Сабантуй — История возникновения праздника, обычаи. Когда появился и как празднуется сабантуй Традиции празднования Сабантуя в Татарстане

Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба) . В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе . Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает праздник). Башкирское название праздника имеет аналогичную этимологию, от башк. hабан - плуг.

У чувашей этот праздник ранее назывался чуваш. сухат - пахота (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - праздник плуга или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй . Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - агапайрем. Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает праздник меда . Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.

История Сабантуя

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .

Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Впервые письменно зафиксирован у башкир в восемнадцатом веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Лепехина Ивана Ивановича и немецкого этнографа, ученого Георги Иоганна Готлиба

Варианты Сабантуя

Первый вариант Сабантуя

Батыр Сабантуя с призом

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу , молоко , масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ , зэрэ неясен; возможно, имеется родство с турецким dere – река – каша готовилась у воды), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана - карга боткасы - «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц - вороны .

На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками - тула оек ), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного (вытканного узорами) - кызыл башлы сёлге - полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста - баурсак и готовили конфеты.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.

В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8-10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.

Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший - жэяуле сёрэн . Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен ), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.

На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей , участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5-10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Широко распространилась традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских , удмуртов , мари , чувашей , башкир , узбеков .

Сабантуй как государственный праздник

Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.

Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани (ныне в Берёзовой роще посёлка Мирный). Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.

Порядок проведения Сабантуя

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков - әйбер җыю , яулык җыю . В некоторых сёлах, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньши используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаютя в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуей) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Федеральный Сабантуй

2001 год - Саратов,

2002 год - Тольятти (Самарская область),

2003 год - Димитровград (Ульяновская область),

2004 год - Йошкар-Ола,

2005 год - Нижний Новгород,

2006 год - Саранск,

2007 год - Челябинск,

2008 год - Астрахань,

2009 год - Ульяновск,

2010 год - Ижевск,

2011 год - Екатеринбург,

2013 год - ...

Всероссийский Сельский Сабантуй

IV (2013 год) - ...

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Берлин , Ташкент , Монреаль , Торонто , Прага , Стамбул и многих других.

См. также

  • Обходные обряды

Примечания

  1. Акатуй
  2. Шипова Е. И. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата: Наука, 1976, С. 268.
  3. См. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX - нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50., Никишенков А.А. Традиционный этикет народов России. XIX – начало ХХ вв. М.: Старый сад, 1999, С.77, Кучемезов Б.Х. Земледелие у балкарцев //Этнографическое обозрение. 2001, №1. С. 73.
  4. сабантуй (происхождение сабантуй, этимология сабантуй) « Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия) « Русский язык « Classes.ru
  5. Сабантуй в Энциклопедии Челябинск
  6. Агапайрем - место встреч
  7. Балтай - праздник мёда и масла
  8. Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов
  9. Тридиции народов КБР
  10. 1gb.ru хостинг - первая страница
  11. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.
С понедельника 30 марта 2020 года в столице вводится ограничение передвижения по городу (домашний режим самоизоляции) для всех жителей Москвы независимо от возраста .

Соответствующий Указ под номером 34-УМ от 29.03.2020 г. был подписан мэром Москвы Сергеем Собяниным 29 марта 2020 года. Новый документ вносит изменения (дополняет) уже изданный ранее Указ номер 12-УМ от 05.03.2020 г.

Рассказываем, что можно делать, а что нельзя в соответствии с новым Указом .

Несмотря на введенный режим самоизоляции, в некоторых случаях выходить из дома все таки можно. Перечислим эти случаи ниже.

В каких случаях можно выходить из дома:
* В случае обращения за неотложной медпомощью.
* В случае возникновения угрозы жизни или здоровью.
* В случае следования к месту деятельности (работы), осуществление которой не запрещено. Ранее мы писали о том,
* Для приобретения продуктов и товаров - до ближайшего магазина.
* В случае выгула домашних животных - на расстояние не более 100 метров от места проживания.
* При необходимости вынести мусор - до ближайшего места накопления отходов.

Если вы все же по необходимости вышли из дома, следует соблюдать ряд правил.

Как вести себя на улице, в общественных местах и общественном транспорте:
* Необходимо соблюдать дистанцию (социальное дистанцирование), то есть не приближаться к другим гражданам на расстояние менее полутора метров, за исключением поездок в такси.
* Соблюдать предписания специальной разметки по социальному дистанцированию в тех местах, где она нанесена.

Действие Указа не распространяется:
* на случаи оказания мед. помощи.
* на деятельность правоохранительных органов и иных органов, действия которых направлены на обеспечение безопасности граждан.
* на движение автомобильного транспорта.
* на граждан, которым выданы специальные пропуска.
* на случаи приезда и выезда из города.

До какого числа продлится режим самоизоляции для всех жителей Москвы, введенный с 30 марта 2020 года:

В опубликованном документе не указаны сроки окончания действия режима всеобщей самоизоляции , вводимого с 30 марта 2020 года.

Это означает, что о сроках отмены домашнего режима самоизоляции будет сообщено дополнительно, после того как в Москве и области улучшится эпидемиологическая ситуация, а распространение коронавирусной инфекции пойдет на спад.

Среди татар, пожалуй, нет ни одного человека, который бы не знал о существовании Сабантуя. Этот праздник также отмечают башкиры и некоторые народы Поволжья и Кавказа.

Праздник земледельцев или кочевников?

Сабантуй без преувеличения можно назвать самым любимым праздником татар. Он насыщен народными танцами, песнями, играми, подарками, и символизирует воссоединение человека с природой. Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга.

«Сабантуй является одним из самых древних праздников. Об этом свидетельствует надгробный памятник 1294 года, который обнаружили при раскопках. В эпитафии сообщается: «Покойный умер в день Сабантуя», - говорит профессор кафедры татароведения и тюркологии Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Гамирзян Давлетшин.

Кстати, само название праздника происходит от слов «сабан» (плуг) и «туй» (праздник). Поэтому в народе укоренилось мнение, что Сабантуй - это торжество земледелия. Однако профессор ставит под сомнение такое толкование.

«Игры, традиционно проводимые в этот день, показывают, что людям того времени была свойствена не оседлость, а кочевничество. Бои, конные скачки, бег в гору, - все это характеризует скорее не земледельцев, а кочевников», - отмечает Гамирзян Давлетшин.

Сабантуй всегда сопровождается громкой музыкой и танцами. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Как изменился Сабантуй

Со временем многие праздники претерпевают изменения. Так, в последнее время забывается традиция сбора подарков перед Сабантуем. Издавна верхом на лошадях с украшенными сбруями или на повозках всадники проезжали по улицам с песнями и музыкой, собирая сувениры для победителей будущих состязаний - батыров. Из каждого дома выносили подарки, среди которых преобладали платки и полотенца, искусно вышитые деревенскими мастерицами.

«В некоторых деревнях и селах эта традиция соблюдается, а в городах крайне редко», - добавляет профессор.

Кроме того, в старину особое значение придавали месту проведения праздника - майдану. Он должен был располагаться около реки или горы. Открывал Сабантуй традиционно старейшина - самый уважаемый человек в деревне. Сейчас на церемонии в основном выступают главы городов и поселений. Также, по словам Гамирзяна Давлетшина, в последнее время на Сабантуе гуляют до позднего вечера, тогда как традиционно это утренний праздник.

Особых угощений на празднике нет, но люди всегда стараются подать к обеду баранину. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

«В обед люди ходили друг к другу в гости и угощали разными блюдами. Конкретных угощений в этот праздник нет, но татары стараются подавать на стол еду из баранины, а из напитков - айран. Употреблять алкоголь не принято, ведь в основном все татары - мусульмане, а Аллах запрещает спиртное», - говорит Гамирзян Давлетшин.

Борьба куреш

Ни один Сабантуй не обходится без турнира по национальной борьбе куреш, это важная часть праздника. Победитель получает звание батыра (силача) и главный приз - барана. Куреш - это борьба на поясах. Главным условием победы считается оторвать соперника от земли и положить его на спину. Традиционно, соревнования открывают мальчики, затем продолжают юноши, а кульминацией боя становится схватка двух финалистов, в результате которой выявляется главный батыр.

Соперника нужно поднять и повалить на спину. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Скачки на конях

На Сабантуе самая зрелищная часть программы - скачки. Дело в том, что конь для татарина всегда был не только помощником, но и другом. Раньше в соревнованиях принимали участие ребята лет 10-15, сейчас опытные наездники. Скачки проводятся на ипподроме. Самая длинная дистанция на соревнованиях составляет 2400 метров, самая короткая - 1000 метров.

Скачки проводятся на ипподроме. Фото: ОАО "Татспиртпром"

На столб за петухом

Самый труднодоступный приз находится на верхушке гладкого, высоченного столба. Участник состязания должен забраться на него без помощи каких-либо инструментов и достать петуха. Это только с виду кажется, что упражнение легкое, на самом деле с ним справляются немногие.

На верхушке гладкого столба находится петух. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Бег в мешке, с яйцом и в гору

Помимо основных состязаний - борьбы куреш и конных скачек - Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Например, бег с яйцом. Участник кладет сырое яйцо в ложку, а ложку в рот. Так нужно преодолеть несколько метров и не уронить яйцо. Бег в гору, в мешках и перетягивание каната считаеются народными играми, они проводятся не только на Сабантуе, но и на других праздниках.

Разбей горшок

Обрядом разбивания глиняного горшка раньше сопровождалась церемония изгнания злых духов, сейчас это просто забавная игра. Участник с завязанными глазами палкой должен попасть по глиняному горшку. Говорят, что в 1996 году Борис Ельцин приехал в Казань на Сабантуй, где по всем правилам справился с конкурсом.

Горшок нужно разбить с завязанными глазами. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Бой мешками

Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника на землю.

Бой мешками. Фото: АиФ

Монета в катыке

Игроку плотно завязывают глаза и отводят руки за спину. По сигналу судьи игрок наклоняется над тарелкой и, «нырнув» лицом в катык (кисломолочный напиток), губами начинает искать монету. Время поиска монеты строго ограничено.

Поднятие гири

Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 кг рукой. Правила соревнований просты таковы: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги.

«Возможно, Сабантуй потому и любят в народе, что он дает возможность каждому взрослому на один день вновь почувствовать себя ребенком. Поэтому можно с уверенностью сказать, что основные традиции этого праздника никогда не умрут», - отмечает Гамирзян Давлетшин.

(Город Казань сайт, 22 июня). Завтра, 23 июня, в Казани отпразднуют татарский народный праздник Сабантуй. Он пройдет на двух площадках города: в Березовой роще поселка Мирный и лесопарковой зоне озера Лебяжье. Праздник посетят не только жители и гости столицы Татарстана, но также и болельщики, приехавшие в город на матчи чемпионата мира по футболу.

Традиционно главной площадкой праздника жилого массива Мирный, где для жителей и гостей столицы Татарстана подготовили насыщенную программу с народными гуляниями, забавами, творческими мастер-классами, ярмаркой ручных изделий и спортивными состязаниями. Добраться до этой площадки желающие смогут на общественном транспорте – в частности, специальными автобусными маршрутами с четырех остановок: «Станция «метро Пр.Победы», «10 микрорайон», «Концертный зал филармонии» на Павлюхина и «ул.Глазунова» (Теплоконтроль). Перевозку по этим маршрутам будут осуществлять 73 автобуса. Они будут ходить с 8.00 до полного окончания праздничных мероприятий и вывоза всех гостей праздника. Ожидается, что праздничные мероприятия продлятся до 16.00. Оплата проезда в автобусах по обычному внутригородскому тарифу. Кроме того, на Сабантуй можно будет приехать

Лесопарковая зона озера Лебяжье, которая также станет площадкой татарского национального праздника, будет поделена на несколько площадок различной тематики. Праздник здесь начнется в 10.00, а автобусы к площадке начнут ездить с 8 утра.

На Лебяжье можно будет добраться на автобусах маршрутов №№36, 46, 72. Для этого необходимо доехать до остановочного пункта «Ремплер» в поселке Залесный, откуда до площадки Сабантуя с интервалом движения 5 минут будут ходить бесплатные автобусы с праздничными указателями «Сабантуй-2018». Перевозка по этим маршрутам будет осуществляться до полного окончания праздника - ориентировочно до 16.00. Автобусы, проходящие по Горьковскому шоссе, будут работать в усиленном режиме – на маршрут выйдет на 72 единицы подвижного состава больше. Для жителей и гостей города будут организованы парковки. Свои авто казанцы смогут оставить на парковке у жилого комплекса «Залесный Сити», у лагеря «Солнечный», на площадке у лыжной базы «Динамо» возле озера Малое Лебяжье.

После обеда народные гуляния продолжатся на территории Казанского ипподрома, где пройдут традиционные конноспортивные соревнования, состоящие из 12 заездов. Конноспортивный праздник начнется в 15.00 и будет сопровождаться концертной программой. Отметим, что в связи с проведением скачек на Казанском ипподроме с 15.00 будет усилена работа троллейбусного маршрута №3. С остановки «метро «Проспект Победы» через ипподром до Центрального парка культуры и отдыха будет курсировать дополнительный шаттл.

На Алтае готовятся отметить юбилейный национальный татарский праздник Сабантуй. В нашем регионе его празднуют в 25-й раз. Впервые Сабантуй пройдет на территории особой экономической зоны "Бирюзовая Катунь"..

Что это за праздник - Сабантуй?

Сабантуй - это самый известный национальный татарский праздник в честь окончания полевых работ. Его отмечают с конца мая до конца июня. Название происходит от слов тюркского происхождения "сабан" – плуг и "туй" – то есть свадьба, торжество или вообще праздник в широком значении. Получается, "торжество плуга" или день земледельцев. В языческие времена крестьяне во время этого праздника восхваляли духов плодородия, а также Солнце, бога Неба, чтобы был хороший урожай. Отсюда появились традиционные состязания в прыжках, беге, борьбе и конных скачках.Сейчас религиозная составляющая практически сошла на нет. Сабантуй стал просто веселым народным гулянием, во время которого можно увидеть всю красоту обрядов и обычаем татарского народа. Сегодня праздник возведен в ранг государственного в Татарстане и Башкортостане. Однако Сабантуй отмечается и на других территориях России и даже в других странах мира, где есть татарские диаспоры.

В 2004 году у праздника появилась собственная эмблема — домотканое татарское полотенце с красным орнаментом на фоне голубого неба.

Когда и где будут отмечать Сабантуй в Алтайском крае?

Что особенного будет на празднике в этом году?

Во-первых, Сабантуй впервые пройдет в предгорьях Алтая. Год назад, например, главной площадкой был парк Центрального района Барнаула.

Во-вторых, на праздник приедут главы трех субъектов России: врио губернатора Алтайского края Виктор Томенко, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и глава Республики Алтай Александр Бердников. "Пройдут переговоры на высшем региональном уровне по вопросам в области экономики, взаимодействия в сфере культуры, образования", — сообщил врио министра экономического развития Алтайского края Николай Чиняков.

И, конечно, с особым размахом будут встречать гостей праздника.

Можно подробнее про "особый размах" праздника?

Площадки начнут работать с 10.00. Торжественное открытие Сабантуя назначено на 13.00. С приветственным словом выступит врио губернатора Алтайского края Виктор Томенко, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и глава Республики Алтай Александр Бердников.

В программе запланированы выступления мастеров искусств Татарстана и фольклорных коллективов алтайской земли. Особенность татарского праздника Сабантуй в том, что любой желающий может принять участие в различных состязаниях и конкурсах.

Одно из главных событий — куреш. Это национальная борьба на поясах. Победитель получает главный приз - автомобиль. Проверить свои силы и побороться (в прямом смысле) за авто может любой желающий.

Также каждый сможет принять участие в боях мешками на бревне, конных скачках, показать свою силу, поднимая тяжелые гири, или снять приз, забравшись на высокий и скользкий столб. Пройдут соревнования по забегам в мешках или с полными ведрами воды на коромыслах. Можно будет от души побить горшки, правда с завязанными глазами, а также принять участие во множестве других веселых игр и аттракционах.

В этом году в Сабантуе участвуют лучшие коллективы республики Татарстан, приезжает много артистов.

Впервые построено полноценное татарское подворье на территории "Бирюзовой Катуни", где будут представлены особенности культуры, гастрономии.

"Надеюсь, мы сможем удивить любого, кто приедет на этот праздник", — отметил Чиняков.

А кормить будут?

Конечно! Да еще как! Национальную татарскую кухню представят множеством блюд.

Председатель региональной национально-культурной автономии татар Алтайского края Анвар Аминов рассказал, что из Татарстана специально на праздник привезли огромный казан, рассчитанный примерно на пять тысяч порций. Гости Сабантуя смогут бесплатно попробовать плов из этого казана.

Среди прочих гастрономических радостей — очпочмаки, перемячи, беляши, чак-чак. А еще будет представлено национальное блюдо кыстыбый. Ему нет аналогов в русской кухне. Это традиционное татарское блюдо из теста с начинкой. Представляет собой обжаренную пресную лепешку, начиненную картофельным пюре. По виду напоминает незакрытый пирог – начинка кладется на одну половину лепешки и закрывается сверху второй половиной.

Как добраться до "Бирюзовой Катуни"?

ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" расположена в Алтайском районе. Расстояние от Барнаула составляет около 290 км. Организовано гостей на праздник доставляют туристические агентства. Но можно добраться и самостоятельно на автомобиле или автобусе. от Барнаула по Чуйскому тракту (федеральной трассе Р 256/ М 52) до моста через Катунь за пос. Манжерок (не доезжая источника Аржан-Суу). Время в пути по свободной трассе – от 3,5 ч.