Что такое туристская политика. Политика туризма

Несмотря на то что туризм является деятельностью, поддерживаемой преимущественно частной инициативой, государство традиционно играло существенную роль в его развитии. Общество нуждается в государстве как институте для поддержания порядка и разрешения внутренних споров и конфликтов, для разработки законов и обеспечения их исполнения, решения социальных проблем и т. д.

Эффективное функционирование туристского комплекса невозможно без вмешательства государственных структур, ответственных за его развитие и осуществляющих планирование, регулирование, координацию и контроль. Для этого разрабатывается и реализуется туристская политика.

Туристская политика определяет действия государства в области развития туризма на текущий момент и на длительный период времени. Поэтому она представляет собой комплекс направлений текущей и долговременной политики. Текущая туристская политика заключается в оперативном регулировании туристского рынка. Долговременная туристская политика направлена прежде всего на решение крупномасштабных задач по развитию туристской индустрии, требующих немалых затрат времени и капитала. Поэтому ее реализация рассчитана на достаточно продолжительный период времени и часто приводит к структурным изменениям сферы туризма и его хозяйственного механизма.

Туристская политика является одним из направлений социально-экономической политики государства, она нацелена на укрепление экономики туризма и повышение экономической эффективности, этой отрасли народно-хозяйственного комплекса. Государство также обеспечивает доступ к финансовым средствам, земле и квалифицированному персоналу и гарантирует при этом, что туризм развивается в интересах всего общества.

Туристская политика государства - это деятельность государства по развитию туристской индустрии, рациональному использованию туристских ресурсов, повышению эффективности функционирования туристской отрасли и укреплению на этой основе политического, экономического и социального потенциала страны.

Ответственность государства за развитие индустрии туризма обусловлена следующими основными причинами:

  • - необходим контроль за процессом развития туристской деятельности, основанный на концепции планомерного развития страны, что невозможно без определения национальных приоритетов, обозначенных на уровне государства;
  • - основой любой социально-экономической деятельности, в том числе туризма, является развитие инфраструктуры, что входит в компетенцию органов власти как в центре, так и на местах;
  • - вмешательство государства необходимо в определенных случаях, например, при выпуске оборудования для тех видов деятельности, где частный сектор не сможет рассчитывать на высокие прибыли, следовательно, не будет заинтересован в инвестициях, например, для социального, молодежного, культурного туризма. То же самое можно сказать о реализации проектов, требующих значительных инвестиций, объемы которых превышают возможности частного сектора;
  • - при принятии решений об инвестициях требуется государственная поддержка туризма, а также экономическое и юридическое регулирование этой сферы государством. Разрабатываемые под эгидой государства отраслевые проекты и программы развития способствуют привлечению средств в этот сектор.

Туристская политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма. Туристская политика государства обладает всеми характерными чертами его общей политики. Однако она имеет и свои особенности, сформированные под влиянием определенных специфических факторов. К ним относятся:

  • - природные условия страны (климат, географическое положение, рельеф, флора, фауна), сказывающиеся на туристской политике в зависимости от наличия или отсутствия каких-либо объектов, явлений или факторов, представляющих потенциальный интерес для туристов, от рационального или нерационального их использования в целях туризма;
  • - транспортные условия, определяющие доступность объектов, привлекающих туристов;
  • - социальные, экономические и правовые условия развития туризма.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что туристская политика государства строится не только с учетом внутренних условий. Любая страна, выходящая на международный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурентных отношений с другими государствами и мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффективно построена и реализована туристская политика, зависит роль и место конкретного государства на рынке международного туризма.

Цели туристской политики обусловлены конкретными экономическими и историческими реалиями страны или региона и стадией развития самой туристской индустрии. Имеется в виду, что в период становления туризма в какой-либо стране и утверждения ее на международном туристском рынке могут ставиться одни цели, а в период достижения высокого уровня развития сферы туризма другие. В большинстве стран, стремящихся к развитию туристского рынка, основные цели туристской политики следующие:

  • - эффективное использование имеющегося туристского потенциала;
  • - улучшение оснащения объектов туристкой индустрии; развитие туризма с учетом особенностей природных условий; разработка концепций развития регионального туризма; установление правил землепользования и охраны рекреационных угодий;
  • - повышение надежности, безопасности и рентабельности сети туристских транспортных парков;
  • - принятие правил туристского обслуживания и контроль за качеством туристских услуг;
  • - предоставление льгот с целью стимулирования частных инвестиций в социально значимые виды туризма;
  • - увеличение доли занятых мест, повышение рентабельности предприятий туристской индустрии в мертвые сезоны;
  • - поощрение сотрудничества организаций, занимающихся туризмом;
  • - организация системы туристского образования и профессиональной подготовки лиц, желающих работать в сфере туризма;
  • - содействие в развитии сферы рекламы, организации ярмарок, фестивалей, спортивных и зрелищных шоу и других мероприятий.

Что касается практической деятельности, государство может ориентироваться как на отдельные цели, так и на их совокупность. Основная задача в любом случае должна состоять в удовлетворении потребностей туристов при рациональном использовании имеющегося туристского потенциала, обеспечении устойчивого развития туризма, защите прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристского продукта и всемерной поддержке внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование и развитие туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристского продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реализуются на уровне определенных регионов: увеличение туристской привлекательности региона; сохранение окружающей среды; рост продолжительности пребывания туристов в регионе; увеличение денежных поступлений от туризма; улучшение использования материально-технической базы и туристской инфраструктуры и т. д.

Механизм реализации туристской политики государства включает в себя выработку концепций развития туризма; разработку целевых программ по развитию туризма как на уровне всей страны, так и на уровне отдельного региона; разработку конкретных мер для достижения поставленной цели; государственное регулирование туристской деятельности.

Реализация целей туристской политики требует вертикальной и горизонтальной координации деятельности различных институциональных элементов, интегрированных в систему туризма. В результате туристская политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства, относящаяся к туризму, как деятельность, тесно связанная с экономикой, социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми системами.

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет ряд функций, обеспечивающих соблюдение общественных интересов и жизнедеятельность системы туризма в целом, к которым относятся координация, планирование, регулирование, маркетинг национального туристского продукта, стимулирование, развитие социального туризма, защита интересов туристов, информационное обеспечение туристской деятельности, подготовка кадров.

Координация является одной из наиболее важных функций, исполняемых государством при осуществлении туристской политики. В значительной степени это связано с тем, что выполнение государством других функций зависит от того, насколько оно способно скоординировать и сбалансировать интересы всех субъектов системы туризма. Специфика туризма, многообразие его проявлений, вовлечение организаций, занимающихся самыми разнообразными видами деятельности, в его структуру, необходимость сочетания деятельности предпринимательских структур и государства, обеспечение партнерства государственных структур с частным бизнесом вот лишь небольшой перечень причин, выводящих функцию координации на первый план.

Особенность туризма, как уже указывалось, состоит в том, что он имеет не только комплексный, но и межведомственный характер. Поэтому важность процесса координации заключается также в том, что кроме управления самой системой туризма государство должно обеспечивать взаимодействие различных государственных структур для решения задач развития отрасли. Кроме того, в связи со становлением туристских регионов, и центров повышается роль местных органов власти, что также ведет к необходимости координации местных и общенациональных интересов.

Считается, что возможности саморегулирования системы туризма, характерные для раннего этапа ее развития, практически исчерпаны, что обусловлено следующими основными причинами: массовостью туристских путешествий, вызванной достижениями научно-технического прогресса, повышением уровня жизни людей и действием других благоприятных факторов:

  • - включением многих стран и регионов в туристский бизнес и обострением вследствие этого конкурентной борьбы на мировом туристском рынке;
  • - увеличением количества организаций, предприятий и отраслей, занятых в туризме;
  • - повышением экономической, социальной, культурной и политической значимости туризма на национальном и международном уровне.

Туризм может устойчиво развиваться только в том случае, если государство обеспечит для этого необходимые правовые, экономические, политические и иные условия. Дав туризму возможность развиваться только в соответствии с рыночными механизмами, сложно обеспечить его устойчивое развитие, не наносящее ущерба природным, культурным и общечеловеческим ценностям национальной экономики, а также выполнение им своих социальных функций. В Гаагской декларации по туризму отмечается, что в нем «существуют определенные границы, дальше которых процесс децентрализации и деконцентрации идти не может. Как бы там ни было, без национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики государства на национальном и региональном уровнях, не обойтись». Именно поэтому государство должно предусматривать меры, сдерживающие стихийное развитие туризма и направляющие его в цивилизованное русло с целью «его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».

Планирование как функция туристской политики направлено на достижение экономических, социальных и иных целей, поставленных государством. Планирование в туризме производится по разным направлениям деятельности (развитие, инфраструктура, маркетинг и т. д.), охватывает многие структуры, вовлеченные в этот процесс (министерства экономики, финансов, статистики, транспорта, торговли, образования, государственные и местные органы управления туризмом и др.), а также уровни (международное, общенациональное, региональное, местное и отраслевое). Свое конкретное выражение функция планирования находит, прежде всего, в программах развития туризма (национальных, региональных, местных).

Документы международных конференций по туризму указывают, что его устойчивое планомерное развитие в каждой отдельно взятой стране зависит, прежде всего, от поддержки государства. «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе», - отмечается в Гаагской декларации по туризму.

Регулирование это функция, в процессе реализации которой туристская политика государства проявляется особенно четко. Более подробно вопросы государственного регулирования туристской деятельности рассматриваются в подразд. 2.2.

Государственное регулирование туризма осуществляется, как правило, на основе соответствующей законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование туристского рынка, доступ к ресурсам и их использование в целях туризма, соблюдение и защиту прав и интересов субъектов туристской деятельности, установление правил въезда, выезда и пребывания на территории страны с учетом интересов развития туризма и т. д.

Отношения в системе туризма регулируются нормами как общего, так и специального законодательства. В туризме применяется большое количество правовых и нормативных документов. Так, административным законодательством регламентируется порядок получения въездных виз, валютным - форма расчетов, таможенным - порядок перемещения через границу декларируемых товаров. К законодательным и иным нормативным актам, непосредственно регулирующим туристскую деятельность, относятся, прежде всего, соответствующие законы (например, в Российской Федерации - Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»), положения об осуществлении туристской деятельности, лицензировании, нормативно-технические документы по стандартизации и сертификации, правила предоставления гостиничных услуг и др.

Маркетинг национального туристского продукта также является одной из важнейших функций государства, которую оно выполняет в рамках реализации туристской политики. Он направлен на формирование, продвижение и позитивное развитие туристского имиджа (ведущего туристского образа) страны, что является неотъемлемым условием привлечения иностранных туристов.

Национальный туристский продукт - это совокупность, во- первых, имеющихся природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, привлекаемых и используемых в туристской деятельности; во-вторых, туристской и сопутствующей инфраструктур; в-третьих, деятельности туристских предприятий по созданию, продвижению и реализации конкретных туристских продуктов, предназначенных для привлечения туристов из других стран и регионов мира. Поскольку туризм - один из основных источников притока иностранной валюты и важный генератор занятости для большого числа стран, многие правительства рассматривают продвижение образа страны в качестве серьезного фактора в общем развитии экспортных рынков.

Иными словами, под национальным туристским продуктом следует понимать результат деятельности государства по привлечению и обслуживанию туристов и формированию собственного имиджа. Положительный имидж важен не только для туристского предприятия, но и для страны в целом, так как он является важнейшим условием привлечения иностранных туристов. Понятие национального туристского продукта связано с совокупным предложением туристских услуг, достопримечательностей, условий пребывания туристов и является, таким образом, достаточно условным, отражающим состояние и уровень развития туризма в том или ином государстве. Однако, несмотря на условность, это понятие имеет весьма конкретное воплощение и не менее конкретное восприятие со стороны потенциальных туристов.

Имидж страны, по определению ЮНВТО, - это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа. Все перечисленные факторы позволяют при упоминании названия государства выстроить по отношению к нему цепь ассоциаций. Имидж страны воспринимается на разных уровнях - бытовом, социально-экономическом, деловом и др.

Поскольку туризм имеет не только экономическое, но и социальное, культурное, экологическое и политическое значение, все вышеперечисленные проявления имиджа страны необходимо принимать во внимание при его формировании, развитии и продвижении на мировом туристском рынке. Важнейшую роль при этом играют следующие маркетинговые коммуникационные мероприятия:

  • - подготовка и издание базового пакета информационно-рекламных материалов, в том числе единого календаря туристских событий в стране;
  • - участие единым национальным стендом в работе международных туристских выставок;
  • - формирование сети национальных рекламно-информационных туристских центров и представительств за рубежом;
  • - проведение рекламно-пропагандистских кампаний в зарубежных средствах массовой информации;
  • - организация ознакомительных поездок в страну представителей зарубежных средств массовой информации, туристских предприятий и организаций;
  • - создание информационных банков данных туристских мест размещения, предприятий туристской индустрии, туров и маршрутов по стране;
  • - формирование единой туристско-информационной сети на территории страны с учетом ее интеграции с аналогичными международными сетями и др.

Важнейшую роль в маркетинге национального туристского продукта играют рекламно-информационная деятельность и пропаганда туристских возможностей страны, участие в выставках, представительства за рубежом и иные мероприятия.

Функция стимулирования обеспечивает государству рычаги воздействия на систему туризма, что достигается одним из трех способов (или их сочетанием):

  • - финансовым стимулированием;
  • - поддержкой исследований и инноваций;
  • - применением маркетинга с целью привлечения туристов.

Система стимулирования направлена на развитие тех или иных

составляющих туристской индустрии, регионов, продуктов или отдельных услуг. Практически во всех странах государство принимает активное участие в финансировании и создании туристской инфраструктуры. Можно назвать следующие направления стимулирования туристкой индустрии государством:

  • - выделение государственных субсидий для реализации отдельных туристских проектов. Система субсидий широко применяется в таких европейских странах, как Австрия, Франция, Италия, Великобритания. В этом плане следует особо отметить Грецию, где министерство экономики ежегодно определяет общую сумму помощи инвесторам. При этом определяются приоритеты инвестирования в туризме, прежде всего строительство, модернизация высококлассных средств размещения и туристских комплексов;
  • - предоставление предприятиям туристской индустрии кредитов на льготных условиях. Так, система льготных займов широко применяется в Австрии, где они составляют половину всех инвестиций в туризме и выдаются по ставке 5 % на 20 лет. При этом контроль над проектом, под который выдается заем, осуществляется в течение всего срока его реализации;
  • - государственное поручительство в отношении займов и субсидий, выделенных коммерческими банками на развитие туризма;
  • - предоставление налоговых льгот. Например, в Испании существенные налоговые льготы предоставляются государством в отношении инвестиций в объекты, расположенные в зонах «национальных туристских интересов». В Турции доходы туроператоров облагаются корпоративным налогом лишь на пятую часть, 20 % доходов от туризма, полученных в иностранной валюте и конвертированных в турецкие лиры, освобождаются от налогового обложения в течение 10 лет с момента образования предприятия.

Развитие туризма будет эффективным, если проводится национальная политика стимулирования в области туризма и планируется развитие этого сектора на национальном и региональном уровнях. Инвестиционная помощь государства в развитии туристской отрасли может заключаться:

  • - в постройке туристского комплекса, структура которого сформирована с учетом местной специфики, привлекающей туристов;
  • - в развитии местной суперструктуры (гостиницы, рестораны ит. д.);
  • - в модернизации средств связи (факсы, телефоны, информационные системы) и развитии инфраструктуры (дороги, средства доставки);
  • - в развитии туристских кадров (курсы подготовки и переподготовки кадров но туризму, курсы повышения квалификации).

Поддержка развития социального туризма, обеспечение его доступности социально незащищенным слоям населения является следующей важной функцией государства в реализации туристской политики. При этом применяются масштабные программы по обеспечению возможности путешествий инвалидов, детей, молодежи и других категорий населения.

Наиболее ярким примером может служить деятельность Швейцарского фонда туристских сбережений (Swiss Travel Saving Fund), провозглашающего туризм как жизненно важный атрибут здорового общества. Концепция социального туризма в Швейцарии реализована благодаря системе отпускных чеков, которые выпускаются специально уполномоченным органом и приобретаются оптовыми покупателями (главным образом предпринимателями), а затем реализуются населению со значительной скидкой (от 5 до 25 %). Среди наименее социально защищенных слоев населения чеки распространяются бесплатно. В результате действия такой системы и всеобщей заинтересованности в чековой системе социальный туризм в Швейцарии превратился в массовое явление, сравнимое по масштабам с коммерческим туризмом.

Функция защиты интересов может принимать самые разные выражения в силу того, что туризм представляет собой многогранно е явление. Реализуя эту функцию, государство выступает в роли защитника различных общественно важных интересов: потребителей, национальных производителей отдельных секторов туризма, регионов, туристских центров и т. д. Особое место в рамках дайной функции имеет защита прав безопасности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федераций» (№ 132-ФЗ от 24.11.1996, в редакции от 28.12.2016) при подготовке к путешествию, во время его совершения (включая транзит) турист имеет право на:

  • - необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
  • - свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
  • - обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  • - возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • - содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
  • - беспрепятственный доступ к средствам связи.

Одновременно законодательно установлены и обязанности туриста, которые он должен выполнять во время совершения путешествия (включая транзит), а именно:

  • - соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
  • - сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
  • - соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
  • - соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Реализация государством функции защиты интересов приобретает

особое значение в условиях возрастающей международной конкуренции и общей глобализации туристского рынка.

Туристскую политику принято рассматривать в двух аспектах: как национальную и международную. Содержание национальной туристской политики включает мероприятия, определяемые государством самостоятельно и реализуемые в его пределах. Международная туристская политика включает так называемые конвенциональные воздействия и мероприятия, которые страна осуществляет согласованно с одним или несколькими государствами. Она основывается на договорах и других видах соглашений, регламентирующих взаимоотношения, возникающие в процессе развития международного туризма, и не ущемляющих суверенные права договаривающихся сторон.

Международная туристская политика все более успешно осуществляется в рамках деятельности международных туристских организаций, а также политических и экономических союзов государств. Так, туристская политика стран Европейского союза нацелена на координацию развития туризма стран-участниц, в том числе:

  • - защиту туристов и обеспечение их свободного перемещения (упрощение полицейского и таможенного контроля на границах);
  • - повышение безопасности туристов и защита их от недобросовестной рекламы;
  • - совершенствование систем страхования туристов и их автотранспорта;
  • - информирование туристов об их социальных правах;
  • - региональное развитие туризма (продвижение туризма в регионы, обладающие туристским потенциалом, но в которых в силу ряда- причин туризм находится на невысоком уровне развития).

Что касается России, то ее туристская политика является составной частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность правовых, организационных, социальных, экономических мер и способов государственного регулирования для создания в стране конкурентоспособной туристской индустрии и в то же время условий для осуществления социальных функций государства по отношению к своим гражданам.

Целью туристской политики России является обеспечение конституционного права граждан России на отдых и досуг, свободу передвижения, охрану здоровья и иных прав при совершении путешествий посредством создания в РФ конкурентоспособной туристской индустрии, способной к саморазвитию и имеющей огромное значение в обеспечении высокого уровня жизни россиян.

На основе этого можно определить основные принципы государственной туристской политики в РФ:

  • - конституционное обеспечение и соблюдение «права на туризм»;
  • - стимулирование органами государственной власти и местного самоуправления развития социального, внутреннего и въездного туризма;
  • - обеспечение безопасности туризма;
  • - доступность туризма для социально незащищенных слоев населения Российской Федерации;
  • - свобода доступа к туристским ресурсам на всей территории РФ;
  • - упрощение туристских формальностей;
  • - поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;
  • - стимулирование развития конкурентных отношений и недопущение монополизма на туристском рынке;
  • - поддержка профессионального образования и научных исследований в сфере туризма;
  • - учет мнения общественных туристских организаций и туристов при принятии государством наиболее значимых решений в области туризма.

Туристская политика строится на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, законодательства РФ, а также социальных и экономических показателей и исследований российского и зарубежного туристских рынков.

Задачи туристской политики России можно разделить на следующие группы:

  • 1) социальные, к которым относятся защита прав и интересов путешественников и отдыхающих; создание новых рабочих мест, повышение занятости и жизненного уровня россиян, проживающих в местах временного пребывания туристов; обеспечение эффективного функционирования системы социального туризма; стимулирование работодателей, расходующих средства на санаторно-курортное лечение и отдых своих работников на территории РФ; возрождение традиционных и создание новых центров туризма, в том числе в малых и средних городах России; расширение их географии и многообразия;
  • 2) экономические, к которым относятся увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, повышение доходов государства и муниципальных образований; развитие национальной туристской индустрии, других смежных отраслей экономики, связанных с туризмом; развитие транспортной инфраструктуры (строительство дорог, аэропортов, речных портов и др.); развитие предпринимательства в сфере туризма; поощрение инновационной деятельности в сфере туризма, в том числе развитие информационных технологий; создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории РФ с благоприятными условиями для развития туризма; создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения российских и зарубежных инвестиций в инфраструктуру туристских регионов; вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность; создание в России конкурентоспособных турпродуктов путем консолидации возможностей государства и туриндустрии; интеграция России в систему мирового туристского рынка;
  • 3) культурно-идеологические и образовательные, к которым относятся формирование представления о России как о стране, благоприятной для развития туризма; защита художественного, археологического и культурного наследия России в целях его сохранения для будущих поколений; создание единой системы информационного обеспечения и проведение рекламно-пропагандистской деятельности для продвижения национального «бренда» туристских центров России как на внутреннем, так и на международном уровне; подготовка квалифицированных специалистов в сфере туризма; поддержка научно- исследовательских работ, маркетинговых исследований, составления прогнозов развития российского и мирового туристских рынков;
  • 4) организационные, к которым относятся формирование эффективно действующей системы управления туристской деятельностью на государственном и местном уровнях; развитие саморегулируемых общественных организаций в сфере туризма и т. д.;
  • 5) экологические, включающие рациональное использование природного наследия, развитие устойчивых форм туризма с использованием особо охраняемых природных территорий, экологическое воспитание населения и др.

Таким образом, государство играет важную роль в развитии системы туризма как в рамках национальной территории, так и на международном уровне посредством проведения туристской политики. Ее осуществление достигается выполнением ряда функций, направленных на все элементы системы туризма. Реализация этих функций возлагается на органы управления туризмом.

Туристская политика - это система норм, правил и методов, которые применяются парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями, отвечающими за туристскую деятельность, в целях ее регулирования и координации, создания благоприятных условий для ее развития.

Механизм реализации туристской политики государства включает:

♦ государственное регулирование туристской деятельности;

♦ выработку концепции развития туризма на перспективу;

♦ разработку целевых программ развития туризма на разных уровнях;

♦ определение задач и разработку мер для достижения поставленных целей.

Основными принципами государственного регулирования туристской

деятельности являются;

♦ содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

♦ определение и поддержка приоритетных направлений;

♦ формирование представления о Республике Беларусь как о стране, благоприятной для туризма;

♦ защита прав туристов и поддержка туроператоров, турагентов и их

объединений.

Необходимость вмешательства государственных органов в развитие туризма доказана мировой практикой. В большинстве стран мира государство принимает активное участие в финансировании и создании туристской инфраструктуры.

Виды помощи государства туристскому сектору;

♦ субсидии для реализации туристских проектов (Греция, Австрия, Франция, Италия, Великобритания);

♦ льготные займы туристским фирмам (Австрия);

♦ государственное поручительство в отношении займов и субсидий, предоставленных коммерческими банками на развитие туризма;

♦ предоставление налоговых льгот для финансового поощрения национальных и иностранных инвесторов (Испания, Турция, Мали).

Туристская политика носит все характерные черты общей политики государства, однако существуют специфические факторы, под влиянием которых она формируется:

♦ природные;

♦ транспортные;

♦ социальные;

♦ экономические;

♦ правовые.

Приоритетными направлениями государственного регулирования турист-ской деятельности в Республике Беларусь являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

Государственное регулирование туристкой деятельности осуществляется путем:

♦ создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

♦ содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

♦ защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

♦ лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

♦ прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

♦ создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

♦ предоставления льготных кредитов, установления налоговых и тамо

женных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской дея

тельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом

на территории Республики Беларусь;

♦ налогового и таможенного регулирования;

♦ развития научных исследований в сфере туризма;

♦ содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах и др.

Цели туристской политики связаны с конкретными экономическими и социальными условиями развития страны и степенью зрелости самой сферы туризма. Они характеризуются динамизмом и постоянным развитием.

Главной целью туристской политики на уровне государства является формирование и развитие в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечес-твенных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны.

На основе государственной политики местными органами власти устанавливаются региональные и локальные цели;

♦ увеличение числа туристских поездок;

♦ введение новых объектов в сферу туристского предложения;

♦ продление времени пребывания туристов в регионе;

♦ увеличение денежных поступлений от туризма в расчете на одного туриста и один туродень;

♦ улучшение использования материальной базы и инфраструктуры туризма в регионе;

♦ сохранение окружающей среды.

Цели туристской политики на уровне туристского предприятия;

♦ увеличение доходов и прибыли;

♦ оптимизация расходов на туристскую деятельность;

Основные задачи и направления развития туризма.

Перспективность развития туризма

В последнее время мировому туристскому рынку пришлось столкнуться с целым рядом проблем. Терроризм, эпидемии, стихийные бедствия и экономическая нестабильность привели к изменению спроса на туристские услуги. Все эти события стали катализатором перемен в сфере туризма. Для эффективного решения данных проблем новая туристская политика, по мнению экспертов Всемирного совета по путешествиям и экскурсиям, должна строиться на тесном сотрудничестве частного сектора с властью в лице государства и международных организаций, а также базироваться на;

♦ фактическом признании государством туризма одним из приоритетных

направлений экономики;

♦ создании бизнеса, который в равной степени будет способствовать раз

витию экономики отдельных стран и регионов, учитывать интересы их жите

лей, заботиться о сохранении окружающей среды, культурного и исторического наследия;

♦ совместном поиске путей для обеспечения долгосрочного экономичес

кого роста и процветания туристского сектора, устойчивого развития мирового туризма.

При этом необходимо учитывать факторы, мешающие эффективному раз-витию отрасли. В числе внутренних - недостаточное планирование, чрезмерное налогообложение, нехватка квалифицированного персонала. (Кстати, рынок мирового туризма предоставляет огромное количество рабочих мест: в данном секторе экономики задействовано более 220 млн человек, наблюдается твердая тенденция увеличения числа занятых. Согласно прогнозам, к 2015 г. этот показатель вырастет до 270 млн.) Среди внешних факторов - угроза тер-роризма, криминальная обстановка, различного рода эпидемии и болезни.

Повышение эффективности функционирования туристского сектора зависит от решения на уровне государства следующих основных задач:

♦ разработки статистической базы данных по туристским рынкам, способствующей планированию в сфере туризма;

♦ создания систем и определения порядка планирования туризма;

♦ партнерства между правительствами принимающих стран и частным

туристским сектором в деле укрепления туристских связей;

♦ сотрудничества между странами на региональной основе по направле

ниям: маркетинг, стандарты профессиональной подготовки и т.д.;

♦ получения необходимых средств на рынке капитала для инвестиций в

инфраструктуру, оборудования и объекта;

♦ создания всех необходимых условий для использования экономичес

ких выгод туризма местным населением;

♦ создания специализированной системы подготовки профессиональных

кадров для туристского сектора;

♦ разработки широкого спектра туристских продуктов и услуг, отвечаю

щих потребностям и желаниям всех сегментов и ниш потребительского рынка, маркетинговых мероприятий;

♦ проведения рациональной политики в отношении эффективного воз

действия туризма на окружающую среду и др.

Эти задачи выделены ВТО в качестве основных на перспективу. Их решение будет зависеть от объемов вложений в эту сферу. Это в свою очередь позволит повысить эффективность туристского сектора на всех уровнях, получить максимальную выгоду и обеспечить высокий уровень удовлетворенности туристов, содействуя взаимопониманию и взаимному уважению между народами мира и их культурами.

Туристическая политика - это система норм, правил и методов, которые применяются парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями, отвечающими за туристическую деятельность, в целях регулирования и координации последней, создания благоприятных условий для ее развития.

Механизм реализации туристической политики государства включает:

· государственное регулирование туристической деятельности;

· выработку концепции развития туризма на перспективу;

· разработку целевых программ развития туризма на разных уровнях;

· определение задач и разработку мер для достижения поставленных целей.

Основными принципами государственного регулирования туристической деятельности являются:

· содействие туристической деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

· определение и поддержка приоритетных направлений;

· формирование представления о Республике Беларусь как о стране, благоприятной для туризма;

· защита прав туристов и поддержка туроператоров, турагентов и их объединений.

Необходимость вмешательства государственных органов в развитие туризма доказана мировой практикой. В большинстве стран мира государство принимает активное участие в финансировании и создании туристической инфраструктуры.

Виды помощи государства туристическому сектору:

· субсидии для реализации туристических проектов (Греция, Австрия, Франция, Италия, Великобритания);

· льготные займы туристическим фирмам (Австрия);

· государственное поручительство в отношении займов и субсидий, предоставленных коммерческими банками на развитие туризма;

· предоставление налоговых льгот для финансового поощрения национальных и иностранных инвесторов (Испания, Турция, Мали).

Туристическая политика носит все характерные черты общей политики государства, однако существуют специфические факторы, под влиянием которых она формируется:

· природные;

· транспортные;

· социальные;

· экономические;

· правовые.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

Государственное регулирование туристической деятельности осуществляется путем:

· создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

· содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

· защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

· лицензирования, стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

· прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

· создания благоприятных условий для инвестиций в туристическую индустрию;

· предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Республики Беларусь;

· налогового и таможенного регулирования;

· развития научных исследований в сфере туризма;

· содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах и др.

Цели туристической политики связаны с конкретными экономическими и социальными условиями развития страны и степенью зрелости самой сферы туризма. Они характеризуются динамизмом и непрерывным развитием.

Главной целью туристической политики на уровне государства является формирование и развитие в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны.

На основе государственной политики местными органами власти устанавливаются региональные и локальные цели :

· увеличение числа туристических поездок;

· введение новых объектов в сферу туристического предложения;

· продление времени пребывания туристов в регионе;

· увеличение денежных поступлений от туризма в расчете на одного туриста и один туродень;

· улучшение использования материальной базы и инфраструктуры туризма в регионе;

· сохранение окружающей среды.

· Цели туристической политики на уровне туристического предприятия :

· увеличение доходов и прибыли;

· оптимизация расходов на туристическую деятельность;

· интенсивное использование имеющихся туристических рынков и освоение новых;

· повышение качества туристического обслуживания.

В Глобальном этическом кодексе туризма ЮНВТО определено, что туристическая политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям.

Средствареализации туристической политики:

экономические - государственные субсидии, налоговые, валютные льготы и другие стимулы для развития;

правовые - законы, другие нормативные акты, распоряжения властей, цель которых - стимулирование или ограничение развития туризма;

социальные - меры по воздействию на общественное мнение местного населения в отношении туризма;

технические - меры по совершенствованию предприятий индустрии туризма.

Туристическая политика рассматривается в двух аспектах: национальном (внутренняя) и международном (внешняя).

Национальная туристическая политика характеризуется мероприятиями, которые носят локальный характер и определяются государственными органами той или иной страны самостоятельно. Они регламентируются законами и другими нормативными документами, касающимися развития туризма в регионах одной страны.

Международная туристическая политика осуществляется в форме решений и мероприятий, принимаемых в рамках международных туристических организаций, самыми авторитетными и влиятельными из которых в мировом масштабе являются ООН, ЮНЕСКО, ЮНВТО.

Носителями туристической политики являются государственные или межгосударственные органы. По полномочиям они делятся на три основные группы:

1) государство, региональные и местные органы государственной власти;

2) союзы, объединения туристических агентств, транспортных организаций и других, чья деятельность зависит от государственных инстанций;

3) ассоциации и другие организации, имеющие косвенное отношение к туризму.

По территориальному признаку различают носителей:

1) международной туристической политики - ООН, ЮНЕСКО, ЮНВТО и другие организации;

2) национальной туристической политики - национальные организации по туризму;

3) региональной и местной туристической политики - региональные союзы, ассоциации, органы государственной власти.

В Республике Беларусь носителем национальной туристической политики является Министерство спорта и туризма, которое реализует государственную политику в области туризма на территории страны и несет ответственность за его дальнейшее развитие.

Разнообразие носителей туристической политики в национальном и международном масштабах требует согласования их интересов и обеспечения взаимодействия между ними в целях всестороннего развития туризма в мире.

Таким образом, туристическая политика направлена на повышение экономической эффективности туристической деятельности и стабилизацию туристического рынка.

В последнее время мировому туристическому рынку пришлось столкнуться с целым рядом проблем. Терроризм, эпидемии, стихийные бедствия и экономическая нестабильность привели к изменению спроса на туристические услуги. Все эти события стали катализатором перемен в сфере туризма. Для эффективного решения данных проблем новая туристическая политика, по мнению экспертов Всемирного совета по путешествиям и экскурсиям, должна строиться на тесном сотрудничестве частного сектора с властью в лице государства и международных организаций, а также базироваться на:

· фактическом признании государством туризма одним из приоритетных направлений экономики;

· создании бизнеса, который в равной степени будет способствовать развитию экономики отдельных стран и регионов, учитывать интересы их жителей, заботиться о сохранении окружающей среды, культурного и исторического наследия;

· совместном поиске путей для обеспечения долгосрочного экономического роста и процветания туристического сектора, устойчивого развития мирового туризма.

При этом необходимо учитывать факторы, препятствующие эффективному развитию отрасли. В числе внутренних - недостаточное планирование, чрезмерное налогообложение, нехватка квалифицированного персонала. (Кстати, рынок мирового туризма предоставляет огромное количество рабочих мест: в данном секторе экономики задействовано более 220 млн человек, наблюдается твердая тенденция увеличения числа занятых. Согласно прогнозам, к 2015 г. этот показатель вырастет до 270 млн.) Среди внешних факторов - угроза терроризма, криминальная обстановка, различного рода эпидемии и болезни.

Повышение эффективности функционирования туристического сектора зависит от решения на уровне государства следующих основных задач:

· разработка статистической базы данных по туристическим рынкам, способствующей планированию в сфере туризма;

· создание систем и определение порядка планирования туризма;

· партнерство между правительствами принимающих стран и частным туристическим сектором в деле укрепления туристических связей;

· сотрудничество между странами на региональной основе по направлениям: маркетинг, стандарты профессиональной подготовки и т.д.;

· получение необходимых средств на рынке капитала для инвестиций в инфраструктуру, оборудование и объекты;

· создание всех необходимых условий для использования экономических выгод туризма местным населением;

· создание специализированной системы подготовки профессиональных кадров для туристического сектора;

· разработка широкого спектра туристических продуктов и услуг, отвечающих потребностям и желаниям всех сегментов и ниш потребительского рынка, маркетинговых мероприятий;

· проведение рациональной политики в отношении эффективного воздействия туризма на окружающую среду и др.

Эти задачи выделены ЮНВТО в качестве основных на перспективу. Их решение будет зависеть от объемов вложений в эту сферу. Это в свою очередь позволит повысить эффективность туристического сектора на всех уровнях, получить максимальную выгоду и обеспечить высокий уровень удовлетворенности туристов, содействуя взаимопониманию и взаимному уважению между народами мира и их культурами.

Статья посвящена проблемам и перспективам развития туризма в регионах РФ. Особое внимание автор уделяет расширяющейся географии российского туризма, обозначая новые туристские зоны, появившиеся на территории России.

Ключевые слова: экономика РФ, туристская политика, региональный туристский продукт, география туризма, зоны развития туризма.

Туристская отрасль экономики России на современном этапе развития характеризуется стремлением частного сектора к увеличению производства конкурентоспособных туристских услуг. В условиях формирования новой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года туризм способен оказать ощутимое воздействие на развитие целого ряда секторов экономики страны. Вместе с тем, в условиях обострения конкурентной борьбы на туристских рынках Российская Федерация пока не имеет серьезных положительных результатов. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к данным Росстата, согласно которым въезд иностранных граждан по статье «туризм» в последние годы постоянно снижается и сократился с 3,2 млн. поездок в 2003 г. до 2,2 млн. поездок в 2007 г.

В этой связи, подчеркивая необходимость укрепления межотраслевого туристского комплекса, важно выработать комплексный подход к решению проблем отрасли, шире использовать возможности министерств, ведомств, коммерческих и общественных структур в сфере туризма. Однако пока государственная система продвижения национального туристского продукта находится в зачаточном состоянии. Сравнительный анализ зарубежного опыта говорит об отсутствии в России концепции конкурентоспособности отечественного туризма. Примеры многих государств мира свидетельствуют о том, что на продвижение туристского продукта национальным туристским администрациям выделяются солидные средства (Израиль - св. $200 млн., Испания - около $150 млн., США и Китай - по $70 млн., Франция - $60 млн).

Слабо используются возможности рекламы - по исследованиям , каждый вложенный в рекламу туризма доллар приносит рекламодателю более $500 прибыли . Реклама российских возможностей в сфере туризма и ее финансирование оставляют желать лучшего. Вне серьезных научных исследований остаются актуальнейшие вопросы повышения конкурентоспособности. В этой связи объектом глубоко продуманной системной государственной политики должна стать научно-образовательная сфера в туризме в целом, как и сам турбизнес, нацеленный в конечном счете на создание конкурентоспособного национального туристского продукта.

Мировой опыт показывает, что успешное продвижение страны на мировом рынке достигается успешным продвижением ее конкретных дестинаций. Франко Демаринис, проработавший три года директором Национального управления Италии по туризму (ENIT), делясь впечатлениями и опытом о своем пребывании в России, однозначно рекомендует активизировать работу по продвижению конкретных регионов России на международный туристский рынок, утверждая, что рекламировать надо не страну, а ее отдельные территории, как это давно делают в Италии: «сама Россия в рекламе не нуждается.

Многие люди слышали про Кремль и дворцы , слова «Путин», «водка», «икра», известны всему миру. Зато мало кто представляет, сколько всего интересного есть в каждом российском регионе». Действительно, по опыту г-на Демариниса, ENIT не занимается рекламой Италии в целом. На это даже нет бюджета. Все внимание в ее работе сосредоточено на продвижении конкретных итальянских областей, которые как раз под эти цели и выделяют свои бюджетные средства, и ENIT рекламирует их готовый туристский продукт.

Знакомясь с русскими туристскими каталогами, Ф. Демаринис не обнаруживает в них такой, казалось бы, на первый взгляд простой философии .

Действительно, подробный, полный, стостраничный справочник практической и технической информации по приему туристов в Италии для туристских агентств «Общие сведения об Италии», изданный в 2002 году, дает информацию буквально обо всех уголках страны, туристско-рекреационных возможностях каждой области Италии .

Успешное продвижение регионального туристского продукта во многом зависит от грамотности региональной туристской политики. Такая политика в регионах Российской Федерации уже осуществляется, и к настоящему времени уже сформировались ее основные направления. Туристская политика реализуется практически на всей территории Российской Федерации, а ее практическое воплощение происходит, главным образом, на уровне отдельных субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения).

Цели региональной туристской политики подчиняются, безусловно, главной цели региональной политики государства, которая состоит в сохранении единства и целостности России путем обеспечения баланса общероссийских и региональных интересов. Одна из основных задач общегосударственной региональной политики заключается в обеспечении достойного уровня жизни и постепенном выравнивании благосостояния населения в каждом регионе. Отсюда вытекает задача четкого разграничения компетенций между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и местного самоуправления при повышении роли и укреплении самостоятельности регионов.

Основные направления региональной политики в области туризма реализуются путем создания региональных законодательных и других нормативно -правовых актов, разработки и утверждения программ регионального развития туризма, создания и поддержки основных компонентов туристской инфраструктуры (гостиниц, туристско-информационных центров и др.).

В субъектах РФ законодательные и нормативно - правовые акты о туристской деятельности начали утверждаться до принятия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

The author focuses on challenges and prospects of developing tourism in Russian regions. Particularly the author dwells on the increasing geography of Russian tourism and points out new tourism zones that have emerged in Russia.

Key words: RF economy, tourism policy, regional tourist product, tourism geography, tourism development zones.

1 За рубежом система туристских информационных центров полу технологий приобрела новые качества.