Жан Жорес – убийство накануне всемирной бойни. Уроки Первой мировой войны и современность

Начиная с прошлого года, 1 августа отмечается как День памяти русских воинов, погибших в Первой мировой войне. Более трёх миллионов наших соотечественников погибло в страшной войне. Сегодня память о трагических событиях прошлого столетия должна помочь извлечь необходимые уроки. Какие именно - «Парламентской газете» рассказали парламентарии.

Вопрос недели: каковы уроки Первой мировой войны?

Владимир Комоедов, председатель Комитета Госдумы по обороне, фракция КПРФ:

Самый главный урок: лучше плохой мир, чем хорошая война. Для России Первая мировая война, которую мы по большому счёту выиграли, обернулась страшной бедой. Эта война развалила нашу страну: ушли страны-сателлиты, мы отдали Прибалтику. Брестский мир и другие соглашения заложили мину замедленного действия, которая называется «ленинская национальная политика». В результате эта мина рванула в 1991 году. К сожалению, последствия всего этого мы наблюдаем до сих пор.

Первая мировая война вскрыла серьёзные пороки власти, которая правила страной на тот момент. И эти пороки соединились с беспринципной политикой так называемых «партнёров» Российской Империи, которые сотрудничали с Россией, но работали против неё. В итоге наша страна понесла самые большие потери: человеческие и материальные. Англия добилась тех целей, которые ставила перед собой в первой мировой войне. Им не нужна была сильная Россия.

Мы сейчас находимся на пороге Третьей мировой войны, когда многие страны объединились против нас, потому что видят: Россия поднимается. Нашу страну снова хотят ослабить, и провоцируют. Нас очень хотят втянуть в войну, делают всё для этого. Нашли страну, которая наиболее близка к нам по духу, менталитету и крови, задурили людей, отыскали предателей национальных интересов. Сегодня в гражданской войне уничтожают братский украинский народ, людей настраивают против России. В конечном итоге в разрухе на Украине обвинят Россию.

Михаил Заполев, член Комитета Госдумы по международным делам, фракция КПРФ:

Урок один: не допустить повторения той войны. 27 июля 1914 года люди жили в мире, а 28 июля началась война. Всё может произойти неожиданно. По телевидению идёт документальное кино о Первой мировой войне: показывают, что было: сражения, взрывы, военные марши и переговоры. Разве это главное? Главное - сказать людям, что мы сегодня находимся на пороге примерно такой же ситуации. Имена другие, а предвоенные события повторяется. Отовсюду должен звучать призыв к недопущению новой войны.

Ярослав Нилов, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

После окончания войны и подписания Версальского договора на Германию был наложен ряд ограничений. В том числе им нельзя было иметь свою военную технику, готовить военных специалистов. В России, в Липецкой области была военная лётная школа, где готовили немецких асов, в том числе и Геринга. А потом эти асы бомбили Советский Союз в 1941 году. Мы помогали тем, кто потом на нас напал. И это должно было послужить для нас уроком. До недавнего времени мы оказывали помощь Украине, продавали льготный газ, это были наши братья, а теперь оказывается, что Россия для Украины стала врагом, и они обстреливают наши приграничные территории.

Участие России в Первой мировой войне подготовило почву для революции 1917 года. В армии зрело недовольство, было негативное отношение к власти, людям не хватало продовольствия.

Первая мировая война во многом породила фашизм в Европе. Адольф Гитлер участвовал в боевых действиях, затем в Мюнхене начали появляться различные левые коммунистические движения, и у Гитлера и его соратников было понимание того, что Версальский договор был губительным для Германии. На волне недовольства итогами войны началась развитие фашистской идеологии. Германия тогда находилась в серьёзном экономическом кризисе, и финансовая помощь из Америки позволяла нацистской партии быстро крепнуть и развиваться. При этом Америка была союзником Советского Союза. Развитие фашизма в Европе привело к началу Второй мировой войны.

Сейчас ситуация в мире нестабильна, и от любой спички может вспыхнуть большой пожар, так же как и в начале двадцатого века. Важно не допустить повторения тех событий.

Илья Дроздов , член комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР:

Судя по последним событиям, большинство стран никаких уроков из Первой мировой войны не извлекли. Ситуация вновь на грани очередной войны, которая вполне может перерасти в Третью мировую. Если вспоминать события вековой давности, то тогда единственной страной, нажившейся на кровавой бойне стала США. Сегодня ситуация повторяется. Американцы вновь «рулят» из-за океана, стравливают Европу и Россию. Это факт. Остается только добавить, что Россия войн не проигрывает и достаточно сильна, чтобы защитить себя и своих граждан. Поэтому попытки американцев так и останутся их попытками.

Олег Нилов, член Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция «Справедливая Россия»:

Эти уроки есть, но они в течение XX века так и не были усвоены человечеством. В первую очередь, никакая война не приносит победы и удовлетворения. Результат всего один - миллионные жертвы, которые и являются главным укором всем военным стратегам. Но повторения этих преступных ошибок возможны, для этого есть все фундаментальные основы, они заложены в основы бюджетной политики финансирования военно-промышленного комплекса любого государства. Это и есть самый печальный вывод на сегодняшний день.

Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:

- Основным уроком должно стать понимание того, что за прошлый век наша страна растеряла огромное количество друзей. Единственным верным России государством осталась Сербия. Многие страны, которые в Первую мировую войну были на стороне сербов, впоследствие, уже объединившись в НАТО, бомбили Белград. И только Россия не предавала.

Напомню, что советская история умалчивала об основных итогах и последствиях Первой мировой, поэтому на территории нашей страны не было создано достойных памятников той великой войне, что тоже является уроком, но сегодня мы сделали из него выводы и постепенно исправляемся.

Дмитрий Саблин,

Самый главный урок состоит в том, что стало очевидно: внешние враги России не страшны, ей страшны враги внутренние. Эти предатели могут развалить страну изнутри. О Первой мировой войне можно говорить много. Но самое главное, что нельзя пускать на самотёк - борьба с внутренними врагами и во власти, и в строю.

Валерий Шнякин, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

- Первый урок, самый основной, заключается в том, что нужно помнить свою историю и ту трагедию, которую пережила Россия. Далее, нельзя забывать о том, что Первая мировая война, фактически, привела к Революции. Если бы она не произошла, неизвестно, кто и кому сегодня диктовал бы в мире условия. Я полностью согласен со словами Аркадия Столыпина о том, что нам не нужны революции и потрясения, а нужна великая Россия. И нужно об этом помнить. Но, к сожалению, ни Первая, ни Вторая мировые войны не научили политиков и государственных деятелей учиться на своих ошибках.

Подготовили Мария Соколова, Ксения Редичкина

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая мировая война

Основные характеристики Первой мировой войны 1. Продолжительность – 1554 дня. 2. Число стран-участниц – 38. 3. Состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран (Португалия, Сиам, Либерия, 14 латиноамериканских государств) ; Германия, Австро-Венгия, Турция, Болгария(четверной союз). 4. Число нейтральных государств – 17. 5. Число государств, на территории которых проходили военные действия – 14. 6. Численность населения стран-участниц войны – 50 млн.человек. 7. Численность мобилизованных – 74 млн. человек. 8. Численность погибших – 10 млн. человек.

Балканы – Очаг международной напряженности 1908-1909 «Боснийский кризис», вызванный аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины при поддержке Германии 1912-1913 Балканские войны. Угроза общеевропейского конфликта Борьба европейских стран за турецкое наследство и влияние на политику на Балканах Причина

Начало первой мировой войны Антанта Тройственный союз Повод Убийство в Сараево наследника австрийского престола 15 июня 1914 года 10 июля (23 июля) Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии 1914-1918 Франция Россия Англия Германия Италия Австро-Венгрия 13 июля (26 июля) Сербия приняла большую часть требований 15 июля (28 июля) Австро-Венгрия объявила войну Сербии 19июля (1 августа) Германия объявила России войну 21 июля (3 августа) Германия объявила Франции войну 22 июля (4августа) В войну вступила Англия 26 июля (8 августа) Австро-Венгрия объявила войну России

Франц Фердинанд и София Гаврило Принцип

Цели воюющих держав Сокрушить Францию и Россию Присоединить к себе прибалтийские и польские земли России Захватить Французские колонии в Африке Обосноваться на Ближнем Востоке и в Турции Подчинить себе Балканские государства Захватить проливы Босфор и Дарданеллы Утвердить своё господство на Балканах Воссоединить все польские земли Остановить германскую экспансию Возвращение Эльзиса, Лотарингии и захват Саара Раздел турецких территорий

Основные боевые действия и события Западный фронт Восточный фронт Даты 1914г. Вторжение Германии в Бельгию, Францию по «плану Шлиффена» . Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции. Сентябрь Битва на Марне. Отход германских войск до реки Эна. Отступление русских войск из Восточной Пруссии. Конец 1914г. Переход от маневренной к позиционной войне. Первое применение германским командованием боевых отравляющих веществ (хлор) в районе г.Ипра. Апрель-Май 1915г. Прорыв германскими войсками фронта в Галиции. Отступление русских войск. Сентябрь Стабилизация фронта. Позиционная война. 1914 –1915гг.

Март 1916 г. Верденское сражение. Ютландский морской бой. Июнь-август. Брусиловский прорыв немецко-австрийского фронта. Июль-август. Англо-французское наступление на Сомме, первое применение танков. Конец 1916 г. Переход Германии к стратегической обороне. План Гинденбурга. Апрель 1917г. Неудачное наступление французов под Аррасом. Нота Милюкова об участии России в войне до победного конца. Июль-Осень Английские войска пытаются прорвать фронт Германии в р-не Ипра. Захват германскими войсками Риги, оккупация части Прибалтики. 1916 –1917гг.

Перемирие между Советской Россией и Германией. Декабрь 1918г., зима. Оккупация Бессарабии Румынией. Март-июль Наступление войск Германии на парижском направлении, использование войск, переброшенных с Восточного фронта(Аррас, Марна). Сентябрь-ноябрь Общее наступление войск Антанты. Поражение стран Четверного союз. Компьенское перемирие. Брестский мир между Германией и Россией 1918г.

Результаты и последствия войны Компьенское перемирие 2.Брестский мир 3.Версальский мирный договор

Компьенское перемирие 4. Возвращение всех немецких войск в пределы Германии Условия Компьенского перемирия: 1. Немедленный вывод германских войск с западных оккупированных территорий и левого берега Рейна 2. Немедленная репатриация без взаимности всех военнопленных 3. Уступка германской армией следующего военного материала: 5тысяч пушек, 25тысяч пулемётов, 3тысячи миномётов и 1700 аэропланов

Брестский мир 1. Отказ России от территорий Эстонии, Латвии 2. Вывод российских войск из Финляндии, Украины 3. Возвращение Турции крепостей Карс, Ардаган, Батум 4. Демобилизация русской армии и флота 5 . Контрибуция в 6млрд. марок

Версальский мирный договор Условия договора: 3. Наложение на Германию военных ограничений – запрещалось иметь подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную и морскую авиацию, максимальная численность армии определялась в 100 тысяч человек. Всеобщая повинность отменялась. Германия теряла 1/8 часть своей территории и все свои колонии. 2. Германия должна была выплатить репарации общей суммой 132млрд.золотых марок(52% - Франции, 22% - Великобритании, 10% - Италии, 8% - Бельгии).; 4. Демилитаризация Рейнской зоны. Оккупация Рейнской зоны войсками союзников сроком на 15 лет. 5. Германия признавалась виновницей развязывания мировой войны.

Тройственный союз - военно-политический союз, сложившийся в 1879г. союзом между Германией и Австро-Венгрией. В 1882г. к нему присоединилась Италия. Договор предусматривал совместные действия держав в случае нападения четвертой державы. Компьенское перемирие - соглашение об окончании боевых действий и признании поражения Германии в первой мировой войне. Брестский мир – подписанный 3 марта 1918г. сепаратный мирный договор между Россией и Германией. Брусиловский прорыв – успешное наступление русских войск под командованием генерала А.А.Брусилоа, начавшееся 5 июня 1916г. Сепаратный мир – мир, заключенный государством отдельно от своих союзников, продолжающих войну. План Шлиффена – план ведения войны в Европе, разработанный начальником прусской армии Альфредом фон Шлиффеном в начале ХХ в. Основная цель плана – избежать войны на два фронта: с запада и востока. Позиционная война – характеризовалась отсутствием манёвров войск, стабильной линией фронта. Главную роль играет артиллерия. Репарации – возмещение материального ущерба государством, совершившим нападение, государству, подвергшемуся нападению

Сражение на Сомме – первое крупное успешное наступление англо -французских войск, начавшееся осенью 1916г. Означало переход стратегической инициативы странам Антанты. В этой битве впервые были использованы танки. Битва на Марне – одна из первых крупных битв первой мировой войны, развернувшаяся на западном фронте на территории Франции в конце августа – начале сентября 1914г. Сражение привело к провалу плана германского наступления и обусловило затяжной характер войны. Верденская мясорубка – кровопролитная битва у крепости Верден во Франции, начавшаяся 21 февраля 1916г. Сражение длилось около полугода и получило своё название в связи с тяжелейшими потерями с обеих сторон(было убито и ранено около миллиона человек). Версальский мирный договор 1919г. – итоговый документ Парижской мирной конференции, завершивший первую мировую войну. Июльский кризис 1914г. – международный кризис, вызванный убийством 28 июня 1914г. австрийского наследника эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево.


2014-07-31 Дмитрий Королёв Версия для печати

В эти дни весь мир отмечает 100-летие со дня начала Первой мировой войны. Поводом к ней послужило сараевское убийство 28 июня 1914 года - убийство очень странное, сильно смахивающее на преднамеренную провокацию. За ним последовал заведомо невыполнимый ультиматум со стороны Австро-Венгрии к властям Сербии, которую Вена без особых обоснований обвинила в подстрекательстве к теракту.

28 июля Австро-Венгрия развернула военные действия против сербов, на что Россия, которая пыталась проявлять сдержанность и уговаривала своих балканских союзников идти на уступки - насколько это было возможно, ответила объявлением мобилизации. И пошло-поехало: 1 августа Германия объявила войну Российской Империи, 3 августа в войну вступила Франция, 4 августа - Великобритания.

Так начиналась величайшая трагедия, страшным итогом которой стали 10 млн. убитых и скончавшихся от ран и 20 млн. раненых из числа 74 млн. мобилизованных в вооружённые силы, да плюс к этому 10 млн. человек, умерших от эпидемий (знаменитая «испанка») и голода. Государства понесли колоссальные материальные потери; достаточно сказать, что только в боевых действиях на море были потоплены около 500 боевых кораблей, более 1000 вспомогательных и 6000 торговых судов.

Жан Жорес - социалист и борец за мир

А своеобразной прелюдией ко всемирной бойне стало совершённое 31 июля в обстановке охватившего Европу шовинистического безумия убийство популярного в народных массах французского социалиста Жана Жореса. Кстати, его убийца по фамилии Виллен так и не понёс наказания: в 1919 году его оправдал суд.

Жан Жорес (1859-1914), видный историк, известный политический деятель, депутат парламента с 1885 года, блестящий оратор и гибкий тактик, являлся лидером правого крыла Французской социалистической партии. Был он фигурой сложной и неоднозначной: его неоднократно сурово критиковал В. И. Ленин, и в советской историографии Жореса заклеймили как оппортуниста и реформиста, отвергавшего революционный путь борьбы за социализм в пользу «мирного преобразования» капиталистического общества в социалистическое. Он совершил немало ошибок: в частности, в 1899 году приветствовал вхождение социалиста Александра Мильерана в правительство Франции (т.н. казус Мильерана), что, по сути, являлось откровенным предательством социалистического движения.

Однако в историю Жан Жорес вошёл, прежде всего, как пламенный борец за мир, против войн и колониального угнетения, и именно выступления против войны и милитаризма, с одной стороны, принесли Жоресу заслуженное уважение и любовь в народе, а с другой стороны, вызывали бешеную ненависть к нему шовинистов - поджигателей войны. Правда, и в вопросах войны и мира Жорес допускал ошибки: он считал Антанту, оформившуюся в 1907 году, силой, способной предотвратить войну, - считал, не поняв агрессивной природы всех военно-политических блоков того времени, прикрывавших свои истинные устремления миролюбивой демагогией.

Жорес, кроме того, был основателем (1904 год) и первым редактором газеты «Юманите» (L"Humanite), с 1920 года ставшей центральным печатным органом Французской коммунистической партии.

Год печальных юбилеев. И ужасных событий...

В этом году, на протяжении всего месяца, мы отмечаем сразу три печальных юбилея: 100 лет со дня начала Первой мировой войны, 75 лет со дня начала Второй мировой и 50 лет с начала полномасштабной войны США во Вьетнаме.

Обращает на себя внимание то, что эти три события разделяют ровно 25 лет. Что это - случайность? Мистика? А может, вовсе и нет - возможно, в этом есть своя закономерность. В социологии принято считать, что поколения людей сменяют друг друга как раз каждые 25 лет. Причём с началом XX столетия развитие общества настолько ускорилось, что каждое новое поколение - это вправду поколение совсем других людей. Других по своему миропониманию и мироощущению, по своим вкусам и предпочтениям, по своей культуре («поколение джаза», «поколение рок-н-ролла», «поколение диско», «поколение рэпа» и т.д.), так что «отцы и дети» всё хуже понимают друг друга. В «седом» прошлом человечества такого не было.

И у каждого поколения, получается, своя Большая война. Экстраполируем теперь обнаруженную нами закономерность в последовавший исторический период. Через примерно 25 лет после Вьетнама произошёл распад СССР, потянувший за собою целый шлейф кровавых конфликтов отнюдь не только на просторах бывшего Союза. Ещё через четверть века, после очередной смены поколений - сегодняшняя война на Украине, которая неизвестно чем ещё завершится.

Так что 100-летие со дня начала Первой мировой войны мы отмечаем в особой обстановке - в тревожной атмосфере предчувствия новой Большой войны, чреватой непредсказуемыми и самыми печальными последствиями. Отмечается сей юбилей в обстановке, когда борьба за мир снова становится самым актуальным делом для всех прогрессивно мыслящих людей. Снова - после эпохи позднесоветских показушных кампаний за мир, вызывавших и до сих пор вызывающих насмешки интеллигентствующих обывателей, до недавнего времени воспринимавших войну как какую-то исторически далёкую от них абстракцию, их не касающуюся. А вот теперь война реально коснулась и нас - хотя ещё год назад никто и предположить не мог, что ТАКОЕ у нас возможно. Общество наше оказалось совершенно не готовым к войне, и теперь оно разрывается между переживанием ужасов, обрушившихся на простого («маленького», «пересічного») человека, и воинственным порывом истребить всех оппонентов-супостатов под корень!

Фаталистически заявлять о том, что новая мировая война неизбежна, неминуема, разумеется, было бы ошибкой. Но приходится констатировать, что вероятность такой войны растёт буквально с каждым месяцем, что мир неуклонно скатывается к войне. Столкновение на Украине интересов Запада (прежде всего США) и России слишком сильно и серьёзно; оно действительно порождено антагонистическими, непримиримыми противоречиями. Ставки в этой игре велики, отчего столь же велика и опасность того, что мировые державы не сумеют-таки прийти ни к какому соглашению, ни к какому даже самому «плохому миру» на Украине и перейдут в итоге к открытому вмешательству в украинский конфликт.

А ведь на фоне украинских событий мы перестали обращать внимание на Ближний Восток, где тоже накопилась колоссальная взрывоопасная масса. Где вот-вот готова заполыхать целая широкая дуга от Туниса до Афганистана. Она включает Ливию, Египет, Сирию, Ирак, Курдистан; но на первое место нынче выдвинулся палестино-израильский конфликт. Его масштабы сравнимы с войной на Донбассе; нарастающие боевые действия в секторе Газа, где плотность населения превышает 1000 чел./кв. км при почти полном отсутствии каких-либо природных ресурсов, вызовут огромные жертвы и настоящую гуманитарную катастрофу, которая в свою очередь способна вызвать очень жёсткий ответ от немалой части исламского мира.

Но ведь и это ещё не всё! У нас под боком к гражданской войне движется ещё и Молдова, которую её нынешние власти в преддверии предстоящих в стране выборов тянут «в Европу» вопреки отсутствию решающей поддержки данного курса в народных массах, вопреки категорическому неприятию идей евроинтеграции и «румынизации» в Гагаузии и Приднестровье, ориентированных на Россию и ТС.

Причины, которые могут привести к мировой войне сегодня, в сущности своей те же, что и 100 лет назад, - конфликт экономических и геополитических интересов держав, которых в советское время было принято называть империалистическими. Это: пытающиеся удержать мировое господство Соединённые Штаты, подчинившие себе Европу и Японию; восстанавливающая экономическую и военно-политическую силу и стремящаяся вернуть себе свои былые геополитические позиции (в т.ч. и в Зап. Европе!) Россия; полусоциалистический-полукапиталистический стремительно растущий Китай, дальнейшей экономической экспансии которого, так или иначе, препятствуют США. Борьба их за сферы влияния, за источники энергоресурсов и сырья и проч. - борьба, обострившаяся в условиях жестокого и до сих пор не преодолённого экономического кризиса 2008-201? годов, чреватого «перетечь» в новый, ещё более разрушительный кризис (!), - и толкает эти «центры силы» (в особенности Запад как «старый» центр, идущий к упадку, к утрате своих позиций в конкуренции с «новыми», «молодыми» силами) к самым решительным действиям, к соблазну использовать войну в качестве радикального средства решения социально-экономических и политических проблем. Толкает их, короче говоря, к авантюрам.

Мы не можем знать, каково реальное финансовое положение США, и делать достоверные прогнозы насчёт судьбы доллара и т.п. Однако нельзя исключать того, что Америка уже стоит перед угрозой дефолта, финансового, более того - системного краха, и именно это обстоятельство обусловливает и объясняет растущую агрессивность Вашингтона, его явное желание спровоцировать, используя конфликт на Украине, войну с Россией, втянув в неё своих союзников. А здесь и заложен «корень» угрозы, устранить которую можно, только удалив оный «корень», т.е. кардинально изменив всё экономическое и политическое мироустройство.

Уроки мировых войн - пойдут ли они впрок?

Из мировых войн необходимо извлекать уроки, проецируя их в настоящее. На мой взгляд, таких основных, крайне актуальных на сегодняшний день уроков три.

Во-первых , мировые войны всегда приводят к результатам, полностью противоположным тому, на что рассчитывают люди, их инициирующие. Ф. Энгельс ещё в 1886 году предсказывал: « [общемировая] Война... будет вестись только с целью помешать революции» . Перед господствующими классами «встаёт призрак социальной революции, и они знают только одно средство спасения - войну» . Однако война, которую во многом двигало стремление правящих кругов отвлечь народ от острых социальных проблем, направив его энергию на истребление других народов, в итоге как раз и ускорила революцию, победившую в России и охватившую, кроме того, Германию, Венгрию, Финляндию.

Второй урок , в общем, связанный с первым, состоит в том, что нагнетаемые в связи с подготовкой к войне и её ведением ура-патриотические, шовинистические настроения со временем не только сходят на нет, но и оборачиваются в прямо противоположную сторону. Так, Россия вступала в войну именно на такой, ура-патриотической волне, вступала в войну, объявленную, подобно войне 1812 года, Великой Отечественной, - и, собственно, поначалу в глазах русского общества она и была именно такой! Но уже менее чем через 3 года вконец измученный народ мечтал только о МИРЕ, хотел ТОЛЬКО его и делал свой выбор в его пользу!

Ведь большевики потому и победили в октябре 17-го, что предложили народу программу Мира - в противоположность всем остальным партиям, призывавшим вести «войну до победного конца». А с Миром был тесно связан и вопрос о Земле, который тоже не желали решать остальные партии, оттягивавшие его решение до созыва Учредительного собрания. Эти вопросы были связаны - ибо подавляющее большинство солдатской массы в серых шинелях составляли, как это водится, крестьяне, надолго оторванные от дома, от земли, от хозяйства, которое было взвалено на плечи их едва сводивших концы с концами жён и детей.

Сейчас некоторые российские историки - очевидно, с подачи У. Черчилля (его бестселлер «Мировой кризис» 1923 года) - убеждают, что, дескать, Россия стояла в шаге от победы, но победы её лишили большевики и революция. Вот пусть эти «умники» поставят себя на место солдат, проведших 3 года в окопах, полуголодных, обмороженных, заеденных вшами и затравленных газами, истосковавшихся по нормальной жизни, - и подумают, нужны ли были громадному большинству нашего народа пресловутые «плоды победы» в виде черноморских проливов и прочего!

Кстати, в вышеуказанном вопросе Черчиллю верить совсем нельзя. Даже если бы «счастливо избежавшая революции и победившая» Россия таки приняла участие в версальском переделе мира, её «союзнички» наверняка обманули б её! Вряд ли Англия и Франция позволили бы России завладеть проливами, чтобы вырваться на просторы Средиземного моря и развивать далее экспансию на Ближнем Востоке - в зонах интересов Великобритании и Франции. Эти две державы не позволили России решить указанные задачи в середине XIX века (Крымская война) и в 1878 году, когда Россию путём угроз лишили победных результатов войны с Турцией. Всё это отлично понимали и многие представители российской военной элиты - известна горькая шутка одного русского генерала о том, что плохо иметь англосакса врагом, но ещё хуже иметь англосакса другом!

Да и последовавшее после завершения Первой мировой войны развитие событий показало тщетность мечтаний об овладении черноморскими проливами и возвращении Царьграда в лоно православного мира. Потому как попытка англо-французских союзников и их греческих вассалов расчленить Турцию и превратить её в полуколонию вызвала мощный отпор турецких патриотов во главе с М. Кемалем.

Если война в сути своей несправедлива, ведётся в интересах олигархии, то и «патриотический» угар, возбуждаемый в начале её, может поддерживаться только непродолжительное время, обернувшись в итоге против самой «партии войны». Однако в тот начальный период войны, когда она ещё популярна в народе и пользуется его поддержкой, отношение к войне тех или иных политиков становится той лакмусовой бумажкой, что показывает их суть, их истинные интересы и цели.

Большая война, если смотреть шире - всякий исключительно острый внутри- и внешнеполитический кризис, вскрывает всю гниль, всю мерзость, какая только имеется в обществе, показывает наглядно «кто есть кто», полностью разоблачая предателей, трусов и случайных попутчиков. В этом, можно сказать, - «польза войны», и в этом состоит третий урок , который следует извлечь из опыта Первой мировой войны, перенеся его в наше время.

Главным оппонентом Жореса в рядах соцпартии выступал Жюль Гед, который считался, в общем и целом, «правоверным марксистом». Но именно Гед с началом войны вошёл в правительство, встав на позиции поддержки войны, выдававшейся им за «справедливую». Встал, как тогда говорили, на позиции социал-шовинизма.

А борьба за мир во всём мире и в своей стране требует принципиальности, даже если для этого приходится упрямо «идти против течения», зачастую требует самопожертвования, на которое и пошёл великий борец за мир Жан Жорес. И ещё - вместо абстрактно-пацифистских слёзных призывов типа «Давайте жить дружно!» - борьба за мир требует беспощадного разоблачения причин войны, без устранения коих предотвратить войну невозможно. Борьба за мир - это война за мир .

Тема урока Первая Мировая война

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о П ервой мировой войне и об участии в ней России.

Задачи:

а ) образовательная: выяснить причины и цели участников первой мировой войны;

Определить, какой характер носила война со стороны России;

Охарактеризовать ход военных действий на Восточном фронте;

Сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в войне.

б) развивающая: продолжить формирование умения высказывать собственное понимание вопросов и проблем, связанных с данной темой

в) воспитательная: стимулировать развитие глубокого и устойчивого интереса к истории

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Материальное оснащение урока : Карта, презентация, учебник «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, схемы

Межпредметные связи: «История России»

Ход и содержание урока:

1. Вводно-мотивационный этап.

1.1. Проверка учащихся группы

1.2. Сообщение цели и темы урока

2. Актуализация опорных знаний по теме «Страны Азии и Америки в конце XIX- начале XX века.»

Самостоятельная работа по вариантам

3. Изложение нового материала

2. Цели участников войны

3. «План Шлифена»

1. Причины и повод Первой мировой войны

Первая мировая война (1 августа 1914 г – 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело – развязывала национальную вражду, правящие круга все больше - больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро - венгерского престола эрц - герцога Франца - Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц - герцог был главнокомандующим армии Австро - Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц - герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро - венгерскому императору Францу - Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро - венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Исторический календарь .

28 июня 1914г- убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда

2. Цели участников войны

Страны Антанты

Франция - Ослабление Германии, возврат Эльзаса и Лотарингии

Великобритания - Ослабление Германии, захват ее колоний, сохранение первенства на море.

Россия - Усиление на Балканах, помощь Сербии, захват черноморских проливов.

Тройственный союз

Германия - Завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции, захват европейской части России, передел колоний.

Австро-Венгрия - Усиление позиций на Балканах, разгром Сербии, ослабление России.

Италия -захват Тироля и фр.колоний в Африке

Планы сторон

Германия - план «блиц-крига», сначало разгром Франции, затем России

Россия - основной удар по Австро-Венгрии

Франция - защита своей границы с Бельгией

Австро-Венгрия - война на 2 фронта: против России и Сербии

Англия - ограниченное участие в войне(чужими руками жар загребать)

3. «План Шлифена»

Мольтке Х.И.- начальник Генерального Штаба Германии.

Шлифен А.- разработчик плана молниеносной войны.

План Шлифена

1. Избавиться от войны на два фронта, не допустить затяжной войны, которая грозила Германии поражением, поскольку Германия уступала противникам в обеспеченности сырьём, продовольствием и людскими ресурсами.

2. Вторгнуться во Францию через Бельгию; Англия не окажет Франции серьёзной поддержки;

3. Одержать победу над Францией до осени, т.е. пока Россия не будет готова к боевым действиям;

4. Затем сокрушить Россию.

4. Главные фронты Первой мировой войны

Фронты Первой Мировой войны: в Европе, Закавказье, на Ближнем Востоке,

на Тихом океане, в Африке.

Война носила захватнический характер, со стороны России война тоже носила империалистический характер.

5. Военные действия с 1914-1918 годы

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики,Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Первая мировая война 1914-1918гг.

Дата

События

Сентябрь 1914г

битва на Марне. Переход к позиционной войне.

Октябрь 1914г

вступление в войну Турции. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье.

Май 1915г

вступление в войну Италии на стороне Антанты

Лето 1915г

великое отступление» русской армии на Восточном фронте

Октябрь 1915г

вступление в войну Болгарии

1915г

морская война с Англией(подлодки)

Февраль –март 1916г

Верденская мясорубка(1млн.солдат)

Июнь-август1916г

Брусиловский прорыв

Осень 1916г

битва на р.Сомма(танки)

Май 1916г

Ютландское морское сражение

Апрель 1917г

вступление США в войну

Август 1918г

массовое наступление Антанты на Западном фронте

6. Брестский мирный договор, Компьенское перемирие

3 марта 1918 года был подписан Брестский мир , согласно которому от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша и Прибалтика, но страна получила необходимую ей передышку

11 ноября 1918г- в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией.

7. Итоги Первой мировой войны

В Первой мировой войне участвовало 33 страны. (1,5 млрд.человек)

Распад империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской, Османской

Более 10 млн. погибших . Экономический кризис, голод, разруха во всех странах мира.

4 . Закрепление материала: Т естовые задания.

1 вариант

1. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

2. «План Шлиффена» предусматривал ведение:

Г) Коалиционной войны

3. В военно-политический союз Антанта не входила:

4. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

5. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

6. В Первой мировой войне принимали участие:

7. В Тройственный союз не входили:

8. Допиши определение

Аннексия – ………., …………. .территории чужого государства вопреки воле его населения

9. Какой регион называли в начале XX в. «пороховым погребом Европы»?

А) Польские земли, входившие в состав России; Б) Балканы; В) Германскую империю.

10. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

2 вариант

1.« План Шлиффена» предусматривал ведение:

А) Маневренной войны; Б) Молниеносной войны; В) Позиционной войны;

Г) Коалиционной войны;

2. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Франция

3. В Первой мировой войне принимали участие:

А) 23 страны; Б) 28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран

4. В Тройственный союз не входили:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия

5. Допиши определение

Аннексия- …………………………территории чужого государства вопреки воле его народа

6. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

А) Николай II; Б) великий князь Николай Николаевич; В) А. А. Брусилов.

7. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

8. В военно-политический союз Антанта не входила:

А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция

9. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

10. Австро-Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

5. Рефлексивно-оценочный: подведение итога урока, выставление оценок за урок

6. Задание на дом: «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, параграф 12, заполнить таблицу «Хронологические события войны"

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

История России

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Эта война - самоубийство Европы

М. Горький

Тема предложена обучающимся 11-го класса в качестве размышления над одной из трагических страниц в истории мировой цивилизации. В историко-культурном стандарте указано: «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории». Кроме того, эта война кардинально изменила геополитическую карту Европы и ввергла европейскую цивилизацию «в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением».

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы - пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

В разделе V Историко-культурного стандарта (Россия в годы «Великих потрясений». 1914–1921 гг.) предлагается указывать место России в Первой Мировой войне, в т. ч. и смену общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается урок-размышление.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.

План урока:

  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

  • учебную карту (возможно на слайде),
  • выставку литературы по теме,
  • по желанию учителя - кинофрагменты из фильмов по Первой Мировой войне (в т. ч. заключительный фильм «Письма прапорщика Герасимова» из документального сериала «На разломе эпох»).

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

3. Проанализировать письма солдат Первой Мировой войны (рекомендуемая статья Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны»)

Вступление учителя. «Над полями носится запах серы, черного пороха, паленых тряпок, испепеленной земли. Как будто разъярились дикие звери: странное свирепое рычание, мычание, завывание, мяуканье жестоко разрывают наши барабанные перепонки, и отдаются в животе, и порой кажется, что протяжно ревет сирена погибающего парохода. Иногда даже раздается нечто похожее на возгласы, и странные изменения тона придают им человеческий звук. Кое-где поля приподнимаются и опять опускаются: от горизонта до горизонта свирепствует небывалая буря».

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

«Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных оторваны от великого дела жизни – развития производительных сил земли – посланы убивать друг друга… Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли. Эта война – самоубийство Европы!» - пишет М. Горький.

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).

Информация для учителя. Во времена активной деятельности Отто фон Бисмарка русская дипломатическая миссия во главе с А.М. Горчаковым делала все, чтобы не ввязаться в войну. Вильгельм II же, сменив своего предшественника Вильгельма I, настойчиво стремился к мировому господству. Будучи в родственных отношениях с русским императором Николаем II , Вильгельм старался оторвать его от всех возможных союзников, старался доказать, что хочет иметь с ним дружеские связи. Николай II, не рассчитывая особенно на дружбу, заявлял в конце 1913 г.: «…Я вижу ясно, что мы ненадолго сохраним мир… Что же будет, если мы опять будем не готовы к войне?..» Немецкие генералы активно готовились к войне и, например, фельдмаршал Х. Мольтке заявлял: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». А вот русский генерал А. Брусило в выполнял приказ: «Я не о себе забочусь, ничего не ищу для себя, никогда ничего не просил и не прошу, но мне горестно, что … компрометируется выигрыш войны, что весьма чревато последствиями, и жаль воинов, которые самоотверженно дерутся; да и жаль… возможности проигрыша операции, которая была хорошо продумана и выполнена, но не докончена…ни за что, ни про что…»

Вывод. «Этому отвратительному самоистреблению нет оправдания. Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет страшной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа» (М. Горький)

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

«Это не солдаты, это люди! Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала действий и убийства, но, вглядываясь в их лица, между вертикальными полосами штыков, видишь, что это простые люди» (А. Барбюс)

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

3) Как правило, литературные произведения предполагают вымысел автора и его субъективную оценку. Как сами участники событий своими «глазами и сердцем» увидели эту войну?

Информация для учителя.

«Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким в воде утопила, так я сейчас мучаюсь!»

В статье Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны» предложены выдержки из перлюстрированных военной цензурой писем. Эти свидетельства позволяют увидеть, «в каких тяжелых, порою невыносимых условиях, приходилось воевать русскому солдату из-за преступных действий, а точнее бездействия интендантов и командиров всех уровней». Отсутствие обмундирование, голод, холод, болезни и вражеские пули уносили огромное количество жизней, и бесконечное множество людей оказались просто никому не нужными: ни армии и командирам, ни государству… Но все-таки несмотря ни на что «именно простой русский солдат проявлял чудеса мужества и стойкости»!

4) Как изменилось сознание людей в ходе войны? Изменились ли понятия «храбрость», «героизм», «патриот»?

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

«Бедные ближние, бедные незнакомцы! Теперь ваш черед принести себя в жертву! Потом наступит наш. Может быть, завтра и нам придется почувствовать, как над нами раскалывается небо и под ногами разверзается земля, нас сметет дыхание урагана в тысячу раз более мощного, чем обычный ураган».

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!