Постановка и автоматизация звуков "т д". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Картинку в книге рассмотрите и о Додоне текст прочтите.

Дети читают рассказ по предложениям, объясняя смысл каждого предложения. Отвечают на вопросы.

Где сидит Додон?

На каком инструменте он играет?

Как звучит дудка?

Итог занятия.

Вот уже конец пути:

В гости мы смогли дойти!

Дети получают от Додона сюрприз: раскраску его дома.

ЗАНЯТИЕ № 70

Тема: буквы Д, д (закрепление).

Цель: закрепить звуки [д], [дь] и буквы Д, д; формировать навык письма букв Д, д, слогов и слов с ними; обучать звуко-буквенному анализу слов; упражнять в подборе родственных слов; уточнить употребление предлогов под, из-под, над; обучать составлению предложения по схеме; развивать мышление.

Оборудование: изображение дерева, предметные картинки, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Да - нет» (См. конспект № 66).

Логопед загадывает букву Д.

2. Повторение характеристики звуков [д], [дь].

Расскажите о звуках [д], [дь].

3. Дифференциация звуков [д], [дь].

Понравилось и Юпику в саду у Додона. Он нарисовал чудо-дерево, а на нем плоды необыкновенные, чудесные.

На дереве висят картинки. Дети называют изображения: дом, дикобраз, дверь, дупло, Дед Мороз, дельфин.

Доскажите словечко по картинкам Чудо-дерева.

Дети досказывают словечко и определяют, какой звук в слове - [д] или [дь].

Тили-бом, тили-бом

Загорелся кошкин... (дом).

Ежик вырос в десять раз,

Получился... (дикобраз).

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе... (дупло).

Кто подарки нам принес?

Это добрый... (Дед Мороз).

В этом доме, ты поверь,

Заперта надежно... (дверь).

Любит плавать, как пингвин,

Добрый, ласковый... (дельфин).

Письмо.

а) Письмо букв Д, д.

б) Письмо слогов по слуху: да, до, ди, ду, ды.

в) Письмо слов. Работа по пособию (с. 24).

Над чем задумался Юпик?

Собери два слова из «рассыпанных» букв (мода, дома). Запишите эти слова.

При письме слова дома логопед обращает внимание на безудар­ную гласную О.

Чтобы не сомневаться, какую гласную писать, надо позвать на помощь ударение. В слове дом ударение показы­вает, какую гласную надо писать в слове дома. Какую?

Рассмотрите картинку с изображением рыбы. Как на­зывается эта рыба? (Сом.) Если между буквами стоит знак равенства, то вместо одной буквы следует читать другую бу­кву. Какое слово получается? (Дом.) Запишите его.

Ребус «дочка» отгадывают устно.

Слева от рисунка «бочка» стоит запятая, это значит, что первый звук не произносится. К букве Д добавьте остав­шуюся часть слова. Какое слово получилось?

г) Решение кроссворда.

Что идет из трубы?

Кроссворд составлен из слов - родственников слову дым. Какие это слова? Запишите эти слова в кроссворд. (Дым, дымок, дымит.)

Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

а) «Девочки и мальчики...» (см. конспект № 55).

б) Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки,

Вздохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Формирование лексико-грамматического строя речи (с. 25).

а) Знакомство с предлогами под, из-под.

Раз-два-три!

На летающей тарелке

К друзьям-гномикам лети.

Посмотрите на гномиков в левом верхнем углу страни­цы. Один гном всегда чем-нибудь прикрывает голову. Он ходит под зонтом, под. листиком... . Как его зовут?

Маленькое слово под - предлог. Мы говорим его тог­да, когда один предмет находится ниже другого предмета.

Второй гном тоже прикрывал голову, но любил выгля­дывать из-под зонта, из-под листика, … .Как его зовут?

Маленькое слово из-под - предлог. Мы говорим его то­гда, когда предмет, находящийся ниже другого предмета, совершает действие: выглядывает, вылезает, выходит и т.д.

б) Составление предложения по схеме с использованием картинки.

Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в пред­ложении?

Прочитайте предлог.

Рассмотрите картинки: «Куда спряталась кошка?» Со­ставьте предложение о кошке по схеме.

Аналогичные задания предлагаются по предлогу из-под. Логопед делает вывод о предлогах под и из-под.

в) Знакомство с предлогом над.

Посмотрите на летящего гномика. Он любит летать на шарах над лесом, над полем, … . Как его зовут?

Маленькое слово над - предлог. Мы говорим его тог­да, когда один предмет находится выше другого предмета.

Рассмотрите схему предложения. Сколько в нем слов? Прочитайте предлог. Составьте предложение по схеме, ис­пользуя картинку.

Логопед делает вывод: «Над - предлог, стоит отдельно от дру­гих слов».

Итог занятия.

Игра «Делай, как я». Логопед демонстрирует положение и движение рук. Дети повторяют эти движения.

Скажите, где находятся наши руки?

Над головой.

Над столом.

Под столом.

Откуда достали руки?

Из-под стола.

Эти предлоги не забывайте. Правильно их употребляйте.

ЗАНЯТИЕ №71

Тема: звуки [т], [ть] - [д], [дь], буквы Т - Д.

Цель: учить дифференцировать звуки [т], [ть] - [д], [дь] по звонкости-- глухости на слух, при чтении и на письме; закрепить написание парных звонких и глухих согласных Т - Д на конце слова; формировать навык чтения рассказа; развивать мышление.

Оборудование: индивидуальные карточки, флажки, каран­даши, картинки (куклы) «Девочка» и «Мальчик», «рас­сыпанные» буквы, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

У детей индивидуальные карточки с предлогами из-под, под, над.

Прочитайте предлог. Придумайте предложение с этим предлогом.

Сообщение темы занятия.

Сегодня мы познакомимся с двумя детьми. Узнайте, как их зовут. Их имена «рассыпались».

ТОМА ДИМА

Назовите первые буквы в их именах. Какие звуки они обозначают?

Сегодня мы научимся их различать.

3. Сравнительная характеристика звуков [т], [ть] - [д],[дь].

Тома и Дима решили провести соревнование. Они ка­питаны, а вы их команды. Первый ряд - команда Томы, второй ряд - команда Димы. Победит та команда, которая наберет большее количество флажков.

Первое задание (с. 26).

Команда Томы, посмотрите на вагон. Вспомните, как стучат колеса? Расскажите о звуках [т], [ть].

Команда Димы, скажите, как стучит дятел? Расска­жите о звуках [д], [дь].

Чем похожи звуки [т], [ть] - [д], [дь]? Чем они от­личаются?

Логопед подводит итог выполнения первого задания и выдает флажки каждой команде.

4. Дифференциация звуков [т], [ть] - [д], [дь].
а) Игра «Эхо». Второе задание.

Повторите слоги, как эхо.

Логопед поочередно дает командам слоговые ряды для воспроизведения:

та -да -да -та ту - ту - ду - ду

ди - ди- ти - ди до - то - до - то

ты - ды - ты - ды де - те - те - де

Командам выдаются флажки.

б) Дифференциация звуков [т], [ть] - [д], [дь] на слух.

Рассмотрите картинку. Команда Томы, найдите слова со звуками [т], [ть], команда Димы, найдите слова со зву­ками [д], [дь].

Команда, назвавшая по картинке все слова, получает флажок.

А что есть еще в вашем доме с этими звуками?

Команда, назвавшая большее количество слов, получает фла­жок.

5. Упражнение в произношении звуков [т], [ть] - [д], [дь] в пословице.

Послушайте пословицы.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Почему так говорят?

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Почему так говорят? Произнесите пословицу, выделяя голосом звуки [т], [ть] - [д], [дь]. Чья команда произ­несет пословицы отчетливее?

Команды получают флажки.

6. Выделение звуков [т], [ть] - [д], [дь] из состава бслова.

Найдите картинку с изображением дерева.

Назовите остальные картинки.

Проведите дорожки от картинок к схемам слов.

Логопед проверяет правильность выполнения задания и выдает флажки.

Физминутка.

а) Выполнение движений с речевым сопровождением.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся!

Руки в стороны, вперед,

В кулачок и на бочок.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди!

Да смотри не упади!

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый,

б) «Дует ветер» (см. конспект № 53).

Тема « Путешествие в зимнюю сказку. Дифференциация звуков [д] - [дь’]»

Цель: развить навыки различать звуки Д-ДЬ в речи и на письме.

Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима»

Закрепление представлений о зиме и ее признаках

Закрепление правильного произношения звуков [д] , [дь’] , уточнение их артикуляции и характеристики, развитие умения дифференцировать звуки [д] - [дь’] по твёрдости – мягкости на слух и в произношении

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер; картинки-символы звуков [д] и [дь’] ; синие и зелёные колокольчики по количеству детей; мяч; фонограмма песни «Про пингвинов», индивидуальные зеркала по количеству детей; атрибуты к авторской игре « Помоги подружкам»;

Ход занятия.

Орг момент Логопед приглашает детей в кабинет.

На доске висят картинки, логопед предлагает всей группе детей собрать картину и прочитать слово. Получилось слово ДРУЖБА Верно, Ребята!

Какое время года изображено? (зима) приметы

С какой буквы начинается слово ДРУЖБА? (с Д)

Я не одна к Вам сегодня пришла, а с одной маленькой девочкой. Вы ее, конечно же, узнали Кто это? Да, это Дюймовочка!

А с какой буквы начинается Дюймовочка?

ПосмотритеДРУЖБА-ДЮЙМОВОЧКА

С какого звука начинаются эти слова? С одинакового?

Дюймовочка вам принесла корзинку, в ней лепестки, она хочет посмотреть, как вы работаете на занятии. Кто будет верно отвечать, тот будит получать по лепестку.

Нужно очень стараться!

И первый вопрос:

«А как связана Дюймовочка с зимой?»

Да верно, она холодную зиму коротала у полевой мыши и выхаживала ласточку.

Дюймовочка Очень любит крутиться перед зеркалом, покажем и мы ей, что тоже умеем заниматься перед зеркалом

1.Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке»

Однажды утром Язычок выглянул в

«Окошко » и увидел, что на улице выпал снег. Язычок обрадовался и выбежал из домика на улицу

«Иголочка » Снега было много, поэтому Язычок взял лопату

«Лопата» и решил расчистить дорожки

«Чистим нижние зубки »

Получилась огромная горка из снега « Горка»

С такой горки можно было даже кататься на санках

«Скатимся с горки Потом Язычок решил слепить снеговика. Он скатал снежные шары «Орешки » и вылепил из них большого снеговика. Язычок славно повеселился на зимней прогулке и решил пойти домой, чтобы выпить горячего чая Чашечка» ).Логопед собирает зеркала

2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам .

картинки-символы звуков [д] и [д’]

Когда мы произносим звук [д] :

    губки в свободном положении

    кончик языка стучит за верхними зубами

Горлышко «работает» .

Символ звука [д] – большой дятел долбит дерево: ДДДД... Расскажите о звуке [д] .

Д е т и. Звук [д] петь нельзя, потому что язычок создаёт преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает» ) , поэтому мы обозначаем звук [д] синим колокольчиком.

Л о г о п е д. А это символ звука [д’] - маленький дятел долбит дерево: дь-дь-дь-дь-дь. Расскажите об этом звуке.

Д е т и. Звук [д’ ] согласный, мягкий, звонкий, поэтому мы обозначаем его зеленым колокольчиком.

Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и нашу тему

«Различай д-дь»

Д-согл, тв, зв

Дь-согл, мяг, зв

3 Упражнение «Посвети фонариком »

Л о г о п е д. А теперь давайте снова вернёмся к изучаемым нами звукам [д] и [д’] . Мы с вами уже говорили о том, что день зимой короткий, темнеет очень рано. Поэтому давайте все вместе посветим разноцветными фонариками

Логопед называет ряды звуков, а дети поднимают синие или зелёные Д, Дь, Дь, Д, Д....

И произносят Д-Дь Различай Д-дь в звуках

4. Игра с мячом «Скажи наоборот» .

Логопед, бросая ребёнку мяч, произносит слог с твердым согласным звуком [д] , а ребёнок, возвращая мяч, произносит слог с мягким согласным звуком[д’] :Различай Д-ДЬ в слогах!

ДА-ДЯ, ДО-… (ДЁ) , ДУ-… (ДЮ) , ДЫ-… (ДИ) ;

5.Дыхательная гимнастика

Давайте устроим метель в бутылочках.

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3-4 раза.

6. Различай Д-Дь в словах!

К нашей Дюймовочке пришли подружки – Даша и Дина, которые тоже лепили снеговиков.

Игра «Помоги подружкам»

Л о г о п е д.. С какого звука начинается имя Даша?

Д е т и. Со звука [д] .Верно.

Даша в синей шубке, потому что твёрдый звук [д]

С какого звука начинается имя Дина? Со звука [д’] .

Дина в зелёной шубке, потому что мягкий звук [д’]

Даша и Дина играли во дворе и скатали из снега шары, чтобы сделать снеговиков. Потом девочек позвали обедать и, когда они снова вышли во двор, то поняли, что их снежные шары перепутались. Нужно помочь каждой из девочек собрать своего снеговика. На шарах Даши картинки, названия которых начинаются с твёрдого звука [д] , а у Дины снеговик с картинками, названия которых начинаются с мягкого звука [д’] .

6. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие» .

Л о г о п е д. Я буду говорить, что есть у большого снеговика а вы будете говорить про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково. Например, у большого снеговика нос, а у маленького снеговика носик, глаза.

Л о г о п е д. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Давайте мы с вами тоже попробуем вылепить снеговиков.

Физминутка.

Динамическая пауза «Снежок» .

Раз -два, три – четыре, мы с тобой снежок лепили, круглый, крепкий, очень гладкий, и совсем-совсем не сладкий, раз подбросим, два поймаем, три уроним и сломаем!

7 «Прохлопай слова» .

Л о г о п е д. Вот каких замечательных снеговиков вы помогли слепить Даше и Дине. Давайте еще раз четко произнесем это слово снеговик по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог, мы еще и топнем ногой.

Д е т и. Сне-го-вик. Молодцы! Сколько слогов в слове снеговик? (Три слога.)

Л о г о п е д. Верно!

Различай Д-Дь в предложении!

Составьте предложение со словом снеговик и имена ми девочек

Даша и Дина лепили снеговика

Л о г о п е д. А сколько слов в предложении?

Запишем его и составим схему

8. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» .

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег,
и снежинки люблю.

Но где же снежинки?
В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Различай Д-дь в речи! текст

14. Окончание занятия. Сюрпризный момент.

Л о г о п е д. Друзья мои! Вы хорошо занимались, и все заслуживаете похвалы.

Современные родители знают, что для успешного обучения в школе детям необходимо внятно и четко произносить все звуки родного языка. Без правильной речи невозможно излагать свои мысли, писать диктанты, составлять пересказы. Обычно к школе ребенок должен иметь хорошо развитую речь. Однако некоторые дошкольники так и не научаются говорить чисто, искажают некоторые звуки, поэтому возникает необходимость обратиться к логопеду. Специалисты отмечают, что в последнее время появились новые виды дислалии (нарушений звукопроизношения), которые раньше почти не встречались. В их число входит неправильное произношение звуков Т, Д. Смогут ли родители в домашних условиях поработать над исправлением звукопроизношения, если обнаружилось такое речевое нарушение у ребёнка? Для того чтобы правильно организовать занятия дома необходимо понимать, что представляют собой постановка звука т в связи с постановкой звука д.

Важно: правильное произношение складывается в основном к пятилетнему возрасту, поэтому обращаться за специальной помощью следует после 5 лет. Однако нужно уже с раннего возраста внимательно следить за речью ребенка, не умиляться искажению слов, а по возможности исправлять речевые ошибки крохи.

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т - Д» на соответствующие заднеязычные «к - г», например, «к(т )игренок», «инг(д )юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т - Д» с заднеязычными «к - г»: клетка - клекта; стакан - скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Ч т ит - учит, девоть (ч)ка), Т Ц (Пец я - Петя, цвец ет - цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т : вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д .

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д , например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка - дочка, тучка - дачка, уточка - дудочка, прудик - прутик, домик - томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Приемы постановки звуков Т Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.

Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д ), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та - та - та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.

Подготовительный этап

Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::

  1. Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
  2. Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
  3. Затем следует артикуляционная гимнастика:
  • «Широкая улыбка» - зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
  • «Часы тик-так» - язычок быстро движется влево - вправо по верхней губе.
  • «Язычок не слушается» - произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
  • «Язычок - лопаточка» - расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.

Постановка звуков

Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.

  1. Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам - чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
  2. Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
  3. Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П . Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П , получается Т .
  4. При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень - автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.

Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:

  • Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх - вниз, влево - вправо).
  • Споем игрушкам песенку: "тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота";
  • Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
  • Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д ): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
  • Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).

После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.

Упражнение «Соберем бусы»

Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та - то - ты - ту - та - то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.

Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»

Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та : та почки, та чка, та релка; малыш продолжает: та нк, та бурет, та нец, та кси. Затем переходит к другой позиции Т Д : кот ик, пет ушок, кат ок, лист ок; салат , играет , собирает , лает , помогает . Или ду дочка, да й, де нь, пода рки, солда т (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды : ты ква, ды рка, ты , ды м; то до : то пор, то рт, то лстый, до брый, то чка, до чка; ту ду : ту чка, ту луп, раду га, ду га. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.

Упражнение «Звук т и звук д в предложении»

Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д :

  • Таня и Тома едут в трамвае.
  • Трофим едет в такси.
  • Летит самолет.
  • Тётя Тоня сажает цветы.
  • Дима и Толя катаются на катке.
  • Даша и Денис поделили дыню.
  • Дети идут в детский сад.

Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д ).

Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д

Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:

  • Та - та - та, та - та - та, (в море видели кита ).
  • Ту - ту - ту, ту - ту - ту, (молока нальем коту ).
  • Да - да - да, да - да- да, (расплескалась вся вода ).
  • Ды - ды - ды, ды - ды - ды, (в стакане нет воды ).
  • Да - да - да, да - да - да, (не ходите вы туда ).
  • Ду - ду - ду, ду - ду - ду, (все равно туда пойду ).

Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача - автоматизация звука Т (Д ), его правильное произношение, например:

Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень.
Сели звери на плеТень, похвалялися весь День.
Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса!
Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!

Тяни холсТы,
ХолсТы просТы.
Тяни, Тяни, поТягивай,
Поперек, поперек переклаДывай.

Знаем, знаем: Да-Да-Да!
В кране прячеТся воДа!
ВыхоДи, воДица!
Мы пришли умыТься!

ЛаДушки, лаДушки,
Испечём олаДушки.
На окно посТавим.
ОсТываТь засТавим.
Немного погоДим,
Всем олаДушек ДаДим.

Дифференциация звуков Д Т

Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д - звонкий, голосовой; Т - глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.

Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное - дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).

Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (ты ква).

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется (то пор).

Над водой застыла глыба,
На обед ей снится рыба.
Ласты есть да плавать лень,
Рыбу съест другой (тю лень).

Упражнение «Правильные чистоговорки»

Цель - научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ .

Дед Додон в дуду дудел,
Даньку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,
День - деньской кору дробит.

Игра «Придумай предложение»

Для постановки и закрепления произношения Т Д взрослые могут научить детей придумывать красивые предложения при опоре на словесных помощников. Затем определить, в каких словах твердый Т Д, а в каких мягкий ТЬ ДЬ:

Денис - телефон (Денису подарили телефон);
Дом - кот (Наш кот не гуляет, он дома);
Таня - дыня (Таня любит дыню);
Тёма - дудка (Тёма учится играть на дудке);
Дуся - картинки (Дуся любит смотреть картинки);

Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Вдумчивый подбор артикуляционной гимнастики, упражнений, игры, словесного материала поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4. Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7. Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8. Выучи стихотворения.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброгопути

Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.

Звук ДЬ

Звук Д

Артикуляция звука.

См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

Практический материал по автоматизации звука Д.

1. Повтори слоги.

Да-да-да Да-да-да Да-да-да
Да-до-ду-ды Ды-ду-да-до До-ду-ды-да

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.

Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.

Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.

3. Повтори предложения.

Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.

4. Повтори чистоговорки.

Да - да - да - бежит вода. Ду - ду - ду - тебя найду. До - до - до - звучит гудок. Ды - ды - ды - цветут сады.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Один за всех - все за одного.

Шуба нова, да в подоле дыра.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лесом шёл, а дров не видал.

Даром ничего не дают.

Ссора до добра не доведет.



6. Повтори скороговорки.

Дарья дарит Дане дыни.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду - все равно тебя найду.

Радуга-дуга, радуга-дуга - не давай дождя!

7. Повтори загадки.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду

Покуда он гуляет.

(Дождь)

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

(Дым)

Новая посуда, а вся в дырках.

(Сито)

На дворе горой, а в избе водой.

(Снег)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

8. Выучи стихотворение.

Дрессировщики зверей!

Дайте сахару скорей!

Долго звери вас учили,

Чтоб награду им вручили.

(В. Берестов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.

Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит... (дом).

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по... (домам).

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по... (дорожке).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы:

Дом - (домик) дудка - (дудочка)
Дуб - (дубок) дыра - (дырочка)
Дорога - (дорожка) дым - (дымок)

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.

Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.

Артикуляция звука: смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука ДЬ.

1. Повтори слоги.

Дя-дя-дя Дя-ди-де-дю
Дя-дя-дя Дю-дё-де-ди
Дя-дя-дя Дя-дю-де-дё

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дядя, дятел, дятлы; Дима, Дина, диван, динь-динь, диво, диета, дикий, дивный, диктант, диалог, диплом, диктор; день, дева, демон, деньги, девочка, Денис, десять, деталь, дельфин, дело, делать, дерево, декабрь; дёготь, дёрн, дёргать; дюйм, дюны, Дюймовочка.

Звук в середине слова: Надя, Федя, Вадя, водяной, ледяной, Володя, бродяга; идея, кадет, надеть, видение, нападение, одежда, неделя, пудель, удел, одеяло, одеколон; один, Эдик, медведи, бандит, говядина, гвозди, дожди, жёлуди, мелодия, льдина, люди, леди, лебеди, будильник, холодильник, удивление, радио, родина, родители, бродить, крокодил; вездеход; ведёт, будёновка, кладёт; гадюка, индюк.

3. Повтори предложения:

Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.

4. Повтори чистоговорки.

Дя - дя - дя - идет дядя. Де - де - де - наступил день. Ди - ди - ди - сюда иди. Ди - ди - ди - не буди. Де - де - де - быть беде. Дю - дю - дю - вот индюк. Дя - дя - дя - стучит дятел.

Всякое дело делай умело.

День, как день, да год не тот.

Не зная дела, не суди.

Летний день - за зимнюю неделю.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что летом родится, то зимой пригодится.

6. Повтори скороговорки.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Денис без дела не сидел -

Он целый день конфеты ел.

7. Повтори загадки.

Меж двух светил я по середине один.

(Нос)

Кто приходит,

Кто уходит,

Все её за ручку водят.

(Дверь)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет

Тут и пропадет.

(Волна)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали всерубашки.

(Дерево)

8. Выучи стихотворение.

Лебеди, лебеди,

Белые лебеди.

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели,посидели,

Снова полетели.

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Столько заноз я не видел ни разу,

Нет, не завидую я... (дикобразу).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и... (девочки).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись... (дятел).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок - во множественном.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4. Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7. Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8. Выучи стихотворения.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброгопути

Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.