История инновационного развития. Доклад из истории инноваций

Современная техногенная цивилизация имеет несколько ключевых особенностей. Главная из них заключается в том, что в подобном обществе на первом месте всегда стоит научный прогресс и

Появление термина

Термин «техногенная цивилизация», или «технократизм», появился в 1921 году. Впервые его использовал социолог В своей книге «Инженеры и система цен» исследователь подчеркивал важность объединения усилий инженеров всего мира ради усовершенствования жизни на земле.

Это понятие быстро стало популярным в научной среде. Последователи Веблена продолжили изыскания своего предшественника. Появилось несколько теорий о том, что такое техногенная цивилизация. В первую очередь она противопоставлялась традиционному обществу. Подобная цивилизация характеризуется тем, что ее члены стараются сохранить былой уклад жизни. Они ориентируются на традиции и болезненно переносят перемены. Это общество с медленным социальным развитием. Техногенная цивилизация построена вокруг противоположных принципов — свободы личности, прогресса, инноваций во всех сферах жизни, готовности подстроиться под быстрые перемены.

Основы техногенной цивилизации

Технократизм — это не только цивилизация (то есть уклад общества), но еще и идеология. Ее сторонники считают, что нет ничего важнее развития науки. Вместе с этим развитие техники ведет к переменам в социальной жизни. Технический рост — это не просто забава ученых. Это еще и способ решить множество общественных проблем (например, убрать пропасть между богатыми и бедными).

Современная цивилизация (техногенная) меняет не только бытовой уклад людей, но еще и политическую систему. Такая идеология подразумевает, что государством должен править не а четкий институт власти. Механизмы управления страной в технократическом обществе работают без оглядки на конкретного политика. По сути, личность правителя становится на второй план. На первом месте оказывается сама государственная машина, которая с помощью своих социальных лифтов поднимает наверх только качественных управленцев, а не популистов, обещающих на выборах избирателям Техногенная цивилизация управляется профессионалами — людьми, которые долгим трудом добивались высокой квалификации в своем деле.

Предпосылки появления

Сегодня сложно отрицать, что наука является главным двигателем прогресса. Однако отношение к развитию технологий не всегда было радужными. Даже когда человечество оставило за спиной эпоху варварства, наука еще долгое время была уделом маргиналов. Первые мировые цивилизации, возникшие еще в Античности, безусловно, относились к группе традиционных обществ. Во всех них важное место занимали традиции и обычаи.

Первые предпосылки к зарождению техногенной цивилизации можно отметить в древнегреческих полисах. Это были независимые города, важную роль в жизни которых играли мыслители и ученые. Полисы управлялись с помощью принципов демократии, пришедших на смену классической тирании одного деспота. Именно в этих городах появилось множество значительных человеческих изобретений.

Борьба с традиционным обществом

Разница между традиционным обществом и техногенной цивилизацией колоссальна. Поэтому людям пришлось много столетий доказывать свое право на прогресс. Заметное развитие техногенной цивилизации началось в XV—XVI вв., когда в Западной Европе узнали о существовании Нового Света. Открытие земель на далеких берегах подхлестнуло любопытство жителей католического мира. Самые предприимчивые и инициативные из них становились мореплавателями и исследователями. Они открывали мир вокруг себя и обогащали знания соотечественников. Этот процесс не мог не повлиять на общее состояние умов. В конце концов количество знаний перешло в качество.

Одним из главных препятствий для развития раннего техногенного общества была религия. Церковь в средневековой Европе была важным институтом — как духовным, так и политическим. Ее противники объявлялись еретиками и сжигались на кострах. В начале XVI века в Германии зародилось движение Реформации. Его вдохновитель Мартин Лютер выступал за реформу церкви. У проповедника появилось множество сторонников, в том числе в княжеских немецких династиях. Скоро началась вооруженная борьба между протестантами и католиками. Она вылилась в Тридцатилетнюю войну (1618—1648), после которой во многих странах Европы был установлен принцип свободы вероисповедания.

Влияние прогресса на экономику

В новом обществе гораздо больше ресурсов пошло на развитие образования. Открывались университеты, люди учились и познавали окружающий мир. Развитие технологий привело к экономическому росту. Такие важные изобретения, как или, например, паровой котел, позволили некоторым странам нарастить собственное производство и повысить благосостояние граждан.

XIX века сделала Англию главной мировой державой с колониями во всех частях света. Безусловно, это была уже техногенная цивилизация. Проблемы ее развития были связаны с тем, что люди, ставшие хозяевами целого мира, не сразу научились правильно пользоваться его ресурсами.

Важность гражданских свобод

Во время Ренессанса и эпохи Просвещения произошел синтез многих идей античного мира и христианской цивилизации. Новая идеология получила от этих двух оснований только самое лучшее. В частности это была любовь к человеку. Идеи Просвещения гласили, что в мире нет ничего более важного отдельно взятой личности.

Эти принципы сегодня положены в основе конституций большинства государств мира. Человекоцентричность впервые была провозглашена ключевой идеей после объявления независимости США. В конституции этой новой страны были закреплены все основные современные гражданские свободы. По схожему пути через несколько лет пошла Франция, где произошла революция, уничтожившая старый порядок в лице консервативной абсолютной монархии. В дальнейшем на протяжении еще двух столетий разные общества своими путями добивались гражданских свобод, без которых невозможно представить техногенную цивилизацию.

Триумф техногенной цивилизации

В XX веке человек и техногенная цивилизация перешли на новую ступень своего развития. В это время кардинально ускорился темп социальных изменений. Сегодня на жизнь одного поколения приходится столько нового, сколько не было за несколько столетий до этого. Техногенную цивилизацию также иногда называют «западной», подчеркивая место ее происхождения. Сегодня главные обители подобных порядков — Европа и США.

Важно то, что сегодня кризис техногенной цивилизации уже не может произойти, потому что источниками ее развития стали не новые культурные зоны как раньше (колониализм и т. д.), а перестройка уже существующего порядка. Главным успехом перехода от традиционного общества к технократии можно считать изменение ценностей. Сегодня самым важным для общества является любая инновация, что-то новое, как явление.

Традиционная и техногенная цивилизация не могут сосуществовать вместе. Поэтому современное общество отличается динамичным распространением во все уголки планеты. Традиционные общества сами собой изживаются при контакте с новейшими технологиями. У адептов традиций и ненавистников прогресса есть только один способ выжить в сегодняшнем мире — поставить свое общество на путь изоляции. Так живет Северная Корея, которая не признает открытий Запада и даже не поддерживает с ним экономических отношений.

Человек и природа

Одной из важнейших доминант в техногенной цивилизации всегда было желание человека подчинить природу. Человек не сразу научился бережно относиться к окружающему миру. Его активная деятельность, связанная с интенсивным использованием природных ресурсов часто приводят к наносящим вред экологической обстановке. В череде подобных примеров можно отметить трагедию на Чернобыльской АЭС. Этот тот самый случай, когда люди слишком быстро взялись за использование новой технологии, еще не научившись пользоваться ею. У человечества есть только один дом. Нерациональное отношение к природе — одна из главных проблем технократии.

Для члена такого общества принципиально необходимо заниматься преобразующей деятельностью. Именно с этим правилом связаны те ценности техногенной цивилизации, благодаря которым она постоянно меняет собственные основания.

Место личности в новом обществе

Появление техногенной цивилизации изменило положение человека в социуме. В традиционном обществе люди крайне зависимы от верховной власти, традиций и кастовой системы.

В современном же мире личность автономна. Каждый человек может по своему желанию менять свою обстановку, контакты, рабочий круг. Он не привязан к догматическим порядкам. Современный человек свободен. Независимость необходима личности для развития и самореализации. Техногенная цивилизация, которая построена на инновациях и открытиях, поощряет и поддерживает индивидуальность каждого индивида.

В XVIII веке французский просветитель Жан Кондорсэ обратил внимание на взаимосвязь науки и производства. Он отмечал, «что прогресс наук обеспечивает прогресс промышленности, который сам затем ускоряет научные успехи, и это взаимное влияние, действие которого возобновляется, должно быть причислено к наиболее деятельным, наиболее могущественным причинам совершенствования человеческого рода». Он же указывал на всеобщность научных знаний, отмечая, что «для каждого поколения неизбежно возрастает та сумма знаний, которую можно приобрести за один и тот же промежуток времени, с одной и той же

умственной силой».

Мощный толчок началу серьезных исследований по инновациям и их роли в экономическом развитии дали работы Н. Кондратьева. Сам он не

занимался непосредственно анализом инновационных вопросов, но рассмотренные им большие циклы конъюнктуры (длинные волны)

инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительности, в качестве наиболее важной были признаны инновации. Он выявил наличие длинных конъюнктурных волн в экономическом развитии общества и тем самым определил развитие экономики как процесс

неравномерный и цикличный. В соответствии с волновой теорией любая экономическая система характеризуется чередованием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл конъюнктурных волн, выявленных

Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые «длинные» волны).

Большие циклы конъюнктуры (длинные конъюнктурные волны) включают:

1. сезонные циклы (продолжительность менее года);

2. короткие циклы (продолжительность три-четыре года);

3. средние циклы (продолжительность семь-одиннадцать лет).

На базе своих исследований Кондратьев сделал ряд выводов. Во-первых,

перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально-экономических процессах, которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена. Во-вторых, периоды подъема циклов конъюнктурных волн сопровождаются, как правило, крупными социальными потрясениями (такими, как революции, войны). В-третьих, понижательные волны данных циклов связаны с длительной депрессией сельского хозяйства.

Ученый также предположил, что поскольку повышательная волна большого цикла характеризуется радикальными изменениями в хозяйственных

процессах, то ее возникновение обусловлено накоплением на стадии депрессии достаточного капитала для осуществления инвестиционной деятельности по обновлению основных производительных сил общества.

Конъюнктурные циклы, по мнению Кондратьева, носят международный характер и рассматриваются как последовательное нарушение и восстановление экономического равновесия.

Идеи Н. Кондратьева в определенной степени оказали влияние на австрийского экономиста Йозефа Шумпетера. Без преувеличения можно сказать, что И. Шумпетер. собственно, и явился родоначальником теории инновационных процессов в современной ее трактовке. На основе теории

«длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на

прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций. По И. Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от

прежних ценовых форм конкуренции.

Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря

неценовым формам конкуренции, - эффективной монополией. Эффективной монополией, в соответствии с концепцией И. Шумпетера, является положение

компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции, не представленной на рынке; использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; освоение новой

технологической линии; использование новых материалов и пр.).

Под нововведением И. Шумпетер понимал «новые комбинации,

изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам

термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся: введение нового продукта либо неизвестного потребителям, либо

нового вида продукта (потребительская новизна); внедрение нового метода производства; открытие нового рынка, на который данная отрасль промышленности не была представлена ранее; открытие нового источника

сырья; внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.

И. Шумпетером было введено также понятие кластера инноваций -

совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени. Ученый отметил, что нововведения появляются не равномерно, а группами (кластерами). Стимулом к зарождению новых кластеров инноваций служат новые научные открытия. Концепция неравномерности инновационной активности составляет основу современных концепций научно-технического развития.

В вышедшей в 1939 г. работе «Экономические циклы» и других трудах И. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных

процессов. Он рассматривал нововведения как изменения в технологии и управлении, как новые комбинации использования ресурсов. При этом И.

Шумпетер значительное место уделял роли предпринимателя в инновационном процессе. В соответствии с его взглядами предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением. И.

Шумпетер показал роль кредита в инновационной предпринимательской деятельности, осуществил периодизацию длинных волн.

Видное место среди экономистов, исследующих проблемы

нововведений, занимает немецкий ученый Г. Менш. Он пытался увязать темпы экономического роста и цикличность с появлением базисных нововведений. По его мнению, в положении, когда базисные нововведения исчерпывают свой потенциал, возникает ситуация «технологического пата», определяющая застой в экономическом развитии».

Существенным вкладом в развитие инновационной теории можно

назвать разработку российскими экономистами концепции технологических укладов. Понятие технологического уклада введено в научный оборот С. Ю. Глазьевым и его коллегами.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД – группа технологических совокупностей, функционирующих на основе сходных научно- технических принципов.

Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым фактором,

организационно-экономическим механизмом регулирования. Выделяются пять технологических укладов. В экономически развитых странах идет интенсивное

перераспределение ресурсов из четвертого в пятый технологический уклад. В России пятый технологический получил меньшее распространение.

Значительный вклад в формирование конкурентных стратегий внес американский экономист М. Портер. Широко известна его матрица стратегий фирмы, увязывающая воедино сферы конкуренции и конкурентные

преимущества. М. Портер показал, что фирма может достигнуть конкурентного преимущества, осуществляя производство с меньшими издержками или на основе дифференцированного качества продукции. Заслуживают также

внимания его разработки о параметрах глобальной стратегии фирмы, детерминанте конкурентного преимущества стран, стадиях развития конкуренции. М. Портер выделяет четыре стадии конкурентоспособности

национальной экономики:

 производство,

 инвестиции,

 нововведения,

 богатство.

Каждая из указанных стадий характеризуется специфическим механизмом управления инновациями и экономикой в целом. На стадии

факторов производства преимущество той или иной страны выражается через природные ресурсы, климатические условия, избыточные и дешевые трудовые ресурсы. На данной стадии господствуют простые технологии, а

прогрессивные технологии, как правило, создаются за рубежом. Стадия инвестиций наступает тогда, когда национальные фирмы становятся способными вкладывать деньги в покупку технологических лицензий,

современное эффективное оборудование. Национальная экономика при этом способна воспринять и улучшить зарубежную технологию. На следующей стадии - стадии нововведений национальные фирмы в состоянии улучшить иностранную технологию и создать новую. Внутренний спрос при этом

достаточно объемен и разнообразен. Меняется роль государства, характер его политики - больший вес приобретают косвенные методы регулирования экономики. На стадии богатства стимулом развития является повышение

благосостояния, капиталы перемещаются в финансовую сферу, снижаются темпы экономического роста. Особенность России в рассматриваемом отношении состоит в том, что она находится на различных конкурентных

стадиях одновременно. В основном это, конечно, стадия факторов производства, но одновременно некоторые фирмы находятся на стадиях инвестиций и нововведений. Отсюда следует необходимость разработки дифференцированных стратегий развития для отдельных секторов экономики, находящихся на различных стадиях развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Инновации существуют много тысяч лет. Наши предки занимались эпохальными, или базисными, инновациями, изменившими лицо общества, продвинувшими его вперед. И это было задолго до того, как сформировалась наука и обособился небольшой слой занимавшихся ею ученых. Поэтому говорить о том, что наука - единственный источник инноваций, было бы опрометчиво. В последние столетия, когда произошел инновационный взрыв индустриальной эпохи, далеко не всегда ученые были инициаторами крупнейших инноваций. Инициаторами инноваций были предприниматели (например, Форд), политические и государственные деятели, архитекторы, художники,музыканты.

Хотя инновационная практика существует много тысячелетий, предметом специального научного изучения инновации стали лишь в XX в.

В формировании и развитие теории инноваций вырисовываются три значимых этапа:

10-30-е гг. - формирование фундаментальных основ теории (период базисных инноваций в этой сфере научного познания);

40-60-е гг. - развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода;

С середины 70-х гг. - новый теоретический прорыв, связанный с освоением и распространением технологического уклада, волной эпохальных базисных инноваций в период становления постиндустриального общества. Этот период охватит, вероятно, и первые десятилетия XXI в.

Формирование основ теории инноваций происходило в рамках становления общей теории циклов и кризисов, прежде всего в экономической и технологической сферах.

Большой вклад в фундамент теории инноваций заложил Н.Д. Кондратьев. Излагая учение о больших циклах конъюнктуры примерно полувековой длительности, он обосновал закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн этих циклов с волнами технических изобретений и их практического использования.

Н.Д. Кондратьев увязывает технологические и экономические инновационные волны с радикальными переменами в других сферах жизни общества: «…войны и социальные потрясения включаются в ритмический процесс развития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления. Но раз возникнув, они, конечно, в свою очередь оказывают могущественное, иногда пертурбирующее влияние на темп и направления экономической динамики».

Таким образом, Н.Д. Кондратьевым заложены основы общей теории инноваций, охватывающей не только технологию и экономику, но и социально-политическую сферу, а также раскрывающей механизм взаимодействия инноваций в различных сферах общества.

Основоположником теории инноваций считается Йозеф Шумпетер, который подхватил и развил основные идеи Н.Д. Кондратьева в этой области. Шумпетер сконцентрировал свое внимание на экономических инновациях, высоко оценил роль предпринимателя-новатора в экономическом прогрессе.

Основные теории инноваций Шумпетера:

Инновационная деятельность как важнейшая функция предпринимателей;

Различение инноваций-продуктов и инноваций-процессов, радикальных (базисных) и улучшающих, технологических и экономических инноваций;

Место инноваций в циклической динамике экономики;

Неизбежность преодоления силы инерции, сопротивления среды.

Единомышленник Кондратьева Питирим Сорокин заложил основы инноваций в социокультурной сфере, понимая ее в широком смысле - не только искусство и культуру, социальные и политические отношения, но и динамику научных открытий и изобретений, межгосударственных и гражданских войн. В опубликованном в 1937-1941 гг. четырехтомнике «Социальная и культурная динамика» он исследовал, в частности, тенденцию динамики технических изобретений более чем за 5 тысячелетий истории общества, а также наиболее крупные нововведения, наблюдавшиеся за тысячелетия в других сферах духовной жизни общества. Отмечая наличие долгосрочных колебаний в социокультурной динамике, выражающихся в смене преобладания идеационального, чувственного и интегрального социокультурных типов, Сорокин отрицал наличие общего тренда исторического прогресса, считал эти колебания (флуктуации) бесцельными, с чем трудно согласиться. Им даны количественные оценки инновационных волн в ряде сфер духовного воспроизводства.

Итак, за три десятилетия XX в. были заложены фундаментальные основы теории инноваций, особенно технологических и социокультурных.

Дальнейшее развитие теории инноваций - с 40-х до середины 70-х гг. XX в. - не характеризуется столь фундаментальными прорывами в этой области познания. Этому помешали Вторая мировая волна и послевоенная гонка вооружений, когда усилия были направлены на освоение и распространение базисных инноваций 4 цикла Н.Д. Кондратьева и адекватного ему технологического уклада; исследования носили более практический, прикладной характер. Однако теория инноваций существенно продвинулась вперед.

Среди фундаментальных работ этого периода следует отметить крупную монографию выдающегося английского ученого Джона Бернала «Наука в истории обществ» (“Science in history”), изданную в Лондоне в 1954 г. И в СССР в 1956 г.

В этот период большое внимание уделялось взаимосвязи инноваций с экономическим ростом. Этой проблеме была посвящена нобелевская лекция Саймона Кузнеца, прочитанная им в декабре 1917 г. В ней сформулирован ряд новых подходов к теории инноваций, развивающих идеи Шумпетера и Бернала.

1. Кузнец ввел понятие эпохальных нововведений, лежащих в основе перехода от одной исторической эпохи к другой.

2. Революционное ускорение темпов экономического роста в индустриальную эпоху вызвано, по мнению Кузнеца, эпохальным нововведением - новым источником роста стало ускоренное развитие науки.

3. Обсуждая социальные последствия нововведений, Кузнец отмечает, что они могут нести как положительный, так и отрицательный характер. Экономическая функция государства - стимулировать их рост и структурные изменения, анализировать, отбирать или отбрасывать правовые и институциональные нововведения нового потенциала производства. Без нововведении наука чахнет, инновационная волна служит питательной почвой для расцвета научных исследований.

4. Технологические нововведения взаимосвязаны с нововведениями в других сферах общества.

Современный этап в развитии теории инноваций ведет отсчет от публикаций монографии немецкого ученого Герхарда Менша «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию» и последовавших за ней публикаций и международных конференций, посвященных теории длинноволновых колебаний в экономике Кондратьева и Шумпетера.

В разработку теории циклов и инноваций активно включились советские ученые. Серию монографий по этим проблемам опубликовал Ю.В.Яковец.

Фундаментальное исследование долговременных тенденций в динамике науки, техники и экономики выполнил академик А.И.Анчишкин. Он выделил в истории научно-технического прогресса три эпохальных переворота, реализовавшие кластеры базисных инноваций:

Первую промышленную революцию конца XVIII - начала XIX вв.;

Вторую промышленную революцию последней трети 19 - начала XX вв.;

Третью промышленную революцию, начавшуюся с середины XX в. и переросшую в научно-техническую революцию.

Были опубликованы обзор теорий долгосрочных тенденций в капиталистической экономике С.М. Меньшикова и Л.А. Клименко по этой проблеме, монографии Л.С. Барютина по техническим нововведениям в промышленности, В.И. Кушлина об обновлении производственного аппарата.

В российскую науку было возвращено наследие Н.Д. Кондратьева, его учение о больших цикла конъюнктуры и связанных с ними долгосрочных колебаниях экономической динамики. В России в этот период сложилась сильная инновационная школа. Новая волна в развитии теории инноваций связана с глубоким кризисом мировой экономики в середине 70-х в начале 80-х гг. XX в., обусловленным переходом к 5 Кондратьевскому циклу. Этот переход происходил на фоне мирового энергетического кризиса в революции цен. история возникновение инновация

Главные достижения развития теории инноваций во второй половине XX в.:

1. В центре внимания исследователей были длинноволновые колебания в экономике и обществе и связанные с ними волны базисных инноваций. Американские ученые Дж. одельски и У. Томпсон датируют их начало 1930 годом.

2. Наряду с длинноволновыми колебаниями изобретении, инноваций, экономической активности были выдвинуты и исследованы сверхдлинные вековые и тысячелетние волны эпохальных инноваций, преобразующие не только технику и экономику, но и всю структуру общества.

Арнольд Тойнби исследовал циклы в динамике локальных цивилизаций, периодическую смену их поколений. Фернан Бродель вслед за Р.Камероном обосновал наличие не только полувековых Кондратьевских, но и вековых трендов протяженностью от 150 до 300 лет, полагая, что более длительных исторических циклов не существует.

3. Продолжая традицию Н.Д. Кондратьева, О. Шпенглера, Й. Шумпетера, П. Сорокина, исследователи инноваций распространили их не только на технологию и экономику, но и на другие сферы жизни общества, включая науку, политическую и социальную жизнь, культуру, этику, религию.

Артур Шлезингер Младший в книге «Циклы американской истории» выдвинул положение о политических циклах длительностью 30 лет - циклах активной жизни одного поколения. В течение первых 15 лет каждое поколение отличается высокой инновационной активностью, а затем занимает консервативную позицию. Это положение относится не только к политике, но и к другим сферам деятельности людей. Закон смены поколений действует на протяжении всей истории, во многом определяя ритм колебаний инновационной активности.

В трудах Ю. Яковца 1984 г. и 1988 г. исследована взаимосвязь цикличной динамики науки, изобретений, нововведений и смены поколений машин и технологических укладов, развития эффективности и цен техники, введены понятия экологических, образовательных, организационно-производственных, управленческих циклов. В следующей (1999 г.) работе Ю. Яковца «Циклы.Кризисы.Прогнозы» все виды циклов в развитии общества систематизированы как проявления общей закономерности циклично-генетической динамики. Выделены циклы экологические, демографические, технологические, экономические, социально-политические, в духовной жизни общества (в науке, культуре, образовании, этики, религии), обобщающие исторические циклы.

4. На новом этапе развития теории инноваций большое внимание уделено их территориальному аспекту, колебаниям уровня инновационной активности различных стран и цивилизаций.

5. Особое внимание было уделено экономическому механизму осуществления инноваций. Большинство исследователей стоит на точке зрения необходимости сочетания рыночного конкурентного механизма (особенно в отношении улучшающих инноваций) с активной государственной поддержкой базисных инноваций, определяющих конкурентоспособность страны. Серьезное внимание было уделено инновационному менеджменту, практическим вопросам коммерциализации технологий.

6. Новым словом в развитии теории инноваций стало обоснование концепции технологической квазиренты. По сути дела, главный результат и стимул инновационной деятельности - получение сверхприбыли в период распространения эффективных инноваций.

Эти предложения докладывались на заседании круглого стола глобального гражданского форума Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 2 сентября 2002 г.

Таким образом, рассматривая весь путь развития теории инноваций, можно увидеть, что идеи цикличной динамики Николая Кондратьева, Питирима Сорокина, Йозефа Шумпетера, Герхарда Менша явились основой для дальнейшего развития этого научного направления.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, классификация, жизненный цикл инноваций. Оценка новизны инноваций - по технологическим параметрам. Понятие анализа нововведений - жизненный цикл инноваций, новшеств. Этапы жизненного цикла инноваций и динамика соответствующих показателей.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Принципы планирования инноваций. Сущность и элементы системы стимулирования инноваций. Анализ практики планирования и стимулирования инноваций на примере УП "Кварикс". Направления совершенствования системы планирования и стимулирования инноваций.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2010

    Виды инноваций по характеру применения и степени новизны. Основные стадии инноваций: зарождение, рост, зрелость, насыщение рынка, упадок. Понятие кризисного реинжиниринга. Научно-технологический потенциал предприятия. Оценка эффективности инноваций.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2015

    Элементы и особенности инноваций. Методы экспертизы инновационных проектов, их принципы, преимущества и недостатки. Критерии оценки инвестиционных проектов. Стадии и этапы инновационного процесса. Определение экономической эффективности инноваций.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Изучение социального и экологического аспектов внедрения инноваций в организации. Рассмотрение организационно-экономической характеристики предприятия. Разработка предложений по повышению эффективности инноваций в природоохранной деятельности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Общее определение инновации. Основные подходы к определению этого понятия. Свойства и экономическая роль инноваций. Практическое воплощение новой идеи. Определяющие признаки нововведения. Распределение инноваций на конкретные группы по критериям.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Исследование становления концепции волнообразного развития социально-экономических систем. Изучение циклов эволюции мировой экономической и политической системы. Основные теории инновационного развития. Технологические уклады экономического развития.

    лекция , добавлен 19.06.2012

    Проблемы отечественного агропромышленного комплекса (АПК). Главные причины отсутствия инноваций в АПК. Направления инноваций в сфере сельского хозяйства. Условия и факторы, влияющие на инновационное развитие АПК. Формирование агропромышленных кластеров.

    доклад , добавлен 25.12.2011

    Понятия инноваций и уровня жизни населения. Система показателей, характеризующая связь инноваций с уровнем жизни. Анализ уровня жизни населения в Российской Федерации и в ее регионах. Моделирование влияния инноваций на уровень жизни населения в России.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2016

    Понятие инноваций как изменения, как процесса и как результата, их отличия от других понятий. Изучение подходов к типологии инноваций. Описание институциональной типологии, в которой предмет рассматривается как общественное, частное и клубное благо.

Из истории инноваций

Е.А. Шкатова, Е.А. Лепёха (СВГУ, г. Магадан)

Под инновацией (англ. « innovation » - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. В «Современном словаре иностранных слов» 2009 года инновация трактуется как нововведение. В «Словаре практического психолога» 1998 года инновация трактуется - в социально-психологическом аспекте - как создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Появление термина «инновация» связано с долгой эволюцией термина «развитие», который зародился в философском учении Аристотеля, а затем в классической латинской литературе (Присциан, Корипп). Необходимо отметить, что Аристотель данный термин употреблял в житейском смысле - «распутывание мнений», а Цицерон - как «раскрытие книги».

Довольно широкое определение инновациям дают Б.А. Райз-берг и Л.Ш. Лозовский, считая, что инновация - это нововведение в области технологий, техники, организации труда и управления, которое основывается на использовании достижений науки, а также использование этих новшеств в различных областях и сферах деятельности.

К.Р. Макконнелл и СЛ. Брю подразумевают под данным понятием запуск в производство нового продукта, внедрение новых производственных методов или применение новых форм организации бизнеса.

Ф. Котлер определяет инновацию как товар или технологию, которые запущены в производство и уже вышли на рынок, воспринимаемые потребителем как новые или обладающие некоторыми определенными уникальными свойствами.

Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом .

Предметом научного изучения инновации стали лишь в XX веке.

Так, например, в науке термин «инновация» стал использоваться в XIX веке при изучении антропологии и этнографии. В XX веке термин «инновация» был введен в науку как экономическая категория. Инициаторами инноваций были предприниматели (например, Г. Форд - основатель компании по производству автомобилей Ford Motor Company . Он развивал систему массового производства автомобилей, основанного на поточном конвейере, впервые примененного им в автомобильной отрасли), политические и государственные деятели (Шумпетер, Кондратьев и др.), архитекторы (И. Хофман, Э. Сааринен, Г. Херинг и др.), художники, музыканты (А. Сакс, П. Барт, Т. Эдисон и др.).

Рассмотрим подробнее, как развивались теории «инноваций».

Большой вклад в фундамент теории инноваций заложил Н.Д. Кондратьев - экономист, основоположник теории экономических циклов, теоретически обосновал «новую экономическую политику» в СССР. Он связывал технологические и экономические инновационные волны с радикальными переменами в других сферах жизни общества. Н.Д. Кондратьевым заложены основы общей теории инноваций, охватывающей не только технологию и экономику, но и социально-политическую сферу, а также механизм взаимодействия инноваций в различных сферах общества.

В сущности, основоположником теории инноваций считается Йозеф Шумпетер, который подхватил и развил основные идеи Н.Д. Кондратьева в этой области. Йозеф Шумпетер -австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли. Он сконцентрировал свое внимание на экономических инновациях, высоко оценил роль предпринимателя-новатора в экономическом прогрессе. Немаловажными считаются исследования единомышленника Кондратьева, Питирима Сорокина. Он заложил основы инноваций в социокультурной сфере, понимая ее в широком смысле - не только искусство и культуру, социальные и политические отношения, но и динамику научных открытий и изобретений, межгосударственных и гражданских войн. Также он дал количественные оценки инновационных волн в ряде сфер духовного воспроизводства .

Во второй половине XX в. теории инноваций стали развиваться стремительно: Арнольд Тойнби исследовал циклы В" динамике локальных цивилизаций, периодическую смену их поколений. Фернан Бродель вслед за Р. Камероном обосновал наличие не только полувековых кондратьевских, но и вековых трендов протяженностью от 150 до 300 лет, полагая, что более длительных исторических циклов не существует.

Проблеме взаимосвязи инноваций с экономическим ростом посвящена нобелевская лекция Саймона Кузнеца, где он сформулировал новые подходы к теории инноваций, которые развивали идеи Йозефа Шумпетера и Джона Бернала. С. Кузнец ввел понятие эпохальных нововведений, он считал, что именно они лежат в основе перехода от одной исторической эпохи к другой. Он считал, что основной прорыв в развитии человеческого знания обеспечивался эпохальными нововведениями или инновациями. С. Кузнец говорил, что экономическую историю можно разделить на экономические эпохи, каждая из которых определяется эпохальным нововведением с присущими ей характеристиками роста. По мнению С. Кузнеца, именно эпохальные нововведения и реализующие их потенциал волны базисных инноваций лежат в основе перехода не только экономики, но и всего общества в целом, с одной ступени на другую .

Значительный вклад в теорию инновационного пути развития внес Б. Твисс (американский экономист), который подчеркивал сущность процесса нововведения, в котором изобретение или научная идея приобретают экономическое содержание, творческий характер инновационной деятельности. Он также выявил факторы, определяющие успех нововведений.

Новые идеи в развитии теории инноваций связаны с глубоким кризисом мировой экономики в середине 70-х-начале 80-х годов. Этот переход происходил на фоне мирового энергетического кризиса и изменения цен.

Существенный вклад в развитие теории инноваций на современном этапе внесли такие ученые-экономисты, как Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Скотт Штерн, М. Гяратана, С. Торриси и Алессандро Пагано. В своих исследованиях по экономическому благосостоянию они приводили примеры экономического роста развивающихся стран за счет инноваций. Также они попытались выделить различные факторы экономического роста. По их мнению, одним из факторов инновационного развития экономики является образование. Специальное образование играет главную роль в поддержке технического прогресса, как и расходы крупных компаний на исследования и разработки совместно с усилиями мелких предпринимателей оказываются дополнением к инновационному процессу, что означает, что результат взаимных действий оказывается наиболее полезным для экономики, чем единоличные действия .

Приверженцами этой же теории являются А. Арора и А. Гам-бардела, которые считали, что высокообразованные специалисты - это основной фактор инновационного развития. По их мнению, во всех странах, где развивается высокотехнологичный сектор экономики, есть высокообразованные специалисты относительно уровня развития данного региона. То есть внутренние ресурсы региона способствуют развитию определенных отраслей, например, в Японии - это электронная промышленность, в Финляндии - телекоммуникации и т. д.

Таким образом, образование предоставляет технические знания и навыки предпринимателям, связанным с процессом инноваций и экономическим ростом, а также стимулирует креативность и воображение и упрощает процесс приспособления инноваций к жизни.

По мнению ученых К.Р. Макконнелла и СЛ. Брю, фактором инновационного пути развития экономики являются крупные компании, так как новейшие технологии требуют использования крупного капитала, крупных рынков, комплексного, централизованного и строгого интегрированного рынка, богатых и надежных источников сырья. То есть только крупные компании могут обеспечить технический прорыв, так как обладают достаточными ресурсами.

Такой же теории придерживаются и М. Гяратана, С. Торриси и А. Пагано. Они обосновывали свои взгляды на практике Ирландии, где приход транснациональных компаний предшествовал росту инновационного сектора экономики. Но при этом они выделили еще три фактора развития экономики: избыток высококвалифицированных кадров, международные связи, внутренний спрос .

Следует отметить, что современная российская школа инноваций в единстве с теорией циклов и кризисов берет свое начало с 1988 г. в трудах Ю.В. Яковца. Ю.В. Яковец - доктор экономических наук, профессор кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии. Им была предложна классификация инноваций (технических нововведений) по уровню новизны, введено понятие инновационного цикла, определена его структура, раскрыта связь с научными, изобретательскими и инновационными циклами, рассмотрен механизм освоения нововведений, охарактеризован дифференциальный научно-технический доход.

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно.

Подробнее мы остановимся на инновациях, развивающихся в образовательной системе. Инновации присущи любому образованию - это характерная черта мировой педагогики. Инновационная педагогическая деятельность в России осуществлялась

не только в последние 20 лет, но еще в советское время, хотя и происходила регламентированно, главным образом на базе экспериментальных школ. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х годов, а в России с 1980-х годов.

Следовательно, об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования.

В конце 80-х-начале 90-х годов XX века достоянием педагогической общественности становится опыт педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Н.Н. Дубинин, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.), который стимулирует и активизирует инновационные процессы в отечественной школе. С 1990-х гг. отечественное образование начинает активно заимствовать зарубежный педагогический опыт. Творческое применение зарубежного педагогического опыта становится важным источником инноваций. Следовательно, современная инновационная «направленность» педагогической деятельности является закономерным, социально и исторически обусловленным этапом развития отечественного образования .

В последние 20 лет проблема нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, MB . Кла-рина, B . C . Лазарева, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой и других. Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой.

Следовательно, можно сделать вывод, что, продолжая традицию Н.Д. Кондратьева, О. Шпенглера, Й. Шумпетера, П. Сорокина, исследователи инноваций распространили их не только на технологию и экономику, но и на другие сферы жизни общества, включая науку, политическую и социальную жизнь, культуру, этику, религию.

Библиографический список:

1. Акимов А.А. Системологические основы инноватики / А. А. Акимов. - СПб. : Питер, 2012. - 38 с.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М. : Академия, 2009. - 786 с.

3. Гамидов Г.С. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения / Г.С. Гамидов, Т.А. Исмаилов. - СПб. : Философ, 2011.- 132 с.

4. Емелин В.А. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека // Вопросы философии. -2010. -№ 5.-С. 84-90.

5. Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании // Народное образование. - 2002. - № 5. - С. 94.

6. Иванова В.В. Экономика, основанная на знаниях, как этап экономического развития общества // Бюллетень Международного Нобелевского экономического форума. - 2012. - № 1. -С. 192-198.

7. Кузьмин М.Н. Проблема сохранения единого образовательного пространства России // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 3.

8. Мамчур Е.А. Фундаментальная наука и современные технологии // Вопросы философии. - 2011. - № 3. - С. 80-89.

9. Орлова А.И. Возрождение образования или его реформа? // Преподавание истории в школе. - 2006. - № 1. - С. 37.

10. Фостер Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности / Л. Фостер. - М. : Техносфера, 2008. - 352 с.

В результате изучения данного раздела студент должен:

знать

  • базовые понятия и определения инновационной экономики;
  • основные положения теории инноваций;
  • основные стратегии инновационной деятельности;

уметь

  • выявлять ключевые факторы, способствующие развитию инновационной деятельности или тормозящие ее;
  • выявлять различные модели и стратегии инновационной экономики и определять их особенности;

владеть

  • терминологическим и понятийным аппаратом инновационной экономики и инновационного менеджмента;
  • современными подходами к формированию моделей инновационной деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Исторические этапы формирования теории инноваций

Понятие "инновация" в научном обиходе появилось сравнительно недавно – в начале XX в. и имеет многоаспектное содержание, так как используется в разных областях знаний. Тем не менее, вся история развития цивилизаций связана с поиском новых идей (новаций) и их реализации для совершенствования орудий труда и организации хозяйственной и общественной жизни за счет аккумуляции и систематизации знаний, воплощаемых в технических средствах, общественных и хозяйственных преобразованиях (инновациях).

Термин "новация" произошел от латинского слова novatio, которое означало изменение, обновление, т.е. появление какого-либо новшества, которое приводит к изменениям в общественной или хозяйственной деятельности.

Термин "инновации" ("нововведение") связан с процессом реализации новых идей в реальной деятельности человека в качестве новых элементов (способов, видов, средств труда), которые повышают результативность этой деятельности, улучшают условия труда и изменяют качество жизни. Нововведения на протяжении всех исторических эпох развития человечества играли фундаментальную роль в необратимом изменении способа производства и формировании нового содержания общественных систем. Внедрение конвейера, работы по организации трудового процесса, НТР 1960-х гг., процессы компьютеризации и информатизации 1980–1990-х гг. – все это вызвало изменения в содержании национальных и мировой экономик, создание новой инфраструктуры и глобальные перемены в общественном сознании.

В современном контексте можно говорить о том, что инновации являлись и являются определяющим фактором общественного развития, способствующим поэтапному формированию определенного облика исторических эпох в процессе развития цивилизаций на Земле. Исторические эпохи, сменяя друг друга, с определенной периодичностью меняют и содержание всех политических, общественных, хозяйственных и технических систем.

Например, в эпоху неолита (VII–IV тыс. до н.э.), в отличие от предыдущего периода – мезолита (X–VIII тыс. до н.э.), стали создаваться специальные средства труда (технологические инновации) для общественной организации скотоводства, земледелия, различных ремесел для создания хозяйственной утвари. Это способствовало формированию новых способов ведения хозяйственной деятельности, на основе межобщинных отношений обмена товаром и его эквивалента (экономические инновации); создаются моногамная семья, родоплеменные объединения, города; все вопросы решаются на основе общественного веча (социально-политические инновации). В духовной сфере появляются зачатки науки и письменности, обрядовые искусства (танцы, музыка, мифы). Все эти нововведения в определенной сфере деятельности определяли исторический облик соответствующей эпохи. Инновации, определяющие фундаментальные изменения в определенной области деятельности человека, т.е. его базис, стали называть базисными инновациями.

В последующие исторические периоды развития общественных систем именно базисные инновации определяли исторический облик эпох. К ним относятся: создание паровых машин, механизмов, использование электроэнергии, а затем развитие электроники, вычислительной техники, информационных технологий и мобильной связи. Все это базисные технологии, которые связаны с изменениями в технологическом укладе производства и содержании политических, общественных и экономических систем.

Следовательно, инновации существовали всегда, еще до формирования научных знаний, создавая базисную основу исторических эпох человеческого развития. Инновационные процессы сопровождают все революционные преобразования в обществе и способствуют развитию политических, экономических и технических систем. Каждая историческая эпоха человеческой цивилизации переходит на новую стадию своего развития за счет реализации получаемых новых знаний в процессе их реализации. Анализируя характерные черты исторических эпох, можно констатировать, что реализации нововведений в разных направлениях хозяйственной, общественной и духовной жизни людей приводят к качественному изменению всей общественной формации (эпохальные инновации), т.е. историческому облику цивилизации в целом.

Понятие "эпохальные инновации" предложил американский ученый российского происхождения Саймон Смит Кузнец (англ. Simon Smith Kuznets) Нобелевский лауреат по экономике (1971), который применил его для описания смены циклов экономических эпох.

Мнение ученого

"Основные прорывы в развитии человеческого знания, т.е. которые явились главными источниками долгосрочного экономического роста и широкого распространились в мире, можно назвать эпохальными нововведениями" .

В период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу ученые в разных областях научных знаний стали уделять пристальное внимание изучению вопросов влияния инновационных идей на развитие политических, общественных, экономических и технических систем. В этот период сформировалась достаточно объемная информационная база научных и практических знаний, позволяющая обосновать закономерности развития этих систем в зависимости от интенсивности реализации инновационных процессов.

Исследование взаимосвязи исторического облика эпох и развития цивилизации с точки зрения инновационных процессов позволило ученым доказать, что циклы эпохальных и базисных инноваций лежат в основе формирования истории и облика будущего общества, смены содержания мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций. В своей монографии "Эпохальные инновации XXI века" (2003) профессор Ю. В. Яковец доказал, что поиск содержания современной инновационной трансформации общества невозможен без знания исторических закономерностей базовых и эпохальных инноваций. Недаром говорится, что наше настоящее и будущее – это сумма всего прошлого. Любые новации всегда связаны с накоплением знаний и умением их применить для решения постоянно возникающих актуальных проблем. Поэтому можно говорить о том, что инновации способствуют переходу любой организационной системы от одного качественного состояния к другому за счет практической реализации, накопленных предметных и межпредметных знаний. Процесс накопления практических или научных знаний всегда способствовал необходимости их обобщения, систематизации и появлению новых знаний во всех областях человеческой деятельности.

Именно поэтому история формирования теории инновации применительно к социальным и экономическим системам связана, прежде всего, с именами ученых – просветителей и экономистов, которые осознавали фундаментальную связь между наукой и производством не только в отраслевых областях знаний, но и обосновывали необходимость их синтеза на междисциплинарном уровне.

Например, французский просветитель Жан Кондоре (1743–1794) впервые обосновал наличие связи между наукой и промышленностью, рассматривая научные знания (новации) в качестве основного фактора динамичного развития экономики.

Английский экономист Адам Смит (1723–1790) положил начало исследованию инновационных процессов, связанных с разделением труда, специализацией, изобретением и механизацией. Его модель экономического развития включает разделение труда, производительность, доход, механизацию и технический прогресс.

Давид Рикардо (1770–1823) впервые исследовал влияние новых идей и обосновал наличие эффекта от их внедрения (инноваций) в производство в качестве углубления процесса разделения труда и открытия новых рынков.

Период индустриального развития общества (конец XX в.) и формирования его постиндустриального этапа (начало XXI в.), характеризуемый бурным развитием НТП и связанный с изменениями в технологическом укладе производства, выявил необходимость обратить особое внимание на роль инноваций не только в экономической, но и в политической, социальной и культурной жизни.

Технологический уклад – это совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным .

Смена технологических укладов связана с деятельностью новаторов- предпринимателей, которые постоянно осуществляют поиск новых идей и их реализацию (инновации) в новых технологиях производства для повышения производительности труда, увеличения прибыли и создания новых рынков.

Продолжительность смен технологического уклада можно разделить на пять этапов.

Первый этап развития технологического уклада (1790–1840) связан с созданием новых технологий в текстильном производстве, использованием энергии угля и пара.

Второй этап (1840–1890) характеризуется созданием и развитием сети железнодорожного транспорта и механизацией производства.

Третий этап (1890–1940) сформировался на основе электроэнергетики и открытиях в области химии (создание искусственных волокон).

Четвертый этап (1940–1990) определяется бурным развитием электроники, вычислительной техники, информационных технологий и массового производства товаров и услуг.

Пятый период (с 1990 г. по н.в.) связан с развитием коммуникационных сетевых технологий, биотехнологий и нанотехнологий.

Практика показала, что смена технологического уклада оказывает непосредственное влияние не только на производственные процессы, но и определяет историческое содержание социально-экономических систем в целом. Смена технологических укладов имеет системно-поступательный характер, взаимосвязанный с циклами экономической активности и спада (циклы Н. Д. Кондратьева), которые характеризуются учеными-экономистами как изменения в инвестиционном поведении, за счет реализации технологических инноваций на определенном этапе научно- технического прогресса.

Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс приобретения, накопления и совершенствования научных знаний об окружающем мире, создания и внедрения прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.

Смена технологического уклада производства изменяет не только технологии, но и содержание социально-экономических систем за счет роста конкуренции на рынке товаров и услуг. Поэтому исследование инноваций и инновационной деятельности стало, прежде всего, предметом экономической науки, в рамках которой сформировались базовые основы теории инноваций и основные положения концепции инновационной экономики.

Формирование фундаментальных основ инновационной теории происходило в рамках разных теорий о волновом, колебательном и цикличном развитии экономических, общественных и технических систем. Любая система развивается не поступательно, а ее состояние можно охарактеризовать синусоидой: подъем, вершина, спад, кризис, подъем. Цикличность является основой жизнедеятельности любой естественно-природной и искусственной системы.

Развитие научных знаний об инновациях, инновационной деятельности и инновационных процессах прошло три основных исторических этапа.

Первые исследования по данной проблематике начались в начале XIX в. На сегодняшний день насчитывается около 1500 различных типов экономических циклов развития, связанных с инновационными процессами.

Обладая разной формой и природой, такие циклы могут быть разделены на три основные категории:

  • 1) короткие циклы продолжительностью от одного до 4–5 лет. Такие циклы еще называют циклами запасов (циклы Китчина);
  • 2) средние циклы продолжительностью от пяти до 10 лет. Это циклы, основанные на человеческих факторах и связанные с особенностями производства (циклы Кузнеца, Друкера и т.д.);
  • 3) длинные циклы продолжительностью от 10 до 25 лет. Это циклы строительства и перепроизводства (циклы Жюгляра).

В середине 1920-х гг. русский экономист Н. Д. Кондратьев описал теорию циклов экономической конъюнктуры длительностью 40–60 лет. Он исследовал ряд макроэкономических показателей стран Западной Европы и США с 1790 по 1920 г., на их основании построил графические зависимости, устранив краткосрочные колебания. В результате он обнаружил, что в долгосрочном периоде полученные значения синхронно меняются.

В своей теории циклов экономического развития Н. Д. Кондратьев обосновал закономерную взаимосвязь "повышательных" и "понижательных" волн развития экономики с циклами технологических изобретений и их применения в хозяйственной деятельности. Кроме того, он увязал эти волны с радикальными изменениями и жизни самого общества: "Периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн" .

Таким образом, Н. Д. Кондратьев положил начало формированию теоретических основ инноваций, которые касаются не только экономической и технологической сфер деятельности, но и оказывают непосредственное влияние на всю общественно-политическую жизнь людей.

Развивая идею Н. Д. Кондратьева о цикличности развития социальных и политических систем и их взаимосвязи, русский социолог Питирим Сорокин заложил основы теории инноваций в социально-культурной среде. В своей работе "Социальная и культурная динамика" (1937–1941) он обосновал тенденцию инновационно-волнового развития социокультурной сферы и дал количественную оценку инновационных волн в некоторых сферах духовного воспроизводства. К социокультурной сфере П. Сорокин причислял: науку, искусство, культуру, социальные, политические и межгосударственные отношения. В своей работе "Главные тенденции нашего времени" (1964) он высказал идею о том, что нововведения в социокультурной сфере приводят к тенденции конвергенции (сближения) капиталистических и социалистических систем, превращения их в смешанный социокультурный тип . Это объясняется наличием объективных системных закономерностей развития систем любого типа на основе нововведений (инноваций), так как основными механизмами развития являются изменения, наследственность и отбор.

Исторический экскурс

Основоположником теории инноваций признается во всем мире австрийский экономист Йозеф Шумпетер, который в начале XX в. дал объяснение экономических колебаний в долгосрочном периоде, связанных с техническими новшествами и усовершенствованиями, сменой инфраструктуры, а также вовлечением в производство новых ресурсов и освоением новых территорий.

Свои взгляды Шумпетер изложил в книге "Теория экономического развития", изданной в 1912 г., в которой он впервые ввел термин "инновации" в качестве новой экономической категории, как средство предпринимательства для получения прибыли. Он обосновал инновации как главный фактор экономического прогресса и основу организации предпринимательской деятельности.

Автор считал, что именно предприниматели как хозяйствующие субъекты являются активными функционерами экономической жизни, создающими новые комбинации факторов и ресурсов, и способствуют динамичному развитию экономики. Й. Шумпетер доказал, что производство не может существовать без постоянных изменений в технике и технологии, освоения новых рынков, реорганизации рыночных структур. Инновации являются источником прибыли и создают новый вид конкуренции, более действенной, чем ценовая конкуренция. Именно с именами этих выдающихся ученых связано формирование первого исторического этапа (1910–1930) теории инноваций, в рамках которого была обоснована фундаментальная роль научно-технических знаний в развитии экономических и социальных систем.

Второй этап (с 1940-го до сер. 1970 г.) развития теории инноваций связан с прорывом в области фундаментальной науки в разных областях знаний. Большое внимание со стороны ученых стало уделяться исследованию взаимосвязи и взаимовлияния систем разной природы, т.е. системным свойствам.

В середине 1940-х гг. начала формироваться системная парадигма развития мира, в рамках которой вопросы реализации технических достижений уже не могли решаться только на основе экономических принципов.

Результаты экономической деятельности стали оказывать непосредственное влияние на решение политических, социальных и экологических проблем. Суть системной парадигмы заключается в том, что Мир человека представляется в виде огромного множества систем разной природы, объединенных в единое целое, и каждая система является дополнением до целого.

Исследования ученых-экономистов были направлены на обоснование взаимосвязи периодов экономической активности производственных систем с периодами развития техники, открытия новых ресурсов, которые в совокупности создают благоприятные условия экономического роста, и особенно роста инвестиций. На этом этапе уделялось большое внимание взаимосвязи научно-технического прогресса (НТП) с экономикой. Например, упомянутый ранее С. С. Кузнец, впервые применивший понятие "эпохальные инновации", определил науку как новый источник социально-экономического роста, способствующий глубокой трансформации в обществе, экономике, технике, технологии, что приводит к рождению нового социокультурного строя, новой мировой цивилизации.

Английский ученый Джон Бернал в своей монографии "Наука в истории общества", изданной в 1954 г., отмечал, что инновации в материальном мире значительно опережают инновации в духовной, социальной и культурной сферах. Дж. Бернал писал, что технические и технологические нововведения в первую очередь используются для совершенствования средств труда, а не улучшения условий жизни человека . Ученый, раскрывая взаимосвязь между научными, техническими и социальными нововведениями, доказал, что они могут иметь положительный и отрицательных характер.

Австрийский экономист и социолог Фридрих Хайек (1899–1992) – один из ведущих представителей новой экономической школы XX в., разработал концепцию "рассеянного знания", согласно которой конкурентный рынок представляется в качестве особого "информационного устройства", координирующего и использующего знания миллионов независимых друг от друга людей. Оригинальность его идеи заключалась в том, что он первый стал рассматривать конкуренцию как "обнаруживающую процедуру", как способ поиска и разработки новых продуктов и технологий. Автор считал, что именно конкуренция заставляет предпринимателя искать новые производственные технологии для создания новых продуктов (производственные комбинации по Шумпетеру), использовать новые рынки сырья, которые позволяют добиваться высокой прибыли и обеспечивать динамичное развитие экономической системы. Особое значение в своих исследованиях Ф. Хайек придавал творческим способностям самого экономического человека (интеллектуальным ресурсам) для развития конкуренции на основе использования знаний всех членов общества и распространения этих знаний (диффузии), бо́льшая часть которых воплощается в ценах, являясь важнейшей функцией рынка. За результаты исследований в области денег, конъюнктурных колебаний и анализа взаимосвязи экономических и инфраструктурных явлений Ф. Хайек в 1974 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике.

На данном этапе большое влияние на дальнейшее развитие теории инноваций оказало появления нового экономического понятия "человеческий капитал", которое впервые в 1961 г. было использовано американским ученым Теодором Шульцем в качестве важного фактора экономического развития. В дальнейшем совместно с последователем этой идеи Гэри Беккером они сформировали основы теории человеческого капитала, которая позволила расширить рамки теории инноваций, за счет включения в нее исследования проблем создания инноваций, организации инновационной деятельности и управления инновационными процессами на основе интеллектуальных ресурсов.

Начало третьего этапа развития теории инноваций (сер. 1970 – 1990 гг.) принято связывать с публикацией работы немецкого ученого Герхарда Менша "Технологический пат: инновации преодолевают депрессию". В своей книге автор изложил основные положения теории развития конъюнктуры и инноваций. Понятием "технологический пат" Г. Менш определяет период переориентации экономики, во время которого складывается патовая ситуация между традиционными и обновляющими силами развития. В рамках этой работы он на основе анализа 112 наиболее крупных изобретений и 126 эпохальных инноваций за период с середины XVIII в. и в течении XX в. выделил четыре волны инновационной и деловой активности в соответствии с кондратьевскими циклами экономического развития. Г. Менш обосновал объективную взаимосвязь между возникновением новых теорий, крупных изобретений и базисных инноваций. В своей исследовательской деятельности Г. Менш внес большой вклад в изучение инноваций, разделив технологические инновации по уровню новизны на базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Третий этап развития теории инноваций связан с технологическим прорывом в области компьютерной техники и развитием информационных технологий в период формирования постиндустриального общества и развития процессов глобализации. Вводится новое понятие "национальная инновационная система" (НИС), которая означает, что государство рассматривает инновации как определяющий фактор положительной динамики роста в области научно-технических исследований и производственной сферы.

В методологическом плане это означает признание и практическое применение системного подхода к формированию, организации инновационных процессов и управлению ими в динамике их развития. В этот период большинство ученых обращали особое внимание на исследование взаимосвязи научных, технических, информационных, экономических, социальных, образовательных и организационно-управленческих циклов и их инновационных фаз .

Например, советский ученый Ю. В. Яковец в своих работах нс только выявил закономерности возникновения и освоения открытий, изобретений

и нововведений, но и определил главную системную функцию инноваций в качестве смены циклов развития социально-экономических, политических, демографических систем и обновления духовной жизни общества в целом.

Инновации стали рассматриваться как неотъемлемая часть научно- технических, социальных и экономических циклов развития, а также как основа для выхода из различных кризисов.

Современный этап развития теории инноваций начинается с 1990 г. и продолжается до сих пор. Он связан с трансформацией мировой и национальных экономик, мировыми социально-экономическими кризисами и их последствиями, которые затрагивают нс только экономику, но и технологию, политику, культуру, этику, науку, религию, т.е. все общественные институты и системы. Ускоряются процессы взаимодействия систем разной природы не только в рамках одного государства, но и на уровне межгосударственных отношений. Такое взаимодействие приводит к возникновению многих системных проблем, решение которых требует синтеза знаний и на его основе расширения и углубления инновационных процессов.

Именно в эго время создается новая отрасль научных знаний – инноватика, которая оперирует понятиями и положениями из разных областей науки и практических знаний. Инноватика определяется учеными в качестве науки о системных проблемах нововведений и организации инновационной деятельности. Наука об инновациях на современном этапе переросла в целый комплекс междисциплинарных знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в инновации, а также их распространения во всем социально-экономическом пространстве. Современный этан теории инноваций развивается на основе положений теории инноваций Й. Шумпетера и на стыке современных фундаментальных и прикладных наук: инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики и др.

  • Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.
  • Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999.