Молодежный социальный проект: Я выбираю шахматы! Обоснование выбора изделия для проекта Творческий проект по технологии шахматная доска.

Проект направлен на формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования. В отличие от других программ по обучению шахматам проект «Шахматы в школе» не направлен на воспитание профессиональных гроссмейстеров. Программа помогает всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования, а также помогает повысить интеллект.
Реализация проекта «Шахматы в школе» включают в себя три компонента: подготовка преподавателей, внедрение программ шахматного образования и оснащение школ необходимым инвентарем - что подразумевает под собой отложенный положительный социальный эффект.
Программа проекта предполагает создание в школах шахматных классов, оснащение классов всем необходимым инвентарем (комплекты шахмат с досками и часами, демонстрационные доски, учебники, рабочие тетради для 1- 4 годов обучения, методическое пособие и учебная программа.
Программа мероприятий направлена на: создание прогрессивной методики преподавания шахмат в школе, обеспечение методическими пособиями, обеспечение инвентарем, проведение курсов повышения квалификации для педагогов (на основании гос. лицензии), организацию и проведение турниров среди школьников и их родителей. Реализация проекта также включает: ведение информационного портала о развитии проекта «Шахматы в школе» (на базе собственного одноименного web-сайта), пиар сопровождение проекта в федеральных, региональных и шахматных СМИ, а также ведение страницы проекта в социальной сети "ВКонтакте".

Цели

  1. Формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования шахмат

Задачи

  1. Внедрение образовательной программы "Шахматы в школе" в регионах реализации проекта
  2. Повышение уровня и квалификации преподавательского состава, проводящего занятия по шахматам с обучающимися образовательных учреждений
  3. Создание и оборудование шахматных классов в школах
  4. Информационное сопровождение проекта и повышение интереса среди детей и молодежи к занятиям шахматами
  5. Реализация программы шахматного всеобщего начального образования в школах регионов реализации проекта

Обоснование социальной значимости

Шахматы – одна из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин, уникальный образовательный инструмент. Многие страны используют шахматы в школьной программе (Азербайджан, Армения, Венгрия, Испания, Мексика, Польша, Турция и др.).
Педагоги и родители отмечают значительное положительное влияние шахмат на успеваемость школьников по всем предметам. Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует формированию гармоничной личности и развивает: пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, бойцовские качества, математические способности.
Реализация проекта "Шахматы в школе" предполагает продолжительный социальный эффект.
Благополучателями от реализации проекта, по примерным оценкам, являются 3200 человек (ученики младших классов, преподаватели).
Проект имеет перспективу отложенного положительного социального эффекта, благоприятным образом влияет на развитие учеников младших классов, а учитывая дороговизну и порой недоступность дополнительного детского образования - обеспечивает всеобщую доступность к образованию и позиционирует возможность развития и роста интеллекта ребенка как безбарьерное социальное благо.

18.10.2016 11:01

В данном проекте рассказывается история возникновения игры Шахматы, правила игры в разные времена, ходы шахматных фигур в игре, польза обучению игре в шахматы у детей.

Просмотр содержимого документа
«шахматы»

Шахматы и дети

Тема проекта:

Шахматы и дети

Актуальность.

Гипотеза:

Цель:

Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Задачи :

    Изучить литературу, подобрать необходимый материал.

    Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их

    Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат

Объект исследования:

Методы исследования: анкетирование,

Срок реализации проекта:

Вступление

Почему я решил выбрать темой своего проекта « Шахматы и дети»? Видимо потому, что эта игра – одно из моих любимых хобби.Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания.

История возникновения

Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника.

Родина шахмат – Индия в VI веке и называлась чатуранга.

VI веке

    фигур было всего 4

    для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – «шатрандж », у персов - «шатранг », у таджиков - «шахматы ».

Правила игры изменились:

    игроков стало двое;

На Руси шахматы появились в 9-10 веках.

Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Король любит гладкий, расчищенный путь:

В любую он сторону может шагнуть,

Однако легко ты заметишь дружок,

Что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле – вот шага длина,

Не очень проворен Король – старина.

Зато начеку королевская рать

–Задача её – Короля охранять.

Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: Король всех главней, всех важней,

Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь.

Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.

А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.

Ну, а как же Пешка бьет? Бьет наискосок!

Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)

Он другой не хочет доли – знает только белый путь.

А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,

Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.

До конца игры слоны - цвету одному верны.

Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.

Так от края и до края может двигаться она,

Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,

И шаг у Ферзя широк.

Ферзь может ходить как Ладья и как Слон,

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И, кажется, будто Ферзю тесноват

Доски чёрно-белый простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали

– Ты больше внимания Ферзю удели.


Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.

Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,

Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Ходы шахматных фигур в игре


НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ

(для начинающих)

- Каждый ход делается только одной рукой!

-Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!».

При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».

- Второе правило игры в шахматы:

«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».

Третье правило:

-«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».

-Четвертое правило в шахматах:

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

-Пятое правило:

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».

Все официальные партии используют контроль времени.

Для этого вида спорта не нужны ни стадионы, ни специально оборудованные помещения, были бы шахматные фигуры да доска, пускай и самая простая, картонная.

Еще одна причина популярности шахмат в том, что языковых барьеров для шахматистов не существует. На всех языках мира фигуры по шахматной доске передвигаются одинаково.

Чтобы о тебе знали в шахматах нужно не просто сильно играть, нужно стать чемпионом мира, и тогда о тебе будут помнить века. За всю историю шахмат, возьмем времена Стейница(первый чемпион мира).

Прошло около 125 лет, и за это время сменилось всего 15 чемпионов мира по шахматам, в другом виде спорта это число было было гораздо больше.

3 из них это чемпионы СССР и России по шахматам

Имя, Фамилия

Годы чемпионства

Чемпионства

Анатолий

Каспаров

Владимир

Польза обучению игре в шахматы у детей:

Улучшение общей успеваемости в обучении доказано проведенными исследованиями Тамары Константиновны Фесенко . Был проведен курс изучения «Шахматы-школе» у 2 «А» и 2 «Б» класса во втором полугодии. Не конец первого года обучения результаты изменились в следующую сторону: заметна положительная динамика во 2 «А» и 2 «Б», классах и отсутствие динамики во 2 «В», 2 «Г», 2 «Д» классах.

Рисунок 1. на начало учебного года

Рисунок 2. Уровень умственного развития учащихся на конец учебного года

При проведении анкетирования среди 23 учащихся 2-2 класса нашей школы были получены следующие результаты:

Об игре слышали 22 человека

В шахматы играют 13 человека

В кружках по шахматам занимаются 3 человека.

4- хотели бы научиться играть в шахматы,

3 – не хотят совсем,

2 ответили – не знаю.

1. Ученики, играющие в шахматы, успевают на «отлично» по точным предметам, усидчивы.

2. Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, но более подвижны.

3. Те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности, решительности.

4. А ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные даются сложнее.

5. Простые знания о шахматах (истории шахмат, о фигурах, о российских гроссмейстерах), оказались для большинства учеников неизвестными. 70% ответили неверно.

Сбор и анализ данных показал

Результаты успеваемости за первое полугодие

У играющих в шахматы

У неиграющих в шахматы

Троек 6 ,

Троек 12

Четверок25,

Четверок 20 ,

Пятерок 71

Пятерок 55 .

У играющих в шахматы учащихся успеваемость выше, чем у неиграющих, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на развитие детей.

Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы

У играющего ребенка в шахматы формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Занятия по шахматам способствуют развитию у детей таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Игра в шахматы вырабатывает в человеке целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.

Хочу сказать, что на меня шахматы произвели только позитивное влияние.Ведь всего за неполный год обучения игре в шахмат, я смог принять участие в соревнованиях со сверстниками и занять второе призовое место.

Приложение 1

ИНТЕРЕСНО

Реши задачку:

    Поставь мат в 1 ход БЕЛЫМИ фигурами:


    Пешки расставили в два ряда по 8 пешек в каждом ряду. Сколько всего пешек на шахматной доске?

    Василиса Премудрая и Кошей Бессмертный играли в шахматы. Василиса Премудрая выиграла 15 партий, а Кошей Бессмертный на 9 партий меньше. Сколько партий в шахматы выиграла Василиса Премудрая?

    Ребята, а какие квадраты больше белые или чёрные?

    Отгадайте ещё загадку:

Не люди, ни звери, не часы, а ходят.

Вот посмотрите некоторые изображения


Это «космические шахматы»


А это фарфоровые шахматы

Приложение 2

А теперь интересненькое…про музей шахмат

В музее шахмат можно увидеть все, что связано со старинной, но вечно юной игрой - кубки и другие трофеи завоеванные гроссмейстерами России, картины, рисунки, карикатуры, гравюры и литографии на

шахматную тему, скульптурные портреты великих людей, отдававших досуг шахматам, фотографии чемпионов и многочисленные комплекты шахмат, изготовленные в XVIII-XX веках мастерами разных стран из слоновой кости, фарфора, мрамора, перламутра, стекла, металла, дерева. Музей основан в 1980 году.

Анкета опроса учащихся начальных классов.

1. Ты слышал об игре ШАХМАТЫ?

2. Умеешь ли ты играть в ШАХМАТЫ?

3. Где ты играешь в ШАХМАТЫ?

ДОМА ________

НА ЗАНЯТИЯХ В КРУЖКАХ _______

4. С кем ты играешь в ШАХМАТЫ?

С ДРУЗЬЯМИ ______

С РОДСТВЕННИКАМИ _______

5. Как закончил первую четверть в школе:

СКОЛЬКО ТРОЕК __________

СКОЛЬКО ЧЕТВЕРОК ______

СКОЛЬКО ПЯТЕРОК _______

6. Какие кружки, секции посещаешь?

7. ШАХМАТЫ - это спортивное состязание?

Литература:

    Шахматный учебник для детей и родителей 1 часть. Всеволод Костров, Джалиль Давлетов

    Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе. Т.К. Фесенко.

    Шахматы 5334 задачи, комбинации и партии. Ласло Полгар.

Просмотр содержимого презентации
«Шахматы и дети»


"Средняя общеобразовательная школа № 26"

143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.10

Руководитель проекта:

Заикина Елена Геннадьевна

Консультант:

Боков Юрий Борисович

ученик 2-2 класса

г. Балашиха


Тема проекта

Шахматы и дети

Актуальность.

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Гипотеза:

Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.


Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей

Задачи:

  • Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их.
  • Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат.
  • Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников
  • Развивать устойчивый интерес к игре.

Объект исследования: учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.

Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, подбор литературы.


История возникновения шахмат И

Игра возникла в Индии в VI веке и называлась чатуранга

Отличия от современных шахмат:

  • фигур было всего 4 ; игроков было 4, а не двое (играли пара на пару); ходы делались бросанием игральных костей; для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника
  • фигур было всего 4 ;
  • игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);
  • ходы делались бросанием игральных костей;
  • для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника

История возникновения шахмат

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – « шатрандж », у персов - « шатранг »,

у таджиков - « шахматы ».

Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;
  • каждый получил 2 комплекта фигур;
  • вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди;
  • победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата.

На Руси шахматы появились в 9-10 веках.


  • Игру начинают белые фигуры.
  • Ходы делают поочерёдно, по 1 фигуре.
  • Ходы каждой фигуры показаны на диаграммах ниже.
  • У каждой фигуры свои правила хода.


Чемпионы СССР и РОССИИ по шахматам

Имя, Фамилия

Годы чемпионства

Анатолий

Каспаров

Время

чемпионства

(лет)

Владимир

Чемпион


Польза обучения игре в шахматы у детей

Рисунок 1. Уровень умственного развития учащихся

на начало учебного года

Рисунок 2. Уровень умственного развития учащихся

на конец учебного года


  • об игре слышали 22 человека
  • в шахматы играют 13 человек
  • в кружках по шахматам занимаются 3 человека
  • 4- хотели бы научиться играть в шахматы
  • 3 – не хотят совсем
  • 2 ответили – не знаю

Результаты успеваемости за I полугодие

У играющих в шахматы

У неиграющих в шахматы

Четверок-25

Четверок-20

Пятерок-71

Пятерок-55


  • У играющих в шахматы учащихся успеваемость выше, чем у неиграющих, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на развитие детей.
  • Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы

  • У играющего в шахматы ребенка формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

СПАСИБО

Шахматы Творческий проект Выполнила: Сидорова Анастасия, ученица 7 класса Руководитель: Барановская Светлана Николаевна, учитель технологии I категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овчинниковская основная общеобразовательная школа» Косихинского района Алтайского края Овчинниково, 2013


Проблема На сегодняшний день очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. В каждой стране дизайнеры стараются сделать обычные привычные нам вещи менее ущербными для природы. Они вовсю стараются приспособить под что-нибудь бытовые отходы: будь то бутылки или картонные коробки. Современное общество стало информационным, больше времени дети проводят за компьютером, забыли об интеллектуальных играх


Выявление конкретной потребности. 1-е мини исследование Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы. Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы.






2-е мини исследование. Выявление традиций, истории, тенденций Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них? Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них?


3-е мини исследование. Построение «звездочки обдумывания» Имеется у учащихся Имеется в школьной мастерской Необходимые материалы Картон гофрированный Мука Упаковочная коробка Наждачная бумага Необходимые инструменты Измерительные инструменты Ножницы Необходимое оборудование Ноутбук для разработки чертежей
















Из гофрированного картона бардового цвета вырезание 32 квадратов 4 х 4 см. Ножницы Изготовление клейстера Тарелка глубокая Ложка столовая Оформление игрового поля Тюбик с клейстером Линейкакарандаш Разметка, нарезание полосок шириной 1,5см Линейка,карандашНожницы Клейстер в тюбике






Экономическое и экологическое обоснование С= С1 + С2 + С3 + С4 С – себестоимость изделия С – себестоимость изделия С1 - стоимость гофрированного картона С1 - стоимость гофрированного картона С2 - стоимость муки С2 - стоимость муки С3 - оплата труда С3 - оплата труда С4 – стоимость коробки С4 – стоимость коробки С1 = 70 руб С1 = 70 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С4 = 0 руб С4 = 0 руб С = 147, 50 руб







ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Шахматный столик

Николаев Роман Константинович

ученик 9 «А» класса

МАОУ «Лицей № 3» г. Чебоксары

Руководитель:

Николаев К. Б.

Учитель технологии МАОУ «Лицей №3» г. Чебоксары

Чебоксары – 2012


Творческий проект «Шахматный столик»


Введение

Обоснование выбора изделия для проекта

Папе подарили красивый набор шахмат, но из-за их большого размера в них поиграть не представлялось возможным, так как подходящей большой шахматной доски ни у меня, ни у друзей не было. Кроме того шахматные фигуры, лежащие в обычном пакете могли быть сломаны или испорчены при ударах друг о друга или переноске. Я решил исправить эту ситуацию, создав шахматную доску с отсеком для хранения шахматных фигур. Так как фигуры достаточно большие, то шкатулка или ящик для них получатся достаточно больших размеров, а хранить такой «чемодан» негде. Единственным приемлемым выходом станет изготовление стола или стойки с отсеком для хранения шахмат.

В связи с этим у меня возниклапроблема : мне необходимо создать оригинальную конструкцию стола, и при этом сохранить посильность его изготовления, так как сложное изделие изготовить не смогу из-за отсутствия навыков работы.

Таким образом, у меня возник проект «Шахматный столик».

Цель проекта: Создать шахматный столик оригинальной конструкции, с использованием доступных мне технологий и имеющихся навыков обработки материалов.

Предполагаемый продукт : шахматный стол минимально необходимого размера, с доской, подходящей по размерам для имеющихся шахматных фигур и отсеком для их хранения.

Предполагаемый результат работы :

1) для целевой аудитории: сохранение оригинальных памятных шахматных фигур и возможность их использования в игре.

2) для себя: получу большой опыт: в конструкторской деятельности, в работе с древесиной и, возможно, опыт работы с новым для меня оборудованием и инструментами.

Объект исследования : конструкции столов с отсеком для хранения различных предметов.

Предмет исследования : оригинальность конструкции при максимальной простоте изготовления и доступности используемых материалов.

Способы получения информации:

· Обзор сайтов, посвящённых народным умельцам, изготавливающим столы и шахматные доски.

· Консультации у специалистов по обработке древесины, дизайнера, конструктора.

· Обзор литературы по художественной обработке древесины.

· Обзор имеющихся материалов и инструмента.

Мой предполагаемый личный вклад: я буду использовать опыт, полученный при изготовлении прошлого проекта, чтобы изменить конструкцию для создания собственного стола на основе найденных.

Задачи :

1) Поиск существующих конструкций (найти как можно больше вариантов конструкций шахматных и кухонных столов и сгруппировать их).

2) Анализ удобства конструкции (выделить нужные мне критерии и отобрать подходящие варианты столов).

3) Создание собственной конструкции, которая будет иметь отсек для хранения шахмат, и на котором мне будет удобно играть (разработать свою конструкцию стола по выдвинутым критериям).

4) Поиск материалов (найти необходимые мне материалы для изготовления).

5) Изготовление (по готовой конструкции сделать шахматный стол).


Основная часть

Исторический обзор.

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько реконструированных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей.

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Адли.

Введение
Цель исследования: провести анализ и постараться дать ответ на вопрос: «Шахматы- это спорт или игра?».

Для выяснения этого вопроса я поставил перед собой следующие задачи:
Задачи исследования:
- освоить приемы научно-исследовательской работы по сбору необходимой информации;
- изучить историю возникновения шахмат;
- изучить литературу по данному вопросу, интервью известных шахматистов;
- провести анкетирование и опросы среди одноклассников и друзей;
- Обобщить полученные результаты и постараться дать ответ на вопрос: «Шахматы- это спорт или игра?»;
-дать самоанализ проделанной работе.

Методы исследования: «Анкетирование», «Опрос».

Актуальность работы: Заключается в том, что во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых. Таким образом, определив цель и задачи, приступил к работе над данной темой.
Почему я решил выбрать тему исследования " Шахматы - это спорт или игра?". Казалось бы простой вопрос, однако найти ответ на него не так просто. Попробуем разобраться.
Игра в шахматы это одно из моих любимых занятий и одна из наиболее распространенных настольных игр. Я занимаюсь в шахматном кружке МБУ ДО ЦДО «Ступени» г. Сочи «Юный гроссмейстер» под руководством тренера Николаиди Элли Николаевны. Название этой игры берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит властитель (шах) умер. В этой игре нужно уметь думать, быть внимательным.
Многие упорно не считают шахматы видом спорта, так как спорт ассоциируется с физическими нагрузками, силой и ловкостью. Но спорт это не только игра мускулов, это прежде всего состязание, противоборство, соперничество. Поэтому многие шахматисты относят их к спорту. Но большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной игрой. Будем разбираться с данным вопросом.

Теоретическая часть.
История возникновения шахмат

Не позже начала 6 века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры), но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница - в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон - сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
В том же 6 или, возможно, в 7 веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов и персов «шатрандж». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). В 847 году вышла первая шахматная книга.
Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями, что нашло свое отражение в эпосе и трактатах, посвященных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами).
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь - переводы соответствующих арабских терминов, ферзь - созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»). Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи.
На Руси православная церковь запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года.
Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях 13 - 15 веков множество шахматных фигур, причём в слое 15 века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое 14 - 15 веков в Новгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа.
Играл в шахматы Иван Грозный (по преданию, он и умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.
С 16 века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо́льшую популярность.

Чемпионы мира по шахматам:
В 19 веке начинают проводиться международные матчи (с 1821 г.) и турниры (с 1851 г.). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. Впоследствии это звание оспорил Пол Морфи (США), выигравший в 1858 году, однако после ухода в 1859 году Морфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в 1866 году Вильгельм Стейниц выиграл у Андерсена и стал новым «некоронованным королём».
Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот же Вильгельм Стейниц.
В 1894году чемпионом становится Эмануил Ласкер доктор математики и философии. 27 лет удерживал шахматную корону.

В конце 19 - начале 20 века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.
Третим Чемпионом Мира по шахматам с 1921 по 1927 году стал Хосе Рауль Капабланка. О нем говорили как о шахматной машине.
С 1927 по 1935 Александр Алехин юрист. Величайший мастер комбинации, истинный художник, для которого шахматы были искусством. (в 1935 году Алехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в 1937 в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году).

Шестым чемпионом стал Михаил Ботвинник-профессор, доктор технических наук, родившийся в 1911 году. Впервые он познакомился с игрой в 12 лет, после чего начал заниматься по книгам.
Седьмым чемпионом стал также советский шахматист Василий Смыслов- журналист. Он обучился правилам игры благодаря отцу в возрасте шести лет.
Восьмым чемпионом мира по шахматам стал Михаил Таль- журналист, который родился в 1936 году в Риге. Еще с самого раннего детства Таль проявлял гениальность во многом - в возрасте трех лет умел хорошо читать, в 5 - осуществлял умножение трехзначных чисел, имел удивительную память, после окончания первого класса перешел сразу в третий. Таких достижений в детстве Таля было много.

Тигран Петросян - девятый чемпион мира по шахматам, кандидат филосовских наук. Был рожден 1929 году в Грузии. Мальчик научился играть в 11 лет, в возрасте 16 лет он становится чемпионом Грузии по шахматам. Победу над М. Ботвинником Петросян одержал в 1963 году, свое чемпионское звание он удерживал в течение периода, длившегося 6 лет.
Борис Спасский - десятый чемпион мира по шахматам, журналист. Спасский обучился азам игры в возрасте 5-ти лет.
Звание одиннадцатого чемпиона мира по шахматам получил Роберт Джеймс Фишер, считавшийся вундеркиндом и гением. Он научился играть в шестилетнем возрасте. К двенадцати годам Фишер становится чемпионом Америки, в 15 лет - международным гроссмейстером.

Анатолий Карпов - двенадцатый чемпион мира по шахматам. Научился играть, когда ему было всего 4 года. Анатолий Карпов значительно превзошел других известных в истории шахматистов по числу побед, которые были им одержаны в многочисленных международных турнирах, матчах и соревнованиях.
Известный шахматист Гарри Каспаров является тринадцатым чемпионом мира по шахматам. Противостояние 12-го и 13-го чемпионов - Карпова и Гаспарова было одним из самых мощных за всю шахматную историю.
Владимир Крамник является четырнадцатым чемпионом мира по шахматам. Он родился в 1975 году в городе Туапсе (Краснодарский край).

Русла́н Оле́гович Пономарёв в 2002 стал самым юным чемпионом мира по шахматам.
Вишванатан Ананд - уроженец Индии, в период с 2007 по 2013 год являлся чемпионом мира по шахматам, став пятнадцатым обладателем этого титула. Играть в шахматы Ананда научила мать в возрасте шести лет.
Магнус Карлсен - норвежец, шестнадцатый (и на данный момент последний) чемпион мира по шахматам. Играть в шахматы молодой чемпион начал в возрасте пяти лет со своим отцом, а всерьез увлекся игрой в восемь, начав изучать специальную литературу и заниматься игрой по 2-3 часа в день.

Шахматная доска
Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх.
Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы крайнее поле справа было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8). Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. В каждый комплект фигур входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек.

Ходы
Король является наиболее важной, но и самой слабой фигурой. Король может двигаться только на одно поле в любом направлении - вверх, вниз, в стороны, по диагонали. Король не может ходить на те поля, на которых он будет находиться под шахом (то есть может быть взят).
Ферзь является самой сильной фигурой. Он может двигаться по любой прямой (по горизонтали, вертикали или диагоналям) на любое возможное расстояние, но не перепрыгивая через фигуры своего цвета. И, как и у всех фигур, если ферзь берет фигуру соперника, его движение заканчивается.
Ладья может ходить на любое расстояние, но только по горизонтали и вертикали. Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и работают вместе!
Слон может двигаться так далеко, как он захочет, но только по диагонали. Каждый слон начинает на клетке своего цвета, и должен всегда оставаться на клетках того-же цвета Слоны хорошо работают вместе, так как они покрывают слабые стороны друг друга.
Конь ходит не так, как все остальные фигуры. Сначала конь перемещается на два поля по горизонтали или по вертикали, а затем на одну клетку перпендикулярно первоначальному направлению (как русская буква “Г”). Также конь это единственная фигура, которая может “перепрыгивать” через другие фигуры и пешки.
Пешки отличаются от других фигур тем, что ходят и осуществляют взятие по-разному: ходят прямо вперед, а взятие осуществляют по диагонали. Пешки ходят только вперед на одно поле за один ход, за исключением их самого первого хода, когда они могут пойти вперед на два поля. Пешка может пойти на поле, занимаемое фигурой (пешкой) соперника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру (пешку). Пешки не могут ходить (осуществлять взятие) назад. Если прямо перед пешкой есть другая фигура или пешка, она не может пройти мимо этой фигуры или пешки либо взять ее. У пешек есть одна отличительная особенность - они могут превращаться в другие фигуры. Пешка, достигшая последней горизонтали (8-й для белых, 1-й для чёрных), заменяется любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору игрока, совершающего ход. Превращение производится немедленно (тем же ходом) независимо от наличия на доске фигур того же наименования. Обычно пешку превращают в ферзя. Только пешки могут превращаться в другие фигуры.

Кроме того, есть два специальных хода:
взятие на проходе — когда пешка совершает свой первый ход на две клетки, через поле, находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. Бьющая пешка при этом взятии ходит на поле за ходившей пешкой (то есть так, как будто та сходила не на два, а только на одно поле). Взятие на проходе допустимо только непосредственно в ответ на «длинный» ход берущейся пешки, на следующих ходах оно уже не разрешено.
рокировка — если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура.

Как было сказано выше, цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Это происходит, когда король попадает под шах и не может из него уйти Король может выбраться из-под шаха тремя способами: пойти на безопасную клетку (рокировка запрещена!), закрыться другой фигурой или взять шахующую фигуру. Если король не может избежать мата, то игра закончится. Обычно при мате короля не убирают с доски, а партия считается законченной.
Иногда в шахматной партии нет победителя, а фиксируется ничья. Есть 5 правил, по которым шахматная партия завершается ничьёй:
1. Пат, то есть положение, при котором игрок, имеющий право хода, не может им воспользоваться, так как все его фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом.
2. Игроки могут просто согласиться на ничью и перестать играть.
3. Недостаточно фигур на доске для того, чтобы поставить мат (например король и слон против короля).
4. Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
5. Пятьдесят последовательных ходов были сыграны, при этом ни один из игроков не сделал ход пешкой и не осуществил взятие фигуры или пешки.

Контроль времени.
В большинстве турниров используется контроль времени, отведенного на всю партию, а не на каждый ход.. Оба игрока получают равное количество времени на партию, каждый игрок может решить, как использовать это время.. После того, как игрок делает ход, он нажимает кнопку на часах, чтобы запустить часы соперника.. Если у игрока закончилось отведенное на игру время и оппонент заявляет об этом, тот игрок, у которого закончилось время, проигрывает. Исключением являются случаи, когда у заявившего игрока недостаточно фигур, чтобы поставить мат - в таком случае партия заканчивается вничью.

Основные стратегии
Переведите короля в угол доски, как правило, там ему безопаснее. Не откладывайте рокировку. Как правило, надо рокироваться как можно быстрее. Помните, не имеет значения, насколько вы близки к тому, чтобы поставить мат сопернику, если он поставит вам мат первым! Не отдавайте фигуры бесцельно.
Не теряйте свои фигуры бездумно! Каждая фигура имеет свою цену, и вы не сможете выиграть игру без фигур, нужных для постановки мата. Есть простая шкала, позволяющая оценить относительную ценность каждой фигуры:
Пешка - базовая единица
Конь стоит 3 пешки
Слон стоит 3 пешки
Ладья стоит 5 пешек
Ферзь стоит 9 пешек
Король - бесценен
Для чего нам нужно знать сравнительную силу фигур? Во-первых, она определяет общую полезность фигуры. То есть ладья, обычно приносит больше пользы на доске, чем скажем слон. Во-вторых, ценность фигуры нужно осознавать при разменах.
Вы должны контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если вы контролируете центр, то у вас больше возможностей для хорошего расположения своих фигур на доске, а сопернику тяжелее найти для своих фигур хорошие поля. В приведенном выше примере белые делают хорошие ходы, чтобы контролировать центр, ходы черных - плохие.
Используйте все свои фигуры. Ваши фигуры не приносят никакой пользы, отсиживаясь в тылу. Старайтесь развивать все свои фигуры для того, что бы вы могли их использовать при атаке короля соперника. Использование лишь одной или двух фигур для атаки не сработает против сильного соперника.

Практическая часть
Шахматы - это спорт или игра?

Чтобы уточнить знания окружающих меня людей об этой игре, я решил провести социологический опрос среди одноклассников и любителей шахматистов.
Результаты опроса были очень интересными. И на вопрос: «Что такое шахматы?» я получил 4 ответа, а надеялся на 2 (спорт или игра). Хорошо разберем все 4 ответа.

Шахматы- это спорт?
Начнем с ответа «Спорт», так как я также считаю, что шахматы относятся к этому виду.
“Шахматы похожи на баскетбол...иногда приходится также долго крутиться вокруг корзины, прежде чем забросить мяч” (Фишер)
Что же такое спорт?
Спорт - это стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Все атрибуты спорта в шахматах присутствуют. Это и принцип соревнований, определяются победители, есть титулы, звания. После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам присваивают звания кандидат в мастера спорта, мастер спорта, гроссмейстер.
Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал: «Для того чтобы добиться успехов в любом виде спорта, требуется много составляющих. В первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и прекрасно подготовлен физически. Игра в шахматы требует намного больших затрат энергии, чем некоторые виды спорта».
Спорт - это не только игра мускулов, это, прежде всего, состязание, противоборство, соперничество. Кроме этого шахматист также должен обладать хорошей физической подготовкой, как это не странно прозвучит. Физически неразвитый и слабый человек не сможет проводить тренировки, сидя за доской, в течение многих часов. Например, в возрасте 7-9 лет по первенству города Сочи принимают участие около 50 детей, соревнования проходят минимум 3 часа, надо провести сразу 3 партии. К 13-15 годам их число резко уменьшается. Так как это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую игру.
Шахматы были признаны одним из видов спорта более, чем в 100 государствах, а международным олимпийским комитетом шахматы стали признаны официальным видом спорта в 1999 году. Но и тогда шахматы не были включены в программу олимпийских игр. Данный вид спорта не единственный, который не попал на олимпиаду. Для таких занятий проводятся интеллектуальные игры.
Я смог ответить на один из главных вопросов своего исследования. Я считаю, что шахматы это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Побеждают сильнейшие.
Когда у Сергея Карякина спросили: «Много споров идет на тему, можно ли шахматы считать спортом?». Ответ его прозвучал так: « Я считаю, что шахматы - это чистый спорт и это мнение не только мое, но также и Магнуса Карлсена, потому что у него тоже спрашивали этот вопрос. Но суть в том, что шахматисты, получается, сидят по семь часов за доской, они думают очень долго. Вот попробуйте посидеть семь часов, когда надо пытаться найти лучшее решение - все это очень сложно, и это, конечно, спорт».
Меня в этой игре очень поддерживают мои родители: папа и мама, мои сестры. Моя задача на настоящий момент получить взрослый разряд. Я стараюсь быть всегда в хорошей физической форме, дополнительно занимаюсь хоккеем и дзюдо.

Шахматы- это игра?
Для меня шахматы - это также и игра, которая объединяет людей всего мира и не зависит от национальности, возраста, языка на котором ты говоришь. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен, обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других видах спорта. Я много раз наблюдал, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат.
Шахматы называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы - это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и средство воспитания характера.
Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. Шахматы приучают детей к микрострессам, потому что каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Известно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру. С медицинской точки зрения шахматы очень полезны. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий шахматами он постепенно избавляется от этих недостатков. Как говорил Александр Алехин: “С помощью шахмат я воспитал свой характер”. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3-8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Проведя опрос 40 школьников, я получил данные, что из них играют в шахматы 11 человек, из них 5 ходят на шахматы в спортивную секцию. 13 - хотели бы научиться играть в шахматы, 5 - не хотят совсем, 5 ответили - не знаю.

Ученики, играющие в шахматы и участвующие в соревнованиях, учатся практически все на «отлично», усидчивы и терпеливы.
Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы и играющие в домашних условиях, учатся на «отлично» и «хорошо», любознательны, менее усидчивы.
Те, кто ответил «не знаю» - учатся «хорошо» и «средне», но им не хватает целеустремленности, решительности.
А ученики, которые ответили «не хочу» - хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные науки даются сложнее.
“Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям” (М.Ботвинник).
Российский предприниматель, миллиардер, владелец розничной сети "Магнит" и футбольного клуба "Краснодар" Сергей Галицкий известен, в том числе, как любитель шахмат. По его инициативе воспитанники детской Академии ФК "Краснодар" занимаются шахматами в обязательном порядке, а сам Галицкий уже второй год подряд в конце учебного года проводит сеанс одновременной игры с детьми.
"Обучать шахматам учеников футбольной Академии - моя идея, - рассказывает Галицкий в интервью"Спорт-Экспрессу". - И, знаете, приятно впечатлило, когда прочитал в этом году в книге Фергюсона (экс-главный тренер "Манчестер Юнайтед", возглавлявший клуб на протяжении 26 лет), что если бы он начал заново тренировать, обязательно заставил бы футболистов играть в быстрые шахматы.
Почему? Тут две вещи. Первое - молодые ребята получают в руки огромные деньги. Они все равно с ними не справятся - в этом возрасте никто не справится с большими деньгами. Но шахматы развивают логику. И второе. Мы учим ребят принимать быстрые решения.».
Также было проведено анкетирование среди ребят.
Из результата анкетирования видно, что:
-не все учащиеся в классе умеют играть в шахматы, только 5 ребят;
-12 детей отметили, что их родные играют в шахматы;
-10 детей считают шахматы спортом;
-26 детей считают увлекательной игрой, как нарды и домино;
-7 детей считает, что самое важное в шахматах - способность мыслить на несколько шагов вперед.

По результату этого опроса видно, что ответы на вопрос «Чему учат в шахматы?» получились в одинаковой пропорции.

Шахматы - это искусство?
“Шахматы - это прежде всего искусство” (М.Таль).
“Секрет моих успехов -это прежде всего моя исключительная преданность шахматному искусству” (Фишер).
Как и в искусстве, играя шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь выдающегося профессионала. Человеку может понравиться какой-то его нестандартный ход или комбинация.
Искусство в шахматах - это практически идеально проведённая партия, когда противник даже не понял, где сделал ошибку; это прекрасно проведённая комбинация с жертвами пешек и фигур; это интуитивная жертва материала, когда сразу даже не понятно - зачем? Ведь не видно, как отыграть. Оказывается, всё это отдано за длительную инициативу, когда противнику, имея даже лишний материал, защищаться очень трудно. Михаил Таль с его поистине божественным комбинационным даром является главным представителем искусства в шахматах! К искусству подходят такие эпитеты: Красиво! Великолепно! Вот так Таль и играл в шахматы - Красиво и Великолепно!
В какой другой игре возможно насладиться партией, сыгранной лет так сто или двести назад? А до нас дошли красивые шахматные сражения и более раннего периода. В шахматах даже есть такое понятие как «шахматный композитор». Шахматный композитор заставляет фигуры делать максимум возможного на шахматной доске, выявляет их скрытую силу, всесторонне используя правила шахматной игры. Конечно, это искусство.
В каком другом виде спорта чемпионов знают поименно, причём даже люди далекие от игры, никогда не бравшие в руки клетчатую доску? Стать чемпионом в шахматах может только яркая, выдающаяся личность, по праву олицетворяющая мощь ума и интеллекта? За всю историю шахмат не было ни одного «случайного», не заслуженно победившего игрока. За несколько сотен последних лет их всего-то полтора десятка.
Шахматы можно назвать искусством - искусством мыслить, творчеством обеих сторон. Ведь на шахматной доске реализуются мысли, стратегия и тактика каждого из соперников. Это искусство создавать прекрасные комбинации, которые живут и радуют поклонников игры столетиями. Причём, даже проигравший, является соавтором произведения.
В странах, где шахматы имеют многовековую историю, они нашли отражение в народном творчестве. О шахматах складывались легенды, пословицы и поговорки, они органично входили в сказки, былины и другие произведения народного творчества:
. Шахматы — это море, из которого комар может напиться и в котором слон может искупаться. (Индия);
. Не время в шахматы играть, когда твой дом огнем объят. (Италия);
. Можно сбить с ног противника шахматной доской, но это вовсе не будет означать, что вы более сильный игрок. (Англия).
Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа и других направлений искусства. Помимо большого числа произведений, где игра лишь упоминается, существуют и такие, в которых шахматы являются основой сюжета, заметно выделяются автором. Например, в книге Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» сказочное Зазеркалье подобно шахматной доске, многие его жители похожи на шахматные фигуры. Девочка Алиса проходит сквозь зеркало, знакомится с шахматными фигурами и участвует в шахматной партии в качестве белой королевской пешки. Заканчивает свое путешествие Алиса королевой.
Фильм «Турецкий гамбит», где идея сюжета и само название - это аналогия с шахматным гамбитом.
В Былине «Ставр Годинович» главная героиня - жена князя Василиса Микулична своей игрой «удивляет всех да людей добрых» и, обыграв в шахматы киевского князя Владимира, выручает из заточения своего мужа.
Можно также отметить, что великие писатели и поэты умели и любили играть в шахматы. Из книг мне стало известно, что А.С. Пушкин последние 11 лет своей жизни с большим интересом играл в шахматы. В своем письме к жене (от 30 сентября 1832 года) Александр Сергеевич писал: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».

Шахматы - это наука?
Научный подход в шахматах включает в себя не только шахматную подготовку, но и поддержание спортивной формы, режим дня и так далее. Представителем научного подхода не только к шахматам, но и к жизни является легендарный патриарх советских и мировых шахмат Михаил Моисеевич Ботвинник, который нередко выигрывал партии у своих противников ещё дома, в кабинетной тиши. Вот такая была скрупулёзная подготовка к партии! Шахматная партия раз¬ворачивается в точном соответствии с правилами.
Изучая теорию шахмат, я узнал, что игра подразделяется на 3 части: дебют (начало), миттельшпиль (середина) и эндшпиль (окончание игры).
В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории, существует большое количество дебютов, открытых известными шахматистами. Например, я знаю и применяю в игре следующие дебюты: Шотланская партия, Ферзевый гамбит, Испанская партия, Сициллианская защита, Русская партия, Итальянская партия, Английское начало, Королевский гамбит, Дебют четырех коней, Французская защита, защита Филлидора, защита Каро-Канн, и др. Это только малая часть уже открытых дебютов. Открытие нового дебюта можно назвать научным открытием в шахматном мире. При разыгрывании дебюта шахматисты используют множество различных вариантов.
Миттельшпиль — середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии. Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии, обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.
Эндшпиль — заключительная стадия игры (окончание партии). Эта стадия имеет не меньшее значение. Здесь важно знать все возможные варианты и правила. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Здесь необходимо точно следовать определенным правилам. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо достижением положения, когда победа в принципе невозможна. В последнем случае заключается ничья.
Шахматы тесно связаны с такой наукой, как математика. В шахматах также важно умение просчитывать варианты игры. Например, в отдельно взятой позиции я стараюсь просчитывать варианты на несколько ходов вперед, делаю анализ и выбираю лучший вариант. Наилучший ход для каждой позиции может быть найден путем перебора всех мыслимых партий.
Задачи, связанные с шахматами, часто встречаются на математических олимпиадах для школьников, на страницах учебников. Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, и не случайно математические способности часто сочетаются с шахматными. Примеры тому, чемпион мира доктор математики Эмануил Ласкер, и доктор Макс Эйве, преподававший математику и возглавлявший крупнейший в Голландии вычислительный центр. Первый советский чемпион мира доктор технических наук М. Ботвинник. Математическими способностями обладали также М. Таль и А. Карпов, однако ради шахмат они вынуждены были «пожертвовать» математикой...
Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев проявлял большой интерес к шахматам. «Для меня, - говорил Менделеев, - наука - как игра в шахматы». Ещё в 1862 году Д.И. Менделеев стал членом Петербургского шахматного клуба, одним из организаторов которого был Чернышевский.
У меня есть младшая Наташа. Когда она пошла в первый класс, то считала до десяти на пальцах. Мама очень переживала и отдала ее на кружок «Шахматы» к моему тренеру Элли Николаевне. И что я Вам хочу сказать, моя сестра теперь щелкает примеры до ста устно. Это показатель!
Мне очень хочется, чтобы как можно больше детей стали играть в шахматы. К тому же опрос по анкете показал, что многие хотели бы научиться играть в шахматы. Поэтому по материалам 1.3 главы «Шахматная доска» я провел в классе урок на эту тему, где были раскрыты правила игры в шахматы. Может быть, кто-то теперь всерьез увлечется шахматами и в будущем станет великим спортсменом. Проведенный опрос ребят, посещающих секцию шахмат, показал, что они преуспевают в математике, усидчивы, целеустремленны, умеют концентрировать свое внимание. Задавал им и такой вопрос: «Что тебе нравится больше, математика или литература?» Частый ответ - математика.
С 1 полугодия 2017 года в 220 московских школах введут обязательные уроки шахмат. 56. В пресс-службе департамента образования Москвы пояснили, что проект "Шахматы в школе" не направлен на подготовку профессиональных гроссмейстеров. Программа предназначена для повышения дисциплины и успеваемости, а также нацелена на интеллектуальное развитие школьников.
Профессиональными спортсменами становятся немногие, а только самые талантливые и трудолюбивые. Остальные сохранят знания о шахматной игре, научатся работать с информацией, станут более собранными и аккуратными, приобретут полезные навыки, которые, несомненно, пригодятся им в дальнейшей жизни.

Заключение:
Итак, в заключении я хочу описать один ответ на мой вопрос «Шахматы это спорт или игра?» озвучил ее непосредственный участник шахматных баталий. В 1983 году 17-летний канадский шахматист Алекс Кузнецов (кстати, его предки были россиянами и уехали за океан перед революцией), готовился к Панамериканскому турниру среди юниоров, который должен был состояться в Аргентине. Но для участия в чемпионате нужна была довольно крупная сумма, а с финансами у молодого человека было туговато. Долгое время Алекс безрезультатно посещал самые разные правительственные учреждения, пытаясь найти деньги на поездку в Аргентину. И неизменно получал отказ. Правда, один из федеральных министров согласился принять Кузнецова и выслушал его просьбу. Министр даже сыграл с ним несколько шахматных партий, впрочем, с выдачей денежных средств не торопился. Он объяснил Алексу, что средства должны выделяться по определенной графе, а для этого чиновники должны точно знать, что же представляют из себя шахматы: спорт, искусство или бессмысленное пустое времяпровождение. На этот вопрос министр получил очень оригинальный ответ от молодого человека: «Видите ли, сэр, - ответил Алекс Кузнецов, - все зависит от того, кто играет в шахматы. Когда играет Смыслов или, - это искусство, когда играю я, - это спорт, а когда играете Вы, - это пустое времяпровождение». Нужно заметить, что ответ был достаточно смелым, не каждый юноша рискнул бы высказать такое министру, но вот шансов получить государственную субсидию после этого у Кузнецова стало еще меньше. Зато он дал очень точное определение.
Я объединил сведения, полученные из книг, других источников информации (интервью и статьи известных шахматистов), ответы не только ребят моего класса, но и любителей шахмат.
Чемпионы мира по-разному отвечают на этот вопрос.
Анатолий Карпов дал такое определение шахматам: «Шахматы - уникальная комбинация науки, спорта и искусства».
Например, Михаил Ботвинник в шахматах больше видел науку, Борис Спасский - спорт.
Справедливо определение шахмат, данное девятым чемпионом мира Т. Петросяном: «Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука».
На основании полученных мной сведений можно сделать вывод, что шахматы являются смесью: науки, спорта, искусства и игры. И в своей работе я доказал, что в шахматах присутствуют все эти элементы. Каждый вопрос я поставил немного некорректно, надо было ставить так: «Шахматы это спорт, игра, наука или искусство», потому что профессиональный шахматист или любитель шахмат определяет сам в силу склонности своего характера, знаний, чем для него являются шахматы. Например, для одних основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других - искусство, красота этой увлекательной игры.
Закончить свою работу мне бы хотелось стихотворением одного неизвестного автора:
Изобретенье древнее индусов
Нам и доселе нечем заменить.
О шахматы! Вы чересчур искусство,
Чтобы игрой обыкновенной быть.
Доска. Фигурки странные. А ну-ка,
Сыграть попробуй, так ли уж хитро?
О шахматы, вы чересчур наука,
Чтоб быть обыкновенною игрой.
Играют старцы, юноши и дети.
Их детям, внукам, правнукам - играть.
Ведь не хватило двух тысячелетий,
Чтоб все глубины шахмат исчерпать.
Как много жизни в шахматной фигуре!
О шахматы! Вы - жизнь в миниатюре!