Открытие и закрытие уразы. Особенности поста Рамадан для женщин: распространенные ошибки, советы на кухне

Сегодня, 6 июня большинство мусульман мира начнут держать пост в честь священного месяца Рамазан, который продлится 30 дней. С наступлением зари и до захода солнца правоверные не могут употреблять еду, жидкость, предаваться развлечениям. Они также должны воздерживаться от сквернословия, брани, клеветы.

Ниже собрали все необходимую информацию о священном месяце Рамазан, которая поможет верующим правильно поститься.

Когда ураза в 2016 году?

В ночь с 5 на 6 июня начинается священный для мусульман месяц Рамазан (Рамадан), который продлится в 2016 году 29 дней и закончится 4 июля. Мусульмане всего мира обязаны воздержаться от приема пищи и жидкости, курения и интимной близости в дневное время суток. Этот пост называется ураза.

Что нужно делать в Рамазан?

Мусульманам, держащим пост, следует проводить время в богослужении, чтении Корана, воздерживаться от греховных деяний, употребления нецензурных выражений и алкоголя, совершать благие дела, помогать малоимущим. Кроме обычных пяти молитв, каждую ночь индивидуально или коллективно совершается предусмотренный только во время Рамазана дополнительный намаз, называемый «таравих».

Кому можно не держать пост во время Рамазана?

Путешественникам, кормящим матерям, которые опасаются за здоровье свое или ребенка, женщинам во время месячных, а также тем, кто болеет, можно не держать уразу. Однако им необходимо «возместить» пропущенные дни в другое время после окончания Рамазана. Люди с тяжелыми и хроническими заболеваниями могут накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день.

Можно ли держать уразу, если не читаешь намаз?

Да, пост будет принят, даже если мусульманин не читает намаз.

Засчитывается ли пост, если по забывчивости выпил воды или поел?

Да, засчитывается. Прием пищи и жидкости по забывчивости не нарушает пост. Как только вы вспомнили, что вы постящийся, нужно немедленно прекратить прием пищи и жидкости и дальше продолжить поститься.

Можно ли курить во время поста?

В дневное время, когда действует пост, нельзя. После разговения можно, но не одобряется.

Можно ли принимать душ/ванну в дневное время?

Можно, однако следует быть осторожным, чтобы не сглотнуть воду. Также разрешается полоскать рот и нос, но так, чтобы вода не попала внутрь.

Как защитить себя от обезвоживания в жаркие летние дни?

Обезвоживание – это когда организм теряет много воды. Если в жаркие дни постящийся человек занимается тяжелым трудом, у него могут появиться высокая температура, диарея, головокружение, тошнота, головные боли и другие признаки обезвоживания. Для того чтобы защитить свой организм, нужно перестать употреблять искусственные напитки, такие как чай, кофе, газировка. Большинство из них содержат химические вещества и кофеин, которые выводят жидкость из организма. Негазированная вода, зеленый или травяной чаи лучше всего подойдут для утоления жажды. Перед рассветом во время приема пищи и питья в воду можно добавить щепотку соли, так как она способствует удержанию воды в организме.

Какие продукты надо употреблять, чтобы уменьшить стресс на постящийся организм?

Утром, перед началом поста, не следует есть жареные, жирные, пересоленные, острые и чересчур сладкие блюда, так как они раздражают слизистую кишечника, тяжело усваиваются и могут вызвать жажду в течение дня. Очень хорошо усваивается каша, у нее есть полезная клетчатка, которая даст энергию на весь день. Употребление сырых или вареных овощей благотворно влияет на организм. Кисломолочные продукты также улучшают работу кишечника. Вечернее разговение лучше начинать с фиников, так как они содержат огромное количество полезных микроэлементов и фруктозы, которые быстро восстановят организм, запить их можно водой. А затем начинать трапезу.

Что такое фитр-садака?

Фитр-садака – это незначительная денежная сумма, взимаемая с мусульман только в месяц Рамазан. Средства, вырученные от фитр-садака, идут на помощь пожилым, людям с ограниченными возможностями, семьям без кормильцев, сиротам и малоимущим.

Какие важные даты есть во время и после Рамазана, которые нельзя пропустить?

Во время Рамазана есть особая «Ночь предопределения». Ее следует провести в поклонении Богу, так как считается, что в эту ночь с небес спускаются все ангелы, и молящемуся прощаются все грехи. Считается, что эта ночь наступает в один из последних 10 дней перед окончанием месяца Рамазан. Согласно общему договору священнослужителей, решено, что «Ночь предопределения» в 2016 году будет с 1 на 2 июля. 5 июля начинается Ураза-байрам. Известен также, как Праздник разговения и Ид аль-Фитр. Его отмечают по случаю окончания поста. Он длится три дня, в это время люди ходят другу к другу в гости, везде накрываются щедрые столы. Мусульманам необходимо посетить родственников, провести эти дни в кругу семьи и близких. После окончания месяца Рамазан наступает месяц Шавваль, где верующие могут поститься дополнительно 6 дней, и это засчитывается, как будто человек постился весь год.

- Рустам Хамитович, кому нельзя соблюдать пост?

С точки зрения ислама, не соблюдать пост могут несовершеннолетние дети, пожилые, беременные женщины и кормящие матери. А вот с точки зрения медицины нельзя держать уразу при сложных формах заболеваний - диабете, язве желудка, хронической сердечной недостаточности, ишемии, болезни сосудов, тромбообразовании. Беременным можно перенести уразу на более поздний срок. А те, у кого нет возможности соблюдать пост или это невозможно по состоянию здоровья, могут каждый день накормить одного нуждающегося, то есть отдавать садаку фидия.

Соблюдение уразы - стресс для организма. Как и когда нужно начинать готовиться к посту, чтобы не пришлось в тягость?

В исламе кроме уразы Рамадан есть дополнительный пост нафль. Наш пророк держал уразу каждый понедельник и четверг. Чтобы приучить организм, можно держать несколько дней поста по начала месяца Рамадан. Человек должен условно разделить желудок на три части, и не только во время поста. Это - сунна Пророка. Одна часть - для еды, вторая - для воды и третья для воздуха. У нас зачастую культура питания такова, что встаем из-за стола, наевшись до отвала. Информация о том, что организм наелся, до мозга доходит только через 20-30 минут после принятия еды. А за эти полчаса человек может съесть много чего. Потом, конечно, жалеет об этом. Поэтому нужно вставать со стола, не насытившись полностью. Вот это и есть способ подготовки организма к стрессу.

Некоторые, по указанию врача, должны принимать лекарство три раза в день. Можно ли менять время принятия препарата во время уразы?

Это зависит от болезни. Некоторые лекарства может принимать дважды в день. В этом году ураза приходится на лето, когда дни длинные. Может получиться так, что препараты можно будет принимать один раз в сутки. А если больному нельзя пропустить прием лекарств, то можно перенести уразу на то время, когда дни будут короче.

В нашей местности постящимся приходится не кушать и не пить по 18-19 часов. Какие советы нужно учитывать, чтобы не обессилеть?

Человек должен употреблять в день не менее двух литров воды. Постящемуся необходимо выпивать столько воды после ифтара. Конечно, не сразу. Если организм не будет нуждаться в жидкости, то не обессилит. В жаркие дни нужно пить еще больше. Особенно полезны минеральные воды. Потому что в жару мы теряем много соли через пот. Чтобы держать в балансе водно-солевой обмен, можно во время уразы принимать комплекс минералов и витаминов. Вода необходима особенно. Жажда отразится и в деятельности сердца и сосудов: кровь сгущается, могут возникнуть тромбы. Во время сухура обязательно нужно есть или хотя бы выпить воды. Наш Пророк тоже говорил о пользе сухура.

- Чем лучше питаться, чтобы в течение дня сохранить силы и не захотеть есть и пить?

Что касается напитков, пейте то же, что и употребляли до уразы. Если раньше пили черный чай, то не надо переходить на зеленый, или наоборот. Нашему мозгу и мускулам необходима глюкоза. Поэтому ешьте продукты с углеводами. Но это не должны быть быстрые углеводы - сахар и конфеты, от них только навредите. Нужно есть фрукты, богатые глюкозой. После ифтара можно начать трапезу финиками или изюмом. Первые или вторые блюда - разницы нет. Главное, после ифтара не наброситься на еду резко. Это - стресс для организма и создает тяжесть в желудке. Не зря во время ифтара делают глоток воды или съедают один финик и сразу же удаляются для чтения намаза. Нужно приучиться к тому, чтобы есть понемногу до утреннего сухура.

Некоторые ощущают пользу кофе. Но он, хоть и утоляет чувство голода, вызывает жажду. Можно ли пить кофе во время поста?

Кофе - и полезный и вредный одновременно напиток. Если организм обессилен, то он усугубит состояние. Как невролог могу сказать одно: среди нервных узлов, исходящих из головного мозга, есть специальные соединения - синапсы. Там находятся нейромедиаторы - они передают импульс из одной нервной клетки в другую. Кофе стимулирует работу этих медиаторов. И тогда человек просыпается и начинает чувствовать себя хорошо. Если человек без сил, значит, медиаторов и так мало. Организм не может восстановиться, а выпив кофе, человек, наоборот, теряет силы.


- Как начать первый день поста, чтобы правильно его организовать?

Я сам стараюсь брать отпуск с началом уразы. В этом году так же ухожу на отдых. Кто-то, вероятно, может в этот день взять отгул на работе.

На самом деле первый день уразы - время адаптации организма, стресс. Но это полезный стресс. Недавно прочитал слова руководителя лаборатории нейробиологии национального института проблем старения США Марка Мэттсона. Он пишет, что кратковременное голодание полезно для нервных клеток. Клетки переживают стресс, во время голодания формируются кетоны, они способствуют выработке в клетках энергетических станций - митохондрий. Они в свою очередь улучшают память. Этот специалист считает, что в целях профилактики болезни Альцгеймера полезны кратковременные голодания. Также недавно читал об исследованиях биологов университета в Массачусетсе. Они пишут, что голодание в течение 24-48 часов полезно для кишечника.

Любой стресс может принести пользу. Наши дедушки и бабушки не могли себе позволить есть столько, сколько сейчас едим мы. А какая продолжительность жизни! Они всю жизнь не наедались, и организм постоянно был в состоянии стресса. Ураза - это отдых для желудка, поджелудочной железы, кишечников. Такие перерывы нужны и важны нашему организму.


Не вредно ли голодать на протяжении дня и кушать на ночь? Многие боятся, что питание перед сном приводит к ожирению.

Об этом я уже сказал - не нужно наедаться. Через два-три дня организм уже привыкает к такому режиму и не просит много еды. Конечно, если много есть, можно прибавить в весе и во время уразы. Знаю такие случаи.

По мнению хазратов, организму требуется три дня, чтобы привыкнуть к посту. Что считает на этот счет медицина?

Да, необходимо два-три дня. Лично мне для привыкания хватает и одного дня. Организм может приучиться ко всему, Всевышний так задумал. Человек чаще хочет не кушать, а пить. Особенно в жару. Во время голодания организм начинает использовать свои запасы - гликогены.

- Как подготовить себя перед уразой, чтобы резко не остановить работу организма?

За две недели можно отказаться от обеда и заменить его водой. Можно уменьшить порции еды и пить вместо этого воду.

У последователи ислама сейчас священный месяц Рамадан, в который каждый верующий придерживается поста. Они живут по лунному календарю, а значит каждый год период духовного очищения начинается в разное время, но непременно на 9 месяц в году. В 2018 году Рамадан начался 15 мая, а закончится 14 июня. Все это время мусульманам запрещено принимать пищу и воду в световой день. И только после захода Солнца начинается привычный образ жизни: семья приступает к трапезе.

Священный месяц создан для духовного и телесного очищения. Рамадан чтят как память о том, что пророку Мухамеду именно в этот период явились первые строки Корана. Считается, что в этот период открыты врата Рая и закрыты двери в ад и даже шайтаны сидят на цепи. Целый месяц те, кто чтят исламские традиции молятся больше обычного и придерживаются строгого поста.

Но за день до наступления Рамадана, нужно подготовиться. Осуществить полное омовение тела и озвучить свое намерение поститься. Потом произнести специальную молитву и на следующее утро забыть о еде в дневное время. Главное делать добрые дела, давать милостыню нуждающимся и кормить голодных.

Сторонники ислама утверждают, что пост помогает осуществлять контроль мусульманам над эмоциями. Так они освобождаются от всего негативного: гнева, зависти, соблазнов. Основной задачей праведных является приближение к Аллаху. Пост способствует этому как нельзя лучше, усмиряя душу и плоть.

Во сколько можно кушать сегодня в пост: кому разрешено не воздерживаться

Есть некоторые исключения для определенных категорий людей, которые по объективным причинам не могут придерживаться традиций. Речь идет о беременных и кормящих женщинах, детях не достигших совершеннолетия, больных и пожилых людях. Им разрешено не соблюдать пост, иначе есть риск ухудшения состояния их здоровья.

Если в силу обстоятельств приходится отступить от поста на несколько дней, то после окончания Рамадана важно компенсировать эти дни, столько же дней следуя воздержанию от пищи и воды днем. Другой вариант - накормить голодного. При этом на ту сумму, которую человек обычно тратит на продукты для себя на один день. За каждый день отступления от поста - один голодный должен.

Таким образом мусульмане в Рамадан едят от заката до рассвета, а днем молятся и на первый взгляд ведут привычный образ жизни. Ночные часы становятся маленьким праздником в такой сложный и ответственный период жизни, как пост. На весь период священного месяца нужно отказаться от вредных привычек и днем ни в коем случае не вести интимную жизнь. Это одно из самых тяжких нарушений.

Юсуф Аль-Карадави отвечает на вопросы относительно Уразы

Ураза в вопросах и ответах

Разрешается ли использовать духи во время поста?

Использование духов разрешено во время поста. Никто из правоведов не запрещает использовать духи в месяце Рамадан и не говорит, что это нарушает пост.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел о «О посте»
Перевел: Я. Расулов

Очень много людей в начале месяца Рамадан забывает о посте. Кто-то выпивает стакан воды, другой - закуривает сигару или начинает что-то есть. Он вспоминает, что соблюдает пост, после того как уже что-то поел или выпил. Разрешается ли ему продолжать поститься или пост уже нарушен?

Ответ: В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) сказано: «Кто, будучи постящимся, по забывчивости вкусил еду или питье, то пусть продолжит пост. Поистине, это лишь Аллах накормил и напоил его» (передал Аль-Бухари и Муслим). В другой достоверной версии хадиса говорится: «….это всего лишь пропитание, которым наделил его Аллах, нет на нем обязанности возмещать пост» (передал Ад-Даракутни). А в другой также достоверной версии сказано так: «Кто по забывчивости вкусил еду во время поста в Рамадане, то на нем не лежит обязанности возмещать пост или искуплять его (милостыней)» (передали Ад-Даракутни, Аль-Хаким)ю

Эти хадисы недвусмысленно говорят о том, что употребление, по забывчивости, пищи и питья не нарушает пост. Это согласуется со словами Всевышнего: «Владыка Наш! Ты пощади нас, коли забудем мы или ошибемся» (2:286). В достоверных хадисах сказано о том, что Аллах ответил на эту мольбу. Также в достоверном хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Поистине, Аллах простил этой умме ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Постящемуся, который, по забывчивости, принял пищу или питье, необходимо продолжить свой пост. Он не должен прекращать поститься.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», рздел «О посте»
Перевод: Я. Расуло
в

Можно ли поститься тому, кто не совершает 5-кратную молитву?

Мусульманин обязан исполнять поклонение в его полной форме: совершать 5-кратную молитву, платить закат (ежегодный налог, взимаемый с богатых слоев населения - Перев.) соблюдать пост, совершить паломничество (хадж), когда найдет для этого возможность.

Кто без оправдательной причины не соблюдает какое-либо из этих предписаний, тот является пред Богом грешником. Правоведы Ислама выносят относительно него различные оценки. Одни считают, что мусульманин, который не соблюдает любое из этих предписаний, является «неверным» («кафиром»), другие - считают «кафиром» только того, кто не соблюдает молитву и не платит закат; с точки зрения третьих, - кафиром является только тот, кто не соблюдает молитву, поскольку она занимает особое место пред Богом и в хадисе пророка (мир ему) сказано: «Между человеком и неверием лежит оставление молитвы» (передал Муслим).

Правоведы, которые утверждают, что мусульманин является «неверным», если он не совершает молитву, не считают, что его пост будет принят Всевышним, поскольку служение, поклонение «неверного» не принимается Богом.

Некоторые правоведы считают, что подобный мусульманин сохраняет свою веру и свою принадлежность к Исламу, если он верует в Аллаха, его посланника Мухаммада (мир ему) и его откровение (Коран), не подвергая это сомнению или отрицанию. Эта группа правоведов называет подобных мусульман теми, «кто уклонился от заповеди Господа своего». Пожалуй, эта, последняя, оценка (Аллах знает лучше) является наиболее верной из всех точек зрения правоведов.

Таким образом, человек, который в силу своей лености или иных настроений проявляет упущения, халатность в исполнении одних предписаний, но соблюдает другие предписания, является человеком со слабой верой, исповедующим неполноценный Ислам. Его вера находится под угрозой, если он постоянно уклоняется от предписаний.

Но Всевышний Аллах не оставит без вознаграждения того, кто творил благие деяния. Он получит полное воздаяние сообразно со своими делами. «И все что ни делают они, занесено в их книги, где запись всех - и малых и великих дел» (54:52), «И тот, кто створил добро величиной с пылинку, узрит его! И тот, кто сотворил зло величиной с пылинку, узрит его» (99:7-8).

Юсуф Аль-Карадави,

Перевод: Я. Расулов

Нарушает ли пост полоскание рта и носа во время омовения? Нарушается ли пост, если случайно проглотил воду во время полоскания рта или носа?

Полоскание рта и носа является либо сунной (желательным образом действия. - Перев.), согласно мнению трех корифеев права: Абу Ханифы, Малика, Аш-Шафии, либо предписанием (фард), согласно мнению Ахмада Ханбала, который посчитал это составной частью омовения лица. Но не зависимо от того, будь полоскание рта и носа желательным делом или предписанием, оставление его не требуется во время поста.

Мусульманин, который постится, не должен глубоко заглатывать воду, полоская рот и нос, как он это делает в обычное время. В хадисе сказано: «Когда полоскаешь нос, то глубоко (заглатывай воду), если только ты не постящийся» (передал Аш-Шафии).

Если постящийся, полоская рот или нос во время омовения, непроизвольно, ненамеренно (не проявляя расточительства) проглотил воду, то пост его не нарушается. Это равносильно глотанию дорожной пыли, или пыли просеянной муки, или залетевшего в рот насекомого, поскольку все это входит в число прощаемых «ошибок» (не смотря на то, что некоторые правоведы так не считают).

Надо отметить, что полоскание рта, совершаемое вне омовения, также не нарушает пост, если только вода не проникла в желудок.

Аллах знает лучше!

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Нарушают ли пост поцелуи и ласки супругов?

Поцелуи во время поста разрешены тем, кто контролирует свои чувства. В достоверном хадисе (от Аишы) говорится: «Пророк (мир ему) целовал (своих жен), будучи постящимся, и ласкал (их), будучи постящимся. Он лучше всех владел своими (чувственными) желаниями».

Умар (да будет доволен им Аллах) передает: «В один из дней я, будучи постящимся, поцеловал свою жену. Я пришел к Пророку (мир ему) и сказал ему: «Я совершил большое прегрешение: поцеловал свою жену, будучи постящимся» Пророк (мир ему) спросил меня: «Как ты смотришь на то, что если бы ты, будучи постящимся, прополоскал рот?» Я ответил: «В этом нет ничего плохого». Он (мир ему) сказал: «Тогда для чего этот вопрос?»

Ибн Аль-Мунзир сказал: поцелуи (во время поста) разрешили: Умар, Ибн Аббас, Абу Хурайра, Аиша, Атта, Аш-Шааби, Аль-Хасан, Ахмад, Исхак.

Согласно школам Аль-Ханафи и Аш-Шафии, поцелуи во время поста нежелательны только для тех людей, в ком они вызывают чувственные желания. Хотя, тем не менее, воздержание от поцелуев во время поста в любом случае лучше.

Таким образом, исходное положение, от которого отталкиваются в этом вопросе, - это возбуждение и опасность извержения семенной жидкости, возникающие вследствие поцелуев. И здесь не существует разницы между людьми пожилого и молодого возраста. То есть поцелуи нежелательны во время поста для любого человека, не зависимо от его возраста, если вследствие них у него возникают чувственные желания. Соответственно, если поцелуи не вызывают возбуждения у человека, будь он пожилым или молодым, то «нежелательности» в них нет.

Разницы между поцелуями в щеку, губы или иные места не существует. Ласкания супругов в этом вопросе равносильны поцелуям.

Источник: Сайид Сабик, «Фикх-ус-Сунна»
Перевел Я. Расулов

Разрешается ли больному во время поста ставить суппозитории (свечи) от геморроя, клизму и капать лекарство в ухо?

Всем известно простое значение поста: воздержание от пищи, питья и соития. На это указывает Коран. Также всем известно какой смысл в себе несут эти запретные моменты. Его понимали и простые бедуины в эпоху Пророка, которые не нуждались в логических трактовках для понимания значения «пищи» и «питья». Также всем известно главное значение поста - это проявление покорности, поклонения Богу путем воздержания от телесных вожделений для достижения Его довольства. Как сказано в «священном» хадисе: «Всякое дело человека - для него самого, кроме поста: он (посвящен) Мне и Я воздам за него. Человек оставляет свою пищу, питье и вожделения ради Меня» (передал Аль-Бухари).

В этом смысле ни использование всех видов уколов, ни использование свечей и т.п. не является употреблением пищи или питья, как с точки зрения языка, так и с точки зрения обычая, и не противоречит установленному шариатом значению поста. А потому все это не нарушает пост. В этом деле, в котором Аллах не создал для нас тягот, не следует проявлять излишнюю строгость. В аяте, касающемся поста, Всевышний говорит: «Аллах хочет для вас облегчения, и не желает для вас тягот» (2:185).

Ибн Хазм пишет: «Пост не нарушают: клизма, лекарство, вводимое в нос, жидкое лекарство, капаемое в ухо, нос или в мочеиспускательный канал, полоскание носа (и даже если вода достигла глотки), полоскание рта (и даже если вода непроизвольно проникла внутрь глотки), использование глазного порошка (сурьмы) из любого состава и даже если он проник до горла (будь то днем или ночью), мучная или любая иная пыль (хнойная, цветочная), насекомое, случайно залетевшее в рот…».

Ибн Хазм, аргументируя свое мнение, пишет: «Аллах запрещает нам во время поста только употребление пищи и питья, соитие, намеренное вызывание рвоты и совершение грехов. Совершенно известно, что употребление пищи и питья не совершается через анальное отверстие или мочеиспускательный канал, через ухо, глаз или нос, через ранение живота или головы (то есть проникновение лекарства в желудок или кровь через рану. - Перев.). Для нас нет запрета вводить в желудок (кроме пищи и питья) то, что не запрещено в него вводить».

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя по поводу использования глазного порошка, клизмы, жидкого лекарства для мочеиспускательного канала, проникновения лекарства в желудок через рану пишет следующее: «Наиболее верная точка зрения заключается в том, что все эти вещи не нарушают пост, поскольку знания о посте, как составляющей религии, должны быть известны всем людям. Если бы все эти вещи входили бы в число запрещенных Аллахом и его Посланником дел и нарушали бы пост, то Пророк (мир ему) должен был разъяснить это. Но если Пророк (мир ему) дал бы на этот счет какие-либо указания, то об этом знали бы его сподвижники и довели бы эти сведения до мусульманской умы, также как они довели до нее остальной шариат. А так как никто из «людей знания» не передал от Пророка (мир ему) по этому поводу какого-либо хадиса (будь то достоверного или слабого), становится ясным, что на этот счет нет никаких указаний. Аллах знает лучше».

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Где нужно выплачивать закат-аль-фитр (налог-милостыню): там где постился или где встретил праздник окончания месяца Рамадан?

Мусульманин выплачивает закат-аль-фитр в том городе (стране), в котором он встретил предпраздничную ночь (первую ночь месяца Шавваль), поскольку основанием этого налога-милостыни является не пост, а - «разговение», «окончание поста» («фитр»). Именно поэтому он увязывается с разговением и носит название «закат-аль-фитр» (в дословном переводе звучит как «налог разговения». - Перев.)

Если человек умрет до наступления захода солнца последнего дня месяца Рамадан, то выплачивать за него закат-аль-фит не обязательно, и даже если он постился все дни Рамадана. Если новорожденный появился на свет после захода солнца последнего дня Рамадана (т.е. в первую ночь месяца Шавваль), то нужно выплатить за него закат-аль-фитр, согласно единому мнению правоведов. Таким образом, этот налог-милостыня увязывается с праздником, с всеобщей радостью, которая должна распространятся также на нищих и бедняков. Потому относительно последних в хадисе сказано: «Обогатите их в этот день!»

Юсуф Аль-Карадави, «Современные фатвы»
Перевод: Я. Расулов

Нарушается ли пост человека, который будучи постящимся, лжет, осуждает людей за глазами, смотрит с вожделением на чужих женщин?

Полезный и полноценный пост - это пост, который улучшает человека, воспитывает желание творить добро и порождает благочестие, упомянутое в Коране: «О вы, кто верует! Предписан пост вам, как он предписан был для тех, кто был до вас, чтоб благочестие могли вы обрести». (2:183).

Постящемуся необходимо воздержаться от слов и деяний, несовместимых с духом поста. Иначе значение его поста сведется к пустому голоданию, жажде и запретам. Пророк (мир ему) сказал: «Сколько есть постящихся, получающих от поста лишь голод, и сколько есть выстаивающих (ночами молитвы), получающих от выстаивания только бодрствование» (передал Аль-Хаким: достоверный хадис, согласно условиям Аль-Бухари). Также Пророк (мир ему) говорил: «Кто не оставит ложь и проистекающие из нее поступки, то Аллах не нуждается в том, чтобы он воздерживался от еды и питья» (передал Аль-Бухари).

Ибн Хазм считает, что грехи нарушают пост точно также как его нарушает намеренное принятие пищи. Некоторым сподвижникам Пророка (мир ему) и их современникам принадлежат высказывания, позволяющие сделать такой вывод.

Мы, хотя и не придерживаемся мнения Ибн Хазма, считаем, что грехи уничтожают благие последствия поста, нарушают цель его предназначения. Именно поэтому первые поколения исламской уммы обращали внимание на воздержание от пустословия и запретного, в такой же степени как и на воздержание от принятия пищи и питья. Умар Аль-Хаттаб, ближайший сподвижник Пророка (мир ему), сказал: «Воздержание (пост) - не только от еды и питья, но и от лжи, вздора и пустословия». Али, кузену Пророка и четвертому халифу, принадлежит следующее высказывание: «Если постишься, то пусть «постятся» твой слух, зрение и язык от лжи и греховности. Не причиняй неприятности прислуге. Будь преисполнен достоинством и умиротворением в дни твоего поста. И не делай твой обычный день и день поста равными». Маймун ибн Махран сказал: «Самое легкое в соблюдение поста - воздержание от принятия пищи».

В любом случае как у поста есть свои последствия и воздаяние, так ложь получит свое воздаяние пред Богом. «Пред Ним все (сущее) - по мере» (Сура «Гром», аят 8). А каждое деяние будет оценено и взвешено. «Не ошибается Господь мой (никогда), и (ничего) не забывает». (Сура «Та-ха», аят 52)

Поразмышляй над следующим хадисом о точности божественного расчета в день Суда, и ты сможешь найти полный ответ на свой вопрос.

Один из сподвижников Пророка (мир ему), придя к нему, спросил: «О Посланник Аллаха, у меня есть рабы. Они обманывают меня и ослушаются, а за это я браню и бью их. Что ожидает меня (в день Суда) за них?» Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Будут сосчитаны их обман, ложь, ослушание по отношению к тебе и твое наказание по отношению к ним. И если твое наказание окажется ниже их грехов, то эта разница в твою пользу. Если же твое наказание окажется по мере их грехов, то это ни в твою пользу, и ни против тебя. А если же твое наказание было выше их грехов, то будешь наказан за них в пределах оставшейся разницы». После этих слов сподвижник заплакал навзрыд. А Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Почему бы тебе не прочесть книгу Аллаха? «В День воскресения Мы установим верные весы, и ни одна душа ни в чем обижена не будет, и будь какое-либо (из ее деяний) весом хотя б с горничное зерно, то и его положим Мы на вес, - и Нас достаточно для проведения расчета», (Сура «Пророки», аят 47). Тогда сподвижник воскликнул: «О Посланник Аллаха, не вижу более лучшего, чем расстаться с ними (рабами). Я призываю тебя в свидетели - они все свободны!» (Передал Имам Ахмад и Ат-Термези от Аиши).

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли делать уколы во время поста?

Уколы делятся на несколько видов. Можно сказать однозначно, что любые уколы, используемые для лечения, будь они внутривенные, внутримышечные или подкожные, не нарушают пост. Здесь нет разногласий.

Что же касается питательных уколов, например, глюкозные уколы, посредством которых питательные вещества сразу поступают в кровь, то относительно них ученые современности разногласят. Этот вопрос не освещен ни Пророком (мир ему), ни его сподвижниками и их современниками, поскольку о подобные методы лечения в их время не применялись. Поэтому здесь и наблюдаются разногласия.

Одна часть ученых полагает, что питательные уколы нарушают пост, так как питание поступает непосредственно в кровь человека. Согласно мнению других ученых, эти уколы не нарушают пост. С их точки зрения, пост не может быть нарушен, так как питательные вещества поступают в кровь, а не в желудок. То есть пост нарушается тогда, когда человек принимает то, что проникает в желудок и то, после чего человек ощущает утоление голода и жажды. Ведь сущность поста сводится к тому, что человек лишает себя желудочных и половых потребностей. То есть человек ощущает чувство голода и жажды. В силу этого они считают, что питательные уколы не нарушают пост.

Хотя я и склоняюсь к последней точке зрения, все же считаю, что в целях предосторожности лучше отказаться от питательных уколов в светлое время суток Рамадана. Для желающего сделать подобные уколы существует вполне достаточное количество времени, начиная с заката солнца.

Если же человек болен, то Аллах дал ему право воздержаться от поста. Ведь эти уколы, (если они даже действительно не питают в такой же степени как и потребляемая человеком натуральная пища и питье, и человек не чувствует утоление голода и жажды) по крайней мере, привносят в организм человека оживление. Человек не ощущает того утомления, которое обычно испытывает постящийся. А ведь ощущение человеком голода и жажды является одной из целей этого поста. Тем самым человек познает величину милости Аллаха по отношению к себе. И тем самым он ощущает на себе состояние голодной, несчастной и бедной части человечества.

Я боюсь, что состоятельная часть общества будет избавляться от этих ощущений и тягот поста посредством подобных уколов. Поэтому предпочтительнее будет отложить это дело на вечер, после разговения.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Закат аль-фитр


Почему налог-милостыню (закат-аль-фитр) (которую надо выплачивать после окончания месяца Рамадан) надо выплачивать сыпучими телами? Изменяется ли размер закат-аль-фитр? Можно ли ее выплачивать в денежном эквиваленте?

Размер закат-аль-фитр не изменяется, поскольку он установлен шариатом и равняется 1 саа (мера сыпучих тел). Размер саа в сыпучих телах был определен Пророком (мир ему) и смысл этого установления, по моему мнению, сводится к двум вещам:

1. Денежный обмен имел редкое хождение среди арабов, особенно среди кочевых арабов, бедуинов. Если последним было бы повелено выплатить налог в размере динара или дирхема, то они не смогли бы этого выполнить. Они владели только распространенными натуральными продуктами (финиками, ячменем, изюмом и др.), которые употребляли в пищу арабы в то время. В силу этого Пророк (мир ему) повелел выплачивать закат-аль-фитр сыпучими телами.

2. Покупательная стоимость денежной единицы изменяется в зависимости от времени. Иногда курс реала падает и его покупательная стоимость заметно понижается. А иногда на валютных фондах покупательная стоимость реала поднимается. Это делает установление закат-аль-фитр в денежной единице зависимой от повышения и понижения валюты, не стабильной. В силу этого Пророк (мир ему) определяет закат-аль-фитр в размере, который не подвергается изменениям и колебаниям, - это саа. Саа, в большинстве случаев, обеспечивает суточный рацион целой семьи.

Пророк (мир ему) установил для выплаты закат-аль-фитр сыпучие тела, имевшие широкое хождение в его время. Но их список не является жестким, строго определенным. Поэтому правоведы считают, что выплачивать закат-аль-фитр разрешается теми сыпучими телами, которые имеют широкое хождение в определенной местности, будь то пшеница, рис или кукуруза и др. Размер саа равняется примерно 2 кг.

Саа разрешается выплатить в денежном эквиваленте, согласно школе Абу Ханифы. Если человек имеет возможность, то предпочтительнее выплатить сумму, превышающую стоимость саа, поскольку пища в эти праздничные дни не ограничивается, к примеру, только рисом. Необходимо к этому мясо, бульон, зелень, фрукты и др.

Аллах знает лучше!

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Можно ли использовать зубную пасту во время поста?

При использовании зубной пасты необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер.

Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний Аллах говорит в Коране: «..На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах Прошающ, Милосерд!» (Сура «Союзники», аят 5).

А Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли постящемуся смотреть телевизор?

Телевидение - это средство, с помощью которого можно достичь как положительного, так и отрицательного результатов. Подобные средства всегда оцениваются сообразно со своими целями, намерениями. Телевидение подобно радио или прессе содержит в себе как прекрасное, так и неприличное.

Мусульманин должен получить пользу от прекрасного и сторониться неприличного в любое время и независимо от поста. Разумеется, постясь, мусульманин должен быть более осторожен, чтобы не испортить духовную пользу поста и не лишиться божьей награды.

Я не могу сказать, что просмотр телеинформации абсолютно разрешен или абсолютно запрещен. Все зависит от того, что смотреть. Если полезное, как например, религиозные программы, новости или передачи, ориентирующие на позитивное и т.п., то, естественно, разрешено. А если плохое, то смотреть это не позволяется в любое время, а особенно в Рамадане.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Что такое сухур?

Сухур - это время до начала первых проблесков зари, когда мусульмане в последний раз могут принимать пищу перед наступлением поста.

Шейха Ю. Аль-Карадави спросили о том, что является ли сухур, то есть принятие пищи во время этого промежутка времени он непременным условием поста?

Вот что ответил Ю. Аль-Карадави:

Сухур не является условием поста. Это только «сунна» («желательный образ действий»), которую соблюдал Пророк и повелевал соблюдать ее: «Принимайте пищу перед рассветом, ведь, поистине, в сухуре - благодать».

То есть соблюдение сухура входит в разряд «сунны». Также желательно (сунна) во время сухура оттягивать время принятия пищи до конца, так как это сокращает период времени голода и жажды, укрепляет постящегося и уменьшает ему тяготы поста. Ислам, по своей сущности, состоит из облегчений, стимулирующих человека к поклонению. Ускорение времени разговения и оттягивание сухура являются проявлением этих облегчений.

Таким образом, для постящегося, согласно сунне Пророка (мир ему), желательно перед наступлением рассвета принять пищу и пусть даже очень скромную - хотя бы финик или глоток воды.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Можно ли беременной женщине или кормилице воздержаться от поста?

Разрешается ли беременной женщине воздержаться от поста, если она боится за ребенка в своей утробе, который может умереть? И какая на ней лежит другая обязанность вместо поста, если она имеет право не поститься?

Ответ: Да, беременной женщине разрешается воздержаться от поста, если она боится за жизнь плода в своей утробе. Более того, если врач-мусульманин, который должен быть просвещенным специалистом и религиозным человеком, подтверждает эти опасения, она обязана воздержаться от поста, чтобы сохранить жизнь плода. Всевышний Аллах говорит: «...Детей своих не убивайте...» (6;151).

Жизнь этого плода обладает правом неприкосновенности, и никто - ни мужчина, ни женщина, не имеют право посягать на нее и приводить плод к смерти. Бог никогда не желает ставить людей в затруднительное положение. В аяте Корана: «…для тех, кто может пост держать (с трудом), назначен откуп - накормить бедного..» (2;184), речь также идет (как это передают от сподвижника Пророка Ибн Аббаса) о беременной женщине и кормилице.

Если кормилица или беременная опасаются за собственное здоровье, то, согласно мнению большинства правоведов, они могут воздержаться от поста, и должны будут возместить пропущенные дни поста в другое время. В этой ситуации они равнозначны больному человеку.

Если же беременная или кормилица опасаются за здоровье плода или грудного ребенка, то они также воздерживаются от поста. Но здесь правоведы уже разногласят относительно последствий: какая лежит на них после этого обязанность? Одна группа ученых считает, что они обязаны возместить пропущенные дни поста, другая группа считает, что они обязаны только лишь накормить бедного за каждый пропущенный день, не возмещая пост, и, наконец, с точки зрения третьей группа правоведов, они должны возместить пропущенные дни и наряду с этим накормить бедного.

Я же считаю, что в данной ситуации женщина имеет право не возмещать пропущенные дни, а только накормить бедного за каждый пропущенный день поста. Период беременности и кормления следуют для женщины друг за другом, и она не находит возможности для возмещения пропущенных дней поста. В один год - она беременна, во второй год - становится кормилицей, в последующий год - она опять в положении…

Таким образом, период беременности и кормления сменяют друг друга, и женщина не находит времени, сил, возможности для возмещения поста. Если же мы вменим ей в обязанность возместить все пропущенные дни поста в период беременности или кормления, то это означает, что она обязана поститься непрерывно несколько лет. А это трудно. Аллах же не желает отягчать жизнь своим творениям.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли воздержаться от поста престарелым старцам и хронически больным? Если да, то лежит ли на них после этого какая-либо другая обязанность?

Престарелому мужчине или женщине, которых сильно изнуряет соблюдение поста, разрешается воздержаться от поста в месяце Рамадан. Также разрешается воздержаться от поста хронически больному человеку, если врачи свидетельствуют, что заболевание хроническое или неизлечимое.

Им, если они не постятся, необходимо накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Это - разрешение и облегчение от Господа. Всевышний говорит: «Бог хочет облегчения для вас, и не желает для вас тягот» (2:185), «В религии Он никаких на вас тягот не возложил» (22:78).

Сподвижник Пророка Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Престарелый старец воздерживается от поста, за каждый день кормит бедняка, и не постится за пропущенные дни» (передал Ад-Даракутний, и Аль-Хаким).

Подобное сообщает Аль-Бухари: следующий айят Корана был ниспослан по поводу престарелых старцев: «Для тех, кто может пост держать (с трудом), назначен откуп - накормить бедняка. Но кто по доброй воле прибавит к этому благое, то себе на будущее возымеет». То есть, кто накормит больше бедняков, чем требуется, то это лучше для него пред Аллахом.

Таким образом, престарелые мужчины и женщины и хронические больные имеют право воздержаться от поста, после чего им необходимо выплатить милостыню за каждый пропущенный день в пользу бедняка.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Есть ли установленный шариатом возраст, когда нужно поститься детям?

В хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Перо поднято по отношению к троим (т.е. их деяния не записываются - Перевод.): к дитя, пока не достигнет совершеннолетия, спящему, пока не проснется и умалишенному, пока не выздоровеет» (хадис достоверный, передали Ахмад, Абу Давуд, Ан-Нисаи, Ибн Маджа, Аль-Хаким).

«Перо поднято» означает отсутствие ответственности, обязанности (таклиф), то есть они не несут какой-либо ответственности, обязанности. Но вместе с этим Ислам, религия, учитывающая природу человека, приучает детей с малых лет к исполнению богослужения. В хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Повелевайте свои детям совершать молитву с 7 лет, и наказывайте их (за ее неисполнение) - с 10» (передали Ахмад, Абу Давуд, Аль-Хаким).

Пост - это тоже поклонение и религиозное предписание наряду с молитвой. И необходимо приучать детей к посту. Но с какого возраста? Не обязательно - с 7 лет. Ведь пост труднее, нежели молитва. А потому это дело полностью зависит от возможностей, сил ребенка. Если родитель или опекун видят, что ребенок в состоянии физически вынести пост, хотя бы в определенные дни в каждом месяце, пусть приучает его к этому. Пусть каждый год приучает его поститься: первый год - 3 дня, второй год - неделю, третий - 2 недели, последующий - месяц. Когда же наступит совершеннолетие (возраст ответственности), пост не станет для него тягостным, поскольку он был заблаговременно приучен к практике поста.

Таким образом, исламское воспитание заключается в том, чтобы ребенок с малых лет приучался к этикету Ислама и исполнению его предписаний. Родители, опекуны должны приучать детей к молитве, начиная с 7 лет, наказывать за ее неисполнение - с 10 лет, приучать их к посту с того возраста, когда они в состоянии поститься.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Нарушают ли пост поллюции и купание?

Если в дневное время месяца Рамадан во время сна у меня произошли поллюции (непроизвольное извержение семенной жидкости), после чего я совершил «купание», то нарушается ли мой пост?

Как я понял, меня спрашивают о поллюциях: нарушают они пост или нет? Для некоторых людей этот вопрос действительно все еще остается сложным. Отвечаю: поллюции не нарушают пост, поскольку они происходят у человека непроизвольно, непреднамеренно. Купание, естественно, также не нарушает пост, так как оно является очищением, предписанным мусульманину шариатом, и даже если во время купания вода зашла в уши.

Пост также не нарушается, если человек случайно проглотил воду, совершая омовение или купаясь, поскольку все это входит в число прощаемых ошибок, оплошностей. Всевышний Аллах говорит: «...На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах прощающ, милосерд!» (Сура «Союзники», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением», (хадис достоверный, передал ат-Табрани от ибн Умара).

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов


Вопрос: Скажите, пожалуйста, когда начинается Ораза в 2016 году?

Azan.kz: Если будет на то воля Аллаха, ораза в этом году начинается 6 июня и заканчивается 4 июля.

Вопрос: Где можно скачать "расписание поста" для г. Алматы и для всех городов Казахстана?

Azan.kz: "Расписание поста" можно скачать на нашем сайте. Нажмите на ссылку "скачать расписание" и выберите нужный вам город.

Вопрос: Я никогда не держал (-а) оразу. Как правильно держать оразу? Что можно и что нельзя?

Вопрос: Можно ли держать оразу, если я не читаю намаз?

Azan.kz: Да, можно. Так как ораза - один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.

Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?

Azan.kz: Намерение поста (нийат):

«Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ауыз ашу)?
Azan.kz: Слова, которые произносит постящийся при разговении:

«Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах»

Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху». (Абу Дауд 2357)

«Аллахум ма, лякя сумту, ва бикя аманту, ва "аляй-кя таваккяльту, ва "аля ризкыкя афтарту»

Перевод: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился и дарованным Тобой разговелся".

Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Azan.kz: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.

Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Azan.kz: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.

В Рамадан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).

Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Azan.kz: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Azan.kz: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Azan.kz: После фаджр намаза - кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)

Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Azan.kz: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся - вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)

Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Azan.kz: Нет, нельзя.

Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)

Вопрос: Можно ли держать оразу несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Azan.kz: Нет, подобное запрещено.

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)

Вопрос: Во время оразы, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Azan.kz: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении оразы, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:

«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Azan.kz: Да, можно.

Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)

Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?

Azan.kz: Да, в период времени оразы, Вы можете сделать ребенку обрезание (справить свадьбу и т.п.). Но в этом случае, праздничное угощенье вам необходимо перенести на вечер (после разговения).

Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Azan.kz: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.

Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Azan.kz: Сглатывание слюны - оразу не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать - нельзя, так как это портит пост.

Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Azan.kz: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).

К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Azan.kz: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.

Вопрос: Можно ли в период оразы чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Azan.kz: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.

Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Azan.kz: Ораза не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.

Вопрос: Во время Ораза разрешается курить днем?
Azan.kz: Нет, не разрешается. Курить вообще запрещено в Исламе.

Вопрос: Во время Ораза разрешается употреблять насвай?
Azan.kz: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.

Вопрос: Можно ли во время оразы принимать душ, ванну?
Azan.kz: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы сиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)

Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время оразы?
Azan.kz: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)

Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Azan.kz: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Вопрос: Во время оразы, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Azan.kz: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамадан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)

Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае ораза не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся - вам необходимо прервать половой контакт.

Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время оразы, в ночное время (после разговения)?
Azan.kz: «Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы - одеянием для них» (Коран 2:187)

Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Azan.kz: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)

Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Azan.kz: При непреднамеренном семяизвержении - пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).

Вопрос: Что делать, если во время оразы начался менструальный цикл?
Azan.kz: Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)

После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.

Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Azan.kz: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал - это хасан хадис)

Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Azan.kz: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) - если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:

«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)

Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.

Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Azan.kz: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), - имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего: «А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)

Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Azan.kz: «Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)

Вопрос: Как надо проводить Ораза айт?
Azan.kz: В Ораза айт надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.

Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после оразы. Что это за пост и как его нужно держать?
Azan.kz: Пост в течении 6 дней после месяца Рамадан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника "Ораза айт".

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто постится месяц Рамадан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)


Убедительная просьба к лицам, производящим копирование и распространение в социальных сетях и иных сайтах любых материалов ресурса Azan.kz, в обязательном порядке указывать активную ссылку на источник.


Прежде всего, мы просим мусульман отнестись с уважением к чужому труду и принять материалы, публикуемые на данном сайте, как аманат.