Нужно ли поститься. Как держать пост: советы и рекомендации

Валентина Кирикова

Обязательно ли строго соблюдать правила поста?

— Скажите, пожалуйста, какова для нас норма поста? Говорят, что в пост надо отказываться от того, что любишь...

— Есть церковный устав. Церковный устав очень строгий, неоправданно строгий, я бы сказал. Если заняться историей этого вопроса, то мы видим, что с течением времени правила поста в Церкви все более устрожаются и устрожаются. Сначала пост был только Великий и затем — среда и пятница каждой недели. Это так называемый канонический пост, он сложился в Церкви сразу. Причем Великий пост был разной величины и разной строгости, но всегда перед Пасхой постились. Минимум постились неделю, а сейчас пришли к сорока дням плюс Страстная седмица.

Мера поста была тоже разной. Начиная с того, что по субботам и воскресениям пост отменялся и кончая тем, что у нас есть сейчас, т. е. строгость поста соблюдается, рыба не естся. Среда и пятница приравнивались к великопостным дням. В среду потому, что мы вспоминаем предательство Иуды, и это воспоминание подвигает нас к такому сосредоточению, чтобы с нами этого не случилось. А в пятницу — потому что вспоминаем крестные страдания Христа.

Что касается Петровского поста, то он был епитимийный, т. е. те, кто не могли поститься в Великую Четыредесятницу, восполняли это пощением в Петровский пост. Успенского и Рождественского постов не было в первую тысячу лет бытия Церкви. Они были такие поместные что ли, т. е. перед Рождеством было предпразднество неделю, а перед Успением, по-моему, ничего не было.

Константинопольский собор, кажется, 1147 года, еще об этом упоминает об постановлении о правилах поста , что есть обязательный для всех и Великий пост, и среда и пятница каждой седмицы. А что касается Апостольского, Божией Матери и Рождественского постов, то есть предпразднество недельное, здесь мы постимся. Остальные — по силам.


Но дальше сил у христиан становилось все больше и больше. И поэтому правил поста становилось все больше и они делались строже. Если брать, к примеру, устав Студийский, то мы видим, что по нему в субботу и воскресение Великого поста разрешалось вкушать рыбу. У нас сейчас такого нет. Если мы берем даже дониконовские уставы, то мы видим, например, что во вторники и четверги, субботы и воскресенья Петровского и Рождественского постов разрешалось вкушать рыбу независимо от богослужебного знака. А у нас еще более строгие правила поста . И поэтому, конечно, они в такой практической жизни христиан православных остаются по большей части в Типиконе. И люди приходят на исповедь, массово каются, что они не могут держать пост.

Что касается меры поста, то ее каждый должен определять со своим духовником индивидуально. Но здесь есть такая грань: есть разорение поста, т. е. нарушение церковных уставов, а есть послабление поста. Вот разорение правил поста , конечно, допускать нельзя. Потому что мы постимся прежде всего из-за послушания Церкви. И наш пост — это главное такое внешнее выражение, как внешнее выражение Богопочитания в молитве — это крестное знамение, поклоны и лобызание икон, так и внешняя принадлежность наша к Церкви православной — это соблюдение ее уставов.

Да, устав сложился так, что можно анализировать исторически, что был менее строгий и более строгий, можно быть недовольным по этому поводу. Но правила поста сложились такие, какие они есть, и мы постимся «за послушание» Церкви. И разорять эти правила поста нельзя, но можно их, я думаю, послаблять, опять же индивидуально. Если человек не может поститься строго по уставу, пусть послабляет, но как бы с благословения духовника.

Что касается отказа от того, что любишь. Да, это действительно так. Пост, помимо того, что это послушание к Церкви, это и некое аскетическое упражнение. Вот, например, когда меня спрашивают, как поститься, я говорю: «Не смотрите телевизор». Вот вам будет пост и, кстати, очень тяжелый для многих. Попробуйте его не смотреть в Рождественский пост! С едой поступайте по совести, как вам позволяет ваше здоровье, лучше, конечно, поститься. Вот вам задание на пост: «Телевизор не смотрите и Новый завет прочитайте».

Игумен Петр (Мещеринов)


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Смирение - добродетель, возвышающая дух и приближающая наш ум к Богу. Это качество можно противопоставить гордыне. Такому человеку кажется, что всего, что у него есть хорошего в жизни, он достиг сам. На первой стадии смирения человек начинает понимать, кто на самом деле дает ему в этой жизни блага.

Прежде чем начать разговор о том, как правильно держать Великий пост в первый раз, необходимо сказать несколько слов о Великом посте и его предназначении. По христианскому учению, смыслом жизни человека является спасение души, достигаемое через нравственное совершенствование. Без него путь к вечной жизни закрыт. Важнейшей составляющей воцерковления является покаяние, включающее в себя осознание грехов и искреннее желание преодолеть их власть. Без этого человек обречён на духовную смерть.

Отрешение на время поста от мирских забот

Очень важно, чтобы человека, возложившего на себя этот труд, и помышляющего только о том, как держать пост перед Пасхой, ничто не отвлекало, не мешало полностью посвятить себя важнейшему из дел.

Именно для этого в дни постов все мирское должно отойти на второй план, оставив место лишь вдумчивой молитве, покаянию и размышлениям о своей жизни.
Посты бывают длительные (их четыре в году) и однодневные, соответствующие некоторым из евангельских событий.

Самым продолжительным и строгим является Великий пост. Он длится около сорока дней и завершается Великой седмицей - неделей, предшествующей Пасхе. Она напоминает о конце земного пути Иисуса Христа. Таким образом, его продолжительность 47, а иногда и 48 дней. Именно о том, как правильно держать Великий пост, как к нему подготовиться и как добиться максимального блага для души и тела, пойдёт разговор в этой статье.

Подготовка к началу Великого поста

Предваряют начало поста четыре подготовительные недели. Их назначение - постепенно ввести верующих в состояние аскетизма, необходимого для очищения души. Особенно такая последовательность необходима тем, кто только начинает путь к христианской жизни и ещё не знает, как держать пост. В первый раз такому человеку, как никому другому, требуется поддержка. Подготовка начинается вскоре по отдании праздника Богоявления.

Первая неделя именуется "О мытаре и фарисее". Её лейтмотивом является известная повествующая о том, насколько нравственно выше приносящий покаяние грешник, чем мнимый праведник, кичащийся своим показным благочестием.
Следующая седмица - "Неделя о блудном сыне". В её основу также легла библейская притча, в которую заложена мысль о всепрощении Божием и о том, что каждому раскаявшемуся грешнику открыты Его отеческие объятия. Далее следуют в которую заканчивается употребление мяса, и сыропустная, когда позволяется вкушать лишь молочную и рыбную пищу.

Как держать Великий пост в первый раз

Кроме духовной подготовки, следует проявить заботу и о своем теле. Очень важно посоветоваться с врачом диетологом и с его помощью чётко определить, как держать пост в первый раз, чем питаться в эти дни и как. Держать Великий пост впервые - это сделать шаг в ту область жизни, которая до сих пор была от вас скрыта, и поэтому вам крайне необходимы советы и медиков, и священнослужителей. Каждый, кто желает при помощи поста вступить на путь внутреннего очищения, должен усвоить важнейшую истину: пост телесный без поста духовного бесполезен. В этом случае он превратится в обычную диету, которая, возможно, избавит от каких-то плотских недугов, но изменить настрой души человека бессильна.

В чем же состоит духовный пост? Прежде всего, в решительном отторжении злых помыслов и гнева. В отказе от любых поступков, несущих в себе проявления злобы. Многие святые, творцы духовных книг, ставших в наши дни жизненным руководством христиан, писали о том, что очень часто новообращённые (да и не только они), постясь телом, забывают о душе, тем самым перечёркивая свои труды. Вспоминается горькая народная ирония: «Великим постом молочко не кушала, а соседку поедом съела…».

Особенности постного меню

Вполне очевидно, что вопрос о том, как правильно держать пост в первый раз, подразумевает, прежде всего, ограничения в еде. Прежде всего нужно напомнить, что их степень устанавливается священником и врачом. Кроме того, беременные женщины, дети, больные и престарелые люди, а также путешествующие и находящиеся на войне, от поста освобождаются. Всем остальным рекомендуется воздержание от мясной, молочной и рыбной пищи, а также продуктов, в состав которых они входят. Предпочтение следует отдавать всевозможным блюдам из овощей и фруктов.

Традиционное состоит из картофеля и изделий из него, сушеных и свежих грибов, салатов, солений и маринадов. Овощные супы и крупяные каши также помогут поддерживать силы. Особое место в рационе в течение этих дней занимают сухофрукты, мёд и различные компоты. Не возбраняется употребление маргарина, но только в том случае, если в его состав не входит молоко. Очень важно учитывать, что постом ограничивается не только состав пищи, но и её количество. Есть нужно в меру, иначе можно объесться и сухарями. Кроме того, следует отказаться от употребления спиртных напитков, особенно крепких. Как исключение, допускается в отдельные дни красное вино.

Календарь постного меню

Первая и последняя недели Великого поста наиболее строги в отношении уставами предусматриваются даже дни полного отказа от пищи. В миру это редко соблюдается, но по мере сил, решая, как держать пост в первый раз, надо стараться максимально урезать свой дневной рацион. В остальной период поста по понедельникам, средам и пятницам принято вкушать холодную пищу без масла.

Во вторник и четверг её можно разогреть, но масло не добавлять. В выходные дни делается послабление: можно принимать горячую пищу и употреблять в небольших дозах вино. Для рыбных блюд исключение делается только в такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье. Есть также один день - Лазарева суббота, когда вкушается икра. Некоторые изменения вносятся в тех случаях, когда на Великий пост выпадают дни памяти особо почитаемых святых.

Польза поста для здоровья

Великий пост всегда бывает весной. К этому времени организм человека испытывает негативные последствия рациона, характерного для зимы. Обилие тяжёлой мясной пищи, жареных блюд и высококалорийных продуктов наносит существенный вред системе пищеварения. В организме накапливаются различные Нередко за зиму набирается лишний вес. Ввиду этого врачи указывают на несомненную пользу поста для здоровья человека. Благодаря столь продолжительной разгрузке из организма выводятся шлаки и создаются условия для лучшего усвоения витаминов. Благотворно его воздействие и в плане похудения.

Религиозно-этические аспекты прохождения поста

Каждый постящийся должен помнить о необходимости соблюдать целый ряд этических норм, связанных с постом. Например, находясь в гостях в доме, где не постятся и ставят на стол скоромные блюда, очень важно суметь тактично уклониться от их вкушения, не огорчив хозяев. Если это невозможно, то употребление такой пищи допускается. Лучше преступить букву церковного Устава, чем обидеть людей. Но делать это надо со смирением. Кроме того, совершенно недопустимо нарочитое афиширование того, что вы держите пост, и похвальба этим. Упрёки в адрес тех, кто не постится, заслуживают особого порицания.

Размышляя о том, как держать пост в первый раз, следует иметь в виду, что основной духовной составляющей поста является молитва и в храме, и дома. Очень важны также чтение религиозной литературы и размышления о прочитанном. Хотя бы один раз каждый постящийся обязан исповедаться и причаститься. Это соответствует и традициям, и смыслу поста. А по поводу того, как держать пост перед исповедью и причастием, следует посоветоваться со священником.

Воздержание

В традициях православной церкви - отказаться на этот период от всевозможных развлечений. Рекомендуется воздерживаться от посещения различных увеселительных мероприятий, театров, концертов, кино, а также от просмотра большинства телевизионных передач. Также предписывается временный отказ от супружеских отношений. Эти ограничения преследуют лишь одну цель - создать особый психологический настрой, необходимый для полноценного прохождения поста, глубокого покаяния и молитвы.

В дореволюционной России на эти дни специальным правительственным указом закрывались все театры, рестораны и прочие развлекательные заведения. Из этой статьи вы вкратце узнали о том, как держать пост перед Пасхой, какие существуют на этот счет правила. Самое главное - это не забывать о том, что пост с его ограничениями нужен в первую очередь вам, а не кому-нибудь другому.

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, – а потом прибавил: – “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища – то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

– Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

– А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится – “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

– Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

– Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” – спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи – внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

Цель поста – с помощью воздержания от пищи начать борьбу с грехом, встать на путь духовного совершенствования, отказаться от дурных мыслей и . Нельзя придерживаться поста только потому, что это модно или полезно для здоровья: в одном случае это бесполезная и даже вредная трата времени, а в другом - пост превращается в обычную диету, хотя на самом деле он не сводится только к набору определенных ограничений в еде. Многие священники говорят, что во время поста лучше воздержаться от негативных мыслей, но есть мясо, чем наоборот.

Если отказ от привычной пищи вызывает агрессию и злость, то нет никакого смысла придерживаться поста.

Впервые постящиеся люди, те, у кого нет привычки ограничивать себя в еде, люди со слабым здоровьем и другими ограничениями могут придерживаться поста, исходя из своих возможностей. Священники благословляют , кормящих , больных людей на послабление в соблюдении поста. Ведь резкий отказ от привычной еды может привести к проблемам со здоровьем и обострению некоторых заболеваний.

Поститься по строгим церковным правилам запрещено больным желудочно-кишечными заболеваниями, детям и подросткам до 14 лет.

Правила поста

Великий пост состоит из так называемой четыредесятницы, поста длительностью в 40 дней, и Страстной седмицы. В это время нельзя есть молочные и мясные продукты, яйца, рыбу и любые блюда, содержащие эти продукты, хотя в некоторые дни делаются небольшие исключения. Например, на Благовещение или Вербное воскресенье готовят рыбу, а накануне Вербного можно есть икру. Есть, наоборот, более суровые дни – так, в понедельник первой недели поста или в пятницу во время Страстной седмицы верующие ничего не едят.

Во время поста разрешено есть орехи, мед, варенья, овощи и фрукты, а также соевые продукты, которые отлично заменяют мясо и молочное. Желательно включать в меню бобовые, которые восполняют нехватку животного белка.

Очень важно во время поста следить за калорийностью рациона, она должна остаться на том же уровне, что и до ограничений. Пост – это не диета, питаться нужно разнообразно и сытно. Не забывайте пить свежевыжатые соки, зеленый чай, минеральную воду. Соленья во время поста разрешены, но не стоит ими увлекаться. Очень важно правильно выходить из поста в пасхальную неделю – не объедаться, вводить продукты в рацион постепенно, соблюдать умеренность.

Пост — неотъемлемая часть жизни христианина, как и участие в богослужениях, приобщение к церковным таинствам, молитвенное общение с Богом. Но мера такого участия в церковной жизни для взрослого и для ребенка будет различной. Многие родители задаются вопросом: как правильно и без ущерба для телесного и душевного здоровья организовать прохождение поприща поста для своих детей. В этом нам помогут разобраться настоятель храма во имя святителя Луки, исповедника Крымского, города Саратова, отец троих детей священник Анатолий Коньков, и Анна Клименко — супруга настоятеля храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, села Поповка Хвалынского района протоиерея Аркадия Клименко, мать двенадцати детей (в июле 2011 года супруги Клименко были удостоены государственной награды — медали «За любовь и верность»).

— Нужно ли поститься детям? Почему?

Священник Анатолий Коньков:

— Поститься детям действительно нужно. Ведь пост — не только отказ от какой-то определенной пищи. Телесное воздержание — лишь средство, целью же является духовное возрастание.

Анна Клименко:

— Да, детям нужно поститься, но нельзя забывать, что пост — это вовсе не диета: на первом месте должна быть духовная составляющая, а телесная — на втором. Вступать в серьезную борьбу со страстями большинству детей еще не требуется, поэтому телесный пост нужен больше как полезный навык к самоограничению.

— Как лучше объяснить ребенку смысл поста? Многие родители тревожатся, что если они введут ограничения в каких-то приятных или привычных вещах, то тем самым оттолкнут ребенка от церковной жизни…

Священник Анатолий Коньков:

— Чтобы разъяснить ребенку смысл воздержания, родителям самим нужно ясно понимать его значение. Скажем, малоцерковный человек, как ни будет пытаться ограничивать свое чадо, не сможет толково объяснить, с какой целью эти ограничения введены. Примеров тому немало. Напротив, в семье, где родители воцерковлены, дети растут в определенном укладе жизни, и для них иного бытия просто не существует. Сложнее в семье, где один из родителей верует, а другой нет. Здесь, в лучшем случае, неверующая половинка не будет мешать духовному воспитанию ребенка. Но чаще бывает именно сопротивление такому воспитанию, и в первую очередь, упражнению в посте. Верующему супругу или супруге не нужно спорить и доказывать обратное, не нужно навязывать свое мнение (оно редко бывает убедительным в таких ситуациях), но терпеть и молиться, не нарушая своего поста. Дети в таких семьях часто не могут самостоятельно выбрать, чью сторону им принять, и выбору может помочь смирение верующего родителя. В любом случае, нужно помнить, что лучше и убедительнее всяких слов — личный пример.

Анна Клименко:

— Очень важно вызвать у ребенка желание поститься. Это должны быть не родительские ограничения, а его собственный подвиг. Маленьким детям можно рассказать о том, как Господь Сам постился в пустыне и что, соблюдая пост, мы становимся ближе к Нему. Более взрослым уже можно объяснить, что мы, как члены Церкви, должны соблюдать ее установления, даже если они кажутся нам в чем-то обременительными. Подростку просто можно сказать: «Если ты осознаешь себя христианином, то постись, а если нет, то какой в посте смысл?».

— С какого возраста можно начинать вводить ограничения для ребенка? Можно ли обозначить примерную «меру поста» для детей разных возрастов, и как это сделать родителям, которые сами только воцерковляются?

Священник Анатолий Коньков:

— Поститься можно детям с момента их осознания самих себя. Если ребенок в семь лет начинает исповедоваться перед Причастием, то и вводить некоторые ограничения в этом возрасте, думаю, можно. Это не должно быть «сразу и вдруг». Как ребенок не может сразу говорить (другой пример — вкушать твердую пищу), так и поститься он не сможет в полной мере сразу. Да и не нужно этого делать, чтобы не было дополнительных скорбей и искушений от сложности перенесения поста. Родителям, которые находятся только на пути воцерковления, главное — не переусердствовать. Нельзя заставлять детей делать то, в чем сами пока не сильны. Однако если ребенок по собственному желанию решит попробовать свои силы, не нужно ему в этом отказывать. А вот в какой мере поститься, каждая семья, посоветовавшись со священником, решает индивидуально. Зная особенности характера своего чада, его привычки, вкусы, пожелания, родители определяют, от чего их ребенок может воздержаться, а что должен обязательно вкушать. Что касается духовной стороны поста, то вполне возможно объяснить ребенку, что ради Господа нужно потерпеть и ограничить свои развлечения, коих сейчас немало: компьютерные игры, телевизор, социальные сети и т.п.

Анна Клименко:

— Дети у всех разные и семейные ситуации тоже, поэтому советы давать очень трудно. Если в семье несколько детей разного возраста, тогда мера поста тоже будет различной. Младший, например, молочное будет есть, а старший — нет. В некоторых случаях важнее окажется не качество пищи, а ее количество: кому-то главное — не переедать. Родителям, которые сами только воцерковляются, надо быть очень осторожными в своем желании ограничить ребенка, особенно если он уже сформировался вне церковной среды и если отношения у него с отцом и матерью не очень доверительные, как часто сегодня бывает. В любом случае лучше, конечно, все эти вопросы согласовывать со священником, который знает семью или отдельных ее членов.

— Может ли пост повредить здоровью ребенка, особенно, если он несет повышенную нагрузку (занимается спортом, в музыкальной школе и т.д.)?

Священник Анатолий Коньков:

— Обычно в таких случаях вопрос о мере поста решается с духовником. Но следует учитывать, что растущему организму нужно, несомненно, больше белка, в том числе животного, чем взрослому. Поэтому пост для ребенка, на мой взгляд, должен в большей мере состоять не в гастрономических, а в иных ограничениях.

Анна Клименко:

— Это какой же должен быть пост?! Неужели, если ребенок не будет есть мясо в пост, то это как-то значительно скажется на его здоровье? Сейчас на детей обрушивается масса совершенно ненужной и откровенно порочной информации, с помощью которой им навязываются чуждые интересы — вот это действительно опасно. А разумный пост не повредит.

— Если ребенок, подросток ходит в обычную школу, понятно, что он не сможет поститься там в полной мере. Как к этому относиться?

Священник Анатолий Коньков:

— Спокойно. Пусть в школе ест, что дают, не привлекая внимания и смиряясь ради мира с одноклассниками, с учителями. Может, кто-то скажет, что нужно нести свой крест и исповедничество? Если у ребенка вера настолько сильна, то это будет действительно подвигом.

Анна Клименко:

— Мы в нашей семье относимся к этому спокойно. Правило простое: что тебе предлагается, то и ешь, смотри лучше за своим языком, как бы кого не обидеть; не ленись, не дерись.

— Можно ли придумывать для детей необычные постные блюда в пост, чтобы их порадовать или утешить?

Священник Анатолий Коньков:

— Подобное утешение можно и нужно не только детям, но и нам, взрослым. Даже в посты Церковь предлагает нам праздничные дни, когда вспоминаются особо чтимые святые или важнейшие события Священной истории. В эти праздники на трапезе разрешаются послабления, предусмотренные уставом и отраженные в церковных календарях.

Анна Клименко:

— У Шмелева в книге «Лето Господне» маленький герой Ваня рассуждает: «Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все так вкусно?», при этом перечисляются такие кулинарные изыски, которых никто из нас и не пробовал. Вообще-то в пост лучше готовить что-нибудь попроще, чтобы освободить время для молитвы, для посещения храма. Но и детей, конечно, хочется порадовать. Обычно они любят что-нибудь делать вместе с мамой. Я, например, леплю пирожки, а маленький тут же свои загогулинки. Мы их все печем, и он может угостить других своим изделием — вот это радость!

— Дайте, пожалуйста, совет, о чем нужно особенно позаботиться родителям, когда наступает пост?

Священник Анатолий Коньков:

— Главное — помнить: не человек для поста, а пост для человека, для его духовного возрастания. Не нужно бездумно отказываться абсолютно от всего, изнуряя себя и детей непосильным постническим трудом. Во всем должна быть мера, для этого человеку Господь дал разум. Обязательно нужно регулярно исповедоваться и причащаться, чтобы были силы для прохождения постового поприща.

Анна Клименко:

— Прежде всего надо позаботиться о том, чтобы пост воспринимался как радость, а не как время запретов. Поэтому надо подумать, как будет проходить ваш собственный пост: от чего нужно избавиться и что приобрести за это время. В семье должны быть мир и согласие, чтобы дети видели ваш добрый пример. Хорошо было бы продумать, какие книги прочитать своему ребенку, а тому, кто читает сам, необходимо помочь подобрать интересное душеполезное чтение.

— Как дети относятся к посту в Вашей семье?

Священник Анатолий Коньков:

— Старшая дочь постится частично: и в школе, и дома она ест то, что дают. Она ограничена в некоторых развлечениях, о чем я говорил выше, мы считаем это более важным для нее сейчас. А младшие дочери еще малы, чтобы как-то понимать значение поста.

Анна Клименко:

— Для них это часть жизни. Когда дети слышат, что приближается пост, они радуются: «Значит, скоро Рождество!» или «Скоро Пасха!!!». Наши дети в пост не смотрят мультики и художественные фильмы (о компьютерных играх и телевизоре не говорю, так как у нас это вообще не заведено), причем никто не воспринимает это как тягостное бремя.

Материал подготовили Наталья Горенок и Инна Стромилова