В каких случаях организация должна становиться на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу? Постановка на учет в Росфинмониторинг. Регистрация в Росфинмониторинге

Неоднократно этот вопрос задают наши клиенты, когда узнают что кроме регистрации фирмы в налоговом органе , еще необходима постановка в Федеральной службе по финансовому мониторингу. За последние несколько лет многие агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании при осуществлении своей деятельности столкнулись с контролем со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Что же собой представляет этот орган? Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Правительство РФ.

Постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат организации , перечисленные в ст. 5 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма № 115-ФЗ от 7.08.2001г. (далее Закон о противодействии). К таким организациям относятся: лизинговые компании, кредитные организации; страховые организации; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также операторы по приему платежей и другие.

Сотрудники Росфинмониторинга осуществляют проверку организаций:

  • на факт постановки на учет в межрегиональный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу,
  • а также на наличие в организации так называемых «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласованных с Росфинмониторингом.

Все организации, указанные в п. 5 Закона о противодействии должны предоставлять информацию о совершаемых сделках в обществе. К тому же, информация о совершаемых операциях должна предоставляться не в произвольной форме, а по строго установленным образцам. Так с 21 марта 2010 г. вступил в силу Приказ от 05.10.2009 г. N 245 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Инструкция). Согласно приказу с 21 марта 2010 года организации обязаны направлять информацию в Росфинмониторинг в соответствии с новой Инструкцией. Новизна Инструкции состоит в изменении формы представления информации: в виде электронного формализованного сообщения. Те компании, которые представляли сведения на бумажных носителях, должны будут перейти на электронный вариант.

Из-за отсутствия у руководства юридического лица сведений о законодательстве в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливающего к организации требования по ее постановке на учет в Росфинмониторинг, разработке и согласованию Правил внутреннего контроля, проверяемая организация может быть привлечена к административной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ на должностные лица организации за указанные правонарушения может быть наложен административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на само юридическое лицо - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или применено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Итак, что необходимо предпринять юридическому лицу, чтобы встать на учет в Росфинмониторинг, разработать и согласовать Правила внутреннего контроля?

По закону агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании, а также организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, должны встать на учет в Росфинмониторинг в течение 30 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Что делать, если с момента государственной регистрации прошло уже много времени, и Вы только что узнали о необходимости постановки Вашей организации на учет? Ответ простой: несмотря на уже имеющее место с Вашей стороны административное правонарушение все равно встать на учет.

Для постановки на учет организация должна представить в Росфинмониторинг заявление о постановке на учет, а также специальную карту постановки на учет, заверенную в нотариальном порядке.

Получив Ваши документы, Росфинмониторинг принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий десять дней с даты предоставления пакета документов. Результатом должно быть получение уведомления о принятии соответствующего решения.

Если в процессе своей деятельности у организации изменятся сведения, которые она указывала в карте постановки на учет, о них также необходимо сообщить.

Одновременно с постановкой организации на учет, необходимо начать процесс разработки и согласования Правил внутреннего контроля (далее Правила).

Правила внутреннего контроля - структурно сложный документ, содержащий совокупность различных Программ, направленных на соблюдение и реализацию законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На основании Правил организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать информацию о своих клиентах и проводимых с ними операциях.

В соответствии с нормативными требованиями, Правила утверждаются руководителем организаций в течение 1 (одного) месяца со дня государственной регистрации юридического лица, после чего представляются на согласование в Росфинмониторинг.

Перед тем как отправлять разработанные Правила на согласование следует обратить особое внимание на требования, которые предъявляются к их оформлению. В организации, которая должна встать на учет, должно быть специальное должностное лицо, которое выполняет ведение Правил в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и отвечает за реализацию программ осуществления внутреннего контроля.

К работе данного должностного лица существуют специальные требования, а именно:

  • наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования – опыта работы не мене двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • должностное лицо должно пройти обучение. Требования к подготовке и обучению кадров организации, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Росфинмониторингом.

К Правилам внутреннего контроля необходимо приложить заявление о согласовании Правил. Затем весь пакет документов должен быть представлен в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Получив Ваши документы, Росфинмониторинг обязан рассмотреть заявление о согласовании Правил внутреннего контроля, после чего согласовать правила, либо направить письмо, содержащее мотивированный отказ.

Таким образом осуществляется постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Для организаций, которые осуществляют постановку на учет впервые, считаю целесообразным обратиться к специалисту, чтобы избежать отказа в постановке на учет и согласовании Правил внутреннего контроля, а также штрафных санкций со стороны Росфинмониторинга.

Петрова Светлана Владимировна,
специалист по регистрации фирм
Казанского юридического центра.

О постановке на учет в Росифинмониторинг для агентств недвижимости России.

Руководителей агентств недвижимости просто повергает в шок необходимость сдачи отчетности о сделках и постановки на учет в Федеральное агентство финансового мониторинга. Как встать на учет? Зачем отправлять информацию, которая вроде бы составляет тайну клиента?. Кому это нужно, и что нам за это будет?
Многие агентства затягивают постановку на учет именно из-за недостаточного понимания алгоритма постановки, недостатка времени или желания. Поэтому мы решили дать рекомендации. Такие же, какие мы даем агентствам нашей сети вместе с единым пакетом документов для постановки на учет в РФМ для агентств «Эксперт».
24.10.2005г. Постановлением Правительства РФ №638 в ст.2 «Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» внесен п.п. «д», согласно которого на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу должны вставать и организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Все это делается, как ни удивительно, в целях исполнения ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 7 АВГУСТА 2001 Г. N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА", а совсем не потому, что кому-то интересно, как мы с вами работаем.
Другие нормативные акты:
ПРИКАЗ КФМ (старое название Росфинмониторинга) РФ от 11_08_2003 N 104
ПРИКАЗ Росфинмониторинга от 07_06_2005 N 86
ПРИКАЗ Минфина РФ от 09_06_2006 N 88н
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05_12_2005 N 715
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17_07_2002 N 983-р
Рекомендации Росфинмониторинга
Все указанные документы, а также пояснения см. http://www.kfm.ru – официальный сайт Росфинмониторинга. Там же находятся формы документов, форма постановки на учет.
Самое главное для вновь открывающихся агентств недвижимость – сразу же встать на учет.

1.Постановка организации на учет
Для постановки на учет организация должна предоставить в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) следующие документы:
- заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации;
- карту постановки на учет по форме, утвержденной Росфинмониторингом.
- заявление о согласовании Правил внутреннего контроля.
Данные документы направляются в управление Росфинмониторинга по Вашему Федеральному округу.
Вышеуказанные документы могут быть предоставлены представителем организации или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. По просьбе представителя организации на копии заявления ставится отметка о принятии документов и дата их представления.
Решение о постановке, либо отказе в постановке организации на учет должно быть принято в 10-дневный срок с даты предоставления документов. Уведомление о принятии соответствующего решения вручается представителю организации под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. После устранения причин, по которым было отказано в постановке на учет, организация в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь предоставляет документы в Росфинмониторинг.

2.Согласование внутренних документов

Каждая организация должна разработать Правила внутреннего контроля (как их правильно составить, нужно посмотреть в указанных нормативных документах, так как существует много обязательных требований), Анкету клиента (где отражается вся обязательная информация о клиенте, также требуемая законодательно), Сообщение о сделке, и одновременно с заявлением направить данные документы в Росфинмониторинг на согласование. Организация обязана разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначить специальных должностных лиц. Ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
После постановки на учет из Росфинмониторинга в организацию должен поступить список кодов доступа на международных террористов.
В том случае, если организация совершит сделку с лицом, указанным в списке Росфинмониторинга, руководитель организации подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Организация представляет заявление о согласовании правил, к которому прилагается два экземпляра правил.
В заявлении о согласовании правил указывается полное наименование организации, представившей правила на согласование, и ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Заявление составляется в произвольной форме. Заявление подписывается руководителем организации и заверяется печатью организации.
Титульный лист правил должен содержать полное наименование организации, представившей правила, наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя организации, утвердившего правила, его подпись, оттиск печати организации и дату утверждения правил.
Каждый экземпляр правил должен быть прошит и пронумерован. На оборотной стороне последнего листа правил делается надпись о количестве листов (цифрами и прописью), включая приложения к правилам, которая подтверждается подписью специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил, с расшифровкой подписи и указанием должности специального должностного лица, а также даты проставления подписи. Подпись специального должностного лица должна быть заверена печатью организации.
Заявление о согласовании правил представляется в течение 5 рабочих дней с даты утверждения правил руководителем предприятия.
Заявление о согласовании правил представляется организацией непосредственно или направляется по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае направления заявления о согласовании правил по почте днем представления считается дата отправки почтового отправления.
Рассмотрение заявления о согласовании правил осуществляется межрегиональным управлением в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления.
Днем получения заявления о согласовании правил считается:
- для заявления, представленного в межрегиональное управление непосредственно, - дата, указанная в отметке межрегионального управления о принятии заявления;
- для заявления, направленного по почте, - дата вручения заказного почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении.
При согласовании правил межрегиональное управление проставляет отметку на каждом экземпляре правил, которая должна содержать дату согласования, подпись должностного лица, на которого в соответствии с распределением должностных обязанностей возложено данное полномочие, расшифровку его подписи и указание должности. Подпись должностного лица должна быть заверена печатью межрегионального управления.
Отказ в согласовании правил допускается в случае, если:
а) не представлен полный комплект документов, требуемых для согласования правил;
б) представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и настоящего Положения.
Отказ в согласовании правил в иных случаях не допускается
NB:Также на предприятии должен быть приказ о назначении ответственного лица в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления. Его также необходимо отослать при постановке на учет. Если такого приказа нет, то таким лицом считается руководитель организации.

3.Порядок предоставления информации

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее. (п.1.1. ст.6ФЗ от 28.07.04г. №88-ФЗ).
Сделка с денежными средствами или недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с ФЗ « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица
Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, предоставляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции (ОЧЕНЬ ВАЖНО). Информация по операциям с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции.
Вышеуказанная информация предоставляется в Росфинмониторинг в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе, либо с помощью почтового отправления сообщения о сделке. Защиту информации при ее передаче в Росфинмониторинг обеспечивает владелец информационных ресурсов

4.Права и обязанности организации

Организация обязана:
1. идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании организации:
а) в отношении физ.лиц – Ф.И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии);
б) в отношении юр.лиц – наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место гос.регистрации и адрес местонахождения.
2.предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;
3.систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;
4.документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня следующего за днем совершения операции, следующие сведения, по подлежащим обязательному контролю операциям:
а) вид операции и основания ее совершения;
б)дату совершения операции и сумму, на которую она совершена;
в) сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию (см.выше);
г)сведения о юридическом лице, совершающем операцию (см.выше).
Информация о клиенте вносится в анкету клиента, которую фирма должны разработать.
Документы, содержащие сведения по вышеуказанным сделкам и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.
Сотрудники организации, предоставившие в Росфинмониторинг информацию по сделке, не вправе информировать об этом клиентов или иных лиц. Предоставление в Росфинмониторинг сведений и документов по вышеуказанным операциям (сделкам) в целях и порядке, предусмотренном ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).
Организация вправе отказать в выполнении распоряжений клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физ. или юр. лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации.
Приостановление операции и отказ от выполнения операции (сделки) в связи с исполнением положений вышеуказанных законодательных актов не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организации за нарушение условий соответствующих договоров.

5.Взаимодействие с Росфинмониторингом

В целях проверки достоверности получаемой информации Росфинмониторинг вправе направлять в организации письменные запросы о предоставлении информации по операциям (сделкам), указанным выше, и документов (или заверенных копий документов), подтверждающих эту информацию.
Основанием для запроса Росфинмониторинга по сделкам, совершенным до 01.02.02. является только наличие международного поручения или письменного запроса о проверке законности проведенных операций, поступившего в Росфинмониторинг на основании соответствующего международного договора РФ. Форму письменного запроса и перечень должностных лиц, имеющих право направлять запрос в организации см. на сайте Росфинмониторинга.
Организации должны предоставить информацию и документы по вышеуказанным запросам в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
Росфинмониторинг не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в законную силу ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за исключением документов и информации, которые запрашиваются в соответствии с международными договорами РФ.

6.Заключительные положения

В случае ликвидации организации или изменения профиля ее деятельности организация направляет в Росфинмониторинг заявление о снятии с учета, подписанное руководителем и заверенное печатью организации.
В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в Росфинмониторинг.
Адреса управлений Росфинмониторинга по округам
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо- Западному федеральному округу ГРИГОРЬЕВ Борис Анатольевич 812 275-13-79
719-84-05
719-84-06 191123 г.Санкт-Петербург,

Тарифы и услуги

Услуга Результат Стоимость (руб.)
Постановка на учет в Росфинмониторинге Уведомление Росфинмониторинга о постановке организации на учет 5 000 (+ нотар. пошлина)
Разработка и согласование Правил внутреннего контроля (ПВК) ПВК с отметкой Росфинмониторинга «согласовано с учетом уведомления», Уведомление Росфинмониторинга о согласовании ПВК 12 000
Сообщение об изменении сведений в карте
2-КПУ
Квитанция и опись вложения об отправке в Росфинмониторинг сообщения заказным письмом с уведомлением или отметка Росфинмониторинга на втором экземпляре (копии) сообщения 3 000
Снятие с учета в Росфинмониторинге Уведомление о снятии организации с учета в Росфинмониторинге 5 000
Получение копий уведомлений (отказов) либо экземпляра ПВК в случае их утери Копия уведомления (отказа) либо экземпляра ПВК с отметкой Росфинмониторинга 3 000
Представительство в Росфинмониторинге по вопросу привлечения к административной ответственности Протокол об административном правонарушении, Постановление по делу об административном правонарушении 5 000


Постановка на учет в Росфинмониторинге

Кто обязан вставать на учет в Росфинмониторинге

Постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат следующие организации:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи , тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Исходя из информационного сообщения Росфинмониторинга о том, что являются видом лотерей, подлежат постановке на учет:

  • организации, организующие и проводящие стимулирующие лотереи

На заметку: если осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность связана или относится к одному из видов деятельности тех категорий организаций, которые обязаны вставать на учет в Росфинмониторинге, индивидуальный предприниматель вправе (но не обязан) в инициативном порядке встать на учет в Росфинмониторинге.

Срок представления документов для постановки на учет в Росфинмониторинге:

30 дней с даты регистрации организации.

На заметку: Соблюдение срока представления документов с даты регистрации обязательно для организаций, у которых коды ОКВЭД в Информационном письме об учете в Статрегистре Росстата и Выписке из ЕГРЮЛ относятся к деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге, независимо от того, занимается организация этой деятельностью фактически или нет. Для иных организаций необходимо соблюдение срока представления документов со дня фактического начала деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге.

Документы, представляемые для постановки на учет:

  • заявление о постановке на учет;
  • карта постановки на учет по форме 2-КПУ.

На заметку: организация вправе представить для постановки на учет дополнительные документы, которые могут иметь значение для постановки на учет.

10 дней с даты представления документов для постановки на учет.

Документ, подтверждающий постановку на учет:

Уведомление о постановке организации на учет.

Основания отказа в постановке на учет:

представление ненадлежащим образом оформленных документов (в том числе содержащих противоречивую и/или недостоверную информацию). При этом организации направляется уведомление об отказе в постановке организации на учет.

На заметку: организация после устранения причин, по которым ей было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы, необходимые для постановки на учет, в территориальный орган Росфинмониторинга.

Разработка и согласование в Росфинмониторинге Правил внутреннего контроля (ПВК)

Кто обязан разрабатывать, утверждать и согласовывать ПВК:

  • организации, для которых обязательна постановка на учет в Росфинмониторинге;
  • адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
    • сделки с недвижимым имуществом;
    • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
    • управление банковскими счетам или счетами ценных бумаг;
    • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
    • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций,
      (согласования ПВК адвокатам, нотариусам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в Росфинмониторинге не требуется)

На заметку: если осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность связана или относится к одному из видов деятельности тех категорий организаций, которые обязаны разрабатывать и утверждать ПВК, индивидуальный предприниматель вправе (но не обязан) в инициативном порядке разработать и утвердить ПВК (согласования ПВК в Росфинмониторинге не требуется).

Срок разработки, утверждения и представления на согласование ПВК в Росфинмониторинг:

ПВК должны быть разработаны и утверждены в течение 1 месяца со дня государственной регистрации организации, а также представлены на согласование в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

На заметку: Соблюдение сроков разработки, утверждения и согласования ПВК с даты регистрации обязательно для организаций, у которых коды ОКВЭД в Информационном письме об учете в Статрегистре Росстата и Выписке из ЕГРЮЛ относятся к деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге, независимо от того, занимается организация этой деятельностью фактически или нет. Для иных организаций необходимо соблюдение сроков разработки, утверждения и согласования ПВК со дня фактического начала деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге.

Документы, представляемые для согласования:

  • заявление о согласовании ПВК;
  • ПВК в 2-х экземплярах.

На заметку: организация вправе представить для согласования ПВК дополнительные документы, которые могут иметь значение для согласования ПВК.

Срок рассмотрения документов:

15 рабочих дней со дня получения документов для согласования ПВК.

Документы, подтверждающие согласование:

  • уведомление о согласовании ПВК;
  • отметка “согласовано с учетом уведомления” на получаемом обратно экземпляре ПВК.

Основания отказа в согласовании ПВК:

представление ПВК, несоответствующих нормативным актам (ненадлежащее оформление, неполный перечень, противоречивая и/или недостоверная информация, несоответствие законодательству РФ). При этом организации направляется уведомление об отказе в согласовании ПВК.

На заметку: организация после устранения причин, по которым ей было отказано в согласовании ПВК, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы, необходимые для согласования ПВК, в территориальный орган Росфинмониторинга.

Снятие с учета в Росфинмониторинге

Снятию с учета подлежат организации, состоящие на учете в Росфинмониторинге, в случае их ликвидации или изменения профиля деятельности. Территориальные органы Росфинмониторинга принимают решение о снятии с учета или об отказе в снятии с учета в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов для снятия с учета.

Сообщение об изменении сведений в карте постановки на учет

В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в Росфинмониторинг.

Ответственность и санкции

Статья 15.27 КоАП РФ. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

  1. Нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган -
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  2. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -
    влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
  4. Непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
  5. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На заметку: Если организация, подлежащая постановке на учет в Росфинмониторинге и обязанная согласовывать правила внутреннего контроля не выполняет этих требований, и Росфинмониторинг в результате проверки выявляет указанные нарушения, то административная ответственность может наступить одновременно по нескольким частям ст. 15.27 КоАП РФ. Из статистики Росфинмониторинга за 2010 г. минимальная сумма штрафов на одну организацию в этом случае составила 150 000 рублей, у 45 организаций была приостановлена деятельность сроком на 90 дней.

Нормативные акты и полезные ссылки

  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
  • Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 г. № 6 “О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 28 "Об утверждении положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".
  • Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами ил иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р.
  • Приказ ФСФМ от 30.11.2005 г. № 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».
  • Приказ ФСФМ от 14.12.2007 г. N 318 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
  • Приказ ФСФМ от 23 мая 2008 г. N 130 об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют органы законодательства.
  • Информационные письма и сообщения на официальном сайте ФСФМ www.fedsfm.ru .
  • Портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru в разделе «Юридическим лицам» - «Федеральная служба по финансовому мониторингу» - «Постановка на учет и снятие с учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» и «Согласование правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

О компании «БИЗНЕС и ЗАКОН»

Наша цель – помочь российскому бизнесу разрешать проблемы на пути к росту и развитию в рамках закона и без бюрократических проволочек. Девиз нашей фирмы. "Закон должен работать на Вас!". Основные направления деятельности компании: регистрация фирм, получение разрешений, сопровождение бизнес-деятельности, оформление сделок с недвижимостью, решение арбитражных споров, ликвидация компаний, а также удаленный бухучет. Мы изучили трудности наших клиентов, поэтому мы также предоставляем бесплатные юридические консультации. Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом достаточно сделать заявку. Мы рассчитываем, что это будем приятным началом для дальнейшего сотрудничества. Если Вам нужны качественные юридические услуги, опытный юрист, способный обеспечить профессиональную юридическую помощь. – позвоните в юридическую фирму «Бизнес и Закон».