Гласные звуки. Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных звуков Буквы 1 ряда

1. Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный.

а - м - у - т - о; т-с - ы - а - р; э -а - м - у - т; о - п- у - а - с - ы - ш; к - э - о - у - п - ы- н

2. Из ряда букв выберите гласные, назовите их.

р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н

Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук Определите место преграды.

м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф

4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их. (Логопед следит за кратким произнесением согласных звуков.)

а, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х

5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Под согласные буквы положите синие кружочки, под гласные - красные. (Работа выполняется учениками самостоятельно.)

Образец карточки:

р а т к у

6. Положите букву под соответствующий кружок.

(Ученики получают по четыре буквы, из них две гласные и две согласные. На доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, определяют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствующий кружок.)

7. Запишите буквы в две строчки.

(Логопед называет вперемешку гласные и согласные звуки. На верхней строчке ученики пишут гласные буквы, на нижней - согласные. При проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или только согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.)

Гласные первого ряда

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки.

Цел ь. Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.

Оборудование. Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет гласный звук. II. Закрепление материала предыдущего занятия. Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а - рот широко раскрыт; о - губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у - губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы - губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков . Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о



IV. Выделение гласных первого ряда из слогов. s Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики: л) называют гласный, б) показывают соответствующую букву,

а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от

б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то

V. Итог занятия.

Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.

Выделение гласных первого ряда из слов

Выделите начальную гласную из слов, запишите соответствующую букву. Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася

Выделите гласную из середины слов, запишите ее.

лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, сам, мак

3.Назовите картинки. Выделите гласный звук из названий этих картинок. Запишите соответствующую гласную букву.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: жук, мох, зуб, сук, сыр, рак.

4. Выделите гласную из данных слов, запишите ее.

крот, куст, стол, шкаф, плыл, слух, град, гнул, брось, кто

5. Назовите картинки. Выделите гласный звук из их названий. Запишите соответствующую букву.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь.

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки .

Цель. Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда.

Оборудование. Буквы и, й, таблица с гласными второго ряда.

Ходзанятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.

II.Знакомство с буквами и, й.

Образование гласных второго ряда.

Логопед рассказывает сказку о буквах и, й.

Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И - протяжно, а Й - коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.

Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого

ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А - подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные буквы О, У, Э тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Е, Ю, Е.



Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда.

Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и предлагает ученикам запомнить эти гласные.

Затем логопед спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.

III. Итог занятия .

Логопед. Что интересного вы сегодня узнали на занятии?

Гласные второго ряда

а) яма, Яша, якорь, ясно, ястреб

б) еж, елка, ерш, елочка, ежится

в) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта

г) ель, ем, ели, едут, ехать

д) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры

е) якорь, ежик, юрта, ели, иглы

а) моя, твоя, Зоя, Рая

б) пою, мою, рою, свою, твою

в) мое, твое, свое, белье, старье

г) мне, тебе, себе, везде

д) пою, мои, спи, твое, белье

(Логопед показывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)

Примерный перечень картинок: ежик, яблоко, елка, юрта, искры.

Слоговой состав слова

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить на слоги двусложные слова.
Оборудование. Тетради, ручки. ^

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.
Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго ряда.

III. Знакомство со слогом. Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что он хотел сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Аналогично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по Слогам слово ра-ма.

Логопед. Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно/Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом.

Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.

IV. Деление слов на слоги.
Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах,

произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слог, муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба

V. Графическое изображение слогов.
Логопед. Поставьте вопрос к слову рыба. Что обозначает

(это слово? " (Рыба - кто это? Слово «рыба» обозначает предмет.) * Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба графически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками устанав-,. ливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Графическое

изображение делится вертикальной чертой на две части. V Аналогично изображаются графически слова, состоящие из двух ." открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида. I VI. Итог занятия.

Логопед. Чему вы научились на занятии?

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги

Оборудование. Схемы слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент .

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

и звуки в русском языке

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Особенности и букв

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки - 5 слогов, ре-бя-та - 3 слога, он - 1 слог, о-но - 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

Окончаниях, суффиксах и приставках - это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв - 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все подразделяются на две разные категории:

  • звонкие - б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие - к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] - [н’], [т] - [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые - [ж], [ш] и [ц] и мягкие - [й"], [ч"] и [ш"].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные - это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:


Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки - [й"], [ч"] и [ш"].

Разделы: Начальная школа

  • Активизация внимания детей, подготовка к предстоящему занятию, ориентировка на тему занятия и актуализация соответствующей лексики.
  • Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
  • Коррекция процессов памяти, внимания.
  • Воспитание навыка общения, ответа на вопрос, контроля над собственном поведением.

Оборудование: Таблица с гласными первого и второго ряда; таблица слогов; карточки для самостоятельной работы; цветные карандаши; мяч; доски клейкой лентой (30/ 30) для развития мелкой моторики рук, коробочки с фасолью.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

  1. Развитие мелкой моторики рук.

Ребята перед вами доска с липкой лентой и коробочка с фасолью. Я предлагаю вам выложить на доске елку, солнце, дом. Молодцы, вы прекрасно справились заданием.

  1. Повторение раннего пройденного материала.

Давайте вспомним и произнесем с вами гласные первого и второго ряда. (Обращаем внимание детей на таблицу гласных) .Скажите, пожалуйста, как образуются гласные второго ряда?(йотированный согласный + гласный звук).

Теперь сравните пары гласных: А-Я; О–E; У-Ю; Э-Е; Ы-И. (Выявляем сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию). Ребята, эти гласные называются парными гласными и чтобы не путать их на письме, мы с вами будем учиться их различать.

  1. Сообщение нового материала.

На нашем занятии мы научимся различать парные гласные, и мы узнаем с вами, что гласные второго ряда - волшебные, они делают мягким согласный. Перед вами таблица с прямыми слогами. Давайте прочитаем хором прямые слоги, сочетая М, (Н, С и т.д.), попарно с гласными первого, затем второго ряда.

М А О Э У Ы Н А О Э У Ы
Я E Е Ю И Я E Е Ю И

(При повторном чтении обращаем внимание на изменении звучания согласного от соседства гласных второго ряда).

Ребята, что происходит с согласными, когда после него идет гласный второго ряда?(Согласный становится мягким).

Я предлагаю вам немного поиграть.

  1. Игра «Волшебный мяч».

(Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких и мягких согласных).

Ребята, я буду называть вам твердый вариант и при этом кидаю, мяч, а вы называете мягкий вариант и кидаете мяч обратно мне. (Мяч бросаем по очереди).

  • изолированно.

Б-Б"; В-В"; Г-Г"; Т-Т"; Д-Д" и т.д..

А теперь обратно, вы называете мягкий вариант, а я твердый.

  • Б-Б"; В-В"; Г-Г"; Т-Т"; Д-Д"; и т.д.
  • в слогах (перекидывая мяч).
ДА-ДЯ ДО-ДE ДУ-ДЮ ДЫ-ДИ
  1. Работа в тетради

Диктант слогов.

Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый.

СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА. (Проверяем в слух).

Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их в слух.

МАЛ- МЯЛ; ЛУК-ЛЮК; МЫЛ-МИЛ; НОС-НEС; ВОЛ-ВEЛ.

Посмотрите, еще раз прочитайте и скажите, одинаково ли они по написанию, по произношению, и по значению? Обратите внимание на первые согласные в этих словах. Какие они, где твердые, а где мягкие. Запишите эти слова в тетрадь и с помощью цветных карандашей отметим мягкий и твердый согласный.(Синим – твердый, красным- мягкий).

МАЛ-МЯЛ; ЛУК- ЛЮК; МЫЛ- МИЛ; НОС- НEС; ВОЛ- ВEЛ.

Молодцы, а теперь немного отдохнем.

  1. Физминутка.

Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь под подвижную музыку немного потанцуем.

Руку правую в перед,
А потом ее назад,
И опять ее в перед,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги- вуги
Поворачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.(Тоже самое только с левой рукой).

Вот мы с вами не много отдохнули, а теперь продолжим работу.

  1. Работа по карточкам.

Ребята перед вами лежат карточки с предложениями, где в словах пропущены гласные.Вставьте их и цветными карандашами обведите твердые и мягкие согласные.(мягкий- зеленым, твердый- синим и красным гласный второго ряда).

Цветы у В...ли зав...ли. Л...ся л...бит л...к. Юр... был р...д, что попал в первый р...д. У П...т... ут...т... , а у В...т... кот...т.... Н...жно полить вишн....

Проверяем работу.

(Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).

  1. Самостоятельная работа.

(Эта работа дается, если дети активно работали на занятии, и осталось время, если нет, то задание дается на дом).

Придумайте по три слова начинающийся на мягкий согласный. Запишите их в тетрадь. Цветным карандашом подчеркните мягкий согласный. (На доске пишутся согласные буквы с которых начинаются слова).

  • М- (пример: мяч, Миша, медведь).
  • Л- (пример: лев, лень, люди).
  • Д- (день, дело, дятел).
  • Т- (тень, тело, Тимофей).

С любым из слов составьте одно предложение.(Пример: Миша играл в мяч).

  1. Итог занятия.

Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный.?

Что мы узнали и чему научились на нашем занятии.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были внимательными, активными, вы меня очень порадовали. Большое вам спасибо! Занятие окончилось. До свидание.

Конспект занятия

Тема . Гласные звуки.

Цель . Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.

Оборудование . Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет гласный звук.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а - рот широко раскрыт; о - губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у - губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы - губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков.

Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о

IV. Выделение гласных первого ряда из слогов.

а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от

б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то

V. Итог занятия.

Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.

Класс: 2

Цель : закрепление знаний о гласных 2 ряда, их функции мягкости впереди стоящего согласного.

Задачи :

  • закреплять знания о значимости гласных 2 ряда для обозначения мягкости звука.
  • упражнять в нахождении и назывании твердых и мягких согласных в слогах и словах.
  • корректировать работу зрительно- слухового анализатора в упражнениях на определение гласных 2 ряда, стоящих перед ними мягких согласных.
  • развивать мышление, внимание при работе с предложениями и текстом.
  • способствовать формированию связной, выразительной речи.
  • продолжать формировать учебные навыки, навыки самоконтроля.

Материал : таблица звуковых символов гласных 2 ряда (Я - йа, Е - йо, Е - йэ, Ю - йу); таблица с гласными буквами 1 и 2 ряда попарно (А-Я, О-Е, Э-Е, У-Ю, ы-И); карточки со словами (рад - ряд; нос - нес; лук - люк; мыл- мил); песочные часы; знаки “+”, “-”, “галочка”.

На каждого ребенка: тетради в линейку; карточки со слогами, словами, текстом; карандаши (красный, синий, зеленый); “пятерки”.

Ход занятия

“Перекличка” - садится тот, кто назовет себя по имени.

О каких гласных мы говорили на прошлом занятии? (Гласных 1 ряда: А,О,У,Э,ы) Как мы их произносили? (Протягивали и пели) Какие согласные стоят перед этими гласными (Твердые) Вспомните и назовите слоги с гласными 1 ряда.

Учитель-логопед сообщает тему занятия: “Гласные 2 ряда”; цель занятия - закрепление знаний о гласных 2 ряда, их влиянии на стоящий перед ними согласный, об одном из способов смягчения согласных.

Гласные 2 ряда состоят из двух звуков (показывается таблица со звуками). Мы договоримся, что не будем тянуть эти звуки, как маленькие, глупые ослики. Мы будем называть гласные 2 ряда коротко и четко: “Я, Е, Е, Ю”. (Называет учитель-логопед, затем дети.) Какой гласный из 2 ряда можно протянуть и даже пропеть? (Гласный “И”).

Вносится таблица с гласными 1 и 2 ряда. Дети называют гласные 1 ряда, протягивая их, 2 ряда - коротко, четко. Затем учитель-логопед читает стихотворение, дети называют гласные по парам. Еще раз обращается внимание на то, что гласные 2 ряда “Я, Е, Е, Ю” дети называют коротко, четко, не протягивая их.

  • Называем букву “А”, а подружка буква - “Я”,
  • Тянем с вами букву “О”, а подружка буква - “Е”,
  • Спела песню буква “У”, а ответила ей “Ю”,
  • Мы пропели букву “Э”, а в ответ мы слышим “Е”,
  • А с малышкой буквой “ы” тянет песню буква “И”.

Работа в тетрадях. Напомнить детям об осанке при выполнении заданий в тетрадях.

Учитель-логопед показывает карточки со словами, записанными попарно (рад - ряд; нос - нес; лук - люк; мыл - мил), предлагает прослушать два слова на первой карточке; установить их значение; определить характер звучания согласных; уточнить, что для обозначения мягкости согласных используется гласный 2 ряда.

Я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: рад - ряд.

Что такое рад? А что такое ряд? Значит, эти слова отличаются значением.

А еще чем? Как звучат первые согласные? “РАД” (пауза)..... твердо. Назовите звук (“Р”). Запишем это слово. Читайте, что получилось: .......РАД. (Цветом выделяются гласные буквы, твердые, мягкие. Уточняется, что для обозначения гласных используется красный цвет, твердых согласных - синий, мягких согласных - зеленый.)

А теперь нам нужно: “РЯД”. Назовите первый звук (“РЬ”). После “Рь” напишем букву....... “Я”. Запишем это слово. Читайте, что получилось: ....... “РЯД”.

В нашем слове “ряд” гласный 2 ряда “я” служит......... для смягчения звука “Р”.

Аналогично проводится работа с парами слов “нос - нес; лук - люк; мыл - мил”. Дети придумывают предложения с этими словами.

Для чего же служат гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ним).

Существует два способа обозначения мягкости согласных на письме. Первый способ: с помощью гласных второго ряда “я, е, е, ю, и”. Второй - ?........ О нем мы будем говорить на следующих занятиях.

Игровое упражнение “Капитаны”. Дети выполняют движения только в том случае, если учитель-логопед дает команду “Капитаны”. (Например, “Капитаны, хлопнули в ладоши!” - исполняется; “Топнули ногой!” - нет и т.д.)

Задания на карточках.

№ 1 ГА, ГЯ, РО, РЕ, НЯ, НА, ЗЫ, ЛЯ, СИ, ТЮ, ПО, ФЫ, ВЕ, ДЯ, БЮ, МЫ, ШУ, СА, ХИ, ДУ, НЯ, БЕ, РЫ, ПЮ, КО.

№ 2 САНКИ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ

№ 3 Друзья.

Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг он увидел зеленый шарик. На шарике было нарисовано лицо. Коля догадался, что это ребята придумали. Потом пришли Люба, Сережа и Тима. Они принесли книгу с картинками. Коле стало хорошо.

Задание № 1. Чтение слогов, обведение в кружок слогов только с гласными 2 ряда, смягчающими стоящие перед ними согласные.

Речевой материал: га, ГЯ, ро, РЕ, НЯ, на, сы, ЛЯ, СИ, ТЮ, по, фы, ВЕ, ДЯ, БЮ, мы, шу, за, ХИ, со, НЯ, БЕ, ры, ПЮ, кы.

Дети называют слоги с мягкими согласными. Учитель-логопед повторно называет слоги, дети - гласный 2 ряда и мягкий согласный в слоге.

Затем дети ставят знак “+”, если задание понравилось и справились с ним легко; знак “-”, если было трудно или задание не понравилось; “галочка”, если получилось не все, были ошибки.

Устное задание: учитель-логопед называет слова, а дети слоги с гласными 2 ряда и мягкими согласными, стоящими перед ними: РУ-КИ, ГРИ-БЫ, МАР-КИ, ДОС-КА - !, КЛЯК-СА, СТОЛ - !, ТУФ-ЛИ, Ю-ЛА -!, КОС-ТЕР, ДОЖ-ДИ, ЯБ-ЛО-НЯ, ЗЕБ-РА, ЗОН-ТИК, СВЕК-ЛА.

Для развития внимания, мышления, детям даются “провокационные” варианты слов (есть гласный 2 ряда, но нет стоящего перед ним согласного; отсутствуют гласные 2 ряда и мягкие согласные).

После выполнения задания дети ставят на карточках знаки “+”, “-” или галочку.

Задание № 2: записать 5 слов по слогам, обвести красным кружком гласные 2 ряда, подчеркнуть зеленым цветом мягкие согласные, стоящие перед ними.

ПОВЕЛ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ.

После выполнения задания дети ставят знаки “+”, “-” или галочку.

Физкультминутка.

  • 1 вариант: дети выполняют произвольные движения под веселую музыку.
  • 2 вариант: дети выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая слова.

Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп - хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!

Задание № 3. Работа с текстом:

Выразительное чтение текста учителем-логопедом, определение детьми количества предложений, слов в предложениях (обращается внимание на “маленькие” слова – предлоги);

Чтение текста детьми (можно предложить чтение по предложению - “цепочкой”, по выбору читающего ученика учителем-логопедом);

Чтение предложений, предложенных учителем-логопедом или по выбору самих учеников с различной интонацией.

Упражнение на внимание: дети находят в тексте гласные 2 ряда, обводят их кружком красного цвета (можно предложить подчеркнуть зеленым карандашом мягкие согласные, стоящие перед гласными). Учитель использует песочные часы для того, чтоб дети могли контролировать время выполнения задания.

Коля заболел. (2) Он лежал в постели и глядел в окно. (8) Вдруг он увидел зеленый шарик. (5) На шарике было нарисовано лицо. (5) Коля догадался, что это ребята придумали. (6) Потом пришли Люба, Сережа и Тима. (6) Они принесли книгу с картинками. (5) Коле стало хорошо. (3)

После выполнения задания дети обмениваются карточками, проверяют задания друг у друга, затем на своих карточках ставят знаки “+”, “-” или галочку.

Итог занятия.

Для чего нужны гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ними.)

Как мы договорились называть гласные 2 ряда? (Коротко, четко, не протягивая)

Какие задания вам показались трудными? Можете ли вы сказать, что вы сегодня хорошо поработали. Почему?

Дети получают “пятерки” за старание, активную работу на занятии.

После занятия, при проверке выполнения заданий детьми и проставленных ими знаков (“+”, “-”, “галочка”), учитель-логопед анализирует уровень развития навыков контроля и самоконтроля.