Лексико-грамматические задания для детей с ОНР «Новый год. Новый год! Логопедическое домашнее задание на тему новый год

- дополнительный материал по теме "Зимние забавы".

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. НОВЫЙ ГОД

Новая лексика

Существительные:

лыжи,санки,коньки,снежки,снеговик,горка,каток, лыжи,палки(лыжные),украшения(елочные),праздник

(Новый год, Рождество), лопата, хоккей, клюшка, шайба.

Глаголы:

ездить,кататься,упасть,лепить,скользить,заливать, отталкиваться,украшать,танцевать,праздновать,катать,

сгребать, разгоняться.

Прилагательные:

лыжный,быстрый,зимний,скользкий,искристый, липкий,рыхлый(снег),новогодний,рождественский, крещенские (морозы).

Наречия:

шумно,весело,радостно,нарядно,празднично, интересно, сказочно, ловко, лихо.

Игра « Подберипризнаккпредмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник

(какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...

Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учитьдетейразличатьиправильноупотреблять предлоги{на,под,за,в)в предложении,развивать зрительное

внимание.

Ход игры. Перед детьми ёлка:наёлке шарики,подёлкой коробка,вкоробке-подарки,заёлкойзайчик.Воспитатель

обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все

ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарикивисятподёлкой.-Неправильно!-

Какие слова перепутал Незнайка? - «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. - Неправильно! Подарки лежат в коробке. - Какие слова перепутал Незнайка? - «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание, правильностроитьпредложение, развиватьслуховоевнимание.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпослушать предложение,вкоторомвсесловапоменялисьместами,и

построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди ёлку»

Цели: совершенствоватьфонематическиепредставления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять место

звука в слове (начало, середина, конец).

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямукраситьёлку игрушками(заданиевыполняетсялибовтетрадях,либона

ковролинографе), в названии которых есть звук [н].Наверхнихветкахбудутигрушки,в названии которых звук [н] в начале, на нижних

Вкоторыхзвук[н]вконце,наветках посередине - в середине.

Картинки: конфета, носорог, гномик, бантик, слон, машина, телефон, нота.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнятьартикуляциюзвуков,совершенствовать фонические процессы, умение определять последовательность

ков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковыесхемыслов(раскраситькружки:твёрдыесогласные

звуки - синим цветом,мягкие согласные - зелёным,гласные - крас-ным).

Стихи для чтения и заучивания наизусть

СТАРЫЙ ГОД

Все ждут, конечно, Новый год,

А я - жалею Старый.

Ведь он совсем от нас уйдёт!

Мне даже грустно стало.

А я уже привык к нему,

Я за год с ним сдружился.

Я с ним сдружился потому,

Что плавать научился,

Чтоморевиделпервыйраз

И что сестрёнка родилась.

Мне правда грустно стало,

Что год уходит старый.

Е. Григорьева

НАРЯДИЛИ ЁЛКУ В ПРАЗДНИЧНОЕ ПЛАТЬЕ...

Нарядили ёлку в праздничное платье:

В пёстрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,

поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезится им ёлка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

К. Фофанов

НОВЫЙ ГОД

На реке искрится лёд,

Снег кружится нежно.

Славный праздник Новый год,

Потому что снежный!

Дед Мороз рукой махнёт -

Запоём мы звонко.

Славный праздник Новый год,

Потому что громкий!

На столе огромный торт,

Пряник, шоколадка.

Славный праздник Новый год,

Потому что сладкий!

Вокруг ёлки хоровод,

Огоньки на ветках...

Славный праздник Новый год!

Жаль, бывает редко.

А. Румянцев

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

ЗИМНИЙ ГОСТЬ

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья...

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

Н. Найдёнова

ЧТО ЗА ГОСТЬЯ К НАМ ПРИШЛА?

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не мишка косолапый,

Хоть её мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ёжик,

Хоть на ёжика похожа.

Кто пушист, хоть не цыплёнок, -

Должен знать любой ребёнок.

Догадаться очень просто,

Кто пришёл к нам нынче в гости?

Р. Фархади

Текст для пересказа

ПОЕЗД

Везде снег. У Маши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины - к Мишиным. Мишины - к Машиным. Получился поезд. Миша

кричит: - Ту-ту! Онмашинист.

Машакричит: - Ваши билеты! Она кондуктор.

А папа тянет за верёвочку и приговаривает: - Чух-чух... Чух-чух...

Значит, он паровоз.

Я. Тайц

Вопросы:

Как звали детей, которые катались на санках?

Чего не было у папы?

Что придумал папа?

Во что стали играть дети?

Кем был Миша?

Кем была Маша?

Что делал папа?

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Наступило утро 31 декабря. Петя проснулся очень рано, он знал - сегодня долгожданный праздник Новый год. Он

встал с кровати и прислушался - было тихо.Все спали. Петя вышел из комнаты и пошёл вгостиную.Там стояла

большая новогодняя ёлка. И вдруг, подойдя к самой двери, он услышал какой-то шум...

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "НОВЫЙ ГОД.РОЖДЕСТВО"

Развитие мелкой моторики.

Загибать пальчики, начиная с большого, на каждый ударный слог.

Год прошел, как день вчерашний.

Над столицей в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют – двенадцать раз.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Скажи наоборот

Ветер холодный –...

Длинная гирлянда –...

Мешок тяжелый –...

Настроение веселое –...

Какое слово отличается от других?

Год, год, кот, год.

Мороз, мороз, мороз, рогоз.

Что не так?

Первого февраля наступает Новый год.

Январь – последний месяц года.

Измени по образцу

Праздник – праздники.

Снегурочка –...

Снеговик –...

Подарок –...

Ёлка –...

Календарь –...

Год –...

Мороз –...

Употреби словосочетание в нужной форме

Что? – новогодняя елка.

Нет чего?...

Подойти к чему?...

Наряжать что?...

Любоваться чем?...

Вспоминать о чем?...

Подбери признак

Праздник (какой?) – веселый, семейный,...

Подарок (какой?) – неожиданный, полезный,...

Измени по образцу

Ночи в январе – январские ночи.

Ночи в феврале –...

День в январе –...

День в феврале –...

Погода в январе –...

Погода в феврале –...

Доскажи словечко

Хлоп –

И конфета стреляет,

Как пушка.

Каждому ясно: это... (хлопушка)

Сосчитай до пяти

Одна новогодняя игрушка – две новогодние игрушки,...

Один рождественский подарок – ...

Одна горящая свеча –...

Умные задачки

Саше и Никите Дед Мороз подарил книжку и конструктор. Какой подарок получил Никита, если у Саши – конструктор? (Книжка)

Гале и Полине Дед Мороз подарил куклу и коляску. Какой подарок получила Галя, если у Полины – не коляска? (Коляска)

Запомни пары слов

Прочитайте ребенку пары слов. Обратите внимание ребенка на то, что слова связаны между собой по смыслу. Затем назовите первые слова пар, а ребенку предложите вспомнить вторые.

Ёлка – лес.

Новый год – январь.

Подарок – радость.

Горка – санки.

Лыжи – два.

Снег – дождь.

Гирлянда – звезды.

Шапка – шарф.

Как можно закончить предложение?

Мы обрадовались, когда...

Скоро Новый год, значит...

Отгадай загадки

Ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья. (Мороз)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подул слегка:

Был цветок – и нет цветка. (Снежинка)

Нелегко иногда

Забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Снежная горка)

Меня не растили,

Из снега лепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза – угольки,

Губы – сучки.

Холодная, большая...

Кто я такая? (Снежная баба)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (Ёлка)

Что ни день – по одёжке

Отдаёт нам Серёжка,

А с последней расстался –

Сам куда-то девался. (Календарь)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой. (Год)

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Закрепление речевого материала по лексической теме «Новый год»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей в виде папки-передвижки или материала в личную папку с домашними заданиями для ребёнка. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.
Цель : Помощь родителям в организации совместной деятельности с детьми на новогодних каникулах, нацеленной на закрепление речевых умений и навыков детей.

Дорогие родители, впереди Вас ожидают большие новогодние каникулы. Мы уверены, что это время Вы проведёте с большим интересом и пользой для ваших детей. Пожалуйста, найдите время для общения с ребенком,
а заодно повторите речевой материал по лексической теме

Новый год

ЛЕКСИКА
существительные: год, праздник, маскарад, карнавал, Рождество, Крещение, Дед Мороз, Снегурочка, костюм, маска, хоровод, ёлка, украшения, игрушки, шары, бусы, звезда, снежинка, хлопушки, подарки, игры, песни, пляски, танцы, веселье, дети
прилагательные: новый, новогодний, рождественский, крещенский, нарядный, яркий, зелёный, золотой, серебристый, цветной, ёлочный, красивый, радостный, весёлый
глаголы: украшать, праздновать, наступать, готовиться, танцевать, играть, веселиться, дарить, петь, убирать, вешать
ГРАММАТИКА
1. Составь предложения по двум опорным словам:
мама – маска
ёлка – хоровод

Снегурочка – гости
Дед Мороз – мешок

Дети - маскарад
ёлка – лампочки
2. Исправь ошибки в предложениях:
Маска любит надевать Машу.
Ёлка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки ёлками.
Ёлка зажглась разноцветными огнями.
Ёлка украсилась лампочками.
Дед Мороз принёс мешок в подарках.

3. Образуй слова: какая игрушка?
маска из бархата – бархатная
костюм из шёлка – шёлковый
бусы из пластмассы - пластмассовые

Шары из стекла – стеклянные
гирлянда из бумаги – бумажная
зайчик из ваты – ватный

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1. Отгадай загадки . Одну загадку выучи наизусть.

Только месяц тот пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (декабрь)

Скатерть бела
Весь мир одела. (снег)

На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой. (Новый Год)

Красавица какая
Стоит, светло сверкая.
Как пышно убрана…
Скажите, кто она? (новогодняя ёлка)
2. Запомни и перескажи рассказ:
Ёлка
В детском саду ёлка. У ёлки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошёл и тронул за рукав. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
- Кто меня разбудил?
- Это я, Саша.
- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.
Счастливого Нового года и Рождества!

Лексическая тема «Новый год»

Предметы:

Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки:

новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.

Действия:

украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Задания

1. Один – много:

(именительный падеж множественного числа): шар – шары, праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

2. Есть – нет:

(родительный падеж единственного числа): шар – нет шара праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

3. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …; одна елка, две … , три …, четыре …, пять… . одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

4. Работа с картинкой.

Какой веселый праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся у Новому году? Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем? Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков? Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена? Какие елочные игрушки есть у тебя дома?

Тема "Новый год"

Повторить приметы зимы, зимние месяцы, выучить стихи про Новый год, Деда Мороза, Снегурочку или новогоднюю ёлку;

Побеседовать с ребенком о предстоящем празднике, что он обозначает;

Совместно украсить новогоднюю ёлку, рассмотреть её и рассказать, как и какими игрушками украшают лесную красавицу;

Сходить с ребёнком на новогодние представления.

1.

Праздник, представление, Дед Мороз, шапка, шуба, борода, валенки, рукавицы, Снегурочка, корона, хоровод, подарки, ёлка, игрушки, хлопушки, бусы, гирлянды, шары, фонарики, колокольчики, лампочки, огоньки, петрушки, зайки, мишки, зима, мороз, холод, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снежки, снеговик, сугробы, горка, лёд, сосульки и т.д.

Праздничный, яркие, блестящие, весёлые, сказочные, зелёная, пушистая, нарядная, блестящая, снежная, морозная, холодная, белые, лёгкие, холодные, красивые, узорчатые, и т.д.

Танцуют, веселятся, смеются, радуются, пляшут, поют, читают, играют, поздравляют, получают, благодарят, падает, кружится и т.д.

4.Проиграть в игры

Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый год)

К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... (елка)

Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные... (игрушки)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).

Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощекий,
Кто же это? ...(Дед Мороз)

Раз, два, три, четыре, пять.

Новый год идём встречать.

Рядом с ёлкой в Новый год

Дети водят хоровод.

На ветвях для детворы

Есть гирлянды и шары,

Колокольчики висят,

Ярко лампочки горят.

К нам приедет Дед Мороз

Привезёт подарков воз.

И конфеток 2 мешка

Для меня и для дружка.

(Пальчики шагают.)

(Скрещиваем пальчики ладоней), (Показывая круг, шагая пальчиками)

(Кулачок-ладошка)

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

(Поглаживаем «бороду»)

(«Рисуем в воздухе круг»)

(Показываем пальцы обеих ладоней)

(Прижимаем ладонь к груди, показываем на рядом сидящего)

8. Попросите ребёнка рассказать о проведении праздника в детском саду и вашего семейного новогоднего праздника. Помогите ему составить интересный рассказ, где есть начало, содержание и конец рассказа.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. НОВЫЙ ГОД

Новая лексика

Существительные:

лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки

(лыжные), украшения (елочные), праздник

(Новый год, Рождество), лопата, хоккей, клюшка, шайба.

Глаголы:

ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, катать,

сгребать, разгоняться.

Прилагательные:

лыжный, быстрый, зимний, скользкий, искристый, липкий, рыхлый (снег), новогодний, рождественский, крещенские (морозы).

Наречия:

шумно, весело, радостно, нарядно, празднично, интересно, сказочно, ловко, лихо.

Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник

(какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...

Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учить детей различать и правильно употреблять предлоги {на, под, за, в) в предложении, развивать зрительное

внимание.

Ход игры. Перед детьми ёлка: на ёлке шарики, под ёлкой коробка, в коробке - подарки, за ёлкой зайчик. Воспитатель

обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все

ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарики висят под ёлкой. - Неправильно! -

Какие слова перепутал Незнайка? - «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. - Неправильно! Подарки лежат в коробке. - Какие слова перепутал Незнайка? - «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание, правильно строить предложение, развивать слуховоевнимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди ёлку»

Цели: совершенствовать фонематические представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять место

звука в слове (начало, середина, конец).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо на

ковролинографе), в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на нижних

В которых звук [н] в конце, на ветках посередине - в середине.

Картинки: конфета, носорог, гномик, бантик, слон, машина, телефон, нота.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонические процессы, умение определять последовательность

ков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (раскрасить кружки: твёрдые согласные

звуки - синим цветом, мягкие согласные - зелёным, гласные - крас-ным).

СТАРЫЙ ГОД

Все ждут, конечно, Новый год,

А я - жалею Старый.

Ведь он совсем от нас уйдёт!

Мне даже грустно стало.

А я уже привык к нему,

Я за год с ним сдружился.

Я с ним сдружился потому,

Что плавать научился,

Что море видел первый раз

И что сестрёнка родилась.

Мне правда грустно стало,

Что год уходит старый.

Е. Григорьева

Нарядили ёлку в праздничное платье:

В пёстрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,

поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезится им ёлка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

К. Фофанов

НОВЫЙ ГОД

На реке искрится лёд,

Снег кружится нежно.

Славный праздник Новый год,

Потому что снежный!

Дед Мороз рукой махнёт -

Запоём мы звонко.

Славный праздник Новый год,

Потому что громкий!

На столе огромный торт,

Пряник, шоколадка.

Славный праздник Новый год,

Потому что сладкий!

Вокруг ёлки хоровод,

Огоньки на ветках...

Славный праздник Новый год!

Жаль, бывает редко.

А. Румянцев

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

ЗИМНИЙ ГОСТЬ

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья...

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

Н. Найдёнова

ЧТО ЗА ГОСТЬЯ К НАМ ПРИШЛА?

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не мишка косолапый,

Хоть её мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ёжик,

Хоть на ёжика похожа.

Кто пушист, хоть не цыплёнок, -

Должен знать любой ребёнок.

Догадаться очень просто,

Кто пришёл к нам нынче в гости?

Р. Фархади

Текст для пересказа

ПОЕЗД

Везде снег. У Маши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины - к Мишиным. Мишины - к Машиным. Получился поезд. Миша

кричит: - Ту-ту! Он машинист.

Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор.

А папа тянет за верёвочку и приговаривает: - Чух-чух... Чух-чух...

Значит, он паровоз.

Вопросы:

Как звали детей, которые катались на санках?

Чего не было у папы?

Что придумал папа?

Во что стали играть дети?

Кем был Миша?

Кем была Маша?

Что делал папа?

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Наступило утро 31 декабря. Петя проснулся очень рано, он знал - сегодня долгожданный праздник Новый год. Он

встал с кровати и прислушался - было тихо. Все спали. Петя вышел из комнаты и пошёл в гостиную. Там стояла

большая новогодняя ёлка. И вдруг, подойдя к самой двери, он услышал какой-то шум...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Новый год»

Предметы:

Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки:

новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.

Действия:

украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Задания

1. Один – много:

(именительный падеж множественного числа): шар – шары, праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

2. Есть – нет:

(родительный падеж единственного числа): шар – нет шара праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

  1. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …; одна елка, две … , три …, четыре …, пять… . одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

  1. Работа с картинкой.

Какой веселый праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся у Новому году? Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем? Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков? Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена? Какие елочные игрушки есть у тебя дома?

Тема "Новый год"

Повторить приметы зимы, зимние месяцы, выучить стихи про Новый год, Деда Мороза, Снегурочку или новогоднюю ёлку;

Побеседовать с ребенком о предстоящем празднике, что он обозначает;

Совместно украсить новогоднюю ёлку, рассмотреть её и рассказать, как и какими игрушками украшают лесную красавицу;

Сходить с ребёнком на новогодние представления.

  1. Предметный словарь (имя сущ. что это?):

Праздник, представление, Дед Мороз, шапка, шуба, борода, валенки, рукавицы, Снегурочка, корона, хоровод, подарки, ёлка, игрушки, хлопушки, бусы, гирлянды, шары, фонарики, колокольчики, лампочки, огоньки, петрушки, зайки, мишки, зима, мороз, холод, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снежки, снеговик, сугробы, горка, лёд, сосульки и т.д.

2.Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)


Праздничный, яркие, блестящие, весёлые, сказочные, зелёная, пушистая, нарядная, блестящая, снежная, морозная , холодная, белые, лёгкие, холодные, красивые, узорчатые, и т.д.

3.Глагольный словарь (Что делают? Что с ними можно делать?):

Танцуют, веселятся, смеются, радуются, пляшут, поют, читают, играют, поздравляют, получают, благодарят, падает, кружится и т.д.

4.Проиграть в игры

«Раздели слова на слоги!», «Нет чего?», «Много чего?, «Один-много», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!»,

«Какой, какая, какие!», «Что делают?!».

5. Учим разгадывать загадки, мыслить, чувствовать рифму.


Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый год)

К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... (елка)

Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные... (игрушки)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).

Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощекий,
Кто же это? ...(Дед Мороз)

6.Закрепить пальчиковую гимнастику «Новый год».

Раз, два, три, четыре, пять.

Новый год идём встречать.

Рядом с ёлкой в Новый год

Дети водят хоровод.

На ветвях для детворы

Есть гирлянды и шары,

Колокольчики висят,

Ярко лампочки горят.

К нам приедет Дед Мороз

Привезёт подарков воз.

И конфеток 2 мешка

Для меня и для дружка.

(Пальчики шагают.)

(Скрещиваем пальчики ладоней), (Показывая круг, шагая пальчиками)

(Кулачок-ладошка)

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

(Поглаживаем «бороду»)

(«Рисуем в воздухе круг»)

(Показываем пальцы обеих ладоней)

(Прижимаем ладонь к груди, показываем на рядом сидящего)

7. Выучить стихи наизусть (можно любые на ваш выбор).

8. Попросите ребёнка рассказать о проведении праздника в детском саду и вашего семейного новогоднего праздника. Помогите ему составить интересный рассказ, где есть начало, содержание и конец рассказа.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. НОВЫЙ ГОД

Новая лексика

Существительные:

лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки

(лыжные), украшения (елочные), праздник

(Новый год, Рождество), лопата, хоккей, клюшка, шайба.

Глаголы:

ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, катать,

сгребать, разгоняться.

Прилагательные:

лыжный, быстрый, зимний, скользкий, искристый, липкий, рыхлый (снег), новогодний, рождественский, крещенские (морозы).

Наречия:

шумно, весело, радостно, нарядно, празднично, интересно, сказочно, ловко, лихо.

Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник

(какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...

Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учить детей различать и правильно употреблять предлоги {на, под, за, в) в предложении, развивать зрительное

внимание.

Ход игры. Перед детьми ёлка: на ёлке шарики, под ёлкой коробка, в коробке - подарки, за ёлкой зайчик. Воспитатель

обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все

ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарики висят под ёлкой. - Неправильно! -

Какие слова перепутал Незнайка? - «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. - Неправильно! Подарки лежат в коробке. - Какие слова перепутал Незнайка? - «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание, правильно строить предложение, развивать слуховоевнимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди ёлку»

Цели: совершенствовать фонематические представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять место

звука в слове (начало, середина, конец).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо на

ковролинографе), в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на нижних

В которых звук [н] в конце, на ветках посередине - в середине.

Картинки: конфета, носорог, гномик, бантик, слон, машина, телефон, нота.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонические процессы, умение определять последовательность

ков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (раскрасить кружки: твёрдые согласные

звуки - синим цветом, мягкие согласные - зелёным, гласные - крас-ным).

Стихи для чтения и заучивания наизусть

СТАРЫЙ ГОД

Все ждут, конечно, Новый год,

А я - жалею Старый.

Ведь он совсем от нас уйдёт!

Мне даже грустно стало.

А я уже привык к нему,

Я за год с ним сдружился.

Я с ним сдружился потому,

Что плавать научился,

Что море видел первый раз

И что сестрёнка родилась.

Мне правда грустно стало,

Что год уходит старый.

Е. Григорьева

НАРЯДИЛИ ЁЛКУ В ПРАЗДНИЧНОЕ ПЛАТЬЕ...

Нарядили ёлку в праздничное платье:

В пёстрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,

поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезится им ёлка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

К. Фофанов

НОВЫЙ ГОД

На реке искрится лёд,

Снег кружится нежно.

Славный праздник Новый год,

Потому что снежный!

Дед Мороз рукой махнёт -

Запоём мы звонко.

Славный праздник Новый год,

Потому что громкий!

На столе огромный торт,

Пряник, шоколадка.

Славный праздник Новый год,

Потому что сладкий!

Вокруг ёлки хоровод,

Огоньки на ветках...

Славный праздник Новый год!

Жаль, бывает редко.

А. Румянцев

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

ЗИМНИЙ ГОСТЬ

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья...

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

Н. Найдёнова

ЧТО ЗА ГОСТЬЯ К НАМ ПРИШЛА?

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не мишка косолапый,

Хоть её мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ёжик,

Хоть на ёжика похожа.

Кто пушист, хоть не цыплёнок, -

Должен знать любой ребёнок.

Догадаться очень просто,

Кто пришёл к нам нынче в гости?

Р. Фархади

Текст для пересказа

ПОЕЗД

Везде снег. У Маши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины - к Мишиным. Мишины - к Машиным. Получился поезд. Миша

кричит: - Ту-ту! Он машинист.

Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор.

А папа тянет за верёвочку и приговаривает: - Чух-чух... Чух-чух...

Значит, он паровоз.

Я. Тайц

Вопросы:

Как звали детей, которые катались на санках?

Чего не было у папы?

Что придумал папа?

Во что стали играть дети?

Кем был Миша?

Кем была Маша?

Что делал папа?

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Наступило утро 31 декабря. Петя проснулся очень рано, он знал - сегодня долгожданный праздник Новый год. Он

встал с кровати и прислушался - было тихо. Все спали. Петя вышел из комнаты и пошёл в гостиную. Там стояла

большая новогодняя ёлка. И вдруг, подойдя к самой двери, он услышал какой-то шум...


Наталья Шулепова
Домашнее задание для родителей в старшей логопедической группе «Новый год. Хвойные деревья. Звуки [З]-[З’]»

Лексическая тема «Новый год . Хвойные деревья Звуки «З,З’»

Задания

1. Один – много : (именительный падеж множественного числа) :

шар – шары сосна - …

праздник - … ель - …

елка - … кедр - …

гирлянда - … пихта - …

игрушка - … шишка - …

хоровод - … пень - …

2. Есть – нет (родительный падеж единственного числа) :

шар – нет шара пень - …

праздник - … дерево - …

елка - … сосна - …

гирлянда - … ствол - …

игрушка - … хвоя - …

хоровод - … иголка - …

3. Посчитай :

один подарок, два, три, четыре, пять …;

одна елка, две …, три, четыре, пять… .

одно дерево , два, три, четыре, пять …

одна сосна, два, три, четыре, пять …

одна гирлянда, два, три, четыре, пять …

4. Подбери признаки (не менее трех признаков) :

Сосна (какая) – …

ель (какая) - …

Кедр (какой) --.

5. Подбери действия (не менее трех действий) :

Иголка (что делает) – …

гирлянда (что делает) - …

Ёлка (что делает) - …

6. Какая ветка?:

у ели - еловая,

у сосны - …

у кедра - …

у пихты - …

7. Скажи ласково :

Ветка- веточка

иголка - …

сосна - …

дерево - …

пень – …

шишка - …

8. Закрась схемы слов :

9. Напечатай букву

10. Вырежи новогодние сюжеты из открыток, журналов и т. д., приклей в тетрадь и придумай новогоднюю сказку.

Публикации по теме:

Домашнее задание к лексической теме «Ходит осень по дорожкам. Овощи» Тема: «Ходит осень по дорожкам. Овощи». Советую дома 1. Прочитайте ребенку стихотворение: Падают, падают листья, В нашем саду листопад, Желтые,.

Домашнее задание по лексической теме «Правила дорожного движения» I. Понаблюдайте с ребёнком на улице за движением различного транспорта, покажите во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ «9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ» Поговорите с детьми об основных функциях государственной.

ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: - учить детей.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Посуда» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Посуда» Цель: Формирование и развитие умения у.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей логопедической группы по лексической теме «Мебель» Коррекционно-образовательные цели: - Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении. - Совершенствование грамматического.