Цитаты про учителей, педагогов. Мудрые мысли об учительской профессии Высказывания об учительском труде

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. - Р. Эмерсон

Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. - В. Ключевский

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. - В. Даль

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. - М. Монтень

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. - Константин Кушнер

Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками. - Константин Кушнер

Хорошие учителя создают хороших учеников. - Остроградский М. В.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. - Хаббард Э.

Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. - Дистервег А.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. - Л. Толстой

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. - А. Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - А. Дистервег

Воспитатель сам должен быть воспитан. - К. Маркс

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. - Конфуций

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. - Л. Толстой

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. - И. Гете

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. - В. Вильсон

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - В. Ключевский

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. - У. Черчилль

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. - М. Монтень

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. - Катон

Цитаты об образовании и труде учителя

В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными.
Абу-ль-Фарадж (Григорий Иоанн Бар-Эбрей, 1226 — 1286, сирийский ученый, писатель и врач)

Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
Аврелий Августин (Августин Блаженный, 354 — 430, епископ Гиппонский, философ и политик)

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.
Генри Адамс (1838 — 1918, американский писатель и историк)

Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя.
Абу Хамид Аль-Газали (1058 — 1111, исламский богослов и философ)

Никто тебе не друг, никто тебе не враг! Но каждый человек тебе — Великий Учитель!
Кора Антарова (1886 — 1959, русская певица, писательница и теолог)

Учить — значить вселять надежду
Луи Арагон (1897 — 1982, французский писатель и политический деятель)

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.
Аристотель (384 — 322 до н. э., древнегреческий философ и ученый)

Учительство — неутраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция.
Жак Мартен Барзэн (р. 1907, американский историк культуры и педагог)

Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека.
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848, писатель и литературный критик)

Если что-то неясно, спроси учителя арифметики.
Алан Беннетт (р. 1934, английский писатель и актер)

Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.
Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники.
Отто фон Бисмарк (1815 — 1898, германский государственный деятель)

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.
Боэций Дакийский (1230 — 1284, французский философ)

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.
Шарлотта Бронте (1816 — 1855, английская писательница)

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
Вудро Вильсон (1856 — 1924, двадцать восьмой президент США и лауреат нобелевской премии за мир)

Плох тот ученик, который не превосходит учителя.
Леонардо да Винчи (1452 — 1519, итальянский художник, архитектор и ученый)

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит.
Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
Иоганн Вольфганг Гете (1749 — 1832, немецкий поэт)

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
Николай Васильевич Гоголь (1809 — 1852, русский писатель)

Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.
Виктор Гюго (1802 — 1885, французский писатель)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
Владимир Иванович Даль (1801 — 1872, русский этнограф, писатель и медик)

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
Адольф Дистервег (1790 — 1866, немецкий педагог)

Обучать — значит вдвойне учиться.
Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер (1754 — 1824, французский писатель)

Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека.
Педагог — это инженер человеческих душ.
Михаил Иванович Калинин (1875 — 1946, советский государственный деятель)

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел.
Мария Каллас (1923 — 1977, греческая певица)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом.
Катон Старший (Марк Порций Катон Цензор, 234-149 гг. до н.э., римский политический деятель)

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Анатолий Михайлович Кашпировский (р. 1939 г., украинский гипнотизер)

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
Марк Фабий Квинтилиан (около 35 — около 96, древнеримский оратор)

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.
Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911, русский историк)

Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.
Луций Юний Модерат Колумелла (4 — около 70, древнеримский писатель и агроном)

Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем.
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
Ян Амос Коменский (1592 — 1670, чешский педагог)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
Если ваш план — на год, сажайте рис. Если ваш план — на десятилетие, сажайте деревья. Если ваш план — на всю жизнь, учите детей.
Конфуций (ок. 551 — 479 до н. э., древнекитайский мыслитель)

Воспитание ребенка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей-
Януш Корчак (1878 — 1942, польский педагог и писатель)

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.
Тадеуш Котарбиньский (1886 — 1981, польский философ)

Что переварили учителя, тем питаются ученики.
Карл Краус (1874 — 1936, австрийский писатель)

«Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно»
Лев Давидович Ландау (1908 — 1968, советский физик, лауреат Нобелевской премии)

Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве (1807 — 1903, французский писатель)

Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок — значит ты воспитатель.
Шарль Жан Мари Летурно (1831 — 1902, французский социолог, этнограф и психолог)

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.
Джон Локк (1632 — 1704, английский философ)

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и о6учении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.
Лукиан (около 125 — около 192, греческий писатель-сатирик)

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
Анатолий Васильевич Луначарский (1875 — 1933, советский государственный деятель)

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других.
Роза Люксембург (1870 — 1919, немецкая революционерка)

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего, люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Антон Макаренко (1888 — 1939, советский педагог и писатель)

Я прикасаюсь к будущему. Я учу.
Криста МакОлифф (1948 — 1986, американская учительница и астронавт)

Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс (1818 — 1883, немецкий экономист)

Воспитывать человека — значит определять судьбу нации.
Схиархимандрит Иоанн (1932-1991)

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 — 1907, русский химик)

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому.
Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.
Мишель Монтень (1533 — 1592, французский философ)

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу.
Ричард Олдингтон (1892 — 1962)

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.
Дмитрий Писарев (1840 — 1868, русский философ и литературный критик)

Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. («Уроки французского»)
Странно: почему мы так же, как и перед родителями, чувствуем вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе — нет, а за то, что стало с нами после.
Валентин Григорьевич Распутин (р. 1937 г., русский писатель)

Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, — это чересчур торопиться.
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.
Жак Жак Руссо (1712 — 1778, французский философ и писатель)

Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. Слава Богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество, которое не переходит в количество, а так и остается качеством!
Александр Рыжиков (р. 1976 г., учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»)

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой
Михаил Аркадьевич Светлов (1903 — 1964, советский поэт)

Уча, учимся. (другой перевод — Обучая учусь.)
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.
Хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать.
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э., римский философ, поэт и государственный деятель)

Люди учатся тому, чему вы их учите, а не тому, чему вы хотите их научить.
Беррес Фредерик Скиннер (1904 — 1990, американский ученый-психолог)

Долго сам учись, если хочешь учить других. Во всех науках и художествах плодом есть правильная практика.
Григорий Саввич Сковорода (1722 — 1794, украинский философ и поэт)

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Сократ (469 — 399 г. до н.э., древнегреческий философ)

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.
Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.
И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.
Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910, русский писатель)

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Уильям Уорд

Воспитатель чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и осознает, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории
Воспитатель есть художник; школа — мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества.
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870, русский педагог)

Педагог — человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих.
Жюльен де Фалкенаре (1898-1958, фламандский писатель)

Открытия рождаются там, где кончается знание учителя и начинается новое знание ученика
Константин Федин (1892 — 1977, советский писатель)

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.
Томас Фуллер (1608 — 1661, английский философ и писатель)

Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей.
Рухолла Мусави Хомейни (1900? — 1989, аятолла, иранский религиозный и государственный деятель)

Знания — как и небеса — принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание — искусство отдавать.
Абрахам Джошуа Гешель (1907 — 1972, еврейский философ)

Обучать есть дело долга, развлекать же — дело уважения (к слушателям).
Марк Туллий Цицерон (106 до н. э. — 43 до н. э., древнеримский политик и философ)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (1874 — 1965, английский государственный деятель)

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело
Антон Павлович Чехов (1860 — 1904, русский писатель)

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика.
Артур Шнабель (1882 — 1951, австрийский педагог, пианист и композитор)

Тот, кто не помнит совершенно собственного детства, — плохой воспитатель.
От врачей и учителей обычно требуют чуда, но если чудо свершается — никто не удивляется.
Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830 — 1916, австрийская писательница)

Большинство учителей тратят время на вопросы, призванные установить, чего ученик не знает, а настоящее искусство постановки вопроса заключается в том, чтобы выяснить, что ученик знает или способен познать.
Альберт Эйнштейн (1879 — 1955, немецкий физик)

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими
Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.
Ральф Эмерсон (1803 — 1882, американский философ)

Людьми не рождаются, а воспитываются.
Эразм Роттердамский (1465-1536, голландский ученый и писатель)

Всякий, кто думает одно, а учеников наставляет в другом, кажется мне, также чужд обучению, как и понятию о честном человеке.
Флавий Клавдий Юлиан (331 — 363, римский император)

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания
Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814, сербский педагог)

Пороку учатся не у школьных учителей. Датская поговорка
Строгому учителю учеников не видать. Бенгальская поговорка
Твой сосед — твой учитель. Египетская поговорка
Если бы молитвы детей осуществлялись — ни одного учителя не осталось бы в живых. Персидская пословица
Строгость учителя лучше ласки отца. Персидская пословица
У того, кто учит себя сам, учитель — дурак. Английская поговорка
Учитель немой, а ученик глухой. Бенгальская поговорка
Учителя открывают дверь. Входишь ты сам. Китайская поговорка
Учителя тоже ошибаются. Сингальская поговорка
Учителя умирают, но их книги продолжают жить. Голландская поговорка

В 1994 году случилось событие, которое задело и российских учителей: ЮНЕСКО ввела празднование Международного дня учителя 5 октября. Россия немедленно присоединила празднование «своего» Дня к этой дате, поэтому с 1994 года День учителя в России отмечается 5 октября.
Раз День учителя стал всемирным праздником, то прислушаемся, что думают об этой профессии во всем мире. Конечно, это будут полушутливые высказывания, тем не менее, ставшие афоризмами:


Norman Rockwell.

Знаменитый оратор Сократ говорил, что нет более сложного дела на земле, чем воспитать настоящего человека.
Его преданный ученик – Платон – замечал, что воспитание личности начинается с самого рождения человека и заканчивается только после его смерти.
Самый известный ученик Платона – мудрец Аристотель (который был наставником грозного Александра Македонского) – говорил, что сначала необходимо давать детям знания, а потом уже развивать в них необходимые навыки. Также Аристотель просил своих учеников запомнить, что в деле воспитания важно помнить три вещи: способности или дарования, знания и постоянные упражнения.



Henri Jules Jean Geoffroy (1853-1924)

Не менее известны афоризмы об учителях, принадлежащих перу римских мыслителей. Например, Катон любил повторять, что истинным учителем может называться лишь тот человек, чьи дела и слова совпадают, а Сенека – известнейший мудрец эпохи заката римской империи – добавлял, что призвание учителя очень трудное, поэтому если тебя хотят наказать боги, они сделают тебя учителем.


Нelen Аllingham

Обращали внимание на дело воспитания и образования и восточные мудрецы.
Восточные афоризмы об учителях полные тонкого юмора и умелого наставничества. Например, основатель буддизма – принц Гаутама, ставший Просвещенным Буддой, говорил, что учитель обязан отдать своим ученикам все свои знания, не оставив себе ничего.


Ефим Чепцов Переподготовка учителей (1925).

Китайский мудрец – великий Конфуций, имя которого до сих пор священно для любого представителя этой нации, полагал, что призвание учителя – это высшее призвание на Земле.
При этом он отмечал, что не поддаются учению лишь глупцы или чрезмерно обремененные знаниями люди.
Существуют восточные афоризмы об учителях, которые рассматривают их труд как тяжелый долг. Так, известна персидская пословица, звучащая примерно следующим образом: «Если бы Бог прислушался ко всем молитвам детей, на земле бы все учителя погибли», при этом в том же персидском фольклоре существует еще одна пословица, согласно которого строгий учитель лучше доброго отца.


Thomas Brooks - The New Pupil, 1854, oil on canvas

Афоризмы об учебе и учителях принадлежали перу наиболее знаменитых мыслителей и педагогов. Как полагал Мишель Монтень, учителям требуется много ума, чтобы учить детей, даже больше того, чтобы им было нужно, если бы они учились сами. Томас Фуллер, обращаясь к педагогам, пафосно восклицал: «Владея знаниями, не скупитесь на то, чтобы от вашего факела дети зажигали свои свечи!»
Прославился своими высказываниями, обращенными к педагогам, и Жан-Жак Руссо. В частности, он призывал педагогов не вдалбливать в головы детей определенные знания, а стремиться к тому, чтобы эти знания дети получили самостоятельно.


Francesco Bergamini A Present for Teacher

Об этом же писал Иммануил Кант, который, обращаясь к педагогам, призывал их: «Учите своих детей не заучивать мысли, а мыслить».
Похожее высказывание принадлежит и знаменитому педагогу Адольфу Дистервегу, который писал, что плохой учитель может научить только запоминать истину, а хороший помогает детям найти ее самим. Тот же Дистервег не без иронии замечал, что истинным учителем нельзя стать, освоив определенное количество наук, им можно только родиться.


Richard Redgrave, 1844.

Среди европейских афоризмов новейшего времени о педагогах особенно ярко можно выделить следующие:
Как отмечает Сэмюэл Батлер, есть два типа среди учителей: первые учат очень многому, а вторые – вообще ничему не учат.
Генри Адамс говорит о том, что каждый учитель в своем труде прикасается к вечности.
Ричард Олдингтон полагает, главная задача учителя – показать своему ученику верный путь в жизни и в мире людей.

По словам Карла Крауса, ученики питаются тем, что переварили для них учителя.
Современный писатель Пауло Коэльо отмечает, что роль учителя в мире огромна. Только тот, кто выдержал испытания на духовном пути, обрел терпение и мужество принимать все события в своей жизни без осуждения, может обрести как дар от небес настоящего учителя.

Русские афоризмы о школе и учителях разнообразны.
Все мы знаем слова А.С. Пушкина, замечавшего, что «мы все учились понемногу… чему-нибудь и как-нибудь….».
Среди русских философов и писателей такими афористичными высказываниями о педагогике прославился Лев Толстой.

В частности Толстой писал, что педагогом может быть только человек, обладающий определенными чертами характера и призванием к этой области труда.
Также Толстой с помощью афоризма выводит формулу настоящего учителя, он говорит, что такой учитель любит своих детей как родитель, и так же он любит свое дело.
При этом философ замечает, что учителю может быть и легко учить своих воспитанников, однако им, как правило, всегда тяжело дается эта учеба.


Раздрогин Игорь Александрович «Сельская учительница» 1957

Характерным для русской педагогической мысли является обращение к значению личности педагога в деле воспитания. На это указывает Дмитрий Писарев, замечая, что все в воспитании детей зависит от личности самого воспитателя.
Ему вторит Василий Ключевский, замечающий, что чтобы стать хорошим преподавателем, важно любить своих учеников и любить свою науку.


Николай Богданов-Бельский

Теперь можно подвести итоги вышесказанному об учителях:


Albert Anker(* 1831 * 1910)

Известны слова Р. Эмерсона о том, что учитель – это человек, умеющий превращать трудные вещи в легкие.
Константин Кушнер иронично и красиво замечает, что педагогическая нагрузка, которая лежит на учителе, так тяжела, что может сравниться только с космической перегрузкой.

В. Вильсон полагает, что прежде, чем воспитывать, учитель должен помнить о том, что в каждую истину, которую он раскрывает перед детьми, он должен верить сам.

Есть высказывание, которое приписывают Отто фон Бисмарку о том, что выигрывают все войны не генералы и не их армии, а учителя.

И, наконец, У. Черчилль когда-то позволил себе заметить, что у школьного учителя всегда больше власти, чем у премьер-министра. Это парадоксальное и красивое высказывание понравилось его избирателям и стало афоризмом.

Афоризмы о педагогах предлагаются самые разные. Юмористичные, реалистичные, риторичные – но самое главное в этих высказываниях – это понимание той величайшей роли, которая принадлежит учителю в мире людей.


Morgan Weistling

Мудрые высказывания о педагоге, образовании

…я просматриваю сокровища древних мудрых мужей,

которые оставили нам последние в своих сочинениях;

и если мы встретим что-либо хорошее,

заимствуем и считаем великой для себя прибылью...

(Сократ)

Сеятели разумного, доброго, вечного

Воспитатель сам должен быть воспитан.

(К. Маркс)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

(В. Даль)

(А. Дистервег)

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть. (Я.Корчак)

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому.

(М. Монтень)

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения.

(Максим Горький)

Если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения - тело без платья, или человек без лица, ведь сказали: образование - лицо разума. (Унсур Аль-маали (Кей Кабус)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

(Конфуций)

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.

(В. Вильсон)

Обучать - значит вдвойне учиться.

(Ж. Жубер)

(Я.Корчак)

Педагог - человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих.

(Ж. Фалкенаре)

Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных. (В. Кротов).

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

(А. Дистервег)

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

(В. Ключевский)

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

(А. Дистервег)

Специалисты утверждают, что нельзя в гневе шлёпать детей. А когда можно? Когда у вас праздничное настроение?

(Розина Барр)

Студент - это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь.

(Л.Арцимович)

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

(И. Гете)

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.

(Цицерон)

Тот идеал совершенства, который воплощают в себе учителя, слишком малопривлекателен, чтобы к нему стремиться.

(К. Фрелих)

Тот, кто, обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем.

(Конфуций)

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого.

(Э. Хемингуэй)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом.

(Катон)

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

(Д. Пойа)

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

(Э. Хаббард)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

(Л. Толстой)

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

(В. Ключевский)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.

(У. Черчилль)

Дважды два четыре - это только в школе, а в жизни - у кого как получится. (В.Ф.Власов)

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

(А.М.Кашпировский)

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Киплинг)

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

Все мы учащиеся - исполнители, учителя, обучающиеся.

Никогда не надо стыдиться сказать: «Я не знаю, объясните мне».

(Дж. Даррелл)

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу)