Какой воздух высоте 10 км. Какой процентный состав воздуха на больших высотах

В Египте 3 ноября началась расшифровка «черных ящиков» разбившегося российского самолета. Местные журналисты, однако, еще за сутки до этого сообщили, что судя по информации на бортовых самописцах, экипаж лайнера не запрашивал у авиадиспетчеров аварийную посадку, а также, что никакого внешнего воздействия на лайнер оказано не было . Вскоре также была растиражирована новость о том, что за четыре минуты до трагедии на борту якобы появились «нехарактерные для штатного полета звуки». Между тем, в Росавиации просят воздержаться от любых выводов до того, как будут озвучены официальные результаты расследования.

Ситуацию в эфире Радио «Комсомольская Правда» мы обсуждали с действующим штурманом - Сергеем Кудряшовым .

«Перед каждым полетом самолет сам себя тестирует»

- Какова вероятность, что экипаж, зная о неполадках самолета, может отказаться от полета? Сядет ли экипаж в неисправный самолет?

Вероятность – ноль. Экипажи, которые летают на самолетах гражданской авиации, никогда не будут брать на себя ответственность, которая им не нужна. Это первое. Второе - это уровень современного состояния техники, которую сейчас эксплуатируют в авиакомпаниях. Самолеты фирмы «Airbus Industrie» оснащены многократным внутренним контролем всех систем. В том числе перед каждым полетом самолет сам себя тестирует и выдает специальный листинг – то есть, печатает состояние систем и указывает, какая из них и в каком состоянии.

Сергей Кудряшов - о крушении российского самолета

Кроме того, существуют еще системы дистанционного предупреждения. Самолет сам предупреждает компанию о том, что он неисправен. По линии связи телеметрическая информация посылается в саму авиакомпанию. Это независимо от технического персонала. И в соответствии с этим уже все прекрасно представляют, что самолет в нелетном состоянии. Если произошло внешнее разрушение конструкции на земле, имеется в виду, оторваны какие-то элементы конструкции, которые явно видны, за этим следит экипаж летный, который обходит самолет и внимательно смотрит состояние его. Кроме того, существуют наземные системы контроля. Я имею в виду человеческие – механики обходят, смотрят, заправляют. Визуальный контроль постоянно проводится на предмет целостности конструкции самолета.

Неисправный самолет летать не может. В соответствии с этим нужно тоже задавать себе вопрос, у каждого летчика есть семья, есть дети, нужно зарабатывать деньги, а не быть камикадзе для того, чтобы делать нарушение за нарушением, пытаться лететь на том, что лететь не может в принципе. Я считаю, эту версию нужно исключить из рассмотрения.

«В экипаж навыки врублены топором»

- Сколько нужно времени, чтобы сообщить диспетчерам об изменении обстановки?

Экипаж, который летает на самолетах типа «Эйрбас», «Боинг», на наших самолетах – на Ил-96, на других – это люди, которые прошли очень и очень серьезную школу. В них навыки врублены топором. В соответствии с необходимостью они сразу выдают те необходимые действия, которые могут совершить. Если произошло что-то с самолетом, сначала идет оценка состояния - необходимо разобраться, что происходит. Начинают мигать какие-то сигнальные табло либо появляются сообщения на экранах дисплеев, многофункциональных индикаторов, которые стоят в кабине. Либо возникают мигающие предупредительные сигналы. В них надо разобраться. Уходит какое-то время. Если мы приняли решение, что на борту неполадки, а самолет летит нормально, но мы анализируем ситуацию по сигнализации, тогда необходимо выдать речевое сообщение либо радиосообщение о том, что у нас на борту проблемы. Mayday – так называемым SOS. Вот чтобы даже эту команду выдать, нужно осознанно нажать несколько раз кнопки, чтобы команда пошла в эфир и чтобы наземные службы приняли эту команду и подготовились к тому, чтобы спасать самолет. Следующее принятое решение – о том, что самолет мы будем сажать на ближайшем аэродроме под управлением авиационно-диспетчерских специалистов, которые нас будут вести и руководить нашим заходом. Целый комплекс действий, которые надо предпринять.

В данном случае, который произошел, ничего предпринято не было. Самолет сразу перешел в неуправляемое падение. Сейчас некоторые специалисты говорят: он в штопор перешел. Штопор – это аэродинамическая фигура, которая определенными законами описывается. В данном случае такого не было. Было беспорядочное падение, которое привело к тому, что самолет в уже перевернутом состоянии упал на землю. И, следовательно, произошло такое явление на борту катастрофическое, что не позволило экипажу сделать ни одного действия, которое предписывает им руководство по летной эксплуатации воздушного судна и действия в особых условиях.

«Есть версия, что состоялась взрывная декомпрессия самолета»

- По всей видимости, они погибли моментально?

Они либо погибли моментально, либо находились в таких условиях, что им тут же нужно было бороться за живучесть воздушного судна, спасать пассажиров, действовать всеми доступными им средствами для того, чтобы предотвратить катастрофическое развитие ситуации.

- Появилась информация, что перед тем как лайнер пропал с экранов радаров, на записи из кабины пилота появились нехарактерные для штатного полета звуки. Что это может быть?

Тут нужно дождаться расшифровки речевого самописца, который записывает все звуки, которые происходили при радиообмене, при переговорах внутри кабины, при переговорах между кабиной экипажа и салоном пассажирским. Все звуки там записывались. Говорить о том, что появилось нечто , что-то там произошло... Мы с вами не сможем оценить точно, что произошло в этой ситуации.

Сегодня была опубликована версия о том, что специалисты признают, что состоялась взрывная декомпрессия самолета. То есть, практически давление, которое было в кабине, полностью сравнялось с атмосферным на высоте 10 тысяч метров.

Когда мы летим с вами, в кабине у нас атмосферное давление, которым мы привыкли дышать, а на 10 тысячах метров произошла мгновенная разгерметизация, которая привела к тому, что у нас сразу ушло привычное для жизнедеятельности людей давление. Это говорит о том, что сразу, в какие-то доли секунды это произошло. И весь состав, который находился в самолете, он уже был обездвижен, как минимум.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

«Люди фантазируют»

Новость о «нехарактерных звуках» на борту в эфире Радио «Комсомольская Правда» прокомментировал также бывший пилот, специалист по безопасности полетов Александр Романов. Эксперт считает, что верить сейчас любой информации нельзя - нужно дождаться официальных заявлений.

Александр Романов - о вбросах в СМИ

Я думаю, что это совершенно недостоверная информация. Потому что первая информация была о том, что пилоты доложили об отказе техники. Еще писали, что были стоны слышны из-под обломков. Это все какая-то очередная утка или вброс. Люди фантазируют иногда, сами знаете, - предупредил специалист. - Мне кажется, ящики еще не расшифровывали. Потому что окончательно комиссия не сформирована, а без нее открывать их не могут.

Выражаем соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе.

Эксклюзив ВГТРК с места катастрофы: увиденное вызывает озноб. Обломки российского самолета, потерпевшего крушение в Египте, разбросаны на территории примерно в 30 квадратных километров, об этом заявил в эфире телеканала "Россия24"

С подъемом на высоту атмосферный воздух разрежается, а скорость его движения резко увеличивается. Температура воздуха в пределах тропосферы (до 5-18 км) снижается в среднем на 0,65° на каждые 100 м подъема на высоту. На высоте 10 км от поверхности земли температура воздуха достигает -55°, а на высоте 30 км -92°. С высоты 5 км воздух практически не содержит водяных паров. Сухой воздух с низкой температурой обладает большой охлаждающей способностью й требует хорошей теплозащиты человека.

Подъем на высоту до 3500 м (давление 493 мм рт. ст.) переносится большинством людей удовлетворительно при усилении деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. ВыШе 4000 м у большинства здоровых людей наступает кислородная недостаточность (гипоксия)^ которая по мере ее углубления проявляется рядом расстройств, объединенных под общим названием «высотной» болезни.

Самолеты снабжены герметизированными кабинами, в которых поддерживаются температура, влажность и давление воздуха на заданном уровне.

При длительных полетах на высоте давление воздуха в герметизированных кабинах поддерживается искусственно на уровне 634 мм рт. ст., что соответствует давлению в открытой атмосфере на высоте 1500 м.

Аварийная разгерметизация кабины самолета на больших высотах может привести к декомпрессионной„болезни, которая является следствием выделения газов (в основном азота) из тканей и жидкостей организма при быстром понижении барометрического давления. Она проявляется болью вокруг суставов, зудом, тошнотой, рвотой. Может наступить обморочное состояние. К другим деком-прессионным расстройствам относятся воспаление среднего уха (аэроотит), воспаление лобной и других пазух и расширение газов в кишечнике (высотный метеоризм).

Защита летчика от влияния внезапного понижения давления при разгерметизации кабины осуществляется подачей кислорода через кислородный прибор в течение всего полета и применением гермошлема или высотного скафандра (рис. 146).

Изменение скорости или направления полета (ускорение 1) вызывает механические напряжения в теле человека, которые называются перегрузками. Чем больше и длительнее перегрузка, тем большее напряжение испытывает тело. Перегрузки являются причиной механического смещения подвижных частей организма (главным образом крови). Если внешняя сила, являющаяся причиной ускорения, действует в направлении от ног к голове, принято говорить о положительном ускорении (катапультирование, петля Нестерова). Действие силы в обратном направлении (от головы к ногам) вызывает отрицательное ускорение (штопор). Ускорение, направ-

Полезные советы

В свете регулярных жутких новостей, касающихся авиакатастроф, люди, не имеющие отношения к авиаперевозкам, невольно задумываются о безопасности перелетов . Возникают вопросы, ответы на которые нигде не найти.

Для чего нужна кислородная маска? Что опаснее - взлет или посадка? Для Вас отвечает профессиональный пилот со стажем, руководитель летной и технической подготовки капитан Дейв Томас (Dave Thomas), работающий в компании British Airways.


Безопасность полетов

У миллионов пассажиров по всему миру мысль о полете вызывает страх. А в некоторых крайних случаях это чувство и вовсе заставляет отказаться от путешествий. Обоснованы ли эти страхи? Давайте разберемся.

Сейчас перелеты безопаснее, чем 10-20 лет назад?


Полеты на современных реактивных самолетах в настоящее время имеют высокую степень безопасности.

По статистике с 2009 года на 1 млн. полетов несчастных случаев стало в 4 раза меньше. Вся система полетов в первую очередь ориентируется на повышение безопасности авиаперевозок.

Каков риск, что самолет разобьется?


Шансы, что самолет, на котором Вы путешествуете, разобьется, мизерные. Гораздо больше шансов разбиться на автомобиле, доставляющем Вас в аэропорт.

Статистика Международной ассоциации воздушного транспорта показывает, что количество несчастных случаев в мировой авиации постоянно падает из года в год.

Следует отметить, что авиакомпании не почивают на лаврах и неустанно работают для организации максимально безопасных полетов.

Опасна ли зона турбулентности?


Это, может быть, главное, что беспокоит нервных путешественников, которые приходят в ужас от небольшой тряски и объявления о пристегивании ремня безопасности. Но на самом деле не о чем беспокоиться.

В зоне турбулентности пассажиры чувствуют дискомфорт, но это не опасно. Тем не менее, всегда лучше следовать советам по безопасности и пристегнуть ремень, чтобы избежать потенциальных незначительных травм.

Капитан воздушного корабля должен консультировать пассажиров при любой турбулентности в качестве дополнительной меры безопасности.

Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10 км?


Эта высота является своего рода компромиссом между эффективностью двигателя и аэродинамикой для реактивных самолетов.

Современные газовые турбины двигателей работают более эффективно на высоте около 10 км, в отличие от турбовинтовых самолетов (смесь газовой турбины и винта), которым нужна высота ниже (6-8 км).

Что рискованней - взлет или посадка?


Как взлет, так и посадка – маневры, требующие от пилота высокого уровня мастерства. Поэтому специальные государственные организации (и в первую очередь сами авиакомпании) очень строго подбирают персонал и обучают пилотов на современных тренажерах, что помогает им максимально отточить навыки управления воздушным судном.

Для маневров на некоторых аэропортах, а также во время неблагоприятных погодных условий необходимы дополнительные навыки и процедуры. Но благодаря современным тренажерам обучение пилотов становится намного эффективнее, чем это было раньше.

Почему в самолетах нет парашютов?


Пилотов учат приземляться в случае неисправностей. Это намного безопаснее и практичнее. К тому же грамотно организовать аварийную высадку пассажиров посредством парашютов крайне тяжело (даже невозможно).

Почему гражданские самолеты не летают над военными зонами?

Авиакомпании тесно сотрудничают с государственными (и не только) органами безопасности, чтобы гражданские самолеты не летали над опасными боевыми зонами.

Именно такой случай был с Malaysian Airlines (борт MH17) в июле прошлого года, когда погибло 298 человек. Авиакомпания позволяла летать своим самолетам в зоне боевых действий, недооценив риски в конфликтной зоне.

Местные авиационные власти делают оценку и рекомендации, которые затем передают в NOTAM (извещение для пилотов). А авиакомпании в свою очередь выбирают, как поступать.

Безопасность в самолете

Куда спускается вода в туалете самолета?


Что такое черный ящик?


Черный ящик на самом деле оранжевого цвета. В нем содержится записывающее устройство, на котором сохраняются все разговоры пилотов.

В современных самолетах также есть и так называемые QARs или Quick - рекордеры, которые записывают даже больше информации, чем это обычно нужно.

Почему во время посадки объявляют, чтобы пассажиры закрывали шторки окон?


Это делается для того, чтобы человек не был ослеплен и привык к большему количеству света за бортом самолета.

Объявление о закрытии шторок окон носит исключительно рекомендательный характер и обеспечивает комфорт пассажиров.

Для чего выпадают кислородные маски?


Кислородные маски в самолетах – это достаточно умный механизм , который определяет необходимость в маске путем мониторинга давления внутри самолета. Кислородные маски могут автоматически развертываться. Также есть отдельная кнопка на борту, которая делает то же самое.

Как часто у пилотов проверяются знания?


Профессиональные пилоты - это одна из самых высокооплачиваемых профессий, а потому требует регулярной переаттестации.

Все пилоты в течение двух дней проверяются на специальном тренажере каждые шесть месяцев. Их также тестируют в "живом" полете один раз в год.

Учебный курс управления новым типом самолета может занять от трех недель до трех месяцев, в зависимости от того, летал ли прежде пилот на подобных воздушных судах или нет. Для любой авиакомпании очень важна репутация, поэтому безопасность полетов является всегда главным приоритетом.

Какое место в самолете является наиболее безопасным?


Все пассажирские сидения имеют очень высокие стандарты безопасности. К тому же авиалайнеры по статистике - это самый безопасный вид транспорта в мире.

Отправляясь в путешествие на самолете, оставив позади не самый комфортный момент взлета, пассажир за считанные минуты оказывается в заоблачных высотах. При чистом небе через окно самолета можно видеть проплывающие далеко внизу кусочки земли, в пасмурную же погоду самолет оказывается выше туч, которые тоже проплывают где-то под ним.

На какой же высоте летают пассажирские самолеты? После взлета часто объявляют, что борт находится на высоте в 10 км. У любознательного человека наверняка возникает вопрос – почему полеты выполняются именно на такой высоте, чем она лучше других?

На какую высоту поднимаются самолеты?


10 км высоты – это средний показатель. Как правило, речь идет о диапазоне в рамках 9-12 километров, где прокладываются курсы самолетов, которые перевозят пассажиров. Причем выбирает высоту не пилот. Вопрос решается диспетчером, именно он производит расчет высоты для каждого отдельно взятого рейса. Пилот же обязан слушать все руководства диспетчера и в точности выполнять их. В противном случае возникает риск столкновения с другими бортами – такое крайне редко, но случается.

: самолеты могут подниматься на высоту более 37 километров. Но речь идет не о гражданских бортах, а об истребителях-перехватчиках. У них совершенно другие технические показатели.

Высота и показатели воздуха


Высота и давление

Известно, что на большой высоте воздух разреженный. Это объясняется простым обстоятельством. Атмосфера планеты удерживается ее же силой притяжения. Сила эта мощнее всего проявляет себя у поверхности, удерживая воздушную оболочку планеты, обеспечивая ей максимальную плотность именно в нижних слоях. Чем выше, тем слабее давление воздуха. Давление возрастает ближе к поверхности от веса верхних слоёв воздуха, как в океане давление растет из-за верхних слоев воды. Самолет и показатели его полета сильно зависят от показателей воздуха, от его плотности в первую очередь.

Материалы по теме:

Почему закладывает уши в самолете?

Воздух нужен для обеспечения подъемной силы, для нормальной работы двигателей. Стоит помнить, что без кислорода процесс горения не происходит, двигатель глохнет. Если плотность небольшая – это плохо, но слишком большая тоже не нужна. Оптимальные для гражданских самолетов условия наблюдаются на высоте в 10 км, в воздушном коридоре от 9 до 12 км в зависимости от погодных и других условий.

Слишком большая плотность не нужна по той причине, что она не дает развивать необходимую скорость. Плотные воздушные массы тормозят движение самолета точно так же, как вода тормозит движения пловца. Каждый человек замечал, что в воде не удается быть таким быстрым и ловким, как на суше. Это происходит по причине более высокой плотности водной среды по сравнению с воздушной.

Материалы по теме:

Почему окна самолета круглые?

Подобная же разница, не столь выраженная для человека, но весьма ощутимая для самолета, который движется со скоростью в несколько сотен километров в час, наблюдается и между воздушными массами на разной высоте. Помимо проблем с развитием скорости, полет на малой высоте приносит большие топливные расходы, в то время как при движении в более разреженных воздушных массах топлива тратится меньше. Это взаимосвязанные явления – чтоб продвигаться в более плотном пространстве, требуется больше энергии, а следовательно, больше топлива.

Материалы по теме:

Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?

Оптимальные показатели высоты

Плотность воздуха в таких пределах остается достаточной, чтобы удерживать на лету борт, летящий с указанной скоростью. На больших высотах требуется развивать более значительную скорость. Так, при полете на высоте в 12-15 км гражданский самолет мог бы передвигаться только на сверхзвуковых скоростях, в противном случае воздушные массы не смогли бы удержать его на лету.

Современные конструктивные характеристики гражданских самолетов делают для них оптимальной именно эту высоту. Впрочем, они вполне могут летать и на других высотах, если это необходимо, несколько выше или гораздо ниже. Но это нерационально, и может оказаться опасным. Пилоты гражданских рейсов отвечают за жизни сотен людей, находящихся на борту, им нет никакого смысла рисковать, это было бы безответственно. Потому они придерживаются задаваемых им пределов, а диспетчер стремится провести каждый из самолетов наиболее безопасным и рациональным для него путем.

Материалы по теме:

Почему у пассажирских самолетов два или четыре двигателя?

Таким образом, высота в 10 км оптимальна для гражданских самолетов по причине плотности воздуха и других показателей окружающей среды, характерных для таких высот. Это наиболее рациональная, экономичная, безопасная, удобная высота, в рамках которой проходит весь основной путь самолета, исключая моменты его взлета и посадки, либо нештатные ситуации, связанные со встречными рейсами в коридоре, погодными условиями, другими обстоятельствами, когда пилоты оказываются вынужденными лететь выше или ниже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

  • Почему перед дождем ласточки…