Золотая орда, улус джучи. Время становления и расцвета Образование улуса джучи ее территория население

Историк Ильнур Миргалеев о формировании международной политики Золотой Орды в период ее становления. Часть 2

«Реальное время» продолжает публиковать авторские колонки историка Ильнура Миргалеева, посвященные формированию международной политики Золотой Орды в период ее становления. Во второй статье цикла автор рассказывает о расширении территории Улуса Джучи и курултае 1235 года.

«Национальные историографии окрестили этот поход чингизидов как «нашествие Батыя»

Курултай 1235 года, созванный сыновьями и внуками Чингиз-хана - фактическими строителями обширной Монгольской империи - по многим позициям отличается не только от других подобных курултаев, но и не совсем вписывается в политическую действительность Монголии периода первых чингизидов. И главный интригующий вопрос здесь, конечно же, - цели нового западного похода. При этом отметим и неразработанность в историографии данного вопроса. В общих трудах по Монгольской империи и по начальному периоду истории Улуса Джучи давно утвердилось мнение, что целью похода было расширение территории Улуса Джучи и якобы тем самым выполнение «завещания» Чингиcхана. А национальные историографии (русская и европейская) окрестили этот поход чингизидов как «нашествие Батыя».

Ни один поход монголов не был проведен с целью расширения какого бы то ни было улуса чингизидов. Ни завоевания Чингисхана, ни завоевания в Китае Угедея, ни завоевания Хулагу и Хубилая не преследовали создание или расширение отдельно взятого улуса. Все они были только главнокомандующими в действующем войске Монгольской империи. По крайней мере, курултаи не принимали, например, решения о создании улуса Хулагуидов, государства Хубилая. Центральная власть Великого кагана делала все для того, чтобы полностью контролировать всю территорию империи. А Хулагу и Хубилай создали свои государства благодаря сепаратизму. Совсем по-другому обстояло дело с улусом Джучидов.

Статуя Джучи. Фото wikipedia.org

Несомненно, Джучи был активным строителем нового государства. Он - один из главных завоевателей на западе и участник завоевания Средней Азии в 1219-1224 годах. Он входит в малый совет при Чингисхане и, как его старший сын, имеет огромное влияние в Монгольском государстве, чем вызывает неприязненное отношение в семье Чингисхана. После получения в 1207 году отдельного улуса, который он сам и завоевывает, Джучи в дальнейшем устанавливает связь с Багдадским халифом, а также с Джелал-ад-дином Манкбурны. И, самое главное, он смог создать многочисленную семью, которая будет очень активна в деле создания уже независимого Улуса Джучи.

И здесь уместен вопрос, что стало бы с Еке Монгол Улусом, если бы Джучи пережил отца. Ведь, несмотря на свою молодость, его сыновья смогли добиться организации в масштабах всего государства похода на запад с целью расширения именно Джучиева улуса. Это серьезное мероприятие носило панмонгольский характер от начала до конца, но при этом серьезно усиливало именно джучидов. После окончания похода появился сильнейший улус во главе с сыновьями Джучи, который, как известно, в вопросах престолонаследия был отодвинут самим Чингисханом и его братьями Угедеем и Чагатаем, а создававшийся улус Джучи после его смерти практически потерял не только самостоятельность, но и основные свои территории, став частью улуса самого Угедея.

Бату добился не только расширения Улуса Джучи, он добился реанимирования улуса своего отца и, самое главное, права возглавить армию всей империи. Что сразу изменило его статус и статус джучидов.

«В том, что Джучи начинает отдаляться от Чингисхана была, наверное, и личная причина»

Джучи имел свою, отличную от Чингисхана, идеологию построения государства и взаимоотношений с другими странами. При анализе информации из источников о деятельности Джучи, можно утверждать, что он был сторонником идеологии мирного объединения тюрко-монгольских племен. Подтверждением тому служат мирное подчинение им кыргызов и северных лесных племен, когда Джучи не стал развязывать войну против туматов, которые отказались подчиниться. Он - один из создателей монгольского государства и глава собственного улуса. Поэтому он не хотел разрушать города и уничтожать людей. Такое отношение к строительству государства будет характерно и для его потомков.

Безусловно, у Джучи была широкая поддержка, прежде всего среди немонгольской элиты. Джучи пытается обосновать то, что они правят такими разными народами. Именно в этом мы и видим причину воспитания его сына Берке в исламе уже в младенчестве - тем самым покоренным мусульманам давали понять, что в правящей семье есть их единоверец, который при необходимости защитит их. Вообще, слухи о том, что и сам Джучи и Бату тайно приняли ислам, должно быть, были пущены именно с этой целью, а поддержка ими мусульман это только подтверждает. Джучи берет в жены Хан Султан, дочь Ала ад-дина Мухаммада, тогда как мать последнего Теркен-хатун в плену была вынуждена существовать в нищете и позоре, подбирая объедки от трапезы Чингисхана.

Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Илл. wikipedia.org

В том, что Джучи в 1226-1227 гг. начинает отдаляться от Чингисхана, была, наверное, и личная причина, а именно конфликт во время семейного совета с Чагатаем, открытое унижение последним Джучи полумеркитским происхождением старшего сына Чингисхана и странное поведение в этом конфликте самого Чингисхана, который не останавливает Чагатая (как говорится в «Сокровенном сказании монголов»: «А Чингисхан - ни слова»), а вместо него вынужден отвечать Коко-Цос: «Распря шла всенародная. На постель тут не ложилися, все добычей поживлялися».

Как следует из «Сокровенного сказания монголов», Чингисхан сам не стремился создавать единое государство. Своим сыновьям и женам он говорит, что в мире много стран, и сам делит государство между своими сыновьями. Но все же, по настоянию семьи, он называет преемника. Создается впечатление, что Чингисхан не хотел называть своим преемником Джучи. Естественно, если бы Чингисхан захотел назвать его преемником, он бы так и поступил. В итоге Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Эти внутрисемейные взаимоотношения чингизидов важны в плане всей истории монгольских улусов. Ведь они определили подход чингизидов к созданию новых государственных образований, взаимоотношениям с покоренными народами и налаживанию связей с другими странами.

Как таковая Монгольская империя создается сыновьями и внуками Чингисхана. Период Угедея характеризуется масштабными завоеваниями, и пока сторонники и противники построения сильного государства с городами не сталкиваются открыто, хотя отдельные споры о сохранении или полном уничтожении городов иногда возникают. В этот период джучиды еще не начинают играть важную роль во всемонгольских делах, прежде всего из-за своего малолетства и из-за удаленности их улуса от метрополии. Странно, но факт: сыновья Джучи предпочитают жить в уделе своего отца, нежели в ставке Чингисхана, а потом и в построенном Каракоруме, в отличие от, например, многих чагатаидов и угедеидов, не говоря уже о тулуйидах. До 1236 года джучиды вели военные действия в западном направлении, в незавоеванных землях, которые якобы завещал Чингисхан. Все военные действия велись собственными силами Джучиева улуса.

И, конечно, неизвестно, не будь такой многочисленной семья Джучи и не заложи он серьезную государственную основу своему улусу, смогли бы джучиды в 1235 году провести через курултай решение о начале западного похода и возглавлении основной имперской армии? Это, конечно, можно рассматривать и как своеобразную благодарность Угедея потомкам Джучи: ведь место преемника Чингисхана, место старшего сына занял он.

Модель древнего Каракорума в Монгольском историческом музее. Фото wikipedia.org

«Джучи нужно было завоевать самому этот «подарок» отца»

После гибели Джучи его сыновья не участвуют в походах монгол ни против тангутов, ни против Цзинь, а занимаются постепенным расширением своих владений.

Среди чингизидов только джучиды и тулуйиды Хубилай и Хулагу будут активно строить свое государство на новой земле, при этом абсолютно не стремясь в метрополию. Остальные чингизиды, наоборот, будут стараться жить в Монголии. Причина такого поведения Хубилая и Хулагу понятна - они выступали как сепаратисты, а в метрополии хотели сохранить завоеванные территории под централизованным управлением. В случае же с Джучи и его потомками все сложнее, так как подобное стремление Джучи началось уже при жизни самого Чингисхана. Хотя Чингиз и говорит: «Мать-земля велика. Много на ней рек и вод. Скажите лучше - будем отдельно друг от друга править иноземными народами, широко раздвинув отдельные кочевья», - все же Джучи нужно было завоевать самому этот «подарок» отца. Да и складывается такое впечатление, что все сказанное Чингисханом будто бы касалось именно Джучи.

Конечно, сыновья Джучи были прекрасно осведомлены об отношениях их отца с дедом и о взаимоотношениях между чингизидами. После того как Джучи не сделали преемником Чингиза, его семья была вытолкнута из метрополии, еще полвека являвшейся политическим центром империи. И когда джучиды взяли реванш, разгромив потомков Угедея и приведя к власти тулуйидов, они сами отказались от власти в «коренном юрте», так как уже владели огромными территориями и создали функционирующую государственную систему. Свое влияние в столице они использовали только в целях укрепления своего улуса. Джучиды пытались развивать Монгольскую империю под своим контролем, добиваясь принятия решений на курултаях сообразно своей политике. Но так как они сами не жили в столице империи, а тулуйиды смогли возглавить два панмонгольские войска, все это постепенно привело к разрушению договоренностей между джучидами и тулуйидами.

Завоевания джучидов до западного похода происходят всецело на основе собственных возможностей. Не имея крупных сил, джучиды практиковали мирное покорение. Это оставило большой отпечаток на подходе к завоеванию. Даже возглавив всемонгольскую армию, полностью контролировать поведение которой они были не в состоянии, и в необходимости проведения быстрых операций против крупных сил противника, когда для полной победы необходимо разгромить все его возможности, все же возглавляемый джучидами западный поход отличался от завоеваний в Хорезме, Китае и Хулагу. В отличие от других аналогичных ситуаций, джучиды изначально знали свою цель - они завоевывают новые земли для своего улуса, а не для империи. Этот уникальный случай будет характерен только для джучидов. Все остальные монгольские походы не имели таких целей и воспринимались как дело всей империи, всех чингизидов.

Битва между монголами и китайцами (1211). Джами ат-таварих Рашид ад-Дина. Илл. wikipedia.org

«Расширение улуса джучидов стало общеимперским вопросом»

Война Еке Монгол Улус с чжурчженьским государством Цзинь, начатая еще самим Чингисханом в 1211 году, закончилась к 1234 году. Во время этой войны монголы завоевали и корейское государство. То есть война продолжалось безостановочно, и в это время джучиды практически не участвовали в южных походах, в основном заботясь об усилении своего улуса. Почему они не участвуют? Ответ может быть только один: значит, этого не хотели остальные чингизиды. Но после 1234 года они сумели утвердить на курултае план западного похода под своим руководством, где должны были участвовать и другие чингизиды. То есть расширение улуса джучидов стало общеимперским вопросом. Кстати, это первый поход, который возглавили внуки Чингисхана, а не его сыновья.

После распада Монгольской империи можно назвать два главных государства чингизидов: это Улус Джучи и империя Юань. Улус Хулагу первоначально подчинялся Хубилаю и определенное время действовал в фарватере его внешней политики, плюс, весь период своего существования его правители именовали себя только в качестве ильханов, что означало только правителя области, а отнюдь не суверенного государства. Улус Чагатая, коренной юрт Тулуя, улус Угедея и родственников Чингисхана не представляли собой государства. Эти территории находились под влиянием Улуса Джучи и империи Юань и представляли собой некие аристократические владения, где действовали такие чингизиды, как потомок Угедея Хайду - приверженцы традиционно-кочевнических подходов к построению государства.

Именно они в период Угедея имели наивысшее влияние в империи. Поэтому после окончания завоевания северного Китая начало нового похода ознаменовало для них получение новых военных трофеев и пленных. Думается, что джучиды воспользовались именно таким отношением других чингизидов и смогли провести решение о западном походе через курултай. Война шла на общих основаниях, однако завоеванные земли переходили в улус джучидов.

Несомненно, до курултая между чингизидами велись активные переговоры. То, что западный поход возглавил Бату, а не сыновья Угедея, это, безусловно, победа пока что семейной дипломатии джучидов. Ведь к руководству южных походов джучиды не были допущены. Скорее всего, джучиды апеллировали к «завещанию» Чингисхана. Но уступки со стороны сыновей Джучи тоже были. Например, участие других чингизидов в походе и соответственно, получение ими права и в дальнейшем получать налоги с покоренных земель.

Но взамен джучиды смогли расширить свои владения настолько, что их уровень взаимоотношений с центральной властью и другими чингизидами сразу же приобрел иной характер. Улус Джучи стал правым крылом империи, то есть государством в государстве. Он уже владел не только южно-сибирскими землями, а огромной территорией, куда входила Западная Сибирь, Восточная Европа, Причерноморье и прикаспийские земли.

Если посмотреть на состав чингизидов, то становится ясно, что это была победа джучидов: в поход были отправлены многие чингизиды, а общее руководство принадлежало Бату.

Тяжеловооруженные монгольские воины рядом с осадным орудием. Миниатюра из хроники Рашид ад-Дина. Илл. wikipedia.org

Непосредственно военные действия начались в 1236 году и закончились в 1242-м. Шесть лет для такого масштабного завоевания - это не так много. Следует признать, что поход был проведен блестяще и продуманно. Джучиды до западного похода, несомненно, вели и разведывательные сражения, собирали информацию об уграх (так называемых «восточных венграх») Западной Сибири и Урала, о кыпчаках, Волжской Булгарии, русских княжествах, Кавказе.

То, что среди чингизовичей во время западного похода имелись внутренние разборки, нужно рассматривать и как продолжение того отношения к джучидам, которое царило среди некоторых чингизидов в составе политической элиты Каракорума. Открыто пренебрежительное отношение Чагатая к Джучи, несомненно, перешло и к некоторой части чингизидов.

После смерти умеренного и более-менее нормально относящегося к джучидам Угедея в Каракоруме усилились их противники. Это, конечно же, насторожило джучидов. При такой ситуации, как нам кажется, ни в Каракоруме, ни сам Бату не думали о продолжении похода. Джучидам важно было как можно быстрее укрепиться на новых землях, создать институт власти и наладить отношения с завоеванными народами. Им было необходимо быстрее укрепить свои новые владения, ведь, придя к власти, их противники могли бы лишить их и новых земель, и жизни, и улуса. А центральной власти в Каракоруме было важно не допустить усиления джучидов, которые командовали в это время основной армией империи. Другие чингизиды поэтому и покинули действующую армию и отправились в Монголию и свои улусы. Данное обстоятельство тоже имеет прямое отношение к прекращению западного похода. Но благодаря этому они не смогли закрепить за своими домами новые территории.

Итак, роль Бату как главы семьи Джучи на курултае 1235 года была огромна. Именно он смог на совершенно ином уровне, нежели его отец, наладить отношения с другими чингизидами и, самое главное, с Великим каганом Угедеем. Думается, что после 1227 года Бату мог находиться в свите Угедея и периодически жить во дворе кагана. По крайней мере, он должен был поддерживать связь с каганом. Западный поход должен был принести новую добычу и территории другим чингизидам, однако новые завоеванные территории уже считались территорией Улуса Джучи.

Ильнур Миргалеев

При образовании Золотой Орды Джучиев улус был разделен между сыновьями Джучи в виде наследственных владений. Каждый из братьев Батыя, стоявший во главе улуса, считал себя государем своего улуса и не признавал над собой никакой власти. Тем не менее, в первый период существования Золотой Орды все же имелось условное единство всего Джучиева улуса.

Отсчет политической истории Улуса Джучи можно начинать с самого начала 1243 г., когда Ипатьевская летопись сообщила, что Бату "воротился есть изо Оугорь" (Венгрии) и когда великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

Первая ставка Батыя находилась в Болгаре, где вскоре возобновляется чеканка монет. Но в начале 40-х гг. XIII столетия по приказу хана разворачивается строительство новой столицы Улуса Джучи - города Сарая на Нижней Волге.

Таким образом, при правлении Батыя (1242 - 1256 гг.) начинается формирование нового государства. Но при нем Золотая Орда все еще оставалась зависимой от верховного главы всей Монгольской империи. Батый считался вассалом Менгу-каана и чеканил свои монеты от его имени. Даже своего преемника на престол, старшего сына Сартака, он просил утвердить в Каракоруме. 3, с.61 - 62

После смерти Батыя, на престол вступил Берке в 1258 г. Новый хан, как и его предшественник, стремился к полной самостоятельности. Когда в Каракоруме сменилась власть и кааном стал Хубилай, Берке отказался чеканить монеты с его именем, но еще и не ставил своего имени.

Превращению Улуса Джучи в независимое государство способствовало перенесение Хубилаем столицы монгольских ханов из Каракорума в Ханбалык (Пекин) в 1264 г. С этого момента связь между центральной администрацией империи и ее отдаленными областями-улусами практически прервалась. В Ханбалык уже не отсылали налоги, собранные с населения Улуса Джучи. Берке в пределах Золотой Орды провел перепись всего податного населения, в том числе в Булгарии. В русских княжествах появились баскаки - наместники хана, которые контролировали деятельность местных князей.

Юридическим и фактическим оформлением независимости Золотой Орды от великих ханов стала чеканка собственной монеты с титулом "правосудный великий хан" при Менгу-Тимуре (1266 - 1282 гг.). В это время он начинает выдавать ярлыки (повеления), в честности в 1267 г. Менгу-Тимур первый из ханов дает ярлык русскому духовенству, освободивший митрополита от целого ряда повинностей и урегулировавший взаимоотношения русской церкви с ханами Золотой Орды. Сохранился также ярлык хана на имя великого князя Ярослава Ярославича об открытии "пути" немецким купцам из Риги на беспрепятственный проезд рижан через Новгородскую землю в Золотую Орду.

Таким образом, с конца 60-х годов XIII века улус Джучи отделяется от общеимперского центра и становится самостоятельным государством. Для обозначения этого нового монгольского государства в сочинениях мусульманских авторов и текстах официальных документов на протяжении всего средневековья употреблялись различные названия. Вот неполный их перечень: улус Джучи, Дешт-и Кипчак, Кипчак, Дом Бату, страна Берке, Северное царство, Улуг улус, Токмак, Токмакский улус, Узбеково государство, Узбекский улус. В исследовательской же литературе оно известно под именем Золотой Орды.

"Царевичи", стоявшие во главе отдельных улусов - орд, при хане Узбеке сделались послушным оружием хана и ханской администрации. Исторические источники больше не сообщают о созыве курултаев. Вместо них созываются совещания при хане, в которых участвовали его ближайшие родственники, жены и влиятельные темники. 4, с.70

Совещания созывались и по семейным вопросам хана, и по вопросам управления государством. В последнем случае их передавал совет (диван), состоявший из четырех улусных эмиров, назначенных самим ханом. Из этих четырех эмиров, входивших в совет, более или менее ясно определена функция двух его членов - беклерибека (князь князей, старший эмир) и визиря, из них первый распоряжался военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д., второй - визирь - гражданскими делами государства.

Золотая Орда была феодальным государством, которым правил хан из династии чингизидов. Во время правления хана Узбека Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. Ибн Баттута, который побывал во многих странах и видел на своем веку много правителей, называл Узбека "одним из величайших и могущественнейших царей мира". При Узбеке государство стало централизованным, был создан управленческий аппарат, эффективно действовавший как в центре, так и на местах. Прежние улусы были преобразованы в области во главе с областными начальниками-эмирами.

Эмиры пользовались обширной полнотой власти в своих областях. На эти должности назначались обычно представители знатных родов феодальной аристократии, преимущественно из одной и той же фамилии, по наследству занимающие должность правителей областей.

Период правления хана Узбека - расцвет Золотой Орды, за которым следует период упадка при хане Джанибеке (1342 - 1357 гг.) и Бердибеке, который погиб в 1359 г. в результате заговора. С момента гибели Бердибека и до вступления на престол Тохтамыша в 1379 г., т.е. за 20 лет, в Орде сменилось более 25 ханов. Все это время шла ожесточенная борьба феодальных группировок за ханский престол. Связь между центральной администрацией в Сарае и окраинными землями государства настолько ослабла, что местные феодалы стали образовывать свои самостоятельные, независимые от ханов владения. А после кровопролитных междоусобных войн 1395 г. Золотая Орда перестала существовать как единое государство и на ее территории возникли независимые орды. 8, с.81

Однако, это еще не конец истории Улуса Джучи. Так как наиболее влиятельными на территории Улуса Джучи были позиции полководца Тимура-Кутлука, то именно его земли в этот период стали последним оплотом "умерающего" государства. После его смерти Идегей, зять Тохтамыша, сумел в последний раз объединить все улусы Золотой Орды в одно государство, сажая на трон ханов из рода Джучидов.

Последующая история Золотой Орды - это сплошные междоусобицы и нескончаемая борьба за власть, которые, в конечном счете, привели к гибели Идегея (1419 г.) и всего государства. Золотая Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, а также на Ногайскую Орду и Большую Орду. Так к середине XV века завершился окончательный распад Золотой Орды. 6, с.88

В нашем мире есть одна неопровержимая истина - ничто не вечно. У всего есть свое начало и конец. Все феодальные общества и средневековые государства прошли через период экономической раздробленности и распада. Золотая Орда не стала исключением. Нельзя забывать, что она была создана в результате завоевательных войн, и единство этого огромного по территории государства, включавшего в себя множество различных областей и народов, во многом держалось на административно-силовом принуждении.

Улус Джучи как великая евразийская империя (вторая после Тюркского каганата) просуществовала сравнительно недолгий период, а на фоне истории мировой цивилизации достаточно не значительный. Прогорев, как яркая свеча, империя оставила глубокий, не до конца изученный, отпечаток в мировой истории.

Медиафайлы на Викискладе

Золота́я Орда́ (также Улус Джучи - Страна Джучи, или тюрк. Улу Улус - Великая Страна, Великое Государство ) - средневековое многонациональное государство на землях центральной Евразии , которое объединило в своем составе множество разных племён, народов и стран.

В 1224-1266 годах находилась в составе Монгольской империи .

К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной - Большая Орда , прекратила существование в начале XVI века.

Название и границы

Название «Золотая Орда» впервые было употреблено в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история », когда самого единого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда » использовалось без прилагательного «Золотая ». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае.

В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус », с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус» ) или имени правителя («улус Берке» ), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке », «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой »). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак . Слово «орда » в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века). Сочетание «золотая орда » (перс. اردوی زرین ‎, Urdu-i Zarrin) в значении «золотой парадный шатёр » встречается в описании арабского путешественника применительно к резиденции хана Узбека .

В русских летописях слово «орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII-XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары» . В западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов », «Комания » или «держава татар », «земля татар », «Татария » . Китайцы называли монголов «татарами » (тар-тар) .

В современных языках, которые связаны ордынским старотатарским, Золотая Орда именуется: Олуг юрт/йорт (Большой дом, Родина), Олуг улус/олыс (Большая страна/округ, округ старшего), Дәшти кыпчак (Степь кипчаков) и т. д. Точно также если столичный город называется Баш кала (Главный город), то передвижную ставку называют Алтын урда (Золотой центр, шатёр, станица).

Границы Орды арабский историк Аль-Омари , живший в первой половине XIV века, определял так:

История

Бату-хан, средневековый китайский рисунок

Образование Улуса Джучи (Золотой Орды)

После смерти Менгу-Тимура в стране начался политический кризис, связанный с именем темника Ногая . Ногай, один из потомков Чингис-хана , занимал при Менгу-Тимуре пост беклярбека , второго по значению в государстве. Его личный улус находился на западе Золотой Орды (вблизи Дуная). Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Туда-Менгу (1282-1287) и Тула-Буги (1287-1291) ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю , Днестру , Узеу (Днепру).

При прямой поддержке Ногая на сарайский престол был посажен Тохта (1291-1312). Сначала новый правитель во всём слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1299 году поражением Ногая, и единство Золотой Орды было вновь восстановлено.

Расцвет Золотой Орды

Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Золотая Орда, г. Сарай-Бату. Керамика, надглазурная роспись, мозаика, позолота. Селитренное городище. Раскопки 1980-х. ГИМ

«Великая замятня»

С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. Это время в русских источниках получило название «Великая замятня».

Ещё при жизни хана Джанибека (не позже 1357 года) в Улусе Шибана был провозглашён свой хан Минг-Тимур . А убийство в 1359 году хана Бердибека (сына Джанибека) положило конец династии Батуидов, что стало причиной появления самых различных претендентов на сарайский престол из числа представителей восточных ветвей Джучидов. Воспользовавшись нестабильностью центральной власти, ряд областей Орды на какое-то время вслед за Улусом Шибана обрёл собственных ханов.

Права на ордынский престол самозванца Кульпы сразу же были подвергнуты сомнению зятем и одновременно беклярбеком убитого хана темником Мамаем . В итоге Мамай, приходившийся внуком Исатаю, влиятельному эмиру времён хана Узбека, создал самостоятельный улус в западной части Орды, вплоть до правого берега Волги . Не будучи Чингизидом , Мамай не имел прав на титул хана, поэтому ограничился должностью беклярбека при ханах-марионетках из рода Батуидов.

Ханы из Улуса Шибана, потомки Минг-Тимура, попытались закрепиться в Сарае. По-настоящему это им не удалось, правители менялись с калейдоскопической быстротой. Судьба ханов во многом зависела от благосклонности купеческой верхушки городов Поволжья, которая не была заинтересована в сильной ханской власти.

По примеру Мамая другие потомки эмиров также проявили стремление к самостоятельности. Тенгиз-Буга, тоже внук Исатая, попытался создать самостоятельный улус на Сырдарье . Восставшие против Тенгиз-Буги в 1360 году и убившие его Джучиды продолжили его сепаратистскую политику, провозгласив хана из своей среды.

Салчен, третий внук того же Исатая и в то же время внук хана Джанибека, захватил Хаджи-Тархан . Хусейн-Суфи, сын эмира Нангудая и внук хана Узбека, в 1361 году создал независимый улус в Хорезме . В 1362 году литовский князь Ольгерд захватил земли в бассейне Днепра .

Смута в Золотой Орде закончилась после того, как чингизид Тохтамыш при поддержке эмира Тамерлана из Мавераннахра в 1377-1380 годах сначала захватил улусы на Сырдарье , разгромив сыновей Урус-хана , а затем и престол в Сарае , когда Мамай вступил в прямой конфликт с Московским княжеством (поражение на Воже (1378)). Тохтамыш в 1380 году разгромил собранные Мамаем после поражения в Куликовской битве остатки войск на реке Калке .

Правление Тохтамыша

В правление Тохтамыша (1380-1395) прекратились смуты и центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию Золотой Орды. В 1382 году хан совершил поход на Москву и добился восстановления выплаты дани. После укрепления своего положения Тохтамыш выступил против среднеазиатского правителя Тамерлана , с которым ранее поддерживал союзные отношения. В итоге ряда опустошительных походов 1391-1396 годов Тамерлан разбил на Тереке войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке , разграбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.

Распад Золотой Орды

С шестидесятых годов XIV века, со времён Великой замятни, произошли важные политические перемены в жизни Золотой Орды. Начался постепенный распад государства. Правители отдалённых частей улуса приобрели фактическую самостоятельность, в частности, в 1361 году обрёл независимость Улус Орда-Эджена . Однако, до 1390-х годов Золотая Орда ещё оставалась более или менее единым государством, но с поражением в войне с Тамерланом и разорением экономических центров начался процесс распада, ускорившийся с 1420-х годов.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство , в 1428 - Узбекское ханство , затем возникли Казанское (1438), Крымское (1441) ханства, Ногайская Орда (1440-е) и Казахское ханство (1465) . После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.

Главным среди джучидских государств формально продолжала считаться Большая Орда . В 1480 году Ахмат , хан Большой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III , но эта попытка окончилась неудачно, и Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига . В начале 1481 года Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. При его детях , в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование.

Государственное устройство и административное деление

Согласно традиционному устройству кочевых государств, Улус Джучи после 1242 года разделился на два крыла: правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Бату . Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Бату назывался Белой Ордой (Ак Орда) . Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, донские и днепровские степи, Крым. Центром его был Сарай-Бату .

Крылья, в свою очередь, делились на улусы, которыми владели другие сыновья Джучи. Первоначально таких улусов было около 14-ти. Плано Карпини , совершивший путешествие на восток в 1246-1247 годах, выделяет в Орде следующих лидеров с указанием мест кочевий: Куремсу на западном берегу Днепра, Мауци на восточном, Картана , женатого на сестре Бату, в донских степях, самого Бату на Волге и двух тысячников по двум берегам Джаика (река Урал). Берке владел землями на Северном Кавказе, но в 1254 году Бату забрал эти владения себе, приказав Берке передвинуться к востоку от Волги .

Первое время улусное деление отличалось неустойчивостью: владения могли передаваться другим лицам и менять свои границы. В начале XIV века хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками) . Главным улусбеком был беклярбек . Следующим по значению сановником являлся визирь . Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся сановники. Данные четыре области делились на 70 мелких владений (туменов), во главе с темниками .

Улусы делились на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, что зависело от ранга владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) .

Столицей Золотой Орды при Бату стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани); в первой половине XIV века столицу перенесли в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255-1266) близ современного Волгограда). При хане Узбеке Сарай-Берке переименовали в Сарай Ал-Джедид.

Армия

Подавляющей частью ордынского войска являлась конница , использовавшая в бою традиционную тактику ведения боя мобильными конными массами лучников. Её ядром были тяжеловооружённые отряды, состоявшие из знати, основой которых была гвардия ордынского правителя. Помимо золотоордынских воинов, ханы набирали в войско солдат из числа покорённых народов, а также наёмников из Поволжья , Крыма и Северного Кавказа . Основным оружием ордынских воинов был сложноставной лук восточного типа, которым ордынцы пользовались с большим мастерством. Широко распространены были и копья , применявшиеся ордынцами во время массированного копейного удара, следовавшего за первым ударом стрелами. Из клинкового оружия наиболее популярными были палаши и сабли . Распространено было и ударно-дробящее оружие: булавы , шестопёры , чеканы , клевцы , кистени .

Среди ордынских воинов были распространены ламеллярные и ламинарные металлические панцири, с XIV века - кольчуги и кольчато-пластинчатые доспехи . Самым распространённым доспехом был хатангу-дегель, усиленный изнутри металлическими пластинами (куяк). Несмотря на это, ордынцы продолжали пользоваться ламеллярными панцирями. Пользовались монголы и доспехами бригантинного типа . Получили распространение зерцала , ожерелья , наручи и поножи . Мечи практически повсеместно были вытеснены саблями . С конца XIV века на вооружении появляются пушки. Ордынские воины стали применять также полевые укрепления, в частности, большие станковые щиты -чапары . В полевом бою они также использовали некоторые военно-технические средства, в частности, арбалеты .

Население

В Золотой Орде происходил этногенез волжских , крымских , сибирских татар . Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов , каракалпаков и ногайцев .

Города и торговля

На землях от Дуная до Иртыша археологически зафиксированы 110 городских центров с материальной культурой восточного облика, расцвет которых пришёлся на первую половину XIV в. Общее же число золотоордынских городов, по всей видимости, приближалось к 150. Крупными центрами главным образом караванной торговли были города Сарай-Бату , Сарай-Берке , Увек , Булгар , Хаджи-Тархан , Бельджамен , Казань , Джукетау , Маджар , Мохши , Азак (Азов), Ургенч и др.

Торговые колонии генуэзцев в Крыму (капитанство Готия) и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном , тканями и льняным холстом , оружием , женскими украшениями, ювелирными изделиями, драгоценными камнями , пряностями , ладаном , мехами, кожей, мёдом, воском , солью , зерном , лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом и рабами .

Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу , так и в Среднюю Азию , Индию и Китай . Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран , проходили по Волге . Через волгодонскую переволоку была связь с Доном и через него с Азовским и Чёрным морем.

Внешние и внутригосударственные торговые отношения обеспечивались выпускаемыми деньгами Золотой Орды: серебряными дирхемами , медными пулами и сумами .

Правители

В первый период правители Золотой Орды признавали главенство великого каана Монгольской империи.

Ханы

  1. Менгу-Тимур (1269-1282), первый хан Золотой Орды, независимой от Монгольской империи
  2. Туда Менгу (1282-1287)
  3. Тула Буга (1287-1291)
  4. Тохта (1291-1312)
  5. Узбек-хан (1313-1341)
  6. Тинибек (1341-1342)
  7. Джанибек (1342-1357)
  8. Бердибек (1357-1359), последний представитель рода Бату
  9. Кульпа (август 1359-январь 1360), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
  10. Науруз-хан (январь-июнь 1360), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
  11. Хизр-хан (июнь 1360-август 1361), первый представитель рода Орда-Эджена
  12. Тимур-Ходжа-хан (август-сентябрь 1361)
  13. Ордумелик (сентябрь-октябрь 1361), первый представитель рода Тука-Тимура
  14. Кильдибек (октябрь 1361-сентябрь 1362), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
  15. Мурад хан (сентябрь 1362-осень 1364)
  16. Мир Пулад (осень 1364-сентябрь 1365), первый представитель рода Шибана
  17. Азиз шейх (сентябрь 1365-1367)
  18. Абдуллах-хан (1367-1368)
  19. Хасан-хан (1368-1369)
  20. Абдуллах-хан (1369-1370)
  21. Мухаммед Булак-хан (1370-1372), при регентстве Тулунбек-ханум
  22. Урус-хан (1372-1374)
  23. Черкес-хан (1374-начало 1375)
  24. Мухаммед Булак-хан (начало 1375-июнь 1375)
  25. Урус-хан (июнь-июль 1375)
  26. Мухаммед Булак-хан (июль 1375-конец 1375)
  27. Каганбек (Айбек-хан) (конец 1375-1377)
  28. Арабшах (Кары-хан) (1377-1380)
  29. Тохтамыш (1380-1395)
  30. Тимур Кутлуг (1395-1399)
  31. Шадибек (1399-1407)
  32. Пулад-хан (1407-1411)
  33. Тимур-хан (1411-1412)
  34. Джалал ад-Дин-хан (1412-1413)
  35. Керимберды (1413-1414)
  36. Чокре (1414-1416)
  37. Джаббар-Берди (1416-1417)
  38. Дервиш-хан (1417-1419)
  39. Улу Мухаммед (1419-1423)
  40. Барак-хан (1423-1426)
  41. Улу Мухаммед (1426-1427)
  42. Барак-хан (1427-1428)
  43. Улу Мухаммед (1428-1432)
  44. Кичи-Мухаммед (1432-1459)

Беклярбеки

См. также

Примечания

  1. Zahler, Diane. The Black Death (Revised Edition) (неопр.) . - Twenty-First Century Books (англ.) русск. , 2013. - С. 70. - ISBN 978-1-4677-0375-8 .
  2. В.Д. Димитриев, С.А. Краснов. Болгарская земля // Электронная Чувашская энциклопедия. - Дата обращения: 25.01.2020.
  3. Габдельганеева Г. Г. История татарской книги: от истоков до 1917 г . - Directmedia, 2015. - С. 29. - 236 с. - ISBN 9785447536473 .
  4. Золотая Орда . - Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, 2007. - С. 56. - 247 с. - ISBN 9789965081316 .
  5. ДОКУМЕНТЫ->ЗОЛОТАЯ ОРДА->ПИСЬМА ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ХАНОВ (1393-1477)->ТЕКСТ
  6. Григорьев А. П. Официальный язык Золотой Орды XIII-XIV вв.//Тюркологический сборник 1977. М, 1981. С.81-89."
  7. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - 703 с., илл. ISBN 0-9530650-3-0
  8. Фасеев Ф. С. Старотатарская деловая письменность XVIII в. / Ф. С. Фасеев. – Казань: Тат. кн. издат., 1982. – 171 с.
  9. Хисамова Ф. М. Функционирование старотатарской деловой письменности XVI-XVII вв. / Ф. М. Хисамова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. – 154 с.
  10. Письменные языки мира, Книги 1-2 Г. Д МакКоннелл, В. Ю. Михальченко Академия, 2000 Стр. 452
  11. III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания: (Казань, 23-25 мая 2006 года) : труды и материалы, Том 2 Стр. 88 и Стр. 91
  12. Введение в изучение тюркских языков Николай Александрович Баскаков Высш. школа, 1969
  13. Татарская энциклопедия: К-Л Мансур Хасанович Хасанов, Мансур Хасанович Хасанов Ин-т Татарской энциклопедии, 2006 Стр. 348
  14. История татарского литературного языка: XIII-первая четверть XX в Институт языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) имени Галимджана Ибрагимова Академии Наук Республики Татарстан изд-во Фикер, 2003
  15. http://www.mtss.ru/?page=lang_orda Э. Тенишев Язык межнационального общения золотоордынской эпохи
  16. Атлас истории Татарстана и татарского народа М.: Издательство ДИК, 1999. - 64 с.: илл., карт. под ред. Р. Г. Фахрутдинова
  17. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.
  18. Ракушин А. И. Монгольские племена Улуса Джучи // Монголы на Волге / Л. Ф. Недашковский. - Саратов: Техно-Декор. - С. 10-29. - 96 с.
  19. Золотая Орда Архивная копия от 23 октября 2011 на Wayback Machine
  20. Почекаев Р. Ю. Правовое положение Улуса Джучи в Монгольской империи 1224-1269 гг. (неопр.) (недоступная ссылка) . - Библиотека «Центральноазиатского исторического сервера». Дата обращения 17 апреля 2010. Архивировано 8 августа 2011 года.
  21. См.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. - М. : Наука, 1985.
  22. Султанов Т. И. Как улус Джучи стал Золотой Ордой .
  23. Мэн-да бэй-лу (полное описание монголо-татар) Пер. с кит., введ., коммент. и прил. Н. Ц. Мункуева. М., 1975, с. 48, 123-124.
  24. В. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Орды (стр. 215), арабский текст (стр. 236), русский перевод (Б. Греков и А. Якубовский. Золотая Орда, стр. 44).

7 488

Результатом монгольских завоеваний стало создание огромной империи, простиравшейся от Китая и до границ Западной Европы, от Сибири и до стран Ближнего Востока Естественно, что такое государство, построенное к тому же на крови, долго существовать не могло, оно распадается на так называемые улусы (народ, данный в удел, владение).

Нас больше всего интересует улус Джучи - старшего сына Чингисхана. Это было одно из крупнейших государств Средневековья: граница его простиралась от Дуная по территории Северного Причерноморья, по пограничью с русскими землями, по среднему Поволжью переваливала за Урал, затем охватывала значительную часть Западной Сибири, поворачивала на запад где-то в районе Приаралья. Затем через Каспий и по Кавказскому хребту граница через Крым возвращалась к Дунаю. Все государство делилось на правое крыло - Ак-Орду (Белую Орду) и левое - Кок-Орду (Синюю). Во главе первой был сам Бату, а вторую возглавлял его брат Орда. Ханы Кок-Орды сохраняли по отношению к ханам Ак-Орды определенную политическую зависимость. С конца XIII в. за государством в целом закрепилось название «Орда». Лишь в XVI в. в письменных источниках появляется понятие «Золотая Орда», хотя, по мнению В. Л. Егорова, в разговорной речи оно могло бытовать уже в XIV в.

Со временем вместо членения территории на два крыла появились четыре «усложненных» улуса во главе с улусбеками. При Бату была заложена столица государства - Сарай в низовьях Волги, организована ямская связь между всеми улусами, утверждены и распределены налоги и повинности. «Изумительную власть над всеми» имели ханы, которые большую часть года проводили в кочевой ставке в окружении своих жен и огромного числа придворных. Делами правления занимались многочисленные чиновники, высшими среди которых были беклярибек (бек над беками) и везир. В руках везира была сосредоточена высшая исполнительная власть, центральный орган которой назывался диваном (перс. - канцелярия, присутственное место), состоявшим из нескольких палат во главе с секретарями, ведавшими определенными сферами финансовой, налоговой, торговой и внутриполитической жизни.

В государстве были города, возникавшие, прежде всего, в силу административных потребностей и не имевшие укреплений, так как монголы были уверены в своей «неприкосновенности». Некоторые города существовали до прихода монголов, а затем были восстановлены ими после разгрома; другие были основаны самими монголами. Крупнейшим городом не только Орды, но и Европы был Сарай, расположенный на Волге, неподалеку от современной Астрахани. Это был центр ремесленного производства и транзитной торговли на пути из Китая в Европу.

На территории Орды находились итальянские колонии, принадлежавшие Генуе и Венеции, разбросанные по восточному побережью Азовского и Черного морей. Административным центром их был город Кафа (Феодосия) на Южном берегу Крыма.

Орда отличалась сложным этническим составом (здесь жили потомки многих народов, завоеванных в свое время монголами: половцы, аланы, славяне и т. д.). Надо отметить достаточно высокую культуру, ставшую своего рода симбиозом культур завоеванных народов.

Первые ордынские ханы были язычниками и отличались веротерпимостью. В первой половине XIV в. начинает распространяться ислам, ставший официальной государственной религией. Это способствовало усилению контактов с мусульманским миром и увеличивало число «восточных» черт в облике государства и его культуре.

Продолжение монгольских походов. Оставив после себя на территории Волжской Булгарии дымящиеся развалины, монгольские войска двинулись на земли кыпчаков и других степных народов, буртасов, мордвы, чуваш, марийцев и покорили их. Тогда же, осенью 1237 г., они устремились на Северо-Восточную Русь. Самостоятельные к тому времени, но маломощные русские княжества (с 30-х гг. XII в. на Руси наступил период феодальной раздробленности) не смогли остановить нашествие. Князья постоянно враждовали друг с другом, и монголы разбили их поодиночке сравнительно быстро. В 1237-1238 гг. были разгромлены Рязанское, Владимирское княжества, около 20 русских городов. Затем удар был нанесен по Юго-Западной Руси. В 1239-1240 гг. пали Черниговское, Переяславское, Киевское, Галицко-Волынское княжества. После недолгой осады и сильного штурма воины Батыя захватили Киев, который был разграблен так же беспощадно, как и столица Булгарии Бил яр.

После покорения русских земель монгольские войска направились в Центральную и Южную Европу. Выйдя к берегам Адриатики, Батый получил известие о смерти каана (великого хана) Угедея. Он вынужден был прекратить военные действия, и поспешил вернуться в столицу Монгольской империи Каракорум, чтобы принять участие в курултае по выборам нового каана.

В конце 1241 начале 1242 гг. войска Батыя оста­новились на Нижней Волге, в Половецких степях (Деш-ти Кыпчак). Часть войск ушла в Монголию. Батый же решил остаться на Волге: держать в покорности завоеванные земли издалека было невозможно.

Улус Джучи: от основания к самостоятельному государству. Здесь, в Половецких степях, постепенно складывалось государство, которое широко известно сейчас под именем Золотая Орда. Но такое название появилось лишь в XVI в. Во времена же существования этого государства его называли Улусом Джучи по имени старшего сына Чингисхана. Часть земель, покоренных еще при его жизни (обширные области в окрестностях озера Балхаш и Аральского моря, Южная Сибирь), Чингисхан отдал Джучи в качестве удела (улуса). Старшему сыну он завещал и земли пока еще не завоеванной Восточной Европы, до тех пределов, «куда успеют дойти копыта татарских коней». Однако Джучи умер в 1227 г. и после его смерти эти земли покоряет уже его сын, внук Чингисхана Батый. Он и создает государство, названное именем своего отца.

Первая ставка Батыя находилась в Болгаре, где вскоре возобновляется чеканка монет. Сюда начинают приходить русские, армянские, булгарские князья, чтобы получить владетельный престол. В начале 40-х гг. XIII столетия по приказу хана разворачивается строи­тельство новой столицы Улуса Джучи города Сарая на Нижней Волге.


Таким образом, при правлении Батыя (1242-1256 гг.) начинается формирование нового государства. Но при нем Золотая Орда все еще оставалась зависимой от верховного главы всей Монгольской империи. Батый считался вассалом Менгу-каана и чеканил свои монеты от его имени. Даже своего преемника на престол, старшего сына Сартака, он просил утвердить в Каракоруме.

В 1258 г. на престол вступил Берке, кандидатура которого была поддержана мусульманскими купцами и монгольской аристократией в Сарае. Берке еще при жизни Батыя принял ислам и скоро начался переход правящей верхушки от шаманства к му­сульманству.

Новый хан, как и его предшественник, стремился к полной самостоятельности. Когда в Каракоруме сменилась власть и кааном стал Хубилай, Берке отказался чеканить монеты с его именем, но еще и не ставил своего имени.

Превращению Улуса Джучи в независимое государ­ство способствовало перенесение Хубилаем столицы мон­гольских ханов из Каракорума в Ханбалык (Пекин) в 1264 г. С этого момента связь между центральной администрацией империи и ее отдаленными областями-улусами практически прервалась. В Ханбалык уже не отсылали налоги, собранные с населения Улуса Джучи. Берке в пределах Золотой Орды провел перепись всего податного населения, в том числе в Булгарии. В русских княжествах появились баскаки. Это были наместники хана, которые контролировали деятельность местных князей.

Фактически Золотая Орда стала независимым государством. Но свою полную независимость она закрепила при Менгу-Тимуре (1266-1282 гг.). Этот хан впервые начал чеканить монеты со своим именем.

Территория и население. Ханы Джучиева Улуса вла­дели огромной территорией. Она охватывала почти половину Азии и Европы от Иртыша на востоке до Днестра и Дуная на западе; на севере его территория включала в себя русские, булгарские, мордовские, марийские и удмуртские земли, на юге доходила до Арала, Каспия,

Азовского и Черного морей. Русские княжества в Улус Джучи не входили, но были от него в сильной зависимости. Великие князья получали ханские ярлыки на княжение, платили дань.

В Улусе Джучи проживали разные народы. Большей частью они занимались кочевым скотоводством. Некоторые народы, например, булгары, народы Крыма и Хорезма, вели оседлый образ жизни.

Сами монголы составляли меньшинство населения не более 300 тысяч человек. Часть из них ушла обратно в Монголию, а другая часть, смешавшись с местным, преимущественно кыпчакским населением, отюречилась. Вот что отмечал по этому поводу арабский писатель XIV в. ал-Омари: «В древности это -государство (Золотая Орда. Ф.Х.) было страною кыпчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (монголы) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), все они стали точно кыпчаки, как будто они одного (с ними) рода». Другой арабский писатель XIV в., Ибн Баттута, побывавший в Золотой Орде, называл всех подданных монгольского хана тюрками. Он подчеркивал, что эти подданные разговаривают на тюркском языке, подразумевая под ним кыпчакский (половецкий) язык. Знающие люди того времени советовали иностранным купцам, едущим в Золотую Орду, нанять переводчика и слуг с хорошим знанием кыпчакского языка. Характерно, что в 1303 г. в Италии был составлен «Кодекс куманикус» («Половецкий словарь») в качестве руководства для венецианских купцов.

Улус Джучи был создан монгольскими ханами. Монголов же в Европе называли татарами, этот этноним и перешел на население Золотой Орды. Со временем, мно­го столетий спустя, он закрепился за булгарами. Однако современные татары, особенно поволжские, обязаны своим происхождением не монголам, а булгарам и кыпчакам. К монгольским завоевателям они не имеют никакого отношения.

Хан Узбек (1312-1342 гг.). Во время правления хана Узбека Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. Ибн Баттута, который побывал во многих странах и видел на своем веку много правителей, называл Узбека «одним из величайших и могущественнейших царей мира». При Узбеке государство стало централизованным, был создан управленческий аппарат, эффективно действовавший как в центре, так и на местах.

Золотая Орда была феодальным государством, которым правил хан из династии чингизидов. Еще в период образования Джучиев улус был разделен между 14 сыновьями Джучи (братьями Батыя). Все эти сыновья в качестве наследственных владений, уделов получили обширные земли.

Государственное управление. Каждый царевич, стоявший во главе отдельного улуса, считал себя почти самостоятельным государем. Но все они в то же время признавали единую власть хана главы государства. Царевичи несли определенную повинность в пользу хана и служили ему, главным образом, в качестве воинов (военачальников), принимали участие в курултаях, помогали в общегосударственных делах.

Совещательным органом при хане был диван, в него входили улусные эмиры, ближайшие родственники хана и военачальники. Везир выполнял функции главы правительства и держал под своим контролем государственную казну. Беклерибек заведовал всеми военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д. В подвластных областях правили представители центральной администрации, наместники хана баскаки, а также даруги, которые ведали сбором налогов и следили за своевременным выполнением других повинностей. В ханских ярлыках упоминаются и более мелкие должности, в том числе ильчи (посол), тамгачи (таможенник), ямчи (ямщик, почтовик) и другие.

Экономика в период расцвета Золотой Орды . Могущество Золотой Орды основывалось на развитой экономике. Разрушенные города и села в оседлых областях были в относительно короткие сроки восстановлены. Одним из экономически сильных регионов стал Булгарский улус. Он обеспечивал население страны не только качественным хлебом, но и ремесленными изделиями. Из Болгара, Хорезма были привезены в нижневолжские города опытные мастера. С их участием строилась столица государства город Сарай, налаживалось в нем ремесленное производство.

На основных землях Улуса Джучи развивалось кочевое скотоводство. Кочевники «очень богаты скотом, писал современник Плано Карпини, верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире».

Но главной отраслью хозяйства, приносившей в ханскую казну баснословные доходы, была торговля, особенно внешняя. Еще при правлении хана Токты, в 1311-1312 гг., была проведена денежная реформа. Сарайский дирхем стал единой, устойчивой по весу и курсу монетой. Он господствовал не только в Золотой Орде, но и в сопредельных государствах.

Узбек установил порядки, максимально благоприятствующие развитию торговли. Торговые пути были безопасны, хорошо организованы, таможенные пошлины не очень высокие. Внешняя торговля велась по двум транспортным магистралям: Великому шелковому пути и Великому Волжскому пути. Первый связывал Восток с Западом, второй южные области Золотой Орды с северными. Вдоль этих двух дорог, прежде всего, по Волге, находилась основная часть городов. Торговля велась не только с русскими княжествами и Болгаром, но и с Китаем, Индией, Средней Азией, Кавказом, странами Средиземноморья.

Религиозная политика Узбека. При хане Узбеке ислам стал государственной религией. Если с конца 60-х гг. XIII в. мусульманство стала принимать ордынская знать, то теперь ислам охватил основную часть населения. Вместе с тем в Золотой Орде существовала терпимость по отношению ко всем религиям. Свободно чувствовали себя в стране и язычники, и мусульмане, и христиане. Разнородная Золотая Орда не могла бы существовать без религиозного мира.

Веротерпимость золотоордынских правителей восходила к временам Чингисхана. Основатель Монгольской империи, будучи язычником, «не придерживался какой-либо религии, не выделял ни одну веру среди других и не оказывал предпочтения какой-то одной» (Джувейни). В период Золотой Орды не испытывала утеснений Русская православная церковь. Православное духовенство сохранило все земли и привилегии, не платило дань. Надругательство над православной верой подлежало строгому наказанию. В ярлыке Менгу-Тимура, выданном одному из русских митрополитов, говорилось: «А кто веру их похулит или ругается, тот ничем не из­винится и умрет злою смертию». В Сарае была образована русская епископия. В начале XIV столетия в Золотой Орде существовало 12 францисканских монастырей.

Благодаря успехам экономики, относительному спокойствию на обширных просторах империи, достигнутому во многом силой оружия, хорошо налаженной системе управления, веротерпимости среди населения, годы правления Узбека вошли в историю как период расцвета и могущества Золотой Орды.