История и этнология. Факты

Минерва - гравюра из серии "Аполлон, Минерва и Музы", ок.1511-1520 г.г.
Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля.

British Museum

Маркантонио Раймонди (ок. 1470-ок. 1530)- известный итальянский гравер, создатель новой манеры гравюры, отличной от той, что была изобретена Поллайоло и утверждена А. Мантеньей и существовала в Северной Италии на протяжении трех веков.
Около 1510, при дворе Льва X, Маркантонио встретился с Рафаэлем и вошел в круг художников его окружающих. Рафаэль помогал и обучал гравёра, а также специально создавал оригинальные рисунки для его гравюр.

Минерва - книжная иллюстрация к "Insignia Familiarum", 1579 г.
Йост Амман - швейцарский/немецкий гравер и художник (1539 - 1591 г.г.)

British Museum
....................................
Паллада - книжная иллюстрация к "Symbolicarum quaestionum de Universo genere quas serio ludebat" (Achillis Bocchii Bonon), 1555 г., Болонья.

Книжку целиком можно полистать тут: http://www.archive.org/stream/achillisbocchiib00bocc#page/n5/mode/2up
Бонасоне Джулио (Bonasone) - живоп. и гравер, жил 1521-74 в Болонье, один из первых старался воспроизвести на гравюре эффект красок. После него осталось больше 350 гравюр. Между прочим, ему принадлежит портрет Микеланджело, приложенный к биографии последнего, написанной Кондиви.
....................................

"Греческая Богиня Мудрости с совой и драконом"

А вот не знаю чьё и откуда, но сова хорошая, большая. :)
...................................

Две гравюры Хендрика Голциуса , голландского художника, гравёра и издателя, 1558 – 1617 г.г., Харлем.
Паллада , из серии "Три Богини", 1595 г.

British Museum

Паллада, сидящая на облаке , из серии "Три Богини, сидящие на облаке", 1596 г

British Museum
....................................
Паллада , из серии "Парис и три Богини", ок. 1678-1700 г.г.
Роберт Боннарт, французский художник и гравёр, 1652 г. - ок.1729 г.

....................................

Аллегория "Минерва с портретом Карла Теодора, курфюрста Пфальца" 1777 г.

British Museum
Жозеф Фратрэль (немецкий/ французский гравер и художник, 1730 - 1783)
....................................

Купидон и Менерва , эскиз для гравюры, 1788 г.

Metropolitan Museum
Ричард Косуэй (1740-1821, Лондон), был одним из ведущих английский портретистов-миниатюристов.
....................................

Минерва на оффорте "АЛЛЕГОРИЯ МУДРОСТИ", 1799 г.

Гравёр Жан Пьер Симон , работал в Лондоне в конце XVIII – первой трети XIX века.
Автор оригинала Дж.Ф.Риго
Гравюра входит в аллегорическую серию из четырех листов, прославляющую правление Георга III и королевы Софии Шарлотты.
....................................

Аллегория: "Королевская Власть, которой помогает Мудрость и Достоинство защищать Конституцию Великобритании" 1793г.

British Museum
Маурициус Лоу , британский живописец (1746 - 1793 г.г)
....................................

И несколько с сюжетами из мифологии.

Спор Афины с Пойседоном за обладание Аттикой .
В середине XIX века до нашей эры, как пишет древнегреческий историк Геродот, прибыл в Аттику царь Кекроп, рожденный землей и имевший туловище змея. Он построил на Акрополе крепость с царским дворцом, и основанный царем город стали называть Кекропией, а его жителей кекропидами. Сначала Акрополем владел Зевс-громовержец, но когда на земле Аттики появился новый город, за владение им поспорили бог Посейдон и богиня Афина. При царе Кекропе и состоялся этот известный спор за обладание Аттикой.
Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня хлынул соленый источник (по другой легенде, что и показано на гравюре - создал лошадь). Глубоко в землю вонзила свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп сочли оливу более полезным подарком для Аттики.

British Museum

Андреа Камасси (Andrea Camassei), итальянский художник и гравер, 1602 - 1649 г.г.
....................................

Ещё две гравюры Хендрика Голциуса из серии иллюстраций к "Метаморфозам" Овидия.

Афина является к Зависти , 1590 г.
Царь Кекроп, при правлении которого Афина одержала победу в споре с Пойседоном, имел трёх дочерей - Аглавру, Герсу и Пандросу. Однажды Гермес увидил одну из дочерей Кекропа Герсу, служительницу Паллады, и влюблся в нее. Аглавра, сестра Герсы, требует у Меркурия денег за то, что она пропустит его к возлюбленной. Афина, узнав об этом, является к Зависти и приказывает ей отравить Аглавру своим ядом.
Грозная дева войны в то место пришла и близ дома
Остановилась, вовнутрь входить не считает пристойным.
Остроконечьем копья ударяет в дверь запертую;
Вот сотрясенная дверь отворилась. Увидела дева
Евшую мясо гадюк - из пороков собственных пищу, -
Зависть и взоры свои отвратила от мерзостной. Та же
Встала лениво с земли и, змей полусъеденных бросив,
Вон из пещеры своей выступает медлительным шагом.
Лишь увидала красу богини самой и оружья,
Стон издала, и лицо отразило глубокие вздохи.

Вот этот момент и отображен на гравюре.


Rijksmuseum Amsterdam

История для сестёр закончилась печально: Аглавра из ревности не допустила к своей сестре, Герсе, Гермеса. Разозлившийся Гермес пришел к ним домой, превратил Аглавру в камень и удовлетворил-таки свою страсть к Герсе.
............

Афина даёт совет Кадму посеять зубы дракона. , 1615 г.

Кадм, в греческой мифологии сын финикийского царя Агенора, основатель Фив (в Беотии). Посланный отцом вместе с другими братьями на поиски Европы, Кадм после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийскому оракулу Аполлона и получил указание прекратить поиски и следовать за коровой, которая ему повстречается при выходе из святилища; там, где корова ляжет отдохнуть, Кадм должен основать город. В указанном месте Кадму пришлось вступить в борьбу с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище камнями, Кадм по совету Афины засеял поле его зубами, из которых выросли вооружённые люди (спарты), тут же вступившие в единоборство друг с другом. Пятеро оставшихся в живых стали родоначальниками знатнейших фиванских родов в основанной Кадмом крепости Кадмее, вокруг которой выросли Фивы.
Вот соскользнула, к нему попечительна, с высей воздушных
Дева Паллада; велит положить в разрыхленную землю
Зубы змеиные - сев грядущих людских поколений.

Публий Овидий Назон, "Метаморфозы"


Rijksmuseum Amsterdam

Если б не надпись внизу гравюры, то картинка могла бы служить иллюстрацией и к подвигу Ясона.:)
....................................
Афина, поражающая Арахну
АРАХНА (Άράχνη) , букв. «паук»), в греческой мифологии дочь Идмона - красильщика тканей из Колофона. Славилась как вышивальщица и ткачиха. Гордясь своим мастерством, Арахна. вызвала на состязание саму богиню Афину, которая приняла вызов, но, явившись сначала в образе старухи, предупредила Арахну. о необходимом смирении перед богами. Арахна. не вняла этому совету и не устрашилась богини, представшей в полном своём величии. Афина выткала на пурпуре изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырём углам ткани, обведённой узором оливковой ветви. Арахна выткала любовные похождения Зевса, Посейдона, Диониса. Разгневанная богиня разорвала прекрасную ткань и ударила Арахну челноком. Та в горе повесилась. Однако Афина вынула её из петли и превратила с помощью зелья Гекаты в паука, который вечно висит на паутине и неустанно ткёт пряжу.

Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, 1677г издания, Брюссель.
С большим трудом, но накопала, что иллюстрации к книге были перегравированы с гравюр венецианского, 1584 года издания, «Метаморфоз» Джакомо Франко, итальянского гравёра и издателя (1550-1620). О как! :)
....................................
Рисунок "Суд Париса" 1583 г.
Первый зафиксированный конкурс красоты, участницы которого были богинями: жена Зевса Гера, воительница Афина и богиня любви Афродита. Судьёй выпало быть Парису, сыну царя Трои. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина - военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

British Museum

Алессандро Аллори (итал. Alessandro di Cristofano di Lorenzo del Bronzino Allori; 1535 - 1607) - итальянский (флорентийский) живописец, представитель маньеризма.
....................................
Троя: Ахиллес - Гектор.
Гектор - старший сын царя Приама и Гекубы, муж Андромахи, главный защитник Трои в "Илиаде" Гомера. Гектор руководит троянцами в сражении, дважды вступает в бой с Аяксом и убивает Патрокла. Гектору все время помогает Аполлон, что послужило поводом считать его сыном бога. Стремясь отомстить за смерть друга, Ахилл вызывает Гектора на бой и с помощью Афины-Паллады смертельно ранит его. Затем, проколов на ногах умершего сухожилия и продев сквозь них крепкий ремень, привязал труп к колеснице и протащил изувеченное тело вокруг Трои, после чего бросил тело к смертному ложу Патрокла. Лишь когда старый царь Приам пришел к Ахиллу и мольбами растрогал его сердце, тот возвратил тело Гектора троянцам. Сцена погребения Гектора завершает "Илиаду".
Образ Гектора стал олицетворением благородства.
Так у Пелида сверкало копье изощренное, коим
В правой руке потрясал он, на Гектора жизнь умышляя,
Места на теле прекрасном ища для верных ударов.
Но у героя все тело доспех покрывал медноковный,
Пышный, который похитил он, мощь одолевши Патрокла.
Там лишь, где выю ключи с раменами связуют, гортани
Часть обнажалася, место, где гибель душе неизбежна:
Там, налетевши, копьем Ахиллес поразил Приамида;
Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало...

Гомер. Илиада

А теперь, как говорится, найдите 10 отличий.:) Но ничего удивительного, ибо обе гравюры сделаны с картины Питера Пауля Рубенса.(позже заскладирую и Рубенса тоже, маслом)
Ахиллес побеждает Гектора. 1679 г.

British Museum
Франц Эртингер , фламандский /французский гравер и живописец, 1648 – 1710 г.г.
........
Ахиллес побеждает Гектора. 1724 г.

British Museum
Бернард Бэрон - французский/британский гравер и издатель, 1696 - 1762 г.г.
....................................

Зы: Все гравюры с Афинами/Минервами, которые попадутся мне позже, тоже буду складировать сюда.

Древнегреческая богиня Афина известна тем, что она защищала города, покровительствовала наукам. Это воительница, которую невозможно было победить, богиня знаний и мудрости. Греческая богиня Афина абсолютно заслуженно почиталась древними греками. Это была любимая дочь Зевса, а столица Греции названа именно в ее честь. Она всегда помогала героям не только мудрым советом, но и делами. Девушек Греции она обучала прядению, ткачеству, кулинарии. Греческая богиня Афина не только странным образом появилась на свет, с ее именем также связано много захватывающих историй и мифов. Давайте больше узнаем о ней.

Появление на свет

Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно - из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей - дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.

Внешность и символы богини

Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка - такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты - змея и сова.

Богиня войны

О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина - богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники - большой и малый. Афина - богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.

Богиня мудрости

Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина - богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.

Миф о Гефесте и Афине

Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.

Продолжение мифа - история Эрихтония

Афина - богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.

Что делала дальше Афина?

Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.

Миф о суде за Аттику

Афина - богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем - и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю - и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Что породило миф о богине и Арахне?

Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.

Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.

Жестокое соперничество

Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.

Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.

Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.

Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.

Мифы о помощи Афины всем богам

Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами - отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

Древняя Эллада… Страна мифов и легенд, земля бесстрашных героев и отважных мореплавателей. Родина грозных богов, восседающих на высоком Олимпе. Зевс, Арес, Аполлон, Посейдон - эти имена знакомы всем ещё со школьных уроков истории.

Сегодня же мы поговорим об их женах и дочерях - всемогущих древних богинях Греции, которые ловко манипулировали своими мужьями, являясь настоящими хозяйками Олимпа и повелительницами смертных. Эти великие существа правили миром, не обращая внимания на жалких людей внизу, ведь они были постановщиками и зрителями в величайшем театре на свете – Земле.

И когда пришло время уходить, гордые богини Эллады оставили на греческой земле следы своего пребывания, пусть и не настолько заметные, как у мужской половины Пантеона.

Давайте вспомним мифы о прекрасных, порой невероятно жестоких дочерях Олимпа и совершим небольшое путешествие по местам, которые с ними связаны.

Богиня Гера - покровительница домашнего очага и семейной жизни

Гера - богиня древней Греции, высшая среди равных и номинальная мать практически всех прочих богинь Олимпа из четвертого поколения (первое поколение – творцы мира, второе – титаны, третье – первые боги).

Почему? Потому что ее муж Зевс очень далек от идеала верного мужчины.

Впрочем, Гера и сама хороша – для того, чтобы выйти замуж за тогда ещё даже не верховного бога, а всего лишь убийцу Кроноса (сильнейшего из титанов), Гера влюбила в себя Зевса, а затем отказывалась стать его любовницей до тех пор, пока тот не поклялся сделать ее своей женой.

Причем в клятве фигурировали воды Стикса (реки, разделяющей мир живых и мертвых, и имеющей огромную власть как над богами, так и над людьми).

В любовном безумии клятва была произнесена и Гера стала главной богиней на Олимпе. Но Зевс довольно скоро пресытился семейной жизнью и с удовольствием заводил связи на стороне, что озлобило Геру и вынудило её искать способы мстить тем, кого предпочел неверный муж, а заодно и его побочным детям.

Гера – богиня-хранительница домашнего очага и семьи, помогает брошенным женам, карает неверных мужей (что нередко сталкивает её нос к носу с ветреной невесткой - Афродитой).


Любимый сын Геры – Арес, бог войны, презираемый своим отцом за любовь к сражениям и постоянным убийствам.

А вот ненависть первой леди Олимпа делят два существа – дочь Зевса Афина и сын Зевса Геракл, оба рожденные не его законной женой, но тем не менее вознесенные на Олимп.


Кроме того, Геру ненавидит её собственный сын Гефест, бог ремесел и муж Афродиты – богини красоты, который был сброшен Герой с Олимпа еще младенцем за свое физическое уродство.

Самым масштабным следом этой жестокой дамы можно считать храм Геры в древней Олимпии.

Культовое сооружение построено в конце VII века до н. э. Массивный храм давно превратился в руины, но благодаря усилиям нескольких поколений археологов, фундамент храма и его сохранившиеся части были восстановлены и теперь открыты для туристов.

Помимо того, в музее Олимпии, вы можете увидеть фрагменты статуй, посвященных Гере и понять, как именно изображали богиню её почитатели.

Стоимость билета в Олимпию составляет 9 евро, что включает в себя проход на зону раскопок и в музей. Можно взять билет только в зону раскопок, он будет стоить 6 евро.

Афродита – богиня любви в Древней Греции

Прекрасная Афродита, чья красота могла сравниться только с её же легкомысленностью, не является дочерью Зевса или Геры, а происходит из намного старшего рода.

Она - последнее творение Урана, первого из титанов, оскопленного Кроносом во время первой войны за Олимп.

Кровь лишенного определенной части тела титана смешалась с морской пеной и из неё возникла коварная и жестокая красавица, которая скрывалась на Кипре от взора Кроноса до тех пор, пока тот не был свергнут Зевсом.

Благодаря хитрому плану Геры, Афродита вышла замуж за могучего, но некрасивого Гефеста. И пока тот трудился в своей мастерской, богиня либо нежилась на Олимпе, общаясь с богами, либо же путешествовала по миру, влюбляя в себя богов и людей, и влюбляясь сама.

Самыми известными любовниками ветреной красотки были Адонис - прекрасный телом и духом охотник, в которого богиня влюбилась настолько, что после его трагической гибели от клыков кабана, она бросилась вниз с Лидийской скалы.

И Арес – бог войны и разрушения, тайно подославший кабана к Адонису.

Именно Арес и переполнил чашу терпения гордого Гефеста, который устроил любовникам ловушку – выковал прочную сеть, настолько тонкую, что любовники просто не заметили её, когда сеть была наброшена на кровать.В разгар «встречи» ловушка Гефеста опутала возлюбленных и подняла их над кроватью.

Когда бог ремесел вернулся на Олимп, он долго хохотал над незадачливыми любовниками, а опозоренная Афродита сбежала на время в свой храм на Кипре, где и родила сыновей Ареса - Фобоса и Деймоса.

Сам бог войны оценил изящность и мягкость ловушки Гефеста и с достоинством принял поражение, оставив прекрасную Афродиту, которая вскоре была прощена своим мужем.

Афродита – богиня любви и любовного безумия. Она, несмотря на свой юный облик, является самой старшей богиней на Олимпе, к которой часто обращается за помощью Гера (особенно в тех случаях, когда в Зевсе опять начинает затухать очаг любви к супруге). Также Афродита считается богиней плодородия, а еще – одной из морских богинь.

Любимый сын Афродиты – Эрос, он же Купидон, бог плотской любви, всегда сопровождающий свою мать. Постоянных врагов на Олимпе у неё нет, но её легкомысленность часто приводит к ссорам с Герой и Афиной.


Величайшим наследием Афродиты является Пафос -город на греческом Кипре, расположенный в том месте, где она когда-то вышла из морской пены.

Это место по достоинству ценили не только женщины, но и мужчины - в некоторых частях древней Греции существовало поверье, что девушка, посетившая храм Афродиты и вступившая в связь с незнакомцем в окрестностях храма, получала на всю жизнь благословение богини любви.

Кроме того, в храме располагалась купальня Афродиты, в которую иногда спускалась богиня для того, чтобы восстановить свою красоту и юность. Греческие женщины считали, что если войти в купальню, есть все шансы сохранить молодость.

В наши дни от храма остались только руины, открытые для обозрения туристов. Неподалеку от храма Афродиты на Пафосе всегда можно найти как молодоженов, так и одиноких людей, ведь по легенде, те, кто найдут на побережье камешек в форме сердца, обретут вечную любовь.

Богиня-воительница Афина

Богиня Афина - обладательница самого ненормального мифа о рождении.

Эта богиня - дочь Зевса и его первой жены Метиды, богини мудрости, которая, по предсказанию Урана, должна была родить сына, а тот в свою очередь вскоре свергнет отца-громовержца.

Узнав о беременности супруги, Зевс проглотил её целиком, однако вскоре почувствовал дикие боли в голове.

К счастью, на Олимпе в то время находился бог Гефест, который, по просьбе царственного отца, ударил его по больной части тела своим молотом, расколов тому череп.

Из головы Зевса вышла женщина в полном боевом облачении, которая соединила мудрость своей матери и таланты отца, став первой богиней войны в древней Греции.

Позже родился еще один любитель помахать мечом - Арес, и попытался было заявить свои права, но богиня в многочисленных сражениях заставила своего брата уважать себя, доказав ему, что боевого безумия недостаточно для победы.

Богине посвящен город Афины, который она отсудила у Посейдона в легендарном споре за Аттику.
Именно Афина подарила афинянам бесценный дар - оливковое дерево.

Афина - первый полководец Олимпа. Во время войны с гигантами, богиня сражалась наравне с Гераклом до тех пор, пока она не поняла, что богам не победить.
Тогда Афина отступила на Олимп и пока сыны Зевса сдерживали орды гигантов, принесла на поле боя голову Медузы, взгляд которой превратил уцелевших воинов в камни, а точнее - в горы.


Афина – богиня мудрости, «умной» войны и покровительница ремёсел. Второе имя Афины - Паллада, получено в честь её молочной сестры, которая погибла по недосмотру тогда еще девочки Афины — богиня, сама не желая того, случайно убила свою подругу.

Повзрослев, Афина стала самой прозорливой из богинь Олимпа.

Она является вечной девственницей и редко вступает в конфликты (не считая тех, в которые вовлечен её отец).

Афина - самая верная из всех олимпийцев и даже во время исхода богов пожелала остаться в Греции в надежде на то, что однажды она сможет вернуться в свой город.

У Афины нет ни врагов, ни друзей на Олимпе. Её военное мастерство уважает Арес, её мудрость ценит Гера, а её верность - Зевс, но Афина держит дистанцию даже со своим отцом, предпочитая одиночество.

Афина неоднократно показывала себя как блюстительница Олимпа, карая смертных, которые заявляли себя равными богам.

Её любимое оружие – лук и стрелы, но зачастую она просто подсылает к своим врагам греческих героев, отплачивая им своим благоволением.

Величайшее наследие Афины - её город, который она неоднократно защищала, в том числе и лично вступая на поле боя.

Благодарные афиняне выстроили богине самое невероятное святилище в Греции - знаменитый .

В храме была установлена её 11-метровая статуя, выполненная из бронзы с большим количеством золота знаменитым скульптором Фидием:

До наших дней статуя не сохранилась, как и значительная часть самого храма, но в конце двадцатого века правительство Греции отреставрировало легендарные руины и начало поиски вывезенных реликвий, которые постепенно возвращаются на свои места.

Миниатюрные копии Парфенона были во многих афинских колониях, в частности в тех, что стояли на побережье Черного моря.

Давным-давно всемогущие боги и богини древней Греции канули в Лету. Но стоят посвященные им храмы, а их великие деяния хорошо помнят потомки тех, кто им поклонялся.

И пускай Греция уже давно не чтит могучих олимпийцев, став родиной для православной церкви, пускай ученые пытаются доказать, что богов этих никогда не было… Греция помнит! Помнит любвеобильность Зевса и коварство Геры, ярость Ареса и спокойную мощь Афины, умение Гефеста и неповторимую красоту Афродиты…
И если вы приедете сюда, она обязательно расскажет свои истории тем, кто захочет слушать.

Чтобы дополнить впечатление о древних богах Олимпа, и знакомимся с достопримечательностями, которые в них описаны.

Как теперь выглядит самая высокая гора в Греции – легендарный Олимп вы узнаете, прочитав эту .

Афина Паллада, известная в греческой мифологии как богиня стратегии войны и мудрости, появилась на свет очень необычным образом. В одном из мифов сказано, что Афина предстала перед олимпийскими богами после того, как Гефест своим молотом расколол по просьбе Зевса череп громовержцу, откуда и появилась в полном обмундировании мудрая богиня.

Древние греки почитали Афину как изобретательницу военной стратегии, «воительницу-девственницу», всегда появлявшуюся в сопровождении крылатой богини Ники.

Несмотря на чудовищную силу и невероятную ловкость, Афина предпочитала разрешать войны и спорные ситуации дипломатией и мирными переговорами. Крупнейший праздник в честь богини носил название Панафинеи и проходил у стен Акрополя в Афинах.

Считается, что кроме ратного дела и стратегического планирования, мудрая богиня регулировала погоду и орошала дождем поля, следила за благоденствием афинских семей, была мерилом гражданского общества, покровительствовала искусству, ремеслам и умственной деятельности.

В одном из мифов Афина упоминается как непревзойденный мастер ткачества. Посмевшая бросить вызов богине в этом искусстве дева Арахна была жестоко наказана за чрезмерную самоуверенность.

Греки склонны верить, что именно Афина изобрела такие средства повседневного пользования, как горшок для приготовления пищи, лошадиную узду, грабли, конский плуг, ярмо и несколько музыкальных инструментов. Кроме того она впервые ввела в жизнь афинян арифметический счет. Доброта Афины была известна даже в самых отдаленных полисах, ведь на Ареопаге она всегда старалась выступать в защиту ответчика.

«Афинская дева» стала ассоциироваться у греков со всем тем, чем они гордились и любили. Все научные открытия, урожаи и праздники, так или иначе, были посвящены Афине.

Афина была воплощением чистоты и непорочности. Многие боги пытались добиться ее руки и любви, но безуспешно. Дальше всех зашел Гефест, который насильно пытался завладеть богиней, но лишь успел пролить семя на колено Афины. Вытершись шелковым платком, она в гневе бросила его на мать-землю Гею, которую семя и оплодотворило.

Вскоре у Геи от Гефеста родился сын Эрихтоний, которого она сразу же отвергла, а Афина беспрекословно усыновила. Повзрослев, Эрихтоний стал мэром Афин, а девственность воспитавшей его богини символизировала неприступность великого города.

Несколько фото картин и статуй богини Афины:

Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»(Предметно-понятий ный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.141)) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.

Этимология имени «Афина» благодаря догреческому происхождению её образа является неясной.

В современном русском языке закрепилась форма, близкая византийскому произношению (через «и»): в классическую эпоху оно произносилось примерно Атхена. У Гомера, помимо ряда эпитетов, часто встречается форма Афинея, то есть «афинянка» (О распределении форм Афина и Афинея у Гомера см. Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.109-111 и таблицы 24 и 26).

Афина имела множество различных эпитетов, как связанных с её функциями, так и топонимических.

Архаичность образа богини и его эволюция

На древнее зооморфическое прошлое Афины указывают её атрибуты — змея и сова, а также эпитеты (совоокая, проч.). Хтоническая мудрость Афины имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода.

Согласно концепции, подробно развитой Мартином Нильссоном (англ.), минойская «богиня с щитом», изображенная на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки, была предшественницей Афины (Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. СПб, 2002. С.293-295, 350—354). Согласно И. М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню любовной страсти Афродиту (Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С.158).

Миф о рождении Афины от Метиды (чье имя переводится как «мысль») и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии, времени оформления классического канона. Грейвз предполагает, что до этого она была партеногенной дочерью одной Метиды. Появление проглоченной Афины на свет из головы Зевса изображено с позиции мифологии периода патриархата, в котором особо выделялось мужское организующее начало. Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого (Грейвз Р. Зевс и Метида). Как указывает Лосев, Афина становится как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли, его мыслью, осуществлённой в действии. Со временем материнство Метиды приобретает все более отвлечённый, даже символический, характер, и Афина начинает считаться порождением одного Зевса и принимает на себя функции божественной мудрости, так же, как Зевс воспринял их от Метиды.

По мнению Грейвза, отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах. А. И. Зайцев, напротив, предполагает, что вариант с рождением Афины от Зевса без матери более древний, а рассказ Гесиода о проглатывании Метиды — более поздний (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.94). Виламовиц предполагал (основываясь на том, что слово κορυφη означает как темя Зевса в мифе, так и вершину горы), что первоначальным было представление о рождении Афины из горной вершины.

Афина — одна из главнейших фигур олимпийского пантеона. По своей значимости она равна Зевсу, а иногда и превосходит его. Это коренится в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Приобретя новые функции военной мощи, богиня сохранила свою матриархальную независимость (дева и защитница целомудрия).

Афина имеет многие космические черты (она хранит молнии Зевса, родилась при золотом дожде, проч.). Она мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, родительница и губительница всего живого.

Рождение Афины

Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса (Гесиод. Теогония 888—900). После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы (Гесиод. Теогония 924—926, в этой версии Гефест рождается позже).

Поэмы Гомера миф о рождении Афины игнорируют, а последующие авторы дополняют рассказ деталями и локализуют его. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому (Гимны Гомера II 130, 136, 145), у Ивика (Ивик, фр.3 Пейдж, ст.3-4) и других поэтов (Нонн. Деяния Диониса XXVII 285), писателей (Арнобий. Против язычников II 70) и мифографов (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека I 12, 7; Гигин. Мифы, Введение 21). При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери (Эсхил. Эвмениды 736).

Предсказание Зевсу изрекли мойры либо сама Метида (Последний вариант: Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 6). Проглотив беременную Метиду, Зевс через некоторое время почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь её рождению, Гефест ударил Зевса топором по голове (Пиндар. Олимпийские песни VII 38-39; фр.34 Бергк; Каллимах, из кн. 1 «Причин»; Лукиан. Разговоры богов 8, 1; Нонн. Деяния Диониса VIII 80), а Прометей воспринял её из головы Зевса (Еврипид. Ион 453—457) (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса (Первый Ватиканский мифограф II 74, 1)). Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии) (Стесихор, фр. PMG 233 Пейдж из неустановленного произведения (по схолиям к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика IV 1310 и P.Oxy. 2260)). О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне (Гимны Гомера XXVIII 5) и у орфиков (Орфика, фр.174 Керн). По Ликофрону, Афина родилась у Зевса на третий день (Ликофрон. Александра 520).

Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошёл золотой дождь (Пиндар. Олимпийские песни VII 49; Страбон. География XIV 2, 10 (стр.655), со ссылкой на Пиндара; Филострат. Картины II 27, 3). Кроме того, приводится и другое толкование её рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите (Схолии к Пиндару. Олимпийские песни VII 66, цит. по Лосев 1999, с.236). В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» (В. Г. Борухович) (Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.128).

Родители Афины

Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители.

По разным версиям, Афина Паллада могла быть дочерью океаниды Метиды, богини мудрости — от Зевса. По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса (Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.213). Матерью Афины также могла быть нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона).

Отцом Афины по разным версиям могли быть Зевс, Посейдон, Бронт, Паллант и Итон. Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично. Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь. Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды (Схолии к Гомеру. Илиада VIII 39 BLU, см. Лосев 1999, с.238). Гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу. Смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.

Места рождения

Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии (Эсхил. Эвмениды 292—293; Каллимах, из кн. 1 «Причин»). Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды (Геродот. История IV 180). Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини (Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 1298—1300). Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой (Лукан. Фарсалия IX 350—354). Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.

Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 3).

Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии (Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 109, см. Античная мифология с античными комментариями к ней. / Сост. А. Ф. Лосев. М., 2005. С.584).

Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида (Павсаний. Описание Эллады VIII 26, 6).

Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии (Страбон. География IX 2, 36 (стр.413)), где она была выкормлена местным жителем (Павсаний. Описание Эллады IX 33, 5).

Время рождения. Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (28 гекатомбеона — примерно 18 августа) (Комментарий в изд. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М., 1990. С.740), в этот день суды были закрыты (Афиней. Пир мудрецов III 53 (98b)).

Рождение Афины было изображено на фронтоне Парфенона; в спартанском храме Афины Меднодомной; на картине Клеанфа «Рождение Афины» и на картине, описываемой Филостратом (Филострат. Картины II 27).

Облик Афины

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

Атрибуты богини: шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем), эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, появлялась в сопровождении крылатой богини Ники, олива — священное дерево древних греков, сова (символ мудрости), змея (также символ мудрости).

Её называли «сероокой и русоволосой» (Пиндар. Немейские песни X 7), у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая) (Гомер. Одиссея I 44). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу (Гомер. Илиада V 733—747, VIII 384—391; второй блок строк повторяет первый с сокращением описания эгиды). Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны (Вергилий. Энеида VIII 435—438).

Платон отмечает, что под покровительством Афины находятся как сословие ремесленников, так и воинов (Платон. Законы XI 920d-e).

Эту множественность функций обыгрывает Овидий, описывая Ахилла на Скиросе в девичьем платье и за шерстью и говоря: «ждёт Паллада тебя, но не на этой стезе» (Овидий. Метаморфозы I 692).

Афина-дева

Обращение «Парфенос» к деве Палладе часто встречается в текстах (Софокл. Эдип в Колоне 1090). Софокл называет её Афиной-девой, госпожой коней (Софокл. Эдип в Колоне 1072). Выражение «Дева родит» Каллимах приводит как пример невозможного события (Каллимах, фр.1 Чистякова из неизвестных элегий, ст.2 (Древнегреческая элегия. СПб, 1996. С.221)), а Риан иронизирует над персонажем: будто бы Афину сделал женой (Риан, фр.1 Пауэлл, ст.14). Григорий Назианзин подчёркивает парадокс: «Афина опять дева и рождает дракона» (Григорий Назианзин. Второе обличительное слово на царя Юлиана (Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. Мн.-М., 2000. Т.1, С.167).

Чудовищный Тифон планирует отдать Афину в жены Эфиальту (Нонн. Деяния Диониса II 310—313) и предлагает её в жены Кадму (Нонн. Деяния Диониса I 469), отчего Ника опасается за девственность Афины (Нонн. Деяния Диониса II 210—211).

Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы (Стаций. Фиваида II 251—255). Упоминаются жрицы-девственницы Афины в некоторых местах (Тертуллиан. О поощрении целомудрия 13).

Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 798). И Афина выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрехтея-Эрихтония (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 950—954).

Изобретения Афины

Афина была основательницей государства, создательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, она изобрела войны (Цицерон. О природе богов III 53). Богиня была изобретательницей керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии, учредила законы и ареопаг - высший суд в Афинах.


Афина, материнство и супружество

Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть (Павсаний. Описание Эллады V 3, 2).

Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы (Проперций. Элегии II 9, 5). В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом (II 116), даёт ей сладкий сон (I 360, XVI 451, XIX 604, XXI 358). Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея (IV 762—767), богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить (IV 796—838). Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам (XVIII 158), на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту (XVIII 188—196). Афина внушает Пенелопе мысль устроить состязание (XXI 1).

Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 9, 1), либо началась чума (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 4), и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.

Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощью (Еврипид. Авга, фр.266 Наук), и богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море (Страбон. География XIII 1, 69 (стр.615), со ссылкой на Еврипида, см. Еврипид. Авга, свидетельство 4 Ярхо).

Афина и музыка

Афина сплясала боевой танец с копьем и в латах (Платон. Кратил 406е; Законы VII 796b) либо после победы над титанами (Дионисий Галикарнасский. Римские древности VII 72, 7), либо сразу после рождения (Лукиан. Разговоры богов 8).

Полиэн рассказывает легенду, как Прокл и Темен Гераклиды воевали с Еврисфеидами за Спарту и приносили жертву Афине, а в битве им помогли флейтисты. С тех пор флейта ведет лаконцев (Полиэн. Стратегемы I 10, 1). О флейтистах в спартанском войске упоминает Фукидид (Фукидид. История V 70).

Труба (Сальпинга) — эпитет Афины. В эпиграммах Афине посвящают трубу (Антипатр Сидонский, эпиграммы 2-3 Пейдж) или даже «трубу Эниалия» (Тимн, эпиграмма 1 Пейдж).

Афина и корабли

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины (Гомер. Илиада XV 410—412). Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса (Илиада V 61) (согласно Коллуфу, богиня не одобрила его работу (Коллуф. Похищение Елены 201)).

По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 20, 108—113; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Сенека. Медея 366; Валерий Флакк. Аргонавтика I 92-95, 127, 457, 478, IV 541). Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 548). На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать (Ликофрон. Александра 1320—1321; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Гигин. Астрономия II 37, ссылка на Эсхила). После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 35; Гигин. Мифы 14 (СПб, 2000. С.36)).

Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 4) с двумя носами, на котором бежал с дочерьми (Гигин. Мифы 168, 277).

Афина посылает попутный ветер Телемаху (Гомер. Одиссея II 420—421; XV 292), Тесею (Вакхилид. Дифирамбы XVII 7), ахейцам, возвращавшимся с Лемноса (Квинт Смирнский. После Гомера IX 474). Изображение лика Паллады было на афинских кораблях (Еврипид. Ифигения в Авлиде 248—251).

Афина-ремесленница

Искусство работ отмечает Гомер (Гомер. Илиада IX 390), называя её наставницей мастера по металлу (Гомер. Одиссея VI 233 = XXIII 160). Дедал научился своему искусству у Афины (Гигин. Мифы 39). Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины (Александр Этолийский, эпиграмма 2 Пейдж).

Гесиод указывает на её связь с ремесленниками-плотниками (Гесиод. Труды и дни 430). Афина отполировала копье Пелея (Схолии к Гомеру. Илиада XVI 140 = Киприи, фр.5 Ивлин-Уайт). Она помогает гончарам (Псевдо-Гесиод. Гончары 2). Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины» (Солон, фр.1 Джентили-Прато, ст.49). Эпиграммы говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника (Леонид Тарентский, эпиграммы 7 и 8 Пейдж) и орудий труда земледельца (Фаний, эпиграмма 4 Пейдж).

Афина обучает дочерей Пандарея искусствам (Гомер. Одиссея XX 72), также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса (Гесиод. Великие Эои, фр.43а М.-У., ст.71) и, вероятно, дочерей Левкона (Гесиод. Великие Эои, фр.70 М.-У., ст.11), а также вообще девушек ремеслам (Гимны Гомера IV 14-15).

Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам (Гимны Гомера XX 2), а её и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы (Орфика, фр.179 Керн).

В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 73, 8), ради которых почитается (Элий Аристид. Похвала Риму 105).

Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса нужно «ремесло Афины» (Арат. Явления 529).

Афина-ткачиха

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду (Гомер. Илиада V 733—735 = VIII 384—386) и одежду Геры (Гомер. Илиада XIV 179) и обучила феакиянок ткацкому искусству (Гомер. Одиссея VII 110). Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры (Гесиод. Теогония 572—578, 587; Труды и дни 72, 77). Аполлоний Родосский подробно описывает изображения на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала ли его богиня сама (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 715—762).

Согласно Коринне, Афина научила ткачеству Метиоху и Мениппу, дочерей Ориона (Антонин Либерал. Метаморфозы 25, 1 (из Никандра и Коринны)). У Овидия ткачихи Миниады «задержаны Палладой» и её трудом, не желая поклоняться Дионису (Овидий. Метаморфозы IV 33-38). Сенека упоминает «Палладину работу» служанок, изготавливавших одежду Геракла (Сенека. Геркулес на Эте 564), а также Федру, забросившую «ремесло Паллады» (Сенека. Федра 103).

Афина покровительствует ткацкому искусству (Орфика, фр.178, 180 Керн; ср. Арнобий. Против язычников V 45), однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот (Платон. Пир 197b). Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке (Павсаний. Описание Эллады VII 5, 9).

Прялка — дар Афины (Феокрит. Идиллии XXVIII 1). Ткацкий станок называют занятием Афины (Никарх, эпиграмма 2 Пейдж, ст.1), а ткачих — служащими «делу Афины» (Леонид Тарентский, эпиграмма 72 Пейдж). Популярный сюжет эпиграмм — посвящение Афине орудий ткацкого ремесла (Антипатр Сидонский, эпиграммы 4-5 Пейдж); посвящение ткачих в храм Афины Прядущей (Леонид Тарентский, эпиграммы 40-42 Пейдж). Проперций упоминает «еврипильскую ткань косской Афины» (Проперций. Элегии IV 5, 23).

Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море (Парфений. О любовных страстях 27, ссылка на поэму Мойро «Проклятья»).

Марциан Капелла толкует рассказ Гесиода, объясняя, что Афина-Тритония одарила Душу одеждами, то есть телом (Марциан Капелла VI 567, 574, см. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн.1. С.157). Философ Прокл отмечает, что «попечительницей ткацкого промысла оказывается одна из демониц из рода Афины, причем сама Афина воспевается как та, кто ткёт устроение умных видов в каком-то другом, демиургическом смысле» (Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона 829, 18-21, пер. Л. Ю. Лукомского).


Афина-целительница

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3). По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая) (Еврипид. Ион 999—1015).

Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи (Плутарх. Перикл 13 (о мастере); Плиний Старший. Естественная история XXII 44). На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра (Плиний Старший. Естественная история XXXIV 80 и комментарий Г. А. Тароняна в кн. Плиний Старший. Об искусстве. М., 1994. С.387). Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны (Павсаний. Описание Эллады I 31, 6).

Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины (Курций Руф. История Александра Великого III 7, 3). Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи (Павсаний. Описание Эллады I 23, 5). К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился (Элий Аристид. Священные речи II 41-43).

Почитание в Греции

Афина почиталась во всем регионе. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей — Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис, Акрагант (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.92), причём ещё до прихода ахейцев, в древний период. Элий Аристид отмечает, что она властвует над кремлями городов и головами людей (Элий Аристид. Гимн к Афине 10, см. Лосев 1999, с.323).

В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян. Сам город Афины назван в ее честь.

Явления Афины

Они неоднократно упоминаются в эпосе, но позднее излагаются источниками со значительной долей скепсиса и даже презрения к людскому легковерию.

При возвращении тирана Писистрата в город богиню Афину изображала высокая и красивая женщина Фия, стоявшая в доспехах на его колеснице (Геродот. История I 60; Полиэн. Стратегемы I 21, 1). Позднее афиняне устраивали «священный брак» Деметрия Полиоркета с Афиной, и он с гетерой Ламией возлежал на её ложе (Климент Александрийский. Протрептик 54, 6).

По рассказу Полиэна, в Фивах была статуя Афины с щитом, лежащим перед коленями, и копьем в правой руке. Ночью Эпаминонд привел мастера, который сделал богиню держащей щит за рукоятку, и выдал это за знамение (Полиэн. Стратегемы II 3, 12).

Во время нападения галлов на Дельфы говорили, что Аполлона, Афину и Артемиду видели защищающими город (Юстин. Эпитома Помпея Трога XXIV 8, 5).

По другому рассказу Полиэна, в 241 году до н. э. жрица Афины из Пеллены в Ахайе в полном вооружении и с шлемом показалась врагам-этолийцам, что крайне испугало их (Полиэн. Стратегемы VIII 59). Плутарх приводит две другие версии: либо это была девушка с шлемом из храма Артемиды, либо жрица вынесла кумир Артемиды и испугала врагов (Плутарх. Арат 32).

Помпей Трог излагал легенду, что во время осады галлами Массилии Афина явилась ночью к царю галлов Катамаранду, и тот в ужасе снял осаду (Юстин. Эпитома Помпея Трога XLIII 5, 6). Элий Аристид уверяет, что он услышал гимн Афине во время сна, посланного от самой богини (Элий Аристид. Священные речи IV 39).

Уже в V веке, когда изваяние Афины Парфенос «было похищено теми, кто касается и неприкосновенного», во сне к философу Проклу явилась женщина прекрасного вида и сообщила ему, что «Владычице Афине угодно остаться при тебе» (Марин. Прокл, или О счастье 30, пер. М. Л. Гаспарова; см. также Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн.2. С.316, 318).

Наиболее значимые храмы Афины

Парфенон - главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

Эрехтейон - один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

В Афинах также есть старое святилище Афины (Гекатомпендон), святилище Пандросы, храм Ники Аптерос, храм Зевса и Афины.

Храм Афины Афайи на острове Эгина
Святилище Афины в Аргосе
Святилище Афины на Делосе
Святилище Афины Пронайи в Дельфах: храм Афины Пронайи, Сокровищница и Толос
Храм Афины на Родосе
Святилище в Спарте
Храм Афины Алеи в Тегее
Храм Минервы в Ассизи, Италия
Храм Афины в Пестуме
Святилище Афины в Пергаме: храм Афины, Пропилон и Стоя

Согласно Гомеру, её храм был в Илионе, троянки подносили ей пеплос.


Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)


Критика почитания Афины

Климент Александрийский с насмешкой цитирует некоторые строки Гомера об Афине, который причисляет её к «демонам» (Климент. Протрептик 55, 4, см. Гомер. Илиада I 222) и называет «собачьей мухой» (Климент. Протрептик 76, 1, см. Гомер. Илиада XXI 394 (слова Ареса)). Климент издевается над тем, что Афина, как служанка, освещала путь Одиссею (Климент. Протрептик 35, 2) и прислуживала лампой при тайнах брачного союза (Арнобий. Против язычников IV 25).

Тертуллиан указывает, что богиня не защитила Афины от Ксеркса (Тертуллиан. К язычникам II 17).

Арнобий, ссылаясь на данные мифографов о множественности Афин, сатирически изображает спор между пятью Афинами за одно жертвоприношение (Арнобий. Против язычников IV 16).

По Лактанцию, она была смертной женщиной, которая изобрела искусства, за что её обоготворили люди (Лактанций. Божественные установления I 18, 1.23).


Интересные факты

Согласно речи Котты (Цицерон. О природе богов III 59), их было пять: мать Аполлона из Афин; дочь Нила, её почитают в Саисе под именем Нейт (Платон. Тимей 21е); рождена Зевсом. (или дочь Крона, изобрела войну (Климент. Протрептик 28, 2)); дочь Зевса и океаниды Корифы, аркадяне называют её «Кория» и считают изобретательницей квадриги; дочь Палланта, убила своего отца, пытавшегося её изнасиловать, и надела его кожу, её изображают с крылатыми сандалиями.

Когда все боги бежали в Египет, Афина осталась на родине.

В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.