Требования валютного контроля. Перевод на банковскую карту зарубежных стран Правила осуществления переводов в иностранной валюте

Российские банки с самого начала формирования российской банковской системы осуществляли переводы без открытия счёта по поручению физических лиц. Первоначально это выражалось в оплате налоговых и коммунальных платежей. Однако с развитием расчётно-кредитных взаимоотношений в обществе постепенно появлялись и реализовывались потребности в расчётах, не связанных с уплатой обязательных платежей. Но, несмотря на возросший на такого рода расчёты, в нормативной базе не уделялось им должного внимания. Только в 1997 году Банк России издал Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов (от 27 августа 1997 г. № 508). Как следует из названия, целью данного Порядка было регулирование валютных операций, в то время как подобные операции, проводимые в рублях (и по территории России), оставались в тени. Отчасти это было объяснимо повышенным вниманием к трансграничным операциям как более «рисковой» сфере деятельности, особенно в тот жёсткого валютного регулирования. И только в 2003 году издаётся Положение Банка России «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации» (от 1 апреля 2003 г. № 222-П), в котором должное место уделено переводам без открытия счёта, как порядку их проведения, так и учёту.

Тем не менее основная вопросов, возникающих у банков в связи с проведением расчётов без открытия счёта, связана с осуществлением валютных операций. С одной стороны, это объясняется недостаточной проработанностью деталей подобных переводов в нормативной базе. С другой - тем пристальным вниманием к подобным операциям, которое им до сих пор уделяется со стороны надзорных органов (несмотря на либерализацию валютного законодательства). Далее будет рассмотрен ряд наиболее острых из таких вопросов и отражены возможные пути их решения. Основой для выработки того или иного подхода к решению являлись разъяснения Банка России и его территориальных учреждений (в том числе адресные), а также обсуждение данных проблем в прессе и сети Интернет, в том числе на банковском сайте www.сайт.

Для начала определим основные моменты, которые присущи переводам без открытия счёта. Прежде всего, такие переводы могут проводиться только физическими лицами. Такой вывод следует из статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которая относит к банковским операциям «осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)». Следовательно, подобные переводы не могут использоваться в целях осуществления предпринимательской деятельности. Грань «предпринимательство (непредпринимательство)» всегда была достаточно условна и продолжает вызывать массу вопросов при классификации операций клиента. Гражданский определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2). Пункт 4 статьи 23 ГК РФ отнёс определение факта осуществления предпринимательской деятельности к компетенции суда. Таким образом, при осуществлении физическими лицами операций банк до решения суда в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ обязан исходить из того, что все операции, совершаемые клиентом как физическим лицом, не относятся к предпринимательской деятельности.

Второй немаловажный момент - счёт, через который принимаются и выплачиваются переводы клиентов. Он не является счётом клиента в смысле главы 45 ГК РФ, на него не заключается договор банковского счёта, и к нему не применяются условия банковского счёта клиента. По своей сути это счёт банка. Именно поэтому не имеет безусловной выплатить перевод с данного счёта по первому требованию (обращению) клиента. Этот момент важен при проведении процедур антилегализации, в частности приостановлении операций клиента (в соответствии с письмом ЦБ РФ от 13 июля 2005 г. № 97-Т).

И наконец, необходимо определить, какие же операции являются валютными в смысле Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Исходя из части 9 статьи 1 и части 3 статьи 14 к таким операциям в части осуществления переводов относятся:

· переводы между резидентами и нерезидентами как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации;

· переводы между резидентами в иностранной валюте;

· переводы между нерезидентами как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации;

· трансграничные переводы (из Российской Федерации и в Российскую Федерацию) как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации.

Валютное довольно либерально подходит к осуществлению переводов без открытия счёта. Так, физическим лицам - резидентам дано право (часть 3 статьи 14):

«5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода».

Банк России не замедлил воспользоваться своим правом и Указанием от 30 марта 2004 г. № 1412-У установил, что «при осуществлении валютных операций физическое - имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счёта в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода». При этом «общая переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счёта, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать сумму, установленную настоящим пунктом». Ограничений по получению в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов Банк России не установил.

Несмотря на, казалось бы, однозначную трактовку приведённого положения, Банк России и его территориальные учреждения не раз повторяли его в своих разъяснениях, появившихся вскоре после вступления в силу основных норм нового валютного законодательства летом 2004 года. Эти разъяснения сводились к следующему:

1) ограничения по сумме перевода физическим лицом - резидентом установлены только для совершения переводов без открытия счёта. При осуществлении переводов валюты со счетов, открытых в уполномоченном банке, названные суммовые отсутствуют (ст. 6 закона № 173-ФЗ);

2) общая сумма переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счёта, осуществляемых через уполномоченный в течение одного операционного дня, не должна превышать в эквиваленте 5000 долл. США. Исключений по увеличению суммы перевода без открытия счёта при предоставлении подтверждающих документов не предусмотрено.

Отсутствие прямого требования подтверждающих документов при проведении переводов без открытия счёта стало относительно новым и непривычным для российских банков. Настолько непривычным, что Банк России в своём информационном письме от 31 августа 2004 г. № 29 отдельно остановился на этом моменте: «При осуществлении вышеуказанных переводов требование представления физическими лицами - резидентами в уполномоченный документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, а также документов о происхождении наличной иностранной валюты нормативными актами Банка России не установлено. Таким образом, могут осуществлять указанные переводы физических лиц - резидентов без представления последними подтверждающих документов и документов о происхождении наличной иностранной валюты. При этом уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций».

Таким образом, право требования документов при проведении физическими лицами - резидентами трансграничных переводов без открытия счёта, а также объём этих требований отданы на самим банкам. Более того, валютное для переводов без открытия счёта не устанавливает ограничений по получателю средств (на свой счёт, счёт другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации), целям перевода (любые цели), валюте перевода (любая валюта, в эквиваленте не превышающая 5000 долл. США). Также действующим валютным законодательством не установлено ограничений в части выбора валюты для выплат сумм переводов, поступивших из-за границы. Перевод может быть выплачен в любой наличной валюте по выбору клиента, в том числе отличной от валюты перевода.

Необходимо сказать о переводах в валюте Российской Федерации, поступающих в пользу резидентов без открытия счёта. Согласно пункту 9 «б» части 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ, такие переводы являются валютной операцией. При этом валютное законодательство Российской Федерации не распространяется на действия отправителя (резидента или нерезидента) денежных средств из-за границы в Российскую Федерацию. В то же время получить в Российской Федерации перевод, поступивший из-за границы без зачисления на счёт в банке, физические лица - резиденты имеют право только в соответствии с частью 3 статьи 14 закона.

Отдельно следует остановиться на переводах без открытия счёта между резидентами. Хотя пункт 5 части 3 статьи 14 закона № 173-ФЗ и не содержит ограничений по субъектному составу получателей перевода, немало вопросов вызывала часть 1 статьи 9, в которой приводился закрытый перечень валютных операций, разрешённых к проведению между резидентами. На момент вступления в действие основных положений закона эта статья не содержала (вербально) разрешения на проведение валютных расчётов между резидентами, а часть 3 статьи 14, на которую она ссылалась, не прописывала разрешения на получение перевода без открытия счёта. Это создавало препятствие в случае выплаты резидентам переводов, поступивших без открытия счёта, при невозможности определения статуса отправителя (резидент - нерезидент). Законом от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ, внёсшим изменения и дополнения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», ситуация была исправлена: в статьи 9 и 14 были внесены необходимые дополнения.

Логика законодательства в данном случае соблюдается. По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, за исключением прямо предусмотренных статьёй 9. Пункт 1 части 1 статьи 9 закона предусматривает возможность проведения валютных операций между резидентами, которые установлены частью 3 статьи 14. В части 3 статьи 14 определён исчерпывающий перечень валютных операций, которые имеют право осуществлять только физические лица - резиденты без использования банковских счетов, в том числе путём осуществления переводов без открытия счёта. Таким образом, физические лица - резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счёта в иностранной валюте на территории Российской Федерации в адрес резидентов по валютным операциям, перечисленным в части 3 статьи 14 закона (фактически это переводы в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам, их завещание и получение по праву наследования).

Следующим моментом, которому в валютном законодательстве уделено недостаточно внимания, являются переводы без открытия счёта по территории Российской Федерации. В этом отношении целесообразно обратиться к абзацу второму части 2 статьи 5 закона № 173-ФЗ, определяющему, что «если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счёта) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений...»

Принимая во внимание, что переводы между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте или валюте Российской Федерации являются валютными операциями, физические лица - резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счёта в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации в адрес нерезидентов по валютным операциям, перечисленным в части 3 статьи 14 закона. При этом валютным законодательством не установлено ограничений по суммам таких переводов. Не следует забывать, что операция по переводам валюты Российской Федерации по территории Российской Федерации между резидентами не является валютной операцией и не регулируется валютным законодательством Российской Федерации.

Немало вопросов вызывают переводы нерезидентов без открытия счёта в валюте Российской Федерации. В этой связи необходимо опять же отметить, что валютное законодательство не содержит ограничений на осуществление физическими лицами - нерезидентами переводов иностранной валюты или валюты Российской Федерации, как трансграничных, так и по Российской Федерации. Нет в нём и ограничений на получение физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, переведённой в их пользу без открытия счёта.

Однако не всё так просто. Ряд юристов придерживается следующих позиций в трактовке норм валютного законодательства: в отношении валютных операций между нерезидентами и резидентами действует принцип «разрешено всё, что не запрещено», в отношении валютных операций между резидентами действует принцип «запрещено всё, что не разрешено», в отношении же валютных операций между нерезидентами действует принцип «разрешено то, что прямо предписано».

Следуя этим путём, можно прийти к противоположному выводу в отношении прав нерезидентов на совершение переводов в валюте Российской Федерации. Так, отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа на основании пункта 9 «в» части 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ относится к валютным операциям. Статья 2 закона определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации. Часть 2 статьи 5 закона определяет границы действий субъектов валютных правоотношений в том случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с законом № 173-ФЗ.

Таким образом, положения части 2 статьи 5 разрешают участникам валютных операций проводить без ограничений только те валютные операции, порядок осуществления которых должен быть установлен органом валютного регулирования. Они не позволяют участникам валютных операций проводить без ограничений те валютные операции, порядок осуществления которых вообще не определён законом № 173-ФЗ. На основании вышеизложенного получается, что совершение нерезидентом валютной операции, связанной с перечислением валюты Российской Федерации в адрес другого нерезидента, валютное законодательство не допускает.

Отрадным является тот факт, что Банк России не последовал такой логике трактовки валютного законодательства и в своих разъяснениях определил, что как раз на основании части 2 статьи 5 закона № 173-ФЗ физические лица - нерезиденты могут без ограничений осуществлять переводы в валюте Российской Федерации без открытия банковского счёта, а также с использованием банковских счетов (за исключением операций, перечисленных в пункте 4.1 Инструкции ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов», которые осуществляются с использованием специальных банковских счетов нерезидентов).

Многие банки в этой связи «спотыкаются» о статью 10 закона № 173-ФЗ (ч. 1 и 3):

«1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьёй 13 настоящего Федерального закона».

В данном случае необходимо различать запрет на проведение операции от гарантии (декларировании права) проведения операции. В этом смысле статья 10 не содержит ограничений по осуществлению нерезидентами переводов без открытия счетов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации по территории Российской Федерации и из Российской Федерации. При этом требование части 3 статьи 10 о соблюдении порядка проведения валютных операций через счета нерезидентов в уполномоченных банках в соответствии со статьёй 13 закона распространяется только на валютные операции, которые проводятся нерезидентами через их банковские счета.

Не может служить запретом на осуществление нерезидентами переводов в валюте Российской Федерации без открытия счёта и требование пункта 4.3 инструкции № 116-И о том, что валютные операции между резидентами и нерезидентами, осуществляемые нерезидентами без использования специальных счетов, учитываются в соответствии с нормативными актами Банка России для банков-нерезидентов на балансовом счёте 302 31, юридических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 07, 425, 440, физических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 20, 426. Нормы Инструкции № 116-И, как и в случае со статьёй 10 закона, не содержат запрета на осуществление нерезидентами переводов без открытия счёта в валюте Российской Федерации как по территории Российской Федерации, так и за рубеж.

Что касается соблюдения процедур валютного контроля по переводам без открытия счёта, то следует начать с определения соответствия таких переводов требованиям Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Требования главы 1 инструкции № 117-И о представлении документов при проведении валютных операций, в том числе о проставлении в расчётном документе кода вида валютной операции, не распространяются на валютные операции физических лиц, осуществляемые без открытия банковского счёта. В соответствии с пунктом 1.17 в базе данных по валютным операциям отражаются валютные операции, осуществляемые по счетам клиентов уполномоченного банка - резидентов и нерезидентов. Следовательно, валютные операции, осуществляемые клиентами без открытия банковских счетов, не подлежат отражению в базе данных.

До настоящего момента остаётся открытым вопрос об обязанности банка (или отсутствии таковой) проверять переводы, проводимые без открытия счёта, на их соответствие режимам резервирования и специального счёта. Ответственность за проведение валютных операций, к которым инструкцией № 116-И установлено требование об использовании специального счёта, только через указанные специальные счета ложится на банк (п. 1.2). При этом аргумент о якобы наличном характере переводов без открытия счёта (тогда как пункт 1.1 инструкции № 116-И распространяет её действие только на операции между резидентами и нерезидентами, связанные с безналичными расчётами) несостоятелен. Банк России своим разъяснением от 4 января 2003 г. № 17-44/1 отнёс переводы без открытия счёта к безналичным расчётам. Тем самым банки поставлены в двоякую ситуацию: с одной стороны, обязанность по требованию документов при осуществлении переводов без открытия счёта отсутствует, с другой - эти документы необходимы для идентификации перевода в части его проведения через специальный счёт. Выхода из этой ситуации два: либо требовать с клиентов подтверждающие документы (такое право у банка есть на основании статьи 23 закона № 173-ФЗ), либо ограничивать целевое назначение переводов без открытия счёта операциями, не подпадающими под режим специальных счетов (как это установлено во многих системах быстрых переводов).

С точки зрения сохранения массовости платежей более предпочтителен второй вариант. На практике он может быть реализован путём письменного подтверждения клиентом (в тексте заявления на отправление или получение перевода) о соблюдении им нормы валютного законодательства по совершаемой операции (тем самым и по неотнесению её к режиму специального счёта). Можно также воспользоваться нормами Инструкции ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», в части:

· пункта 3.5, который обязывает банк вывешивать на информационных стендах операционных касс порядок и условия осуществления переводов из Российской Федерации без открытия счёта;

· пункта 4.10, который рассматривает начало совершения клиентом операции как согласие на условия её осуществления.

В то же время это не избавляет банк от обязанности мониторинга переводов без открытия счёта хотя бы по формальным признакам, таким как основание платежа.

Существует и альтернативное видение проблемы спецсчетов, о котором следует сказать. Оно состоит в том, что инструкция № 116-И принята во исполнение статьи 8 закона № 173-ФЗ и отношения к возможности (невозможности) осуществления переводов без открытия счёта не имеет. Подобное решение вопроса укладывается в рамки статьи 6 закона, декларирующей, что:

«6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов».

И всё же при отсутствии разъяснений Банка России по этому вопросу такой подход остаётся спорным.

В отношении кассового отражения переводов без открытия счёта нередко возникает вопрос: в каком реестре их отражать? В реестре, предусмотренном инструкцией № 113-И, или в реестре, установленном пунктом 2.6.1 Положения ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»? Или в обоих реестрах? Если с переводами в иностранной валюте более или менее ясно (как-никак, в любом случае - валютная операция), то с переводами без открытия счёта в валюте Российской Федерации не всё так однозначно. Устоявшаяся и прошедшая проверку практикой методика распределения операций по реестрам состоит в следующем:

· операции, проводимые в соответствии с инструкцией № 113-И, в том числе по трансграничным переводам без открытия счёта, вносятся только в реестр операций с наличной валютой и чеками по приложению 4 к инструкции № 113-И (за исключением операций по пунктам 3.1.8 и 3.1.15);

· все иные операции, в том числе переводы по территории Российской Федерации (как резидентами, так и нерезидентами), вносятся в реестр по Положению № 199-П.

От заполнения реестра по Положению № 199-П можно уйти, если при приёме от физического лица денежной наличности для осуществления операции по переводу денежных средств без открытия счёта (переводы по территории Российской Федерации) на каждый платёж оформлять приходный кассовый ордер. Это также избавляет от оформления приходных ордеров на итоговые суммы по видам операций. Реестр по инструкции № 113-И также будет неполным по операциям переводов без открытия счёта: графа «номер счёта физического лица» останется незаполненной по причине отсутствия такового.

Кассовое оформление операций по приёму денежных средств для осуществления переводов из Российской Федерации без открытия банковских счетов и выплате денежных средств по переводам в Российскую Федерацию без открытия счетов должно осуществляться с соблюдением пункта 3.6 инструкции № 113-И. Согласно абзацу 1 пункта 3.6, порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счёта, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются самим банком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Эта отсылка применительно к иностранной валюте приводит нас к пункту 9.2 Положения № 199-П (раздел «Совершение операций с наличной иностранной валютой»), в соответствии с которым операции по приёму и выдаче наличной иностранной валюты при обслуживании физических и юридических лиц осуществляются по приходным и расходным кассовым ордерам (приложения 23 и 24 Положения № 199-П). Таким образом, оформление кассовых ордеров при приёме и выплате переводов без открытия счёта в иностранной валюте является обязательным.

Для бухгалтерского отражения трансграничных переводов без открытия счёта в соответствии с Положением ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» используются счета 409 09 «Переводы в Российскую Федерацию», 409 10 «Переводы в Российскую Федерацию нерезидентам», 409 12 «Переводы из Российской Федерации», 409 13 «Переводы из Российской Федерации нерезидентами». В аналитическом учёте по ним открываются отдельные лицевые счета по каждому переводу. Отчасти это облегчает проверяющим контроль за соблюдением банками ограничения по сумме одного отправляемого перевода в 5000 долл. США (или эквивалента).

Среди наиболее часто встающих проблем при бухгалтерском отражении переводов без открытия счёта можно отметить следующие.

1. Определение статуса получателя перевода при поступлении перевода без открытия счёта. На основании только кредитового авизо определить резидентство получателя в целом ряде случаев не представляется возможным. С учётом наличия данной проблемы Банк России в своих разъяснениях позволил банкам в случаях, когда невозможно однозначно (до явки переводополучателя) установить, является ли переводополучатель резидентом или нерезидентом, учитывать поступающие переводы на балансовом счёте 409 09. Тогда как на балансовом счёте 409 10 учитываются суммы переводов, по которым можно сделать однозначный вывод о статусе переводополучателя как нерезидента.

2. Переводы нерезидентов по территории Российской Федерации (как иностранной валюты, так и валюты Российской Федерации) до настоящего времени не имеют в плане счетов отдельного балансового счёта. Будучи разрешёнными (как было показано выше), такие операции проводятся на практике через счёт 409 11. Это хотя и является нарушением Положения № 205-П (по которому счета для нерезидентов должны быть оговорены словом «нерезидент», а счета без указания слова «нерезидент» используются для учёта операций только резидентов), но в отсутствии альтернативы может считаться оправданным. Обоснованием использования счёта может служить Положение № 222-П, регулирующее порядок совершения переводов без открытия счёта по территории Российской Федерации. Параграф 1 приложения к Положению № 222-П предусматривает использование по таким переводам счёта 409 11 «Транзитные счета».

3. Возврат перевода, отправленного без открытия счёта из Российской Федерации, подлежит возврату на тот счёт (409 12/409 13), с которого он был отправлен. Неправомерно считать возврат перевода отдельной операцией поступления перевода без открытия счёта в Российскую Федерацию (с зачислением на 409 09/409 10). Для случаев возврата Положением № 205-П в характеристиках счетов 409 12/409 13 описана возможность отражения по дебету сумм, возвращаемых отправителю.

Нередко возникает вопрос по учёту комиссионного вознаграждения по переводам без открытия счёта. Дело в том, что счёт 409 предназначен только для учёта сумм переводов. Осторожный обход вопроса учёта комиссионного вознаграждения в инструкции № 113-И и Указании ЦБ РФ от 11 июня 2004 г. № 1446-У «О порядке бухгалтерского учёта уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» лишь подтверждает линию, проводимую Банком России на вытеснение комиссий и сборов по валютным операциям, во всяком случае по физическим лицам, из области валютного регулирования в рублевую зону. Об этом иногда говорят и сами представители Банка России, рекомендуя перейти к практике взимания комиссионного вознаграждения по валютным операциям в рублях. Для решения этого вопроса можно рекомендовать относить комиссионное вознаграждение, взимаемое с физических лиц при совершении ими переводов без открытия счёта, непосредственно на счета расходов. Если комиссия удерживается в иностранной валюте, то для облегчения кассового отражения операции целесообразно дополнить реестр операций, ведущийся в соответствии с инструкцией № 113-И, графой «комиссионное вознаграждение». Операция по удержанию суммы комиссии не выделена в инструкции № 113-И в отдельную операцию, поэтому не может отражаться в реестре отдельной строкой. В то же время её отсутствие в реестре усложняет сведение кассы по итогам операционного дня.

В заключение следует отметить, что нельзя дать универсального ответа по каждой ситуации, да и задача такая не ставилась. Целью данного обзора было обозначение путей решения укрупнённых проблем, свойственных всем банкам, предоставляющим своим клиентам услуги переводов без открытия счёта. Рассмотренные вопросы не охватывают всю проблематику данных операций. В статье были приведены лишь наиболее острые моменты, встающие перед банками на поле валютного законодательства при обслуживании платежей физических лиц.

На протяжении практически всей истории Советского Союза в стране царила монополия государства на внешнеторговые и валютные операции. Только в 1986 г. были сделаны первые робкие попытки либерализации в этих областях, когда предприятия - субъекты внешнеэкономической деятельности получили право на получение части валютных поступлений от экспорта. Советские граждане, однако, никаких новых возможностей в связи с этими нововведениями не получили. Приобретать за рубли и иметь на руках иностранную валюту гражданам-резидентам было по-прежнему запрещено, организованного обмена рублей на иностранную валюту не существовало. Исключения из этого правила относились к командируемым работникам различных загранпредставительств, получающим валюту по нормам, установленным Министерством финансов, и лицам, получающим гонорары, пенсии и переводы из-за границы. Все эти граждане практически не имели возможности иметь на руках наличную валюту (кроме командируемых): она зачислялась на специальные именные счета в единственном уполномоченном банке страны - Банке для внешней торговли СССР, а снимать с этих счетов можно было, за редким исключением, не валюту, а только чеки Внешпосылторга различных модификаций в зависимости от "статуса" иностранной валюты и ее обладателя (чеки отоваривались в сети так называемых "валютных магазинов" - "Березка", "Каштан" и т.п.).
Началом подлинной либерализации внешней торговли и валютного законодательства послужил Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", а затем Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Впервые в этом Законе были сформулированы основополагающие принципы и понятия, относящиеся к сфере его ведения.
Спустя почти десятилетие после принятия этих актов наша страна и ее экономика, включая банковскую систему, претерпели очень большие изменения, которые потребовали дальнейшей либерализации валютного законодательства.
В настоящее время главным нормативным документом валютного законодательства в стране является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). Этот Закон с момента своего вступления в силу претерпел ряд изменений и дополнений и был значительно обновлен в редакции от 26.07.2006.
Валютный контроль в соответствии с Законом является неотъемлемой частью системы валютного регулирования и представляет собой контроль со стороны Банка России за валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж, а за валютными операциями других организаций - со стороны федеральных органов исполнительной власти и агентов валютного контроля.
К валютным операциям Закон относит все операции с валютными ценностями как между резидентами и нерезидентами, так и между резидентами, юридическими и физическими лицами, ввоз и вывоз валютных ценностей, их перевод, а также другие операции с ними .
Рассмотрим те положения законодательства, которые относятся к валютным операциям физических лиц - резидентов.
Статья 14 Закона устанавливает права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций. Согласно этой статье резиденты, в том числе физические лица, вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами, в том числе физическими лицами, и уполномоченными банками, связанные с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением средств с этих счетов.

Примечание. В 2007 г. в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ были внесены изменения, в частности разрешающие переводы иностранной валюты между супругами или близкими родственниками.

Валютные операции между резидентами, в том числе физическими лицами, и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых Законом эти ограничения установлены (ограничения, которые могут вводиться в стране в целях предотвращения кризисных явлений в валютно-финансовой сфере).
Валютные операции между резидентами, в том числе физическими лицами, запрещены. Однако имеются исключения, которые приведены в Законе. Следует сказать, что Инструкция Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" не регулирует специально отношения между физическими лицами - резидентами и уполномоченными банками в области операций с валютными ценностями, она касается только юридических лиц и физических лиц - резидентов, являющихся предпринимателями без образования юридического лица. Таким образом, основным правовым актом в области валютного контроля, регулирующим операции с валютными ценностями физических лиц - резидентов, остается Закон.
Ниже приводятся основные виды операций с валютными ценностями физических лиц - резидентов и действующие ограничения валютного законодательства страны.

Переводы

Разрешены следующие виды переводов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в пользу резидентов:
- переводы из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента;
- переводы физического лица - резидента в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках;
- переводы физических лиц - резидентов со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц - резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии: родителями и детьми, дедушками, бабушками и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать) братьями и сестрами, (усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В последнем случае, где положения Закона не содержат никаких ограничений по сумме, в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2007 N 1868-У "О представлении физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций" физическим лицам - резидентам необходимо представлять уполномоченным банкам документы (копии документов), подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками (помимо паспорта или удостоверения личности прилагаемый к данному Указанию перечень содержит различного рода свидетельства).

Расчеты

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Однако при этом оговаривается ряд исключений, когда операции разрешается проводить непосредственно с наличными валютными ценностями , а именно следующие:
- передача физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар государству, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
- дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
- завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
- приобретение и отчуждение их физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
- перевод физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получение в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов;
- покупка у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
- расчеты физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
- расчеты, осуществляемые физическими лицами - резидентами, находящимися за пределами Российской Федерации, с транспортными компаниями по договорам перевозки пассажиров.
Физические лица - резиденты при осуществлении валютных операций могут осуществлять расчеты через счета, открытые в соответствии с Законом в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с положениями Закона (см. ниже).

Купля-продажа иностранной валюты

Без каких-либо ограничений осуществляются операции, связанные с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков одного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления предпринимательской деятельности.

Счет физического лица в банке, расположенном за пределами Российской Федерации

Статья 12 Закона говорит о счетах резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, которые могут открываться ими без каких-либо ограничений в банках на территории иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Физические лица - резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной налоговыми органами (данное положение действует в отношении таких счетов с 01.01.2007).
Форма уведомления об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации утверждена Приказом ФНС России от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518@. В настоящее время в действующие формы внесены некоторые изменения, которые будут введены в действие до конца текущего года.
Физические лица - резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках или со своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации. Переводы физических лиц - резидентов средств на свои счета за границей со своих счетов в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов). Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.
Важно отметить, что физические лица - резиденты, в отличие от юридических лиц, не обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг

Пункт 1 ст. 15 Закона гласит: " и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации".
При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также другие вышеперечисленные валютные ценности подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой иностранной валюты и (или) указанных валютных ценностей в документарной форме.
Физические лица - резиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
Физические лица - резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 тыс. долл. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представления в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 тыс. долл. США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежат декларированию таможенному органу. Вывоз суммы, превышающей этот порог, всегда требует декларирования таможенному органу.
Единовременный вывоз из Российской Федерации физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, не допускается, за исключением случаев, когда ввоз в таком объеме был ранее задекларирован в установленном порядке.
При единовременном вывозе из Российской Федерации физическим лицом - резидентом дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Выводы . Подводя итоги, следует сказать, что в настоящее время в нашей стране валютный контроль за операциями физических лиц - резидентов является достаточно либеральным. Некоторые сохраняющиеся ограничения, такие, например, как установление предельной суммы валюты, подлежащей декларированию при вывозе за пределы страны, ограничение суммы перевода, являются временными и, как представляется, будут в обозримом будущем пересматриваться в сторону смягчения, а затем и вовсе отменены. Это продиктовано стремлением сделать национальную валюту - рубль - полностью конвертируемой валютой, а Москву превратить в один из ведущих финансовых центров мира.

Возможность осуществления физическим лицом безналичных переводов в иностранной валюте прямо зависит от того, является ли такое лицо резидентом РФ в целях валютного регулирования. В свою очередь, резидентами признаются граждане РФ, за исключением постоянно проживающих либо временно пребывающих (на основании рабочей или учебной визы) в иностранном государстве не менее года (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Случаи, когда безналичные переводы в иностранной валюте разрешены и запрещены

Переводы в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. ст. 6 , Закона N 173-ФЗ).

Переводы в иностранной валюте между резидентами запрещены, кроме установленных случаев, в том числе (п. п. 12 , , 17 ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ):

  • перевод из РФ в пользу физлиц-резидентов на их счета в банках за пределами территории РФ, с соблюдением ограничения по сумме;
  • перевод резидентом в РФ со счета в банке за пределами территории РФ в пользу физлиц-резидентов на их счета в банках на территории РФ;
  • перевод со своих счетов в банках на территории РФ в пользу являющихся резидентами супругов или близких родственников на их счета в банках на территории РФ либо за ее пределами.

Также резиденты могут совершать переводы иностранной валюты на свои собственные счета в банках как на территории РФ, так и за ее пределами. Ограничений по сумме в данном случае не установлено.

Безналичные переводы в иностранной валюте возможно проводить как со счета, открытого в банке, так и без открытия такого счета.

Безналичные переводы со счета, открытого в банке

При осуществлении безналичного перевода в иностранной валюте со своего счета вам необходимо обратиться в банк, в котором у вас открыт счет, и представить определенные документы.

Так, вам потребуется предъявить документ, удостоверяющий вашу личность, и сообщить сведения о получателе перевода (ФИО, наименование и реквизиты банка, в котором у получателя открыт счет, и номер счета получателя). Кроме того, вам потребуется представить документы, которые у вас может запросить банк в целях осуществления валютного контроля, в том числе (ч. 4 ст. 12 Закона N 173-ФЗ; п. 1 Указания Банка России от 20.07.2007 N 1868-У):

1) при осуществлении перевода на сумму, превышающую 5 000 долл. США (или эквивалент по курсу Банка России на дату списания денежных средств), — информацию о подтверждении валютно-учетного статуса получателя (что получатель является нерезидентом). Банки самостоятельно определяют, в каком виде должна быть предоставлена такая информация. Это может быть, например, копия паспорта гражданина иностранного государства получателя или указание на нерезидентство получателя в графе «Назначение платежа» платежного документа;

2) при осуществлении перевода на свой счет в банке за пределами территории РФ — уведомление, поданное резидентом в налоговый орган по месту своего учета, об открытии данного счета с отметкой налогового органа о его принятии. Указанное уведомление представляется только при осуществлении первого перевода. В дальнейшем оно не требуется;

3) при осуществлении перевода своему супругу или близкому родственнику — документы (их копии), подтверждающие родство, в частности паспорт гражданина, свидетельства о рождении или о заключении брака.

Указанные документы не требуются, если вы осуществляете перевод своему супругу или родственнику на его счет, открытый в банке за пределами территории РФ, на сумму, не превышающую 5 000 долл. США (или эквивалента по курсу Банка России на дату списания денежных средств).

Безналичные переводы без открытия счета

Безналичные переводы без открытия счета в адрес физических лиц осуществляются через системы денежных переводов.

Для их осуществления необходимо убедиться в наличии пунктов обслуживания выбранной системы в стране и городе присутствия получателя денежного перевода. Как правило, пунктами обслуживания являются банки, с которыми платежные системы имеют договорные отношения.

В пункте обслуживания платежной системы потребуется предъявить документ, удостоверяющий вашу личность, и сообщить сведения о получателе перевода (ФИО получателя перевода, страну, город). После внесения денежных средств в кассу вам сообщат контрольный код или иной идентификатор перевода. Данную информацию надо будет передать получателю перевода, чтобы он смог получить денежные средства.

Перевод без открытия банковского счета осуществляется в срок не более трех рабочих дней со дня предоставления наличных денежных средств для такого перевода (ч. 5 ст. 5 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ).

При осуществлении перевода из РФ без открытия банковского счета через уполномоченный банк также действует ограничение по сумме перевода. Так, перевод в течение одного операционного дня через один банк не может превышать суммы, эквивалентной 5 000 долл. США по курсу Банка России на дату обращения для осуществления перевода (п. п. 5 , 9 ч. 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ; Указание Банка России от 30.03.2004 N 1412-У).

Обратите внимание!

При введении иностранным государством запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России, безналичный перевод без открытия счета может осуществляться из РФ в такое государство, если операторы платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры, иностранные организации (кроме иностранных банков и кредитных организаций), на основании договоров с которыми производится перевод, находятся под контролем российских организаций (ч. 1 , 2 ст. 19.1 Закона N 161-ФЗ).

Особенности перевода электронных денежных средств

Безналичный перевод без открытия банковского счета возможен также при переводе электронных денежных средств (далее — ЭДС) с использованием электронных платежных систем (например, WebMoney, Яндекс.Деньги и Qiwi). При этом на переводы ЭДС в иностранной валюте распространяются требования валютного законодательства РФ (ч. 3 ст. 5 , ч. 24 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Справка. Электронные денежные средства

Электронными называют такие денежные средства, которые предварительно предоставлены физическим лицом оператору ЭДС для исполнения своих денежных обязательств перед третьими лицами и в отношении которых данное физическое лицо вправе передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

В данном случае физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору ЭДС с использованием или без использования банковского счета. Также денежные средства в его пользу могут быть предоставлены оператору ЭДС организациями или ИП, если такая возможность предусмотрена договором между физическим лицом и оператором ЭДС. В свою очередь, последний формирует запись о размере предоставленных ему денежных средств (ч. 2 , 4 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Перевод ЭДС в пользу их получателей обычно осуществляется на основании распоряжения физического лица — плательщика, в отдельных случаях — по требованию получателей ЭДС. При этом плательщики и получатели ЭДС могут быть клиентами как одного, так и нескольких операторов ЭДС (ч. 7 , 8 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Как правило, перевод осуществляется путем одновременного принятия оператором ЭДС распоряжения плательщика, уменьшения его остатка ЭДС и увеличения остатка ЭДС получателя средств на сумму перевода. Перевод с использованием специально предназначенной для этого платежной карты осуществляется в срок не более трех рабочих дней после принятия оператором ЭДС распоряжения плательщика. Более короткий срок может быть предусмотрен договором между оператором ЭДС и плательщиком либо правилами платежной системы. После этого перевод ЭДС становится безотзывным и денежные обязательства плательщика перед получателем ЭДС прекращаются (п. 26 ст. 3 , ч. 10 , , , 17 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ БЕЗ ОТКРЫТИЯ ТЕКУЩИХ ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ ПОРЯДОК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 27 августа 1997 г. N 508 (Д) Утвержден приказом Центрального банка РФ от 27 августа 1997 г. N 02-371 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. "Порядком осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" (далее по тексту "Порядок") устанавливаются правила осуществления переводов в иностранной валюте без открытия текущих валютных счетов в уполномоченных банках по поручению физических лиц (резидентов и нерезидентов) из Российской Федерации, а также получения физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в Российской Федерации иностранной валюты, переведенной в их пользу из-за границы. Порядок не распространяется на индивидуальных предпринимателей (резидентов и нерезидентов). Индивидуальные предприниматели осуществляют перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию в соответствии с валютным законодательством только через текущие валютные счета, открытые в уполномоченных банках. Порядок не распространяется на переводы физическими лицами иностранной валюты из Российской Федерации и получение физическими лицами иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, если указанные переводы, связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимость. Перевод из Российской Федерации и получение в Российской Федерации иностранной валюты в соответствии с Порядком, осуществляется через операционное подразделение уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) (далее по тексту "уполномоченный банк"). 2. Перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию осуществляется физическим лицом (его представителем) при предъявлении паспорта или иного заменяющего документа, удостоверяющего личность физического лица (вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации, удостоверение личности военнослужащего или военный билет - для военнослужащих Российской Федерации), представлении поручения (заявления), иных документов в случаях, установленных Порядком, а также доверенности при осуществлении или получении перевода представителем. 3. В заявлении на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты должны быть указаны: - фамилия, имя, отчество, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) отправителя платежа (при переводе из Российской Федерации); - фамилия, имя, отчество и полный адрес получателя платежа, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) получателя платежа (при переводе в Российскую Федерацию); - сумма перевода и цель перевода в соответствии с Порядком; - дата и подпись физического лица. В поручении (заявлении) на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты физическим лицом делается запись, подтверждающая, что данный перевод не связан с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности (например, "совершаемая валютная операция не связана с осуществлением предпринимательской деятельности"). 4. При представлении физическим лицом документов, не отвечающих вышеуказанным требованиям, а также при отказе предоставить требуемые в соответствии с Порядком документы, уполномоченный банк не совершает перевод (выдачу) иностранной валюты. 5. Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных Порядком, может быть уполномоченным банком: а) выдана наличными; б) зачислена на текущий валютный счет переводополучателя, открытый в уполномоченном банке. 6. При выдаче перевода наличной иностранной валютой уполномоченный банк выдает переводополучателю справку ф.0406007, оформленную в порядке, установленном Банком России, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. При этом, в разделе "Получено клиентом" в строке 7 "Сумма (прописью)" справки ф.0406007 делается отметка "получено по переводу из-за границы". В случае получения переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию представителем физического лица, справка ф.0406007 выдается на имя представляемого в порядке, установленном нормативными актами Банка России. 7. Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию, зачисляется уполномоченным банком на балансовый счет 071 "Невыплаченные переводы из-за границы". При невозможности выплаты перевода в связи с отсутствием платежной инструкции банка-корреспондента либо в связи с неявкой переводополучателя, иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию, возвращается уполномоченным банком банку-нерезиденту по истечении 6 месяцев с даты зачисления иностранной валюты на балансовый счет 071 "Невыплаченные переводы из-за границы". II. ПЕРЕВОД ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ПО ПОРУЧЕНИЮ И В ПОЛЬЗУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-НЕРЕЗИДЕНТОВ 8. Наличная иностранная валюта может быть переведена в Российскую Федерацию в пользу физического лица-нерезидента без ограничения суммы. 9. Из Российской Федерации физическим лицом-нерезидентом иностранная валюта может быть переведена в случае, если нерезидент ранее: а) перевел иностранную валюту в Российскую Федерацию; б) снял наличную иностранную валюту со своего текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке; в) купил наличную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Банком России; г) ввез наличную иностранную валюту с соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации; д) получил иностранную валюту от продажи платежных документов в иностранной валюте уполномоченному банку в порядке, установленном Банком России. 10. При совершении перевода наличной иностранной валюты в уполномоченный банк должен быть представлен один из следующих документов: а) справка ф.0406007, оформленная в порядке, установленном Банком России, являющаяся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу (в случаях, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "д" пункта 9 Порядка); б) оформленный таможенным органом документ, подтверждающий ввоз физическим лицом-нерезидентом наличной иностранной валюты (в случае, указанном в подпункте "г" пункта 9 Порядка). Перевод иностранной валюты из Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 Порядка осуществляется в пределах сумм, указанных в оформленном таможенным органом документе, подтверждающем ввоз физическим лицом-нерезидентом наличной иностранной валюты, или в справке ф.0406007. III. ПЕРЕВОД ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОЛЬЗУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-РЕЗИДЕНТОВ И ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОРУЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-РЕЗИДЕНТОВ 11. Получение физическим лицом-резидентом иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, может быть осуществлено при переводе иностранной валюты в Российскую Федерацию: - физическим лицом-резидентом на свое имя; - нерезидентом на имя физического лица-резидента; - физическим лицом-резидентом на имя другого физического лица-резидента. 12. При получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество, в заявлении на получение иностранной валюты должно быть указано основание перевода (дарение, погашение долга по договору займа и т.д.). Если в соответствии с законодательством совершение сделки требуется в письменной форме, то при получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты в дополнение к заявлению на получение иностранной валюты должны быть представлены соответствующие документы. 13. Физические лица-резиденты в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенную, ввезенную или пересланную в Российскую Федерацию иностранную валюту при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем перевод, ввоз или пересылку иностранной валюты в Российскую Федерацию. В соответствии с пунктом 4 абзаца "d" статьи XXX Статей Соглашения Международного Валютного Фонда физическое лицо-резидент вправе осуществлять умеренные суммы частных переводов на текущие расходы. Такой перевод не должен быть связан с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество. Осуществление перевода не может превышать 2000 долларов США или иной иностранной валюты, эквивалентной этой сумме. При таком переводе физическое лицо-резидент предъявляет в уполномоченный банк справку ф.0406007, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. Указанный перевод может быть осуществлен физическим лицом-резидентом не более одного раза в один операционный день через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка). 14. Перевод из Российской Федерации (получение в Российской Федерации) иностранной валюты на цели, предусмотренные пунктами 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.20 Положения Банка России от 24 апреля 1996 года N 39 "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" (зарег. Министерством юстиции Российской Федерации 16 мая 1996 года, рег. N 1087), может быть осуществлен уполномоченным банком без открытия текущего валютного счета при представлении физическим лицом документов, предусмотренных разделом 2 Положения Банка России от 24 апреля 1996 года N 39 и документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка. IV. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК. СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ 15. Представляемые физическими лицами доверенности на получение переводов, выданные за границей, должны быть оформлены в установленном порядке. Доверенность, выданная на территории Российской Федерации, оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 16. Копии документов, представляемые в уполномоченный банк в соответствии с пунктом 12 Порядка, должны быть заверены в установленном порядке. В случаях, установленных Порядком, в уполномоченный банк должны представляться оригиналы оформленных таможенными органами документов, подтверждающих ввоз физическим лицом наличной иностранной валюты, справок ф.0406007, оформленных в порядке, установленном Банком России, являющихся основанием для вывоза наличной иностранной валюты. 17. Переводы документов на русский язык, представляемые в соответствии с Порядком, должны быть заверены в установленном порядке. 18. Документы, представляемые физическим лицом в уполномоченный банк в случаях, предусмотренных Порядком, помещаются в кассовые документы дня. В случае, если вышеуказанные переводы носят систематический характер (не менее одного раза в месяц в одном уполномоченном банке или его филиале), то на физическое лицо заводится "Досье переводов иностранной валюты, осуществляемых без открытия текущего валютного счета (далее по тексту "Досье"). Досье должно иметь номер и дату открытия. При совершении валютной операции, в кассовые документы дня должны помещаться подготовленные и заверенные уполномоченным банком копии документов, служащих основанием для осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию физическим лицом. В Досье хранятся представленные физическим лицом документы. 19. Документы, представленные в уполномоченный банк, должны храниться в банке не менее 5 лет с даты совершения перевода. Досье хранится в уполномоченном банке не менее 5 лет с даты закрытия его уполномоченным банком. V. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКАХ 20. Уполномоченные банки обязаны вести "Журнал учета переводов иностранной валюты, осуществляемых без открытия текущего валютного счета" (далее по тексту "Журнал") по форме приложения N 1 к Порядку. Все проводимые операции подлежат обязательному отражению в Журнале в день их осуществления. Допускается ведение Журнала в электронном виде с последующей ежемесячной распечаткой и брошюровкой страниц. 21. Ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) уполномоченный банк (его филиал) представляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения уполномоченного банка (его филиала) отчет об общих объемах осуществленных резидентами и нерезидентами валютных операций по форме приложения N 2 к Порядку. Установленная Порядком отчетность направляется самостоятельно и отдельно (независимо друг от друга) уполномоченным банком и филиалом уполномоченного банка в территориальное учреждение Банка России по месту их нахождения. 22. Ежеквартально (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) территориальное учреждение Банка России представляет сводные сведения об объемах осуществленных резидентами и нерезидентами валютных операций по форме приложения N 3 к Порядку. VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ПОРЯДКА 23. За отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление информации, предусмотренной разделом V Порядка, уполномоченный банк в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" несет ответственность в виде штрафа в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой отчеты не были представлены в установленные сроки. Штраф взыскивается за каждую неучтенную, учтенную ненадлежащим образом валютную операцию, непредставление или несвоевременное представление информации. Взыскание штрафов, предусмотренных пунктом 23 Порядка, производится Банком России в бесспорном порядке. Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации С.В.Алексашенко Приложение N 1 к Порядку Банка России от 27 августа 1997 г. N 508 ЖУРНАЛ УЧЕТА ПЕРЕВОДОВ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ, СОВЕРШАЕМЫХ БЕЗ ОТКРЫТИЯ ТЕКУЩЕГО ВАЛЮТНОГО СЧЕТА за _________________ 199__ г. __________________________________________________________________________________________________ | N | Сведения о лице, совершившем перевод | Код направления перевода | Код | Сумма | | п/п | или в пользу которого совершен перевод | 1 - в Российскую Федерацию | валюты | перевода | | |__________________________________________| 2 - из Российской Федерации | | | | | Ф.И.О. | Документ, удостоверяющий | | | | | | | личность | | | | |_____|_______________|__________________________|_____________________________|________|__________| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |_____|_______________|__________________________|_____________________________|________|__________| Примечание: 1. В графе 3 указываются сведения о предъявленном документе: наименование, номер, кем и когда выдан. 2. В графе четыре указываются: 1 - при совершении перевода иностранной валюты из-за рубежа в пользу лица, находящегося на территории Российской Федерации; 2 - при совершении перевода иностранной валюты из Российской Федерации в пользу лица, находящегося за пределами Российской Федерации. 3. В графе 5 указывается код валюты в соответствии с Общероссийским Классификатором валют ОК 014-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года; 4. В графе 6 указывается сумма перевода в целях единицах соответствующей валюты. Приложение N 2 к Порядку Банка России от 27 августа 1997 г. N 508 ____________________________________________________ | Код | Регистрационный | Дата отправки | |__________________| номер | отчета | | СОАТО | ОКПО | | | |_________|________|_________________|_______________| | | | | | |_________|________|_________________|_______________| ОТЧЕТ о переводах иностранной валюты, совершенных без открытия текущего валютного счета за ___________ квартал 199__ г. Кем представляется ___________________________________________________ наименование уполномоченного банка (филиала) ______________________________________________________________________ Кому представляется. Главное управление (Национальный банк) ________________________________________________ Центрального банка Российской Федерации по __________________________. ______________________________________________________________________ в тысячах единиц соответствующего вида валюты ___________________________________________________________________________ | Наименование группы | Наименование валюты: | | валютных операций |_____________________________________________________| | | Доллар США | Немецкая марка | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | Код валюты: | 840 | 280 | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 1. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-резидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 1.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 2. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-нерезидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 2.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 2.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| Руководитель ___________________________ /Ф.И.О./ (подпись) Главный бухгалтер ______________________ /Ф.И.О./ (подпись) М.П. Исп. __________________________ тел.: _____________________ (Ф.И.О.) Приложение N 3 к Порядку Банка России от 27 августа 1997 г. N 508 __________________________________________________________________ | Код | Количество | Дата | |_________________________________| банков (филиалов) | отправки | | территории | ОКПО | Локальный | представивших отчет | отчета | | по СОАТО | | код ГУ (НБ) | | | |____________|______|_____________|_____________________|__________| | | | | | | |____________|______|_____________|_____________________|__________| СВОДНЫЙ ОТЧЕТ о переводах иностранной валюты, совершенных без открытия текущего валютного счета за __________ кв. 199__ г. Кем представляется ___________________________________________________ наименование ГУ (НБ) ЦБ РФ ______________________________________________________________________ Кому представляется. Центральный банк Российской Федерации. ________________________________________________ Департамент валютного регулирования и валютного контроля. ______________________________________________________________________ в тысячах единиц соответствующего вида валюты ___________________________________________________________________________ | Наименование группы | Наименование валюты: | | валютных операций |_____________________________________________________| | | Доллар США | Немецкая марка | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | Код валюты: | 840 | 280 | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 1. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-резидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 1.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 2. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-нерезидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 2.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 2.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| Начальник Управления (отдела) валютного регулирования и валютного контроля ___________________________ /Ф.И.О./ (подпись) Исп. __________________________ тел.: _____________________ (Ф.И.О.)

Услуга перевода средств с карты на карту с каждым днем становится все популярнее. Многие уже оценили удобство этого сервиса – деньги поступают на карту получателя практически мгновенно. При этом стоит эта процедура не таких больших денег. Немудрено, что у многих появляется вопрос, работает ли этот сервис на международном уровне? Можно ли отправить таким способом деньги владельцу карты из ближнего и дальнего зарубежья?

Чем карты США и Европы отличаются от российских?

Самые популярные платежные системы мира — это VISA и MasterCard. Карты этих платежных систем в любой стране абсолютно одинаковые. Конечно, мы сейчас говорим исключительно о технической стороне и не касаемся дизайна, банков-эмитентов и т. д. В любой стране номера карт VISA начинаются на цифру 4, а MasterCard – на 5. Карта любой «национальности» содержит 16 цифр в своем номере.

Помимо самых популярных платежных систем существуют менее распространенные: American Express (AmEx),
Diners Club, China UnionPay. Так же имеются еще и локальные системы. Такие карты распространены в пределах одной страны, как, например, карта МИР в России. В США такой системой является Discovery. В Германии – GiroCard и GeldCard. В Бельгии – Bancontact. Dankort – в Дании.

Как перевести деньги с карты РФ на карту другого государства?

Карты VISA и MasterCard не зря считаются самыми популярными платежными картами в мире. Практически в каждой стране карты данных платежных систем выпускают и принимают все национальные банки. Перевод средств на них, по сути, ничем не отличается от перевода внутри страны. Впрочем, есть и нюансы.

  1. Поскольку зачисление средств будет осуществлено в валюте карты, необходима конвертация. Конвертация – услуга не бесплатная. То есть при переводе на карту в другой валюте следует помнить о дополнительной комиссии.
  2. Повышенная комиссия за перевод. Некоторые банки могут взимать повышенную комиссию за трансграничные переводы. То есть вместо 1-3% от суммы с вас возьмут 2-4%. Точный размер такой комиссии лучше уточнить в банке, выпустившем вашу карту. Обязательно следует уточнить, что перевод на карту заграничного банка.
  3. Не все российские банки имеют возможность осуществить такие переводы. И этот момент тоже необходимо уточнить непосредственно в вашем банке.

Существуют ограничения как по минимальной и максимальной суммам перевода, так и по размеру комиссии. Прямые переводы между различными платежными системами сейчас невозможны. Хочется верить, что пока.

Многие банки и системы переводов предлагают специализированные сервисы. Скорость перевода средств очень высока: у
же через 20 минут ваш адресат получит деньги. Но и комиссии будут немаленькими. Например, Альфа-банк возьмет за услугу 2% от суммы + 40 рублей (1,3 USD или 1 ЕВРО). Сторонние сервисы тоже позволяют провести такую операцию, но тут уже в полный рост встает вопрос доверия: вы готовы сообщить данные своей карты неизвестному сервису с непредсказуемым результатом?

Если рассматривать возможность перевода денег непосредственно на счет карты иностранного банка, то это будет обычный международный перевод. Со всеми его минусами:

  1. Не каждый банк в России предоставляет возможность осуществить такой перевод;
  2. Имеются жесткие ограничения в минимальных и максимальных суммах перевода. Действуют как лимиты на единичную операцию (минимальный и максимальный), так и максимальные ограничения на дневную и месячную сумму переводов.
  3. Высокие комиссии, которые также имеют минимальные ограничения.
  4. Перевод осуществляется только в национальной валюте страны получателя. То есть для Европы – это ЕВРО, для США – доллар.
  5. Срок перевода может достигать двух недель.

Перечисление средств осуществляется через международную систему SWIFT, к которой подключены не все банки. Многие небольшие, региональные финансовые организации не считают необходимым пользоваться SWIFT. Поэтому, если вы решите перевести наличные на счет в зарубежном банке, стоит обратиться к лидерам рынка: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк и другим крупным участникам. Да и стоимость такого перевода в крупной организации будет ниже.

Какие особенности при переводе на карты украинских банков?

В связи с известными политическими событиями и нарастанием напряженности между Россией и Украиной ожидаемо возникают сложности и с денежными переводами. Санкции, закрытие филиалов российских банков, запрет платежных систем – все это никак не облегчает жизнь обычному гражданину. Тем не менее сервисы международных платежных систем все еще работают. То есть, имея карту VISA или MasterCard, можно осуществить перевод card2card. Правда стоит уточнить у получателя, сможет ли он воспользоваться средствами после зачисления. Этот способ ничем не отличается от перевода в любую другую страну: можно воспользоваться сервисами, описанными выше или банкоматом своего банка-эмитента (если он поддерживает переводы с карты на карту).

Некоторые банки по-прежнему предоставляют возможность перевести деньги по реквизитам счета. К сожалению, ситуация сейчас настолько быстро изменяется, что актуальность этой информации лучше уточнять на месте. Например, на момент написания статьи воспользоваться для перевода средств отделениями Сбербанка не получится: правительство Украины ввело санкции. Пока еще можно обратиться в Альфа-банк, Ситибанк. Санкции против них вводить пока не планируется.

Конечно, есть и обходные способы пополнения иностранных карт. С помощью электронных кошельков, например. Такая схема выглядит примерно следующим образом:

  1. Вы пополняете электронный кошелек (PayPal, Yandex.Кошелек, Qiwi) наличными или с помощью карты.
  2. Следующим этапом вы выводите средства на нужную карту.

Среди очевидных недостатков таких способов: большое количество затраченного времени и сложность самой схемы. И не забываем о комиссиях. Используя подобную схему, вы заплатите минимум трижды:

  1. за пополнение счета;
  2. за конвертацию;
  3. за вывод средств.

Из плюсов же можно назвать только один: в конечном итоге деньги вы переведете.

Проверенные сервисы переводов за границу

Из проверенных сервисов переводов с карту на карту можно для заграницы можно смело пользоваться https://paysend.com/ — переводит деньги на любую карту в любой точке мира.
Используйте Инвайт код 40cc6f для получения скидки за перевод. При регистрации на сервисе нужно нажать «Добавить инвайт код» и ввести 40cc6f в поле, далее нажать добавить и произвести успешную регистрацию