ждите Отца своего, грядущего на облаках со многою силою и славою. Вымаливайте себя, смиряйтесь. Призывайте святых своих, читайте тропари им.

Всегда будьте в Боге. Просите: «Укрепи нас, Господи, в вере православной». Имейте веру и не сомневайтесь. Петр усомнился, когда шел по водам и стал утопать.

Где безопасней спасаться? – На всяком месте владычества Его! Оставайтесь там, где живете и терпите.

Человек, рожденный от Бога, не грешит, всегда хранит себя, всегда на страже, и лукавый не прикасается к нему.

Смиряйте души ваши. Смиренный человек всецело предает себя воле Божьей. Он надеется на Бога, а не на себя и на человека.

Смиряйтесь, уступайте друг другу. Берегите венчальные кольца, они имеют большую силу. Крестите свои уста, уста детей и их самих «Во имя Отца…».

Крест сила и слава, целитель, губитель демонов и всякой нечисти. Крестите сумку с продуктами. Читайте «Отче наш…», «Богородицу» и осеняйте крестом. Ничего не кладите в рот не осененного крестным знамением. Если в гостях – стол крестите глазами. Всегда и везде все крестите.

Сейчас такая пища, что со временем даст свой результат. Вплоть до помрачнения ума, и человек становится «забывчивым». Читайте перед едой «Отче наш…», «Богородице, Дево…», и осеняйте крестным знамением. Пища будет освящаться, и отравленная станет съедобной. Сила Божья сильнее.

Чаще креститесь, крестите все: еду, одежду, обувь. Садитесь или ложитесь – все крести.

Крестите чаще рот детям – будут говорить то, что на пользу.

Водой святой окропляйте жилище, а когда отправляетесь в дорогу – себя и сумки.

Поднимайте, милые, в меру. Суетиться Господь нас благословил, но только столько, сколько нам надо на потребу. Потому что этому конца не будет. Ориентируйтесь на средину. Немножко есть, и хватит. Чем больше, тем еще больше надо. Одно влечет другое, другое влечет третье… Так ему конца не будет.

Держите пост в среду и пятницу. Тому, кто воздерживается и в понедельник. Ангел-хранитель сообщит час смерти, и встретишь этот час радостно, как праздник. Поститесь посильно. Когда ты грешил, врагу это нравилось, это записывалось в его хартии. А сейчас он будет делать все, чтобы сбить тебя. Будет наводить уныние, нерадение и т. д. понуждай себя, трудись. Но не думай, что я столько читаю, и то, и то. А Богу нужно только сердце сокрушенное. Стань на колени, молись с покаянием, с сокрушенным сердцем, хоть и очень мало молитв прочитал. Господь постепенно будет вразумлять и просвещать тебя. Через покаяние, если с сокрушенным сердцем и всей душой, будешь тянуться к Богу.

По гордости Господь не дает желаемого. Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Бывает, человек имеет хорошие данные, образованный и т.д., и вот должно получится, а не получается. А бывает, человек с виду невзрачный, и не достает чего-то, а все получается. Так за смирение благоволит Господь. Вместите эти слова.

Приезжаете, спрашиваете и не исполняете. От того и старцев нет. От того у вас и нестроения, хлопоты, заботы, неприятности. Отдавайте начатки Богу. Молитесь Ангелу хранителю, всем святым. Испрашивайте благословения на добрые дела. Тогда и день благословится.

От московского патриарха – никуда. Еще рано в катакомбы.

Радуйтесь, что вы православные. Просите у Господа укрепления, и все приложится вам. Одна у вас вера. Славянские народы, их невозможно разсоединить. Мы переплетены: что Белая Русь, что Малая Русь, что Большая Русь, - все равно Русь. Господь сказал: «объединю их Духом Моим». Мы дальние, приехали сюда, друг друга не знаем, и мы говорим о Боге и утешаемся этим. Это называется «объединю их Духом святым, а дома их разсоединю». Будьте в Боге, будьте примером в домах.

Ворочайтесь к предкам своим, как они жили, так и вы подражайте им. У нас есть все свое, кровное, отечество православное, веками испытанное и проверенное. Вот чего держитесь!

Если спрашивают вас что-либо на духовную тему, знаете – отвечайте, сами не навязывайтесь.

Лучше мало знать, но делать, чем много знать и не делать. Кто все знает, с того и спрос больше.

Нужно иметь дома икону «София, Премудрость Божия». Просить Б. М. о прибавлении ума.

17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день.
Вымолите в Царствие Небесное.

В Боге – тарелка супа сладка.

Бесноватых не слушайте – они всегда обманывают.

О браке, семье и детях.


- Жену или мужа искать в храме.
- Держите семейный совет. Если нужно принять решение по какому-либо делу, то исповедь и причастие для всех членов семьи. После причастия 50 раз прочитать ангелу-хранителю, и за одним (папа или мама) последнее слово.

Только совет в семье должен быть. Дети, слушайтесь родителей. Нужно у родителей брать благословение на любое дело. Не учитывая возраст. Во всем должно быть послушание.

Беременным (особенно на последнем сроке) причастие, как можно чаще. Дети будут крепкими, благополучными, преуспевающими. И роды пройдут легко. На УЗИ стараться не ходить.

Если кто возьмет на воспитание ребенка из детдома, этот как храм построить. Но сейчас очень опасно. Лучше навещайте, благотворите.

Дети больные, недоношенные, неполноценные. Семя испорченною Гуляем, блудим, делаем аборты, а потом женимся.

Больных детей не отдавайте в приюты. Это ваше спасение.

Детей перед началом любого дела (школа, институт, экзамен, работа, в путь, на войну и т. д. во все ответственные моменты) причастить, затем прочитать 50 раз Ангелу-хранителю и перекрестить (благословить) обручальным кольцом «Во имя Отца, и Сына, и святого Духа. Аминь.»

Не говорите на детей плохих слов, когда бываете в гневе. Клятва матери разрушает до основания.

Детям прививайте заповедь о почитании родителей. Это великая заповедь. Оглянитесь на себя, на свои прожитые годы. Если бы мы чтили своих родителей, у нас и жизнь была бы во многом иная. Вот что прививайте!

Наставляйте детей в Боге не словами, а делами своими. Чтобы они видели вас в святом углу утром и вечером. Если они сейчас не молятся, то когда Господь посетит их, вспомнят и то, что краем уха слышали. Когда горе, тогда до Бога все. А если вы не наставите, то он бы и рад помолится, так не знает как. Вы в ответе за детей.

Детей остерегайте от капризов перед вами. Они скоро забудут цену вашей любви, сердце их заразится злобой. И, по возрасту, пожалеете, что лелеяли их. Не потворствуйте им.

Болезни ваши – грехи ваши. «Достойное по делам моим восприемлю. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Пропадает память? – У всех пропадает. Каждый день утром в постели читай 50 раз Ангелу-хранителю. Это займет около трех минут.

Болеете? – Ставьте впереди Бога. Причащайтесь. Только покаянием. Душа должна кричать о помиловании. Молитесь: «Господи, насколько полезно мне исцеление, да будет, Господи, воля Твоя. Исправления подай, Господи!».

Болит голова, ноги, руки, и т. д. – читай «Отче наш», «Богородицу» и отирай больное место крещенской водой.

Больное место много крестить и помазывать крещенской водой. Креститесь ровно, не спеша «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Много болезней духовного плана. Сделали операцию, а там ничего нет – «он» в другой орган ушел. Молитва, покаяние и причастие. Кто чувствует «его» - к отцу Герману в Сергиев Посад.

О последних временах.


- Печать антихриста ставить будут. Обман был только Еве. Сам будешь выбирать: хлеб или спасение.

Истина уже сокрыта. Двое будут за столом и не договорятся. Будет одна ложь.

Готовьтесь к страданиям. Не бойтесь, Господь укрепит.

Великое бедствие будет на земле. Будет так трясти, что в пропасти будут уходить большие города и селения. Вода изчезнет. Смотрите за собой. Не отягчайтесь объедением и пьянством. Каждую минуту молитесь.

Будет страшная война. Половина придет в Царство Небесное, у кого на устах «Господи помилуй». От ужаса не вспомнят молитв. А половина в ад, кто с матами. Кричи во всех критических ситуациях «Господи помилуй». «В чем застану, в том и судить буду».

Возьмите себя в руки. Сейчас еще есть время. Через силу молитесь, поститесь, причащайтесь. Дальше с каждым днем, будет тяжелее. Не устоите без причастия, поста и молитвы. Читайте Слово Божье, изучайте его. Укрепляйтесь Господом, силой Его. В дни страшные и злые все преодолеете и устоите.
Разное.

Брюки женщинам нельзя носить. Если бы женщины смогли увидеть и услышать (умом и глазами) то, что о них говорят мужчины, они бы больше никогда их не одели.

При договоре или сделке, если будет у кого-то одного свой интерес, то дело не сложится как надо. Надо, чтобы для обоих было хорошо.

По нам и правители. Какие мы, такие и они. Нельзя судить. Господь все разсудит. Сами выбираем.
- Держитесь земли. Продавать нельзя.

Если обокрали – Бог дал, Бог взял. Лишь бы спастись. Все остальное приложится.

Старые вещи, особенно натуральные, не выбрасывайте. Складывайте в чулан.

Этот фильм 2007 г.

Поучение о любви.


Любите враги ваши. Ближний сделал тебе зло, а ты не смотри на то, люби его, за зло плати добром. Почему Господь дал такую заповедь: потому что она нам очень необходима как для настоящей, так, паче того, для будущей жизни. И в самом деле, что было бы на земле, если бы Бог не велел любить врагов, если бы позволил платить злом за зло. Тогда ссорам и смятеньям не было бы конца, тогда на земле жили бы как в аду. Когда кто вас обидит или оскорбит, то старайтесь поскорее сделать ему какое-нибудь добро, и он перестанет на вас злиться, если же добром не приклоните, то молитвой. Молитва о враге – это фимиам, самый приятный Богу и самый невыносимый для нашего врага; только разве каменный не тронется, не смягчится, когда мы будем молиться за него Богу. Если же при всех усилиях вашей любви вы не приклоните к себе вашего недоброжелателя, оставьте его, нечего бояться тех врагов, которым мы делаем добро. Они не сделают вреда, ибо зло, которое они нам делают, или хотят сделать, Бог обратит нам во благо.

Опасны для нас только те враги, которых мы сами не любим. Зло от них нам действительно есть зло, ибо мы тогда и сами делаем зло.

Таким образом, делая добро друг другу, и молясь друг за друга, мы истребим или, по крайней мере, уменьшим на земле зло. Еще в этой жизни мы должны приучить себя любить всех людей, даже врагов. Тому не возможно быть в раю, кто здесь не приучится любить всех.

Если вы скажите, что есть люди, которых любить невозможно, то будьте уверены, что и вам в раю быть невозможно.

Враги ваши там не будут, если они злы, да и вы там не будете, если злитесь на них. Ведь не свойства людей делают их блаженными или несчастными по смерти, а те свойства, которые они в себе образуют, живя с людьми. Господь наш учит нас любить и жить в любви не с некоторыми только, а со всеми. Это еще не любовь, когда мы любим тех, которые нам нравятся или нас любят.

«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность; говорит Спаситель, ибо и грешники любящих их любят. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и в займы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего…».

Любят ли нас враги, или не любят нам об этом даже нечего беспокоится, будем о том заботиться, чтобы нам их полюбить.

Не иметь врагов нельзя, нельзя, чтобы нас все любили, но нам любить всех очень можно. Аминь.


P. S.
В декабре 2014 г. одна сестра во Христе приехала от о. Иоанникия, где несла месячное послушание и привезла эти наставления старца. На мой взгляд действительно - безценный дар для православного. Моя душа загорелась желанием непременно перепечатать этот труд в файл компьютера и выложить на этот сайт с надеждой, что кто-то выложит на другие сайты, скопирует и распечатает. В бумажном формате распространит для спасения душ православных.

Материал очень полезный именно в наше время и многих приведет к тишине спокойствия. Все мы много уделяем внимания антихристу и забываем о пришествии Христа, о чем и должны радоваться и прибывать в Боге. Постоянные негативные мысли о враге человечества вводит нас в ступор страха и безпокойства, отвлекает от главного - спасение души. Старцы говорят, что ничего нельзя бояться, кроме страшного суда, то есть греха. Нестроение душевное - это тоже грех, который по цепочке может привести к глубокому отступлению от Божией истины. О. Иоанникий своими наставлениями и помогает нам приобрести это спокойствие души. Правила простые и доступные, как все у Господа.

Всем Божией помощи!!!

А еще самое отрадное было услышать, что старец сказал, что войны не будет 3 года - старцы вымолили.

Теперь все дело по спасению лежит только на нас. Братья и сестры не упустите это драгоценное время Богом данное, встаньте на путь умного делания - спасение России, покаяния всенародного в предательстве и убийстве Царя-Императора Николая II и клятвопреступлении перед Царствующим домом Романовых. Господь ждет нашего покаяния. Спешите. Начните с личного покаяния. Это очень важно!