Проект по благоустройству школьной территории "красивая школа". Проект озеленения территории школы Значение озеленения территории школы

Актуальность темы

Приоритетность нравственного воспитания сегодня признана нашим гражданским обществом.

В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Нам необходимо учиться чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

Реализация данного проекта помогла решить важную проблему: отсутствие единого, композиционно выстроенного, эстетически оформленного пространства пришкольной территории.

Школа – культурный очаг. Ребёнок проводит в школе половину своего дня. Естественно, что для его дальнейшего личностного становления важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, ребенок не только будет получать положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.

Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в дальнейшем.

Особенностью расположения нашего образовательного учреждения является то, что оно находится в центре села. Поэтому состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. В МОУ «Лаптевская НОШ» сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с февраля по октябрь. В ней участвуют учителя и ученики 1-4 классов.

Первый этап – февраль-март:

* разработка проектов благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка;

Второй этап – апрель – май:

*подготовка посадочного материала – семян цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов);

Третий этап – июнь – август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

* сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенние посадки луковичных;

*подведение итогов работы, подготовка отчетов;
Проблема

Плохая мотивация у обучающихся школы к формированию нравственных и трудовых качеств личности.

Трудовая, коллективно-творческая деятельность является одним из реальных способов формирования этих качеств.

Гипотеза

В процессе работы над проектом произойдет интеграция учебной и трудовой деятельности, что, на наш взгляд, повысит мотивацию к обучению и, как следствие, улучшится качество обучения обучающихся. Осознание участниками проекта ответственности за общее дело улучшит морально-психологический климат в ОУ.

Объект исследования - экология села Лаптевка.

Предмет исследования – экологическая обстановка вокруг МОУ «Лаптевская начальная общеобразовательная школа»

Цель проекта - создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, улучшение экологической обстановки на прилегающей к школе территории за счет зеленых насаждений и цветов с целью воспитания трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе, развития творческих способностей оучающихся, формирование навыков здорового образа жизни и реализации принципа практико-ориентированного обучения.

Задачи:
Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой духовной среды, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям.
ландшафтное экологическое проектирование среды своего села на примере школьного участка
разграничение зон пришкольной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы.
создание условий для отдыха учащимся школы, также всем живущим в селе.
наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.

Тип проекта

Практико-ориентированный, исследовательский, информационный, межпредметный.

Руководитель проекта:

Заведующий школы – Писаренко Ирина Владимировна

Участники проекта:

План

Выполнения проекта «Озеленение пришкольного участка»

Срок

Ответственный

Результат

Утверждение темы проектной деятельности

Сентябрь

Писаренко И. В.

Лекция «Проектная деятельность», методические разработки

Организация творческой группы учителей работающих по теме проекта.

Сентябрь

Сентябрь

Определение целей и задач проекта

Сентябрь

Писаренко И. В.

Топорина Л. А.

Анализ территории пришкольного участка

Сентябрь

Кулешова С. И.

Топорина Л. А.

Отчет

Выполнение эскиза дизайна участка.

Сентябрь

Октябрь

Писаренко И. В.

Эскиз ландшафтного дизайна

Приобретение садового инвентаря

Сентябрь

Писаренко И. В.

Инвентарь

Работа по созданию клумбы

Сентябрь

Октябрь

Кулешова С. И.

Топорина Л. А.

Клумба

Проведение субботника

Сентябрь

1-4 классы

Посадка саженцев

ПЛАН

мероприятий МОУ «Лаптевская НОШ»

по проведению осеннего двухмесячника по благоустройству

с сентябрь по октябрь месяцы 2012 года

пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Экологический субботник на закрепленных участках по очистке территории школы и прилегающей к ней территории

В течении двухмесячника

Кл. руководители

Посадка саженцев деревьев, кустарников и плодово-ягодных,

ремонт посадок прошлых лет

В течении двухмесячника

Кл. руководители

Проведение классных часов «Экология и мы» в 3 – 4 классах.

сентябрь

Кл. руководители

Конкурс рисунков «В защиту природы» (1- 4 классы)

Учителя начальных классов

Беседы в начальных классах «Земля – наш дом» (1 – 4 классы).

сентябрь

Кл. руководители

Организация книжной выставки на экологическую тему

сентябрь

Топорина Л. А.

Отчеты классов о проделанной работе с презентацией

октябрь

Классные руководители

Для реализации проекта было необходимо создать «объекты зеленого строительства»: комплекс цветников, бордюры, дорожки, которые приносят эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта и местным жителям.

В 2012 году выполнено благоустройство дворовой территории школы. Выделены несколько объектов дизайна:

1-й объект – Альпинарий (центральный вход):

*отсыпка горки грунтом, укладка валунов

*прокладка дорожки к альпинарию

2-й объект – Комплекс цветников;

3-й объект - Центральная аллея из декоративного кустарника и рябиновая аллея.

Среди множества вариантов проектирования было выбрано одно из великолепнейших средств ландшафтного дизайна – создание альпийской горки. Возведение альпийского сада подразумевало создание растительной композиции, главная роль в которой отводилась растениям и камням, напоминающим высокогорную альпийскую климатическую зону. Подобное решение придало нашему саду особое настроение и прелесть.

На следующий год планируется обогатить территорию горки. Она будет плавно переходить в прилегающий к ней водоем с искусственными цветами. Такое устройство альпийской горки будет очень хорошим способом связать ее в единое целое с другими элементами территории. Очень хорошим фоном для альпийской горки является также цветочный газон. При устройстве газона наши учителя подобрали растения так, чтобы они по своей высоте, времени цветения, окраске цветков, листьев и живописности гармонично сочетались с остальными растениями, произрастающими на нашем участке. Он привлекает многоцветьем весной, летом и осенью. Рядом удачно сочетаются: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, турецкая гвоздика разных цветов и оттенков, ромашка, виола, астры, настурция и др. К горке будто бы бежит дорожка из цветов. Весной это нарциссы, а с середины лета и до конца осени – бархатцы.

Строительство альпийской горки стало творческим процессом, который по своему значению сравним с работой скульптора и художника, и потому требует знаний и опыта. Наши учителя постоянно совершенствуются, находят новые решения.
Школьный альпинарий – очень популярное место. Сюда идут взрослые и дети, чтобы полюбоваться, помечтать, расслабиться, отдохнуть от дневных забот…

Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование. Цветники стали элементами декора пришкольного участка, служат прекрасным украшением для него.

Зимой мы рассчитываем количество и вид растений, которые необходимы для посадки, выращиваем рассаду и производим её высадку согласно рисунку и цветовой схеме. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего сада. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши насаждения хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства. Мы любуемся сальвиями, однолетними и многолетними флоксами, агератумом, петунией, бархатцами, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски.

Следующим объектом ландшафтного дизайна хотим сделать расположенный рядом со зданием школы зону отдыха для детей. Это территория, поросшая травой и ничем не радующая взор. Хотим сделать этот уголок нашей следующей достопримечательностью.

Чтобы создать целостную эстетическую картину школьной территории и волнующей душу воспоминаниями о дороге, ведущей к школьному порогу, захотелось улучшить дизайн центральной аллеи. Разнообразить видовой состав клумб.

Оценка результатов

1. Появилась возможность рационально использовать большие площади для организации дизайнерских зон пришкольного участка.

2. Улучшилась экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

3. Появилась возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и внеучебной деятельности.

4. Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени радуют глаз, способствуют воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса, умения ценить прекрасное.
Проводимая работа по благоустройству имеет не только экологический, но и социальный характер. Важность её несомненна. Она имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств обучающихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Экологическая деятельность объединила разные возрастные группы учеников и взрослых для совместного решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства. Много мероприятий проведено в целях озеленения территории школы. Посажены новые саженцы плодово - ягодных деревьев и кустарников.

Окультурена территория школы.

Дружба наша с природой - залог здоровья обеих сторон. И, что особенно важно, любовь к природе взрослых непременно перейдет и в сердца детей. Работа по благоустройству и озеленении территории - это великая школа труда и созидания любви ко всему живому, экологического воспитания. Так будем же разумными– сеятелями добра и красоты, а одновременно – и прилежными учениками у матери- природы: ее щедрость и красота нам так необходимы в жизни. Мы хотим превратить свой школьный парк для подрастающего поколения экологически чистым и эстетически красивым и приятным. Проявляя толерантность, мы призываем не к разрушению, а к созиданию. В своей работе мы попробовали раскрыть основные проблемы нашей местности, хотя их гораздо больше, и попытались реализовать некоторые из них.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Лаптевская начальная общеобразовательная школа»

Ландшафтное озеленение и проектирование

Выполнил:

Обучающийся 4 класса

Голоднев Даниил

Руководитель:

Писаренко И. В.,

Учитель начальных

Классов

Школьная территория – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Поэтому данный проект может стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Данный проект мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Выполнила

социальный педагог МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Сокур»

Вертянкина Л. Ф.

Сокур

2016

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

Проекта

Благоустройство и озеленение школьной территории

Заказчик

Проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур

Разработчик проекта

Сроки реализации

Вертянкина Л. Ф.

Цель проекта

  • создание условий для осуществления гражданско - патриотического воспитания молодежи;
  • организация патриотической деятельности;
  • развитие социальной ответственности и чувства социальной сплоченности;
  • благоустройство и озеленение школьной территории;
  • улучшение условий пребывания учеников в школе.

Задачи проекта

  • разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора;
  • трудотерапия;
  • распространение знаний о ландшафтном дизайне;
  • привитие навыков сотрудничества, творчества, коммуникативной культуры, работы в коллективе;
  • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
  • формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

Направления реализации проекта

Создание проектной группы;

Осенние работы:

- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

Регулярная уборка территории

Исполнители проекта

Родители обучающихся.

Ученики школы.

Учителя.

Добровольцы.

Ожидаемые результаты

Организация социально-значимой общественно полезной деятельности;

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

Создание условий для социальной защищенности детей из «неблагополучных» семей;

Создание благоприятных условий жизни.

Финансирование проекта

Средства администрации

Спонсорская помощь.

Управление и контроль за реализацией проекта

Администрация

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Актуальность и важность проекта.

Здание школы МОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур построено еще 1972 году и одним из актуальных вопросов является проблема благоустройства территории, тем более, что по состоянию на 2016 год в школе насчитывается 14 сотрудников и 49 ученикаов. На собраниях родителей, учителей и учеников неоднократно поднимается вопрос и благоустройстве школьной территории. Поэтому для данной школы важно создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов.

Школьная территория – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Поэтому данный проект может стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Данный проект мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Таким образом,данный проект – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

Становясь участниками проекта, школьники могут попробовать себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Данный проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

2. Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках проекта- у ченики и сотрудники МОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур, родительский комитет

Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения.

После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них.

3.1 Этапы реализации проекта «Школьный двор»

№ п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

Подготовительный

Мотивация, интересы, востребованность, целеполагание проекта.

Май 2016 г.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Май 2016 г.

Практический

Реализация проекта

Май – сентябрь

2016 г.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Май – сентябрь

2016 г.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.

Октябрь – ноябрь

2016 г.

3.2 План мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Проведение анализа состояния школьной территории

Родительский комитет школы, классные руководители

Разработка коллективного проекта школьного двора:

Создание проектной группы;
- составление плана озеленения и благоустройства школьного двора;

Родительский комитет школы, классные руководители, ученики

Приобретение семян и выращивание рассады.

Ответственный за УОУ (учебно-опытный участок), учитель трудового обучения

Трудовой десант по благоустройству школьного двора.

Классные руководители, учащиеся, родители, добровольцы

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Ответственный за УОУ, учитель трудового обучения,

Оформление клумб, посадка рассады

Ученики, классные руководители

Уход за посаженными цветочными культурами.

Разработка новых клумб у входа в школьный двор.

Классные руководители, учащиеся

Разработка и создание ландшафтного дизайна

Учитель изобразительного искусства

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

Планирование участка с использованием севооборота

Ответственный за УОУ

Регулярная уборка территории

Ответственный за УОУ, учащиеся, работники школы

Ремонт, покраска изгороди

Ответственный за УОУ, учащиеся, работники школы

3.3 Смета расходов.

Направление расходов

Сумма (руб.)

1.Семена для рассады овощных и однолетних и многолетних цветочных культур

1000

2. Материалы для ремонта забора, краска

5000

3. Краска для оформления

1000

4. Удобрение

5. Садовый инвентарь (лопаты, грабли, ведра, совки)

2000

Итого:

9500

4. Полная стоимость проекта составляет 9500 руб. (на указанный срок реализации проекта) .

5. Финансирование – Средства администрации. Спонсорская помощь. .

6. Дальнейшее развитие проекта. Проект рассчитан на полгода, но при условии подтверждения его жизнеспособности и наличии необходимых ресурсов реализация проекта может быть продлена. В перспективе опыт реализации данного проекта может быть распространен на другие категории населения.


Введение

1. Назначение объекта

6. Особенности озеленения

7. Баланс территории

8. Посадочная ведомость

Заключение

Введение

В последние годы наметилась позитивная тенденция комплексного подхода к решению ландшафтного проектирования школьных учреждений. Главной задачей ландшафтного проектирования - организовать пространство с соответствии с функциональными, экологическими и эстетическими требованиями, создать его яркий художественный образ и вызвать у окружающих людей положительные эмоции.

В нашей стране для школьных образовательных учреждений выпускается оборудование, разработанное специалистами по физическому развитию детей в содружестве с гигиенистами, педагогами, инженерами, художниками-дизайнерами и архитекторами.

Много полезного и оригинального можно увидеть сегодня на образовательных учреждений различных регионов нашего края и города. И в этом большая заслуга администрации города, которая уделяет большое внимание для улучшения благоустройства, как города, так и территорий образовательных учреждений.

При решении вопросов планировки и благоустройства школьных учреждений большое внимание уделяется озеленению.

Зеленые насаждения влияют на микроклимат и имеют большое санитарно-гигиеническое значение, которое заключается в следующем:

они благоприятно влияют на температурный режим внутренних пространств;

непосредственно защищают здание школьного учреждения, беседок, навесов и участков территории от излишней инсоляции;

защищают от сильных ветров;

благотворно воздействуют на организм ребенка в целом и, в особенности на его нервную систему;

делают возможной организацию отдыха детей непосредственно на территории школьного учреждения.

Растительность может быть использована в архитектурном и планировочном решении.

На примере курсовой работы мне хотелось бы предложить свои варианты озеленения и благоустройства территории школьного учреждения.

Целью данного проекта является разработка проекта озеленения и благоустройства школьной территории в соответствии с нормами и правилами проектирования, для удовлетворения социально-функциональных потребностей детей, их физического и умственного развития, стараясь при этом сохранить ландшафтно-природную целостность территории.

1. Назначение объекта

Рассматриваемый в данной курсовой работе объект благоустройства - территория школы, расположенной в поселке Марьина роща, недалеко от Геленджика. Участок предназначен для занятий учащихся физической культурой, проведению опытов по естественным дисциплинам, проведения школьных линеек и мероприятий, а также как место рекреации учащихся во время, свободное от уроков. Поэтому на участке школы помимо основного здания обычно размещают учебную и спортивную зоны с соответствующим оборудованием. Перечень сооружений и объектов озеленения на участке школы и их размеры приведены ниже:

Помимо перечисленных элементов учебной и спортивной зон на пришкольном участке среди декоративных растений размещают уголки отдыха. В отдельных случаях при недостаточных размерах участка школы некоторые элементы зон приходится исключать.

Площадь участков для школ соответствует вместимости последних: если вместимость школы 640 мест, ей выделяется участок площадью 2 га, 960 мест - 2,8, 1280-3, 1600-3,4 га. В данном курсовом проекта площадь всего участка составляет школы составляет 1, 8 га, проектируемый фрагмент территории - 7700 м2

Одним из решающих факторов благоустройства являются природно-климатические. Этими условиями определяются специфика озеленения и особые требования к созданию комфортных условий для жизнедеятельности людей.

По климатическим характеристикам Геленджик относится к зоне сухих субтропиков средиземноморского типа. Он характеризуется сухим, жарким летом и тёплой, влажной зимой. Издревле климат местности определялся величиной наклона солнечных лучей над поверхностью земли (клима в переводе с греческого - наклон). В этом отношении Геленджик располагается в благоприятных условиях - между 44 и 45 градусами северной широты. Кавказские горы защищают его от северных холодных масс воздуха. Чёрное море смягчает летнюю жару, а зимой, наоборот, отдаёт побережью накопленное за лето тепло.

Среднегодовая температура воздуха в Геленджике +13,7, Кабардинке +12,9, на Тонком мысу +13,3 градуса Цельсия. На равнине отрицательные температуры в зимнее время бывают чаще всего по ночам и при норд-остах. Причём ниже 10 градусов морозы крайне редки. В таблице 1 приведены среднемесячные температуры (в градусах Цельсия) в некоторых населённых пунктах.

Таблица 1 - Среднемесячная температура (в градусах Цельсия

месяцыЗаIIIIIIШIIVIVVVIVVIIVVШIIХХХХХIХХIIгодАнапа12,116,250,410,115,620,023,423,217,212,572,431,411,9Кабардинка33,127,750,410,115,720,224,323,519,515,395,851,812,6Тонкий мыс32,948,060,810,816,020,224,023,819,915,195,461,113,3Геленджик55,245,870,611,717,219,924,124,019,315,485,871,013,7Туапсе44,347,670,611,316,220,123,023,419,615,610,261,613,5Сочи-центр68,064,080,011,516,120,122,923,119,815,911,881,414,1

Продолжительность солнечного сияния в Геленджике 2374 часов в год с максимумом в июле и августе. В среднем здесь 250 солнечных дней. Облачность небольшая. В летнее время она составляет 30%.

Количество осадков в Геленджике не превышает 796 мм в год, а на его северо-западной окраине, на Тонком мысу - 598. В прибрежной полосе с продвижением на юго-восток количество осадков увеличивается до 1000 мм (Архипо-Осиповка). Причём осадки везде выпадают в течение года неравномерно. Их максимум приходится на ноябрь-февраль. Причём эти осадки выпадают в основном в виде дождя. Снег на равнине бывает редко и держится недолго - от 1-2 часов до 2-3 дней. В летнее время осадки выпадают крайне нерегулярно и их длительность невелика. В некоторые годы дождей может не быть вообще по несколько месяцев. Средняя относительная влажность воздуха достигает наибольшей величины - 75% в мае, в летние месяцы - всего 62-69% (сравните: в Сочи - 78%). Это важный элемент климата. Чем меньше относительная влажность воздуха, тем легче переносится летняя жара. Отрог сибирского антициклона создаёт над Чёрным морем устойчивые северо-восточные ветры - знаменитые черноморские норд-осты. Сильнее всего они проявляют себя зимой. При норд-осте скорость ветра может достигать 40 м/сек, а температура воздуха падает иногда до 15 градусов ниже нуля.

На морских побережьях, где имеются долины рек, ущелья, образуются фёны - тёплые, сухие ветры, дующие с гор. Действуют такие ветры обычно весной, иногда осенью и зимой.

Грунт на территории проектируемого объекта - песчано-гравелистый.

Песчаный грунт более чем на половину состоит из частиц песка размером меньше 5 мм, форма которых приближена к шарообразной. Пространство между отдельными песчинками называется порами, они заполняются водой и воздухом. В отличие от глинистых <#"center">2. Обоснование выбора проектируемого решения

Основная тенденция развития участков средних школьных учреждений на ближайшее время - это значительное улучшение планировок, оснащение универсальными типами облегченного современного оборудования, озеленения и оформления территории.

Основным требованием при создании эстетического облика участка является не увеличение предметов, а комплексное проектирование, т.е. создание единого по стилю оборудования, эстетической целостности среды.

При решении архитектурного планирования зоны школьного образовательного учреждения мною был выбран смешанный стиль ландшафтного дизайна, основанный на сочетании регулярного и пейзажных стилей.

Из всех стилей ландшафтного дизайна регулярный по праву считается самым консервативным. Основной принцип регулярного стиля в ландшафтном дизайне - это порядок и закономерность во всем. Все линии геометрически правильны, его дорожки обычно прямые, а если нет, то линии их изгибов вычерчиваются на плане с помощью циркуля. Этот стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность.

Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где здание является осью симметрии. Основной чертой является его обособление от окружающей природы, поэтому случайное расположение садовых элементов недопустимо.

Трудно представить регулярный стиль ландшафтного дизайна без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

Из растений для регулярных садов выбирают вечнозеленые породы, которые остаются декоративными в течение всего года. Арки часто увивают лианы и вьющиеся растения <#"justify">озеленение микроклимат школа насаждение

3. Описание дорожно-тропиночной сети

Одним из важнейших элементов благоустройства являются покрытия дорожек и площадок, так как они играют большую роль и в декоративном оформлении озеленяемой территории.

В связи с этим при выборе типа покрытия, кроме учета таких показателей, как надежность в эксплуатации, простота устройства и санитарно-гигиеническая характеристика, необходимо обращать внимание и на декоративные свойства дорожных одежд.

Дорожно-тропиночная сеть в школьных учреждения в основном мало чем отличается от остальных покрытий городских территории. Исключение составляют детские игровые площадки и спортивные сооружение, где желательно применять зеленый газон или новые современные мягкие и экологически чистые покрытия.

В данной работе я использовал следующие способы мощения:

Мощение на бетон. Это самые прочные дорожки и площадки. Такой тип мощения используется на отмостке вокруг зданий и площадки для отдыха, а также на площадке для проведения общешкольных мероприятий;

синтетические покрытия, применяемые на спортивных площадках;

Гравийные дорожки и площадки обычно устраивают в местах отдыха и прогулок. Такое мощение нуждается в периодическом ремонте, подсыпке гравия или отсева, однако благодаря контрасту фактур гравийные дорожки придают парку особое очарование. Чтобы гравий или отсев не рассыпались в стороны, не попадали на газон, в цветники, в водоем, можно установить бордюры.

Установка бордюров придает мощению больше прочности, предотвращает обламывание краев. В качестве бордюров используют крупные камни, специальные бетонные бордюры, дерево. Можно устанавливать бордюры вровень с мощением или выше. В первом случае обычно стремятся придать больше прочности краю, а во втором - помешать рассыпанию сыпучего материала.

Установку бордюров проводят до начала мощения.

Плиточные покрытия дают и наиболее интересные декоративные решения. Плиты могут быть бетонные, цементные, силикальцитные, керамические, из естественного камня и декоративной мозаики. Плиточные покрытия достаточно прочны и удобны в эксплуатации. Они позволяют легко заменять поврежденные плиты, перекладывать их в случае просадки основания или ремонта проложенных под дорожками коммуникаций. Устройство таких покрытий очень просто, не трудоемко и не требует дорогостоящих машин и оборудования.

Гравийные дорожки устраиваются с использованием гранитных высевок (гранитной крошки).

Спортивные площадки. Наиболее перспективными являются синтетические покрытия, среди которых наибольшее распространение получили полимеры - полиуретаны в виде монолитов - рекортан, тартан, спортан - и покрытия на основе твердых каучуков в виде плит - арман, раздор.

Эти покрытия прежде всего эластичны, имеют свойства упругого колебания, позволяют бегуну при одной и той же затраченной энергии достичь больших результатов и в то же время обладают высокими эксплуатационными свойствами: слабо реагируют на климатические условия, легко убираются механизмами, не чувствительны к типу спортивной обуви.

В данном проекте используется тартан - покрытие серо-зеленого или коричневого цвета, укладывается на асфальтобетонное основание толщиной 10-12 см.

4. Описание малой архитектурной формы

Малые архитектурные формы - в ландшафтном дизайне так принято называть небольшие сооружения, устанавливаемые в садах и парках в функциональных и эстетических целях. К ним относятся беседки, трельяжи, перголы, арки, лавочки, скульптуры, мостики, светильники, фонтаны, вазоны и т.п. В данном проекте в качестве малой архитектурной формы рассматривается скамья.

Скамьи служат для кратковременного (без спинок) и длительного (со спинками) отдыха посетителей объекта. Они отличаются большим разнообразием форм и изготавливаются из различных материалов (металла, бетона, дерева и камня). Скамьи, применяемые на территории школьного участка относятся к скамьям для длительного отдыха.

Скамьи, как правило, делают:

с одним пролётом длиной 1,2 - 2 м;

с двумя пролётами длиной 3,5 - 4 м.

Высота скамей - 40 см. Дерево является наиболее доступным материалом, легко обрабатывается и обладает высокой теплопроводностью. При антисептировании и сушке дерево может эксплуатироваться длительное время и, самое главное, оно легко заменяется при поломке.

Для спинок и сидений применяются деревянные рейки с округлыми верхними кромками и выпуклой поверхностью, что способствует быстрому сбросу атмосферных осадков с реек и высушиванию поверхности спинок и сидений. Широкие доски и полубрус дольше задерживают на своей поверхности влагу и медленнее высыхают.

Малые архитектурные формы для площадок отдыха, игрового назначения - скамьи, столы, качели, карусели, бумы, стенки для лазания, песочницы, пирамиды, лианы, горки катальные и др - выпускают серийно.

5. Описание используемого оборудования

При проектировании благоустройства дворовой территории использовались следующие виды оборудования участка.

Садово-парковая мебель.

Навесы для взрослых, устанавливаются в местах встречи с детьми на площадке в разных композициях - линией, полукругом, квадратом и др.

Скамьи для отдыха, являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. Применяясь преимущественно в оформлении прогулочных зон, имеют металлическую основу. Сиденьем для лавочек служат различные хвойные породы дерева. Деревянные части скамеек и лавочек подвергаются антисептической обработке и тонируются. После этого скамейки покрываются несколькими слоями специального лака, устойчивого к различным механическим и атмосферным воздействиям.

Детские игровые комплексы, детские площадки, различные спортивные сооружения - все это способствует правильному развитию детей и укреплению здоровья.

Все оборудование изготавливается из металла и имеет все необходимые сертификаты и заключения. Специальное покрытие спортивных игровых комплексов обеспечивает привлекательный внешний вид и стойкость к механическим и атмосферным воздействиям.

Пожаробезопасные урны - принцип работы: Крышка урны действует как гарантированный высококачественный огнетушитель, закрывая доступ воздуха в случае возгорания, тем самым, устраняя пламя. Что снижает риск на территории школьного участка чрезвычайных ситуаций.

Цветочницы, вазы и разнообразных форм группируются в живописные композиции или располагаются на участке строго функционально.

Уличное освещение

Уличное освещение необходимо для полноценной жизнедеятельности любых населенных пунктов. И оно применяется не только в целях безопасности, но и для украшения отдельных объектов архитектуры, а также парков и скверов. Установка опор освещения позволяет увеличить видимость на дорогах в темное время суток. Кроме того, столбы освещения формируют своеобразный облик населенного пункта, а также обеспечивают необходимый уровень безопасности как пешеходов, так и дорожного движения. Столбы освещения могут включаться в вечернее время либо из диспетчерского пункта, либо вручную.

В качестве уличного освещения устанавливают специальные уличные фонари и светильники. Уличными фонарями называют осветительные столбы, выполненные в виде той или иной формы, на которые помещают источники освещения. А уличными светильниками называют специальные осветительные приборы, которые используют для освещения дорог, парков, скверов, а также специальной подсветки различных ландшафтных и архитектурных объектов.

Одним из наиболее распространенных видов опор освещения считаются уличные светильники, которые особым способом крепят на осветительные столбы или осветительные опоры. Данный вид светильников считают одним из наиболее надежных и эффективных благодаря тому, что в данном случае свет исходит с определенной высоты. А это значит, что он способен охватить большую площадь и является менее подверженным различным механическим повреждениям. Опоры освещения включают в себя самые различные столбы уличного освещения, включая металлические столбы освещения, многогранные опоры и прочие. Опоры освещения изготавливают из стальных листов толщиной три миллиметра. Столб освещения имеет коническую форму, которые насчитывают шесть или восемь граней. Высота столбов освещения может достигать четырех, шести, восьми и десяти метров. В нижней части столба освещения имеется специальный люк с крышкой, который позволяет выполнять монтаж и эксплуатацию электрокоммутирующего устройства. Кроме того, в нижней части столба освещения обязательно имеется фланец с диаметром 200 миллиметров, который предназначен для установки и крепления на бетонный фундамент, а также на аналогичные устройства и подземную часть.

В верхней части столб опоры наружного освещения имеет диаметр 62 миллиметра. Эта часть предназначена для установки кронштейнов со светильниками. Стальные конструкции уличных фонарей являются горячеоцинкованными. Данные кронштейны изготавливают из металлической трубы, толщина стенки которой три миллиметра. Наружный диаметр таких труб - 48 миллиметров.

Оборудование спортивных площадок.

К спортивным площадкам относятся: футбольное поле, площадки для волейбола, баскетбола, тенниса, городков, занятий гимнастикой.

Состав оборудования спортивных площадок зависит от имеющихся сооружений для игровых видов спорта. Так, оборудование баскетбольной площадки состоит из стоек (деревянных или металлических) с прозрачными щитами из оргалита размером 1,8x1,2 м, на которых укрепляют металлические кольца диаметром 450 мм на высоте 3,05 м от поверхности площадки. Щиты должны отходить от опор: для школьников - на I.1,2 м; для взрослых - на 1.6.2,2 м. Окрашиваются металлические или деревянные опоры в белый цвет.

Волейбольная площадка оборудована двумя металлическими или деревянными столбами круглого сечения диаметром 100.120 мм с туго натянутым между ними канатом и сеткой на высоте 2,1 м - для детей; 2,2 м - для женщин: 2,5 м - для мужчин. Кроме того, площадка имеет судейскую передвижную вышку, стол для судей-информаторов и скамьи для участников.

Оборудование теннисного корта включает в себя:

-низкие опоры из труб диаметром 100.120 мм, втопленные в грунт (в ста каны на цементном растворе):

-" сетку длиной 12,8 м, укрепленную на канате, натянутом между опорами па высоте 1,07 м - по концам; 0,91 м - посередине;

-тренировочную деревянную стенку высотой 3,2.3,5 м и произвольной ширины.

Для натяжения каната в центре площадки устанавливают "башмак" с крючком, за который крепится сетчатый регулятор.

Футбольное поле оборудуют воротами с внутренним размером 7.32x2,44 м, сделанными из круглых стоек диаметром 120 мм и выкрашенными и белый цвет. На углах поля устанавливают угловые флажки-ограничители.

Гимнастическая площадка оборудуется гимнастическим городком или установкой для подвесных снарядов.

Ограда, которая ограждает участок от соседних и защищает участок от ветра и шума.

Для строительства таких оград используются прочные материалы: кирпич, бетонные блоки, камень. Минимальная высота ограды - 1,5 м. Для защиты от осадков каменные и бетонные ограды сверху накрываются карнизами. Массивные ограды станут немного изящнее, если дополнить их арками и нишами для цветов. Со стороны двора к оградам иногда пристраивают скамьи из того же материала. В качестве украшения опорных столбиков можно использовать шары, вазоны, емкости с цветами или плиты, концы которых свешиваются со всех сторон столба.

Питьевые фонтанчики.

Фонтан предназначен для установки в штатные системы водоснабжения школ и многоступенчатой очистки питьевой воды через систему фильтрации и обеззараживание с помощью озонатора. После очистки озоном вода по вкусу и качеству не уступает родниковой. Даже при многократном превышении допустимой концентрации обычно находящихся в воде вредных и опасных для здоровья микроорганизмов система возвращает воде первозданную чистоту, при этом в озонированной воде сохраняются все полезные минералы, что имеет большое удобство для установки и использовании таких фонтанов на дворовой территории школы.

6. Особенности озеленения

Правильное озеленение общеобразовательного школьного участка - это фактор эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей и подростков.

Подбирая растения, учитывают не только художественные, но и практические цели. Так, аллейные (рядовые) посадки иногда служат защитой от шума, ветра, пыли, снега, что, несомненно, отразится на подборе форм растений.

Установлено, что при создании зеленой защитной зоны по ограде школьного учреждения, скорость ветра снижается более чем наполовину, а температура воздуха в зеленой зоне устанавливается ниже городской на 8-10°.

Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества), выделяемые растениями, способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70%) от пыли.

Разнообразие деревьев и кустарников, красота форм, плотности и окраски кроны позволяют создавать выразительные композиции озеленения. Посадки: групповые, аллейные, одиночные, эркерные, рядные, шахматные, ограждающие, лабиринтные и др. - оживляют участок, позволяют лучше использовать выразительные качества стволов, кроны, листвы.

Но посадки деревьев и кустарников не должны мешать инсоляции помещения (солнечным лучам), и в зависимости от характера кроны и степени опадания листвы они высаживаются на расстоянии 5-10 м от здания. Прежде чем составлять посадочный чертеж (дендроплан), необходимо также узнать, где проходят электро - и телефонный кабели, трубы отопления и другие коммуникации. Так, высаживать деревья ближе 1,5 м от водопровода и канализации и 2 м от остальных сетей не разрешается. Кустарники сажают не ближе 2 м от газопровода, 1 м от теплосети и 0,5 м от электрокабеля.

Широкое распространение в озеленении участков школьных учреждений получили такие деревья и кустарники, как клен, береза, липа, ель, сосна, тополь, ясень, вяз, черемуха, лиственница, ольха, каштан, рябина, сирень, жасмин, спирея, кизильник и др. В местах, где дети играют продолжительное время, рекомендуется высаживать деревья с плотной кроной - липу, клен, вяз и др.

Ранней весной и поздней осенью необходимо производить очистку озеленения. Хорошо переносят обрезание клен, липа, тополь, вяз, боярышник, граб, яблоня, ива, ясень, плохо - каштан, береза, орех.

При проектировании древесных и кустарниковых насаждений мною соблюдались нормы посадок между деревьями и от деревьями до стен зданий сооружений и т.д. Нормативы приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Расстояние от объектов до осей растений

ОбъектМинимальное расстояние до оси растения, мдеревакустарникаНаружные стены зданий и сооружений51,5 Бровка тротуаров и садовых дорожек0,70,5Край проезжей части улиц, кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав21Мачты опор осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакад41Ограды высотой до 2 м21 Ограды высотой более 2 м41 Подошвы откосов, террас и др. 10,5Подошвы или внутренние грани подпорных стенок31Подземные коммуникации: газопроводы, канализация1,51 Теплосети (от стенок канала) 21 Водопроводы, дренажи2-Силовые кабели и кабели связи (от наружной стены трубы) 20,7От сетей подземных коммуникаций, защищенных трубами (от стены) 10,3

На участке разбивают так же небольшие цветники, но так, чтобы цветение растений не совпадало. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, в начале лета - пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем - флоксы, гладиолусы, георгины и до поздней осени - хризантемы, многолетние астры, и др. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков. Цветы на газоне школьного участка также подбираются с учетом их непрерывного цветения.

Сначала высевают газонные травы, затем высаживают цветущие растения. Многолетники требуют срезки.

Цветовое оформление просто необходимо при озеленении школьных учреждений, но и здесь надо подойти к подбору со всей осторожностью.

Большую роль в озеленении участка имеют газонные покрытия групповых и физкультурных площадок, засеянные устойчивыми травосмесями в сочетании с однолетними и многолетними растениями в общем цветнике, на клумбах и рабатках групповых площадок.

Эстетический вид газона поддерживают, периодически скашивая траву, но хорошо оставлять и островки высокотравного озеленения с полевой растительностью. Широко используются самые разнообразные виды газонного озеленения, сочетающиеся с цветочными клумбами, рабатками, оазисами с водой, песком, галькой и др.

Цветочное и древесное оформление школьного участка полностью соответствует выбранному мною стилю.

Посадку растений осуществляют утром. Совком выкапывают ямки нужного размера, чтобы корни растений при посадке не загибались, а саженцы высаживались чуть глубже корневой шейки. Расстояние между растениями зависит от их размеров. Цветники поливают вечером после 17 ч или утром. Цветники из ковровых растений поливают чаще-до 40-50 раз за сезон. В сухую и жаркую погоду вечером между поливами производят освежающий полив или опрыскивание. Для создания розария применяется роза двух видов. По бокам калифорнийская, потому что она почти не имеет шипов, цветки не большие, розового цвета. В середине дальневосточная, она более колючая с красными большими цветками.

Тюльпан - для украшения садов и парков особенно хороши сорта из группы Дарвиновских гибридов. Они нарядно выглядят на фоне газона или кустарников, на клумбах,.

Для посадки лучше брать луковицы первого и второго разборов, цветущие на следующий год.

Наиболее привлекательны небольшие группы одного сорта. Поскольку сорта цветут неодновременно, высота растений и окраска цветов их разные, смешивать их нецелесообразно.

В цветниках тюльпаны выращивают на одном месте 2 - 3 года. Чтобы участок не потерял декоративный вид после цветения, в междурядья высаживают однолетние и многолетние растения, выращенные в горшках.

Виола (фиалка, анютины глазки) - представитель семейства фиалковых. Растение высотой 20 - 25 см с крупными цветками разных форм и окрасок. Сорта крупноцветной садовой виолы являются сложными гибридами.

Так, фиалка трехцветная (виола триколер) появилась в результате многолетней селекционной работы специалистов и любителей-цветоводов.

Считают, что простые анютины глазки пришли в сад из Англии. Их прародители - дикие фиалки (виола триколер и лютея). Хотя цветоводы с давних пор хорошо знали эти полевые цветы, первые серьезные попытки окультурить их были сделаны лишь в начале

Уход за растениями в цветочном оформлении заключается в регулярном поливе, прополке и рыхлении почвы. Чтобы не развивались плоды, все отцветшие цветки удаляют, иначе цветение приостановится.

Для виолы отводят солнечные места. В полутени она цветет дольше, но цветки мельче и бледнее. Летом после цветения ее заменяют другими однолетними растениями. В нашей стране чаще всего выращивают такие сорта: Форботе (цветы белые и синие), Цюрих Зее (голубые), Бергвахт (темно-фиолетовые), Химмельс Кениге (светло-голубые), Гольд Краун, Абендглют (красновато-коричневые). Эти сорта зацветают весной довольно рано.

Краткая характеристика климатических подрайонов. Деревья и кустарники. Газоны и цветники. Весенние посадкиОсенние посадкиНачало посеваКонец посеваКлиматический подрайон со среднемесячной температурой января - 150C и выше июля от +250С и выше. МартОктябрь - ноябрь1-я декада марта1-я декада ноября

7. Баланс территории

Так как территории школьных учреждений являются участками ограниченного пользования, и поскольку эти участки занимают значительную часть территории микрорайона, они имеют большое значение в общей системе озеленения микрорайона.

Зонирование территории школьно участка предусматривает организацию групповых и физкультурной площадок, метеорологическую площадку, хозяйственного двора и т.п.

На основе генерального плана были произведены расчеты, на основе чего был составлен баланс территории, представленный в таблице 4.

Таблица 4 - Баланс территории участка

Наименование элементовПлощадьКоличество элементовНа 1 га. озелененияПримечание. м2%от общей площадиШт. Здания и сооружения203026,42030Здание школы и мастерскаяПроезжие части, м. -_---Дорожки и площадки, в том числе: 3926,350,2-5099а) гравийные276,33,6-358Дорожки вдоль площадокб) асфальтированные-----в) мощение из бетона, плит 25*25 см. 190024,7-2467Площадка для линеек и парадная зонаг) другие175022,7_2272Спортплощадки (тартан) Малые архитектурные формы, оборудование, шт. а) скамья--810б) урна--68Площадь под насаждениями, м2 в том числе: 3773,750-10000а) под деревьями145018,8-1883-б) под кустарником2353,1_305-в) под цветниками87,51,1_113-г) под газонами2001,226_2598-И того: 7700100---

Таким образом, процент озеленения участка составляет 50 %, что несколько ниже нормы озелененности для южного региона, поэтому в дальнейшем планируется увеличение площади озеленения за счет использования стационарных садовых вазонов на площадках для отдыха и на площадке для мероприятий. Насаждения с дорожками, площадками для отдыха и игр занимают свыше 70 % общей площади. Поскольку обоснованным признается удельный вес насаждений, равный 75 % общей площади участка., а в данном проекте он равен 74%, то распределение территории соответствует нормам.

8. Посадочная ведомость

Посадочная ведомость растений, используемых при проектировании, представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Посадочная ведомость

ПозНаименование породы и вида насажденийВозраст, летКол., штПримечание1Клен остролистый107С комом 1,3х1,3х0,65 м2Береза бородавчатая1035С комом 1,3х1,3х0,65 м3Липа мелколистная1030С комом 1,3х1,3х0,65 м4Сосна крымская1075Самшит обыкновенный338Саженец6Сирень360Саженец7Тюльпан-476С комом 0,15х0,15 м8Виола-345С комом 0,1х0,1х0,15 м9Петуния гибридная-560С комом 0,1х0,1х0,15 м10Газон--посевной

Заключение

Проектирование общеобразовательного школьного участка - это длительная и кропотливая работа. В своем курсовом проекте я постарался максимально учесть все цели и задачи создания зеленой зоны, учитывая при этом природно-климатические условия, потребности населения, функциональность и разноплановость объекта, а так же эстетическую привлекательность. При этом особое внимание, уделив вопросу сохранения существующего ландшафта и растительности.

На мой взгляд, основная задача ландшафтного архитектора заключается в гармоничном сочетании природы с деятельностью рук человека. Не уничтожая уже созданный ею зеленый островок, суметь преобразовать его в нечто прекрасное, способное служить на благо и радовать глаз, но подходить к вопросу озеленения нужно очень серьезно.

Внешний вид школьного участка должен быть продуман до мелочей еще до завершения проекта самого здания, на опыте и ошибках предыдущих планировок и во многом определяется его взаимосвязью со зданием, окружающим ландшафтом, но главное - планировкой и внешним видом архитектурных строений, малых форм и озеленения.

Много узнав о проектирование и благоустройстве школьного учреждения я поняла как это важно для здоровья наших детей, нашего будущего, для их физического и умственно развития.

Архитекторы должны создать красивый и прочный дом, а задача ландшафтников обгородить и создать уют, создать как можно больше уголков природы.

Очень радует, что сейчас администрация Новороссийска уделяет огромное внимание озеленению и благоустройству улиц, дворов, школьных территорий и парков города.

Список используемой литературы

1.ГОСТ 21.204-93* СПДС. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта

2.ГОСТ 21.508-93* СПДС. Правила выполнения рабочих чертежей генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов

.ГОСТ 21.101-97* СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации

.СНиП 23-01-99* Строительная климатология

.СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

.Гарнизоненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. - Рн/Д: Феникс, 2005. - 315 с.

.Казнов С.Д. Казнов С.С. Благоустройство жилых зон городских территорий. - М.: Изд-во АСВ, 2009. - 216 с.

Городские дети мало общаются с природой, их жизнь практически никак не связана с растительным и животным миром. В большинстве своем они знают названия только самых известных деревьев и цветов: береза, дуб, ель, роза, ромашка. Это до обидного мало!

Определить на практике виды растений, знать и уметь использовать их полезные свойства, понимать взаимосвязь растительного и животного мира, наблюдать за природой — делать это в мегаполисе почти негде. Развитие компьютеров, мультимедиа, вытеснение игр на свежем воздухе виртуальными привело к тому, что дети недополучают целый пласт знаний об окружающем мире.

Восполнить пробелы поможет целенаправленное экологическое воспитание подрастающего поколения. Для этого недостаточно теории, нужна практическая база. Создать ее проще всего на территории детского учреждения. Это значит — когда ведется озеленение школьной территории, нужно учитывать, что помимо декоративной, она должна выполнять учебные функции.

Озеленение территории детского сада или школы имеет свою специфику. Там, где находятся дети нельзя использовать ядовитые, а также выделяющие много эфирных масел растения, которые могут вызвать аллергические или кожные заболевания. Опасны шипы, колючки, несъедобные плоды. Важно, чтобы работы велись в строгом соответствии с СанПиНом.

Участок должен быть красив зимой и летом, поэтому особое значение отводится хвойным деревьям. Пушистые елки имеют еще одно предназначение: любимое зимнее дерево можно вместе с детьми украшать к Новому году, потом водить хоровод, встречать Деда Мороза. Если дети помогали делать игрушки, то елка станет центром зимних развлечений, поводом для конкурсов (на лучшее украшение или рисунок).

При планировании ландшафта необходимо создать чередование тенистых и солнечных участков, обеспечить «проветривание», не допуская слишком тесной посадки растений. Какие растения могут расти на территории детского учреждения? В первую очередь, это хвойные: ель, сосна, — они прекрасно смотрятся круглый год, можжевельник — отлично поддается моделированию. Хорошо чувствуют себя в городской среде неприхотливые, декоративные виды:

  • снежноягодник;
  • некоторые виды чубушника;
  • спирея;
  • сирень;
  • акация,
  • туя, можевельник.

Одна из функций зеленых насаждений – защитная. Ряды кустарников ограждают двор от пыли прилегающих улиц и способствуют созданию спокойной обстановки. Живая изгородь одновременно станет украшением, если умело провести обрезку кустарников. Сегодня модно превращать деревья и кусты в забавных зверей, но правильно смоделировать такие фигуры и гармонично «вписать» их в пространство должен ландшафтный дизайнер.

Все начинается с детского сада

Еще в конце двадцатого века делались первые попытки создать экспериментальные экологические лаборатории на базе детского сада. Дети под руководством взрослых ухаживали за растениями и животными, наблюдали за ними в естественной среде. На территории делали «уголок леса», где пытались воссоздать кусочек лесного ландшафта с характерными для данного региона (эксперимент проводился в Москве) растениями.

Самые лучшие идеи лежат «на поверхности». Дети с восторгом принимают участие в посадке огорода и радуются созданной прямо на территории «лесной полянке». Некоторые воспитатели подходят к их созданию творчески. Огород помогает изучать азбуку, если осматривая грядки запоминать буквы, на которые начинаются названия овощей. Лесная полянка, на которой весной появляются первоцветы (заботливо посаженные осенью) – повод поговорить о смене времен года.

Продуманное озеленение детского сада необходимо для воспитания у малышей бережного отношения к природе. План озеленения детского сада разрабатывается с учетом требований законодательства и санитарных норм. Лучший результат получается, если посадка растений продумывается одновременно с проектированием и дизайном веранд, выбором оборудования для детских площадок.

Организация пришкольного участка

Оригинальное озеленение пришкольной территории с разбиением участка на зоны позволяет проводить некоторые уроки и практические работы по биологии, природоведению и окружающему миру прямо на открытом воздухе. Здесь на помощь школе приходят ученые. В рамках сотрудничества МГУ со школами был разработан проект озеленения школьного двора, рекомендующий выделить на «зеленой» территории зоны:

  1. Пищевые растения.
  2. Зеленая аптека.
  3. Полезные растения (обладающие свойствами, используемыми для производства красящих веществ, масел и т.д.).
  4. Растения, характерные для данной местности.
  5. Мини-водоем для водных растений.
  6. Цветники (клумбы разных размеров и форм, вазоны).
  7. Традиционные культуры, которые выращивались в данной местности раньше.
  8. Экспериментальное поле, предлагающее неограниченные возможности для проектной деятельности целых классов.

Занятия, включающие наблюдение и уход за растениями наглядно показывают взаимосвязь человека и природы, развивают метапредметные навыки, закрепляют теоретические знания. Оформление отдельных участков – повод для проявления творческой фантазии школьников и воплощения любых идей.

Озеленение пришкольного участка играет важную роль при делении двора на функциональные участки. Если позволяет пространство, то вход можно оформить классически – аллеей из деревьев. Спорткомплекс визуально отделается от остальной территории, «парадная» часть для проведения торжественных линеек оформляется клумбами. Их цветение должно начинаться до окончания учебы. Май – время луковичных: тюльпанов, крокусов, нарциссов, ирисов. Позаботиться об их посадке нужно осенью. Следует помнить, что трава тоже нуждается в солнце и уходе, а если обеспечить эти условия невозможно, ее лучше заменить специальным покрытием.

К сожалению, далеко не все школьные дворы могут похвастаться, что над ними работал ландшафтный архитектор, но все чаще появляются необычные «зеленые» объекты и малые архитектурные формы, вызывающие улыбку, заставляющие детей гордиться своей школой. Получается, что озеленение школьного двора – начало воспитания не только экологической грамотности, но и любви к «малой родине», патриотизма.

Правильное озеленение общеобразовательного школьного участка - это фактор эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей и подростков.

Подбирая растения, учитывают не только художественные, но и практические цели. Так, аллейные (рядовые) посадки иногда служат защитой от шума, ветра, пыли, снега, что, несомненно, отразится на подборе форм растений.

Установлено, что при создании зеленой защитной зоны по ограде школьного учреждения, скорость ветра снижается более чем наполовину, а температура воздуха в зеленой зоне устанавливается ниже городской на 8-10°.

Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества), выделяемые растениями, способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70%) от пыли.

Разнообразие деревьев и кустарников, красота форм, плотности и окраски кроны позволяют создавать выразительные композиции озеленения. Посадки: групповые, аллейные, одиночные, эркерные, рядные, шахматные, ограждающие, лабиринтные и др. - оживляют участок, позволяют лучше использовать выразительные качества стволов, кроны, листвы.

Но посадки деревьев и кустарников не должны мешать инсоляции помещения (солнечным лучам), и в зависимости от характера кроны и степени опадания листвы они высаживаются на расстоянии 5-10 м от здания. Прежде чем составлять посадочный чертеж (дендроплан), необходимо также узнать, где проходят электро - и телефонный кабели, трубы отопления и другие коммуникации. Так, высаживать деревья ближе 1,5 м от водопровода и канализации и 2 м от остальных сетей не разрешается. Кустарники сажают не ближе 2 м от газопровода, 1 м от теплосети и 0,5 м от электрокабеля.

Широкое распространение в озеленении участков школьных учреждений получили такие деревья и кустарники, как клен, береза, липа, ель, сосна, тополь, ясень, вяз, черемуха, лиственница, ольха, каштан, рябина, сирень, жасмин, спирея, кизильник и др. В местах, где дети играют продолжительное время, рекомендуется высаживать деревья с плотной кроной - липу, клен, вяз и др.

Ранней весной и поздней осенью необходимо производить очистку озеленения. Хорошо переносят обрезание клен, липа, тополь, вяз, боярышник, граб, яблоня, ива, ясень, плохо - каштан, береза, орех.

При проектировании древесных и кустарниковых насаждений мною соблюдались нормы посадок между деревьями и от деревьями до стен зданий сооружений и т.д. Нормативы приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Расстояние от объектов до осей растений

Минимальное расстояние до оси растения, м
дерева кустарника
Наружные стены зданий и сооружений 5 1,5
Бровка тротуаров и садовых дорожек 0,7 0,5
Край проезжей части улиц, кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав 2 1
Мачты опор осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакад 4 1
Ограды высотой до 2 м 2 1
Ограды высотой более 2 м 4 1
Подошвы откосов, террас и др. 1 0,5
Подошвы или внутренние грани подпорных стенок 3 1
Подземные коммуникации: газопроводы, канализация 1,5 1
Теплосети (от стенок канала) 2 1
Водопроводы, дренажи 2 -
Силовые кабели и кабели связи (от наружной стены трубы) 2 0,7
От сетей подземных коммуникаций, защищенных трубами (от стены) 1 0,3

На участке разбивают так же небольшие цветники, но так, чтобы цветение растений не совпадало. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, в начале лета - пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем - флоксы, гладиолусы, георгины и до поздней осени - хризантемы, многолетние астры, и др. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков. Цветы на газоне школьного участка также подбираются с учетом их непрерывного цветения.

Сначала высевают газонные травы, затем высаживают цветущие растения. Многолетники требуют срезки.

Цветовое оформление просто необходимо при озеленении школьных учреждений, но и здесь надо подойти к подбору со всей осторожностью.

Большую роль в озеленении участка имеют газонные покрытия групповых и физкультурных площадок, засеянные устойчивыми травосмесями в сочетании с однолетними и многолетними растениями в общем цветнике, на клумбах и рабатках групповых площадок.

Эстетический вид газона поддерживают, периодически скашивая траву, но хорошо оставлять и островки высокотравного озеленения с полевой растительностью. Широко используются самые разнообразные виды газонного озеленения, сочетающиеся с цветочными клумбами, рабатками, оазисами с водой, песком, галькой и др.

Цветочное и древесное оформление школьного участка полностью соответствует выбранному мною стилю.

Посадку растений осуществляют утром. Совком выкапывают ямки нужного размера, чтобы корни растений при посадке не загибались, а саженцы высаживались чуть глубже корневой шейки. Расстояние между растениями зависит от их размеров. Цветники поливают вечером после 17 ч или утром. Цветники из ковровых растений поливают чаще-до 40-50 раз за сезон. В сухую и жаркую погоду вечером между поливами производят освежающий полив или опрыскивание. Для создания розария применяется роза двух видов. По бокам калифорнийская, потому что она почти не имеет шипов, цветки не большие, розового цвета. В середине дальневосточная, она более колючая с красными большими цветками.

Тюльпан - для украшения садов и парков особенно хороши сорта из группы Дарвиновских гибридов. Они нарядно выглядят на фоне газона или кустарников, на клумбах,.

Для посадки лучше брать луковицы первого и второго разборов, цветущие на следующий год.

Наиболее привлекательны небольшие группы одного сорта. Поскольку сорта цветут неодновременно, высота растений и окраска цветов их разные, смешивать их нецелесообразно.

В цветниках тюльпаны выращивают на одном месте 2 - 3 года. Чтобы участок не потерял декоративный вид после цветения, в междурядья высаживают однолетние и многолетние растения, выращенные в горшках.

Виола (фиалка, анютины глазки) - представитель семейства фиалковых. Растение высотой 20 - 25 см с крупными цветками разных форм и окрасок. Сорта крупноцветной садовой виолы являются сложными гибридами.

Так, фиалка трехцветная (виола триколер) появилась в результате многолетней селекционной работы специалистов и любителей-цветоводов.

Считают, что простые анютины глазки пришли в сад из Англии. Их прародители - дикие фиалки (виола триколер и лютея). Хотя цветоводы с давних пор хорошо знали эти полевые цветы, первые серьезные попытки окультурить их были сделаны лишь в начале

Уход за растениями в цветочном оформлении заключается в регулярном поливе, прополке и рыхлении почвы. Чтобы не развивались плоды, все отцветшие цветки удаляют, иначе цветение приостановится.

Для виолы отводят солнечные места. В полутени она цветет дольше, но цветки мельче и бледнее. Летом после цветения ее заменяют другими однолетними растениями. В нашей стране чаще всего выращивают такие сорта: Форботе (цветы белые и синие), Цюрих Зее (голубые), Бергвахт (темно-фиолетовые), Химмельс Кениге (светло-голубые), Гольд Краун, Абендглют (красновато-коричневые). Эти сорта зацветают весной довольно рано.