Основной вопрос философии. Философия кратко: Основной вопрос философии

Гераклит;

Демокрит;

Пифагор;

Аристотель;

Греция;

К.Маркс;

Демокрит;

Платон;

Г.Гегель;

Д.Беркли.

Платон;

Аристотель;

Г.Гегель;

К.Маркс.

Предметность;

Рефлексивность;

Целостность;

Конкретность;

Критичность.

Картину мира;

Верования;

Идеалы;

Оценку жизни;

Политические идеи.

Что я могу знать;

Что я должен делать;

Что такое природа;

Что такое человек;

На что я смею надеяться.

Все ответы верны.

? Материализм - это:

Все ответы верны

Материалисты;

Объективные идеалисты;

Субъективные идеалисты;

Пантеистиы;

Все названные.

Это учение о ценностях;

Это нормативная дисциплина;

Все названное.

Все указанное.

Философии;

Религии;

Искусству.

Природных процессов;

Социальных проблем;

Экономических проблем;

Общечеловеческих проблем.

Мировоззрение;

Гипотеза;

Умозаключение;

Проблема.

процессах;

Все указанное.

Умеющие спорить;

Умеющие слушать;

Стремящиеся к знанию;

Все указанное.

Наглядность;

Системность;

Все указанные признаки.

Одно мировоззрение;

Разные типы мировоззрений;

Мифология;

Религия;

Искусство;

Мир в целом;

Мир как целое;

Отдельные стороны бытия;

Общество и его проблемы;

Сказаний;

Преданий;

Вымыслов;

Анализа;

Доказательства.

Абстрактное мышление;

Использование логики;

Проведение экспериментов;

Все указанное.

Философией;

Физикой;

Метафизикой;

Логикой;

Онтологией.

Все указанное.

Все указанное.

Что такое свобода?

В чем смысл жизни?

Владеющий истиной;

Умеющий спорить;

Все указанное.

Природе;

Социуме;

Искусстве;

Мысли и искусстве.

! истина;

Природа;

Человек;

Начало всего сущего.

Символов;

Образов;

Разума;

Все указанное.

Постижением Бога;

Экспериментом;

Со всем указанным.

Прагматическая;

Методологическая;

Гносеологическая;

Мировоззренческая;

Прогностическая

Умение вести беседу;

Сомнение;

Краткость;

Доказательность;

Логичность.

Точности;

Конкретности;

Универсальности;

Непротиворечивости;

Предметности.

Мудрецу;

Духовному наставнику;

Всем указанным.

Гравитация;

Молекула;

Элементарная частица;

Субстанция;

Причина.

Античную эпоху;

В Средневековье;

Эпоху Возрождения;

Новое Время;

Эпоху Просвещения.

Материализм – это:

Принцип философского исследования;

Учение о материальности мира;

Философское направление, утверждающее первичность материи;

Все указанное.

Все указанное.

Вольтер;

Платон;

Гегель.

Мифологическое;

Религиозное;

Философское;

Научное;

Психологическое.

III. Античная философия.

? По мнению киников:

Подлинное благо человека – его внутренняя свобода;

! «природа» и «культура» находятся в гармонии;

Государство приводит человека к истинному счастью;

Только природа определяет минимум благ, необходимых человеку для жизни.

? Формулы, характеризующие античную философию:

Из ничего не может возникнуть нечто;

Подобное стремится к подобному и познается подобным;

Время – подвижный образ вечности;

Все указанные.

Укажите философские школы эпохи эллинизма:

Стоицизм;

Рационализм;

Кинизм;

Неоплатонизм;

Пифагорейство.

Назовите древнегреческих философов - атомистов:

Протагор;

Демокрит;

Эпикур.

Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?

Целевая причина;

Какие учения предшествующей философии, повлиявшие на идеализм Платона, называет Аристотель?

Учение Сократа об общих понятиях;

Учение стоиков о бессмертии и переселении души;

Диалектика Гераклита;

Атомистическое учение Демокрита и Левкиппа о первоначале.

Какими свойствами бытия Платон наделяет идеи?

Вечность;

Телесность;

Делимость;

Неподвижность.

? Положения характерные для софистов:

Можно убеждать всех во всем;

Отрицание объективной истины;

Для развития мира характерны определенные закономерности;

Существуют истины не опровергаемые никем;

Слово – главное средство убеждения.

? По мнению Сократа:

Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию;

Самопознание является источником истинного знания;

Нравственно оправданно то, что полезно;

Диалектика – это передача знания от одного человека к другому.

? К сократическим школам относятся:

Киники;

Пифагорейцы;

Киренаики;

Эпикурейцы;

? С кого из античных мыслителей, по мнению Гегеля, началась философия в собственном смысле этого слова:

! Фалеса;

Гераклита;

Демокрита;

Пифагора;

Парменида.

? Главный вопрос древнегреческой философии:

О границах познания;

О сущности человека;

О строении природы;

О структуре общества;

О первоначале мира.

? Кто из древнегреческих философов был автором знаменитых апорий:

Пифагор;

? Подлинное бытие согласно философии софистов и Сократа:

Человек;

Общество;

Общество и космос.

? Основой всего по Гераклиту является:

Огонь и воздух.

? «Я знаю, что я ничего не знаю, а они и этого не знают» - высказывание:

Демокрита;

Парменида;

Сократа;

Платона;

Аристотеля.

? Античная философия – это:

Философия древних китайцев;

Философия древних индийцев;

Древнегреческая мысль;

Философия древних греков и римлян;

Все указанное.

Он указал на первоначало бытия как нечто беспредельное, безграничное («апейрон»), находящееся в вечном движении:

Протагор;

Анаксимандр;

Аристотель.

? «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» – считал:

Гераклит;

Демокрит;

Аристотель;

Доказать можно все, что угодно – девиз:

Стоиков;

Софистов;

Эпикурейцев;

Киников;

Эллатов.

? Кто из философов принадлежал к школе софистов:

Гераклит;

Горгий;

Протагор.

? В основе практической философии киренаиков лежал принцип:

Общественной пользы;

Индивидуальной пользы;

Удовольствия;

Целесообразности;

Все указанное.

? Понятие логос в античной философии означает:

Все указанное.

? Философские школы (направления) эпохи эллинизма:

Гедонизм;

Стоицизм;

Скептицизм;

Все указанные.

? Кто из античных мыслителей видел сущность вещей в числах:

Пифагор;

Аристотель;

? Мыслитель, который видел сущность вещей в их бытии :

Парменид;

Гераклит;

? Кто из мыслителей впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

Гераклит;

Парменид;

Сократ;

Аристотель.

? Кто из античных философов сущность вещей видел в их форме:

Аристотель;

Демокрит.

? Главную задачу философии стоики видели:

В познании окружающего мира;

В размышлениях о природных явлениях;

В исцелении нравственных недугов;

В доказательстве превосходства разума над чувствами;

Все указанное.

? Отсутствие страдания – это и есть удовольствие: основной тезис учения:

Гераклита;

Сократа;

Эпикура;

Аристотеля.

? Для Сократа, Платона и Аристотеля идеал человека заключен в образе:

Мученика;

Святого;

Мудреца.

Философ, который основал свою школу в роще Ликея (откуда произошло – лицей), где учеников обучали на ходу, во время прогулок:

Протагор;

Аристотель;

Он критикует Платона за то, что приписывал идеям самостоятельное существование:

Аристотель;

Демокрит;

Пифагор.

Согласно Аристотелю активным началом жизнедеятельности является:

Энергия;

Материя;

! вещество;

! + форма;

Все указанное.

? «Человек – политическое животное» - это высказывание принадлежит:

Платону;

Сократу;

Аристотелю;

Демокриту;

Платону и Аристотелю.

? В период эллинизма интерес философии сосредоточен на:

Космосе;

Жизни социального целого;

Жизни отдельного человека;

Проблемазх познания

На всех указанных.

Согласно Эпикуру благо и зло в жизни человека проистекает из его способности:

Логически мыслить;

Управлять своими ощущениями;

Выполнять установления общества;

Управлять другими людьми;

Все указанное.

? «Основная цель жизни мудреца – выработать абсолютную невозмутимость духа» – так считали:

Киренаики;

Пифагорейцы;

Софисты;

Стоики;

Эпикурейцы.

Первой философской школой др.Греции считается:

Милетская;

Элейская;

Пифагорейская;

Аристотелевская;

Платоновская.

Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о:

Государстве;

Природе;

Все указанное.

Согласно Аристотелю, человек является «политийным животным», поскольку:

Человек реализует свой потенциал в политической борьбе;

Люди могут добиться блага только сообща;

Политика определяет ход истории;

Политика – цель деятельности человека;

Все названные.

I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем

? Термин философия впервые употребил:

Гераклит;

Демокрит;

Пифагор;

Аристотель;

Как соотносятся философия и мировоззрение:

Философия – часть мировоззрения;

Философия теоретическое ядро мировоззрения;

Мировоззрение – часть философии;

Философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения;

Философия не имеет отношения к мировоззрению.

В каких регионах мира зародилась философия?

Греция;

Назовите представителей философского идеализма:

К.Маркс;

Демокрит;

Платон;

Г.Гегель;

Д.Беркли.

Кто считал, что философия начинается с удивления?

Платон;

Аристотель;

Г.Гегель;

К.Маркс.

? Основные черты философского мышления:

Предметность;

Рефлексивность;

Целостность;

Конкретность;

Критичность.

? Структура любого мировоззрения, по В.Дильтею, включает в себя:

Картину мира;

Верования;

Идеалы;

Оценку жизни;

Политические идеи.

? И.Кант очертил сферу философии следующими вопросами (укажите лишний):

Что я могу знать;

Что я должен делать;

Что такое природа;

Что такое человек;

На что я смею надеяться.

? Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

Чувственно-образная форма освоения действительности;

Абстрактно-понятийная форма освоения действительности;

Теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью;

Аналитический способ познания мира;

Все ответы верны.

? Материализм - это:

Принцип философского исследования;

Учение о материальности мира;

Философское направление, утверждающее первичность материи;

Провозглашение приоритета чувственных удовольствий;

Все ответы верны

? Мир – это комплекс ощущений, считают:

Материалисты;

Объективные идеалисты;

Субъективные идеалисты;

Пантеистиы;

Все названные.

? Какую роль выполняет в философских учениях «аксиология»?

Это учение о ценностях;

Это теория о мотивации поведения;

Это учение об общезначимых ценностях;

Это нормативная дисциплина;

Все названное.

? Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет:

Формируется на бессознательном уровне;

Существует исключительно в сфере рационального;

Является синонимом только ценностных ориентаций;

Связан только с убеждениями;

Все указанное.

? Мифология исторически ближе всего к:

Философии;

Религии;

Искусству.

?Философия преимущественно направлена на осмысление:

Мировоззренческих вопросов;

Природных процессов;

Социальных проблем;

Экономических проблем;

Общечеловеческих проблем.

? Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношения человека к миру – это:

Мировоззрение;

Гипотеза;

Умозаключение;

Проблема.

Возникновение философии означало:

Появление отвлеченного знания, уход от мирских проблем, отказ от активной деятельности;

Появление в обществе нового социального класса;

Дальнейшая эволюция мифологии и религии, их синтез на основе знаний о природных

процессах;

Переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремлении найти истину;

Все указанное.

Философы, согласно Пифагору, это люди:

Умеющие спорить;

Умеющие слушать;

Стремящиеся к знанию;

Стремящиеся к знанию и правильному образу жизни;

Все указанное.

? Философскому мировоззрению присуща:

Наглядность;

Эмпирическая обоснованность;

Системность;

Все указанные признаки.

? В каждом обществе существует:

Столько мировоззрений, сколько и людей;

Одно мировоззрение;

Разные типы мировоззрений;

Сколько народов, столько и мировоззрений;

Сколько конфессий (религий), столько и мировоззрений.

?Формами предфилософского мировоззрения являются:

Мифология;

Религия;

Искусство;

? Философия изучает (наиболее подходящий вариант):

Мир в целом;

Мир как целое;

Отдельные стороны бытия;

Общество и его проблемы;

Политические процессы в обществе.

? В мифах люди пытались дать ответы на волнующие вопросы в форме:

Сказаний;

Преданий;

Вымыслов;

Анализа;

Доказательства.

? Что сближает философию и науку:

Абстрактное мышление;

Использование логики;

Проведение экспериментов;

Внедрение результатов в производство;

Все указанное.

? По Аристотелю учение о первопричинах, общих началах бытия называется:

Философией;

Физикой;

Метафизикой;

Логикой;

Онтологией.

Какое из суждений акцентирует внимание на ценностном аспекте философского мировоззрения:

Философия – это способ теоретического освоения реальности, направленный на постижение сути бытия;

Философия – форма духовно-практического освоения действительности, выражение человеческого отношения к миру;

Философия – это система отвлеченных знаний о мире, не имеющих отношения к повседневной жизни человека;

Философия – это любовь к мудрости;

Все указанное.

Философия отличается от религии:

Как отрасль культуры, в которой преобладает разум, логика, но в ней имеет место и вера;

Как область духовной деятельности, в которой вера имеет большее значение, чем разум, хотя разум и привлекается для обоснования веры;

Как форма культуры, в которой само знание является предметом веры и основано на авторитете традиции;

Как область знания, имеющая исторический характер;

Все указанное.

? Какие из вопросов являются философскими?

Каковы пути предотвращения ядерной войны?

Как решить продовольственную проблему?

Что такое свобода?

Когда на земле появились люди?

В чем смысл жизни?

? Философ – это человек (наиболее подходящий вариант):

Владеющий истиной;

Умеющий спорить;

Способный проводить эксперимент;

Стремящийся к поиску истины;

Все указанное.

? Согласно Гегелю, философия – это эпоха схваченная в:

Природе;

Социуме;

Искусстве;

Мысли и искусстве.

? По сути своей философия начинается с вопроса: что есть:

! истина;

Природа;

Человек;

Начало всего сущего.

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы с помощью:

Символов;

Образов;

Разума;

Все указанное.

? Философия, согласно Гиппократу, такое занятие, которое имеет дело с:

Постижением Бога;

Фундаментальной теоретической мыслью;

Чувственным восприятием действительности;

Экспериментом;

Со всем указанным.

К функциям, выполняемым философией не относится:

Прагматическая;

Методологическая;

Гносеологическая;

Мировоззренческая;

Прогностическая

Укажите правильный ответ. Философия – это:

Такая же наука как и история, политология, социология;

Умение вести беседу;

Это форма мировоззрения, опирающаяся на науку и разум;

Это религия, где: место Бога занимает абстрактное понятие;

! «наука наук», которая включает в себя все остальные науки.

? Характерной чертой философского размышления является:

Сомнение;

Краткость;

Доказательность;

Логичность.

? Отличительная черта философских методов в их:

Точности;

Конкретности;

Универсальности;

Непротиворечивости;

Предметности.

Согласно Гиппократу врач-философ подобен:

Мудрецу;

Духовному наставнику;

Всем указанным.

Какие из перечисленных понятий относятся к философским категориям:

Гравитация;

Молекула;

Элементарная частица;

Субстанция;

Причина.

Представление о философии как о «госпоже», «царице» наук сложилось в:

Античную эпоху;

В Средневековье;

Эпоху Возрождения;

Новое Время;

Эпоху Просвещения.

Материализм – это:

Принцип философского исследования;

Учение о материальности мира;

Провозглашение приоритета, чувственных удовольствий;

Философское направление, утверждающее первичность материи;

Все указанное.

Какое из положений соответствует идеализму:

Сознание есть продукт материи;

Сознание неразрывно связано с материей;

Сознание может существовать до и независимо от материи;

Сознание не всегда адекватно отражает материю;

Все указанное.

Представителями объективного идеализма являются:

Вольтер;

Платон;

Гегель.

Один из исторических типов мировоззрения (указать не подходящий вариант):

Мифологическое;

Религиозное;

Философское;

Научное;

Психологическое.

, , Контрольная работа по философии.Шпаковская А.Г. ЗДМ-2932, 2 курс .
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к истине

любовь к мудрости

учение о мире

божественная мудрость

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Аристотель

Пифагор

Определите время возникновения философии:

середина III тысячелетия до н.э.

VII-VI в.в. до н.э.

XVII-ХVIII в.в.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

онтология

гносеология

Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в единого бога-творца

отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом

презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

Направление, отрицающее существование Бога, называется:

атеизм

скептицизм

агностицизм

неотомизм

Что характерно для эпистемной линии в философии?

отождествление философии с теологией

утверждение в качестве субстанции только одного начала

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

Онтология – это:

учение о всеобщей обусловленности явлений

учение о сущности и природе науки

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

учение о правильных формах мышления

Гносеология – это:

учение о развитии и функционировании науки

учение о природе, сущности познания

учение о логических формах и законах мышления

учение о сущности мира, его устройстве

Антропология – это:

учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

учение о человеке

наука о поведении животных в естественных условиях

философское учение об обществе

Аксиология – это:

учение о ценностях

учение о развитии

теория справедливости

Этика – это:

учение о развитии

учение о бытии

теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

учение о морали и нравственных ценностях

Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Эстетика

Онтология

Гносеология

Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

смысле жизни

соотношении природного и социального миров

движущих силах развития общества

Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

Для дуализма характерен тезис:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

это строгая непротиворечивая система суждений о природе

первично сознание, материя не существует

Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Материалисту

Объективному идеалисту

Дуалисту

Субъективному идеалисту

О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Мифологии

Философии

Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Пантеизму

Субъективному идеализму

Объективному идеализму

Вульгарному материализму

С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга , как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

метафизического материализма

диалектического материализма

вульгарного материализма

естественнонаучного материализма

Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

учение, постулирующее наличие потусторонних сил

учение о развитии философских знаний

учение о ценностях

Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

недоверие чувственному опыту

философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии

отрицание рациональных путей познания мира

Отрицают возможность познания мира:

материалисты

агностики

догматики

позитивисты

Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

философия жизни

прагматизм

неотомизм

позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

карма

Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

Будда

Конфуций

Нагарджуна

Имя основателя буддизма

Бадараяна

Патанджали

Махавира

Сидхартха

Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

нирвана

«Все течет»

«В одну реку нельзя войти дважды»

«Первооснова мира – огонь»

«Начало всех вещей -- вода»

Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

Воздух

Огонь

Число

Воду

Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

Протагору

План

1. Основной вопрос философии.

2. Структура философии.

3. Специфика философского знания.

4. Генезис философии.

Основной вопрос философии.

Философия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае , Древней Индии и Древней Греции . За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек - мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда:

Эта проблема существует в различных формулировках:

- как отношение духа к природе;

- мышления к бытию;

- отношения души и тела;

- «Я» и «Не-Я»;

- создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.

Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии, например Ф. Шеллинга , Ф. Энгельса , получила название основного вопроса философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию) или по-другому - вопрос об отношении материи и сознания.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) - первая сторона основного вопроса заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) - второй стороны основного вопроса: познаваем илинепознаваем мир?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления - материализм и идеализм , а также эмпиризм и рационализм .

Представим это в виде схемы 12.

Схема 12

При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии (что первично: материя или сознание?) выделяют такие направления, как:

Объективный идеализм;

Субъективный идеализм;

Материализм;

Вульгарный материализм;

Дуализм;

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:


Материализм;

Идеализм;

Дуализм.

При рассмотрении гносеологической стороны (познавательной) стороны (познаваем ли мир) выделяют такие направления как:

Гностицизм;

Агностицизм;

Эмпиризм (сенсуализм);

Рационализм.

Материализм (в литературе часто - «линия Демокрита ») - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя .

В соответствии с взглядами материалистов:

Материя реально существует;

Она существует независимо от сознания;

Материя - самостоятельная субстанция - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Материя существует и развивается по своим внутренним законам;

Сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур , Бэкон , Локк , Спиноза , Дидро , Герцен , Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм . Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль, сознание также, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм не признает качественного различия сознания и материи.

Достоинство материализма, по мнению современных исследователей, опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явления окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII вв.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в XX веке.

Идеализм (в литературе часто - линия Платона) - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

Субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон.

Согласно взглядам представителей объективного идеализма:

Реально существует только идея;

Идея первична;

Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

- «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом разуме (Божественном замысле);

- «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

Каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, олень - воплощение общей идеи оленя, дом - идеи дома, машина - идеи машины и т. д.);

Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

Субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считали, что:

Всё существует только в сознании познающего человека (субъекта);

Идеи существуют в разуме человека;

Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия механизма превращения «чистых идей» в конкретную вещь.

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.

И материализм, и идеализм - это монистические философские учения (признают одно первичное начало ) - монизм. Но существуют и другие направления по признаваемым началам мира.

Дуализм - основан Декартом, суть его заключается в том, что:

Существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)

Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от второй указанных субстанций (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной)

Материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия

Основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Плюрализм (субстанций) - точка зрения философов, согласно которой мир имеет множество первоначал (например, монады в учении Г. Лейбница).

Деизм - направление в философии, сторонниками которого (французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли ее сознанию (духу).

Эклектизм - направление в философии, сторонники которого смешивают положения материализма и идеализма.

Структура философии

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисными элементами философии стали онтология, гносеология, этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология - учение о познании, этика - учение о нравственности, о поведении людей.

Схема 13

По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины: логика (наука о законах мышления), эстетика (учение о законах прекрасного), история философии (изучает развитие философской мысли, от ее зарождения до наших дней). В онтологии появились новые подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества.

Таковыми подразделами являются философия природы, философия техники, философская антропология, социальная философия (наука об обществе, его генезисе), философия права, философия культуры, философия истории. В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки).

Тестовых заданий.

1. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

А) онтология; 4 1) красота;
б) гносеология; 3 2) нравственность;
в) этика; 2 3) истина;
г) эстетика; 1 4) бытие.

2. Установите соответствие философской категории и ее автора:

А) моральный императив; 3 1) Демокрит;
б) атом; 1 2) Аристотель;
в) этика; 2 3) Кант;
г) бытие; 4 4) Парменид.

3. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

А) культурология;
*б) социальная философия;
в) гносеология;
г) политология;
д) экономика.

4. С точки зрения Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

*а) конфликту;
б) миру;
в) самоизоляции цивилизаций;
г) единой цивилизации;
д) бесклассовому обществу.

5. Индивид в философии понимается, как:

А) синоним понятия «человек»;
*б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
д) социальная «маска».

6. Личность в философии понимается, как:

А) синоним понятий «индивид», «человек»;
б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
*в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
г) совокупность физических способностей отдельного человека;
д) социальная «маска».

7. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:
а) возрастные отличия;
б) физические отличия;
*в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;
г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).

8. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

а) исследует биологические параметры человека;
б) исследует происхождение и становление человека;
*в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;
г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;
д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.



9. Термин «антропогенез» означает:

*а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;

г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

10. Термин «филогенез» означает:

*а) процесс развития человека от первобытности до современности;
б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
в) процесс формирования «сверхчеловека»;
д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

11. Термин «онтогенез» означает:

а) процесс развития человека от первобытности до современности;
б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
в) процесс формирования «сверхчеловека»;
г) процесс формирования государства;
*д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;
б) инстинктивную активность живого существа;
*в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);
г) воздействие объекта на субъект.

13. Процесс социализации означает:

а) активное участие человека в общественной жизни;
б) принадлежность человека к той или иной социальной группе;
*в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;
г) участие человека в социалистическом движении.

14. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):

а) культура - это обычай, язык;
б) культура - это общепринятый образ мышления (менталитет);
*в) культура – это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;
г) культура – это, прежде всего, явление искусства.

15. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь - это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;
б) жизнь - это стремление к счастью как подлинному назначению человека;
*в) жизнь - это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
г) жить - значит из всего извлекать пользу;
д) жизнь – это стремление к богу.

16. Предметом этики является:

а) общество;
б) человек;
*в) мораль;
г) смысл жизни;
д) идеал.

17. Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии:
*а) выбора;
б) вины;
в) непреодолимой силы;
г) необходимости;
д) предопределенности.

18. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:

а) онтология;
б) аксиология;
в) эстетика;
*г) этика;
д) антропология.

19. Аксиология - это учение о:

*
б) о красоте;
в) о добре и зле;

20. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:

*а) навязывания другим своего мнения;
б) посягательства на жизнь другого человека;
в) посягательства на имущество другого человека;
г) командования другими людьми.

а) Гераклит;
б) Протагор;
в) Спиноза;
г) Платон;
*д) Аристотель.

а) Сократ;
б) Аристотель;
*в) Цицерон;
г) Августин Блаженный;
д) Фома Аквинский.

23. Гносеология - это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
*г) о сущности познания, о путях постижения истины;

24. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

25. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
*г) сенсуализма;
д) гедонизма.

26. Дедукция - это:
*а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

27. Индукция - это:

а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.

28. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция;
*б) дедукция;
в) анализ;
г) синтез.

29. Эмпиризм - это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

30. Агностицизм - это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.

31. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
г) сомнение в возможности познания;
д) метод познания.

32. 11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок;
*б) разум;
в) чувство;
г) переживание;
д) интуиция.

33. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

а) материализм;
*б) скептицизм;
в) эмпиризм;
г) идеализм;
д) рационализм.

34. Уровни научного познания (укажите все варианты):

*а) эмпирический;
б) религиозный;
*в) теоретический;
г) мифологический;
д) диалектический.

35. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:

а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
*в) представление;
г) объяснение;
д) ноумен.

36. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;
б) восприятие;
*в) идея;
г) ощущение.

37. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие;
*б) представление;
в) умозаключение;
г) суждение;
*д) восприятие.

38. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;
б) теоретическим;
*в) обыденным;
г) научным;
д) божественным.

39. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

40. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;
*б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна;
д) божественна.

41. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

А) пропаганда;
*б) заблуждение;
в) суждение;
г) предрассудок;
д) иллюзия.

42. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем - это:

*а) методика;
б) развитие;
в) навык;
г) механизм;
д) процесс.

43. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

*а) гипотеза;
б) теория;
в) проблема;
г) парадигма;
д) модель.

44. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
*г) Нового времени;
д) в ХХ веке.

45. Структурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

*а) проблема;
б) боль;
в) вера;
*г) гипотеза;
*д) теория.

46. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

47. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

48. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;
*б) наблюдение;
*в) эксперимент;
*г) измерение;
д) моделирование.

49. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

*а) анализ;
б) наблюдение;
*в) идеализация;
г) измерение;
*д) моделирование.

50. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

а) индукции;
б) дедукции;
*в) идеализации;
г) наблюдении;
д) анализе.

51. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

*а) точностью;
*б) обоснованностью;
*в) большой предсказательной способностью;
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.

52. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

*а) мировоззренческая;
*б) методологическая;
в) эстетическая;
г) политическая;
*д) предсказательная.

53. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;
*б) обыденно-практическое;
*в) игровое;
г) философское;
*д) мифологическое.

54. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
*в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм;
д) томизм.

55. Философское понятие рефлексии относится к феномену:

а) эмпирического познания;
б) логического познания;
в) интуитивного познания;
*г) самосознания;
д) подсознания.

56. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:

а) взросления человека;
*б) взаимодействия человека с реальностью;
в) получения образования;
г) научного познания.

а) апейрон;
б) атом;
в) логос;
*г) душа;
д) разум.

58. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:

а) Маркс;
б) Демокрит;
*в) Декарт;
г) Бэкон;
д) Гоббс.

59. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?

а) Античность;
б) Средневековье;
в) Возрождение;
*г) Просвещение.

60. Гегель полагал, что сознание:

а) порождается материей;
б) способ самопознания материи;
*в) автономно от материи;
г) зависит от материи.

61. Первым объединил сознание и психику:

а) Бэкон;
б) Шеллинг;
*в) Фрейд;
г) Гегель;
д) Кант.

62. Свойство отражения:

а) присуще только неживой материи;
б) присуще только живой материи;
в) присуще только человеку;
*г) это - глобальное свойство материи.

63. С точки зрения вульгарного материализма:

а) сознание есть свойство всякой материи;
б) сознание есть свойство живой материи;
*в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;
г) сознание есть свойство человека.

64. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:

*а) наличием абстрактного мышления и речи;
б) наличием способности работать с реальными предметами;
в) наличием опережающего отражения;
г) наличием раздражимости.

65. Выделите три наиболее характерные функции языка:

*а) конструктивная (инструмент выражения мысли);
*б) отражательная (инструмент познания);
в) политическая;
г) литературная;
*д) коммуникативная.

66. Человеческое сознание отличается от психики животных:

а) способностью более четко отражать окружающий мир;
б) способностью воздействовать на окружающий мир;
*в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.

67. Онтология - это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
*в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека;
д) о сущности человеческой истории.

68. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

а) Пифагор;
б) Гераклит;
*в) Парменид;
г) Платон;
д) Сократ.

69. Какое из данных философских понятий возникло первым?

а) материя;
б) бытие;
в) субстанция;
*г) первоначало.

70. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:

*а) пассивную материю и активную форму;
б) активную материю и пассивную форму;
в) активное сознание и пассивную форму;
г) пассивное сознание и активную форму.

71. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

а) деградация;
б) упадок;
в) регресс;
*г) прогресс;
д) интеграция.

72. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

*а) причинность;
б) детерминизм;
в) дуализм;
г) синергия;
д) индукция.

73. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
*в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;
г) о непознаваемости мира;
д) о сотворении мира.

74. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
*в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.

75. Материалисты утверждают, что материя – это:

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
*б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.

76. Идеалисты утверждают, что:

*а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.

77. Пантеизм - это:

*а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.

78. Гилозоизм - это:

а) учение о природе;
*б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.

79. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?

а) дух;
б) сознание;
*в) материя;
г) логос;
д) опыт.

80. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?

*а) дух;
б) божество;
в) материя;
г) логос;
д) опыт.

81. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:
а) движение;
б) деформация;
в) регресс;
*г) развитие;
д) трансформация.

82. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

*а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.

83. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

а) время;
*б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.

84. К основным трактовкам пространства и времени относят:

*а) субстанциональную;
*б) реляционную;
в) иррациональную;
г) экзистенциальную;
*д) субъективно-идеалистическую.

85. Универсальной формой существования материи является:

а) неподвижность;
б) сознание;
*в) движение;
г) определенный набор форм;
д) ограниченность в пространстве.

86. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

а) явление;
*б) закон;
в) условие;
г) качество;
д) карма.

87. Объективный идеализм признает следующее положение:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело - из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
*д) мир видимых вещей - это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.

88. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

*а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закон неба (Ли);
*в) закон взаимного перехода качества и количества;
*г) закон отрицания отрицания;
д) закон нравственного воздаяния.

89. Диалектика - это:

*а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.

90. Методы философского познания – это:

а) анализ и синтез;

б) индукция и дедукция;

в) описание и сравнение;

*г) диалектика и метафизика.

91. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется...

*а) монизмом

б) дуализмом

в) релятивизмом

г) скептицизмом

92. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…

*а) субстанцией

б) субстратом

в) атрибутом

г) причиной

93. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», – утверждают...

*а) креационисты

б) материалисты

в) спиритуалисты

г) натуралисты

94. Предметом философии не являются вопросы …

*а) частного, конкретного характера

б) общего понимания природы

в) общего понимания человека

г) общего понимания познания

95. С позиции _______________, сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность

*а) идеализма

б) материализма

в) дуализма

г) реализма

96. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется...

*а) дуализмом

б) монизмом

в) агностицизмом

г) деизмом

97. Бытие как объективная реальность обозначается термином…

*а) материя

б) сознание

в) субстрат

г) вещество

98. Учение о множественности субстанций – монад развивал…

*а) Лейбниц

б) Спиноза

в) Декарт

г) Гольбах

99. Признание «возможности невозможного», т.е. чуда, необъяснимых естественным путем событий, составляет необходимый компонент ________ мировоззрения

*а) религиозного

б) научного

в) философского

г) художественного

100. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется...

*а) плюрализмом

б) дуализмом

в) провиденциализмом

г) скептицизмом

Философские термины и категории.

1. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной причинно-следственной связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

2. Идеализм – философское направление, которое исходит из первичности духовного по отношению к материальному.

3. Материализм – философское направление, которое исходит из первичности материального по отношению к духовному.

4. Гуманизм – философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности Человека и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.

5. Онтология – учение о Бытии

6. Гносеология – учение о Познании

7. Аксиология – учение о Ценностях

8. Сциентизм – абсолютизация роли Науки в обществе.

9. Иррационализм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение Разума

10. Нигилизм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение Ценностей

11. Сенсуализм – философское направление, выводящее все познание из Чувства

12. Пантеизм – это представление о том, что Бог существует повсюду в мире (природе).

13. Гилозоизм – философское направление, которое считает всю материю Живой и одушевленной.

14. Рационализм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план Рациональное, абстрактное знание.

15. Эмпиризм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план Чувственное знание.

16. Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании Механической формы движения как единственно объективной.

17. Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование Объективных законов природы и общества.

18. Натурфилософия (философия Природы) – философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.

19. Релятивизм – методологический принцип, абсолютизирующий Относительность и условность содержания познания.

20. Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания Бога

21. Антропоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания Человека

22. Конвенционализм – философское направление, подчеркивающее, что научные постулаты покоятся на Соглашении, договоре ученых.

23. Гедонизм – этическое направление, рассматривающее Наслаждение, удовольствие в качестве основного мотива человеческой деятельности.

24. Волюнтаризм – философское направление, признающее в качестве первоосновы бытия Волю

25. Подберите термин, противоположный понятию «материализм». Идеализм

26. Подберите термин, противоположный понятию «идеализм». Материализм

27. Подберите термин, противоположный понятию «реализм». Номинализм

28. Подберите термин, противоположный понятию «номинализм». Реализм

29. Подберите термин, противоположный понятию «агностицизм». Гностицизм, гносеологический оптимизм

30. Подберите термин, противоположный понятию «индукция». Дедукция

31. Подберите термин, противоположный понятию «дедукция». Индукция

32. Подберите термин противоположный, понятию «диалектика». Метафизика

33. Подберите термин противоположный понятию «эмпиризм». Рационализм

34. Подберите термин противоположный понятию «рационализм». Эмпиризм

35. Подберите термин противоположный в гносеологии понятию «истина». Заблуждение

36. Подберите термин противоположный понятию «причинность». Случайность

Тесты с ответами по философии углубляют знания у студентов

Студентов ВУЗов могут столкнуться с изучением курса философии, который предназначен для того, чтобы познать в полной мере мудрость древних философ, их мысли и взгляды, а впоследствии, может быть, сформировать свое мировоззрение. Материалов по курсу много, можно изучать философию самостоятельно, так как предмет теоретический. Но преподавателям необходимо проверить знания студентов (в отдельных случаях сам изучающий хотел бы проверить свои знания). Для этого преподаватели используют различные средства проверки знаний, например: устная проверка, письменная проверка, контрольная работа, тест. Тесты с ответами по философии является одной из самых удобных и выгодных проверок знаний. Учителю легко проверить – в тесте написаны цифры и буквы, и можно проверить очень быстро целый поток студентов. Студент напишет ответы «по факту» - так, как он знает материал, так и напишет. Рассмотрим несколько примеров тестов и их эффективность в изучении предмета философии.

С греческого языка слово «философия» переводится как:

А) любовь к истине

Б) любовь к мудрости

В) учение о мире

Г) божественная мудрость

В этом примере можно, по сути, проверить элементарные знания студента о философии и мире. Необязательно даже знать греческий, чтобы ответить на этот вопрос – логики студента будет достаточно, чтобы успешно ответить на поставленный вопрос.

Основным принципом античной философии был:

А) космоцентризм

Б) теоцентризм

В) антропоцентризм

Г) сциентизм

В этом случае легко можно проверить, как студент ориентируется во временах и анализирует пройденный материал. Теоцентризм - в основе которого лежит Бог в качестве основы всего – был характерен в Средние века. Антропоцентризм (человек-основа) был характерен для эпохи Возрождения. Можно сказать, что его основу заложил Сократ, но антропоцентричное мировоззрение не было характерным для античной эпохи. Сциентисты верили в науку, что не характерно для Античности, но характерно для ХХ века.

Ответ единственный – космоцентризм, убеждение, в основе которого лежит космос как главная система.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Основной вопрос философии: бытие и сознание

Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия «бытие» - «природа» - «материя» и «дух» - «мышление» - «сознание» в данном случае употребляются как синонимы.

В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, то есть существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные (идеальные, существующие в сознании).

Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 году в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. Но ясно и другое: невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же.

Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.

Ф. Шеллинг говорил о соотношении объективного, действительного, мира, который находится «по ту сторону сознания», и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания».

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.


Онтологическая сторона основного вопроса философии

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:

1. Материализм (основатель Демокрит) - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материя существует реально, независимо от сознания; является самостоятельной субстанцией; развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание определяется материей (бытием).

Особое направление материализма - вульгарный материализм (Фохт и др.), представители которого абсолютизируют роль материи, исследуют материю с точки зрения физики, математики и химии, игнорируют сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

2. Идеализм - направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Два направления:

Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.): реально существует только идея; «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме; «мир идей» объективно существует независимо от нашего сознания; «мир вещей» является лишь воплощением «мира идей»; большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

Субъективный идеализм (Беркли, Юм): идеи (образы) материальных вещей существуют только в разуме человека, через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.

3. Дуализм (Декарт) - течение философии, сторонники которого признавали равное существование двух противоположных и взаимосвязанных сторон единого бытия - материи и духа. Материальные вещи происходят от материальной субстанции, идеи - от духовной. В человеке соединяются одновременно обе субстанции.

4. Деизм (французские просветители XVIII века) - направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:

Эмпиризм (сенсуализм);
рационализм;
иррационализм;
гностицизм;
агностицизм.

1. Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) - направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.

2. Рационализм (основатель Р. Декарт) - течение философии, сторонники которого полагали, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.

3. Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) - особое направление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

4. Гностицизм (как правило, материалисты) - философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.

5. Агностицизм (Э. Кант и др.) - направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует», «Бога не существует». Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - «вещи в себе». .....................................