Молитва об избавлении от лени. Как бороться с ленью православному Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками

Здравствуйте батюшка, меня зовут Александр, хочу обратиться к Вам за советом я бы даже сказал с криком души своей. Много лет я играл в компьютерные игры, целыми днями, долго играл на протяжении многих лет. И не обращал внимание на мир за окном полностью был погружен в них. Только по очень неотложным делам отвлекался от игр. Этими играми потрепал себе изрядно нервы. Дошло до того что мои чувства притупились (не чувствовал вкуса, запаха и т.д. к женскому полу был безразличен), я словно во сне прибывал (годы шли, а мне все было безразлично). Только сейчас начал горько осознавать как лень мной управляла. Много лет учусь в университете (10 лет из них 3 года учился очно на разных факультетах, потом из-за своей лени перешел на заочное обучение), но мне все это было не важно, как будто не моя была жизнь я в мыслях был весь в играх. И только сейчас начал осознавать что учился не тому что хотел на самом деле. На всем протяжении учебы практически не работал, только во время практики (учебы), из 10 лет максимум проработал 1 год. И если и делал работу какую, то не интересовала она меня и не пытался даже вникнуть и понять ее, было безразличие полное. По дому также не выполнял ни какой работы. В семье я единственный ребенок избаловали меня все мне лучшее. Жил на все готовое. Дедушка помню умный был говорил: “Лень раньше тебя родилась”, но я не обратил внимание на его слова по своей молодости. На данный момент мне 26 лет и я мало что умею делать в жизни на самом деле. Смешно звучит, но только сейчас я стал утром делать зарядку, учиться как приготовить обед или ужин, начал мыть посуду, пол, чистить зубы, мыться каждый день перед сном и др. Читаю библию, молитву “Отче наш” перед сном 3 раза. До этого был крещеным В прошлом году помогал родителям в саду (строим дачу) и буду впредь помогать им во всем. Если мысли лезут по лениться борюсь с ними и выполняю работу. Сейчас диплом и страх появился смогу ли сдать его, негативные мысли посещают меня, бессонница и тоска. Страх взрослой жизни присутствует также т.к. свои годы провел беззаботно и не прикладывая усилий к ней не стремился развиваться в чем бы то ни было. Хочу побороть свою лень и поправить психику что можете посоветовать. Заранее спасибо за Ваш ответ.

Здравствуйте Александр! Первое что нужно сделать, встать на путь духовной жизни. Ясно поставить перед собой два пути - путь жизни духовной, ведущий к спасению, и путь жизни плотской, ведущий к гибели. И в самой глубине существа своего - решить идти путем жизни духовной. С этого решения должна начинаться жизнь духовная каждого человека, осознавшего, что он уклонился от пути спасения. Это первый шаг на твоем пути, но здесь ждет тебя и первое искушение: это чувство стыда и сознание греха может быть и к жизни, и к смерти. К жизни, если оно вызовет в тебе жажду спасения, если его осветит надежда на милосердие Божие, если не убьет оно в тебе веры, что Господь пощадит создание Свое и примет тебя, как принял блудного сына. К смерти - если оно приведет тебя к безнадежному отчаянью. И прошу заметить: с первых же шагов жизни духовной козни вражеские! Они подстерегают человека на всех ступенях духовного восхождения, враг подстерегает каждое доброе движение сердца и стремится обратить его в зло, потому что все доброе в нас имеет некую черту, перейдя которую, незаметно обращается в зло. Распознавать эту черту часто не может человек своими силами. Это дело благодати Божией, потому самонадеянность - самый опасный грех, так как в нем таится возможность всех грехов. Враг будет стремиться и доброе твое покаяние довести до злого уныния. Он будет говорить тебе слова безнадежные о том, что тебе уже поздно исправляться, что это тебе не под силу. Что ты погибнешь, что не стоит и начинать этой новой жизни. Она не для тебя. Отгоняй их. Не давай им задерживаться в сердце. Они - от врага. Жизнь духовная не зависит от времени. Можно, как видим в примере разбойника на кресте, стяжать спасение и во единый час. О том же свидетельствуют и многие примеры из жизни святых. Жить всегда можно начать сначала. И нет такого грешника, которого бы не простил Господь. А возраст? Какое же он имеет отношение к вопросу о духовной жизни? Разве не в каждый возраст человек одинаково близок к смерти? И разве погибнуть духовно нельзя в юности и спастись в старости? Ты должен исповедовать грехи свои в Церкви и после отпущения грехов причаститься святых Тайн. На путь духовный надо вступать через покаяние и утверждаться на нем таинством Божественной Евхаристии. Как, не приняв плоти и крови Христовой, будешь жить с Ним? И здесь, как и в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних, и внутренних преград. То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется отложить ненадолго, чтобы "лучше приготовиться". Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь. Милости и помощи Божией!

Батюшка, грешен, лень одолевает.

Так борись с ней.

Не могу, отче, ленюсь.

Знакомое многим утверждение «у меня Бог в душе» - всего лишь повседневное оправдание обыкновенной лени. Только не той, которая происходит от принципа «и так сойдет!», а иной - нежелания уйти от неги и ублажения собственного тела.

Для того чтобы внешне выглядеть «эффектно», чтобы пахло Диором, ненавязчиво сверкали украшения, а в складках одежды обязательно проглядывали лейблы ведущих фирм, лень обычно отсутствует. Все будет сделано для очередного «ах!» подружки или «круто!» сослуживца.

Хватает сил, находятся средства, и в сутках не надобно добавлять лишнего часа.

Но как только священник посоветует купить молитвослов и неукоснительно ежедневно молиться, да и в храм иногда заходить, то тут же выясняется, что нет ни времени, ни средств, и здоровья не хватает.

Интеллигентно-толстовская привычка говорить о том, что Бог у меня в душе, что нам, цивилизованным людям, посредники в лице священника не нужны, развращает не только душу, но и тело. Да и не может быть иначе! Ведь молитва усилий требует, и немалых. В народе нашем по этому поводу есть хорошее утверждение, с которым трудно не согласиться. Вот оно:

Существует три самых тяжелых в жизни дела. Первое - долги отдавать. Второе - за престарелыми родителями ухаживать. Третье же - Богу молиться.

По сути, невыполнение этих трёх вещей - серьезные грехи, которые становятся «смертными», если в них не покаяться и от них не избавиться.

Духовная лень - вещь заразительная, распространяется повсеместно, и темпы ее распространения отнюдь не уступают всяким свиным и птичьим гриппам. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия - только красивая книга на полке, а икона - украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение тех, кого мы считаем своими наследниками.

Следующее поколение данного семейства обязательно заменит слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года.

Духовной лени пытаются дать заумные объяснения, привнести в нее философский, социальный и даже политический смысл. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация (можно еще подыскать дюжину) - отнюдь не научные определения, подвластные лишь современному образованному уму и характеризующие человека и общество. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от элементарного и примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень.

Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. С ней бороться проще. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9).

От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен:

Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32).

Можно отыскать, конечно, и более радикальные, своего рода хирургические методы избавления от данного порока, но в связи с расцветом от духовной лени произошедшей ювенальной юстиции я их здесь подробно приводить не буду. Кто желает рецепты узнать, отсылаю к хорошей книге с очень добрым и практическим названием: «Домострой». Есть еще действенное средство: расспросите своих бабушек и дедушек, как и кто помог им от грехов лености избавиться…

Хуже тогда, когда лень пороком становится. Она, как и пьянство, часто - симптом более тяжелого уже духовного заболевания, которое перед лицом других всеми правдами и неправдами пытаются скрыть или оправдать. Скрывать долго не получится, нет ничего тайного, что не станет явным, говорит Писание, а оправдание лишь к распространению греха произведет и другие, отнюдь не Божьего происхождения, поступки предопределит. Все негаразды дней нынешних, все те негативные перипетии, которые сегодня нас преследуют в жизни личной и общественной, и есть следствия попыток оправдания духовной лени.

В конце концов, лень приводит к страшному желанию: избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность.

Итог печален:

Лень, отвори, сгоришь!

Сгорю, но не отворю…

В IV в. н. э. христианский богослов Евагрий Понтийский написал учение «О восьми злых помыслах», в котором сказано:

Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия и после него - блуда, третий - сребролюбия (алчность - прим. ред.), четвертый - печали, пятый - гнева, шестой - уныния, седьмой - тщеславия, восьмой - гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти или не приводили - это зависит от нас.

Во второй половине VI в. папа Григорий I Великий в сочинении «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. В итоге вместо 8 злых помыслов стало 7: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть.

В XVIII в. учение о семи смертных грехах проникает в русское православие. В частности, его активно проповедует епископ Русской православной церкви Тихон Задонский. Именно он впервые поставил на одно место уныние и лень. Но что между ними общего?

Святые отцы видели тесную связь между двумя этими понятиями и считали, что лень порождает уныние. Например, богослов Игнатий Брянчанинов раскрывал грех Acedia, или уныния, как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние».

А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Почему лень или уныние - это смертный грех?

Христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник считал, что унывающий человек - это «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». По мнению церкви, к унынию и лени людей подталкивает сам бес. Он искушает жертв, которые в состоянии душевной горечи отказываются выполнять все свои религиозные обязанности.

«Леность - это самая безотчетная из всех наших страстей. Хотя могущество ее неощутимо, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями… В ленивом покое душа черпает тайную усладу, ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упованиях и самых твердых намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность - это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага».

Отметим, что сегодня лень и уныние больше не ставят на одно место в списке смертных грехов. Западные цивилизации считают пороком лень, в русской православной традиции таковым осталось уныние.

Лень начинается, когда после отдыха вам хочется отдохнуть ещё совсем чуточку. Такую ситуацию легко устранить небольшим усилием воли, заставив себя сделать какую-то маленькую работу. Это даже можно назвать разогревом . За основные дела из такого состояния не стоит браться, так как вам это быстро надоест. И тогда вы решите, что лучше все же пойти отдохнуть еще немного.

Так же очень часто лень начинается со сбитого режима сна. Обычно такое случается в конце трудовой недели в пятницу-субботу. Помня о том, что завтра не нужно рано вставать, велик соблазн посидеть часиков до 4 ночи в Интернете или же долгое время смотреть ДВД. Помимо всего этого лень очень часто начинается с плохого настроения в субботу утром. Его очень легко снять контрастным душем, с последующим походом в магазин за чем-нибудь вкусненьким.

Кажется, что еще немного, и вы точно возьметесь за работу, но вы еще пока не решили, с чего начать. Просматриваете любимые сайты, дневники ваших друзей, ищите, куда бы зайти, почитать чего-нибудь интересненького. И вы действительно искренне удивляетесь тому, что в аське как-то маловато он-лайн контактов, что на сайтах так мало новой информации и что вы не нашли в фрэнд-ленте ни одной записи, которую бы вы не прочли. И вообще все плохо и совсем не радужно, хандра какая-то напала. А может еще фильм какой-нибудь посмотреть? Но ничего нового нет. Что делать? Знакомая ситуация, не правда ли? Ну что сказать, мои "поздравления", это - Лень. Да-да, именно Лень. Она вас тихонечко завоевывает. Сначала лень связывает вас по рукам и ногам, прикрываясь обычным отдыхом, потом постепенно она захватывает вас полностью. И вы не успеваете опомниться, как уже целиком и полностью находитесь в её власти. Именно из-за лени очень часто вы начинаете хандрить, даже если видимых причин для этого нет. А в особо запущенных случаях некоторые индивиды умудряются лениться даже думать. Неприятные ощущения, правда? Нужно от них как-то избавляться. Этим сейчас с вами и займемся!

Как распознать лень?

Вам нужно обратить особое внимание на себя и начать борьбу с ленью. Например, если вы заметили, что ваш отдых "на денечек" затянулся и должен был кончиться еще дня 3-4 назад. Тем более стоит бить тревогу, если за эти 3-4 дня вы практически ничего не сделали или вообще понятия не имеете, куда они делись. Очень часто, острые приступы лени сопровождаются общим, подчеркиваю, мнимым недомоганием. Так же один из признаков лени, когда вы начинаете раздражаться по поводу и без повода, постоянно чего-то хочется, но вам никак не понять, чего именно. А еще хандра и апатия становятся вашими верными спутниками. Если у вас присутствуют все вышеперечисленные симптомы, то вам нужно немедленно выбираться из этого состояния, потому что ни к чему хорошему оно не приведет.

Первый этап борьбы с ленью: рабочее пространство

Для того чтоб заставить себя хоть что-то делать, нужно иметь свободное рабочее пространство. И оно действительно должно быть рабочим. Для начала можно просто убрать со стола все ненужные и неуместные предметы. Собрать и сложить все документы, положить на место книги. Но обратите внимание на то, как вы это делаете. Когда я говорю "на место", я имею в виду специально отведенное место для того или иного предмета, а не первый попавшийся ящик, в который можно благополучно свалить кучу "мусора" и забыть про него.

Допустим, что со столом и прилежащими к нему территориями мы закончили. Теперь обратим внимание на общий вид комнаты. Может нужно что-то сложить в шкаф, где-то что-то подправить или еще что не так. Очень важно чтобы вокруг был порядок, это избавит вас от возможности лишний раз отвлечься от работы. И тогда позже не возникнет какого-то постороннего дела, которое вы все равно не собираетесь доводить до конца.

Так же стоит обратить внимание и на себя. Оденьтесь в удобную и подходящую вам одежду, умойтесь. Может, всё-таки решитесь позавтракать? Просто в последние дни распространена довольно странная картина: первый рефлекс упавшего с кровати сонного тела – это дотянуться до кнопки включения компьютера. И лишь сидя перед монитором, потихоньку начинают открываться глаза. Надо же как-то подключить Интернет и ткнуть мышкой в иконку аськи. А потом как-то забывается, что есть ванная комната, душ и что люди обычно по утрам завтракают. Но когда вы все же вспоминаете, что нужно что-то поесть, вы с удивлением замечаете, что уже в принципе можно и ужинать. Куда подевалось время?

Второй этап борьбы с ленью: вспомним о времени

Вы уже привели в порядок ваше рабочее место и себя, теперь самое время посмотреть на часы. Согласитесь, вам ведь казалось, что это все займет намного больше времени. А на самом деле вышло все относительно быстро.

Теперь наша с вами задача – это правильно распланировать и рассчитать свое время. Сначала, нужно определиться с целями и задачами на сегодняшний день. Вам нужно завтра сдавать проект или быть может подготовиться к важной конференции. Тогда это вы должны сделать в первую очередь, и начинать нужно именно с него. Тут каждый найдет свое, вариантов бесконечное множество. Вам нужно посмотреть, на то, сколько примерно времени займет подготовка материалов, выполнение самой работы. О второстепенных делах также не стоит забывать, пусть не таких важных, но которые все же стоит сделать. Если время рассчитано и распланировано верно, то все ваши дела будут сделаны в срок. А времени для лени просто не останется.

И сейчас поделюсь с вами своей маленькой "разработкой". Мне очень нравится, после выполнения работы, засидеться допоздна. Пара завершающих штрихов и можно полюбоваться выполненной работой. Это стимулирует работоспособность и повышает настроение. И не нужно забывать похвалить себя за выполненную работу, даже если вы успели не все, ведь вы же работали!

Третий этап борьбы с ленью, заключительный

И, по-моему, самая любимая дверца лени – беспорядок во всем. В планах, во времени, в квартире, когда вы не знаете, за что взяться. Очень много времени уходит на то, чтоб посидеть и подумать об этом. И в итоге получается, что практически ничего так и не делается. Самым лучшим решением в этом случае будет примерная планировка следующего дня и стремление сохранить хоть какой-то, но порядок во всем.

Этих советов вам хватит для начала. Их легко применить практически к любому человеку.

Является ли лень грехом, и где в Священном Писании подробно освещён вопрос о труде и лени? Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит.6:6-9). Ленивый человек является обузой для других людей. Поэтому Священное Писание определяет лень как нравственный порок: Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его (Прит.10:26). Лень, согласно Библии, считается также проявлением скудоумия: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит.24:30-32). В новозаветных священных текстах также обличается лень. Ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал (Мф.25:26). ☦ Откуда берется лень? Что ждет ленивого в будущем? Как избавиться от этого порока? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Лень - Батюшка, грешен, лень одолевает. - Так борись с ней. - Не могу, отче, ленюсь. Знакомое многим утверждение «у меня Бог в душе» - всего лишь повседневное оправдание обыкновенной лени. Только не той, которая происходит от принципа «и так сойдет!», а иной - нежелания уйти от неги и ублажения собственного тела. Для того чтобы внешне выглядеть «эффектно», чтобы пахло Диором, ненавязчиво сверкали украшения, а в складках одежды обязательно проглядывали лейблы ведущих фирм, лень обычно отсутствует. Все будет сделано для очередного «ах!» подружки или «круто!» сослуживца. Хватает сил, находятся средства, и в сутках не надобно добавлять лишнего часа. Но как только священник посоветует купить молитвослов и неукоснительно ежедневно молиться, да и в храм иногда заходить, то тут же выясняется, что нет ни времени, ни средств, и здоровья не хватает. Интеллигентно-толстовская привычка говорить о том, что Бог у меня в душе, что нам, цивилизованным людям, посредники в лице священника не нужны, развращает не только душу, но и тело. Да и не может быть иначе! Ведь молитва усилий требует, и немалых. В народе нашем по этому поводу есть хорошее утверждение, с которым трудно не согласиться. Вот оно: - Существует три самых тяжелых в жизни дела. Первое - долги отдавать. Второе - за престарелыми родителями ухаживать. Третье же - Богу молиться. По сути, невыполнение этих трёх вещей - серьезные грехи, которые становятся «смертными», если в них не покаяться и от них не избавиться. Духовная лень - вещь заразительная, распространяется повсеместно, и темпы ее распространения отнюдь не уступают всяким свиным и птичьим гриппам. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия - только красивая книга на полке, а икона - украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение тех, кого мы считаем своими наследниками. Следующее поколение данного семейства обязательно заменит слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года. Духовной лени пытаются дать заумные объяснения, привнести в нее философский, социальный и даже политический смысл. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация (можно еще подыскать дюжину) - отнюдь не научные определения, подвластные лишь современному образованному уму и характеризующие человека и общество. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от элементарного и примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень. Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. С ней бороться проще. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9). От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32). Можно отыскать, конечно, и более радикальные, своего рода хирургические методы избавления от данного порока, но в связи с расцветом от духовной лени произошедшей ювенальной юстиции я их здесь подробно приводить не буду. Кто желает рецепты узнать, отсылаю к хорошей книге с очень добрым и практическим названием: «Домострой». Есть еще действенное средство: расспросите своих бабушек и дедушек, как и кто помог им от грехов лености избавиться… Хуже тогда, когда лень пороком становится. Она, как и пьянство, часто - симптом более тяжелого уже духовного заболевания, которое перед лицом других всеми правдами и неправдами пытаются скрыть или оправдать. Скрывать долго не получится, нет ничего тайного, что не станет явным, говорит Писание, а оправдание лишь к распространению греха произведет и другие, отнюдь не Божьего происхождения, поступки предопределит. Все негаразды дней нынешних, все те негативные перипетии, которые сегодня нас преследуют в жизни личной и общественной, и есть следствия попыток оправдания духовной лени. В конце концов, лень приводит к страшному желанию: избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность. Итог печален: - Лень, отвори, сгоришь! - Сгорю, но не отворю…

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ.