Бюджетная фискальная. Налогово-бюджетная политика и ее направления

Бюджетный дефицит - сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.

Государственный долг - сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам (внутренний и внешний гос. долг соответственно).

Эти два понятия являются тесно взаимосвязанными - дефицит может покрываться за счет увеличения долга, долг может гаситься за счет увеличения дефицита. Следовательно, нужна какая-то балансировка между ними.

Концепции балансировки:

Ежегодное балансирование

Балансирование в ходе экономических циклов

Функциональных финансов

Ежегодное балансирование - малоэффективно , т.к. экономические процессы идут в своем темпе и явно не попадают по времени в ежегодный цикл. Балансирование в ходе эк. циклов - уже лучше, гос-во следит за циклами и проводит антициклические меры, балансируя бюджет; проблема - в неравномерности чередования периодов спада и подъема экономики. Концепция функциональных финансов предлагает государству заботиться не о балансировке бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики в целом, что, в конечнорм итоге, приводит к автоматической балансировке; работает такой подход, в основном, в эконормически развитых странах. На практике применяются все три концепции вместе.

В целом, невозможно полностью избавиться ни от дефицита, ни от долга, но это и не надо, т.к. в умеренных количествах они оказываются стимулирующее воздействие на экономику. Однако при превышении определенных границ начинаются проблемы: снижение экономической активности, инфляция, безработица и др.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста ;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую

2) сдерживающую.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно.


Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику, угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией).

В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую .

Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

Важным инструментом макроэкономического регулирования является налогово-бюджетная политика государства.

Н-Б политика включает фискальную (в области налогообложения и регулирования структуры гос. расходов с целью воздействовать на экономику), бюджетную (в области регулирования бюджета; ключевое звено экон. политики) политику и финансовые программы

Бюджетно-налоговая (налоговая=фискальная) политика является частью финансовой политики - совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы; воздействие государства на ур-нь деловой активности посредством изменения гос-х расходов и налогообложения. Бюджетно-налоговая политика- это такая политика, которая направлена на стабилизацию эк-ки с помощью гос. бюджета и налоговой системы. От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности гос-ва, уровень соц. защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения РФ с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики гос-ва.

Бюджетно-налоговая политика представляет собой совокупность мер правительства по изменению гос. расходов, налогообложения и состояния гос. бюджета, направленных на обеспечение полной занятости и инфляционного роста ВВП.

Государственный бюджет - важн. элемент НБП. Это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспеения задачи функций государства и местного СУ. Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разных уровней наз-ся налогово-бюджетным федерализмом. В Российской статистике испол-ся пон-е консолидированный бюджет(складывается из федерал., регионал. и местных бюджетов). Дефицит (профицит) гос-го бюджета опр-ся как разница между доходами и расходами. Дефицит (профицит) измер-ся в %-м отн-ии к ВВП. С 2000 г. в России профицит.

Различают первичный (общий дефицит, уменьшенный на сумму %-х выплат по гос. долгу) и общий дефицит (профицит) гос. бюджета.

В макроэконом. теории рассм-т 3 вида дефицита гос. бюджета: 1)фактический - отрицат-ая разница между фактическими доходами /расходами гос. бюджета; 2)структурный - разница м/д доходами/расходами, расчитаная для ур-я ВВП, соотв-щего полной занятости; 3)циклический - разница м/д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета, пред-т собой следствие колебания экон. активности в ходе делового цикла.

Эконом. теория рассм-т 2 осн. способа финансирования бюджетного дефицита: 1. выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования; 2. займы внутренние и/или внешние (неэмиссионный способ финансирования).

Налоговая политика - система мер, проводимых гос-вом в области налогов и налогообложения. НП выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Фискальная политика является одним из четырех основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.

Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название Кривой Лаффера .

КРИВАЯ ЛАФФЕРА - кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимум

Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная (гибкая) НБП - это сознательное регулирование государственных расходов и уровня налогообложения с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост (с целью воздействия на ур-нь экон. активности). Инструменты ДФП: изменения в законах о ставках налогов , в законах о правительственных программах расходов на социальные нужды , изменения программ обществ-х работ . Но этот процесс - медленный, что снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Гос - во в период подъема использует сдерживающую Ф. политику (расходы <, налоги > или и то и др. вместе), в фазе спада гос-во проводит стимулирующую Ф. пол-ку, т.е. наоборот.

Недискреционная (негибкая, автоматическая) НБП - это автоматич. изм-я в уровне налоговых поступлений независимо от принятий решений органами власти. Эта политика явл-ся рез-ом действия автоматич-х, или встроенных стабилизаторов, т.е. мех-ов, к-ые уменьшают реакцию реал. ВВП на изм-е совокупного спроса. Автоматические стабилизаторы применяются правительством автоматически, что предусмотрено законами и встроено в расходную часть бюджета. Основой для таких действий является лишь наличие рецессионного или инфляционного резерва.

Имеются 3 основных «встроенных» стабилизатора:

  • 1) пособие по безработице - во время спада дефицитное деноминирование пособий помогает преодолеть спад; во время подъемов излишки в бюджете сокращают спрос и помогают преодолеть инфляционный разрыв.
  • 2) налоги на прибыль корпораций - падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета; увеличение - сокращает дефицит.
  • 3) прогрессивный подоходный налог - налоговые поступления будут падать во время спада, и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Типы фискальной политики (ФП):

1. расширительная ФП осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок,

что, как известно, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

  • 2. ограничительная ФП основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Этот тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных расходов.
  • 3. антициклическая ФП состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Этот тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны : нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.

В результате государственных займов формируется государственный долг - это сумма накопленных в стране за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов.

Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Внешний долг (из МВФ, например, займы) ложится тяжелым грузом на страну, внутренний (то, что гос-во берет взаймы для финансирования дефицита гос. бюджета внтури страны (у фирм, у населения))- приводит к перераспределению доходов среди населения страны.

Показатель совокупного долга (внутр. и внеш.) не должен превышать 60% ВВП, дефицит бюджета - 3%.

Отказ гос-ва обслуживать и погашать свои обязательства означает суверенный дефолт (банкротство гос-ва).

Критическими или пороговыми для внеш. займов явл-ся след. показатели : отношение внеш. долга к ВВП не выше 80%; долг по отн. к экспорту - не более 200%; отн. стоимоть обслуживания внеш, долга по отн-ю к экспорту - не более 15-20%.

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА

Понятие финансов. Финансовая система государства. Бюджетная система страны. Государственный бюджет, его доходы и расходы.

Государственный долг и его последствия. Регулирование государственного долга. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Профицит. Дефолт и секвестр.

Налоги. Функции налогов. Принципы и основные элементы налогообложения. Классификация налогов по различным критериям:

· способ изъятия : прямые и косвенные;

· характер начисления на объект обложения : пропорциональные, прогрессивные и регрессивные;

· государственное устройство и бюджетная структура : федеральные, региональные и местные.

Кривая Лаффера. Налогово-бюджетная политика: цели и инструменты. Дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Основные понятия, которые должен знать студент

Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств.

Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов государства, принятый в законодательном порядке на определенный период (обычно на год).

Внебюджетные фонды – это денежные средства, имеющие целевое назначение (Пенсионный фонд, фонд государственного медицинского страхования и т.д.).

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами за год.

Профицит бюджета – это ситуация, обратная дефициту, т.е. превышение доходов над расходами за год.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за этот период бюджетных профицитов.

Дефолт – отказ государства выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними и внешними инвесторами.

Секвестр - пропорциональное сокращение расходов, за исключением социальных, в случае недобора налогов.

Налогово-бюджетный федерализм – разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и дарение).

Косвенные налоги – это налоги, взимаемые через надбавку к цене (НДС, акциз, пошлина и т.д.).

Прогрессивные налоги – это налоги, ставка которых увеличивается по мере возрастания стоимости объекта налогообложения.

Пропорциональные налоги – это налоги с единой ставкой на все размеры объекта налогообложения.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере возрастания стоимости объекта налогообложения. К регрессивным налогам также относятся косвенные налоги, которые в денежном выражении равны для всех плательщиков, но составляют большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Принципы налогообложения : принцип справедливости по вертикали, принцип получаемых благ, принцип платежеспособности.

Фискальная функция налогов заключается в пополнении доходов казны для содержания государства.

Регулирующая функция налогов заключается в способности государства влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей.

Социальная функция налогов связана с перераспределением доходов с целью уменьшения их дифференциации.

Кривая Лаффера показывает зависимость между ставкой налога и доходами государственного бюджета.

t – налоговые ставки; T – доходы государственного бюджета; t1 - оптимальный размер налоговой ставки; T1 - максимальные поступления в государственный бюджет.

Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и системы налогообложения.

Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Эта политика является результатом действия встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главный из них – это пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Практические задания

Тесты

1. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется…

1) монетарная политика;

2) фискальная политика;

3) кредитно-денежная политика;

4) налогово-бюджетная политика;

5) налогово-кредитная политика.

2. К прямым налогам относится налог:

1) на прибыль предприятия;

2) на добавленную стоимость;

3) на золотые изделия;

4) государственная пошлина.

3. Налог на добавленную стоимость относится к:

1) прогрессивным налогам;

2) регрессивным налогам;

3) пропорциональным налогам.

4. Прогрессивный налог применяется, т.к.:

1) нельзя допустить слишком большого разрыва в доходах, поскольку он может вызвать социальный взрыв в обществе;

2) он значительно увеличивает поступления в государственный бюджет;

3) этим чиновники уравнивают свои фиксированные заработки с растущими предпринимательскими доходами.

5. Пропорциональный налог – это налог, при котором:

1) средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода;

2) средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

3) средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

6. Налоги на бензин идут на усовершенствование автострад. Это пример:

1) применения принципа платежеспособности;

2) применения принципа получаемых благ;

3) прогрессивного налога;

4) налога на добавленную стоимость.

7. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название...

1) прогрессивного;

2) регрессивного;

3) прямого;

4) косвенного.

8. «Прогрессивные налоги являются справедливыми, а регрессивные -несправедливыми.» Если придерживаться этого мнения, то акцизы на автомобили и ювелирные изделия...

1) «справедливы», т.к. деньги взимаются с богатых и перераспределяются в пользу бедных;

2) «справедливы», т.к. чем выше акцизы, тем меньше будет миллионеров;

3) «несправедливы», т.к. деньги взимаются с бедных, а достаются богатым;

4) «несправедливы», т.к. деньги отбирают у людей, их заработавших, а расходуют неизвестно на что.

9. Предположим, что в стране с прогрессивным подоходным налогом цены на все без исключения товары и услуги выросли в 2 раза. Как это скажется на реальных располагаемых доходах плательщиков подоходного налога?

1) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога уменьшатся.

2) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога вырастут.

3) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога останутся неизменными.

4) Реальные располагаемые доходы уменьшатся у тех плательщиков, у которых рост цен вызовет повышение маржинальной ставки выплачиваемого налога.

10. Налог на импортируемые в страну товары и услуги носит название:

1) таможенная пошлина;

2) подоходный налог;

3) налог на добавленную стоимость;

4) гербовый сбор.

11. Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет показана на:

1) кривой Лаффера;

2) кривой Филлипса;

3) кривой Оукена.

12. Инструментом фискальной политики в деле стабилизации экономики является:

1) повышение нормы резервов;

2) понижение нормы резервов;

3) операции на открытом рынке;

4) операции на закрытом рынке;

5) увеличение государственных расходов;

6) уменьшение государственных расходов.

13. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

1) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

2) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов;

3) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;

4) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов;

5) постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений.

14. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧНП, оно может:

1) снизить налоги;

2) снизить государственные закупки товаров и услуг;

3) уменьшить трансфертные платежи;

4) снизить уровень бюджетного дефицита;

5) верно 1) и 4).

15. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной?

1) Изменение ставок налогов на прибыль банков.

2) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.

3) Введение налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции в новое производство.

4) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.

16. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

1) Фискальная политика - это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.

2) Фискальная политика - это действия Центрального банка страны, направленные на регулирование курса национальной валюты.

3) Фискальная политика - это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

4) Фискальная политика - это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

17. Увеличение ставок таможенных пошлин на товары, ввозимые «челноками», может привести к тому, что...

1) предложение этих товаров возрастет, цены понизятся. Доходы государства от взимания пошлины обязательно повысятся;

2) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины обязательно повысятся;

3) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины могут снизиться;

4) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины обязательно уменьшатся.

Задачи

При доходах 100, 1000 и 10000 ден. ед. для их получателей вводится единый по величине налог – 10 ден. ед. Определить, какой это налог?

По данным, приведенным в таблице, определить тип системы налогообложения.

Допустим, предприниматель приобрел товар по цене 150 тыс. ден. ед. (за единицу); цена, по которой он реализовал товар – 200 тыс. ден. ед.; количество приобретенного, а затем реализованного товара – 2000 шт.; ставка налога – 40%. Определить, какую сумму НДС должен перечислить предприниматель в госбюджет в виде налога?

Государственные расходы на приобретение товаров и услуг (G ) – 500 у.е.. Налоговая функция имеет вид: , функция трансфертов . Уровень цен равен 1. федеральный долг- 1000 у.е. при ставке процента 0,1. Реальный объем производства – 2000 ед., потенциальный – 2500 ед. Рассчитать фактическое сальдо госбюджета. Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Понятие и сущность налогово-бюджетной политики государства

На сегодняшний день в научной среде существует множество подходов к трактовке понятия налогово-бюджетной политики. Однако единства подходов к определению ее сущности не выработано до сих пор.

Определение 1

В общем смысле под налогово-бюджетной политикой государства принято понимать политику правительственных органов, основанную на реализации возможностей взимания налогов и расходования средств государственной казны для регуляции деловой активности и решения социальных задач. Иначе ее принято называть фискальной политикой.

Бюджетно-налоговая политика государства основана на реализации мероприятий в области налогообложения, нацеленных на пополнение госбюджета, рост эффективности национальной экономики страны и экономический рост в целом, а также обеспечения стабильного денежного обращения и занятости населения.

Непосредственной сферой осуществления налогово-бюджетной политики выступают налоги, взимаемые государством, и его расходы. Именно они определяют ее состав (рисунок 1).

Рисунок 1. Состав налогово-бюджетной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, фискальная или налогово-бюджетная политика может быть определена в качестве системы государственного регулирования национальной экономики, в основе которой лежит управление доходами и расходами государственной казны. Иначе говоря, она сводится к целенаправленной манипуляции налогами и государственными расходами.

Замечание 1

В условиях функционирования и развития рыночной среды налогово-бюджетная политика выступает в роли одного из основополагающих инструментов макроэкономического регулирования. Именно благодаря ей происходит формирование государственного бюджета. Она же регулирует и направляет его расходы, формирует трансферы и обеспечивает реализацию государственных закупок.

Виды налогово-бюджетной (фискальной) политики государства

Направления фискальной политики определяются ее видами. На практике налогово-бюджетная политика государства может принимать различные формы (рисунок 1). Единой их классификации не выработано до сих пор. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Виды налогово-бюджетной политики государства. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Дискреционная (гибкая) фискальная политика государства основана на сознательном регулировании системы налогообложения и расходов государственного бюджета в целях повышения объемов производства, совокупного спроса, занятости населения и пр., посредством наращивания расходов бюджета и увеличения его дефицита при снижении налогов.

В основе не дискреционной (автоматической) фискальной политики государства лежит использование автоматических стабилизаторов, таких как изменение величины налоговых поступлений в бюджет в зависимости от стадии экономического цикла.

Замечание 2

Помимо этого бюджетно-налоговая политика государства может быть сдерживающей или стимулирующей.

Так, выделяют сдерживающую фискальную политику, активно используемую государством в условиях инфляции. Иначе ее называют фискальной рестрикцией. В ее основе лежит повышение налогов и сокращение расходов государственного бюджета.

В противовес сдерживающей фискальной политике выступает стимулирующая фискальная экспансия, которая находит свое применение в период спадов в экономике. Она основана на сочетании снижения налогов и увеличением государственных расходов.

Выбор того или иного типа фискальной политики определяется стадией развития экономического цикла и целями национальной экономики страны.

Реализация фискальной политики и ее результаты в определенной степени зависят от временного периода ее осуществления. Основными периодами являются:

  • долгосрочный;
  • краткосрочный.

В долгосрочном периоде реализация бюджетно-налоговой политики приводит к обеспечению стабильности темпов роста экономики страны.

В краткосрочном периоде основной целью реализации фискальной политики выступает поддержание стабильного уровня цен, полной занятости и стабильного уровня валового внутреннего продукта (совокупного объема выпуска).

Так или иначе, фискальная политика является одним из основных способов правительственного влияния на национальную экономику. От правильности и справедливости ее реализации зависит не только состояние экономики страны, но и будущее ее граждан.

Преимущества и недостатки налогово-бюджетной политики государства

Фискальная политика как способ воздействия государства на экономику страны имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Рассмотрим их более подробно.

К ее основным достоинствам принято относить:

  • достижение мультипликативного эффекта, позволяющего сбалансировать все отрасли экономики и росту совокупных расходов;
  • отсутствие внешнего лага (задержки), то есть вступление изменений после принятия соответствующих законов;
  • действия встроенных стабилизаторов, автоматически стабилизирующих экономику посредством стимулирования деловой активности и ее сдерживания в случае перегрева.

В то же время, несмотря на наличие очевидных преимуществ, у политики фискального типа имеются определенные недостатки. Основным из них принято считатьналичие так называемого «эффекта вытеснения», возникающего при росте объемов государственных закупок в целях стимулирования национальной экономики страны. Мультипликативный рост доходов приводит к повышению спроса на деньги, в результате чего повышается процентная ставка на денежном рынке. В результате удорожания кредитов происходит «вытеснение» части инвестиционных расходов экономических субъектов в краткосрочном периоде. Все это способствует уменьшению запасов капитала в экономике и снижению потенциала ее развития в долгосрочной перспективе.

Помимо этого к недостаткам фискальной политики относится ее влияние на рост дефицита госбюджета и недостаточная гибкость в виду наличия внутреннего временного лага.

Таким образом, государственное регулирование национальной экономики посредством налогово-бюджетной политики имеет свои преимущества и недостатки. Так или иначе, ее разработка и реализация политики требуют взвешенных решения органов государственной власти и правительства.

по дисциплине: «Экономическая теория »

на тему: Бюджетно-налоговая политика государства

Введение ………………………………………………………………………3

1. Основы налоговой системы ……………………………………….……5

1.1 Сущность и функции налогов и налоговой системы…….…….……..5

1.2 Принципы налогообложения …………………………………………11

1.3 Элементы налогообложения…………………………………………..16

1.4 Кривая Лаффера………………………………………………………..18

2 Проблемы совершенствования налогообложения …………………20

2.1 Налогообложение в зарубежных странах (Франция)..……… .……..20

2.2 Состояние налоговой системы в РФ…………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………49

Список литературы………………………………………………………...51

Введение

Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

Разработанность. Тема налогового реформирования остро дискутируема в обществе. Обсуждаются вопросы, связанные с принятием второй части Налогового кодекса, с проблемой снижения налогового бремени с производителя, вопросы подачи деклараций и налогового контроля и еще масса вопросов, также существует масса публикаций по этим вопросам, но при этом налоговая политика в ней затрагивается лишь в скользь, как что-то необходимое, но не в первую очередь.

Цель работы проанализировать налоговую политику в Российской Федерации.

Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

Рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,

Проанализировать налоговую политику ведущих зарубежных стран,

Определить специфику налоговой политики в Российской Федерации,

Описать систему органов государственной власти Российской Федерации,

участвующих в налоговых отношениях.

Методологической основой выполнения работы являются труды российских и зарубежных учёных.

1. Основы налоговой системы

1.1 Сущность и функции налогов и налоговой системы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1)кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник)

Когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существуют два вида налоговой системы: щедулярная и глобальная:

В щедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.

Фискальная и регулирующая функции - по средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Регулирующая (макроэкономическая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.