Рожнов николай иванович. Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер - отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ - показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Николай Иванович Рожнов в своей мастерской.

Профиль рабочей части рубанков - подошвы и ножей - позволяет получить готовое изделие всего за несколько проходов.

Такая стружка выходит только из-под ножа рубанка.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: "А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее". Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево - самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился - в деревянную зыбку кладут, умер - в деревянном гробу хоронят. При жизни человека - кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове "здравствуй", кстати, корень "драв" (от "древ"). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали "характер" деревянной заготовки: оно - дерево - как человек, не любит, когда против "шерсти". Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на "красно", то есть на яркость, на "свет". За это мастера и получили звание "краснодеревщиков".

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины - все это, естественно, для изделия из дерева, как и для "яркого" человека, недостатки. Уберем их - получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка - тонкая яркая спираль. Спираль - это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит "туман" на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы покорили, но служить по-настоящему заставить не смогли. В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия - нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на "красно" рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о "красном" строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

Изобретение относится к столярному ручному инструменту. Рубанок содержит колодку с профильной подошвой и режущий нож с рабочей частью и хвостовиком, установленным в сквозном пазу колодки. Рабочая часть и хвостовик режущего ножа расположены под углом друг к другу, угол наклона хвостовика превышает угол наклона рабочей части к плоскости подошвы на 2-10 o . Профиль режущей кромки рабочей части ножа совпадает с профилем подошвы. Ширина рабочей части режущего ножа превышает ширину хвостовика с образованием заплечиков, опертых в верхние боковые поверхности ступенчатого паза. Соотношение длин хвостовика в зоне рубанка и рабочей части ножа составляет не менее 1,5-6,0. Режущая кромка рабочей части ножа выполнена косозаточенной, причем режущая кромка для получения плоских поверхностей выполнена с постоянным углом заточки, а для получения профильных поверхностей - с изменением угла заточки относительно центра полуокружностей вогнутых и выпуклых поверхностей режущих кромок. Боковые грани рабочей части ножа заточены и выступают за пределы обрабатываемой ножом поверхности. Передняя торцевая часть профильной подошвы выполнена закругленной. Рубанок снабжен съемным футляром, выполненным в виде подставки с боковыми стенками, по габаритам совпадающей с рубанком и опорной поверхностью, соответствующей профилю подошвы. Рубанок позволяет повысить чистоту обработки изделий из древесины, снизить трудоемкость, повысить производительность и обеспечить возможность обработки твердых пород древесины. 6 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к столярному ручному инструменту и может быть использовано для изготовления профильных изделий из древесины. Известен рубанок для строгания профильных поверхностей изделий из древесины (авт. св. SU 1395491, В 27 G 17/02, 1988), у которого в средней части корпуса в пазах закреплены на небольшом расстоянии друг от друга два резца. Первый резец обеспечивает получение плоских поверхностей по краям изделия, а второй резец, выполненный с конфигурацией, обратной конфигурации профиля готового изделия обеспечивает получение профильных поверхностей. Недостатком этого рубанка является наличие двух резцов и отсутствие возможности получить гарантированную чистоту строгания. Известен универсальный рубанок (патент RU 2070513 , В 27 G 17/02, 1996), принятый за прототип, содержащий колодку с профильной подошвой и два режущих ножа, установленных в пазах колодки на некотором расстоянии друг за другом или в одном пазу, при этом первый дополнительный нож установлен на пластине второго основного ножа. Такой рубанок обеспечивает получение фасонных деревянных изделий, но не обеспечивает гарантированную чистоту строгания. Кроме того, использование двух ножей требует выполнить две последовательные операции - сначала первым ножом предварительное строгание, а затем вторым ножом - чистовое строгание, что повышает трудоемкость изготовления изделий. Техническим результатом предложенного изобретения является повышение чистоты обработки изделий из древесины, снижение трудоемкости, повышение производительности и обеспечение возможности обработки твердых пород древесины. Технический результат достигается тем, что в рубанке для изготовления профильных изделий из древесины, содержащем колодку с профильной подошвой и режущий нож с рабочей частью и хвостовиком, установленным в сквозном пазу колодки, рабочая часть и хвостовик режущего ножа установлены в сквозном пазу колодки и расположены под углом относительно друг друга, угол наклона хвостовика превышает угол наклона рабочей части к плоскости подошвы на 2-10 o , а профиль режущей кромки рабочей части ножа совпадает с профилем подошвы, при этом сквозной паз выполнен ступенчатым, ширина рабочей части ножа превышает ширину хвостовика с образованием заплечиков, опертых в верхние боковые поверхности ступенчатого паза. Соотношение длин хвостовика в зоне рубанка и рабочей части ножа составляет не менее 1,5-6,0. Режущая кромка рабочей части ножа выполнена косозаточенной, причем режущая кромка для получения плоских поверхностей выполнена с постоянным углом заточки, а для получения профильных поверхностей - с изменением угла заточки относительно центра полуокружностей вогнутых и выпуклых поверхностей режущих кромок. Боковые грани рабочей части ножа заточены и выступают за пределы обрабатываемой ножом поверхности. Передняя торцевая часть профильной подошвы выполнена закругленной. Рубанок снабжен съемным футляром, выполненным в виде подставки с боковыми стенками, совпадающей с рубанком по габаритам и опорной поверхностью, соответствующей профилю подошвы. Выполнение режущего ножа с расположением рабочей части и хвостовика под углом друг к другу и превышением угла наклона хвостовика угла наклона рабочей части ножа к плоскости подошвы на 2-10 o обеспечивает необходимую жесткость режущего ножа при закреплении хвостовика в ступенчатом пазу с помощью зажимного клина, причем передний торец клина при зажиме не должен выходить на плоскость рабочей части ножа. Разница в углах наклона хвостовика и рабочей части ножа к плоскости подошвы более 10 o вызывает микровибрацию рабочей части ножа при использовании рубанка и ухудшение чистоты обработки изделий, а разница в углах наклона менее 2 o не обеспечивает необходимой степени зажима режущего ножа и его жесткости при работе, что также ухудшает чистоту обработки изделий. Совпадение профилей режущей кромки рабочей части ножа и подошвы обеспечивает получение строго заданного профиля изделий. Выполнение сквозного паза колодки ступенчатым и режущего ножа с более широкой рабочей частью обеспечивает надежное крепление ножа в ступенчатом пазу за счет того, что заплечики ножа упираются в верхние боковые поверхности паза, тем самым не требуется регулировка режущего ножа в процессе работы и обеспечивается заданная глубина строгания. Соотношение длин хвостовика в зоне рубанка L и рабочей части ножа l не менее 1,5-6,0 обеспечивает исключение возможности изгиба режущего ножа при работе и получение качественной поверхности, особенно при обработке древесины с сучками. Выполнение режущей кромки рабочей части ножа косозаточенной и режущей кромки для получения плоских поверхностей с постоянным углом заточки, а для получения профильных поверхностей - с изменением угла заточки относительно центра полуокружностей вогнутых и выпуклых поверхностей режущих кромок обеспечивает гарантированную чистоту строгания и сводит к минимуму сопротивление обрабатываемой древесины, в том числе твердых пород и "сучковатой" древесины. Этот же эффект достигается за счет того, что боковые грани рабочей части ножа заточены и выступают за пределы обрабатываемой ножом поверхности. Кроме того, исключается попадание и заедание стружки между режущим ножом и боковыми гранями колодки. Выполнение передней торцевой части профильной подошвы закругленной обеспечивает хороший захват режущим ножом обрабатываемого материала. Снабжение рубанка съемным футляром, выполненным в виде подставки с боковыми стенками, по габаритам совпадающей с рубанком и опорной поверхностью, соответствующей профилю подошвы, обеспечивает надежную защиту режущих кромок от затупления при хранении и особенно при транспортировке. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид рубанка, вид сбоку; на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 - вид рубанка со стороны подошвы; на фиг.4 - режущий нож. Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины содержит колодку 1 с вырезом 2 для руки и профильной подошвой 3, сквозной ступенчатый паз 4, режущий нож 5 с рабочей частью 6, хвостовиком 7 и заплечиками 8, зажимной клин 9, поперечный вырез 10 в виде раковины для выхода стружки в левую сторону. Угол наклона хвостовика 7 превышает угол наклона рабочей части 6 к плоскости подошвы на 2-10 o . Заплечики 8 режущего ножа 5 опираются в верхние боковые поверхности 11 ступенчатого паза 4. Режущая кромка 12 рабочей части 6 ножа выполнена косозаточенной, причем для получения плоских поверхностей 13 режущая кромка выполнена с постоянным углом заточки, а для получения профильных поверхностей - с изменением угла заточки относительно центра полуокружностей вогнутых 14 и выпуклых 15 поверхностей режущих кромок. Боковые грани 16 рабочей части ножа заточены и выступают за пределы обрабатываемой ножом поверхности. Передняя торцевая часть 17 профильной подошвы выполнена закругленной. Рубанок снабжен съемным футляром 18, выполненным в виде подставки 19 с боковыми стенками 20, по габаритам совпадающей с рубанком и опорной поверхностью, соответствующей профилю подошвы. Рубанок используют следующим образом. Подготовленный и заточенный режущий нож устанавливают со стороны профилированной подошвы в ступенчатый паз и хвостовик ножа закрепляют зажимным клином, при этом режущая кромка рабочей части ножа расположена над поверхностью профильной подошвы на заданную величину. Затем рубанок устанавливают профильной подошвой колодки на плоскость деревянного бруска-заготовки и за минимальное количество проходов рубанка получают готовое профилированное изделие. Предложенный рубанок для изготовления профильных изделий из любых пород древесины отличается простотой конструкции, не требует регулировки и наладки в процессе работы и обеспечивает возможность изготовления в непроизводственных условиях широкого сортамента профильных изделий, в частности багета, раскладок, наличников и других изделий. Качество получаемой поверхности профильных изделий не требует дальнейшей зачистки, шлифовки и отделки.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины, содержащий колодку с профильной подошвой и режущий нож с рабочей частью и хвостовиком, установленным в сквозном пазу колодки, отличающийся тем, что рабочая часть и хвостовик режущего ножа установлены в сквозном пазу колодки и расположены под углом друг к другу, угол наклона хвостовика превышает угол наклона рабочей части к плоскости подошвы на 2-10 o , а профиль режущей кромки рабочей части ножа совпадает с профилем подошвы, при этом сквозной паз колодки выполнен ступенчатым, ширина рабочей части режущего ножа превышает ширину хвостовика с образованием заплечиков, опертых в верхние боковые поверхности ступенчатого паза. 2. Рубанок по п. 1, отличающийся тем, что соотношение длин хвостовика в зоне рубанка и рабочей части ножа составляет не менее 1,5-6,0. 3. Рубанок по одному из пп. 1 и 2, отличающийся тем, что режущая кромка рабочей части ножа выполнена косозаточенной. 4. Рубанок по одному из пп. 1-3, отличающийся тем, что режущая кромка рабочей части ножа для получения плоских поверхностей выполнена с постоянным углом заточки, а для получения профильных поверхностей - с изменением угла заточки относительно центра полуокружностей вогнутых и выпуклых поверхностей режущих кромок. 5. Рубанок по одному из пп. 1-4, отличающийся тем, что боковые грани рабочей части ножа заточены и выступают за пределы обрабатываемой ножом поверхности. 6. Рубанок по одному из пп. 1-5, отличающийся тем, что передняя торцевая часть профильной подошвы выполнена закругленной. 7. Рубанок по одному из пп. 1-6, отличающийся тем, что он снабжен съемным футляром, выполненным в виде подставки с боковыми стенками, по габаритам совпадающей с рубанком и опорная поверхность которой соответствует профилю подошвы.

вать настройку, нашла у мастера логичный выход - сделать футляр для инструмента с профильной нижней частью. Вроде бы, что может быть проще? Но ведь никто раньше не додумался...

7. Передняя часть колодки у рубанка Рожнова немного закруглена, несмотря на расхожие советы делать строго плоскую подошву. Однако такая доработка облегчает ход инструмента.

Все эти изменения конструкции рубанка, сами по себе небольшие, тем не менее послужили основанием для выдачи Николаю Ивановичу Рожнову 20 мая 2002 года патента номер 2182535 на «Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины».

Изготовление рубанка

Сделать профильный рубанок Рожнова не так уж и сложно. Заготовками послужат отрезок бруска граба или бука и готовый нож из инструментальной стали (либо просто полоса закаленной стали).

Для разметки колодок рубанков Николай Иванович советует сделать шаблон (3) из оргстекла - так легче создавать рубанки под разные профили. В его мастерской более 40 рубанков с разным профилем. Если вы не планируете делать несколько рубанков, можно обойтись и разметкой угольником. Прямоугольный брусок длиной 250- 270 мм, толщиной 30-40 мм и шириной 85-90 мм нужно острогать, а затем разметить положение клина и летка. Примерные пропорции видны на фото.

Дальше необходимо сделать из перового сверла шириной 35 мм треугольное сверло для просверливания отверстия летка или прорезать леток стамесками, ручным лобзиком или ленточной пилой - у кого что есть. Вид сверла понятен из фото, ширина по верхнему краю 35 мм, по нижнему - 25 мм, длина рабочей части 35 мм. Канавки на гранях служат стружколомами и не совпадают на разных кромках. Их назначение - дробление стружки при сверлении, отчего процесс становится более плавным.

Следующий шаг - создать приспособление для крепления заготовки на столе сверлильного станка под углом 45 и 75° (можно наклонить стол, а заготовку зажать в станочные тиски, привернутые к столу станка). Сверлим два 8-миллиметровых отверстия, дерево между ними выбираем стамесками - получаем отверстие под клин.

Сторону отверстия, к которой будет прилегать хвостовик ножа, обрабатываем стамеской для получения нужного угла наклона, примерно 10-15°. Изготавливаем из обрезка дерева зажимной клин. Пропиливаем тонкой ножовкой щель летка, чтобы она была на продолжении задней плоскости отверстия под клин.

Теперь наступает самая сложная часть процесса. Необходимо сделать из металла или пластика шаблон будущего профиля, а затем стамесками, напильниками, циркуляркой и фальцгобелем с дополнительными ограничителями придать подошве рубанка нужный профиль. Это долгие и кропотливые процедуры.

Дальше ставим заготовку ножа в рубанок и, глядя вдоль подошвы, очерчиваем на металле контур режущей кромки. На чем и как делать профильный нож, останавливаться не будем - это отдельная проблема, широко описанная в литературе по столярке.

Самое главное - при заточке не допустить перегрева и отпуска ножа. Лучше проверять температуру на ощупь пальцем, охлаждая нож в воде.

Николай Иванович и тут придумал приспособление - на электроточило установил лист фанеры, чтобы он подходил к диску под нужным углом. На вал точила вместо точильного камня установил (при помощи переходных втулок) диск от УШМ для резки металла (5). Скорость вращения точила более чем вдвое меньше, чем рекомендованная для диска, поэтому нагрев заготовки незначительный, сталь не отпускается, искр практически нет. Прижимая заготовку ножа к фанерному подручнику, не так уж сложно изготовить профильный нож под профиль подошвы рубанка или по шаблону.

Николай Рожнов - Мастер с большой буквы. Он работает с деревом и относится к нему, как к живому существу. Нужно только уметь раскрыть душу и характер материала, считает Рожнов. Для этого он и придумал свой удивительный рубанок.

Интервью у Николая Рожнова взяла Галина Дуткина.

Мой рубанок превосходит станки!

ВОПРОС: Почему вы стали краснодеревщиком? Ведь по нынешним временам это довольно экзотичная профессия...

РОЖНОВ: Наверное, это заложено в моих генах. Меня с детства тянуло к дереву. Отец -плотник-столяр высшей категории, а дед вообще виртуозом был, вырезал в церквях иконостасы. Уже в детстве, когда я жил в деревне, я работал в столярной мастерской наравне со взрослыми мастерами, делал деревенскую мебель. А вот после школы победила романтика, и я поступил в военное училище. Потом попал служить в строительные войска, но карьеру не сделал, потому военная служба не сочеталась с моим характером и увлечениями, и я, отслужив положенные 20 лет, вышел в отставку.

Сейчас я индивидуальный мастер, член клуба мастеров-краснодеревщиков, член клуба резчиков по дереву. Еще пишу статьи для журнала «Инструментальный мир». У меня много дипломов, я постоянно участвую в выставках инструментов, выставках народных ремесел и народного творчества, выставках-продажах сувениров.

ВОПРОС: У вас какая-то особая специализация?

РОЖНОВ: Вообще-то я могу выполнять любые столярные работы - мебель, двери, окна... Но мой конек, моя страсть - это эксклюзивные фигурные художественные рамки для картин, для фотографий, для икон... И делаю я их при помощи фигурного рубанка собственного изобретения. У меня на него даже есть патент!

ВОПРОС: А что такого особенного в вашем рубанке? Согласитесь, что в наше время трудно изобрести что-то принципиально новое в этой области.. .

РОЖНОВ: Давайте вспомним вообще историю рубанка в России. Ведь изначально рубанков на Руси не было, а были струги - такие большие двуручные ножи, которыми сначала снимали с дерева кору, а потом стружку. Потом, 300 лет назад Петр Первый поехал учиться в Голландию и привез оттуда чемодан инструментов - в том числе и рубанки.

По сути дела с тех пор конструкция рубанка не изменилась, все рубанки состоят из колодки и ножа. И принцип строгания сохранился. Но в России рубанок претерпел некоторые изменения. Русские сначала приделали к рубанку 4 ручки - две спереди, две сзади, и увеличили его в размерах. Такой рубанок назывался «медведка». Им работали два человека, строгали большие доски. Один тянул на себя спереди, второй толкал сзади.

Кстати, сейчас Европа и Россия строгают от себя, и только японцы тянут рубанок на себя... Потом в России стали изготовлять фигурные, профильные рубанки, делавшие на дереве красивые декоративные бороздки-профили. Такой рубанок назывался «калевка». Но с 18 века стало бурно развиваться производство мебели, и постепенно калевку вытеснили станки-фрезы. Фрезы стали инструментами массового производства.

В наше время профильные, фигурные рубанки в массовом производстве не применяются. Их вообще не производят в массовом порядке, нив одной стране мира, я это выяснял. Есть много плоских рубанков для обработки плоских поверхностей. Профильные рубанки, которые делают в дереве красивую фигурную выемку, рельефную бороздку, практически не используются. А ведь такая бороздка - очень распространенный элемент отделки, декора - как в мебели, так и в архитектуре. Их делают исключительно при помощи станков-фрез. Можно сказать, что я вернул жизнь профильному рубанку. Ну а профильный рубанок моего изобретения вообще особенный, хотя по форме и виду на первый взгляд вроде бы ничем не отличается от прочих рубанков.

Первое и главное его отличие в том, что мой рубанок не регулируется: нож закреплен намертво в одном положении и не смещается. Все прежние фигурные рубанки нужно было постоянно регулировать. Это неудобно, потому что регулировка постоянно сбивается, и изделие не получается безупречным. Во-вторых, мой рубанок устроен так, что стружка никогда не забивается, потому что в нем есть особая вороночка, которая свободно выпускает стружку Заточка ножа тоже особая. И, наконец, в пару к моему рубанку непременно имеется футляр для ножа. Казалось бы, мелочь, но это очень важная деталь. При хранении и транспортировке нож не соприкасается с металлическими предметами и не зазубривается. Да, ничего принципиально нового изобрести в рубанке невозможно. Но я утверждаю, что мой рубанок превосходит самые совершенные современные станки! по качеству обработки

Как раскрыть душу дерева

ВОПРОС: Может, дело вовсе не в рубанке, а в вас? В руках мастера? Ведь кто-то сказал, что гений - это особая заточка природой инструмента Души. Вы же не просто водите по дереву рубанком. Вы ощущаете дерево, вы знаете, куда и как повести рубанок....

РОЖНОВ: Отчасти вы правы. Краснодеревщик не станет настоящим мастером, если не «болеет» своим делом. Инструмент должен быть продолжением руки, можно сказать, продолжением души. Тогда дерево «отдастся» человеку. Дерево никогда не отдается насилию. Старые мастера прежде, чем снять стружку внимательно изучали характер деревянной заготовки, текстуру, направление волокон. Они верили, что у дерева тоже есть душа.

Я считаю, что они абсолютно правы. Вообще, дерево - самый близкий к человеку живой и теплый природный материал. Дерево сопровождает нас от рождения до смерти. Родился человек - положат в деревянную люльку или кроватку, умер - похоронят в деревянном гробу. Да и при жизни человека окружает дерево - дом, мебель, дрова и пр. Но увидеть, раскрыть душу дерева можно только с помощью ручных инструментов, в частности, рубанков.

Рубанок, снимая стружку, открывает поры древесины, а механические станки с фрезой рубят и уплотняют дерево, разрывают его волокна. У вращающейся фрезы иной принцип действия, она не снимает стружку, а крошит дерево... Строго говоря, вся современная мебель, даже самая дорогая, эксклюзивная, никогда не бывает целиком «ручной работы», потому что «профили» (декоративные выемки) всегда отдают станкам. Станки же «убивают» душу дерева, закрывая его «поры». Так что сегодняшняя мебель - это не жизнь дерева, а его смерть.

Присмотритесь к антикварной мебели прошлых веков! За прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, потому что старый мастер высвободил энергию света дерева. Только рубанок может снять тончайшую стружку, которая раскрывает внутреннюю энергию дерева, накопившуюся за его жизнь. Все дело в толщине стружки. Чем она тоньше, ажурней, тем богаче и ярче рисунок. По-русски это называется огранить дерево на «красно». «На красно» означает на яркость, на «свет». За это таких мастеров и назвали «краснодеревщики». «Огранить» -тоже необычное для дерева слово. Ведь обычно гранят драгоценные камни, чтобы они ярче сверкали, впускали в себя и отражали свет.

Всякое дерево прекрасно по-своему...

ВОПРОС: Какие породы дерева годятся для вашего рубанка?

РОЖНОВ: Мой рубанок справиться с любыми породами - от самого мягкого до самого у твердого. Ученикам желательно начинать работать с мягким материалом. И постепенно переходить к твердым.

Вообще, всякое дерево прекрасно по-своему. Каждое имеет свою структуру, свои достоинства. Но никакое дерево нельзя строгать «против шерсти». Даже животные и люди не любят, когда их гладят «против шерсти»! А вообще мои любимые породы - дуб, лиственница, кедр.

Дуб это вообще Царь-дерево. Дом из дуба - это вечный дом. Мебель из дуба - прочная мебель. Она проживет много веков. Цвет дуба серовато-белесый. Сейчас я начал использовать для работы древесину старого дуба. Старый дуб -это дуб, который в виде изделий, построек долгое время «жил» под открытым небом и подвергался воздействию природы. После обработки его рубанком получается потрясающий эффект темных прожилок на сероватом фоне. Похоже на очень старого мудрого человека, чье лицо избороздили морщины, а глаза ясные-ясные. Я не шлифую свои рамки, не покрываю их искусственным лаком, - только натираю воском и полирую фланелевой тряпочкой. Благодаря воску дерево мягко светится изнутри.

Также очень красива груша. Теплая, благородная, красновато-розовая или терракотовая... Груша хорошо сочетается со вставочками из дуба в наборных рамочках, составленных из нескольких пород деревьев. Груша и дуб органично дополняют друг друга... Вставочки сочленяются при помощи фигурных внутренних реечек, которые я тоже делаю при помощи рубанка. Поэтому зазора между пластинками-вставками вообще не видно. Такую подгонку можно сделать только вручную.

Еще интересно работать с красным деревом. У него 200 подвидов. От мягкого до самого твердого, а по гамме цветов красное дерево варьируется от светлого, даже белого, до красного и темно-черного. Красиво смотрится тик - на его древесине как бы рисунок внутри рисунка. Прекрасна сосна, обработанная рубанком! Такое солнечное золото в муаровых разводах... После обработки станком подобных узоров на дереве не получится, после станка сосна просто белая, примитивная. Только ручная обработка сразу выявляет цвет и внутренний свет дерева. А вот после машинной обработки должно пройти много лет, пока дерево аккумулирует в себе свет, «потеплеет» или потемнеет. Казалось, прогресс вытеснил ручной инструмент. А я говорю: прогресс, подвинься! Человек совершенней машины! Ручной труд - это спасение человека как Творца.

Мой рубанок - спасение для многих людей!

ВОПРОС: Вернемся к вопросу об использовании вашего рубанка. Резная мебель, отделка дома (наличники, плинтуса, карнизы), фигурные художественные рамочки - для картин, фотографий, икон... Мне понятно, что можно сделать при помощи вашего инструмента. Но вот кто способен работать вашим рубанком? Исключительно опытные мастера?

РОЖНОВ: Вовсе нет! Мой инструмент доступен и подвластен ЛЮБОМУ человеку, даже ребенку. Рубанок совершенно безопасен в обращении, с ним легко управляться. Более того, это - просто находка, спасение для многих категорий людей.

ВОПРОС: Например?

РОЖНОВ: Прежде всего, для инвалидов, стариков, физически и умственно неполноценных детей, особенно тех, кто страдает синдромом ДЦП. Моим рубанком можно пользоваться в домашних условиях без верстака, даже без всякого стола - просто строгать на весу. Он словно сам скользит по дереву, не требует напряжения. Удобный, как говорится, прикладистый инструмент. Если человеку трудно держать его рукой, пальцами, то к рубанку можно легко приделать какой-нибудь ремешок, накладки для пальцев, чтобы пристегивать его к руке. То есть, мой рубанок могут использовать для надомной работы те люди, которые ограничены в движениях. Для инвалидов и пожилых людей, которым нужно зарабатывать на жизнь, это просто находка. Можно трудиться дома, обеспечивать себя - и ни у кого не просить помощи! Но, что не менее важно, работа с рубанком приобщает к красоте, дает заряд вдохновения, положительных эмоций и удовлетворения от творчества.

Согласитесь - делать произведения искусства интереснее, чем, скажем, собирать электрические розетки! Старики могут избавиться от тоски, почувствовать себя нужными обществу, самовыразиться. Ведь красота - это смысл жизни, она дарит счастье и дает энергию жизни.

Но особенно ценен такой рубанок при лечении детей, страдающих нарушениями координации, заболеваниями центральной нервной системы. Я уже передал несколько своих рубанков в экспериментальный центр инвалидов детства в Москве. Что происходит с больным ребенком при работе с моим рубанком? Это не обычный плоский рубанок, которым просто строгают плоскости. Это фигурный рубанок, при помощи которого можно делать прекрасные художественные изделия. Скажем, рамки. Это не просто учит ребенка выполнять достаточно тонкую работу, это способствует его излечению.

Сначала ребенку трудно удержать инструмент, но как только он понимает, что может строгать, пусть даже плохо, как только он видит результат своих усилий, у него возникает сильнейший побудительный импульс делать лучше и лучше. Достигать новых результатов. А кроме того, мельчайшие движения рук, особенно пальцев, способствуют развитию и восстановлению различных нервных центров, клеток коры головного мозга. Творя красоту, умственно неполноценные дети невольно сами стремятся стать лучше, полноценнее. Они начинают сознавать свой внутренний потенциал. Неполноценные дети обладают особо острым и тонким восприятием красоты и могут превзойти в мастерстве даже меня. Утопающий цепляется за соломинку. И у такого ребенка, работающего моим рубанком, может произойти настоящий прорыв внутренней энергии. Я не исключаю, что со временем этот ребенок может стать полноценным членом общества...

Я уже не говорю о том, что такие рубанки нужны и в обычных школах - для уроков труда, а также в профессиональных училищах. В любом мальчике заложено созидательное начало. И неважно, вырастет из него мастер-краснодеревщик, или нет. Мальчик должен освоить минимум, необходимый для мужчины - он должен уметь строгать, пилить, забивать гвозди. Ну, а профессиональные училища.... Без умения работать профильным рубанком мастер-краснодервщик никогда не станет Мастером. Он просто не научиться чувствовать красоту дерева. К сожалению, даже в Художественной Академии имени Строганова на отделении мастеров-краснодеревщиков нет эксклюзивных, авторских фигурных рубанков. Студенты умеют строгать только заурядными серийными плоскими рубанками. Сейчас эпоха массового производства, и, к сожалению, идея необходимости филигранного ручного труда не всегда встречают понимание.

Я хочу, чтобы меня попробовали победить...

ВОПРОС: Наверное, вы, как всякий человек, мечтаете поехать в Японию. Что бы хотели там показать и что посмотреть?

РОЖНОВ: У меня чисто профессиональные амбиции. Я хотел бы сотрудничества с японскими мастерами-рубанщиками. Я знаю, что японцы делают рубанки. В Японии вообще в почете ручная работа по дереву, и ее много - ведь есть синтоистская традиция перестраивать храмы каждые 20 лет.

Я уже не говорю о традиционных народных промыслах, связанных с резьбой по дереву. Так вот: я хочу померяться силами с японскими мастерами, посоревноваться. Я даже хочу, чтобы меня кто-нибудь попробовал победить! Здесь, в Москве и вообще России, я уже не могу найти для себя достойного соперника... Я ведь работаю над своим рубанком десятки лет. Но когда не с кем бороться, становится скучно... Вообще, я предлагал выставить свой рубанок в разделе «Дерево» на Всемирной выставке в Нагоя, которая будет проходить под девизом «Мудрость природы» (Нагоя бампаку). Но российские чиновники так и не осознали важность этой идеи. Бюрократическая волокита продолжается до сих пор, хотя выставка открывается уже в марте.

Зато в павильоне России будет представлена моя работа. Она уже отправлена в Японию. Это модель Института живого вещества, который планируют выстроить в Москве. Она будет символом нашего павильона. Здание института состоят из двух частей - нижняя в виде куба, верхняя - шарообразная. Модель выполнена из сосны.

Шарообразная конструкция состоит из отдельных брусочков, каждый длиной 30 см. Сечение - правильный ромб. Высота модели 120 см. Я сам строгал эти брусочки и крепил их в конструкцию.. Здание Института живого вещества - архитектура будущего, и верхняя часть представляет собой додекаэдр. Все бруски деревянной модели скреплены без единого гвоздя, даже без клея, и держатся благодаря особому расчету углов - рельефных соединительных замочков. Верхний брусок как бы распирает и запирает всю конструкцию, играя роль замка-держателя. Мне кажется, эта система крепления будет интересна японцам, особенно профессионалам, работающим с деревом. Насколько мне известно, японцы больше мастера изобретать всякие сложные соединения. Так что милости просим в павильон России - посмотреть на мое «произведение»!