Святые и подвижники благочестия о милосердии. Попрошайничество и просьба о милостыне - разные вещи

Существует мнение, что многие из тех, кто просит милостыню у дверей храмов, занимаются этим не из-за нищеты, а просто зарабатывают таким образом, причем достаточно хорошо. Как тут правильно поступить, чтобы, с одной стороны, не потакать тем, кто не хочет трудиться, а с другой – оказать милость человеку, которому она действительно необходима?

Вадим

Здравствуйте, Вадим!

В подобных случаях обычно стоит найти (не на паперти, а, например, среди знакомых) кого-то действительно нуждающегося и регулярно ему чем-либо помогать. Подсказать, кому на приходе вы можете помочь, сможет священник.

* * *

Моя подруга считает, что подавать милостыню просящим на улице, в метро, других общественных местах незачем, так как это, по сути, бизнес, а деньги собирает «мафия». У меня уверенности в этом нет: я считаю, что подавать милостыню нужно. Разрешите наш спор.

Ирина

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Ирина!

Конечно, милостыню подавать надо. Господь Сам говорил в притче о Страшном Суде, что спросится с нас, накормили ли мы голодного, поделились ли одеждой с не имеющим ее, посетили ли больного. Если же нет доверия к просящему на улице, дайте ему немного.

Чтобы ваша совесть была спокойна, – найдите того, кому вы можете регулярно помогать, возможно, не только деньгами, но и продуктами, и просто своим вниманием, теплом и заботой. Главное, чтобы боязнь «мафии» не ожесточила сердце так, что человек и вовсе никаких дел милосердия не совершает. Да и лучше, на мой взгляд, подать нищему от «мафии», чем равнодушно пройти мимо нуждающегося человека.

Подробнее о милостыне читайте на нашем сайте:

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

После смерти бабушки у меня осталась ее золотая серьга. Выбросить рука не поднимается, а хранить у себя почему-то беспокойно и не хочется. Мне подсказали, что можно отнести ее в храм и отдать как подношение. Можно ли это сделать?

Елена

Священник Дионисий Свечников

Здравствуйте, Елена!

Вот читаю эти строки и понимаю, что пословица «На Тебе, Боже, что нам негоже» неспроста появилась. Храм – это не склад старых сережек и того, что в хозяйстве не пригодилось. Не нужна серьга – переплавьте и сделайте то, что нужно, или отдайте неимущему, который за вас помолится.

С уважением, священник Дионисий Свечников

* * *

Можно ли творить милостыню от имени другого человека, чтобы Бог принял ее не как от меня, но как от него? Будет ли ему от этого польза, если он даже не подозревает об этом?

Игорь

Здравствуйте, Игорь!

Подавая милостыню, можно просить принимающих ее молиться о вашем друге. Это, конечно, не вменится как милостыня ему, но польза для него будет – ведь за него станут молиться, и молитвы эти Господь услышит.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

Много лет как безвозмездный донор сдаю кровь. Богоугодно ли это?

Константин

Здравствуйте, Константин!

Да, конечно, потому что, сдавая свою кровь, вы помогаете выжить другим людям.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

На нашем приходе открыта благотворительная организация, которая помогает нуждающимся, но у меня нет сил после работы и возвращения с нее в переполненном общественном транспорте еще куда-то ехать и помогать кому-то. Как же тогда спастись, если все силы уходят на работу и больше не остается ни на что?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, нужно оставлять себе время и на отдых. Однако можно попробовать выделять, например, один раз в месяц или полтора какую-то часть выходного дня для участия в работе этой организации. И в любом случае можно всегда делать «малые» добрые дела – уступить бабушке место в транспорте, выслушать и утешить кого-то, кому необходимо сейчас наше внимание, сделать небольшое посильное пожертвование (возможно, продуктами или вещами) в ту же созданную при приходе благотворительную организацию. Множество таких вот дел найдется, наверное, если внимательно вокруг посмотреть. А Господь, как сказано, и намерение наше целует. Главное, чтобы оно у нас было, и мы по мере сил старались его воплощать в жизнь. Помощи вам Божией!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

В христианстве есть такое понятие как милосердие, милостыня. Нас учат подавать нуждающимся. Но нередко возле храмов встречаешь людей явно пьющих, не желающих работать и просто нечестных, которые придумывают грустные истории, чтобы разжалобить. Не говорю о тех, кто действительно нуждается, – всегда стараюсь помогать таким. Но как быть, когда очевидно, что человек пропьет твою милостыню в ближайшей забегаловке?

Ирина

Здравствуйте, Ирина!

Будьте в подобных ситуациях свободнее и проще. Никто вас не принуждает кому-то из подозрительных людей давать непременно милостыню в денежном выражении. Как давали старикам, инвалидам и немощным, так и продолжайте давать, сколько можете. А к остальным будьте просто терпеливы. Те оборванцы и бродяги, которые за Христом могли ходить 2000 лет назад, о чем мы читаем в Писании, вряд ли были лучше и симпатичнее нынешних бомжей.

* * *

Я не хочу подавать милостыню за дорогого мне ушедшего из жизни человека незнакомым людям. Хочу что-нибудь купить и в церковь принести. Пусть лучше служители церкви помолятся за упокой души. Можно так сделать и будет ли это считаться милостыней?

Ирина

Протоиерей Михаил Самохин

Здравствуйте, Ирина!

Пожертвование в церковь считается милостыней. Как его сделать, вы можете спросить в ближайшем храме.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

* * *

Часто вижу женщин с маленькими детьми на руках, которые ходят, к примеру, по поездам и просят милостыню. Дети у них постоянно спят, и я не раз видела программы и читала статьи о том, что эти люди специально опаивают детей, а иногда ходят даже с мертвыми детьми. Если я буду подавать таким людям, то не получится ли, что я потворствую дальнейшему издевательству над детьми? И вообще, всем ли нищим стоит давать милостыню – например, в случае, когда видишь испитое, опухшее лицо и понимаешь, что этот человек, вероятнее всего, будет пьянствовать на полученные деньги, и я таким образом поощрю его порок?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Я полностью согласен с вами. Сам я тоже таким не подаю. А насчет женщин с младенцами (чаще всего цыганок) вообще лучше даже в полицию заявлять при возможности – тоже приходилось читать и слышать подобное.

С уважением, священник Филипп Парфенов

* * *

У меня есть возможность помогать нуждающимся. Но возникает вопрос – как совместить помощь другим и достаток собственной семьи. Например, не будет ли излишеством совершить поездку за рубеж со своими близкими или отдать ребенка в частную школу, если эти средства можно отдать нуждающимся – может, кого-то они спасут от смерти. Как правильно провести тут грань?

Мария

Здравствуйте, Мария!

Каждый решает для себя эти вопросы сам. Абстрактно их решить невозможно, поскольку легко умножить лишние предположения без достаточных оснований. Вот если конкретно вы окажетесь перед реальным выбором, здесь и сейчас, – дать денег кому-то из тяжелобольных, кого вы знаете, на срочную операцию, или помочь кому-то из срочно нуждающихся, кому никто в данный момент помочь не сможет, или истратить их на нужды семьи – тогда и решайте. Не думаю, что вы регулярно оказываетесь в подобном положении!

С уважением, священник Филипп Парфенов

* * *

Как поступить в случае, когда молодые трудоспособные люди, стоящие у храма, просят помочь едой, одеждой, при этом очевидно, что сами не работают, пьют, ведут бродяжнический образ жизни. Не навредит ли им такая помощь, не утвердит ли на том же пути?

Елизавета

Здравствуйте, Елизавета!

В Евангелии сказано: просящему у тебя дай (Мф. 5,42). Нет никакого греха помочь им необходимым. Вряд ли они смогут пропить пожертвованное им в виде одежды или продуктов.

* * *

Господь заповедовал подавать всем просящим. Но часто милостыню просят люди, которые не хотят работать, предпочитают бродячий образ жизни и поданные им деньги тратят на спиртное. Получается, что я потакаю их греху. Как быть? Понятно, что идеальный вариант – купить хлеба или другой еды. Но когда идешь по своим делам и встречаешь их внезапно – такой возможности часто нет. Несет ли ответственность дающий милостыню за то, на что она будет потрачена? Если я даю денег, догадываясь, что они пойдут на вино, будет ли на мне грех?

Юлия

Здравствуйте, Юлия!

По этому вопросу есть разные точки зрения. Священное Писание говорит нам: просящему у тебя дай (Мф. 5,42). Учение двенадцати Апостолов (Дидахе): Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял (Дидахе. 1).

Тем не менее Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

С уважением, священник Антоний Скрынников

* * *

Я занимаюсь помощью тяжелобольным детям – молитвенно, финансово, а также информативно (распространяю данные о них в социальных сетях). И хотя этих детей я лично не знаю и у меня нет стопроцентной уверенности, что тут не замешаны мошенники, но проходить равнодушно мимо считаю неправильным. Если информация о ребенке, которую я распространяю, действительно выдумана мошенниками и кто-то пожертвует этим нечестным людям, стану ли я, сама того не зная, соучастницей мошенничества? Не является ли это лжесвидетельством?

Ольга

Священник Филипп Парфенов

Здравствуйте, Ольга!

Бог судит по намерениям. Если у вас были чистые и добрые намерения, то, конечно, лжесвидетельства как такового не было. Но на ошибках следует впредь учиться, если они случались.

Одна из важных добродетелей в этом мире, которую христианство, безусловно, поддерживает, – это рассудительность. И она достигается опытом, подчас долгим, и от ошибок здесь никто не застрахован («опыт – сын ошибок трудных», по выражению нашего классика). Но то, что делаете, хорошо, что делаете. Пытайтесь то же самое делать еще лучше, не вводя в заблуждение жертвователей уже в будущем или сводя возможные риски к минимуму.

С уважением, священник Филипп Парфенов

* * *

Слышала, что Новый Завет, как и Ветхий, предписывает отдавать десятину. Так ли это? И можно ли подавать ее нуждающимся или только в храм (монастырь)?

Мария

Здравствуйте, Мария!

О десятине говорится в Ветхом Завете, но не в Новом. В древней Церкви хранился такой обычай, потом он был утерян. Сейчас выделять десятину не обязательно, но не исключено, что в какой-то форме она может в дальнейшем возродиться. Как вам распоряжаться этими средствами, смотрите сама.

Если храм, в который вы ходите, вполне обеспеченный, где регулярный поток разного народа, покупающего свечи, иконки, жертвующего на записки и требы, то в пользу такого храма можете и не выделять (а вот деревенские храмы, где нет регулярных доходов, в этом плане нуждаются как раз в подобных десятинах). Разумеется, можете делать целевые пожертвования в пользу нуждающихся, которых вы знаете.

С уважением, священник Филипп Парфенов

О милостыне

Ничтожна милостыня того человека, который подает ее не доброхотно, потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными оттого, что они были подаваемы недоброхотно, с сожалением, с неуважением к лицу ближнего. Как и гостеприимцы многие окажутся суетными вследствие лицемерного, тщеславного обращения с своими гостями. С сердечным расположением да приносим жертвы свои на алтарь любви к ближнему: доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9: 7). .

Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25: 40). Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй , сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением (Рим. 12: 8). Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследие нетленное на небесах (1 Пет. 1: 4); для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших. .

Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает. .

Много практикующие врачи, получающие много денег с больных, должны для души своей подавать щедрую милостыню, если верят, что у них есть бессмертная душа; богатые священники, получающие щедрое вознаграждение за свои труды молитвенные, также должны подавать богатую милостыню, да не осуждены будут с Иудою предателем, продавшим за сребреники Господа славы; купцы, получающие большие барыши, должны непременно упражняться в милостыне и в украшении и снабжении храмов Божиих; чиновники, получающие большое жалованье, не должны также считать своим исключительным достоянием щедрое вознаграждение за свои посильные труды и также помнить нищую братию свою, да примут награду от Господа и да очищают души свои. Все должны запасаться елеем милостыни и добрых дел, да не туне явятся пред Судиею в день страшного испытания, да не наги явятся на оном всемирном позорище. .

Благо во всех отношениях – подавать нищим: кроме помилования на Страшном суде, и здесь, на земле, милостынодавцы получают часто великие милости от ближних, и что другим достается за большие деньги, то им дают даром. В самом деле, человеколюбивейший, праведнейший и прещедрый Отец Небесный, чад Коего милуют милостивые, не наградит ли их и здесь, в поощрение их к большим делам или хотя к продолжению тех же дел милосердия и к исправлению немилостивых, посмевающихся милостивым? Наградит и достойно и праведно. .

Когда подаешь просящему, который не беден, здоров и, по-видимому, не заслуживает подаяния, – отчего сердце твое пожалеет для него поданной милостыни, – покайся в этом, ибо и нам божественная Любовь подает блага свои, тогда как мы имеем их и без того довольно. Любовь к ближнему должна так говорить в тебе: хотя он и имеет, но не худо, если я увеличу его благосостояние (а сказать правду, одна или две-три копейки не очень-то увеличат и поправят его благосостояние). Мне подает Бог, почему же мне не подать нуждающемуся? говорю: нуждающемуся, ибо кто станет протягивать руку без нужды? Если бы ты сам только по заслугам получал от Бога дары Его благости, то, быть может, должен был бы ходить нищим. К тебе Бог щедр не по заслугам, да и ты сам хочешь, чтобы Он был щедр. Как же ты не хочешь быть щедрым к братьям своим, имея избытки? .

Для чего Господь попустил быть нищим? для твоего блага, чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, ибо милостыня очищает всякий грех (Тов. 12: 9), чтобы стяжать тебе молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе сделать Господа твоего, ибо милостивии помиловани будут (Мф. 5: 7). .

Не на груды денег надейся, а на Бога, неусыпно пекущегося о всех и наипаче о разумных и словесных тварях Своих и, в особенности, о живущих благочестиво. Веруй, что не оскудеет рука Его наипаче для творящих милостыню, ибо человеку щедрее Бога не быть. Этому доказательством служит твоя собственная жизнь и жизнь всех прежде бывших людей, подававших милостыню. Да будет один Бог сокровищем сердца твоего; к Нему прилепись всецело, как созданный по образу и подобию Его, и беги от тли земной, непрестанно тлящей души и тела наши. Поспешай к жизни непреходящей, к жизни, не стареющейся в бесконечные веки; влеки туда и всех, сколько есть сил. .

О нынешних благотворениях. – Ты полною мерою вкушаешь блага земные, подаешь нуждающимся, но себя ласкаешь больше, значит делаешь добрые дела без малейшего самоотвержения. Не велики дела твоих благотворений. А то что еще есть? Какие благотворения мнимые? С благотворительною целию делают увеселения, т. е. прежде всего хотят намеренно послужить своей греховной плоти, диаволу, а потом уже – ближнему и Богу. Да это, господа, вовсе не благотворение! Одно только имя благотворения носит. Не сотворим злая, да приидут благая (Рим. 3: 8). Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете! Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6: 25). .

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

О МИЛОСТЫНЕ, ПОСТЕ И МОЛИТВЕ (Мф. VI, 1-4, 16-18)Берегитесь того, чтобы не делать правду для людей только для того, чтобы они видели. Если так, то нет в правде вашей уж заслуги пред Отцом вашим на небе.Так что когда ты милостив к людям, не труби перед собой, как комедианты делают в

Из книги Над строками Нового Завета автора Чистяков Георгий Петрович

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

О МИЛОСТЫНЕ, ПОСТЕ И МОЛИТВЕ Мф. VI, 1. Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми, с тем чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного.Берегитесь того, чтобы не делать правду 1 для 2 людей только для того, чтобы они видели. Если так, то нет в

Из книги Проповеди. Том 1. автора

НЕДЕЛЯ 18. О МИЛОСТЫНЕ. В послании Коринфянам, ныне чтенном, св. апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в

Из книги Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

О скупости и о милостыне духовной 15 января 1948 г.Вчера пятичасовая служба так утомила меня, что я не успел приготовить проповеди, не думал говорить сегодня, но меня укоряет Великий Василий, который ни одного дня не пропускал без проповеди, поэтому кое-что скажу вам.Вы

Из книги Передаю вам слово души моей. Письма автора Задонский Георгий Алексеевич

О милостыне и благотворении 1.51. Коломенскому купцу Якову А.К.Почтеннейший о Господе!Мысли и обстоятельства житейские, по разным приключениям, иногда так сильно стесняют сердце, что тяжело вздохнуть, - вот что приключается в жизни нашей!! Пожалуй, кто изволит, может

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 141 крестьянину Николе Ч., о внутренней милостыне Некий фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед. Позвал не из уважения, а из личного расчета. Иисус, прозревая нечистые побуждения фарисея, не омыл рук перед трапезой. Разве не справедливо принимать нечистое

Из книги «Пастырь» автора Герма

Письмо 217 православному П. Т. из Лозницы, о сектантской милостыне Ты готов оставить веру отцов и уйти в секту! Почему? Потому, что они выдают бесплатно книги и помогают своим членам деньгами. Но почему же ты не спросишь себя: за чей счет издают они свои книги? За свой или за

Из книги Творения автора Синайский Нил

Подобие десятое О покаянии и милостыне I. После того как я написал эту книгу, тот ангел, который вручил меня пастырю, пришел в дом мой и сел на ложе, а справа от него стал пастырь.Позвал ангел меня и сказал:– Я поручил тебя и дом твой этому пастырю под его

Из книги Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря автора Чичагов Серафим

О нищете, сребролюбии, попечительности и милостыне 1.234. Софиану, стражу при дворце.Господь наш Иисус Христос в удел нищете дал блаженство, потому что она одна умеет соблюдать меру человеческой бедности, ненавидит надмение, укращает высокоумие, смиряет помыслы, посрамляет

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

21. О милостыне Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.В отношении к сей добродетели мы должны всеми мерами стараться исполнять следующую заповедь Божию: будете милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 36),

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

О милостыне и молитве Остерегайтесь, однако, выставлять свою праведность напоказ, не будет вам иначе награды от Отца вашего Небесного.2 Вот и когда подаешь милостыню, не труби на весь свет, как поступают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы люди восхваляли их. Поверьте

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

О милостыне Ничтожна милостыня того человека, который подает ее не доброхотно, потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными оттого, что они были подаваемы

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Из книги автора

Неделя 18. О милостыне В послании Коринфянам, ныне чтенном, св. апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», - низкий голос священника гулко смешивается с густыми клубами струящегося ладана, с еле уловимым ощущением разлитого в воздухе праздника и медленно поднимается в бездонную предрассветно сумеречную высоту храма.

Колеблющиеся огоньки заполонивших церковь свечей отражаются в витражах заиндевевших окон, в празднично начищенном сиянии старого паникадила. Их дрожащие отблески мягко скользят по взволнованно-уставшим лицам молящихся. И в этом тихом мерцании все лица кажутся особенно родными и добрыми.

Эти два чумазых пацанёнка вынырнули из ниоткуда. У меня было ощущение, что они, как два крохотных эльфа, незаметно шастали всё утро где-то по полу, между ногами молящихся, чтобы к концу службы вынырнуть на поверхность и потребовать причитающуюся им дань. Грязные и оборванные, с неуверенно-нагловато-делаными ухмылками, они стали тем противоестественным диссонансом, который в одно мгновение разрушил благоговейную гармонию молящихся.

«Тёть! Тёть! Дай копеечку!» - заунывно теребил женщин младший пацанёнок. «Ради Христа!» - деловитым баском подсказывал ему более опытный старший сотоварищ. Но даже «ради Христа» и «ради праздничка» кошельки открывались туго. И в потных грязных ладошках поблескивало только несколько монеток.

«Говорил я тебе: пойдём в другую церковь - здесь плохо подают», - «старшой» был явно недоволен «уловом». Разговаривали они нарочито громко и вызывающе, ничуть не стесняясь или даже эпатируя «добреньких тётенек», у которых ещё мгновение назад заискивающе выпрашивали «денежку на хлебушек». Сердито цыкнувшая на пацанят тётка, что, дескать, батюшка не благословляет просить в храме, их не очень испугала. В ответ они что-то хохотнули. Но, попререкавшись немного - для «понта», пацаны всё-таки перешли на шёпот. Видимо, опасались, что выгонят из храма. Но, пошептавшись, решили всё-таки перебираться в другой храм. Ещё немного потоптались у свечного ящика. И окончательно поняв, что здесь у молящихся им больше ничего не вымолить, направились было к выходу. Вдруг внимание одного из них привлёк стоящий на столике маленький ящичек. На ящичке была какая-то надпись. Но так как с грамотой ребята были не в ладах, а в храме темновато, они самовольно развернули ящик к алтарю, навстречу льющемуся от свечей свету, и, опершись локтями о стол, стали громко, на весь храм, читать по складам надпись.

Это «интересное» и, наверное, новое для них занятие настолько увлекло ребят, что они даже не замечали толпящихся возле них и толкавших их людей, стоящих в очереди за свечками. Наконец они прочитали вслух: «Сотворите святую милостыню».

В храме стало тихо. Так тихо, что казалось, даже служба замерла, а время остановилось. И в этой торжественной святой тишине я явственно услышала звон падающих на дно ящика монеток. Сначала одна, потом вторая… Потом пауза. Мальчишка, наверное, задумался. Воцарилась полная тишина. И вдруг её разорвал звон ссыпающихся в ящик с маленькой грязной ладошки горстки только что выпрошенных монеток - весь крещенский «заработок».

На пацанят никто не смотрел. Но я знала, что их видели, чувствовали - ссутулившимися спинами, стрижеными затылками. А мне показалось, что все свечи в храме погасли. И осталась только одна. Их, грязных, оборванных, невоспитанных, не умеющих толком читать попрошаек. Как вечная святая детская молитва крещающемуся во Иордане Спасителю.

Мария Ивановна ВОЛОСЮК

Как учила монахиня Сепфора - когда будете просить, не говорите "пожертвуйте" , а "сотворите святую милостыню" и люди сами будут вам давать, что имеют. Эти слова священные...Сам Господь сказал: "Милости хочу, а не жертвы " (МФ.12,7).

Вот сразу и всплывает вся моя сиротская жизнь передо мной. Мне сегодня 44 года, а все не покидает меня "милость".Нет, не так - милость Божья!!!Все у меня есть, всем одарил Господь...Здоровье, семья, дети, дом - всё, что ценится в мире...Но есть еще кое-что - моё сокровенное в жизни - это встреча с Богом, с Божьей Матерью, со всеми святыми. Нет, не воочую, а с любовью сердца. Первое, что я встретила и осознанно поняла в жизни - это Любовь и Милость, то на чём держится наша жизнь. Вспомнилось как ко мне стали добры люди, когда я в девять лет осталась без мамы. Строгие учителя - жалостливыми, соседские мальчишки перестали обижать, "папа" перестал пить горькую, сёстры обратили на меня внимание. Теперь я понимаю для чего так происходит, а тогда девочкой всё твердила:" Мама, зачем ты меня родила и как я буду жить без тебя... "

Потом только в 33 года, когда я переступила порог Храма Божьего я всё поняла. Для милости Божией. Вся моя жизнь это возможность людей совершить великую милость. "Святую милостыню" в их жизни, людей с которыми сводил меня Господь! О милости Божьей ко мне - надо писать книгу, вернее о тех людях, что дарил мне Господь. Когда-то соберусь и напишу, но сейчас о Благотворительном фонде "Русская Береза"

Где то там, за 60 км г.Славянск, а у нас пролетают самолеты, где-то Одесса, а у нас новости и недопонимание - почему?...А затем одногодка сына 25 лет в гробу со Славянских боев, а затем защита г.Рубежное, взрываются мосты через Северский Донец. Затем начинают уезжать знакомые, соседи у кого маленькие дети и внуки. Кто в глубь страны, а кто в Россию. Мы сидим, тревожно, но пока все только где-то над головой...19 июня 2014 года в 24 часа стекла задрожали, взрыв где-то рядом. Господи!!! Сын - ему же в ночную, а бомбят кажется именно шахту. Говорю мужу - беги, узнай. Вдруг дверь открывается своим ключом и сын говорит - собирайтесь, в центр города, к бабушке, кажется начинается. Паника - нет...Полное оцепенение мозга, СТРАХ ОКУТЫВАЕТ ВСЁ...Бегом, торопит сын, взрывы учащаются. В ночных рубашках, накинув поверх что-то темное, что бы не видно было, бежим...У бабушки темно, но это в целях безопасности, свет включать нельзя. Господи, спаси, сохрани и помилуй нас грешных. Вот и вся молитва. Всю ночь... 1 час ночи - взрывы, 2 часа ночи - взрывы, 3 часа ночи - реже, 4 утра - утихло, бомбили окраины. Утром сборы в никуда, лишь бы дочь спасти Настеньку.

Всю дорогу лил дождь, все 700 км и не за нами буря, а мы в бурю. Ливень стеной. Господи довези!!! в дороге же всякое бывает и довез... Господи устрой и устроил. Дали дачу друзья. Господи покорми - и стучится соседка по дому с продуктами, за ней другая...Господи одень и везу уже три мешка одежда себе и дочке. Бабушки из храма, что в селе собрали всё...Господи - холодно ночами вот уже несут люди одеяла и подушки. Господи - тарелок, чашек нет - держите, пожалуйста, пользуйтесь. Может еще чего надо... Спасибо тебе Господи, а как тебе теперь послужить, как отблагодарить за твою любовь.

Стою молюсь в храме на ст. м. Бауманская в Богоявленском соборе. Приложилась ко всем иконам. Молитва одна - направи пути во благо, дай мира Украине, вразуми, спаси. Уже уходя в полумраке храма увидела газеты, беру не глядя, повернулась на поклон - передо мною ящик для сбора средств беженцам Украины, положила копеечку - может кому-то хуже, чем нам приходится, помоги им Господи...Выйдя на улицу, посмотрела в газету, а там все мои молитвы и сбылись. И отблагодарить могу, и послужить могу и пожертвовать могу и все со Словом и Благодарением Господа. Слава тебе Господи, спасибо, ЧТО СЛЫШИШЬ МЕНЯ ГРЕШНИЦУ и даешь всё по молитве.

"Сотворите святую милостыню" - спасибо Благотворительному фонду "Русская береза" за возможность исполнить слова данные Богом. Спаси Вас всех Господь.

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий

БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ

Милостыня - одна из основ-ных добродетелей христианина. Господь в Нагорной проповеди говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5. 7). Т.е. от нашей милосты-ни зависит, будем ли мы, греш-ные, помилованы Богом. В поня-тие милостыни входят не только материальные вещи, но и чув-ства, настроение, расположение, с которыми человек подает мило-стыню.

Когда речь идет о размере мило-стыни, уместно вспомнить Еван-гельский сюжет о лепте вдовы. Господь был в Иерусалимском храме и, остановившись у сокро-вищницы, куда собирались пожер-твования, наблюдал. Подходили богатые люди, клали большие сум-мы денег. Подошла бедная вдова и пожертвовала всего две лепты. Господь же сказал ученикам: Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк 12. 43-44).

Церковь выделяет два вида ми-лостыни - материальную и ду-ховную. Причем духовная мило-стыня значительно важнее.

В основе и материальной, и ду-ховной милостыни должны ле-жать любовь и сострадание к че-ловеку. Если с такими чувствами мы подадим милостыню, не ду-мая о том, на какие нужды она будет использована, данное нами непременно послужит на пользу и нуждающемуся человеку, и нам самим.

Милостыня материальная всем известна. Каждый христианин обязан в меру возможностей, и, конечно же, в меру своей веры, материально помогать нуждаю-щимся людям.

ДУХОВНАЯ МИЛОСТЫНЯ

Второй вид милостыни - мило-стыня духовная. Сейчас она, к со-жалению, менее распространена. Что к ней относится? Во-первых, молитва за человека. Например, обратился к вам человек с какой-то бедой, с какой-то проблемой, но вы чувствуете, что не можете оказать ему существенной мате-риальной помощи. Тем не менее, вы способны свое сострадание и соучастие этому человеку выра-зить через молитву. Богу ведомо, кто в чем нуждается. Поэтому не обязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чем он сегодня нуждается.

Совет, вовремя поданный, так-же является духовной милосты-ней. Когда человек делится своим опытом, как правильно жить, как правильно что-либо сделать - и это будет духовной милостыней.

Еще милостыня может выра-зиться в добром слове. Приснопа-мятный архимандрит Павел (Груздев) любил повторять: «Лас-ковое слово и в мороз согреет».

Когда человек находится в сложном положении, он особен-но нуждается в ласке и внима-нии. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно дает положительный духовный заряд, импульс, который вдох-новляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и ду-ховным подъемом.

Сострадание и соболезнование - вид духовной милостыни, ког-да у человека какая-то беда, мо-жет быть, он потерял дорогого, любимого человека, или страдает от болезни.

Молитва за усопших тоже явля-ется духовной милостыней.

Церковь рекомендует молиться за усопших такими словами «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согре-шения вольная и невольная, и да-руй им Царствие Небесное».

ДВЕ ЛЕПТЫ

Я хотел бы еще раз возвратить-ся к притче о бедной вдове. Бога-тые люди, как говорит Сам Гос-подь, жертвовали от избытка, а бедная женщина положила всего две лепты. Но Господь смотрит не на количество положенного, а на его качество, точнее - на то, с какими чувствами, с каким рас-положением дана жертва. У кого-то сегодня есть возможность дать милостыню в несколько тысяч, и от этого никак не оскудеет его карман, а для нуждающихся лю-дей и десять рублей - суще-ственное пожертвование.

Поэтому, когда человек совер-шает милостыню, он не должен равняться на кого-то. Главное, милостыня должна быть сопря-жена с христианским чувством любви и желанием помочь.

Часто случается сегодня, что богатые люди дают в качестве милостыни или жертвы на храм большие суммы. Но эта жертва - бездуховная, если она не име-ет сопровождения, которое назы-вается любовью, состраданием. Еще хуже, если пожертвованные деньги приобретены путем обма-на. Эти деньги, по сути, своему нынешнему владельцу не при-надлежат - он незаконно ими пользуется. Такая милостыня Господом не принимается.

Есть еще одна закономерность: чем богаче человек, тем он ску-пее, потому что страсть сребро-любия захватывает человека на-столько, что он боится даже ко-пейку потерять, несмотря на то, что у него в банке, возможно, миллионы долларов.

Вопрос о милостыне, братья и сестры, очень не простой. Мило-стыня может быть маленькой, но Богу приятной и людям полез-ной. Она может быть в денежном измерении большой, но ни Богу не приятной, ни людям не полез-ной. Все определяет, с какими чувствами и расположением че-ловек дает милостыню.

***

- Скажите, чем больше христианин творит милостыни, тем лучше он делает для себя и сво-их близких - живых и умер-ших?

Да. Я уже приводил пример, как одна женщина, провожая крестный ход, который идет из Владивостока, пожертвовала уча-стникам этого хода приличную сумму денег. «Я как будто не им, а себе дала», - сказала она по-том. В действительности, она сама получила даже больше, чем дала, ведь милостыня покрывает множество грехов.

***

- Хотелось бы задать вопрос по поводу духовной милосты-ни. Долгое время я поддержива-ла свою подругу в тяжелые мо-менты ее жизни, но постепенно стала замечать, что сама теряю душевный покой. Когда сил на помощь ей у меня совсем не ос-талось, я стала подавать запис-ки в храм о ее здравии. Однако жизнь ее стала еще тяжелее. Как это можно объяснить?

Когда вам стало тяже-ло поддерживать вашу подругу, об этом нужно было поговорить со свя-щенником или с опытным в жизни человеком. Как предположение скажу, что ваша подруга, вероятно, выбрала себе ориентиром совершенно не христианс-кие ценности. В этом слу-чае надо просто прекра-тить ей помогать, чтобы не навредить себе. Когда вы придете в себя, и в вашей душе водворится мир, тог-да вы трезво оцените происходящее и сделаете пра-вильный вывод.

***

- Меня назвали в честь моего деда, кото-рый погиб в Великую Отечественную войну, сражаясь с фашистами. Я часто подаю записки за упокой его души в церк-ви, но не знаю, был ли он крещеным. Правильно ли так поступать?

Если вы не знаете, крещен ваш дед или нет, надо употре-бить максимум усилий, чтобы узнать, был ли он крещен. Если вы не сумеете точно выяснить этого, то можете поминать его в своих домашних молитвах. Мне вспоминается такой случай. Святой Макарий Великий, идя по пустыне, увидел череп умер-шего человека. «Кто ты?» - спросил он. Череп ответил: «Я жрец идола такого-то. Мне очень плохо, я сейчас в аду. Но когда вы, христиане, молитесь, для нас - это отрада и облегче-ние». Заметьте, Макарий Вели-кий не молился за этого жреца, но слова его свидетельствова-ли, что приходят отрада и уте-шение ко всем людям, даже умершим, когда христиане мо-лятся.
Поминать на церковной служ-бе можно только того человека, который сознательно принял Святое Крещение, то есть стал членом Церкви. Это дает воз-можность молиться за него его близким, так же как и другим членам Церкви. На богослужени-ях вы можете услышать призыв священника молитвенно помя-нуть других людей: «И всех пра-вославных христиан». Причем Церковь поминает и живых, и усопших, поэтому молитва цер-ковная очень важна.
Если вы не сможете узнать, был ли крещен ваш дед, то в своей до-машней молитве поминайте его и обязательно старайтесь прово-дить свою жизнь достойно. И ваша молитва, и ваша правед-ность положительно скажутся на загробной жизни дорогого вам че-ловека.
Многое может молитва пра-ведника , - говорит Сам Гос-подь.

***

- Прочитала, что милосты-ня, поданная в женский монас-тырь, ценится в 100 раз больше, чем простое пожертвование в храм. Так ли это?

Цифры эти не совсем объективные. Но то, что мона-стырь является сердцем Церк-ви, - верно. Есть такое свято-отеческое изречение: «Сердце мира - Церковь, а сердце Цер-кви - монастырь». Если вы по-даете милостыню для обители, конечно, в этом большая польза, ведь туда люди уходят не на какое-то время, а на всю жизнь, чтобы совершать подви-ги поста, труда, молитвы за весь мир. Т.е., подавая жер-тву монастырю, вы помогаете ему, и сами себя при этом пору-чаете молитвам насельников обители.
Но это не значит, что храму не надо жертвовать.
Святые отцы говорят, что милостыня покрывает множество грехов, поэто-му тот, кто чувствует на своей душе какую-то гре-ховную тяжесть, должен стремиться творить милос-тыню - не только матери-альную, но и духовную.

***

- Что нужно делать, чтобы сердцем чувство-вать необходимость мило-стыни?

Нужно молиться. Чте-ние утренних и вечерних молитв, Евангелия, Псал-тири - обязанность каж-дого христианина. Этим мы очищаем нашу душу, и она становится чувстви-тельной к проявлениям ду-ховного мира.
Помолившись, каждый человек ощущает, что у него появилось светлое на-строение, ему хочется де-лать что-то доброе, полез-ное. Напротив, когда чело-век сделает что-то плохое, он сразу теряет мир в душе и чув-ствует: на сердце у него потем-нело, что-то внутри наруши-лось. И тут надо также прибе-гать к спасительному средству - молитве. Она восстановит мир, и снова в душе будет светло, и мы будем видеть правильный путь.

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. - 27 ноября 2007. - № 21(217).