Упражнения для развития тембра голоса. Тембр и тип голоса

Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос. Природное количество обертонов в сочетании с тренировкой дикции - секрет завораживающего звучания голоса.

Тембр голоса, виды

Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:

  • тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
  • баритон;
  • бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.
  • сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
  • меццо-сопрано;
  • контральто. Это низкий голос.

От чего зависит тембр

Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Практически невозможно найти несколько людей, которые способны петь одинаково. Изменить голос кардинально едва ли удастся. А вот если обратиться к педагогу – то вполне возможно улучшить его окраску.

Как определить тембр голоса

Самостоятельно, не обладая определенными знаниями и навыками, определить тембр практически невозможно. В домашних условиях вы лишь можете предположительно отнести свой голос к тому или иному виду тембра. Наиболее точные данные можно получить при использовании специализированной аппаратуры - спектрометра. Он изучает исходящий звук, а после – классифицирует его в правильном направлении. Подробнее о спектрометрах можно прочитать в конце статьи.

Как изменить тембр голоса

Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.

Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».

Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.

В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, как расширить диапазон голоса ? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:

Что влияет на тембр голоса

  1. В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
  2. Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
  3. Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
  4. Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.

Спектрометр и не только

Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.

Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.

Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.

Часто приходится сталкиваться с тем, что люди, находящиеся в начале своего «вокального» пути и не слишком-то разбирающиеся даже в основных понятиях (не то, что в тонкостях), плохо понимают, что же такое тембр, а что – тип голоса.

С одной стороны, учиться петь можно и не разбираясь в этом досконально. Хотя с другой стороны, любой вокалист, всерьез встающий на свой путь, будет просто смешным в глазах своих коллег, если выяснится, что таких не слишком сложных вещей он не понимает.

Начну с наиболее простого КОЛИЧЕСТВЕННОГО сравнения, чтобы сразу пояснить основную разницу в данных понятиях.

У каждого конкретного человека – только ОДИН тип голоса, а вот ТЕМБРОВ у него же может быть огромное множество.

Она обусловлена, в первую очередь, геометрическими размерами голосовых складок и гортани, особенно той части, которую называют «преддверием».

Тут важно знать, что иные части вокального аппарата, находящиеся выше самой гортани, очень подвижны и управляемы (при условии обученности, конечно). А вот складки и саму гортань человеку дано поменять раз в жизни, да и то неосознанно.

Это происходит в период, называемый «пубертатным», или, по-простому – переходным, мутационным периодом. Хотя слово «мутационный» в современном языке почти ругательное, имеющее оттенок какой-то «монстровости», словом, генетической неполноценности. Поэтому я не буду его употреблять.

*****

Пубертатный период жизни – это переходный возраст, время превращения детского организма во взрослый. А взрослый от детского отличается (помимо размеров, массы, силы), главным образом - способностью к воспроизводству потомства. И переход к нему занимает годы!

Вся перестройка организма происходит под действием увеличивающегося в крови количества особых веществ – гормонов. Это катализаторы сложнейших процессов, в конечном итоге превращающих мальчика в юношу, а девочку – в девушку. Сами процессы перестройки организма могут продолжаться у разных людей разное время. Заранее неизвестно, когда начнется «гормональная перестройка», и когда она закончится.

Поскольку я пишу о вокале, то сразу перейду к делу – в период гормональной перестройки организма существенно растет и видоизменяется гортань, а также все то, что находится ВНУТРИ НЕЁ! В том числе и голосовые складки.

Когда пубертатный период заканчивается (повторяю, заранее невозможно предсказать эту «дату»), гортань и ее внутренние органы приобретают то строение, с которым человеку придется идти по жизни до ее, увы, конца. То есть, в данном «узле» организма изменений уже не будет, если только сам «хозяин» не начнет своим образом жизни вести разрушительную работу.

Вы могли на собственном примере и на примере своих родных/знакомых наблюдать, как детский голос (его называют, как правило, дискантом), постепенно превращается в голос взрослый. И те дети, которые еще пару лет назад говорили «тоненько», вдруг превратились почти в басы, настолько голос стал ниже и «мяснее». Причем кто-то – в басы, а кто-то и недалеко ушел от качеств своего детского голоса, хотя голос все равно понизился.

Относится это к обоим полам, но у мужского заметно лучше.

Привожу в пример исполнение одним и тем же человеком одной и той же песни, но в разное время своей жизни. В свое время в СССР итальянский мальчик, по имени Робертино Лоретти, был очень знаменит...

*****

То есть, именно в пубертатный период человеческий голос получает определенный ТИП . Современный вокал оперирует в этом смысле не классическими понятиями (бас, баритон, тенор или контральто, меццо, сопрано), а более простыми и естественно понятными – низкий, средний и высокий.

Но традиции деления голосов на КЛАССИЧЕСКИЕ типы столь сильны, что еще не скоро те, кто не собираются идти в оперу, научатся выражаться «не по-оперному». Хотя стремиться нужно уже сейчас, поскольку, как расскажу ниже, деление типов голосов «оперным» языком для современных вокалистов – не правильно.

Но, если так (про переходный период и гортань), то как девочки и мальчики, правда, это редкие случаи, ухитряются петь взрослые песни не хуже суперзвезд? Если их гортань и связки еще не выросли, не стали взрослыми? Скоро узнаете…

То, что «строит» человеческий тембр голоса, это сами складки и то, что находится ВЫШЕ голосовых складок – ПОЛОСТИ (пустые, или, скорее, заполненные воздухом) пространства находящиеся по пути течения воздуха от голосовых складок до выхода звука изо рта.

Поменять свои складки после окончания «взросления» мы не можем, но зато запросто можем менять свои полости, хоть каждую секунду…

Такими полостями являются глоточная, ротовая и носовая. И они же в вокале называются резонаторами – соответственно глоточным, ротовым и носовым.

Тут нужно поднапрячься и понять, что голос строят в основном «пустые места» в нашем организме, а не «материальные» органы. Хотя роль «материальных» в этом деле огромна тоже.

*****

Как и было написано несколько выше – эти полости могут принимать разные размеры, сужаться и расширяться, удлиняться и укорачиваться, или совершать сложные «маневры» - расширяться, удлиняясь, например… Носовая полость может «подключаться» к двум другим или «отключаться» от них (на рисунке вы видите, как раз, «отключенную»), а сразу над складками, в преддверии гортани, опытный вокалист может научиться «выращивать» еще одну полость, которой не существует при разговоре, но она очень важна при пении, именно профессиональном пении.

При обычной речи в нашем организме работают, в основном, две главные полости – глотка и рот, потому что носовая полость, это, скажем так, вспомогательная, а маленькую полость, которую нужно уметь создавать, неопытный оратор или вокалист, как правило, «от природы», не имеет.

Теперь сами подумайте, какое количество разнообразных тембров можно издать, имея лишь ДВА рычага, длина и ширина которых (а правильнее будет воспользоваться термином – КОНФИГУРАЦИЯ ) может изменяться в довольно широких пределах? Глотку мы можем менять, опуская или поднимая гортань, расширяя методом анкеровки некоторых больших мышц тела.

Ротовую полость – меняя размеры и форму ротового отверстия, поднимая или опуская челюсть, но, самое главное, размещением в ней тем или иным образом языка… Причем размещение языка одновременно и на глоточную полость повлияет…

А если вокалист профессиональный? И таких «рычагов» у него не два, а четыре?

Количество вариаций тембра ОГРОМНО! И это при одном и том же ТИПЕ голоса!

Но, увы, сам тембр в довольно большой степени зависит от типа голоса. То есть тембр – это не что-то «само по себе», это вариации ГОЛОСА в рамках его собственного типа.

Допустим, вы купили «Жигули»… Что и как вы бы ни делали с машиной, как бы ее ни украшали, какие бы «прибамбасы» ни лепили на кузов или ставили в салон – «Жигули» останутся «жигулями»… А купили «Мерседес»? Дальше продолжать? Думаю, сравнение достаточно понятное…

*****

Кроме того, «типичные» вокальные структуры, в первую очередь сами голосовые складки, могут создавать огромное количество различных вариаций своей вибрации. То есть предлагать вышеописанным «рычагам» совершенно разный «первичный материал»!

Тембр голоса - явление, которое в отличие от его «типа» может изменяться от звука к звуку, в течение, буквально, миллисекунды. То есть того времени, которого ДОСТАТОЧНО для изменения конфигурации полостей-резонаторов и изменения «способа» работы голосовых складок. Вариативность – главное отличие тембра от типа.

В примерах одна и та же фраза, один и тот же мужской и женский голос, а тембры - разные! То есть ТЕМБР - это вовсе не «забетонированная» природой окраска голоса, ее можно изменять, в отличие от ТИПА!

В ЧЕМ ПРИЧИНА ОТЛИЧИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОСА ОТ МУЖСКОГО

Причина этих характЕрностей – в типе голоса, то есть в размерах его основного генератора звука, голосовых складок. И в размерах самой гортани. А в случае половых различий (мужчина-женщина) еще и в размерах полостей-резонаторов.

«А как же контр-тенор?» А я написала - ГОВОРИТ , а не ПОЁТ! Пение - функция более сложная...

ГОВОРИТ ЛИ ТЕМБР О ТИПЕ ГОЛОСА, А ТИП ГОЛОСА О ТЕМБРЕ?

Способен высокий мужской голос создать тембр, аналогичный тембру низкого голоса на какой-либо характЕрной низкой ноте? Увы, нет. А наоборот? Тоже нет. И высокая нота, спетая средним голосом будет отличаться от той же ноты, спетой голосом высоким. Но (это важно!) если И КВАЛИФИКАЦИЯ ВОКАЛИСТОВ БУДЕТ ОДИНАКОВОЙ!

Иначе профессиональный баритон (по типу) запросто «заткнет за пояс» начинающего тенора, у которого хоть и типичный теноровый тембр, но просто еще голос не развит до уровня профессионального! Природа – это одно, а обучение – совсем другое!

Тип голоса важен для академического вокала. И, разумеется, в определенной степени для вокала современного, но только в гораздо меньшей. Классика обязательно потребует точного определения типа голоса, прежде чем вы начнете развивать его в ее, классики, традициях.

Просто потому что оперные партии написаны для того или иного ТИПА голоса. Тенор не споет в опере партию для баса, а сопрано не справится с партией для контральто. И взаимообразно, конечно. Поэтому если вы хотите стать оперным певцом (певицей), то сначала будут стараться определить ваш тип голоса, просто для того, чтобы давать вам для тренировки соответствующие упражнения и соответствующий вашему типу голоса музыкальный материал – арии, ариозо и т.п.

И в деле определения типа очень важен первоначальный тембр. Тот тембр, который у вас «по жизни» существует, поскольку пришедший учиться вокалист еще не умеет им управлять. Вот этот «неуправляемый» (пока, в силу необученности) тембр и будет «маячком» для педагога. Потому что неуправляемый, или по-простому «обычный» тембр голоса чётко покажет сам ТИП ГОЛОСА .

Его так и называют – типичный.

Дальше, в зависимости от определенного педагогами типа голоса, станет строиться и вся учеба. Из низкого голоса выйдет (если выйдет) - бас, из среднего – баритон, а из высокого – тенор. Более тонкие градации, определяемые выражениями «лирический», «драматический» или «лирико-драматический» будут определяться уже по ходу учебы и по мере тренированности. Аналогично и с женщинами.

И вот только тогда, когда «выйдет», вас станут называть басом или сопрано. Пока не «вышло» – вы еще не бас и не сопрано. Вы – низкий тип, или высокий… Чтобы считать себя баритоном, нужно развить голос до возможностей оперного баритона. И тембр баритона здесь будет лишь следствием.

ЗАЧЕМ НУЖНА ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ГОЛОС

Другой же причиной следствия, то есть изменения тембра является… ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА! Она у классиков и современных вокалистов значительно различается, о чем написано на сайте во многих статьях.

Владеющий вокальной техникой человек может менять свой тембр произвольно (хотя по-прежнему – только в рамках типа своего голоса). И палитра звуков, которая подвластна современному вокалисту, во многом значительно превосходит возможности вокалиста академического. Но есть и черты, в которых выигрывает классика, бесспорно. Просто нужно понимать, что тембры голоса, которых добивается классический вокалист, нужны именно для классики.

А вот для песен иных стилей и тембры нужно уметь создавать другие!

Возможно, вот такая метафора будет достаточно образна и понятна - типичный тембр голоса подобен неодетому человеческому телу. У каждого из нас своя фигура, и далеко не всегда она идеальна и совершенна. Когда же мы начинаем учиться вокальной технике, то, в какой-то степени, начинаем «одеваться». А одеждой можно скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства!

И наши будущие возможности, стиль пения, зависят от того, какой технике нас обучат. Или, метафорически, какую одежду мы наденем на свой голос. Классический фрак или костюм, бальное платье будут прекрасно смотреться в оперном театре, но странно выглядеть на рок-концерте или в шоу поп-звезды. И наоборот, в модных джинсах и блейзере, с какими-нибудь оригинальными аксессуарами или пирсингом можно в серьезный ресторан или клуб не попасть...

То есть всему свое место. Правда, если человек может сколько угодно раз менять свои костюмы, то в случае с голосом этот «трюк» не пройдет. Полученную при обучении вокальную технику почти невозможно поменять, она всегда будет «заметна», как одежда не по размеру.

*****

Вокальная техника не призвана для того, чтобы ИЗМЕНИТЬ тембр голоса, она нужна, чтобы его ОБОГАТИТЬ! Или «облагородить», как часто говорят, имея ввиду классический вокал. Так или иначе, тембр голоса певца - это не просто его (ее) разговорный тембр, он существенно отличается, он значительно богаче. Если, конечно, говорить о квалифицированном певце, а не юноше с гитарой в походе...

Но существует в вокале не только типизация голосов, но и типизация тембров. Имеются ввиду не личные тембры конкретного человеческого голоса (голое тело), а его «одежда», тембры, приобретаемые с обучением, опытом...

В современном вокале выделяют несколько базовых, наиболее часто встречающихся у певцов тембров, которые называют ВОКАЛЬНОСТЯМИ . А в отличие от современного вокала, классический построен только на одном базовом тембре, который так и называется - вокальность opera.

Мы слушаем тенора или баритона, сопрано или контральто, но при всей разнице ТИПОВ их голоса ВОКАЛЬНОСТЬ звучит одна - opera! Фрак или бальное платье!

Тогда как у вокалистов, поющих современный репертуар, во-первых, совсем другой тембр, то есть вокальность opera ими не используется, а, во-вторых, в течение песни вокальности могут много раз поменяться. Да и разных рок или поп, соул или r"n"b вокалистов, имеющих один и тот же тип голоса, мы вполне различаем по их характерной «одёжке», по используемым, как правило, ими вокальностям.

Вот поэтому и неправильно называть тип голоса современных певцов оперными, классическими названиями. Все равно что сказать «джинсовый фрак» или «бальное платье из мешковины»... Это стереотип и рудимент, доставшийся от академического вокала, и пользоваться этими терминами нужно только в рамках классики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну а как же дети умудряются петь, как взрослые «звезды»? Возвращаюсь к вопросу, который сама себе задала в середине статьи…

Закройте глаза и вслушайтесь в исполнение… Неужели вы решите, что поет взрослый человек? В любом случае тип голоса себя проявит. Да, здорово, да красиво… Но то, что это поют дети – слышно! И причина этого «оттенка» - геометрия вокальных органов, отвечающих за голос В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!

А почему такой близкий к оригиналу звук, такая динамика и выразительность, такой великолепный тембр? Вот именно – тембр! Потому что так умеют девочки управлять своим тембром! Но, при этом, повторяю, любой услышит, что это – девочки, а не взрослые женщины…

*****

Поэтому самый главный совет, вытекающий из всей статьи – не пытайтесь изменить тип своего голоса, ибо это сделать нельзя. Старайтесь максимально «выжать» из него то, что выжать вообще возможно, то есть научитесь менять по собственному желанию тембр голоса в каждый конкретный момент, достигая нужного звучания, нужной вокальности!

Это не просто, но именно это и есть максимум профессионализма!

*****

А со следующей статьи поговорим о типах голосов поподробнее...

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Певческие голоса можно классифицировать различными способами. Деление по группам выполняется с учётом физиологических особенностей, тембра, подвижности, звуковысотного диапазона, расположения переходных нот, иных параметров. Наиболее удобной и востребованной сегодня, известной ещё с XVI века, считается классификация вокалистов по полу и диапазону. В нашей студии вокала мы выделяем шесть основных типов:

  • баритон;
  • тенор.
  • контральто;
  • меццо-сопрано;
  • сопрано.

Характеристики певческого голоса

Сопрано. Самая высокая разновидность женских вокальных голосов. Выделяется образностью, звонкостью, прозрачностью, полётностью. Для вокалиста характерно лёгкое, подвижное, открытое звучание. Характер сопрано:

  • драматический;
  • лирический;
  • колоратурный

Выделяют также певиц с лирико-драматическим, лирико-колоратурным сопрано.

Известные обладательницы вокала сопрано : Монсеррат Кабалье, Мария Каллас. Знамениты звезды отечественной оперы: Вишневская Г.П., Казарновская Л.Ю., Нетребко А.Ю. Партии, написанные для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарт), Виолетта («Травиата» Верди). Эстрадные исполнительницы с сопрано: Любовь Орлова, Толкунова Валентина Васильевна, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Меццо-сопрано . Запоминается насыщенным, сочным звуком, звучным, глубоким тембром. Звучит ниже сопрано, но выше контральто. Подтипы: драматическое, лирическое. Известными обладательницами данного типа были Татьяна Троянос, Образцова Е.В., Архипова И.К. Оперная партия Амнерис в «Аиде» написана для меццо-сопрано. Эстрадные исполнительницы меццо-сопрано: Аврил Лавин, Леди Гага, Лана Дель Рей.

Самый низкий, редко встречающийся женский голос – контральто . Его отличает бархатное мощное звучание, роскошные грудные ноты. С примерами контральто можно познакомиться в операх Чайковского «Евгений Онегин» (Ольга), Верди «Бал маскарад» (Ульрика). Обладательницей контральто была солистка Мариинского театра М.Долина. Певицы с контральто на эстраде: Шер, Эдита Пьеха, София Ротару, Кортни Лав, Кэти Перри, Ширли Мэнсон, Тина Тёрнер.

Высокие мужские типы голосов представлены лирическим, драматическим либо лирико-драматическим тенором . Характеризуются подвижностью, певучестью, лёгкостью, мягкостью. Примером лирического тенора является Ленский в «Евгении Онегине», драматического – Манрико из «Трубадура», лирико-драматического – Альфред (герой «Травиаты»). Знаменитые теноры: И.Козловский, С.Лемешев, Хосе Каррерас. Теноры на эстраде: Николай Басков, Антон Макарский, Джаред Лето, Дэвид Миллер.

Название «баритон» в переводе с греческого означает тяжёлый. По звучанию находится между басом и тенором. Отличается большой силой, яркостью в верхней половине диапазона. Выделяют лирические (Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини) и драматические (Амонасро в «Аиде» Верди) баритоны. Из известных оперных певцов баритоном владели Паскуале Амато, Хворостовский Д.А. Эстрадные певцы-баритоны: Иосиф Кобзон, Михаил Круг, Муслим Магомаев, Джон Купер, Мэрилин Мэнсон.

Если Вы планируете обучаться вокалу или уже обучаетесь (причем самостоятельно), Вы должны знать о том, что существуют разные типы голосов . Какие это типы? Давайте разберемся в этом.

Прежде чем начинать учиться петь, необходимо определить свой тип голоса. Если Вы учитесь петь у педагога, то он сам Вам подскажет, какой у Вас тип голоса. А если Вы , то это сделать придется Вам самому. Ведь от типа голоса зависит не только обучение в целом, но и подбираемые произведения.

  • Диапазон - это расстояние от самой нижней ноты, которую может взять человек, до самой высокой. Подробнее тут - " ".
  • Октава - интервал от одной ноты до такой же ноты, но в другой высоте (в следующей октаве), например, До-До, Ре-Ре, Ми-Ми. Подробнее тут - " ".

Типы мужских голосов

  1. Бас . Низкий, грубый, "басистый" мужской голос. Диапазон - от Ми большой октавы до Ми первой октавы.
  2. Баритон . Средний мужской голос, который больше всего распространен среди мужчин. Обычный диапазон голоса баритона - от Ля большой октавы до Соль первой октавы.
  3. Тенор . Высокий мужской голос. Обычный диапазон тенора - До малой - До второй октавы.

Типы женских голосов

  1. Контральто . Низкий женский голос. Диапазон - Ми малой - Фа второй октавы.
  2. Меццо-сопрано . Средний женский голос. Диапазон голоса - от Ля малой октавы до Ля второй октавы.
  3. Сопрано . Высокий женский голос. Диапазон голоса обычных сопрано - 2 октавы (1-я и 2-я целиком) - До первой - До третьей октавы.

Типы детских голосов

  1. Альт . Низкий голос (касается и девочек, и мальчиков).
  2. Сопрано . Высокий голос (девочек и мальчиков).
  3. Дискант . Высокий голос у мальчиков.

Давайте посмотрим на вокальные диапазоны самых распространенных типов голосов:

Опять же - это все примерно , ведь у двух разных людей с одинаковым типом голоса - может быть разный диапазон.

Как определить тип голоса?

Вы должны понять, что у начинающего вокалиста очень сложно определить тип голоса , практически невозможно. Потому что в процессе обучения голос меняется, расширяется диапазон (один из критериев для определения типа голоса), меняется тембр и все остальное.

Поэтому если и получится определить тип голоса у новичка, то, скорей всего, "диагноз" будет неправильным.

Признаки, по которым можно определить тип голоса:

  1. Вокальный диапазон . Диапазон, который может взять вокалист - от самой нижней до самой высокой ноты. Про это мы говорили тут - " ". Ну а какой диапазон какому типу голоса соответствует - мы уже выяснили выше.
  2. Тембр голоса .
  3. Переходные ноты . Ноты, где голос переходит с речевого регистра на головной. Об этом мы говорили тут - " ".
  4. Как звучит верх .

Правильно определить тип голоса - очень важная задача. Самостоятельно определить тип голоса практически невозможно (имеется в виду, если человек самоучка в пении). Даже опытные педагоги по вокалу иногда ошибаются и могут назначить ученику другой тип голоса, не тот, который у него на самом деле. Из-за этого ученик долгое время может петь "не своим" голосом. То есть педагог будет подбирать для него такие произведения, которые не подходят для его голоса, что может плохо на нем отразиться.

Мой совет: найдите себе педагога по вокалу. Если у Вас мало денег или просто не хочется тратиться - найдите педагога на несколько занятий. Он определит Ваш тип голоса и научит основам, и с помощью этих знаний Вы уже дальше будете учиться петь самостоятельно.

Заключение

Мы с Вами разобрали, какие бывают типы голосов и как определить тип голоса . Но все же помните, что чтобы правильно определить, какой у Вас тип голоса, сходите хотя бы на пару занятий к педагогу, который это сделает вместе с Вами. Это будет большим плюсом в дальнейшем обучении.