Как называется справка о налогах. Образец заявления о задолженности по налогам

Налоговая система РФ включает в себя взимание с физических и юридических лиц налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей с учётом применения соответствующего порядка, установленного Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ) и некоторыми иными законодательными актами федерального и регионального уровней.

Все налоговые ставки федерального уровня одинаковы для граждан России, независимо от того, проживают они в Москве или в ином регионе, также они распространяются и на иностранцев, зарегистрированных на территории РФ и осуществляющих предпринимательскую или иную деятельность.

Закон предусматривает несколько видов налогов и сборов:

  • НДФЛ;
  • на прибыль компании;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • акцизы;
  • водный;
  • государственная пошлина.

Налоговая система РФ регулируется НК

Для взимания налогов предусматриваются такие налоговые системы, как ОСНО (общий), УСН (упрощённый), ПСН (патентный), ЕНВД (единый вмененный), ЕСХН (единый сельскохозяйственный), а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Интересно! Налоговая система РФ имеет федеральную, региональную (областную) и местную структуру, поэтому уровень налогового отчисления будет зависеть от уровня бюджета, зачислению в который оно подлежит.

Своевременно платить налоги - обязанность каждого гражданина и бизнесмена. В случае неуплаты налогов предусмотрена ответственность. Чтобы доказать свою порядочность перед государством или партнёрами и отсутствие налоговых нарушений, может понадобиться справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Для чего может понадобиться справка об отсутствии задолженности по налогам

В первую очередь в справке указывается факт наличия выполненных или невыполненных физическим лицом обязательств перед госбюджетом.

Обратите внимание! Для получения нужного документа лучше сначала рассчитаться по долгам перед бюджетом и внебюджетными фондами в полном объёме, а затем обратиться в ИФНС с письменным запросом.

Виды справок об отсутствии задолженности по налогам

20 января 2017 года вступил в силу обновлённый Приказ ФНС № ММВ-7-8/20@, устанавливающий порядок оформления такой справки и утверждающий её новую форму. Его нормы действуют и в 2018 году.

Законодательство предусматривает 2 вида справок:

  • форма КНД 1160080 о состоянии расчётов по уплачиваемым организациями и ИП налогам, пеням, сборам, штрафам, страховым взносам и процентам;
  • форма по КНД 1160081, выдаваемая для граждан, не являющихся ИП.

Образец справки

Подтверждающая отсутствие задолженности по налогам справка должна быть заполнена в соответствии с приложением, утверждённым тем же приказом ФНС.

Обратите внимание! Перед тем как точно определить сумму долга, специалисты налогового органа принимают во внимание всю информацию, находящуюся в их базе данных.

Если же заявитель имел отношения с другими (не по своему месту жительства или нахождения) ИФНС, то проверяется своевременность перечисления налоговых платежей и там.

Информация выдаётся на момент регистрации справки.

Справка выглядит следующим образом и включает в себя:

  • Ф. И. О. физического лица, ИП или компании (например, ООО);
  • место проживания физического лица, адрес расположения компании, КПП или ИНН;
  • факт отсутствия задолженности в виде налогов, пени или штрафов;
  • период, на который приходится задолженность;
  • название отделения ИФНС, которое выдало документ, и его код;
  • должность руководителя ИФНС и его Ф. И. О.;
  • подпись и печать налогового органа.

Как выглядит справка - образец

Где и как получить справку?

Выдать справку могут только на основании личного запроса физического лица. Представители ФНС не будут проявлять инициативу и высылать человеку или руководителю компании заполненную справку.

Сотрудники налоговой начинают собирать нужную информацию, подтверждающую отсутствие или наличие долговых обязательств, сразу же после того, как получают заявку о выдаче справки. Обращаться нужно в местное отделение ИФНС, на территории которого человек проживает или зарегистрирован в качестве ИП.

Способы подачи запроса

Есть 3 способа заказать справку.

Способ 1

Путём личного посещения отделения налоговой инспекции. После регистрации запроса сотрудник канцелярии прочитает заявление, проверит его правильность и сообщит срок готовности документа.

Способ 2

Направить просьбу по почте заказным письмом с уведомлением о получении. К заявлению нужно приложить соответствующие документы. Если они будут отсутствовать или если будут допущены ошибки при составлении запроса, то в выдаче справки просто откажут.

Заявление можно подать в местное отделение ФНС

Способ 3

В онлайн-режиме путём посещения «личного кабинета» плательщика налогов, открытого непосредственно на сайте ФНС. Это наиболее быстрый и простой вариант. Заполнив предложенную на сайте электронную форму, надо указать причину обращения и способ получения ответа.

Важно правильно составить запрос

Заявление о выдаче справки, подтверждающей отсутствие долгов перед фискальными и иными органами, можно напечатать или написать от руки. Взять соответствующий бланк можно при посещении ИФНС.

Независимо от способа составления и подачи заявления, в нём обязательно должна быть указана такая информация, как:

  • реквизиты компании или ИП, делающих запрос, или паспортные данные физического лица;
  • местонахождение компании или ИП или прописки физического лица;
  • местонахождение и наименование отделения ИФНС;
  • цель обращения и необходимость подтверждения такой информации.

Обратите внимание! Если запрос составлен неверно ли в документах есть ошибки, последует отказ в выдаче нужной справки. Поэтому лучше заранее проконсультироваться у опытного юриста или у специалиста ФНС.

К заполненному ИП или физическим лицом заявлению надо обязательно приложить такой документ, как индивидуальный номер налогоплательщика (его копия) или копию внутреннего паспорта гражданина. Если до подачи запроса были погашены долги, то следует обязательно приложить для налоговой копии чеков или квитанций об оплате.

Сколько делается справка

Если плательщик налогов своевременно производил оплату, то на получение положительного ответа он может рассчитывать в течение 10 дней после регистрации документов в ИФНС (без учёта выходных и праздничных дней). Это даёт возможность рассчитывать на получение ответа в течение 14 дней.

При наличии непогашенной задолженности по налогам, а также пени и штрафов, к соответствующей справке будет приложена письменная информация об отделениях налоговой инспекции, перед которыми остался долг.

Это может произойти в тех случаях, если:

  • плательщик налогов и сборов официально получил от государства отсрочку платежей или их рассрочку;
  • задолженность была реструктуризирована;
  • решение судебного органа по обязанности уплаты налогов и штрафов ещё не вступило в законную силу.

Сам документ будет выдан без уплаты госпошлины.

Что будет, если не выполнены обязательства по уплате налога

Специалисты в налоговой сфере советуют не пускать дело на самотёк, а просто постараться погасить долги. Если срочно надо получить новое подтверждение, то к старому варианту справки можно приложить квитанции об оплате задолженности.

Запрос на получение справки

Если всё-таки будет затребована новая справка, в которой должна быть указана информация об отсутствии неисполненных задолженностей, то достать её можно, уплатив небольшую госпошлину, после чего документ будет готов в течение трёхдневного срока. Ускорить процедуру можно путём обращения за помощью в юридическую компанию. Стоимость «ускорения» будет напрямую зависеть от установленных юридической компанией тарифов.

Важно! Чтобы избежать различных проблем, лучше не накапливать долги, а, заранее о них узнав, быстро оплатить одним из предусмотренных способов.

Периодичность направления запроса о задолженности по уплате налогов и сборов

Такая справка действует не более 10 дней, после чего становится неактуальной по причине постоянных перечислений налоговых платежей. Это особенно важно для ИП или компаний, которые производят оплаты сразу нескольких налогов и сборов. Именно поэтому лучше заказывать справку перед самим событием, для которого она потребуется. К примеру, это может быть требование банка или другого финансового учреждения перед выдачей целевого кредита.

На заметку! Юридическому лицу лучше заказывать такой документ не менее двух раз в год, а представителям малого бизнеса или просто физически лицам обновление может понадобиться один раз в год. В результате можно будет одновременно свериться с реальными суммами оплаченных и начисленных налогов.

Закон не предусматривает временных ограничений по заказу таких справок. Поэтому сделать в течение года можно 5, 10 и 15 запросов, которые подтвердят добросовестность человека, компании или ИП по выполнению налоговых обязательств.

Направлять запрос о задолженности по уплате налогов и сборов можно несколько раз в год

Это особенно актуально для компаний или ИП, работающих с поставщиками, новыми заказчиками или оптовыми покупателями. Если же ИП или компания хотела бы заключить договор с добросовестными контрагентами, то можно потребовать у них именно такой подтверждающий документ.

Таким образом, получить справку, подтверждающую оплату налогов, можно в любое время путём обращения в налоговые органы. Главное - правильно заполнить заявление и приложить нужные документы. Это будет той самой гарантией финансовой надёжности любой компании, каждого ИП или физического лица. Поэтому не стоит лениться, а лучше делать такой запрос периодически по собственной инициативе.

Вряд ли вы встретите того россиянина, который не знал бы, что такое справка о задолженности по коммунальным платежам.

Эту бумагу могут затребовать:

  • при любых операциях с недвижимостью;
  • в кредитных организациях;
  • чтобы зарегистрировать нового жильца в квартире;
  • для оформления субсидии;
  • при получении гражданства РФ;
  • для приватизации жилья и пр.

Чтобы избавить себя от ошибок и бесполезной траты времени, отведенного на оформление различных сделок, нужно четко следовать предписаниям законодательства, действующего в России.

Коммунальные платежи - что говорит закон

Обязанность каждого россиянина оплачивать квартплату и услуги, предоставленные ему, прописана в Жилищном кодексе (ст. 154, ч.3).

Согласно ей каждый гражданин, проживающий в многоквартирном доме, обязан:

  • оплачивать коммунальные услуги;
  • оказывать содействие в возмещении затрат по ремонту дома (включая ремонт и обслуживание общего имущества: линий электропередач, коммуникаций и пр.);
  • осуществлять взносы на капитальный ремонт.

Этот же кодекс устанавливает и порядок этой оплаты: оплата за предыдущий месяц должна производиться не позже 10 числа текущего месяца.

Однако сроки внесения суммы оплаты могут варьироваться:

  • в том случае, если в уставе органа местного самоуправления дома утвержден свой порядок расчетов за предоставленные коммунальные услуги;
  • гражданин, являющийся жильцом этого дома, подал письменное ходатайство насчет изменения сроков оплаты на общее собрание, и его просьба была одобрена.

Этим же законом регулируется и срок подачи квитанций на сверку: это должно быть произведено до первого числа следующего календарного месяца.

Если платеж не был произведен в срок, то насчитывается пеня в размере 0,33% по ставке рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки оплаты. Ставка пени фиксирована, и изменению не подлежит.

Оплата квартиры

Еще не так давно оплатить квартплату и услуги можно было только в кассах коммунальных служб. Это было не очень удобно: службы обычно находятся в разных частях города, и, чтобы оплатить все услуги, приходилось тратить безумное количество времени.

Сейчас ситуация изменилась: способов оплаты стало много больше, и любой гражданин может выбрать наиболее приемлемый лично для себя:

  • через управляющую компанию;
  • при помощи электронных кошельков - через интернет;
  • через терминалы;
  • с помощью Почты России;
  • в кассах кредитно-финансовых учреждений (банки, или небанковские кредитные организации с правом проводить некоторые банковские операции);
  • через банкомат (владельцам пластиковых карт).

Когда нужна справка о неимении долга по квартплате

Подобная справка обычно требуется:

  • при сделках с недвижимостью (покупка, дарение, продажа и пр.);
  • при операциях по кредитованию (для подтверждения платежеспособности заемщика);
  • для приватизации жилья;
  • при оформлении субсидии на коммунальные платежи;
  • по запросу налоговых служб и т.п.

Операции с недвижимостью

По закону справка о наличии или отсутствии задолженности по услугам ЖКХ не включена в список обязательных документов, требуемых при оформлении таких операций. Однако, практически во всех регионах России, при заключении соглашения по купле-продаже недвижимости инспекторы регистрационной палаты все же запрашивают ее.

В реальности же, бумага нужна больше покупателю недвижимости, чтобы он мог быть уверен, что приобретает жилье без задолженностей. Но иногда покупатели дают согласие зарегистрировать сделку и без предоставления продавцом сведений о задолженности по квартире.

Вступление в наследство

Гражданский кодекс РФ, а именно ст. 1175 гласит о том, что «наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя». Это относится и к обязательствам по коммунальным услугам.

Если наследников будет несколько, то каждый из них будет нести ответственность по долгам соразмерно доле полученной собственности.

Впоследствии наследникам будут выписаны новые лицевые счета (после того, как в общем реестре будет сделана соответствующая запись).

Стоит упомянуть, что в практике встречаются частные случаи, когда суд не признает требования истца (в данном случае управляющей компании) и уменьшает величину долга. Поэтому, если имеются законные основания для опротестования суммы задолженности, то долг можно оспорить.

Что делать, если есть долг по квартплате и услугам

К сожалению, не всегда удается вовремя и в полной мере расплачиваться по квартплате: у многих россиян сейчас такая материальная ситуация, что на оплату услуг попросту не остается средств. Задержка оплаты более чем на три месяца – полгода может привести к начислению пени, а также к ограничениям в доступе к пользованию коммунальными услугами: например, накопившаяся задолженность по электроэнергии грозит отключением света.

Возобновляется услуга:

  • после оплаты суммы задолженности (не позднее чем через два дня);
  • после подписания договора о реструктуризации долга (рассрочка, отсрочка).

Добровольный порядок погашения задолженности (рассрочка, отсрочка) – наиболее удобный вариант для должника, потому что позволяет выплачивать долг равными долями в течение указанного периода (обычно это полгода, но срок погашения может быть продлен) не всю сумму сразу.

Долги бывшего владельца

Что говорит по этому поводу закон: что обязанность по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг возникает у собственника только с момента приобретения права на эту собственность (ст. 153 ЖК РФ). Таким моментом принято считать дату выдачи новому владельцу жилья документа о праве собственности. Поэтому, все задолженности, накопившиеся до этой даты, обязан погасить предыдущий владелец жилья. Из этого следует, что требования управляющей компании покрыть долги прежнего владельца незаконны.

Передача долга по коммунальным платежам допустима только при добровольном подписании соглашения между сторонами сделки, либо же тогда, когда этот пункт входит в договор купли-продажи.

Но все это потребует значительных затрат времени, усилий и нервов, поэтому чтобы избежать подобной ситуации, покупателю квартиры желательно попросить продавца похлопотать о справке об отсутствии задолженности по квартплате и услугам.

Где и как взять справку об отсутствии задолженности по квартплате

При появлении надобности получить справку пишется заявление с просьбой о предоставлении этого документа:

  • в ИРЦ (информационно-расчетный центр);
  • в бухгалтерию ТСЖ (ТСН, ЖЭК, УК и т.п.).

Выдать эту бумагу могут:

  • владельцам жилья;
  • гражданам, имеющим постоянную прописку в этой квартире;
  • судебным органам;
  • органам опеки и попечительства;
  • уполномоченным собственника, которые имеют доверенность (заверенную нотариально).

Для получения справки понадобится:

  • паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность: загранпаспорт, временное свидетельство, военный билет, паспорт моряка);
  • свидетельство о праве собственности на квартиру;
  • показания счетчиков (указать данные на день подачи заявления);
  • квитанции об оплате услуг.

Можно предоставлять не оригиналы, а копии этих документов, но обязательно перед этим нужно заверить их у нотариуса.

Форма справки, образец и срок ее действия

Бланк не имеет четкого оформления – форма справки произвольная (кроме случая, когда справка заказывалась в ИРЦ: тогда она будет выдана по форме ЕИРЦ-22).

В документе обязательно указать следующее:

  • наименование и адрес организации;
  • информация о заявителе (кому выдается): ФИО, адрес проживания;
  • сведения о неимении задолженностей по коммунальным платежам (на дату выдачи документа);
  • название организации, в которой будет предъявляться справка;
  • дата выдачи;
  • подпись лица, выдавшего бумагу;
  • печать организации, предоставившей эти данные.

Сам образец справки об отсутствии задолженности по коммунальным выплатам не важен – документ передается заявителю уже полностью заполненным.

Срок действия справки – 10 дней от даты ее выдачи.

Совершенно не важно, для чего вы заказываете эту справку, нужно просто отдавать себе отчет, что своевременное внесение коммунальных платежей способно избавить вас от многих неудобств.

Справка из налоговой об отсутствии задолженности – это документ, который может понадобиться как компаниям или особам, которые являются индивидуальными предпринимателями (ИП), так и тем гражданам, которые к предпринимательской деятельности не имеют никакого отношения.

Такая справка является документом гособразца, который выдается налоговым органом после получения соответствующего письменного заявления.

Когда необходима

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для чего нужна подобная справка? Причины запроса справки могут быть самыми разными: ООО собирает документацию для участия в тендере или физлицо планирует купить недвижимое имущество в ипотеку. Задолженность может быть разной: по взносам во внебюджетные органы, по налогам и сборам и пр.

В каком случае справка об отсутствии задолженности по налогам может понадобиться организации или ИП:

  • При наличии просьбы про предоставление справки, которая поступила от покупателя или поставщика. Такая справка просто необходима при ведении финансовой хозяйственной деятельности, в особенности, если заключается крупная сделка или речь идет про участие в тендерных торгах.
  • Когда организация находится в процессе ликвидации, а индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность.
  • Когда речь идет о получении любых дотаций от государства.
  • Подобные сведения могут запрашивать банковские учреждения, когда оформляют кредит индивидуальному предпринимателю или юр. лицу.
  • Когда происходит смена руководства: директора или главбуха.
  • Когда предприятие расширяется или идет подготовка бизнес-плана.
  • Если такая просьба поступила от контрагента.
  • Когда налогоплательщик переводится из одного налогового органа в другой, когда изменяется место проживания или регистрации в налоговой службе.

Наявность справки об отсутствии задолженности, выданной налоговым органом, является дополнительным подтверждением финансовой состоятельности и надежности как физического лица, так и компании

Физ. лицам справка может быть нужна в таких ситуациях:

  • особа регистрируется как индивидуальный предприниматель;
  • происходит смена гражданства;
  • гражданин желает оформить крупный кредит и банк запрашивает у него такую справку;
  • когда гражданин подает заявление, чтобы получить возможность пользоваться льготами по налогам;
  • когда планируется совершение крупной сделки: продажа имущества (авто, земля, квартира) и пр.

Самостоятельный запрос

Запрос справки про отсутствие долгов по налогам и сборам делается в произвольной форме, так как четко установленной формы запроса не существует.

Однако в заявлении следует указывать некоторые обязательные сведения, среди них:

  • название налогоплательщика, если речь идет о юр. лице, или его фамилию, если это индивидуальный предприниматель или физ. лицо;
  • идентификационный и регистрационный номер;
  • адрес, по которому зарегистрирован налогоплательщик и телефон для контактов;
  • обязательно указать название документа – Заявление;
  • прописать желание получить сведения о наличии долга по сборам, налогам, соц- и страховым взносам или его отсутствии;
  • поставить дату, когда обращение подготовлено;
  • заверить документ подписью и печатью, если она есть.

Заявление подается в территориальный налоговый орган, а конкретно в отдел по работе с плательщиками налогов. Вместе с ним подается копия документа, который удостоверяет личность.

Налогоплательщику лучше подавать подобный запрос в тот орган, где он проходил процедуру регистрации. Это значительно сократит срок, в течении которого будет подготовлен данный документ. То есть налогоплательщик может рассчитывать на то, что справка будет выдана если не срочно, то в самые короткие сроки.

Плательщик налога имеет возможность получить информацию про отсутствие задолженности по налогам и сборам безоплатно. Но некоторые люди, которые хотят избежать проволочек, неправильного оформления заявки и других проблем, обращаются для получения юридической консультации к соответствующему специалисту. Такая услуга платная, но она подразумевает, что документ будет получен без необоснованных требований со стороны налоговой службы.

Человек может самостоятельно выбрать, каким способом он хочет подать заявление в налоговую службу. Современные возможности позволяют подавать документ не только на бумажных носителях, но и в электронном виде.

Таким образом, процесс получения справки сводится к двум простым шагам: первый – заполнение и подача заявления, второй – явка за его получением.

Подать заявку можно одним из таких способов:

  • лично обратившись в отделение налоговой службы;
  • отправив заказное письмо с описью всех отправленных документов;
  • заполнив электронный бланк на официальном сайте ФНС.

Человек, который планирует сделать запрос в налоговую о предоставлении подобной справки, должен подготовить дубликаты всех чеков и квитанций про оплату всех налогов, чтобы в случае недоразумений была возможность сразу предъявить подтверждающие документы представителю налоговой службы

Сроки

Согласно письму Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации под №99 от 2 июля 2012 года, справка выдается заявителю через 10 рабочих дней с того момента, как было подано заявление, срочная выдача справки законодательством не предусмотрена. Нужно учитывать, что речь идет именно о рабочих днях, то есть не засчитываются выходные и праздничные дни, которые являются официальными выходными днями.

Налоговые органы рекомендуют налогоплательщикам запрашивать подобную справку не реже одного раза каждые полгода компаниям и индивидуальным предпринимателям, для физических же лиц рекомендуемая периодичность – не реже одного раза в 12 месяцев .

При соблюдении этих сроков плательщик налогов сможет своевременно выявить наличие недоимки или указать налоговой службе на допущенную ошибку, предоставив документы, которые подтвердят оплату налогов. Кроме того, получение такого документа даст уверенность в том, что все обязательства перед бюджетом выполнены и нет причины опасаться начисления каких-либо штрафных санкций.

Для подготовки справки нужно такое количество времени в связи с тем, что сведения о плательщике налогов проходят проверку в единой федеральной базе. На основании этих данных и формируется документ.

Максимум через 10 дней заявитель должен получить справку одним из таких способов:

  • выдача документа лично в руки;
  • отправка заказным письмом по месту регистрации;
  • отправка на электронный адрес заявителя.

Случаются ситуации, когда вместо справки, гражданин получает письмо с отказом в ее предоставлении. Одной из причин подобного является наличие существенной задолженности у человека. Чаще всего размер такой задолженности указывается в письме.

Справка, выданная налоговой, имеет свой «срок годности». Это связано с тем, что отношения налогоплательщика с налоговой службой динамичны и ситуация может меняться из месяца в месяц. Учитывая это, данный документ является действительным и актуальным на протяжении 10 дней . По истечении этого срока с момента выдачи следует обращаться за новой справкой.

Образец справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам в 2019 году

Если заявление подается налогоплательщиком в произвольной форме, то для справки есть унифицированный образец. Форма справки утверждена приказом Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации под номером ММВ-7-8/378 от 21 июля 2019 года «Про утверждение формы справки про исполнение плательщиком налогов обязанностей по уплате налогов, пеней, сборов…, порядка ее заполнения»…

Справка выглядит следующим образом:

  • Справка, предоставленная по другой форме – это подделка.
  • Если в запросе, который подан, не указывается конкретное число и месяц, по состоянию на который особа просит сформировать справку, или в заявлении указывается еще не наступившая дата, подготовка справки производится на дату, которой запрос зарегистрирован в налоговой службе.
  • Когда готовится справка и в ней делается запись о том, что физическое или юридическое лицо не имеет неисполненных обязательств по выплате сумм налогов, пеней, сборов и т.д., которые подлежат выплате согласно с законодательными нормами РФ, которые касаются налогов и сборов, это значит, что отсутствует недоимка за исключением определенных сумм, а именно сумм, на которые дана отсрочка или инвестиционный налоговый займ.
  • Если имеется задолженность по данным хотя бы одной из инспекций ФНС, в справке указывается, что особа имеет невыполненные обязательства по выплате налогов, сборов, штрафов или другим платежам, которые должны быть выплачены согласно законодательным нормам.

Виды

Бывает всего два вида справок, которые подтверждают или опровергают наличие налоговой задолженности:

Так в справке по форме КНД 1160080 отражается состояние расчетов по всем уплачиваемым налогам, штрафам и процентам. Справка КНД 1120101 предоставляется в ответ на запрос про предоставление справки про исполнение обязанностей по выплате сборов, налогов, процентов, пени, и в ней вместо определенных цифр налоговая служба одной фразой оповещает о наличии или отсутствии задолженности по налогам.

Из этого следует, что справка по форме КНД 1160080 позволяет оценить размер имеющейся задолженности по налогам и своевременно урегулировать вопрос с неправильными начислениями или погасить имеющуюся недоимку. Обратиться же за справкой по форме КНД 1120101 к налоговой службе следует после того, как долги выплачены. Подобная справка будет содержать формулировку, которая подходит для участия в тендерных торгах.

Справка об отсутствии задолженности — документ, подтверждающий, что налоги физическим или юридическим лицом оплачены в полной мере. Он является неотъемлемой составляющей большинства гражданских сделок, выступая гарантом финансовой надежности его обладателя. Каждый ответственный бизнесмен должен иметь представление о том, какая информация входит в состав этого документа, и каков порядок его получения.

Где получить справку об отсутствии задолженности


Справки об отсутствии задолженности по налоговым сборам предоставляет только Федеральная налоговая служба. Она наделена этим правом, как орган контроля над начислением налогов и их регулярным поступлением в бюджет государства от юридических лиц и населения. Данная услуга регламентируется ст.32 НК РФ и предоставляется на основе информации из общегосударственной базы налогоплательщиков.

С запросом на данную услугу необходимо обращаться в районное отделение ИФНС, для граждан по месту прописки, а для организаций по месту их регистрации. Сделать это можно путем личного обращения в инспекцию, либо отправкой электронного интернет-запроса.

Сотрудники налоговых органов дают рекомендацию ежегодно делать такого рода запрос. Справка об отсутствии задолженности нужна даже в том случае, если вы регулярно совершаете платежи. От ошибок персонала инспекции в расчетах и технических неполадок никто не застрахован.

Сама процедура выдачи бумаги заключается в двух простых этапах:

  • предоставление в ФНС заявления;
  • получение справки путем посещения отделения налоговой службы, либо по системе телекоммуникационных каналов связей.

Заявление можно предоставить несколькими способами:

  1. Написать при личном посещении инспекции.
  2. Выслать заказным письмом. К нему обязательно должна прилагаться опись всех бумаг, вложенных в конверт.
  3. Заполнить специальную анкету-заявку на официальном интернет-портале ФНС через кабинет налогоплательщика.

При использовании бумажного варианта заявления, его оформляют на листе формата А4 в рукописном варианте, либо в печатном с соблюдением общепринятых для официальных бланков правил форматирования.

Законодательно установленной формы, обязательной к использованию, не существует. Важно только чтобы в заявлении присутствовали следующие элементы:

  • паспортные данные гражданина или реквизиты компании;
  • полное наименование территориального органа налоговой службы;
  • цель, с которой запрашивается бумага.

Если сомневаетесь, что сможете самостоятельно заполнить заявление, можно воспользоваться формой Приложения №8 к Административному регламенту ФНС.

Данный образец предполагает выбор из двух видов справок:

  1. О состоянии расчетов по налогам.
  2. Об исполнении обязанности по уплате налогов.

Отличие этих двух видов бумаг в том, что первый предоставляет выписку по каждому перечисляемому вами в бюджет налогу, а также информацию о начисленных за просрочку пени и штрафах. Второй же ограничивается общим заключением о том, что долг по налогам и сборам у запрашиваемого лица отсутствует, либо, наоборот, имеется.

Какие документы потребуется для получения


Бумага может быть выдана налоговой службой только после предоставления правильно заполненного заявления, а также документов, подтверждающих личность получателя. Их перечень зависит от статуса налогоплательщика (гражданин или юридическое лицо), а также от варианта осуществления запроса.

При личном визите в ФНС

Физические лица обладают правом получить справку об отсутствии долгов перед государственным бюджетом, после предоставления в инспекцию следующих документов:

  • копия ИНН;
  • ксерокопия паспорта (всех листов);
  • копия подтверждающего документа, если имело место смена фамилии, имени или отчества.

От юридического лица справка ИФНС об отсутствии задолженности может получить только его представитель. При этом он должен иметь при себе доверенность от организации, заверенную нотариально.

Планируя запросить бумагу в налоговых органах, найдите заранее все квитанции об оплате и снимите их копии. Подтверждающие оплату документы, помогут быстрее разрешить возможные разногласия с сотрудниками ФНС по поводу неожиданно обнаружившихся долгов.

При создании запроса онлайн

Отправка онлайн-запроса через ТКС подразумевает выполнение определенных условий. Справка предоставляется заявителю только в таком случае:

  1. Заявление содержит полное наименование компании или ФИО индивидуального предпринимателя.
  2. Указан ИНН заявителя;
  3. Электронная форма заявления подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью, и данные проверки ее сертификата соответствуют информации о заявителе.

При соблюдении всех необходимых условий, налогоплательщик получает справку законодательно установленного образца.

В какой форме будет предоставлена информация (образец)

Форма бланка утверждена приказом ФНС РФ от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20.

Справка, предоставленная инспекцией, должна содержать следующую информацию:

  1. Указание на утверждающий ее нормативный документ.
  2. Наименование (слово справка).
  3. Реквизиты районного отделения ФНС, которым она выдана.
  4. Сведения о получателе.
  5. Информация об отсутствии долгов перед государством, либо их наличии.
  6. Дату выдачи.

В бумажной версии обязательно должна присутствовать подпись начальника (лица, его замещающего) инспекции и печать ИФНС с государственным гербом РФ. Размер стандартный лист А4.

Электронная версия, предоставляемая через ТКС, должна быть подписана квалифицированной электронной подписью, идентифицирующей выдающий ее орган.

Справка составляется по состоянию на ту дату, которая написана в заявлении. Если конкретная дата не указана, сотрудники инспекции формируют данные на дату поступления запроса.

Сроки выдачи справки об отсутствии задолженности

Справку с информацией об отсутствии долга перед бюджетом ИФНС обязана предоставить в срок до 10 дней. В расчет не берутся праздники и выходные дни. Если запрос отправлялся заказным письмом, этот период начнет отсчитываться с даты его регистрации сотрудником налоговой службы. Проверить этот факт можно при помощи сервиса отслеживания отправлений на интернет-ресурсе Почты России.

Узнать дату выдачи бумаги позволяет Личный кабинет налогоплательщика на портале ФНС. Для этого через него нужно направить соответствующий запрос. В ответ вас проинформируют о дате готовности документа или дате, до которой он придет по почте, если вами был указан этот вариант получения.

Часто добросовестные налогоплательщики обнаруживают в предоставленной бумаге незначительные долги по пени, о которых они не были в курсе. Такие начисления формируются в том случае, когда имеет место небольшое отклонение от установленных законов сроков оплаты налогов. При возникновении такой ситуации следует в кратчайшие сроки погасить задолженность, и повторно запросить документ. При планировании времени на получение справки стоит учитывать и такой вариант развития событий. Также бывает, что вместо долгожданного документа заявителю приходит отказ в его предоставлении. Причиной такого отказа является наличие крупной недоимки по налогам и сборам.

Когда возникает риск просрочить предоставление справки затребовавшему ее органу или компании, можно заказать документ в срочном порядке. Для этого нужно выбрать один из двух способов:

  • обращение в отделение налоговой службы с уплатой пошлины, предусмотренной за ускоренное составление документа в течение трех суток;
  • услуги коммерческой юридической компании.

Второй способ обойдется дороже, но его преимущество в том, что вам не понадобится затрачивать личное время на получение бумаги. К выбору фирмы по предоставлению юридических услуг необходимо подходить ответственно, так как в процессе работы будут затрагиваться конфиденциальные данные о вашей компании.

В каких случаях может потребоваться справка об отсутствии задолженности

Официальная бумага, подтверждающая своевременность совершения платежей в бюджет, полезна как физическим, так и юридическим лицам.

Физическому лицу

У граждан необходимость такого подтверждения возникает в следующих ситуациях:

  1. Оформление сделок по купле-продаже недвижимости. Например, без такого документа невозможно получить ипотеку.
  2. Приватизация жилья.
  3. Отказ от гражданства в пользу нового.
  4. Получение банковского кредита.
  5. Трудоустройство. Особенно на руководящие должности для проведения крупных финансовых операций.

Юридическому лицу

Организациям справка нужна для такого рода целей:

  1. Поиск инвестиционных ресурсов.
  2. Открытие кредитной линии в банке.
  3. Запрос контрагента компании.
  4. Участие в тендере государства.
  5. Получение дотационной помощи из государственного бюджета
  6. Ликвидация юридического лица.
  7. Увольнение главного бухгалтера и прием нового.
  8. Постановка на учет в другое отделение ИФНС при изменении юридического адреса компании.

Кроме того, и населению, и юридическим лицам нужна регулярная сверка расчетов с налоговыми органами. А она невозможна без получения информации о полностью погашенном перед бюджетом долге.

Срок действия справки об отсутствии задолженности

Документ, касающийся задолженности перед бюджетом, не может сохранять актуальность в течение продолжительного периода времени. Дело в том, что население и юридические лица ежемесячно оплачивают те или иные налоги и сборы. Соответственно и остаток долга будет меняться регулярно. По этой причине действие справки длится всего 10 дней. Если она нужна для допуска к гос. торгам, либо вы планируете получить кредит, заказывать ее необходимо в самый последний момент, учитывая сроки составления.

Основная задача справки, подтверждающей своевременное погашение налоговой задолженности, заключается в том, чтобы доказать вашу финансовую состоятельность и надежность в глазах государства, партнеров по бизнесу, банков и иных организаций. Зачастую она становится последним аргументом для принятия решения в вашу пользу. Именно поэтому не стоит ждать, пока другая сторона потребует данный документ, а проявить личную инициативу по его предоставлению.

Так же вы можете посмотреть видео обзор

получен
гонорар 44%

Общаться в чате

Горюнов Евгений

Юрист, г. Ивантеевка

Бесплатная оценка вашей ситуации

    6149 ответов

    3120 отзывов

Надо ли получать справку с ИФНС (это довольно проблематично, так как срок изготовления справки превышает срок подачи на конкурс() или же можно как ли обосновать без справки с ИФНС?
Дмитрий

Увы, но в данном случае только справками. Так как это является условием конкурса.

Суды уже неоднократно указывали, что такие требования абсолютно законны

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N А32-39699/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (судья Седунова И.Г.), от заявителя - индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны (ИНН 366217910732, ОГРНИП 304366220400126) - Берга О.В. (доверенность от 07.08.2012), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057) - Межлумяна Л.Г. (доверенность от 14.10.2014), от третьих лиц: Вахтанова Дмитрия Федоровича - Стахеевой Н.В. (доверенность от 24.09.2013), Асланяна Павла Акоповича - Нахатакяна С.К. (доверенность от 02.12.2014), в отсутствие третьих лиц: Петухова Вячеслава Николаевича, Ардашева Олега Анатольевича и Осипян Елены Зоевны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-39699/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Комарова С.В. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) с заявлением о признании незаконным решения администрации об определении условий торгов (27.09.2013) в части требования к претендентам о приложении к заявлению справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у претендента задолженности по налоговым платежам в бюджет на дату подачи заявки.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое заявителем условие торгов противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) и нарушает права предпринимателя, поскольку ограничивает ему доступ к участию в торгах.

Определением от 11.02.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Петухов В.Н., Вахтангов Д.Ф., Ардашев О.А., Асланян П.А., Осипян Е.З. (т. 1, л.д. 137).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что на официальном сайте администрации было размещено информационное сообщение о проведении 27.09.2013 торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков по 22 лотам. В сообщении указано, что претенденты на участие в торгах должны предоставить организатору торгов документы по приведенному в информационном сообщении перечню. К числу таких документов отнесена справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у претендента задолженности по налоговым платежам в бюджет на дату подачи заявки. Конкурс состоялся, с победителями заключены договоры аренды земельных участков. Считая условие торгов о предоставлении налоговой справки незаконным, предприниматель обратилась в суд. Суд первой инстанции исходил из того, что право на оспаривание торгов (заключенной по их результатам сделки) предоставлено законом (пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)) заинтересованным лицам, под которыми следует понимать участников торгов либо лиц, которым отказано в участии в конкурсе или аукционе. Опубликование информационного сообщения о торгах является частью процедуры проведения торгов, поэтому заявитель должен подтвердить свою заинтересованность в оспаривании этой стадии торгов. Документы, представленные заявителем в обоснование наличия заинтересованности (отчет поверенного Белозеровой Ю.С. о выполнении поручения от 17.09.2013, письмо предпринимателя от 25.09.2013 в администрацию), суд не принял в качестве надлежащих доказательств по делу. Отчет от 17.09.2013 о выполнении поручения является односторонним документом. Факт наличия телефонного обращения представитель администрации не подтвердил. Имея намерение участвовать в торгах и считая требование администрации о предоставлении справки налогового органа незаконным, предприниматель должна была подать заявку на участие в конкурсе в установленный в информационном сообщении срок (без приложения спорного документа, но с соблюдением иных требований) и случае отказа в допуске к торгам оспаривать его в судебном порядке. Несовершение предпринимателем необходимых для участия в торгах действий суд расценил как подтверждение отсутствия у нее материально-правовой заинтересованности в оспаривании условий конкурса. Установив отсутствие нарушения прав заявителя оспариваемым положением информационного сообщения, суд первой инстанции на основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказал предпринимателю в удовлетворении требований (т. 2, л.д. 93).
Апелляционный суд руководствовался при разрешении спора Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808; далее - Правила), регламентирующими порядок проведения торгов. Указал, что организатору торгов предоставлено право самостоятельно устанавливать перечень документов, необходимых к представлению в составе заявки на участие в торгах. Размещенное администрацией на официальном сайте в сети Интернет информационное сообщение о проведении 27.09.2013 конкурса по продаже права аренды земельных участков содержало все необходимые (не противоречащие Правилам) сведения. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования конкурсной документации являются выполнимыми и не нарушают права потенциальных участников конкурса. Требование о представлении претендентами справки налогового органа, подтверждающей отсутствие задолженности по налоговым платежам, направлено на обеспечение эффективного использования муниципального имущества. Поскольку предприниматель не подавала заявки на участие в конкурсе, не доказала как наличие, так и нарушение своих прав, предприниматель не может быть признана лицом, заинтересованным в оспаривании действий (решений) администрации, связанных с организацией торгов (статьи 4, 198, 200 Кодекса). Ссылку заявителя на несоответствие информационного сообщения положениям антимонопольного законодательства апелляционный суд отклонил ввиду отсутствия доказательств того, что установлением оспариваемого требования к заявке претендента на участие в торгах предприниматель была лишена возможности участия в торгах (т. 2, л.д. 170).
Предприниматель обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Предприниматель полагает вывод судов об отсутствии у нее материально-правовой заинтересованности в оспаривании торгов ошибочным. Требования о предоставлении документов, ограничивающих круг участников конкурса, влияет на возможность участия в них широкого круга потенциальных арендаторов и формирование цены продажи предмета торгов. Такое нарушение должно расцениваться как существенное, влияющее на результат торгов и влекущее признание конкурса недействительным (статья 449 Гражданского кодекса). Соответствующие правовые позиции изложены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 9461/10 и учитываются окружным судом (кассационное постановление от 13.10.2014 по делу N А32-38901/2013). Ссылку на нарушение антимонопольного законодательства апелляционный суд отклонил необоснованно. Закон о конкуренции должен применяться к любым торгам, органы власти должны выполнять его требования независимо от наличия заявок. Нарушение требований Закона о конкуренции является условием признания действий (решений) органа власти незаконными. Требование о представлении справки, не предусмотренной Административным регламентом муниципального образования города-курорта Анапы от 17.05.2012 N 1299 (иным нормативно-правовым актом), является незаконным и создает ограничения конкуренции на торгах.
Администрация в отзыве сослалась на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность судебных актов. По мнению администрации, действия заявителя направлены исключительно на причинение вреда заинтересованным в исходе дела лицам (победителям конкурса). Поэтому в судебной защите предпринимателю отказано правомерно (статья 10 Гражданского кодекса). Заявку на участие в торгах в срок, установленный в информационном сообщении, предприниматель не подавала. Поэтому суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя заинтересованности в оспаривании торгов. Условие о предоставлении справки налогового органа (об отсутствии задолженности перед бюджетом) определено конкурсной комиссией в соответствии с ее компетенцией, что Правилам не противоречит. Данное условие конкурса распространялось на всех участников торгов без исключения, что опровергает довод заявителя о нарушении антимонопольного законодательства. С заявлением о разъяснении условий конкурса предприниматель в установленные сроки не обращалась, поэтому администрация не может быть признана нарушившей пункт 47 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67.
Асланян П.А. в отзыве также ссылается на то, что основания для удовлетворения жалобы предпринимателя у окружного суда отсутствуют. Указал, что им в соответствии с размещенным на официальном сайте администрации информационным сообщением собран и представлен организатору торгов необходимый перечень документов. По результатам конкурса Асланяном П.А. с Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа заключен договор аренды от 27.09.2013 N 3700005698 земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0108003:299. Заявку на участие в торгах предприниматель не подавала, задаток не вносила, необходимые документы не представляла. Оценив представленные заявителем документы (отчет поверенного о выполнении поручения от 17.09.2013, письмо предпринимателя от 25.09.2013 в администрацию), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у предпринимателя заинтересованности в признании соответствующего требования информационного сообщения незаконным.Обязательность предоставления справки налогового органа об отсутствии задолженности претендента перед бюджетом является очевидным фактом и не требует какого-либо пояснения со стороны организатора торгов. Требование о предоставлении такой справки соответствует пункту 10 Правил и не нарушает права потенциальных претендентов. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2013 N АКПИ 13-430, принятым по заявлению Комаровой С.В., пункты 6, 8, 10, 17, 30 Правил признаны не противоречащим действующему законодательству. Таким образом, законодательством не установлен исчерпывающий перечень документов, который должен представляться претендентом для участия в торгах. Справка является документом установленной формы (утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@ «Об утверждении рекомендуемой формы справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, порядка ее заполнения и рекомендуемого формата ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»), следовательно, может быть представлена любым лицом, имеющим желание участвовать в торгах. Требование о предоставлении налоговой справки носит общий характер, не ставит предпринимателя в неравные условия с иными лицами, претендующими на участие в конкурсе, не ограничивает доступ неограниченному кругу лиц к участию в торгах, следовательно, не нарушает положения статьи 448 Гражданского кодекса и статьи 17 Закона о конкуренции. Ссылки заявителя на судебную практику являются некорректными.
Вахтангов Д.Ф. в отзыве указал на законность действий администрации по организации торгов, включая требование к претендентам о предоставлении справки налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам. Информационное сообщение соответствует положениям статьи 38 Земельного кодекса, пунктам 5, 8 и 10 Правил. Требования конкурсной документации являются выполнимыми и не нарушают права потенциальных участников торгов. Ссылка заявителя на несоответствие информационного сообщения (в оспариваемой части) законодательству о защите конкуренции обоснованно не принята апелляционным судом, указавшим на отсутствие в деле доказательств того, что требование администрации о предоставлении справки из налогового органа лишило заявителя возможности участвовать в торгах. Материалы дела подтверждают, что имеется предусмотренная статьей 198 Кодекса совокупность оснований (нарушение закона и нарушение прав заявителя) для удовлетворения требований предпринимателя. В данном деле требования о признании торгов (совершенной по результатам торгов сделки) недействительными не заявлены, что также свидетельствует о незаинтересованности предпринимателя в оспаривании действий организатора торгов (конкурсной документации).
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В соответствии со статьей 153.1 Кодекса судебное заседание кассационной инстанции проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил решение и апелляционное постановление отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители администрации, Вахтангова Д.Ф. и Асланяна П.А. возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие выводов судебных инстанций нормам земельного законодательства и законодательства о защите конкуренции, а также представленным в дело доказательствам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции (в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд) не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов (возражений), выслушав представителей предпринимателя, администрации, Вахтангова Д.Ф. и Асланяна П.А., Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет опубликовано информационное сообщение о проведении 27 сентября 2013 года торгов по продаже права на заключение договоров аренды и права заключения договоров купли-продажи земельных участков по 22 лотам (т. 2, л.д. 14-46). Предметом торгов (в форме конкурса, закрытого по форме подачи предложений о цене арендной платы) по лотам NN 1-15 являлось право на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. В сообщении указано время и место проведения торгов, время и место приема заявок, реквизиты для перечисления задатка. Информационное сообщение содержит также форму заявки претендента на участие в конкурсе и примерную форму договора аренды земельного участка. В соответствии с пунктом 8 информационного сообщения для участия в торгах по продаже лотов NN 1-15 претенденты представляют организатору торгов документы согласно перечню, в том числе справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у претендента задолженности по налоговым платежам в бюджет на дату подачи заявки.
В спорный период рекомендуемая форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также порядок ее заполнения были утверждены приказом Федеральной налоговой службы России от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@ в целях реализации положений Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах.
Согласно утвержденному Порядку справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России и учитывает информацию, связанную с исполнением обязанности по налогам, сборам, пеням, процентам за пользование бюджетными средствами, штрафам, подлежащим уплате налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом. Справка формируется на дату, указанную в запросе.

Полагая, что включение такого условия для участия в торгах как представление справки налогового органа, является незаконным, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Кодекса задачей судопроизводства в арбитражном суде является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
По правилам части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения соответствующего заявления необходимо одновременное наличие следующих условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иным нормативным правовым актам) и нарушение ими прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из того, что под заинтересованными лицами применительно к настоящему спору следует понимать участников торгов либо лиц, которым отказано в участии в торгах (конкурсе). Опубликование организатором информационного сообщения о торгах является частью процедуры проведения конкурса, поэтому заявитель должен подтвердить свой интерес в оспаривании этой стадии торгов. Суд первой инстанции исследовал документы, представленные заявителем в обоснование наличия заинтересованности (отчет поверенного о выполнении поручения, письмо предпринимателя в администрацию), оценил их по правилам статьи 71 Кодекса, и пришел к выводу о том, что они не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу. Отчет от 17.09.2013 о выполнении поручения является односторонним документом. Факт наличия телефонного обращения представитель администрации не подтвердил. Письмо в администрацию направлено заявителем 25.09.2013 - через шесть дней после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (по истечении двух дней после признания организатором подавших заявки претендентов участниками торгов). Предприниматель не подавала заявок на участие в конкурсе (в том числе без представления справок налогового органа), доказательств нарушения своих субъективных прав включением в конкурсную документацию условия о приложении справки налогового органа не представила. С учетом изложенных (установленных при разрешении спора) обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований (статьи 198, 200, 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы предпринимателя о наличии у нее материально-правовой заинтересованности в оспаривании торгов (ошибочности соответствующего вывода судебных инстанций) отклоняется окружным судом с учетом положений статей 2, 4, 198, 200 и 201 Кодекса, представленных в дело доказательств, а также фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора.
Довод жалобы заявителя о нарушении организатором торгов требований антимонопольного законодательства рассмотрен и обоснованно отклонен апелляционным судом, указавшим, что включение в конкурсную документацию оспариваемого предпринимателем требования не подпадает под запреты (ограничения), установленные частями 1 - 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Не принимаются окружным судом и ссылки предпринимателя на правовые подходы, сформулированные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 9461/10. В названном деле суд надзорной инстанции пришел к выводу о том, что разработанные организатором торгов документы не соответствуют требованиям федерального нормативного правового акта (пунктов 15, 17, 21 и 28 Правил). В то время как при разрешении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что конкурсная документация (опубликованное администрацией информационное сообщение) соответствует пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса, а также пункту 8 Правил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения от 13.09.2014 и апелляционного постановления от 10.12.2014 по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина уплачена предпринимателем в доход федерального бюджета в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации размере при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 19.12.2014).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу N А32-39699/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН

В отношении организаций, созданных в декабре, прежде всего надлежит учитывать продолжительность налоговых периодов , установленных для
тех или иных налогов.
По налогам, для которых налоговым периодом является календарный год , например - налог на прибыль , первую годовую декларацию нужно сдать
за период со дня государственной регистрации организации по 31 декабря следующего года (абз. 2 п. 2 ст. 55 НК РФ).
Первым отчетным периодом, по итогам которого нужно составить декларацию по налогу на прибыль, является:
1) период со дня государственной регистрации по 31 марта следующего года если организация, созданная в декабре, перечисляет авансовые платежи поквартально (в т. ч. с перечислением ежемесячных авансовых платежей);
2) период со дня государственной регистрации по 31 января следующего года если организация, созданная в декабре, перечисляет авансовые платежи помесячно исходя из фактической прибыли.
Соответствующие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 26 января 2011 г. № КЕ-4-3/932.
В отношении налогов , для которых налоговым периодом является месяц или квартал , например, НДС эти правила не распространяются.

По общему правилу первые декларации по таким налогам организации, созданные в декабре, должны составлять за период со дня регистрации по 31 декабря текущего года . Однако с налоговой инспекцией может быть согласована и другая продолжительность первого налогового периода.

Это следует из положений пункта 4 статьи 55 Налогового кодекса РФ.

Статья 55. Налоговый период

4. Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи,
не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период
устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при
создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных
налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Для получения справки об отсутствии задолженности, как ранее было указано коллегами, Вам следует обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим запросом. Срок для представления справки – 10 рабочих дней со дня поступления запроса.

Все услуги юристов в Москве