Что такое обязательный аудит. В каких случаях аудиторская проверка обязательна

Обязательный аудит регламентируется государством. В Феде­ральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской дея­тельности» приведен перечень критериев, по которым организа­ция подлежит обязательной аудиторской проверке.

Обязательный аудит - это ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) от­четности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случае, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму от­крытого акционерного общества;


2) организация является кредитной, страховой или общест­вом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являют­ся предусмотренные законодательством РФ обязательные исчисления, проводимые физическими и юридическими ли­цами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридиче­ских лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального пред­принимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 500 тыс. раз установ­ленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса на конец отчетного года пре­вышает в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным пред­приятием, муниципальным унитарным предприятием, осно­ванным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеприведенно­му п. 3. При этом для муниципальных унитарных предприя­тий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены.

5) обязательный аудит в отношении государственных унитар­ных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, организаций или индивидуальных предпринимателей, предусмотренный настоящим Федеральным законом.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими орга­низациями. Это позволяет повысить качество проведения аудита, имеющего важное экономическое значение. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или соб­ственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключения договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения та­ких конкурсов утверждается Правительством РФ.

Большое значение как для аудиторов, так и для аудируемого ли­ца имеет вопрос конфиденциальности информации при проведе­нии аудита. Аудиторские организации обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц. Кроме того, они обязаны обеспечить


сохранность сведений и документов, получаемых или составлен­ных ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не впра­ве передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам, разглашать их без письменного согласия организа­ций или индивидуальных предпринимателей, в отношении кото­рых осуществлялся аудит, за исключением случаев, предусмотрен­ных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Однако возможны случаи, когда документы, содержащие све­дения об операциях, находятся в распоряжении аудиторской ор­ганизации могут быть востребованы и представлены исключи­тельно по решению суда уполномоченным данным решением лицом или органом государственной власти РФ в случаях, пре­дусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности.

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Обязательный аудит проводится предприятием каждый год. В качестве проверяющих выступают независимые аудиторские фирмы, имеющие соответствующую лицензию. Результатом проверки, является заключение проверяющего о правильности отражения фактов хозяйственной и финансовой деятельности. Не все компании должны проходить обязательный аудит. Так, ежегодно должны проверяться:

  1. акционерные общества;
  2. кредитные учреждения;
  3. страховые фирмы;
  4. инвестиционные фонды;
  5. компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах на бирже и другие.

Проходить обязательную проверку должны и другие предприятия, если их деятельность превышает установленные финансовые показатели. Критерии обязательного аудита в 2018 году:

  • выручка более 400 млн. рублей, без учета НДС;
  • активы предприятия на конец года превышают 60 млн. рублей.

Критерии, обязывающие компании проводить проверку установлены п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Если по результатам деятельности компании выполняется, хотя бы одно из этих требований, она должно проводить аудит. Информация берется за предыдущий год, т.е. если после окончания года деятельность предприятия отвечала одному из требований, в следующем году ей нужно пройти обязательный аудит.

Как видно, нет специальных требований, регламентирующих обязательный аудит для ООО. Если активы или выручка компании превышает установленные нормы, ООО должны ежегодно проверятся. Обязательность ежегодного аудита для ООО может устанавливаться уставом или решением участников общества. Но в том, и в другом случае речь идет уже об инициативном аудите.

Существуют и требования по тому, как должна быть проведена аудиторская проверка. Аудит должен отвечать следующим критериям:

  • Проверка проводится по всей деятельности организации. Оцениваются все активы, обязательства, материальные запасы компании. Анализируются бухгалтерская и налоговая отчетности. Осуществляется проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющей компании должно быть определенным. По окончанию проверки аудитор должен вынести четкий вердикт, достоверные или нет сведения представленны в финансовой отчетности.
  • Аудит проводится с соблюдением всех стандартов. Ранее правила проведения аудита регулировались российским законодательством. Однако с 2017 года все изменилось и деятельность аудиторских фирм должна отвечать уже международным стандартам.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

​Аудит представляет собой очень трудоемкий процесс, поэтому непосредственно перед проверкой составляется ее подробный план. В начале изучаются сведения о предприятии, на котором она будет проходить. На основании этой информации определяется стратегия и тактика, разрабатывается программа аудита, составляется график и план. Все согласовывается с клиентом.

Затем осуществляется сама проверка. Изучаются все финансовые, бухгалтерские и уставные документы. Полученные данные анализируются, дается оценка на их соответствие российскому законодательству. Установленные недочеты фиксируются, аудитор предлагает мероприятия по их устранению.

Итоговые выводы представляются учредителям организации в виде аудиторского заключения. Существует два типа заключения: безоговорочно положительное, такое решение выносится, если нарушений в ходе проверки не обнаружено, и модифицированное. Последнее в свою очередь делится на три подтипа:

  1. положительно с оговорками;
  2. отрицательное;
  3. отказ от выражения мнения, выдается при неполном представлении документов на проверку.

В основном, на практике, выдаются положительные заключения или мнения с оговоркой. На два других варианта приходится менее 1% заключений.

После получения документа, предприятие должно представить его в Росстат. Заключение передается вместе с годовым бухгалтерским балансом и другой отчетностью. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента его представления юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.

Переход на международные требования внес коррективы в процедуру проведения аудита. В первую очередь это затронуло изложение мнения аудитора по результатам проверки. Изменилась форма заключения, теперь она стала более информативной. Помимо оценки финансовых показателей фирмы, оно включает анализ основных моментов, которые заинтересовали аудитора и перечисление возможных рисков для дальнейшей деятельности.

С 2018 года фактически была упразднена аудиторская тайна . Теперь ФНС может получить любые документы по проведенной проверке у аудиторской компании. Более того, согласно новым поправкам, налоговикам разрешается разглашать полученную информацию.

Проверка не осуществлялась, что будет

Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

В случае обязательного аудита нарушением считается:

  • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 - 5 000 рублей;
  • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
  • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 - 10 000 рублей.

Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Аудиторская проверка — в каких случаях это может быть необходимо и как выбрать подходящих аудиторов?

Об обязательном и инициативном аудите и о некоторых практических аспектах
выбора аудиторской компании

В серии наших статей мы рассмотрим вопросы, которые возникают при заказе аудиторских услуг, подробно опишем, что это значит на практике – провести аудиторскую проверку . Также подскажем, когда аудит может быть необходим вашей фирме, каким образом выбрать подходящую аудиторскую компанию. И с примерами из нашей практике покажем, что же ваша фирма получит в результате проведения аудита.

В настоящей статье мы кратко обрисуем, в каких случаях проведение аудиторской проверки может быть необходимо вашей компании и как выбрать подходящих аудиторов.

Как известно, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, проведение аудита бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций может быть обязательно.

Особенности проведения аудиторской проверки в 2018 году

В ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» указаны такие случаи. Так, провести аудиторскую проверку нужно обязательно:

    акционерным обществам (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

    если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

    если объем выручки организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

    если организация является страховой компанией, фондом, кредитной организацией и в некоторых других, не часто встречающихся случаях.

Кроме того, зачастую аудит проводят, когда это и не требуется законодательством, но когда собственник компании и/или ее руководство хочет убедиться в том, что бухгалтерский учет в компании ведется правильно, существенных налоговых рисков у компании нет и при налоговой проверке или при продаже/покупке компании никаких неприятных сюрпризов не будет .

Каким образом выбрать подходящую аудиторскую компанию?

Итак, ваша фирма решила провести аудиторскую проверку. На что следует обратить внимание при выборе аудиторской компании?

В некоторых случаях аудиторское заключение о вашей бухгалтерской отчетности будет потом предоставляться иностранной материнской компании, иностранным инвесторам или заимодавцам, иностранным партнерам –тогда аудит обычно заказывают провести крупнейшим аудиторским фирмам, обладающим мировой известностью, таким как «Deloitte Touche Tohmatsu» , «Ernst & Young», «KPMG», «PricewaterhouseCoopers» или фирмам помельче, но которые также известны за рубежом. Стоимость аудита при этом обычно очень высока, поскольку вы платите не только за проведение аудита, а и за подтверждение вашей бухгалтерской отчетности фирмами с мировым брендом, что весомо в глазах ваших контрагентов.

Если получать такое весомое подтверждение нет необходимости, то гораздо дешевле заказать провести аудит средним и небольшим российским аудиторским фирмам.

При этом необходимо проверить, что они являются членами действующей саморегулируемой аудиторской организации (СРО) . Можно просто запросить свидетельство такой фирмы о ее членстве в СРО и посмотреть на сайте соответствующей СРО перечень ее членов.

Также, если ваша организация является кредитной, страховой компанией, акционерным обществом, чьи акции допущены к организованным торгам или если доля государственной собственности в уставном капитале вашей организации составляет не менее 25%, то необходимо проверить, есть ли у аудиторов, которые будут проводить проверку, аудиторские аттестаты, выданные после 1 января 2011 года. Такой аттестат как минимум должен быть у руководителя аудиторской группы.

Также желательно посмотреть отзывы других клиентов этой аудиторской фирмы , обычно такие отзывы выкладываются на ее сайте. Можно попробовать связаться с руководством, главными бухгалтерами компаний, которые являются или являлись клиентами данной аудиторской фирмы с целью получить более подробные отзывы о работе с этой фирмой. Список таких клиентов можно запросить у самой фирмы.

Можно также ориентироваться на различные рейтинги аудиторских компаний, составляемые агентствами и СМИ. Однако тут стоит учесть, что некоторые небольшие фирмы, которые не попадают в этот рейтинг из-за своей небольшой выручки/количества сотрудников, на самом деле могут оказывать очень качественные аудиторские услуги по невысокой цене. Обычно у таких фирм в штате есть два-три сильных аудитора и постоянный объем заказов, которые эти аудиторы обслуживают. А необходимости в усиленном росте такие фирмы не видят, поскольку это почти всегда приводит к снижению качества проверок и часто при этом прибыльность не увеличивается из-за увеличения накладных расходов.

Вообще большое значение имеет даже не фирма, с которой заключен договор на аудит, а квалификация и талантливость аудиторов, непосредственно проводящих аудиторскую проверку.

Да, именно талантливость . Поскольку при анализе большего количества информации за короткое время (а именно это делают аудиторы при проведении аудита) очень сложно без определенных врожденных способностей заметить нестыковки, ошибки и несоответствия в документах, формулировках договоров, учете, отчетности.

Также важна и профессиональная компетентность проверяющих. К ней относится в первую очередь отличное знание бухгалтерского, налогового, гражданского, валютного, трудового законодательства. Иногда при проверках требуется знание даже Семейного и Земельного кодексов. Также необходимо, чтобы аудиторы хорошо ориентировались в сложившейся практике рассмотрения различных вопросов представителями Минфина, ФНС, арбитражными судами.

Третий важный параметр — насколько аудиторы хорошо излагают свои мысли на бумаге , поскольку итоговый отчет с результатами проверки будет именно в письменном виде. И описание ошибок, налоговых рисков, рекомендации должны быть изложены понятным языком, без лишней «воды», для того, чтобы потом было легко использовать выводы аудиторов в деятельности вашей компании.

Каким образом проверить наличие профессиональной компетентности, аналитического таланта и хорошей способности излагать свои мысли письменно?

Проще всего перед заключением договора на аудит попросить аудиторов оказать консультационные услуги по тому или иному вопросу письменно. Это позволит за небольшую плату проверить все вышеописанное. Также при этом можно будет посмотреть, насколько аудиторы обязательны, насколько стараются подстроиться к клиенту, понять его нужды – все это также потом сможет сделать проведение аудиторской проверки более комфортным. Лучше сразу договориться о том, что оказывать консультационные услуги должен руководитель аудиторской группы или старший аудитор, которые впоследствии будет принимать участие в аудите.

Таким образом можно выбрать несколько подходящих аудиторских фирм и затем провести между ними конкурс по стоимости их услуг. При небольшой разнице в стоимости предпочтение все же стоит отдать фирме с более сильными аудиторами. Поскольку небольшое увеличение расходов на аудит (связанное с разницей в заработной плате у очень хороших и просто неплохих аудиторов) скорее всего окупится снижением вовремя обнаруженных налоговых рисков, обнаружением не обоснованного неприменения налоговых льгот и способов законного уменьшения налогов и взносов, своевременного выявления недостаточной квалификации бухгалтеров в каких- то вопросах. В общем, ту истину, что повышенное качество обычно стоит дороже, вряд ли кто будет оспаривать.

Также перед заключением договора с аудиторской фирмой необходимо решить, необходимо ли поэтапное проведение аудита (например, поквартально) или достаточно провести его после окончания отчетного года и формирования годовой отчетности. Поэтапное проведение стоит дороже, так как время проверки увеличивается. Например, при поквартальном аудите –время проверки увеличивается как минимум в три раза. Однако поэтапный аудит позволит более оперативно выявить и исправить допущенные бухгалтерами ошибки, обнаружить и уменьшить налоговые риски.

Перед заключением договора с аудиторами проверьте, прописаны ли в нем условия о соблюдении конфиденциальности сотрудниками аудиторской фирмы.

Надеемся, что описанная в статье информация вам поможет определиться, нужен ли вам аудит и выбрать хорошую аудиторскую компанию.

Карпова Маргарита Владимировна,
генеральный директор ООО «АудитХелп», аудитор

Онлайн-кассы для интернет-магазинов с июля 2017 года

Налоговые проверки: как не попасть в "черный список"

Изменения в учетной политике организации на 2017 год

Аудиторская проверка — в каких случаях это может быть необходимо и как выбрать подходящих аудиторов?

Как проходит аудиторская проверка на практике?

Типовые ошибки в учете доходов, выявляемые при проведении аудиторской проверки

Узнайте, на что необходимо обращать внимание при учете расходов

Проверьте, не совершаете ли Вы эти ошибки при учете расходов

Как обновить свою учетную политику на 2015 год?

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года (ч. 2)

Кассы онлайн с 2016 года

Главная — Статьи

Кто должен пройти обязательный аудит

Одной из составляющих годовой бухгалтерской отчетности согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" является аудиторское заключение , подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Причем в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, эта составляющая отчетности тоже становится обязательной.
Круг лиц, подлежащих обязательному аудиту, устанавливается ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В конце декабря прошлого года эта статья была изменена в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ. Причем в ст. 2 Закона N 400-ФЗ уточняется, что он вступает в силу с 1 января 2011 г., но положения новой редакции ст. 5 Закона N 307-ФЗ применяются к отношениям, которые возникают при проведении аудита бухгалтерской отчетности организаций уже начиная с отчетности за 2010 г.
Проще говоря, новым перечнем лиц, подлежащих обязательному аудиту, нужно руководствоваться прямо сейчас, когда вовсю идут аудиторские проверки отчетности за 2010 г. А поскольку этот перечень изменился, на практике получается, что одним организациям, которые раньше не подлежали обязательному аудиту, теперь придется срочно приглашать аудиторов, в то время как другим, которые, возможно, уже заключили договор на проведение обязательного аудита, можно будет такую проверку и не проводить.

Новые "обязанные"…

В дополнение к тем организациям, которые должны были проходить обязательный аудит и раньше — как, например, кредитные организации, товарные и фондовые биржи, страховые организации и другие, — в перечень "обязанных" были добавлены:
— валютные биржи;
— клиринговые организации;
— управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;
— организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— а также организации, которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений).
Все эти организации должны в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. представить в том числе и аудиторское заключение. И если они еще не заключили договор на проведение обязательного аудита, им нужно не мешкая выбирать аудитора и заключать такой договор.

…и больше не "обязанные"

Но есть и такие организации, для которых аудит стал необязательным .
Дело в том, что в новой редакции п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ существенно повышены предельные значения объема выручки от продаж и валюты баланса , при которых организация становится обязанной проходить обязательный аудит.
Напомним, раньше эти лимиты составляли 50 млн руб. для выручки и 20 млн руб. для суммы активов баланса на конец года, предшествовавшего отчетному.
Новые же лимиты выглядят так:
— объем выручки от продажи продукции, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному, — свыше 400 млн руб.;
— сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, — более 60 млн руб.
Обратите особое внимание на то, что эти два лимита соединены союзом "или". Это значит, что для установления обязательности аудита достаточно, чтобы имел место только один из критериев. Иными словами, совершенно не обязательно, чтобы одновременно наблюдалось превышение и объема выручки, и активов одновременно. Например, фирма может иметь валюту баланса на уровне 5 млн руб., но при этом годовую выручку в размере 550 млн руб.

Как проводится обязательный аудит для ООО в 2018 году

— и тогда она однозначно будет подлежать обязательному аудиту.
Проверку на соблюдение лимитов нужно проводить на основании данных отчетности за год, предшествовавший отчетному. Как разъяснялось в п. 8 Информационного сообщения Минфина России N 3 в связи со вступлением в силу Федерального закона N 307-ФЗ (опубликовано в ноябре 2009 г.), исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете" и "Об аудиторской деятельности" решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
Значит, вопрос о том, нужно ли проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., нужно решать исходя из показателей отчетности за 2009 г., то есть с учетом суммы выручки, отраженной в строке 010 формы N 2 за 2009 г., и валюты баланса (суммы активов) по состоянию на конец 2009 г. (строка 300 формы N 1 за 2009 г.).
Учитывая изменение лимитов, получается, что, например, организация, которая по данным отчетности за 2009 г. имела выручку в размере 300 млн руб. и сумму активов баланса 35 млн руб., теперь не обязана проходить обязательную аудиторскую проверку и включать в состав отчетности за 2010 г. аудиторское заключение.
Безусловно, в случае, если договор на проведение аудита уже был заключен, в том числе и до принятия Закона N 400-ФЗ, отказываться от его исполнения не обязательно. Можно пройти проверку, получить аудиторское заключение в установленные договором сроки и предоставить его заинтересованным пользователям в составе отчетности, а также воспользоваться рекомендациями и выводами аудиторов для повышения качества отчетности и совершенствования учетного процесса в организации.
С другой стороны — особенно в случаях, когда аудиторы еще не приступали к проверке или если проверка только началась, — возможно и расторжение договора оказания аудиторских услуг в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и конкретными условиями договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Однако, как правило, при расторжении договора придется оплатить ту часть работы аудиторов, которая уже была выполнена к моменту отказа от их услуг.

К сведению. Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности
В преддверии сдачи годовой отчетности Минфин России выпустил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. Рекомендации, содержащиеся в Письме от 24.01.2011 N 07-02-18/01, направлены на повышение качества аудита бухгалтерской отчетности организаций.

Обязательный аудит в 2018 году: кто обязан пройти, как проходит

Кто обязан пройти аудит Где написано
Застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, подп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ
Строительные холдинги, которые представляют или раскрывают сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ
Компании, у которых объем выручки от реализации за 2015 год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса на 31 декабря 2015 года превышает 60 млн руб. П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ
Акционерные общества независимо от объемов выручки (величины активов) П.

Критерии обязательного аудита

1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ

Компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ

Организация сама выбирает аудитора. Но не всегда. Например, для компаний с госучастием (не менее 25% уставного капитала) аудиторскую организацию выбирают по итогам открытого конкурса (п. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

В некоторых случаях обязательный аудит вправе проводить только аудиторские организации. И только те, в штате которых есть аудитор с квалификационным аттестатом, выданным после 1 января 2011 года.

Совет

Попросите у аудиторской организации (индивидуального аудитора) документы, которые подтверждают, что она (он) – член СРО аудиторов. Или сами посмотрите на сайте Минфина в разделе «Аудиторская деятельность»

В частности, для:

– застройщиков, которые привлекают деньги участников долевого строительства;

– акционерных обществ – с 1 июля 2015 года (п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);

– организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

– организаций с госучастием не менее 25 процентов;

– организаций с консолидированной отчетностью.

Аудитор (аудиторская организация, индивидуальный аудитор) должен быть независимым по отношению к проверяемой организации.

Например, компания не вправе пригласить аудиторскую фирму, с которой она успешно сотрудничала последние три года и которая оказывала ей услуги по восстановлению и ведению бухучета. Аудитором не может быть близкий родственник директора или главного бухгалтера проверяемой организации и т.д. (ст. 8 Закона № 307-ФЗ).

Когда провести обязательный аудит

Аудиторскую проверку проводят после того, как компания полностью сформирует годовой бухгалтерский отчет – до того, как представит его на утверждение собственникам.

Годовой отчет утверждают участники (акционеры)на своем очередном годовом общем собрании.

Такие собрания проводят:

– общества с ограниченной ответственностью (ООО) в марте–апреле после отчетного года (ст. 34 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ);

– акционерные общества (АО) – с марта по июнь (ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Что проверят у строительной компании

Документ

Разъяснения относительно аудита годовой отчетности – в Рекомендациях (приложение к письму Минфина от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355)

В аудите строительных компаний есть своя специфика.

– определяется степень завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления (для договоров строительного подряда порядок установлен в ПБУ 2/2008);

– учитываются взносы в компенсационный фонд;

– списываются материалы и прочее.

Куда сдавать аудиторское заключение

По итогам проверки аудиторская компания выдает организации аудиторское заключение о достоверности бухотчетности. Оно предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Годовой бухотчет компания должна сдать в налоговую не позднее 31 марта следующего года (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Аудиторское заключение в него не входит. Поэтому подавать в налоговую его не требуется. Однако его нужно сдать в статистику:

– либо вместе с обязательным экземпляром годового бухотчета;

– либо не позднее 10 рабочих дней после того, как подписали аудиторское заключение, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Сроки сдачи в статистику аудиторского заключения – в пунктах 1, 2 статьи 18 Закона № 402-ФЗ, пункте 2 Порядка, (утв. приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220).

При долевом строительстве застройщики представляют аудиторское заключение еще и в надзорный орган. Такое требование установлено в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 645 (п. 2, 8, 9). Надзорный орган в каждом регионе свой – его определяют региональные власти.

Кроме того, застройщик обязан дать ознакомиться с аудиторским заключением за последний год любому обратившемуся лицу (ст. 20 Закона № 214-ФЗ).

С 1 октября 2016 года компании, для которых аудит обязателен, обязаны внести сведения о его результатах в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). Такое требование установлено в новой части 6 статьи 5 Закона № 307-ФЗ (информационное сообщение Минфина России от 6 июля 2016 г. № ИС-аудит-4). Сделать это надо в течение трех рабочих дней.

Совет

Подробнее о том, как внести сведения об обязательном аудите в реестр, читайте в статье «С 1 октября участникам СРО прибавили работы»

Публичные акционерные общества, а также непубличные с числом акционеров больше 50 при публичном размещении облигаций или иных ценных бумаг обязаны публиковать обязательное аудиторское заключение в интернете. Сделать это надо на специальном сайте распространителя информации, например «Интерфакса».

Срок – три календарных дня с даты подписания аудиторского заключения (ст. 92 Закона № 208-ФЗ, гл. 71 Положения, утв. Банком России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

Как учесть расходы

Затраты на аудит учитывайте в расходах по обычным видам деятельности (в качестве управленческих расходов).

Их признают в сумме договорной цены (без НДС) на дату, когда подписали акт приемки-сдачи оказанных услуг:

Важно знать

Организация на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» вправе учесть стоимость аудиторских услуг в расходах (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

В налоговом учете отнесите затраты к прочим расходам – это косвенные расходы (подп. 17 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 318 НК РФ).

Признавайте их на одну из дат по выбору согласно учетной политике (подп. 3 п. 7 ст. 272, ст. 313 НК РФ):

– в день, установленный для оплаты аудиторских услуг по условиям договора;

– в последний день отчетного (налогового) периода;

– на дату, когда стороны подписали акт об оказании услуг.

Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится аудиторскими организациями.

Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (ст. 932 ГК РФ). Индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит.

Обязательный аудит проводится в отношении следующих субъектов.

1. Открытые акционерные общества.

ОАО публикует свою бухгалтерскую отчетность, достоверность сведений которой должна быть подтверждена заключением аудитора (п. 5 ст. 103 ГК РФ, ст. ст. 88, 92 Закона об акционерных обществах).

2. Кредитные организации.

Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк (ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

В самом Центральном банке РФ проводится внешний и внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющее гося председателю Банка России (ст. 95 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ").

3. Бюро кредитных историй.

Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов. Их правовой статус регламентирован Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях".

4. Страховые организации и общества взаимного страхования.

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений (ст. 29 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в РФ").

5. Товарные и фондовые биржи.

Специальных требований к проведению аудита бирж в настоящее время законодательством не установлено.

6. Негосударственные пенсионные фонды.

Указанные фонды обязаны ежегодно проводить по итогам финансового года независимую аудиторскую проверку.

Бухгалтерская отчетность подтверждается заключением независимого аудитора, которое считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда (ст. 22 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"). Кроме того, реорганизация такого фонда также проводится с учетом заключения аудитора (ст. 33 Закона).

7. Государственные внебюджетные фонды.

К таковым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ. Аудиторские проверки фондов проводят аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе.

Обязательный аудит проходят далеко не все организации, созданные в форме фондов. Закон устанавливает следующее условие: только в фондах, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

9. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Здесь имеется противоречие между Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Дело в том, что первый Закон предусматривает определенные условия для проведения обязательного аудита (объем годовой выручки, стоимость активов баланса), второй же таких условий не содержит.

10. Организации, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет более 25%.

Аудиторы выбираются на основе открытого конкурса проводимого аудируемым лицом не реже одного раза в три года. Правила проведения этого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706, обязательны также для федеральных государственных унитарных предприятий.

11. Организации и индивидуальные предприниматели.

Эти субъекты проходят обязательный аудит при наличии 1 из 2-х условий:

Объем годовой выручки превышает 500 000 МРОТ;

Сумма активов баланса на конец года превышает 200000 МРОТ.

12. Финансово-промышленные группы.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" годовой отчет о деятельности ФПГ составляется по результатам проверки независимым аудитором. Аудиторская проверка оплачивается за счет центральной компании ФПГ.

К сожалению, в действующем законодательстве нет специальной нормы об ответственности за уклонение всех перечисленных в настоящем параграфе субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок. Однако можно сделать вывод, что должностные лица этих организаций подлежат административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).

Такой вывод объясняется тем, что аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности в случаях, когда проведение аудита является для организации обязательным (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Российское законодательство содержит нормы об обязательном проведении аудиторской проверки, которую, однако, нельзя назвать разновидностью обязательного аудита. Так, согласно ст. 561 Гражданского кодекса РФ, до подписания договора продажи предприятия сторонами должно быть рассмотрено заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.

Осуществлять обязательный аудит вправе как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность). Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Индивидуальный аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Начиная с 1 января 2010 г. аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (п. 2 ст. 23 Закона N 307-ФЗ).

По результатам обязательного аудита клиенту представляется аудиторское заключение с выражением мнения, а так же отчет Аудитора о проделанной работе. Следует иметь в виду, что в органы управления организацией для утверждения отчетности представляется уже проаудированная отчетность.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. В нем содержится выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ). При этом под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователям отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого лица и принимать решения, основанные на указанных выводах. бухгалтерский аудит кредитный

Компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность этой отчетности.

Если компания подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение является обязательной составляющей бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Обязательный аудит - это не только необходимость, вызванная соблюдением требований законодательства, но и инструмент сбора данных для принятия важных управленческих решений.

Обязательная аудиторская проверка может быть распределена во времени на несколько этапов. По запросу клиента аудиторы фирмы, например, консультируют бухгалтерскую службу в течение года, а также проводят аудит квартальной отчетности. После подготовки годового баланса выдается аудиторское заключение.

Проведение поэтапного аудита позволяет вовремя обнаружить или предупредить ошибки, распределять и планировать расходы на аудит в течение года.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Причем обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Кроме того, федеральными законами установлены иные случаи, в которых обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, например аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ряда государственных корпораций.

Положительное мнение аудитора по результатам аудиторской проверки может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности фирмы.

Таким образом, положительное заключение от фирмы с надежной репутацией становится доказательством отсутствия существенных налоговых и финансовых рисков у экономического субъекта.

обязательный аудит отчетность инициативный