Питание по сунне. Как кушал Пророк Мухаммед Питание пророка мухаммеда

Вопрос: Насколько достоверны следующие хадисы:

Передается от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Аль-Бухари.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам не есть всего, что нам захочется. Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Ибн Маджа.

Есть ли запреты на чрезмерность в еде или порицание за то, что человек не может контролировать себя во время еды? Есть ли хадисы, аяты или книги о запрете чрезмерности в еде или о сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и принятия пищи? Да воздаст вам Аллах благом.

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: Чревоугодие является одним из величайших грехов, который ведет к погибели и становится причиной болезней, как душевных, так и физических, потому что оно вызывает похоть, страсть к богатству и положению для осуществления этих желаний. Оно также становится причиной душевных недугов, например, лицемерия, зависти, хвастливости и высокомерия из-за увлеченности мирской жизнью. Оно часто приводит к совершению грехов и аморальных поступков, и все из-за этого желания. Арабы говорили в старину: «Желудок – дом болезней, а диета – основа лечения».

Аллах говорит:

وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Преграды 7:31)

В Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поощряется умеренность в еде, а расточительность крайне порицается.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания». Ат-Тирмизи, 2380; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Ас-Сильсиля ас-Сахиха» (2265).

Сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) никогда не садился есть, пока к нему не приводили какого-нибудь бедняка, который разделял с ними трапезу. Нафи‘, передававший хадисы с его слов, сказал: «Однажды я привёл с собой какого-то человека, чтобы он поел вместе с ним, и этот человек ел очень много, а потом Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «О Нафи‘, больше не приводи ко мне этого человека, ибо я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а неверующий в семь». Аль-Бухари, 5393; Муслим, 2060.

Ан-Навави сказал, комментируя этот хадис (14/25): «Ученые сказали: «Этот хадис означает, что нужно довольствоваться малым в этой жизни, а также в нем поощряется аскетизм. Довольство малым количеством еды является хорошей чертой, в противовес обжорству. Что касается слов Ибн Умара о бедняке, который много ел: «Пусть он больше не приходит», то он сказал так только потому, что тот вел себя как неверующий, и если человек походит своим поведением на неверующего, то нежелательно смешиваться с ним без необходимости; кроме того, тем количеством пищи, которое он съел, можно было накормить несколько человек».

Во-вторых: Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) собрал и обобщил из достоверных хадисов сведения, касающиеся Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и питья. Он говорит в книге «Заад аль-Ма’ад» (1/147):

«Обычаем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было принимать то, что имелось, и не искать то, чего не было. Когда ему приносили хорошую пищу, то он вкушал ее, если она нравилась ему, в противном случае он не трогал ее, но и не запрещал. Он никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, а если она ему не нравилась, то оставлял ее. Например, так было с мясом ящерицы, которое он не ел, но он не запретил его для своей уммы. Он ел сладости и мед, которые любил. Он ел верблюжатину, баранину, курицу, мясо дрофы, дикого осла, кролика и морепродукты. Он ел жареное мясо, свежие и сушеные финики…Он не отказывался от хорошей еды, но не пытался искать ее, а довольствовался тем, что у него было. Если у него не было еды, то он проявлял терпение и от голода привязывал к животу камень. Можно было увидеть три молодых месяца подряд и за это время в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разжигали огня».

В-третьих: Ученые перечислили преимущества умеренности в еде, в том числе:

1. Чистота сердца, живость ума и проницательность. Сытость порождает глупость и ослепляет сердце. Поговорка гласит: «Человек с голодным желудком приобретает способность глубоко мыслить и отличается острым умом».

2. Смирение и избавление от тщеславия, празднества и высокомерия, которые являются основой тирании и пренебрежения Аллахом.

3. Человек помнит о гневе Аллаха и Его наказании, а также о тех, кого постигли несчастья. Сытый забывает о голоде и о тех, кто голоден, но благоразумный вспоминает о бедах Следующей жизни, когда видит тех, кто попал в беду в жизни земной.

4. Одно из самых больших преимуществ умеренности – это преодоление греховных желаний и контроль над своим нафсом, который склонен ко злу. Желания и сила являются источником всех грехов, а еда служит топливом для них. Зуль-Нун сказал: «Когда бы я ни наедался досыта, я грешил или думал о грехе».

5. Избавление от сонливости и бодрствование допоздна. Кто много ест, тот много пьет; кто много пьет, тот много спит. Сон отнимает много времени и по этой причине человек пропускает тахаджуд. Он становится вялым, а его сердце черствеет. Время – это самый ценный дар и человеческий капитал, а долгий сон укорачивает жизнь и является смертью.

6. Физическое здоровье и защита от болезней, которые возникают от переедания и смешивания в желудке различной еды. Врачи говорят, что переедание приводит к болезням, а диета лечит.

См. «Ихья Улюм ад-Дин», 3/103-104.

В-четвертых: Оба хадиса, о которых вы спросили, недостоверны.

Первый хадис: Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Передал аль-Бухари в «Ад-Ду’афа», как сказал об этом аз-Захаби в «Мизан аль-И’тидаль» (3/335). Этот хадис также передал Аби Дунья в «Аль-Джуу», №22.

Передан через Гассана ибн Убейды аль-Азди аль-Маусили, который сказал: «Рассказал нам Хамза аль-Басри от Хишама ибн Урвы, от его отца, от Аиши».

Я говорю: «Его иснад очень слабый из-за Гассана ибн Убейды. Сказано в его биографии из «Лисан аль-Мизан» (4/418): «Ахмад ибн Ханбаль сказал: Мы записывали от него, а когда он пришел к нам сюда, я сжег все, что записал от него. Ибн Ади сказал: Слабость его хадиса очевидна. Передается от Яхьи ибн Ма’ина, что он слабый…Затем он посчитал этот хадис от Аиши неприемлемым (мункар)».

Поэтому шейх аль-Альбани сказал в «Даиф ат-Таргиб» (1239): «Это отвергаемый хадис».

Обратите внимание: в вопросе этот хадис приписывают аль-Бухари и это серьезная ошибка, потому что слова «передан аль-Бухари» обычно означают, что это хадис из его «Сахиха». Однако имам аль-Бухари написал множество других книг, где он передавал хадисы и их иснады, которые не всегда достоверны, например, в его напечатанной книге «Ду’афа ас-Сагир», или «Ду’афа аль-Кабир», о которой упомянули Ибн ан-Надим и Брокельманн в «Тарих аль-Адаб» (ст.р 65), и которая до сих пор хранится в библиотеке индийского города Патна. Если аль-Бухари передал хадис в любой другой своей книге, помимо «Сахиха» (который, безусловно, является самым великим трудом, написанным ученым в Исламе), то при цитировании хадиса следует отметить: «передан аль-Бухари в «Ат-Тарих», или в «Ад-Ду’афа», или в «Аль-Адаб аль-Муфрад». Тогда следует изучить иснад хадиса и его достоверность, как это делается в других книгах.

Возможно, хадис от Аиши содержится в «Ад-Ду’афа аль-Кабир». Мы искали его в «Ад-Ду’афа ас-Сагир», но не нашли. В «Ад-Ду’афа ас-Сагир» редко упоминаются хадисы и иснады. И Аллах знает лучше.

Второй хадис: Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Передали Ибн Маджа (3352); Абу Йала, «Муснад» (5/154); Абу На’им, «Аль-Хилях» (10/213); аль-Бейхаки, «Шу’аб аль-Иман» (5/46) и другие. Хадис марфу (приписываемый Пророку, мир ему и благословение Аллаха) передан через Бакийя ибн аль-Валида, Йусуфа ибн Аби Касира, Нуха ибн Захвана, от аль-Хасана, от Анаса.

Иснад хадиса очень слабый и имеет несколько недостатков, например:

1. Йусуф ибн Аби Касир, о котором Ибн Хаджар сказал: «Один из шейхов Бакийи, который неизвестен». См. «Тахзиб ат-Тахзиб», 11/421.

2. Нух ибн Захван, чьи хадисы отвергаются. В его биографии из «Тахзиб ат-Тахзиб» говорится: «Ибн Ади сказал: «Его хадисы недостоверны». Ибн Хиббан сказал: «Его хадисы полностью отвергаются и их не должны передавать». Абу На’им сказал: «Он передавал сомнительные хадисы от аль-Хасана, и у него есть бумага от аль-Хасана от Анаса»».

Более чем один ученый назвал этот хадис слабым: Ибн Хиббан, «Аль-Маджрухин», 3/47; Ибн Ади, «Аль-Камиль», 8/299; Ибн аль-Джаузи, «Аль-Маудуат», 3/182; аль-Бусайри, «Мисбах аз-Зуджяджя», 2/188; ас-Саххави, «Аль-Макасид аль-Хасана», 515. Аль-Альбани сказал в «Ас-Сильсиля ад-Даифа» (№241): «Выдуманный хадис».

Достаточно тех достоверных хадисов, которые мы привели выше, и нет нужды в этих двух слабых хадисах. Желающие узнать больше по этой теме могут обратиться к следующим книгам: «Аль-Джуу» , Ибн Аби Дунья; «Мухтасар Минхадж аль-Касидин», Ибн Кудама; «Заад аль-Ма’ад», Ибн аль-Кайим; «Шарх Рийяд ас-Салихин», Ибн Усеймин.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о продуктах

Наш Пророк ﷺ сказал: «Милостью Того, в чьих руках душа моя, ешьте мед. Потому что нет дома, за который не ходатайствовали бы о милости ангелы, если в нем употребляют мед. Если человек ест мед, тысяча лекарств входит в его желудок и миллион болезней выходят. И если внутри умершего будет мед, то его не коснется огонь Ада».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану» (Ибн Масуд)


Финики

Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто начинает свой день с семи прессованных (аджва) фиников, не грозит отравление и колдовство в этот день»

Посланник Аллаха ﷺ сообщил: «Финики являются плодами Рая. Они имеют целебное свойство против отравления» (ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает, что Пророк ﷺ сказал: «В доме, где есть финики, никогда не будут голодать» (Муслим). Он также сказал: «Дом, в котором нет фиников, подобен дому, в котором нет еды» (Ибн Маджа)

«Давайте финики роженице. Если не можете дать ей свежих фиников, то дайте сушеных, потому что нет более полезного дерева для женщины, чем финиковая пальма» («Умдат аль-Кари», 21:68)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ разделил между своими сподвижниками финики, дав каждому по семь штук. Он дал и мне семь фиников, один из которых оказался сухим и незрелым, однако не было среди них более дорогого для меня, чем он, так как мне было трудно жевать его» (Бухари)


Арбуз

«Наш Пророк ﷺ ел молодые финики с арбузом» (Абу Давуд). Как рассказывает мать верующих Айша, да будет доволен ею Аллах: «Наш Пророк ﷺ ел арбузы и дыни с финиками и говорил: "Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого"» (Абу Давуд, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Любая из ваших женщин, которая употребляет арбуз, будучи беременной, обязательно родит ребенка, красивого внешне и с хорошим характером»


Огурцы

От Абдуллаха ибн Джафара, да будет доволен им Аллах, передают: «Я видел, как Посланник Аллахаﷺ ел свежие финики с огурцами» (Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи)


Виноград

Однажды к Пророку Мухаммаду ﷺ пришел бедный мужчина и принес чашу с виноградом в подарок. Пророк Мухаммад ﷺ принял подарок, взял виноградину, и, съев её, улыбнулся. Потом вторую, третью, и каждый раз он улыбался, в то время как мужчина будто был готов взлететь от радости. А сподвижники смотрели. Они были удивлены, ведь Посланник Аллаха ﷺ всегда делился с ними, а в этот раз – нет… Пророк Мухаммад ﷺ съел весь виноград и вернул чашу мужчине, и тот ушел с огромной радостью на лице. Тогда кто-то из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха! Почему ты не поделился с нами?». Пророк ﷺ улыбнулся и ответил: «Вы видели радость на его лице? Когда я попробовал виноград, он оказался кислым. И я побоялся, что, если бы я поделился с вами, кто-нибудь из вас сказал бы это и расстроил бы его»


Хлеб

Наш Пророк ﷺ всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями. От Абу Хазма передают: «Я спросил у Сахля ибн Сада: "Ел ли Посланник Аллаха ﷺ хлеб из очищенной муки?" Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел очищенной муки". Я спросил: "А были ли у вас сита?". Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел сита". Я спросил: "Как же вы ели непросеянный ячмень?" Он поведал: "Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто"» (Бухари)

Сообщается, что однажды (какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однако он отказался от еды, сказав: «Посланник Аллаха ﷺ покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба».

От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: "Это приправа к этому"» (Абу Давуд)


Молоко

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время ночного путешествия Пророку ﷺ принесли две чаши, одна из которых была наполнена вином, а другая – молоком. После того как он посмотрел на них и взял молоко, Джибриль, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Хвала Аллаху, Который направил тебя: если бы ты взял вино, твоя община сбилась бы с пути!» (Муслим)


Сливочное масло

Абдуллах ибн Буср и его братья сообщили следующее: «Однажды к нам заглянул Пророк ﷺ, и мы предложили ему сливочное масло и финики. Пророк ﷺ очень любил сливочное масло» (Абу Дауд)


Гранат

Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ни одного граната в ваших садах, который не был бы оплодотворен семенем граната Рая».

От Али, да будет доволен им Аллах, передают: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок"» (Ахмад ибн Ханбал)


Айва

От Ибн Аббаса (р.а) передают: «Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, передал нашему Пророку ﷺ плод айвы, привезенный им из Таифа. Пророк ﷺ сказал: "Айва прогоняет печали, придает сияние сердцу"» (Табарани)

Тальха, да будет доволен им Аллах, передает: «Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха ﷺ. Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: "О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение"» (Шамаил ан-Наби)


Саранча

Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа)

Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха ﷺ в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Абу Дауд)


Уксус

Передают со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах: Пророк ﷺ пришел ко мне и спросил: «Что у вас есть из еды?» Я посетовала: «У нас есть лишь кусочек хлеба и уксус». Пророк ﷺ сказал: «Насколько же уникальный продукт - уксус!»

Пророк Мухаммад ﷺ также сказал: «Несите его (уксус). Дом, в котором есть уксус не может считаться бедным» (ат-Тирмизи)

Адабы (правила) употребления пищи

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых»

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял её» (Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края»

Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В детстве я находился на попечении Посланника Аллаха ﷺ. Обычно я протягивал руку к разным концам общего блюда, но (однажды) Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” - и с тех пор я ем только так» (Муслим)

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!) (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе (в дом) и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же он вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», - а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, шайтан говорит: «Вы получили и приют, и ужин» (Муслим)

Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз один человек ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) Посланника Аллаха ﷺ и он не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!), - и тогда Пророк ﷺ рассмеялся и сказал: «Шайтан (всё время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, шайтан изверг из себя всё то, что было у него в чреве» (Абу Дауд; ан-Наса’и)

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то раз, когда) Посланник Аллаха ﷺ ел вместе с шестью своими сподвижниками, пришёл один бедуин и доел (всю еду, взяв сразу) два куска, а Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, если бы он помянул имя Аллаха(, еды) обязательно хватило бы вам (всем)!» (ат-Тирмизи)

Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что, закончив есть, Пророк ﷺ обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, хвала, (без которой нам) не обойтись! (Он -) Господь наш!» (Аль-хамду ли-Ллахи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда’ин ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!)» (Аль-Бухари)

Передают со слов Му’аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто после еды будет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе!» (Аль-хамду ли-Ллахи аллязи ат’ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин минни ва ля кувватин!), - простятся его прежние прегрешения» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-либо из вас ест или пьет, то пусть ест и пьет правой рукой. Так как левой рукой ест и пьет шайтан» (Муслим)

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: “Не носите (одежду из) шёлка и дибаджа*, не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из золотой и серебряной посуды, ибо, поистине, всё это предназначено для них (неверных) в мире этом, а для нас - в мире вечном”» [*Дибадж - название дорогой материи на шёлковой основе. Запрет на ношение таких тканей касается только мужчин]

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пейте воду потихоньку, не набирая полный рот» (Джамиус-Сагыр, 1/392)

Самое любимое блюдо пророка Мухаммада(мир ему) и традиционная еда племени Курайш – блюдо Тирит.

Как передают источники, в период раннего ислама среди арабов племени курайш было распространена сладость очень любимая посланником Аллаха (мир ему). Фалудхаж (название сладости) готовился из крахмала и мёда.

Источники сообщают, что любимое блюдо посланника Аллаха (мир ему) – это тирит. В те времена готовились и другие блюда: например, блюдо из мяса козы и овцы, приготовляется на воде из сыворотки молока; блюдо «Мадира» - мясное блюдо, приготовленное на сыворотке молока.

Во время празднования одной из битв, бербер угостил пророка (мир ему) сладостями под названием «Хайс», приготовленными из фиников и молока.

Безусловно, в Саудовском полуострове жаркие погодные условия не давали возможность развитию высокой кулинарной культуры. Однако в Дамаске и в Багдаде под влиянием соседних культур традиционная кулинария была довольно богатой. В VII веке в Мекке уменьшилась скромность в еде и достигла вершины арабская кухня. Со временем во всех арабских странах, даже под управлением Омеядов на пиренейском полуострове, распространилась арабская кулинарная культура.

Распространённое блюдо арабов племени Курайш – Тирит, как уже упоминалось выше, было любимым блюдом посланника Аллаха (мир ему). Приводим вашему вниманию способ приготовления данного блюда, максимально близкое рецепту седьмого столетия:

Ингредиенты:

Три стакана нута;

1.5 кг. нарезанной кубиками баранины;

8 стаканов воды;

6 чашек мелко нарезанного лука;

Две чайной ложки молотого кориандра;

Полчашки мелко нарезанного свежего кориандра;

Две чайные ложки тмина;

Две чайные ложки чёрного перца;

Одна столовая ложка соли;

Полчайной ложки шафрана пропитанных в двух столовых ложках воды;

Полстакана мёда;

Лаваш в размере достаточном для двух стаканов нарезанной питы (вид хлеба);

6 штук порезанных на четыре части лавашей.

Способ приготовления:

Нут поместить в большой контейнер, туда же налить холодную воду в размере, полностью покрывающем нут, настоять так одну ночь. На следующий день нут процедить и отложить. Баранину, нарезанную мелкими кубиками поместить в большую кастрюлю и наполнить её холодной водой. После кипения воды нужно собрать пену. После этого в кастрюлю помещаются нут, лук, молотый и нарезанный свежий кориандр; тмин, чёрный перец. После вскипания уменьшить огонь. После этого разбить яйца в тирите и ждать час-полтора, пока нут и мясо баранины не станут мягкими. Добавьте соли и шафрана. Затем из воды тирита извлечь полстакана воды и перемешать с мёдом и залить обратно в кастрюлю. Добавьте нарезанную питу и перемешайте. Кипятите три минуты на сильном огне. На сервисный поднос положить порезанный на 4 кусочка питы лаваш. Питы могут быть поданы и в дополнении к тириту. Желающие могут вниз своей тарелки положить несколько кусочков питы и на нее поместить тирит. Вначале употребляется тирит, а затем смягченные питы.

Пророк Мухаммад ﷺ является примером для нас во всём, в том числе и в питании. Следуя пророческому наследию, мы обретаем множество благ и в этой жизни, и в мире вечном. Дабы не упустить этот шанс, предлагаем вниманию читателей 10 продуктов, которые употреблял в пищу сам Посланник Божий ﷺ.

1. Арбуз.

Арбуз является очень ценной ягодой. Посланник Божий ﷺ ел его вместе с финиками, как свидетельствует об этом хадис, рассказанный Айшей (да будет доволен ею Аллах):

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَأْكُلُ الْبِطِّيخَ بِالرُّطَبِ فَيَقُولُ: "نَكْسِرُ حَرَّ هَذَا بِبَرْدِ هَذَا ، وَبَرْدَ هَذَا بِحَرِّ هَذَا "

«Пророк ел арбуз с финиками и говорил: "Устраняем жар первого холодом второго, и холод этого – жаром того"» (имамы Абу Дауд, ат-Тирмизи и др.).

Виноград считается природной кладовой витаминов и минеральных веществ. Это один из ценнейших фруктов. Содержание глюкозы в винограде достигает 20-25%, её быстрая усвояемость весьма полезна тем, кто испытывает тяжёлые физические и умственные перегрузки.

Об этом фрукте много упоминаний и в Коране, и в хадисах.

فَأَنشَأْنَا لَكُم بِهِ جَنَّاتٍ مِّن نَّخِيلٍ وَأَعْنَابٍ لَّكُمْ فِيهَا فَوَاكِهُ كَثِيرَةٌ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ.

«Мы вырастили вам с помощью этой воды пальмовые, виноградные и другие сады, в которых для вас много плодов и фруктов, чтобы вы питались ими» (смысл 19 аята суры «аль-Муъминун», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

Ценность граната широко известна. Об этом фрукте говорится и в Священном Коране:

فِيهِمَا فَاكِهَةٌ وَنَخْلٌ وَرُمَّانٌ.

«В них также различные виды фруктовых плодов, пальмы и гранаты» (смысл 68 аята суры «ар-Рахман»).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), употребляя гранат, говорил: «Поистине, дошло до меня, что нет на этой земле граната, чтобы он не был оплодотворён семенем из числа семян Рая. И быть может, эти семена из них» (ат-Табарани).

Сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Ешьте гранат вместе с плёнкой, разделяющей семена, ибо, поистине, он благотворно влияет на желудок» (имам Ахмад).

4. Инжир (смоковница).

Это уникальный фрукт, содержащий, в сравнении со всеми другими фруктами, очень много клетчатки. Целая глава Священной Книги названа этим фруктом – сура «ат-Тин» (Смоковница). В первом же аяте этой суры Господь описывает полезные качества инжира:

وَالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ.

«Клянусь смоковницей и маслиной, плоды которых благословенны и из которых люди извлекают много пользы» (смысл 1 аята суры «ат-Тин», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

5. Мёд.

О полезных свойствах мёда известно давно. Мёд исцеляет от многих болезней кровеносной системы, пищеварения, укрепляет иммунитет, лечит астму, язвы и так далее. О мёде есть упоминание и в Священном Коране и в благородных хадисах.

В частности, в Коране говорится о пчёлах, которых Аллах наделил функцией вырабатывать мёд (смысл): «…Выходит из внутренностей пчёл питьё разного цвета, в котором - лечение для людей…» (сура «ан-Нахль», аят 69).

В хадисе, рассказанном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк ﷺ отмечал: «Вам даны два средства исцеления – мёд и Коран» (Ибн Маджа).

Молоко было самым любимым напитком Посланника Божьего ﷺ (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 166). Этот напиток обладает бесценным количеством полезных свойств, что подтверждается следующим изречением Пророка ﷺ: «Если кто-либо из вас принимает пищу, то пусть он скажет: "О мой Аллах, да вложи в это благословение и дай лучшее". А если же он принимает молоко, то пусть скажет: "О Аллах, сделай его для нас благодатным, преувеличь его, и нет ничего, кроме молока, заменяющего и пищу, и питьё"» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

В другом хадисе говорится:

أَلْبَانُ الْبَقَرِ شِفَاءٌ وَسَمْنُهَا دَوَاءٌ وَلُحُومُهَا دَاءٌ.

«Вы держите коров, их молоко – лекарство, масло – исцеление, мясо – болезнь» (ат-Табарани). Отметим, что вред говядины уменьшается, если при варке добавить чеснок, имбирь и перец.

Олива, в арабском языке известная как зейтун, является лекарством более чем от семидесяти болезней. Так, оливковое масло уменьшает вредное воздействие на организм свободных радикалов, играет важную роль в предупреждении раковых заболеваний. Масло оливы также играет важную роль в предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний, предотвращает загустение крови и ускоряет её передвижение по сосудам, выступает помощником при понижении высокого давления, предупреждает ожирение.

Пророк ﷺ сказал:

كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة.

«Ешьте оливковое масло и смазывайте им своё тело, ибо, поистине, оно взято от благословенного дерева» (имамы Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким)

В хадисе, рассказанном Айшей (да будет доволен ей Аллах), приводятся следующие слова Пророка ﷺ: «Уксус! Лучшая приправа!» (имам Муслим, 1051).

Финики – удивительный плод, которому во многих странах приписывают свойства укреплять человеческое здоровье и продлевать жизнь. О значимости фиников может свидетельствовать тот факт, что слово «финики» встречается в Священном Коране более 20 раз. У этого сладкого плода масса целебных и полезных свойств.

Согласно хадисам, финики являются не только противоядием, но и эффективно защищают от воздействия черной магии.

مَنْ تَصَبَّحَ كُلَّ يَوْمٍ سَبْعَ تَمَرَاتٍ عَجْوَةً لَمْ يَضُرُّهُ فِى ذَلِكَ الْيَوْمِ سُمٌّ وَلاَ سِحْرٌ.

«Тому, кто каждым утром будет съедать по семь фиников (сорта) ‘аджва, в этот день не повредят ни яд, ни колдовство» , – говорится в изречении Пророка ﷺ (имамы аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Другой хадис гласит: «Давайте финики роженице. Если не можете дать ей свежих фиников, то дайте сушёных, потому что нет более полезного дерева для женщины, чем финиковая пальма» («Умдат аль-Кари», 21:68).

Ячмень называют пищей пророков. Ячменная каша (тальбина) весьма полезна для физического и душевного здоровья. Посланник Божий ﷺ говорил: «Вы постоянствуйте на употреблении тальбина. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, она смоет ваши внутренности (батин), как вода смывает грязь с ваших рук» (Ибн Маджа).

Супруга Пророка ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Ешьте, ибо я слышала, как Посланник Аллаха говорил: "Тальбина успокаивает сердце больного и уносит с собой часть печали"» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Также Пророк ﷺ всегда давал отведать ячменного супа людям, страдающим от лихорадки.

При выборе продуктов мы в первую очередь обращаем внимание на их полезные свойства. Употребление тех или иных даров природы помогает исцелиться от болезней, улучшить работу органов, служит профилактикой заболеваний. Отдельные пищевые рекомендации для мусульман содержатся и в Благородной сунне.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял большое внимание выбору пищи и призывал верующих к этому. Мы подготовили для Вас перечень из семи продуктов, упомянутых в качестве полезных в хадисах.

1. Чёрный тмин

Чёрный тмин, который также именуют чернушкой посевной, представляет собой травянистое растение. Во многих странах он используется в качестве специи. В состав его семян входит немало полезных веществ, которые и придают ему целебные свойства.

В качестве лекарства чёрный тмин, а также масло, изготовленное из его семян, испокон веков использовали в странах Азии и Африки. В он применяется как специя для добавления в кондитерские изделия и выпечку. Кроме того, им сдабривают мясные блюда, рыбу и салаты.

О пользе этой специи говорится в жизнеописании Пророка Мухаммада (с.г.в.). Так, однажды он сказал: «Употребляйте в пищу чёрный тмин, так как он - лекарство от всех болезней, кроме смерти» (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад).

Исследования современных учёных подтвердили изречение Божьего Посланника (с.г.в.) Чёрный тмин действительно лечит многие распространённые болезни и недуги людей, такие как простуда, ангина, сосудистые заболевания, раковые опухоли, камни в почках, кишечные черви, геморрой, диарея и др. Также он служит средством профилактики заболеваний.

2. Финики

Немалую пользу приносят человеку и финики. Их основное достоинство - в укреплении здоровья и долголетия.

Целебные свойства фиников известны ещё с давних времён. В химический состав этих плодов входит 23 вида аминокислот, которые отсутствуют в большинстве других фруктов. Кроме того, содержится вещество триптофан, которое препятствует старению организма и обеспечивает функционирование клеток мозга.


Особую пользу финики приносят во время соблюдения в месяц Рамазан. Именно поэтому Пречистая сунна приписывает после уразы разговляться именно этим природным десертом. Употребив в пищу несколько плодов, у человека сразу пропадает чувство голода, что ограждает его от переедания, придаёт силы для совершения вечернего (магриб) намаза.

Известен хадис Посланника Аллаха (с.г.в.), который, в частности, наставлял: «Финики являются исцелением от отравления» (Тирмизи).

3. Оливки

О пользе оливок (маслин) свидетельствует уже один тот факт, что они упоминаются в нескольких сурах Священного Корана. Как известно, оба продукта представляют собой плоды одного и того же дерева - оливы. Различаются они лишь цветом и степенью созревания. Их польза обусловлена содержанием большого количества витаминов и минералов.

Благодаря своему составу плоды оливы незаменимы при некоторых заболеваниях: атеросклероз, нарушение пищеварения, анемия, артрит, артроз, ожирение. Кроме того, оливки улучшают работу половых органов человека, стимулируя кровообращение.


В сунне Пророка (с.г.в.) говорится о множестве полезных свойств масла из плодов оливы. Один из хадисов гласит: «Употребляйте в пищу масло оливы, мажьте им своё тело, ибо в нём исцеление от 70 болезней, включая проказу» (Табарани). В другом хадисе можно встретить следующий совет: «Ешьте оливковое масло, умащайтесь им, так как оно - от благословенного дерева» (Тирмизи, Ахмад).

4. Мёд

Мёд служит одновременно сладким лакомством и полезным нектаром. Его активно используют для приёма в пищу как в сыром виде, так и в обработанном. Он незаменим при приготовлении , кондитерских изделий. Кроме того, продукты пчеловодства используют в лечебных препаратах.

В химический состав мёда вошла целая кладезь полезных элементов и витаминов, в особенности витамина В. Он способствует улучшению работы печени и почек, стимулирует кровообращение.


Великий арабский целитель Абу Али Хусейн (в западном мире известный как Авиценна) в своём труде «Трактат об уксусомёде» называл нектар продуктом долголетия. Он советовал принимать мёд при нарушениях пищеварения, а также для наружного применения. Это природное лакомство активно используется при лечении простуды, боли в горле и кашля.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечал: «Целительная сила есть в трёх вещах: в глотке мёда, (кровопускании - прим. IslamGlobal ) и прижигании, но я запрещаю последнее» (Бухари). В другом хадисе сказано: «Обращайте особое внимание на два лекарства: Коран и мёд» (Ибн Маджа).

Тот факт, что Посланник Аллаха (с.г.в.) употребил мёд рядом со Священным Кораном, говорит сам за себя.

5. Гранат

Гранат испокон веков был популярен у арабов, которые использовали его кору для заживления ран. Кроме того, его принимали при головных болях. В состав этого фрукта входит большое число минералов и витаминов, в особенности витамина С, способствующего повышению иммунитета.

Рекомендуется принимать его при туберкулёзе, дизентерии, расстройстве желудка, проблемах с кровообращением, болезнях сердца и щитовидной железы. Косточки плода полезны при повышенном давлении и гормональных сбоях.


Милость миров Мухаммад (с.г.в.) тоже призывал верующих употреблять гранат в пищу, поскольку он обладает полезными свойствами. Пророк (с.г.в.) однажды сказал: «Вкушайте мякоть граната, так как она - средство очищения желудка» (Ахмад).

6. Айва

Это фрукт, который по вкусу напоминает яблоко и грушу. В его составе большое количество калия, фосфора и кальция, он улучшает работу головного мозга, мышечной и нервной систем, костной ткани и кожи. Одна айва содержит суточную норму меди и железа.


В хадисе, передаваемом со слов Абу Зарра, упоминаются полезные свойства айвы. «Как-то раз я пришёл к Пророку (с.г.в.) и увидел Его с другими сподвижниками. В руках он держал айву. Протянув её мне, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «О, Абу Зарр! Это тебе! Она улучшает работу сердца, улучшает дыхание, а также устраняет тяжести в районе груди» (Насаи).

7. Арбуз и дыня

Наиболее любимым продуктом многих людей в жаркое время становятся сладкие бахчевые - арбуз и дыня. Оба плода содержат заметную долю вещества фолат, которое рекомендуют употреблять беременным женщинам. Дело в том, что фолат вдвое снижает риск врождённых дефектов у малыша и заболеваний сердечно-сосудистой системы.


Пророк Мухаммад (с.г.в.) любил есть арбузы и дыни в сочетании с финиками, о чём свидетельствует хадис, дошедший до наших дней через Аишу бинт Абу Бакр. «Наш Пророк употреблял в пищу арбузы с дынями одновременно с финиками и пояснял: «Сухость одного мы сочетаем с влажностью другого, холод одного - с жаром другого» (Тирмизи, Абу Дауд).