Из чего был сделан первый веер. История веера


Как и многие другие особенности культуры и быта, веера пришли в Японию из Китая . Вероятно, впервые японцы увидели их у корейских принцев, посещавших Японию. С VI-VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Ввезенные китайские веера постепенно приобрели новые формы и появились первые истинно , не похожие на своих материковых предков.

Истоки японских вееров в театре Кабуки

Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.

Уходит в национальный театр кабуки . Это , в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепенно японские веера стали использоваться в повседневной жизни, но в это время также изменился.

Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.

История японского веера

Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива .

Краткая история веера в Японии

Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер – отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер – то есть, обратиться к Великой Богине.

Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.

Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке – именно они и перебрались из Китая в Японию.

А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева – все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.

Веер – это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно того, что самые первые складные веера, называвшиеся оги , были сугубо мужским атрибутом – их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.

Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.

После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги — «васи» — ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко , или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера , впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.

С конца XV японский веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом – Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу – даже Россию.

Японские веера в мире

Дала человечеству много интересных предметов, которые стали отличными декоративными элементами. Конечно, подобные вещи встречались и в истории многих народов, но именно японцы смогли раскрыть их истинную красоту, а не только функциональность.

Становятся отличным примером этого, потому что они могут только на первый взгляд показаться простым функциональным дополнением. На самом деле каждый веер является настоящим произведением искусства, требующим много сил и времени на создание. Многочисленные ремесла в Японии создали прекрасную культуру, которая порадовала все человечество.

Китайский веер имеет свою историю, философию, с ним связано много легенд, поверий. Постепенно этот предмет стал частью и нашей культуры. Его используют в виде модного аксессуара или для украшения интерьера в китайском стиле. Широкий ассортимент вееров позволит подобрать изделие на любой вкус.

Китайские веера отличаются формой, видом, размерами, тематикой, рисунками. Изображения всегда несут философский смысл, который символизирует удачу, счастье, любовь; символы рисуют в виде пейзажей, птиц, цветов. Веера выполняются из различных материалов: пластик, дерево, шелк, кружево, бумага. Также можно сделать китайский веер своими руками, который выполняется из сандалового дерева. Запах сандала устраняет бессонницу, депрессию, улучшает настроение. А также веера использовались в боевом искусстве.

Китайский веер

Разнообразные рисунки на веере притягивают счастье, здоровье, удачу, поэтому он будет прекрасным подарком близким и друзьям. Например, журавли, изображены на китайском веере, символизируют долголетие; корабль привлечет богатство и успех в бизнесе, работе; лотос, павлин, сакура - символы любви. Веера из Китая снимают усталость, депрессию, дают заряд бодрости и здоровья.

По фэншую, если правильно повесить веер на стену, он станет талисманом, оберегом. Благоприятный поток энергии наполнит ваш дом счастьем, благополучием, укрепит брак, привлечет богатство. Веер размещается раскрытым опахалом, направленным вверх. Выбирайте для этого предмета место, которое вам надо активизировать. Не стоит размещать большой веер напротив входной двери, так как он способен смести позитив, направленный в вашу сторону. А также не размещайте веер над изголовьем кровати, так как он способен взбудоражить вас и разогнать сон.

В кабинете разместите веер позади кресла, тогда он поможет привлечь успех, финансы.

Большую роль играет цвет веера:

  • золотистый цвет означает долголетие, вечную жизнь;
  • красный веер символизирует удачу;
  • зеленый оттенок подарит спокойствие и надежду;
  • розовый оттенок символизирует любовь и верность;
  • белый веер - символ невинности, скромности.

Повесив веер на стену, вы не только обретете оберег, но и украсите интерьер своего жилья. Ведь разнообразие вееров позволяет подобрать его под любую обстановку. Подбирайте размер веера в зависимости от размеров комнаты. В маленькой комнате лучше повесить небольшие веера. А вот в гостиной или в комнате, где позволяют размеры, большой веер будет смотреться гармонично.

Интересно смотрятся в интерьере зеркальные веера или панно с изображением этого предмета.

Веера могут быть односторонние и двухсторонние. Последние используют не только для интерьера, но и для танца. В Китае танец с веерами - это незабываемое зрелище. Красивые наряды, взмахи веера, которые переливаются узорами, рисунками, раскрываются и закрываются. Балерины в танце подчеркивают движения миниатюрными веерами. Все это завораживает и восхищает.

Танец с веерами

Делаем веер сами

Если вы творческий человек и хотите проявить фантазию, сделайте веер на стену своими руками. Для этого запаситесь необходимыми материалами:

  • бумага или ткань;
  • шпажки из дерева;
  • материалы для декора;
  • нитки, иголки;
  • клей.

Если вы определились с размером и цветом веера, пора приступать к работе. Из основного материала вырежьте заготовку, сложите ее гармошкой, приглаживая при этом сгибы, края закрепите на шпажки из дерева. Нитки и иголки нужны для того, чтобы соединить концы веера. С помощью декора вы сможете украсить веер, как вам захочется, для этого нужен клеевый пистолет и разнообразные ленты, стразы, бусинки, тесьма. Ручку можно изготовить из картона, фанеры и приклеить, используя супрерклей с обеих сторон. После того как ваше произведение будет готово, закрепите веер опахалом вверх.

Китайское опахало как аксессуар

Веер на стену - не единое назначение этого предмета. Веера используют также как модный женский аксессуар. Он легко складывается, имеет небольшие размеры, смотрится женственно и эффектно. Веер используют на показах мод, для фотосессий; их любят дизайнеры, звезды, делая свой образ ярче. Веер из перьев дополнить образ невесты в пышном платье, а также этот аксессуар уместен на балу, вечеринке, в театре. Китайские барышни с помощью жестов веерами выражали чувства и эмоции по отношению к собеседнику.

Кроме того, веер спасет от жары в местах где прохлада недоступна.

Китайские опахала ворвались в нашу культуру и моду, став незаменимой вещью. Ведь они являются не только аксессуаром, предметом интерьера, но еще и символом счастья и благополучия.

Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.

Уходит в национальный театр кабуки . Это , в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепеннояпонские веера стали использоваться в повседневной жизни, но в это время также изменился.

Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.

История японского веера

Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива .

Краткая история веера в Японии

Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер - отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер - то есть, обратиться к Великой Богине.

Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.

Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке - именно они и перебрались из Китая в Японию.

А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева - все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.

Веер - это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно того, что самые первые складные веера, называвшиеся оги , были сугубо мужским атрибутом - их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.

Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.

После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги — «васи» — ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко , или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера , впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.

С конца XV японский веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом - Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу - даже Россию.

Японские веера в мире

Веер оги
Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возникает и новый вид веера, которому дали название оги . Правда, сегодня так часто называют и все остальные веера.Оги или как его еще называют «солнечный веер» из-за своей легкости и внешнего вида, который напоминает часть солнечного диска с исходящими лучами, применялся и применяется танцорами, он также популярен у гейш - они его также иногда используют в традиционных танцах.

Что касается относительно небольшого количество ребер, то легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают его незаменимым для опытного артиста. А вот в средние века оги , впрочем, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он также, как и его собратья, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера вскоре стали неотъемлемой принадлежностью сначала , а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, поэтому вскоре веера появились в странах Запада, но, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, они не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

А вот в наше время веера используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров, в руках которых японский веер может символизировать различные предметы, от кисти до боевого меча.

Складной веер и придворные церемонии

Складной японский веер многие ученые считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги . Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а ребра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени уже знали и использовали боевые веера , имевшие по всей видимости все ту же округлую форму и бывшие крайне жесткими. Такие веера известны под названием и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих, причём такиебоевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи. yapon-decor.ru

Именно к периоду Хэйан (794-1185 года) и относится возникновение плоского и нескладывающегося веера, подучившего название . Его окончательная форма закрепилась лишь в ХIV веке. Тонкие бамбуковые прутки - которых было 45, 64 или 80 - создавали специальную основу, к которой и крепилась японская бумага - васи. С обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, у которого были свои особенности, в зависимости от традиций региона страны, где был изготовлен веер. Форма утива при этом могла быть совершенно разной - и овальной, и стремящейся к квадрату, или кругу, что называлось формой «полной луны». Сам веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

Именно на основе утива возник еще один веер - аксессуар военачальников - . Он покрывался лаком с различными водоотталкивающими составами. Нередко его изготавливали целиком из дерева или металла - тогда веер становился серьезным оружием. История донесла до нас немало примеров того, как его применяли в бою.

Складной военный веер преследовал одну цель - с его помощью отдавались приказания и сигналы на поле боя. Он не стремился заменить обычное . А украшением сигнального военного веера всегда являлся красный круг на желтом фоне, который символизирует солнце. Вот поэтому на обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся желтым цветом по красному фону.


Кстати, наблюдая поединок сумотори, можно увидеть разновидность веера гумбай утива в руках рефери - это гедзи.

Сегодня не только в Японии, но и во всем мире широко распространена практика изготовления вееров в качестве сувенирной продукции. Но, конечно, истинно , выполненные по традициям, сохраненным в семьях мастеров, передаваясь тайно из поколения в поколение, можно найти только в Японии и стоят такие веера весьма дорого, как и подобает настоящим произведениям искусства. yapon-decor.ru

Веер: прекрасный и смертоносный

В Китае веер использовали не совсем традиционно. Он использовался в философских, боевых и алхимических учениях «Тайцзи-Цюань», «Дао» и других.

Много общих черт нашли между веерами и бабочками, и появилась вера в то, что упражнения с веером, делают того, кто ими занимается, подобным бабочке. Основная особенность работы с веером это развитие умения соединять усилие веера с усилием тела.

Именно в Японии сложился привычный нам образ веера . С идеей все сделать совершенней, мастера Японии меняли формы и в результате создали складной веер из деревянных дощечек , которые складывались в гармошку полукругом, называется он - . Остальные веера выполняли на его основе.

Веера красиво расписные были комплектом для парадного женского кимоно «Томэсодэ».

В 988 году императору Китая преподнесли усовершенствованную версию веера. Даже два веера в виде летучей мыши и 20 других красочных складных вееров. В Китае полюбили форму японского веера, который стал у них расписываться традиционными китайскими пейзажами.

В Японии образ веера продолжали совершенствовать. Особое значение он приобрел и .

Еще появился обычай делать большие парные супружеские веера, которыми украшали дом, либо брали в гости как неотъемлемый предмет этикета. Появился обычай сезонной росписи вееров цветами, которые должны были соответствовать прическе, интерьеру дома, создавать непринужденное и неповторимое очарование.

Тэссен - боевой веер

Применение боевого веера - это самое необычное искусство и самый редкий вид техникикобудо . На самом деле, более мирного предмета, чем веер, наверное, трудно вообразить. И все же он может быть оружием. При этом здесь нет никакой мистики, да и секретной техники не наблюдается: в поединке просто используется не совсем обычный веер. А необычность его в том, что он железный. Причем им можно пользоваться и для обмахивания в жаркую погоду и для защиты от вооруженного противника.

Работа с веером с точки зрения техники применения делится на две части. Первая - эторабота со сложенным веером . Вторая - это работа с развернутым веером . Причем в сложенном состоянии веер использовался точно так же, как и простая короткая дубинка. А вот в развернутом состоянии с его помощью можно было запросто защититься даже от метательного оружия.

Очень тонкие кованные пластинки - из них состоит веер, были не в состоянии выдержать удар стрелы или , который пускала сильная и умелая рука, зато повернутые под небольшим углом к линии атаки они могли отклонить летящее оружие в сторону.

А вот на близкой дистанции с помощью тэссена можно было запросто закрыть противнику обзор. Учитывая это, вместе с веером еще использовалось обязательно еще какое-то оружие: хотя бы короткий меч танто , правда, танто часто называют ножом, но это ошибочное суждение - это просто очень короткий меч.

Также острым краем развернутого веера могли наносить удары по незащищенным и уязвимым зонам противника, например, в шею, лицо, внутреннюю поверхность кистей рук и так далее. А чередование раскрывания и закрывания тэссена во время поединка могло создать дополнительную помеху противнику - это часто применяли именно для отвлечения, а также рассеивания внимания.

Применение тэссена

До наших дней дошли забавные, даже курьезные случаи применения боевого веера. Например, один довольно высокопоставленный самурай Мацумура Сокон был известным мастером рукопашного боя, а также работы с оружием. Слава о нем, и о его ратных подвигах дошла до сегуна. Чтобы убедится в этом собственными глазами, и чтобы произвести впечатление на своих подданных, сегун вызвал к себе мастера и сказал, что через десять дней он как раз устраивает праздник, где хочет, чтобы продемонстрировал доблесть прославленного воина - для этого ему надо было всего лишь… сразиться с быком.

Мацумура был не очень хитрым воином. Все десять дней до поединка он каждый день приходил в стойло, где находился бык, и, на безопасном расстоянии - стоя за перегородкой, бил быка по морде своим боевым железным веером. Это продолжалось до тех пор, пока бык не падал на колени. Через несколько дней несчастное животное уже само стало падать на колени, как только самурай подходил к нему близко.

Пришло время праздника. На поединок быка и самурая собралось огромное количество народа - в том числе и из других провинций. И Мацумура вышел на площадку, где в это время находился бык - в руках у него был всего лишь веер, причем самый обыкновенный. Естественно, что как только бык увидел самурая, то он тут упал на колени и жалобно замычал. Конечно, публика, как и сегун, была в восторге от такой столь убедительной демонстрации воинского мастерства.

Этот эпизод курьезный и не относится к реальной технике, тем не менее, применялся и в настоящих схватках - например, там, где самурай не должен был обнажать меч - в доме своего повелителя.

Есть интересный и довольно нетипичный способ самозащиты при помощи боевого тэссена. Как известно, по этикету, когда входят в дом или в комнату старшего по положению, то самураю надо встать на колени, а веер положить горизонтально перед собой, затем коснуться ладонями татами и совершить поклон. Его амплитуда зависела в целом от разницы в социальном статусе гостя и хозяина. Один должен был предстать перед своим господином, чтобы принять наказания за довольно серьезный проступок. Конечно, он подозревал, что его жизнь висит на волоске и был прав. Дело в том, что подручные господина уже собирались сломать его шею тяжелыми створками раздвижной двери, когда он остановится между ними и склонится в ритуальном поклоне.

Тем не менее, благодаря собственной находчивости, самурай положил свой тэссен в дверной желоб, поэтому, когда двери внезапно пришли в движение, то они отскочили от металлического веера, вместо того, чтобы захлопнуться и убить самурая. При этом они не причинили никакого вреда последнему. Самурай поверг в изумление своего господина да так, что то простил его.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Япония известна своими веерами, которые использовались представителями самых различных общественных классов, к тому же для самых различных дел: например, в театральных постановках и танцах, в поэзии и в светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Еще - это смертельное боевое оружие, причем таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой больше стране мира.

Японские веера , а особенно это касается довольно крупных экземпляров, были широко известны в древности и за пределами Японии. Самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку с 457 по 479 годы, где подробно описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, который был прикрепленного к длинному шесту.

А еще древнекитайские хроники времен династии Сун - годы правления 960-1279, также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров. Они тогда считались просто прекрасными образцами декоративного искусства. В основном опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами. А еще веер имел продолговатую ручку - она здорово поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.

Когда и кем был изобретен веер за давностью веков узнать уже невозможно. Но японские ученые проводили исследования пор этому поводу, причем еще в период господства буси. Но это-то и вызывает изрядную долю недоверия. К сожалению, других исследований просто нет - и это вполне логично, если учитывать длительный период самоизоляции.

Все церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Еще большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов.

Ума-сируси - потомок боевого веера

Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шелка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси . Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сегунов во время правления Токугава.

Ума-сируси изготовлялись из девяти слоев бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шелком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов - кожи или перьев птиц - никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мертвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикрепленных к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

1) жесткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой ( , или дансэн);

2) складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или ).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории,утива с успехом пришёл на замену саку.

Из истории веера January 18th, 2012

Действительно, история веера не так проста,как может показаться, поэтому, думаю, что мой пост будет интересен не только дамам, но так же и представителям сильной половины человечества, тем более, что в моем рассказе речь пойдет и о восточных боевых искусствах.

О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов. Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров. Он якобы пробрался в спальню к Психее, где его и поймал на месте преступления оскорбленный муж Эрос. Мало того что тумаков надавал, так еще и оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрос быстро сменил свой гнев на милость.

В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею. По другой версии: Адам проснулся после сотворения Евы и стал ее рассматривать, а она засмущалась, стала обмахиваться веером и разглядывать райский сад, изображая, что до Адама ей дела нет.

Другая история, более реальная, но от этого не менее красивая рассказывает о том, как в жаркий летний день 3000 лет тому назад китайская императрица Вон Ванк, желая освежиться, сорвала с дерева лист и начала обмахиваться им. Так или иначе, но веер как особый аксессуар, используемый для овевания и охлаждения лица, был известен на Востоке еще с глубокой древности. Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Вот еще одна красивая китайская легенда, по которой первый веер на землю принесла Великая богиня ветра. Она много путешествовала по планете и исполнилась сочувствия и сострадания к тяжкой человеческой доле. Чтобы хоть немного облегчить ее, она подарила людям свой волшебный веер, чтобы любой человек, попав в беду, мог создать ветер и тем самым обратиться за помощью к Богине.
Китайская традиция так же приписывает изобретение веера мифическому императору древности Шуню.
Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. - 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств - «Чжаньго» (475 гг. - 221 гг. до н. э.). Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца. Причем в Китае он не является исключительно женским атрибутом. Им пользовались и пользуются все - мужчины и женщины, император и придворные, чиновники и простолюдины. : императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе - готовить пищу, варить соль. Искусство вееров в Китае непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Другое применение вееру придумали китайские монахи, превратив его в предмет боевого искусства. За счет усиления железными пластинами они получили оружие, которое могло сбить человека, нанести ему серьезную травму.
Китайцы утверждают, что веер - их изобретение. Для них он является воплощением единства мужского и женского начал - инь и ян. Японцы же настаивают, что веер придумали именно они, причём чуть ли не на все случаи жизни: для дворцовых приёмов, для войны, для танцев и, естественно, для чайной церемонии. Кстати, у китайцев число пластинок веера всегда чётное, а у японцев - нечётное.


Веера самых разнообразных форм и размеров, изготовленные из любых мыслимых материалов, широко использовались представителями всех классов и сословий феодальной Японии. Цели были столь же различны: веер употребляли для просеивания риса, пшеницы и других сельскохозяйственных культур. Он был в ходу в качестве неотъемлемого элемента театральных представлений, танцевальных и поэтических мероприятий, спортивных соревнований (как, например, судейство борьбы сумо). Не реже встречался веер в общественных (ритуальные приветствия), деловых и торговых отношениях (в сфере рекламы). Видимо, поэтому самураи, не желая расставаться даже на поле боя с любимой и столь привычной вещью, превратили веер в потенциальное оружие, причем, весьма эфективное, но об этом чуть ниже, а пока немного из истории.
Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность вопроса его возникновения. В японский иероглиф "oги" - "веер" входит составляющей частью другой иероглиф, означающий "крыло".Что бы узнать о происхождения оги, обратимся к японской легенде, которая повествует и о мастере который изобрел складывающийся веер, способный поместиться в рукаве, изучив крылья упавшей ему под ноги летучей мыши.

Самым наилучшим презентом в Японии полагается веер. Складной веер именуют оги, а веер округлой формы - утива.

К периоду Хэйан (794 - 1185) относится возникновение плоского не складывающегося веера утива, окончательно форма которого закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые прутки - их было, как правило, 45, 64 или 80 - создавали основу, к которой крепилась японская бумага - васи. Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луне». Веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

Веера оги, которым пользовались и императоры Японии и сёгуны, были чрезвычайно популярны при дворе, где они служили частью личных отличительных знаков, указывая на ранг и положение их владельцев, а так же являлись церемониальными символами, схожими по функциям с королевским скипетром или камергерским жезлом в западных государствах. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами.

Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста.

В конце XII столетия веера стали использоваться по новому назначению. Военные взяли на себя функции аристократии, и элегантный хи-оги знати усилиями самураев стал преображаться в оружие, меняя свои деревянные ребра на железные.
Военный класс древней Японии к тому времени уже знал и использовал боевой веер ставший известным как гумбаи.

Веер также мог использоваться для вызова противника на поединок.Гумбаи находит свое применение и сегодня в руках рефери (гьоджи), судящих поединки борцов сумо.
Когда поединок оканчивается поражением одного из борцов, гёдзи - рефери - протягивает специальный веер — гумбай — в восточную или западную сторону, указывая на место, с которого принимал бой победитель.

Возможно, менее впечатляющим, чем гумбаи, однако значительно более смертоносным был складной веер, ставший боевым (гунсен или тесен), который носили самураи, облаченные в доспехи, и веер тетсу-сен (или тессен), который соответствовал бытовому костюму. Эти веера, обычно имевшие от восьми до десяти железных ребер, были удобным оружием для атаки и обороны.

Под покровительством многих кланов по всей стране возникали школы, в которых разрабатывались, проверялись на практике и постоянно улучшались различные стили ведения боя с помощью гунсен или тессен. Заслуженной славой мастеров боевого веера пользовались инструкторы, преподававшие владение мечом из школы Ягю.

В посвященной боевым искусствам литературе содержится «несколько упоминаний о победах, одержанных “боевым веером” против меча, а также множество примеров его смертоносных возможностей как метательного орудия»., искусство боевого веера стало настолько сложным и многосторонним (особенно среди самураев высших рангов), что убежденные в своем превосходстве бойцы не удосуживались применять в поединках меч и защищались лишь таким веером. Знаменитый мастер конца XVI столетия, Ганн-рю, вышел без единой царапины из схватки с десятью противниками, которых одолел одним лишь железным веером. Этот факт зафиксирован в хрониках, и с тех пор постоянно служил самураям примером для подражания.

Благодаря более чем широкому распространению вееров, искусство использования их в бою стало популярным среди представителей всех классов Японии феодальной эпохи. Этому косвенно способствовали указы Эдо (XVIII в.), по которым запрещалось носить мечи. В ответ люди вооружались окованными железом посохами и большими, тяжелыми железными веерами. Их веера показали себя настолько опасным оружием, что позже были также запрещены.

Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая - ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Мог сбивать летящие мишени, использовать веер как средство для развития общей координации, применимой к любым стратегическим обстоятельствам, и во многих других целях. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

На основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер гунбай,дословно: "веер полководца", или гумбай утива, который покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда изготавливался целиком из дерева или металла. В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою.

Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер - тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство -тэссен-дзюцу

И все же, как и гумбай, складной военный веер не стремился заменить обычное оружие, а имел своей основной целью отдание приказаний и сигналов на поле боя. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым.

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гумбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсустали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.
Огромные шелковые веера на сто пятидесяти сантиметровых шестах, называвшиеся «ума-ши-руши» («лошадиный вымпел». Эти громадные веера украшались огромными пучками конского волоса или растительных волокон самых ярких раскрасок. Сёгуны клана Токугава использовали веера в качестве боевых знамен, которые несли следом за ними, как знаки их присутствия на поле битвы. Такие веерные знамена делались из двух половин, по девять слоев бумаги в каждой, склеенных между собой, обтянутых шелком и покрытых яркой позолотой. Они надевались на шест,ок. 457 см. в длину и таким образом, что на ветру знамя вращалось вокруг своей оси.

Веер столетиями является ценным видом оружия в боевых корейских искусствах.В древней Корее веер был оружием знати. Оружие имевшее лезвие (мечи, ножи) были запрещены при дворе осторожными правителями Кореи, которые опасались наемных убийц. Таким образом, простой веер стал для дворцовой знати средством самозащиты.Сегодня веер ранней Кореи изучают, как традиционное оружие такие системы, как хапки-до и кук суль вон (родственный хапки-до стиль, переводится, как "национальное искусство"). Здесь техника веера изучается так же, как при древнем королевском дворе. Как говорят корейские мастера, техника работы с веером является не только эффективной при самозащите, но представляет собой наследие культурного уровня и высокого боевого искусства древней Кореи.
В Китае же считали, что веер означает гармонию мужского и женского начал, соединение ян и инь, и не иметь его в доме было просто немыслимо.

Мастера фен-шуй и сейчас считают веер символом творения и активно используют его в своей работе, ведь фен-шуй переводится как «быть на лесной поляне, овеваемой свежим ветром». А что, как не веер, создаст нам эту самую розу ветров и ощущение свежести? Не случайно специалисты фен-шуй уверены, что с этим аксессуаром человек всегда будет чувствовать себя комфортно, где бы он не находился. А если вам нужна дополнительная энергия, поддержка, свежие силы, уверенность, когда вы работаете, повесьте веер у себя за спиной, он должен быть расправлен, смотреть вверх и отходить от стены под углом порядка 40-50 градусов.

Веер - это мощный символ, преобразующий неблаготворное воздействие окружения в благоприятное. С веером связано много китайских легенд. Придворные императора редко расставались со своим веером, который, согласно поверью, оттгонял сплетни от их владельцев. На протяжении всей истории Китая веер использовальзовался в качестве символической защиты от завистливых коллег и недоброжелателей.
И в наше время веер продолжают использовать в качестве талисмана в домах, обитатели которых переживают полосу особого невезения.
Если вам и вашим близким постоянно не везет или если вы подвержены частым болезням, изменить ситуацию к лучшему можно при помощи веера, помещенного на стену вашего дома. Через пару недель как вы повесите веер общая ситуация начнет улучшаться и везение будет снова к вам возращаться
В фен-шуй веер - традиционный предмет, действие веера обусловено изображением на его лицевой стороне, разумеется на веере всегда изображаются какие-либо благоприятные в фен-шуй символы
Вообще веер должен быть у каждой женщины. На Востоке советуют - если вам плохо, если вы больны, если вы не можете решить какую-то проблему, возьмите веер и неспешно им обмахивайтесь - он сам найдет ту энергию, которая отвечает за здоровье или информацию, и принесет ее вам, берите и пользуйтесь.

В Индии вместе с опахалом и зонтиком веер был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы ("Магабгарата" и "Рамаяна"). По-санскритски веер называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист.
Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веера из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою.

На Дальнем Востоке нескладывающимися веерами пользовались только женщины, складывающимися - только мужчины.

Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая.В Древнем Египте опахала, как прообраз современного веера, служили атрибутом величия фараона. Веера часто поручали носить лицам царского происхождения, которые имели особый титул — «носитель веера с правой стороны».
В Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках веер из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя". В египетской космогонии веер — эмблема счастья и небесного покоя.Клеопатра любила нежиться на берегу Нила охлаждаемая легким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров. В те времена веер, вернее его прототип — опахало, изготавливали из пальмовых или лотосовых листьев, а позднее — из павлиньих и страусовых перьев.

Из Индии через Ассирию веер перешел к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на веере надписи. Веер в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где В. из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил В. французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике веер также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два веера украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.

Позднее почитателями вееров стали греки и римляне, заимствовавшие изящное изобретение у этрусков. В Древней Греции и Риме, на Крите использовали восточные опахала из листьев или перьев павлина на деревянной или костяной основе. Большими опахалами на ручке — «флабеллумами» — в Древнем Риме молодые невольники — «флабелеферы» — грациозно и деликатно обмахивали своих хозяек.

Римские франты, в свою очередь, пользовались маленькими веерами под названием «табелае». Веер даже поднялся до вершины Олимпа и вошел в мифологию, став атрибутом богини любви и красоты Афродиты.

Через финикиян и фригийцев веер перешел из Ассирии к грекам, у которых первые веера делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение вееру из перьев павлина (носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный веер из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображен на одной этрусской вазе (которая сейчас хранится в Лувре). От этрусков веер под именем флабеллума переходит к римлянам
На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род веера — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев.

Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи изготовляли веер и есть сказание, которое гласит, что даже св. Иероним делал веер в пустыне. Позже веер стали употреблять в церковных обрядах. В так называемых "Апостолических конституциях" говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два веера из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут cесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный pедкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения.

Так же в Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды - опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений (сначала ими просто отгоняли мух от священных даров, а потом они уже приобрели ритуальное значение).

Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу.

После заката Римской империи веер исчезает из обихода, чтобы вернуться только в XVI веке, в котором открылась новая эпоха в истории этого аристократического атрибута.

В конце XV - начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию - около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом - во Францию (при Екатерине Медичи). Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Веер был в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где веер из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение: известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике веер также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два веера, украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.Католическая церковь же видела в веере вообще дьявольский умысел - она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия. Возможно, в силу именно этих причин в даже 17-18 веках, когда веера уже вошли в моду, французским придворным дамам категорически запрещалось открывать веер в присутствии высочайших особ, короля и королевы.

В XVI стлетии веер изготавливают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла.
Вскоре в Испанию и Португалию веера стали привозиться из Китая.

Итальянские веера круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Екатерина Медичи имела великолепную коллекцию вееров, состоящую из 900 экземпляров. В Англии королева Елизавета I установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, за что она была названа «покровительницей вееров».
Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. Дамы предпочитали складные веера-гармошки. Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками.

А в Китае известная фаворитка императора Пак Чиею в 32 году до н. э. написала стихотворение на своем роскошном веере, положив, таким образом, начало моде на расписные веера, охватившей Европу в XVIII в.

Постепенно размеры стали уменьшаться, все большее значение придавалось ажурным рейкам конструкции, а не полотну, их соединяющему. Такие ажурные веера получили даже особое название - «скелетики», или веера в стиле«бризе»

Украшения становятся все более фантастическими, на веерах писали художественные миниатюры, превращая их в настоящее произведение искусства. Стоимость некоторых вееров была баснословной, и иногда обладательницы помещали их в качестве залога в банк по примеру герцогини Мантуанской. При изготовлении вееров все больше используются драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи.

Интересно, что иногда в ручке веера искусно умещался тайник для записок или яда. В веера вставляли зеркальца, которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде - обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик: ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.

В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера: с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим.

Для серьезных людей были серьезные веера, расписанные знаменитыми художникам. Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII в. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за легким крылом которого скрывались томные и подчас нескромные взгляды. Веер стал средством общения, с помощью которого можно было поощрить или отвергнуть пылкого поклонника, назначить свидание или выразить свои чувства. Особенное распространение язык веера получил в католической Испании, стране свободных мах.

В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы, что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции. Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков,
Веер был и стражем, и посредником в отношениях женщины и мужчины. В XVII веке возник даже особый «язык веера», который позволял даме высказать своему кавалеру всё, что она о нём думает, не прибегая к письмам, которые могли бы её уличить. «Да» - веер прикладывали к правой щеке, «нет» - к левой. «Я жду ответа» - удар сложенным веером по ладони левой руки. Веер, поданный кавалеру верхним концом, дарил ему надежду на взаимность. А если красавица отвергала ухаживания, то подавала его нижним. Можно было даже назначить час свидания - время определялось количеством открытых пластин.
Если веер резко складывали, то как бы произносили: «Вы мне неинтересны!».
Развернутый, прикрывающий грудь веер молил: «Будьте сдержанным».
Веер, направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт.
Антипатию выражал узкий конец сложенного веера, а дуга, описанная им, предупреждала: «За нами следят...».
Когда сложенный веер держали прямо, это значило: «Говорите смело».
Если развертывали одну створку — предлагали братскую, чистую дружбу; если две — влюбленную дружбу.
Раздвинуть три створки было все равно что признаться: «Я вас люблю»;
полностью раскрытый веер — назначить свидание в доме кавалера;
раскрыть и резко сложить — свидание у дамы. «Когда?» — «В три часа в четверг», — отвечают три легких удара пальчиком по четвертой створке и т. п.
В Испании прежде всего большое значение имел цвет веера, например, белый был предпочтителен для невинной девушки; черный рекомендовался только при трауре; черный кружевной полупрозрачный для скрытого кокетства; красный в черном для смелого уличного костюма, для корриды и т. д.

Манера носить, держать, использовать веер со временем приобрела глубокий смысл. Закрывающийся веер обозначал сомнение; закрытый — отрицание; раскрытый менее чем на четверть — скромность, неуверенность; раскрывающийся — одобрение, а полностью открытый — всеобъемлющую, безоговорочную любовь. Резкие быстрые взмахи веера, как правило, означали волнение от известий; похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони — ожидание; похлопывание по ноге сбоку — «следуйте за мной»; спереди — «я готова следовать за вами». Прикрытый веером подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой мог означать кокетство; замедленные помахивания раскрытым веером — поощрение, «я готова, жду»; раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы — благодарность; полураскрытый, опущенный вниз веер — невозможность; сложенный веер, направленный на мужчину, — «отойдите, уступите дорогу»; резкий жест сложенным веером рукоятью вперед — «убирайтесь прочь, вон!» Например, фразу: « Я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в 3 часа» можно было сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами, и веером 3 раза постукивают по другой руке.

У ассирийцев веер был символом власти, у египтян - эмблемой счастья и небесного покоя. У древних греков стал атрибутом богини любви Афродиты. Римлянам эта идея понравилась, и они снабдили им свою Венеру. Не потому ли вся дальнейшая, то есть европейская, история веера - это любовь и страсть?!

Первая мировая война сделала бесполезными многие из милых безделушек мирных времён. Казалось, веера исчезли навсегда. Но через полвека они вернулись благодаря Кристиану Диору и его пленительному new look. Веер постепенно превращается в предмет хотя и не первой, но всё-таки необходимости. Свиданий с его помощью, конечно, не назначают, но для светской львицы веер нередко становится последним штрихом к роскошному туалету.