Храм николая чудотворца в турции, демре. Храм николая чудотворца в турции, демре Церковь николая в демре

Это место паломничества и святой веры, город, где проповедовал Св. Николай Чудотворец. Ежегодно его посещают тысячи туристов из разных стран.

История города Мира

Когда был основан город Мира, точно не известно, но руины и скальные гробницы, находящиеся вокруг Демре и датируемые пятым веком до нашей эры ликийские надписи, проливают свет на древнюю историю города. Город был расположен всего в пяти километрах от Средиземного моря и имел свою гавань – Андриаке. По историческим данным Мира входила в Ликийский союз и являлась одним из крупных городов Ликии. Город имел стратегическое значение, и в III-II веках до н.э., получил право чеканить свои монеты. В римский период Мира стала столицей римской провинции. Св. Павел при направлении в Рим в 60 году нашей эры остановился в этом городе и заменил судно. В четвертом и пятом веках Мира становится важным религиозным и административным центром под контролем Византии, но после вторжения арабов в седьмом веке нашей эры, город потерял свою значимость, а позже сильно пострадал от наводнений реки Мирос. Большая часть древнего города Мира до сих пор не раскопана, но театр и скальные гробницы с надписями на ликийском языке всегда привлекают множество туристов.

Мира сегодня – Демре

В наши дни в Миру можно достичь пройдя через домики, теплицы и апельсиновые поля вдоль Демре. Дойдя до местности в глаза бросается в первую очередь самый большой и наиболее сохраненный до наших дней театр Ликии, расположенный на южном склоне акрополя. Расположенный на склоне холма греко-римский театр состоит из двух концентрических полукругов. Имелись 29 рядов для зрителей и еще 6 рядов наверху. Театр был вместимостью от девяти до десяти тысяч человек. Сцена сохранилась вплоть до второго этажа. Каменные блоки в месте оркестра, находящиеся в виде груды свидетельствует о существовании в свое время показного фасада, украшенного статуями и уникальной архитектурой. Сводчатые галерии служат в качестве входа-выхода и прохладным местом для посетителей в летние дни.

Скальные захоронения и античный театр




Святой Николай Чудотворец

Исторические данные гласят, что Святой Николай – в православии Николай Чудотворец, а в католической религии Санта Клаус – происходил из зажиточной знатной семьи. Он был рожден, приблизительно, в 270 году в городе Патара, недалеко от Миры. Мать с отцом были очень набожными людьми и с детства приучали Николая к духовной культуре, к изучению религиозных книг. Он посещал церковь. Когда родители умерли, начал помогать людям от имени Бога, и целиком посвятил себя духовной жизни. Примерно в 300 году, Николай был избран епископом Миры, и прославился справедливостью, святостью и непогрешимостью, проводя все время в молитвах и отдавая все силы и знания на благо людей. Святой Николай умер, примерно, в 345 году. Его мощи положили в мраморный саркофаг и похоронили в церкви города Мира, где он прослужил всю свою жизнь, и они долго хранились нетленными, а прихожане получали от них исцеление. Во времена арабских набегов на Византию (VII-VIII вв), церковь неоднократно разрушалась. В одиннадцатом веке итальянские купцы перевезли мощи святого в Италию, где они хранятся в церкви Святого Евстафия, в городе Бари. К счастью, часть реликвии осталась не разграбленной, и некоторые фрагменты черепа, сейчас хранятся в , в Музее археологии. В христианстве Святой Николай почитается как чудотворец, является покровителем мореплавателей, путешествующих, заключённых и сирот.

Церковь Святого Николая Чудотворца

Во втором веке произошло сильнейшее землетрясение. Святилище греческой богини – Артемиды в городе Мира было разрушено. Церковь Святого Николая Чудотворца была построена в четвертом веке византийскими зодчими на месте древнего храма богини Артемиды. После арабских набегов церковь была разрушена и пришла в запустение. В VIII – X веках, когда правили византийский император Константин, а затем императрица Зоя, храм заново восстановили, а также, возвели высокие стены. Не только войны несли разрушения. Церковь Николая Угодника была полностью затоплена водами близ протекающей реки Мирос. (Поэтому и пол церкви ныне находится на семь метров ниже уровня земли). Немало времени прошло, прежде чем случайно повторно обнаружили церковь. В 1850 году развалины посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на восстановление храма. На собранные средства, была выкуплена территория храма у Османского правительства и восстановлена часовня. Окончательные раскопки и реставрация церкви начались только ближе к девяностым годам.


  • Храм имеет вид православной базилики, в форме креста. Постройка содержит: внутренний двор; два вестибюля; большое, куполообразное помещение; два небольших зала по бокам; две круглые и одну квадратную маленькие комнаты. Изначально, крышу церкви венчал купол, но после реставрации, он был заменен сводом. В полукруглой части, сопряженной с большим залом, вдоль стен, к алтарю спускаются высеченные из камня скамьи. Центральный зал, отделяется от двух малых залов, проемами в виде арок. В главном зале есть коридор с колоннами. Коридор устроен так, что даже шепот хорошо слышен со всех сторон. Поэтому древние священнослужители во время молитвы без труда общались между собой. Через сводчатые ворота можно пройти в другие помещения, построенные в византийский период для разных целей. Пол церкви выложен орнаментом из различных видов камня. По словам историков, некоторые из этих мозаик, остались от храма Артемиды, где впоследствии была построена церковь. Ниши церкви украшены ликами святых. В одной из ниш находится саркофаг из белого мрамора, где, предположительно и находились мощи святого. За комнатами церкви есть сад, который окружен высокими стенами. В углу сада – четырехугольный каменный резервуар для воды. Древние каменные саркофаги, украшенные красивыми рельефами с узором из растений, расположены вокруг.

    Ежегодно, 6 декабря, в день смерти Святого Николая, христиане со всех уголков мира собираются в храме для поминальных служб и чтобы поклониться святым мощам. Святому Николаю по сей день молятся о счастье, хорошей жизни, о близких людях, которые находятся в отъезде, о здоровье детей.

Святой Николай - жизнь и легенда

Со времен Римской Империи сохранилось достаточно исторических источников, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что в 300 году пост епископа города Миры занял священнослужитель по имени Николай. На тот момент ему было 55 лет.

Вот еще подтвержденный исторический факт: будущий святой появился на свет в городе под названием Патара, в двух днях пути от города Миры Ликийские. К слову, происхождения он был знатного и мог бы вести спокойную и обеспеченную жизнь аристократа, лишенную забот о хлебе насущном. Некоторые источники сообщают, что отец Николая был мореплавателем и судовладельцем - это одно из объяснений, почему его считают покровителем моряков.

Такое случается не часто, но будущий архиепископ Миры Ликийской был совершенно безразличен к материальным благам, будучи щедро одаренным ими с детства. Большинство людей были прагматичны тогда, как и в наши дни, но Николай еще в юные годы избрал для себя путь служения Богу и помощи нуждающимся людям.

Рассказать вам о том, что произошло тогда, в первой половине IV века, может каждый житель Демре: Николай получил имя Чудотворец за способность исцелять людей, даже находящихся на грани смерти, а еще защищать от буйства стихии.

Вот лишь несколько известных историй.

Первое чудо . Однажды, во время шторма епископ Николай вернул к жизни моряка, сорвавшегося с мачты. Своей глубокой верой и силой молитвы святой оживил несчастного, хотя, упав с такой высоты, тот должен был разбиться насмерть.

Очевидцы были потрясены, а слава Николая Чудотворца стала быстро распространяться в окрестных землях и по всем христианским странам. Святитель Миры Ликийской стал проводником Божественной помощи для моряков и всех, кто терпит бедствие по вине неистовых вод морских.

Второе чудо также связано с водной стихией: Николай совершал паломничество в Святую Землю, и корабль, на котором он плыл, застигла в открытом море сильнейшая буря. Сила молитвы, вознесенной святым, сумела укротить стихию и спасти судно, после этого благополучно достигшее берега.

Третье чудо связано с неожиданным богатством и замужеством. У состоятельного отца отца было 3 дочери-красавицы. Но однажды он полностью разорился и стал нищим. Денег не хватало даже на еду, не говоря о необходимом приданном, чтобы выдать своих дочерей замуж. Тогда он в отчаянии решил продать невинность своих дочерей, чтобы хоть немного улучшить свое материальное положение.

Святому Николаю стали известны эти преступные помыслы, и он решил избавить семейство от материальной нищеты, чтобы они не погибли от нищеты духовной. Поэтому тайно ночью он подбросил в окно дома мешок с золотыми монетами. С благодарностью принял несчастный отец такой подарок, после чего смог успешно выдать своих дочерей замуж.

Архиепископ Николай умер в 343 году, 2 года не дожив до 100 лет. Святителя похоронили в церкви, где он почти полвека был главным христианским пастырем всей Ликии.

После смерти он был причислен к лику святых, и его целебные мощи стали почитаться верующими. Но спустя века произошло событие, которому нет однозначной оценки. Есть две противоположные трактовки.

Примерно в XI веке, когда в Европе в самом разгаре было странное явление - «охота за мощами», представители христианской общины итальянского городка Бари выкрали останки святого Николая, вывезли их из Демре и объявили своей святыней.

Существует и другая версия этого события. В 1087 году одному благочестивому священнику итальянского города Бари во сне явился святитель Николай и сказал, что не хочет, чтобы его останки оставались в пустыне. Именно после этого была снаряжена экспедиция в Миры, откуда мощи святителя были с почестями доставлены в Бари, где и находятся по сей день.

История храма

Нынешнее здание церкви в честь святого Николая не сохранило ничего от первоначального - самые старые фрагменты относятся к VI веку.

У местности вокруг Демре (Турция) очень непростая история: власть неоднократно переходила от христиан к мусульманам и наоборот. Естественно, при религиозных конфликтах страдали и верующие, и их святыни.

А если вспомнить о том, что на этих землях часто происходило другое страшное бедствие: землетрясение, то становится очевидным, что сохраниться с античных времен до наших дней эта церковь не могла бы.

В 529 году после мощного землетрясения император Юстиан восстановил храм. В исторических записях есть сведения, что гробница святителя уже существовала в это время.

В VIII веке церковь была полностью разрушена (это могло быть стихийное бедствие или в результате нападения врагов). В IX или X веках на этом месте вновь была воссоздана базилика с куполом.

В XIX веке, когда Российская Империя стала главным оплотом восточного христианства, церковь святого Николая Чудотворца несколько раз реконструировали на средства, пожертвованные домом Романовых.

К счастью, у Святого Николая всегда находилось достаточно почитателей, чтобы возрождать его храм из руин. Эта традиция сохраняется и в наше время.

Вот план базилики святого Николая Чудотворца, взятый из описания его жития.

Храм в Демре сегодня

В наши дни церковь Святого Николая Чудотворца в Демре (Турция) функционирует как музей, посетить ее могут все желающие.

Кстати, раз в год, 6 декабря, здесь проводят богослужение. Ко дню Святого Николая в храм в Демре съезжаются сотни паломников со всего света.

Несмотря на то, что постройкам уже почти полторы тысячи лет, сохранились они относительно неплохо.

Чтобы приостановить разрушение, пришлось выстроить навес, защищающий все здание. К сожалению, это мешает как следует осмотреть его снаружи, но уж лучше так, чем оно будет неуклонно разрушаться от воздействия дождя, солнца и ветра.

И еще: поскольку город находится на берегу одноименной реки, а за прошедшие века она еще и меняла свое русло, грунт под церковью просел, и сама она на треть ушла под землю. Современный турецкий Демре находится на 6 метров выше древней Миры.

Очень необычно то, что приходится спускаться по ступеням вниз, чтобы попасть внутрь храма, а не подниматься вверх, как это привычнее для нас.

Реставраторам удалось восстановить с высокой точностью фресковую роспись стен.

и мозаики на полу, которые датируются приблизительно XI - XII веками.

Мысль о том, что все, что мы видим, видели прихожане и паломники почти 1000 лет назад, захватывает и не дает покоя.

Такое необыкновенное чувство близости истории трудно сравнить с чем-либо - его нужно ощутить самостоятельно!

Особенного внимания заслуживает мозаичный пол в храме. Он сделан из мрамора, узоры его геометрических фигур являются одними из лучших образцов византийского искусства того времени.

Может быть, эти орнаменты сохранились в помещении еще с дохристианских времен. Вполне возможно, что однажды на них ступала нога Святого Николая, когда он был всего лишь смиренным служителем церкви.

Главный придел церкви

После многочисленных коридоров и маленьких вспомогательных помещений мы неожиданно оказались в огромном зале. Здесь расположен главный придел храма.

В центре под кирпичным сводчатым потолком возвышаются 2 колонны,

За колоннами трехстворчатое окно, а под ним каменные ступени или горнее место. А вот слева виден вход в какое-то дополнительное помещение. Возможно, туда ведет подземных ход.

Но кроме темноты мы там ничего не разглядели.

В главном приделе церкви есть 3 этажа

Зал освещается солнечным светом, лучи которого проникают с двух противоположных сторон.

Главная святыня

В одном из боковых проходов в церкви стоит саркофаг, в котором много веков назад был погребен архиепископ. Сейчас он пуст - часть мощей так и осталась в городе Бари, а часть хранится в Анатолии. Зато сам саркофаг считается подлинным.

На его мраморной крышке расположена скульптурная композиция: мужчина и женщина. Но разглядеть ее в сумрачном помещении непросто. Видно, что она сохранилась в очень посредственном состоянии.

Кажется странным, что барельефы не несут какой-либо религиозный смысл. Однако стоит учитывать, что в то время был обычай хоронить людей в древних гробницах, которые просто брались с языческого кладбища.

У мраморного саркофага разломана боковая поверхность. Видимо, при похищении святых мощей было принято решение разбить более тонкую перегородку. Возможно, открыть верхнюю массивную крышку гробницы оказалось сложнее.

Сейчас христианская святыня огорожена высоким стеклом, к которому прикасаются верующие. А также прикладывают к нему приобретенные иконы и свечи. Мне почему-то вспоминается, что когда я была в этом месте несколько лет назад, то оградительного стекла не было, и мы прикасались непосредственно к самому саркофагу.

Сегодня можно освятить все святыни и под гробницей. На полу есть небольшие углубления под саркофагом, куда можно опустить руку с иконой и даже взять небольшой кусочек земли.

Внутренний двор

После сумрачных церковных коридоров мы неожиданно вышли в церковный двор.

Он окружен каменной стеной, а над головой — голубое южное небо.

Здесь, видимо, хранятся раскопанные детали, которые ранее украшали древнюю базилику: каменные плиты с узорами, колонны.

Здесь же мы обнаружили еще один таинственный ход. Доступ туда закрыт, только фотоаппаратом немного удалось заглянуть внутрь темноты.

Выходили мы из храма какие-то притихшие, несмотря на многочисленные толпы туристов вокруг.

У каждого были свои мысли, свои желания, с которыми мы обращались к великому Чудотворцу и самому известному «русскому» святому: Николаю Угоднику.

Храни Вас Бог!


В древнем ликийском городе Мира, а ныне турецком Демре, сохранилось уникальное место.
Это церковь Святого Николая — пожалуй, самого почитаемого святого православными верующими.
Именно в этом городе Святой Николай служил архиепископом и был здесь захоронен.

1. В настоящее время церковь недействующая и является музеем.
Впрочем, по согласованию с властями и в День почитания Святого Николая — 6 декабря здесь проводятся службы приезжающим архиепископом константинопольским.
Вход через досмотр как в аэропорту, билет стоит 20 лир (около 300 руб.)

2. Вот такой вид открывается при входе на территорию.
Сама церковь находится гораздо ниже уровня земли. Почти на 6 метров…

3. Над зданием возведен защитный купол, оберегающий церковь от внешних воздействий.
Кстати, работы проводились на средства нашего патриарха Алексия II.

4. Святитель Николай действительно жил и умер в этом городе в 4 веке.
И в городе Мира, который являлся столицей древней Ликии, уже в 5 веке находилась или гробница или церковь воздвигнутая в честь самого почитаемого горожанами священника.
После мощного землетрясения, в 6 веке здесь была воздвигнута крестообразная базилика, которую, впрочем, довольно скоро разгромили сарацины…
В 1042 году церковь была повторно отреставрирована императором Константином Мономахом.
Слава о Николае и слухи об источаемой из саркофага чудодейственной мире быстро распространились по христианскому миру, и уже вскоре итальянцами мощи Святого были вывезены. Или варварски украдены, как считают турки.
В последующие годы землетрясения и сели поглотили церковь, и лишь благодаря поддержке российского царя Николая I в 19 веке были проведены масштабные археологические и реставрационные работы, когда здание и его внутреннее убранство было практически выкопано в толще многовековой грязи.
В советское время церковь нашему государству оказалась не нужна и стояла открытая всем ветрам до конца 20 века, пока ею не занялось министерство культуры Турции.

5. Я не соблюдаю всех церковных православных традиций, но все же считаю себя верующим.
Поэтому планируемое посещение этой церкви было, наверное, самым важным для меня во всей поездке по Турции.
И вот, я здесь.
Посмотрите, какой невероятный пол. Это мозаика 11-12 веков.

6. Стены храма покрывают остатки византийской росписи этого же периода.

7. При входе с южной стороны можно встретить даже Деву Марию.

8. Удивительно, конечно, как сохранились фрески.

9. Большая часть из них повествуют о жизни и чудесах Святого Николая.

10.

11. В здании очень много интересных деталей.
Например византийские узоры на колоннах.

12. При всем при этом, часть колонн стояли когда-то на этом месте, но в языческом храме богини Артемиды, о чем повествуют дохристианские надписи на них.
Правильно, чего добру-то пропадать.

13. Узоры на камне.

14. В коридорах храма сохранились ниши, в которых фрески соседствуют с вскрытыми саркофагами местных священников.

15. Какие-то из них попроще.

16. А есть и настоящие произведения искусства.

17. Евангелисты.

18. Коридорами выхожу во внутренний двор храма.

19. Сейчас тут практически склад элементов церкви.
Карнизы, колонны, уступы.

20.

21.

22. Сохранилось углубление, откуда в древности бил источник со святой водой.

23. А также алтарь той же богине Артемиде.
Интересно все-таки, ведь тут приносились жертвы, а вот как он использовался христианскими священниками?
Сейчас, кстати, туристы просто кидают на него деньги.

24. Западный вход в храм.

25. Роспись на потолке более позднего этапа в истории церкви выполнена на золотом фоне — типичная Византия. Богато.

26. И вместе с тем, спрятанные в особых нишах каменные кресты.
Так, в самом начале развития здесь христианства, верующие спасались от внезапных набегов язычников и арабов, скрывая свою веру и сохраняя братство.

27. Очередной коридор.

28. Археологические исследования здесь не прекращаются и сейчас.

29. Буквально за несколько дней до моего приезда сюда, министерство культуры Турции заявило, что в удаленной части церкви, закрытой от туристов, были найдены скрытые захоронения. Как говорят легенды, итальянцы в спешке не смогли забрать все мощи Святого Николая, и их часть была перезахоронена здесь повторно.

30. Так это или нет — пока неизвестно.
Общепринято, что мощи Святого хранятся в итальянском городке Бари.
Но это ж Николай Чудотворец, возможно всякое…

31. А вот и главное помещение храма со сводчатым потолком.
Простите, что в кадре люди, но тут без этого просто невозможно. Заодно и размеры оцените.

32.

33. Особо говорить тут нечего.
Атмосфера древнейшей истории, где фактически зарождалось христианство, заставляет благоговеть.

34. Смотрите, какая необычная кафедра архиепископа.
Опять языческие колонны и алтарь. А позади настоящий театр.
Обратите внимание на тоннель под театром, в его узкий и маленький вход, в полную темноту, входил священник, а выходил из широкого и высокого, символизируя очищение от грехов.

35. И снова фантастическая мозаика.

36. Кстати, каждый из её элементов расположен не просто так.
Они несут и религиозную и астрономическую составляющую. Эх, жаль я не специалист…

37. В отдельной комнате подсвечен купол жертвенника, где изображена сцена причастия.
На ней Иисус преподносит своим апостолам хлеб и вино.
Внимательный разглядит отвернувшегося Иуду.

38. Здесь всё пронизано символизмом.
Обратил внимание, что на стенах видны остатки знаков, известных нам по игральным картам.
При этом каждый знак несёт свою религиозную составляющую, так например карточные "пики" — это сердце Христа, раненое пикой.
Именно поэтому, кстати, церковь крайне негативно относится к азартным играм, которые кощунствуют над символами веры.

39. Найдете спрятанный крест на колонне?

40. Коридоры, с отполированными тысячами ног полами…

41. Насколько я понял, первоначально ошибочно считалось, что именно в этом месте хранились мощи Святого Николая.
По заказу Николая I на мраморной крышке этого саркофага была выполнена надпись с тропарем (молитвой) Святому.

42. Однако всё у нас, у русских не слава Богу, и выбитая надпись содержала массу грамматических ошибок.
Так и лежит сейчас плита.

43. И всё-таки мощи Святого Николая хранились в другом саркофаге.
Сейчас к нему едут прикоснуться тысячи человек.
Удивительно, но едут и местные мусульманки, ибо считают, что Николай покровительствует браку и помогает с детишками.

44. Святыня находится за толстым оргстеклом, которое буквально всё в отпечатках рук и лбов.
Некоторые умудряются закинуть за стекло бумажки с желаниями или фотографиями тех, за кого молятся.

45. Конечно, и я прикоснулся.
Попросил для себя и своих близких…

46. Народ идет плотной толпой, и всё же попробовал снять элементы саркофага.

47.

48. Мне очень сложно было сосредоточиться на молитве и внутреннем диалоге в таком месте.
Вроде бы и атмосфера располагает, а все равно что-то отвлекает.
Может люди, а может и неумение…

49. Ступая по тяжелым мраморным плитам очень сильно хотелось вернуться сюда еще раз.
Не спеша, подготовившись.
Хотя я уверен, Святой Николай снисходительно бы отнесся и к такой короткой встрече.

50. На выходе успеваю сфотографироваться с памятником, установленным здесь в честь 2000-летия Рождества Христова нашим земляком и современником Григорием Полоцким.

51. И поднимаюсь на уровень современного города.

52. В парке рядом с церковью расположен еще один памятник Николаю, как защитнику детей.
Здесь он больше походит на Деда Мороза или Санта-Клауса, собственно прототипом которых и является с тех пор, как разносил жителям Миры помощь в большом мешке и спрятавшись за глубоким балахоном.

Верить или нет — дело каждого. Но чуда хочется всем.
Почитали пост? Потратьте еще минутку и тихонько попросите Николая Угодника помочь вам во всем.
Он услышит.

С нами узнавали Россию уже тысячи людей:


Церковь Святого Николая в нижних Мирах - церковь святителя Николая Чудотворца, расположенная в турецкой провинции Анталья, а именно в городе Демре (Demre), в древности известном как основная столица древней Ликии- Мира (Миры). В IV веке епископом города был святитель Николай; здесь же он был захоронен в мраморном саркофаге.

Перед входом в храм установлен памятник Св.Николаю - этот памятник создан нашим современником - Григорием Потоцким к 2000-летию Рождества Христова.

Святитель Николай, известный на Руси еще как Николай Угодник и Николай Чудотворец, пожалуй, самый почитаемый у нас Святой. В его честь, начиная еще до крещения Руси и по нынешнее время воздвигнуто множество церквей, наверное нет ни одного города в России где не было бы Никольского храма. Перед его иконами молятся о благополучном замужестве, о путешествующих, мореплавателях, об избавлении от клеветы. Недаром одна треть икон в России - это иконы Николая Угодника.

Многие в мире не знают, где же настоящая родина Св. Николая. Это и не должно нас удивлять, ведь город, где он родился (Патара), полностью исчез с лица земли, а древняя великая империя Мир Ликийских сократилась до размеров деревни с числом жителей в несколько тысяч (Демре, Кале). Все это произошло на земле Турции, которая во имя Аллаха разрушала древние христианские церкви или, как в случае со Святой Софией, прикрывала древние фрески, а храмы использовала в качестве мусульманских мечетей.

По преданию, св. Николай родился во второй половине III века в городе Патары в Ликии, но большую часть жизни был епископом Миры. Его жизнь требует достаточно большого описания, но сейчас рассказ о его храме в Демре.

Св. Николай скончался в глубокой старости после непродолжительной болезни 6 декабря 345 или 351 года от Рождества Христова. Он был захоронен в небольшой гробнице за пределами Миры. Позднее, в IV веке, на этом месте была возведена часовня.

Позже, ориентировочно в VI веке на руинах храма богини Артемиды, разрушенном землетрясением во II в.н.э., была построена Византийская церковь изначально с куполом, замененным потом на свод Храм, который открывается нашему взору носит на себе следы неоднократных реконструкций.

Город Миры, как и вся Ликия, был разрушен в результате набегов сарацинов. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении, хотя и охранялись монахами. При Византийском императоре Константине IX и императрице Зое (XI век) храм св. Николая был отреставрирован и окружен стенами. Мощи святого хранились в саркофаге с изображением чаек и рыбьей чешуи и не даром, ведь он - покровитель мореплавателей тоже!

В эти же времена турки- сельджуки начали свои нападения на Греческую империю, в том числе на Второй Рим, которым на тот момент была Византийская империя, при этом святыни христиан - храмы, мощи и иконы подвергались турками-сельджуками поруганию. По преданиям была предпринята попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею не позволили туркам этого сделать.

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесны из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам. Купцы снарядили три корабля и вывезли мощи Святого Николая из Мир Ликийских в ковчеге. Объясняли они свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения бесчинствовавшими турками- мусульманами. В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос.

Саркофаг Святого Николая был разрушен, а его останки украдены и переправлены в итальянский город Бари, где сначала мощи Святителя были помещены в церкви Святого Евстафия (Стефана), а через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя св. Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым. Случилось это событие 1 октября 1089 года, где и по сей день хранятся мощи, хотя некоторые части, например, фрагменты челюстей и черепа Святого Николая, хранятся в анталийском Музее археологии.

В 1850 году развалины храма посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, в 1853 г. были куплены руины церкви и прилегающий участок земли от имени княгини Анны Галициной, наняли французского архитектора, чтобы восстановить церковь, но полностью была восстановлена только часовня, так как его проект не сохранял исторического облика церкви и сама церковь не реконструировалась.

В начале 1858 года начались восстановительные работы, которые вызвали беспокойство во Вселенской Патриархии (территория находится в пределах её юрисдикции), а также у турецких властей. В конце 1874 года российским Святейшим Синодом был дозволен сбор средств для сооружения здесь монастыря (русский посол в Константинополе граф Игнатьев де-факто передал храм в ведение русского Пантелеимонова монастыря на Афоне); образовавшийся «мирликийский капитал» в размере 223 000 рублей в сентябре 1888 года был передан из хозяйственного управления Синода в Императорское Православное Палестинское общество. Ввиду бесперспективности дальнейших усилий, 7 декабря 1910 года означенный капитал был передан Барградскому комитету - на строительство храма Св. Николая в Бари (Италия).

Весь комплекс состоит сегодня из купольной церкви в форме креста с апсидой и двумя приделами, двух угловых комнат и экзоэзонартекса. Напротив западного входа и сегодня можно увидеть две колонны портика. По внутренней стороне стены лестница ведет на верхнюю террасу, за террасой, на южной стороне двора, есть захоронение, датируемое 1118 г.

Перед входом в церковь расположены внутренний двор и двойной нартекс с крестово- вспарушенными сводами. Стены церкви были украшены фресками XI и XII веков, чьи фрагменты можно различить и сегодня, а пол был выложен мозаиками с геометрическими узорами. В полукруглой части центрального нефа находился синтронон с рядом мест для священников, кафедрой епископа и нижней галереей. Центральный неф отделён от боковых приделов сводчатыми галереями. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации заменённый сводом.

Следующий раз церковь была найдена при раскопках в 1956 году, до этого она была погружена в землю.При других раскопках проведенных в 1989г., были найдены комнаты в северо-восточной части церкви. В настоящее время пол церкви находится на 7 м ниже уровня земли.

На полу кое-где сохранилась мозаика. Эти участки отгорожены, чтобы ее не затерли. На стенах под потолком местами сохранились древние росписи. В алтаре сохранился престол и горнее место, а также несколько колонн.

Сейчас в южном нефе церкви, расположенном между двумя колонами позади разрушенной мраморной перегородки, находится повреждённый саркофаг, в котором, как полагают, и был захоронен святой.

В настоящее время между Турцией и Италией идет спор о возвращении мощей Святителя Николая, которые в XIX веке были вывезены из разоренной турками Анталии и по сегодняшний день находятся в итальянском городе Барии, - обратно в Демре (бывшие Миры Ликийские), поскольку турки провозгласили, что святые мощи являются достоянием государства.

И ныне Св. Николай также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения.

Вся информация собрана в интернете.

Миры - древнейший город, заслуживающий внимания благодаря епископу Николаю, впоследствии ставшему святым и чудотворцем. Мало кто не слышал о великом святителе. Сегодня сюда едут поклониться храму, где он когда-то служил, и походить тропами, на которые ступали его ноги. Этот великий христианин имел горячую веру, нелицемерную любовь и ревность по Богу. Чудотворец - именно так его называют, потому что вряд ли можно сосчитать количество чудес, связанных с именем святого Николая…

Славный город

Точно неизвестно, когда Миры Ликийские образовались, но, опираясь на некоторые записи в летописных книгах, можно предположительно сказать, что это пятый век. Сегодня через город проложена новая дорога Каша — Фенике. В районе Кале на 25 км и стоит славный город. Он известен многими событиями, одно из них - это встреча апостола Павла со своими последователями, когда он направлялся в Рим. Это происходило в 60 году, во времена раннего христианства.

Во II веке н. э. город сделался епархиальным центром. В 300 году н. э. епископом Миры стал Николай, уроженец Патары, где он служил до самой кончины в 325 году. После смерти епископ Николай Мир Ликийских был вскоре признан святым, так как Бог прославил его чудесными явлениями у раки. Теперь город стал местом паломничества для верующих.

Поклонение мощам и достопримечательности

В церкви, названной в честь к гробнице зачастую стоит очередь. Это связано с тем, что паломники, преклоняясь мощам, подолгу загадывают желания. Хотя, согласно православной традиции, не нужно по нескольку минут стоять у раки, задерживая других, достаточно поклониться мощам и мысленно попросить святого о заступничестве и помощи.

Желания не должны быть эгоистичными и корыстными, по большому счету, самое важное для христианина - это спасение души. Все просьбы можно высказать в молитве дома, а у раки с мощами лишь попросить не забыть святого то, о чём было сказано в келейной молитве.

Славный город Миры Ликийские имеет много достопримечательностей. Он входит в конфедерацию древней Ликии. Расположен близко к морю. Согласно легенде, у гавани реки Андрак, под названием Андриаке, пристал к берегу апостол Павел перед тем, как отправиться в Рим. Территориально город располагался вблизи с современным турецким городком Демре (Кале - провинция Анталья).

Остатки античности

Название города Миры Ликийские происходит от слова «мирра» — смола благовоний. Но есть и другая версия: город был назван «Маура» и имеет этрусское происхождение. В переводе это значит «место Матери-богини». Но впоследствии оно претерпело фонетические изменения, в результате чего вышло название - Миры. От античного города сохранились развалины театра (греко-римского) и гробницы, высеченные в скалах, уникальность которых заключается в том, что они находятся на возвышенных местах. Это древняя традиция народов Ликии. Таким образом мёртвые должны иметь лучшвозможность попасть на небо.

Будучи крупным городом, Миры Ликийские со времени Феодосия II был столицей Ликии. В III—II столетиях до н. э. она имела право на чеканку собственных монет. Упадок наступил в VII веке. Тогда город был разрушен при арабских набегах и затоплен грязями реки Мирос. Церковь тоже неоднократно разрушалась. Особенно сильно она подверглась разгрому в 1034 году.

Образование монастыря

После византийский император Константин IX Мономах вместе с женой Зоей дали указания построить вокруг церкви крепостную стену и преобразовали её в монастырь. В мае 1087 года итальянские купцы завладели мощами, которые принадлежат пастырю, и перевезли их в Бари. Здесь Николай Чудотворец Мир Ликийских был объявлен святым покровителем города. Согласно легенде, при открытии мощей итальянские монахи ощутили пряный запах мирры.

В 1863 монастырь был выкуплен Александром II. Начались работы по восстановлению. Но вскоре они были остановлены. В 1963 году на монастырской территории проводились раскопки, в результате которых обнаружили цветные мозаики из мрамора — остатки настенной живописи.

Почитание Мир Ликийских чудотворца Николая

Для христиан город имеет особое значение. И этим он обязан православному памятования которого отмечают 19 декабря. Это великий чудотворец, известный своим скорым заступничеством и покровительством для детей. Особенно сирот, путешествующих и моряков. Многим он являлся воочию либо для наставления, либо для помощи. Немало известно историй о чудесах, связанных со святым.

Ещё при жизни пастырь спас одну девушку от позорного замужества из-за долгов отца. А вскоре и её сестёр. Он подкинул мешок с золотыми монетами в окно, когда была ночь. Счастливый отец смог решить все насущные проблемы и уберечь дочерей от замужества ради денег.

Множество людей исцелилось у раки святого. Известен случай усмирения морской бури Николаем и спасения от потопления корабля.

В России случилась история под названием «Стояние Зои». Она произошла во времена СССР. Но здесь Святитель Николай Мир Ликийских проявил себя как строгий ревнитель православия.

Обычаи и современность

В западной традиции святой Николай стал прообразом для создания сказочного героя Санта-Клауса. Его воспринимают как заступника детей, которым он приносит подарки в ночь на Рождество.

Конечно, с точки зрения верующего человека это кощунство над образом святого, который стал чудаковатым, живёт в Лапландии, снимается в рекламе кока-колы и носит красную тужурку. А большинство туристов, посещающих даже не подозревают, что находятся всего в двух часах езды от святого места, где можно помолиться и попросить о самом сокровенном, причем ни одна просьба не останется без внимания.

От былого святого города мало что осталось, ведь современная туриндустрия накладывает мощный отпечаток на все, превращая даже тихие места в своеобразный Диснейленд. Уже на подступах к храму, где служил когда-то архиепископ Мир Ликийских Чудотворец, туристов встречает большой пластиковый Санта, напоминая о новогодних праздниках. Уже дальше, ближе к церкви, стоит фигура Николая Угодника Божия, выполненная в каноническом стиле.

Тихими и умиротворенными эти места можно увидеть в холодное время года. Церковь святого вызывает ощущения вечности. Жаль, что мощи Николая Угодника находятся в Бари.

Экскурсию в Миры предлагают в каждой гостинице на побережье. Стоимость составит 40-60 долларов. Большинство туров предполагает обед и катание на корабле к о. Кекова для просмотра древних развалин.

Личность святого

Сам Николай появился на свет в городе Патары. Его отец и мать — Феофан и Нонна - выходцы из аристократов. Семья Николая была достаточно зажиточной. Но, несмотря на возможность роскошного существования, родители святого были приверженцами богоугодной христианской жизни. До глубокой старости они не имели детей, и лишь благодаря горячим молитвам и обещании посвятить дитя Богу Господь дал им радость быть родителями. В крещении младенца назвали Николай, что значит с греческого — побеждающий народ.

По преданию, с первых дней младенец постился по средам и пятницам, отказываясь от материнского молока. В отрочестве будущий святой показал особое расположение и способность к наукам. Его не занимали пустые развлечения, свойственные сверстникам. Все худое и греховное ему было чуждо. Большую часть времени молодой подвижник проводил за чтением Святого Писания и молитвой.

После смерти родителей Николай стал наследником большого состояния. Однако оно не приносило радости, подобной той, которая присутствует при общении с Богом.

Священничество

Приняв сан священника, Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец проводил ещё более строгую жизнь подвижника. Свои благодеяния архиепископ желал делать тайно, как заповедано в Евангелии. От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезённые ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Несмотря на высокую должность, пресвитер Николай оставался образцом смирения, любви и кротости. Одежда Пастыря была простой, без всяких украшений. Еда святителя была постной, и принимал он её раз в сутки. Пастырь никому не отказывал в помощи и совете. Во времена служения святителя были гонения на христиан. Николай так же, как многие другие, подвергся мучениям и был заточен в темницу по приказу Диоклетиана и Максимиана.

Научный подход

Радиологические исследования подтвердили наличие на мощах признаков, указывающих на то, что Святитель Мир Ликийских находился долгое время в сырости, холоде… И также при радиологических исследованиях останков мощей Николая Чудотворца (1953-1957) было выяснено, что иконографический образ и портретное изображение совпадают с обликом, реконструированным по черепу из гробницы в Бари. Рост чудотворца составлял 167 см.

В достаточно преклонном возрасте (около 80 лет) Николай Чудотворец отошёл к Господу. По старому стилю этот день выпал на 6 декабря. А по-новому — это 19. Храм в Мирах существует и сегодня, но власти Турции разрешают совершать богослужения только один раз в год: 19 декабря.