Черные краски. Пиротехнические материалы

Устар. Спец. Чёрная краска, применяемая в живописи, полиграфии и при изготовлении спичечных головок. [Многие из «хористов» революции ] пишут шифрами и химическими чернилами новости, напечатанные просто голландской сажей в газетах (Герцен. Былое и думы).

  • - Фортификационная галерея со стенками из досок, расположенных в стык одна к другой...

    Архитектурный словарь

  • - дверь, состоящая из двух частей, верхней и нижней, открывающихся независимо друг от друга...

    Архитектурный словарь

  • - см. Кладка каменная. * * * Кирпичная кладка, в которой ряды с чередованием тычков и ложков разделены одиночными рядами из одних тычков...

    Архитектурный словарь

  • - Вальмовая кровля...

    Архитектурный словарь

  • - Шатровка...

    Архитектурный словарь

  • - см. Фламандская перевязка...

    Архитектурный словарь

  • - Облицованная кафелем или изразцами прямоугольная печь для обогрева комнат, имеющая вертикальные дымообороты...

    Архитектурный словарь

  • - Керамические кровельные плитки S-образного сечения, с крепежным шипом на нижней стороне - для сцепления с обрешёткой; укладываются горизонтальными рядами, каждый из которых закрывает треть нижнего...

    Архитектурный словарь

  • - деиндустриализация экономики в связи с появлением новых источников природных ресурсов...

    Словарь бизнес терминов

  • - Деиндустриализация экономики в результате открытия нового источника природного ресурса...

    Словарь бизнес терминов

  • - деиндустриализация экономики в результате открытия нового источника природного ресурса...

    Большой экономический словарь

  • - Повышение курса национальной валюты под влиянием увеличения чистого экспорта какого-либо одного товара, которое препятствует реализации других экспортных товаров и ведет к падению...

    Экономический словарь

  • - ее возникновение и начальная пора до такой степени сливаются с первыми стадиями развития живописи фламандской, что новейшие историки искусства рассматривают ту и другую за все время до конца XVI ст. нераздельно, под...
  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Нидерланды, раздел Литература...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1672-78 - между Францией - инициатором войны и Голландской республикой, а с 1673-74 - и с коалицией Голландии, "Священной Римской империи", Испании, Дании...

    Большой энциклопедический словарь

"Голландская сажа" в книгах

Голландская доблесть

автора Уэллс Спенсер

Голландская доблесть

Из книги Генетическая одиссея человека автора Уэллс Спенсер

Голландская доблесть Линней назвал наш вид Homo sapiens (что в переводе с латинского означает «человек разумный») из-за нашего уникального хорошо развитого интеллекта. Однако уже в XIX веке было известно о существовании в прошлом других видов гоминид. Например, в 1856 году в

НА ФРОНТЕ КРОВЬ И САЖА, В ПАРИЖЕ ВЕРНИСАЖИ

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

НА ФРОНТЕ КРОВЬ И САЖА, В ПАРИЖЕ ВЕРНИСАЖИ А они все не возвращаются - те, что так лихо уходили на войну, втыкая цветочки в дула своих ружей, ведь почему бы не потратить несколько недель, чтобы свести счеты с врагом! Бойня затягивается. Противоборствующие силы увязают в ней

Сирота голландская

Из книги Нефть. Люди, которые изменили мир автора Автор неизвестен

Сирота голландская Генри Детердинг родился 19 апреля 1866 года в Амстердаме в небогатой семье капитана торгового флота Филиппа Якова Детердинга и его жены, Екатерины Адольфины Гертруды Кайзер. Торговый корабль Филиппа Якова курсировал между островом Суматра и

ГОЛЛАНДСКАЯ КУХНЯ

Из книги Сладости. Лучшие рецепты мировой кухни автора Дмитерко Ю.

Голландская кухня

Из книги Классические первые блюда автора Ивлева Людмила Андреевна

Голландская живопись

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Голландская живопись Политическая автономия северных провинций стала с момента заключения долгосрочного перемирия с Испанией в 1609 году свершившимся фактом, и с этих пор разделение между живописью севера и юга Нидерландов начинает обозначаться все более и более

VI. ГОЛЛАНДСКАЯ АРМИЯ

Из книги Том 11 автора Энгельс Фридрих

VI. ГОЛЛАНДСКАЯ АРМИЯ Голландская армия насчитывает тридцать шесть батальонов пехоты, сведенных в девять полков, или 44000 человек; четыре полка драгун в составе двадцати эскадронов, два эскадрона конных стрелков и два эскадрона жандармов; все двадцать четыре эскадрона

МОТЫЛЕК И САЖА

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

МОТЫЛЕК И САЖА В.: Люди толкуют о психологической и духовной эволюции. Не ведет ли такая постановка вопроса к некоему заблуждению? Если формы физических тел меняются в ответ на взаимодействие между внешними и внутренними силами, то хотелось бы знать, каким образом то же

ГОЛЛАНДСКАЯ ГЕГЕМОНИЯ

Из книги От империй - к империализму [Государство и возникновение буржуазной цивилизации] автора Кагарлицкий Борис Юльевич

ГОЛЛАНДСКАЯ ГЕГЕМОНИЯ К середине XVII века торговая гегемония Голландии была бесспорным фактом, с которым вынуждены были считаться все державы, независимо от того, как относились они к Республике Соединенных провинций и ее правителям. Несмотря на то что Англия под властью

Голландская литература

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Сажа

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

11.3.9. Чернь и сажа (Capnodium salicinum Montg.)

автора Рытов Михаил В.

2.7.1. Голландская красная

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

2.7.1. Голландская красная Из группы, происшедшей от скалистой смородины, на первом месте стоит чрезвычайно распространенный промышленный сорт – голландская красная(рис 106). Куст среднего роста с толстыми и густыми прямостоячими, крепко держащимися без подвязки

Голландская

Из книги Кролики автора Лапин Юрий

Голландская Данная порода является одной из самых старых в мире. Истоки родословной связаны, как видно из названия, с Голландией, а точнее, с голландско-бельгийскими землями. Предполагается, что непосредственными предками кроликов этой породы являются представители

Голландская сажа Устар. Спец. Чёрная краска, применяемая в живописи, полиграфии и при изготовлении спичечных головок. [Многие из «хористов» революции ] пишут шифрами и химическими чернилами новости, напечатанные просто голландской сажей в газетах (Герцен. Былое и думы).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Голландская сажа" в других словарях:

    сажа - и; ж. 1. только ед. Продукт неполного сгорания топлива, чёрный налёт, оседающий на внутренних частях печей, дымоходов. Испачкаться сажей. Ты весь в саже. Дела как сажа бела (погов.; о плохом положении дел, неудаче в делах). 2. Химический продукт … Энциклопедический словарь

    сажа - и; ж. см. тж. сажевый 1) только ед. Продукт неполного сгорания топлива, чёрный налёт, оседающий на внутренних частях печей, дымоходов. Испачкаться сажей. Ты весь в саже. Дела как сажа бела (погов.; о плохом положении дел, неудаче в делах) 2)… … Словарь многих выражений

    Вакса - или сапожная вакса (Cirage, Wichse, blacking) есть черная блестящая краска, наносимая на кожаную обувь. В. стали употреблять во Франции, в царствование Карла II. Но в то время не умели приготовлять В., которая придает постоянный и красивый блеск… …

    БИСТР - (франц. bistre, от ниж. герм. biester темный). Краска из сажи для водяной живописи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БИСТР 1) темно бурая краска из сажи, употребляемая в акварельной живописи; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка

    дренаж - а, м. drainage m. 1. В сельском хозяйстве и строительстве отвод от сооружений подземных вод, осущение почвы с помощью дрен. Дренаж заболоченных земель. БАС 2. Дренаж или водотяга состоит из различных оперций, производимых с той целью, чтобы… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Печи комнатные* Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Печи комнатные - и очаги имеют назначение нагревать не только лучистой теплотой горящего топлива, но и тем теплом, которое оно передает своим продуктам горения. Для этого заставляют дым проходить по более или менее длинным оборотам дымовой трубы, передающим тепло … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ТРУБА - жен. дудка, кишка, рукав, из твердого вещества; узкий, сравнительно с длиною, пролет, проток; ствол; крытый желоб; пустой или полый проводник, отверстый с концов; за сим, трубой, зовут весьма различные предметы этого устройства: Труба печная,… … Толковый словарь Даля

Магазин БА-БАХ напоминает: любые пиротехнические опыты можно проводить, только имея соответствующее образование, и в специально оборудованных для этой цели отдельно стоящих помещениях. Материалы из цикла "Теория пиротехники" размещены для ознакомления - мы крайне не советуем Вам претворять в жизнь какие-либо опыты с пиротехническими смесями, не зная теоретических и практических основ химии!

Итак, пиротехнические материалы бывают органические и минеральные , и в настоящих, «заправских» лабораториях многие из них покупаются гуртом в сыром виде и подлежат только лабораторной обработке (очистке), а некоторые прямо изготовляются в лаборатории. Любитель может получить почти все требуемое и желаемое в готовом виде, но по какой цене - вопрос иной: есть предметы до того дорогие, что даже любитель (не миллионер, конечно) находит расчёт изготовлять такие продукты домашним способом; кроме того, именно процесс заготовки составляет в значительной степени главное удовольствие любителей, и особенно молодых. Кроме того, даже в таких материалах, которые покупаются у перворазрядных торговцев (что всегда выгоднее, надёжнее и ничуть не дороже, чем покупка тех же предметов у мелочников, выгадывающих более низкую цену на худшем качестве товара), не всегда можно встретить абсолютную чистоту или безводность, что во многих случаях бывает необходимо. Поэтому приходится сушить или очищать сырой продукт самому или же покупать его по баснословно высокой цене в аптеках.

Материал этот помечен в нашем списке соответствующим химическим знаком и под четырьмя наименованиями: русским, латинским, немецким и французским. Сделано это исключительно ради удобства справок в подлежащих прейскурантах - русских и заграничных. Но от обозначений каких-либо справочных цен, даже средних, я отказался по той причине, что большинство из них колеблется и меняется постоянно.

Древесный уголь (carbo - Holzkohle, charbon)

Древесный уголь бывает двух сортов: чёрный и бурый ; разница в цвете зависит от различной степени обжигания: уголь совершенно обожжённый - чёрного цвета, плотный, глянцевитый, твердый, ломкий и звонкий; бурый уголь - не совершенно выжжен, а потому мягче и рыхлее.

Чем выше температура при прокалывании, тем уголь труднее воспламеняется, следовательно, чем светлее цвет угля, тем он восприимчивее к действию огня.

Бурый (бересклетовый) уголь добывается из лёгких пород (крушины, бересклета, черёмухи, конопли, тополя, ольхи, липы, осины и т.д.), ускоряет горение и даёт блестящие светло-жёлтые искры. Чёрный - из твёрдых деревьев (дуба, берёзы, сосны, ели и т.д.) - задерживает горение и производит множество красно-бурых искр.

Уголь есть в каждом семействе и в городах покупается в каждой мелочной лавке, но не такой, какой нужно, а какой придётся: берёзовый и сосновый, еловый и ольховый - без разбора; притом домашний уголь, выгребаемый из печек, всегда с пеплом.

Такой уголь в дело не годится: его нужно сначала «сортировать», т.е. отобрать все плохо перегоревшие части, тщательно очистить от пепла и затем прокаливать в плотно закрытом железном горшке до тех пор, пока не перестанет выделяться дым и пар. Тогда горшок снимают с огня и дают ему остыть, не снимая крышки.

Жечь уголь можно и самому: в железный горшок складываются крест-накрест мелкие (дюйма в 1 1/2) кусочки сухого, несуковатого, очищенного от коры дерева и сжигаются на открытом воздухе; как только пламя уничтожается, горшок закрывают крышкой, края которой плотно замазывают глиной. Часов через 10-12 (в зависимости от величины горшка) уголь готов, остаётся только отсеять золу при помощи редкого сита (лучше всего - проволочного).

В данном виде уголь называется «крупным» или «брусковым» (Meilerkohle, charbon brut).

Крупный уголь либо толкут в ступке, либо молотком дробят в кожаном мешке. Мельчение производится до тех пор, пока не получится довольно мелкого порошка. Тогда берут мелкое металлическое сито и просеивают уголь во второй раз.

От этой просевки получается зернистый уголь (grobe Kohle, gros charbon) величиной немногим крупнее макового зернышка; остатки, особенно узловатые или крепкие куски, с очевидным признаком присутствия коры, отбрасываются.

После второй просевки приступают к третьей, в самом мелком волосяном сите или же сквозь кусок тонкой канвы. От этой операции получается угольная «пыль».

Фрей не советует приступать к третьей просевке ввиду того, что без присутствия пыли зернистый уголь во многих составах не даст желаемого эффекта: пыль способствует лучшему разложению серы и селитры, зернистый же уголь с некоторой примесью пыли не сгорает тут же, а выбрасывается в воспалённом виде из снарядов и сгорает в воздухе. Поэтому Фрей советует приготовлять пыль отдельно, не высевая её из зернистого угля.

Признаки хорошего толчёного угля заключаются в том, что уголь этот не глянцевит, одинаково чёрен, легко воспламеняется и при зажжении тлеет спокойно и без пламени. Если уголь слипнется комьями, то это явный признак сырости, к чему он крайне склонен по причине «гигроскопичности» (т.е. особого свойства втягивать в себя влагу из окружающего воздуха). Поэтому толчёный уголь, долго лежавший на воздухе, лучше всего снова прокалить, а вообще необходимо сохранять его в плотно закупоренных бутылках и держать их в безопасном месте - особенно если уголь добыт при низкой температуре, т.к. такой уголь склонен к самовоспламенению.

Герметичную закупорку бутылок всего легче производить по способу древних римлян - смесью жидкого гуммиарабика (камеди) с гипсом, но держать эту смесь про запас нельзя: она тут же сохнет и тогда уже никуда не годится.

Вместо зернистого угля могут служить и мелкие палки соснового или елового дерева, размельченные до состояния тонкого морского песка (feiner Streusand).

Сажа (fuligo pinea - Kienruss, suie)

Сажа - также угольная пыль, но происшедшая от неполного сгорания смолистых веществ , а потому и содержит в себе примесь аммиака и горючих эфирных масел. «Голландская» сажа, продаваемая в москательных лавках в бумажных бураках, приготовляется из копоти от сожжения смолистых бочек, собираемой в помещении, обтянутом мокрой холстиной.

Хорошая сажа должна быть чиста, без комков и без сора, мелкая, лёгкая и сухая, как пыль, лучше всего только что изготовленная, т.к. залежавшийся товар подвергается обветриванию, т.е. эфирные масла, содержавшиеся в нём, успели улетучиться, - а тогда исчезла и самая главная причина употребления сажи в пиротехнике: способность сгущать красный цвет.

Ламарр советует очищать сажу предварительной промывкой в слабом спирту; переводчик же Ламарра, Горелов, предлагает вдобавок перед этим промыть её в слабой соляной кислоте для удаления угольного ангидрита, всегда сопровождающего сажу.

Сажа - промытая или непромытая - очень плохо смешивается с другими веществами: благодаря своей лёгкости она постоянно всплывает наверх. Ввиду этого её сгущают, но не прессуют, уложив её в бумагу, сложенную конвертом, и либо бьют по ней колотушкой, либо, сильно нажимая, проводят фальцовкой (гладкой косточкой, употребляемой переплетчиками); повторяется это до тех пор, пока сажа не сляжется в наименьший, т.е. наиплотнейший объём. В этом виде она легко поддаётся смешиванию и, помимо цветных огней, употребляется для изготовления клеевых и масляных красок.

Вообще же сажа употребляется в пиротехнике довольно редко и не всегда охотно; по крайней мере, Эшенбахер прямо восстает против неё ввиду неудобств при работе и советует вместо сажи употреблять светло- бурый уголь, не менее горючий, но не представляющий никаких особых неудобств. Зато Вебский особенно налегает на сажу и обращает внимание на сорта дерева, из которого она изготовлена; так, например, сообразно с породой (т.е. с её стоимостью) нужно и употреблять сажу вдело, а до того - убедиться путём опытов в её пригодности к тому или другому препарату.

Основой всех черных красок, встречаемых в природе, является уголь в различных видах, несмотря на кажущее­ся обилие черного цвета в природных материалах, лишь немногие в натуральном состоянии являются готовыми красящими продуктами. Рассмотрим два из них:

1. Черный мел. Schwarze Kreide, spanische Kreide, Schist погг, Noir dEspagne; Spanish Hack, slate Hack. Получают из черного сланца, состоящего из глины, пропитанной углем, добывают в Испании, Тюрингии и других местах. Кроме цвета, другими свойствам он похож на обыкновенный мел. В измельченном и от­мученном виде представляет черную краску отличных качеств. Широко применяется в различных работах.

2 Трафит ReisUei, Graphite. Кристаллический угле­род, широко распространенный в природе; лучшим графитом считается цеилонский В природе встречается большими массами; хорошие сорта графита содержат до 97% чистого углерода. При доступе воздуха сгорает без пламени, оставляя золу, состоящую обычно из окис­лов железа, кремния, извести, магнезии и щелочей - кристаллическое строение графита объясняется его вулканическим происхождением.

Графит, как малярная краска, малоупотребим: иног­да он используется для разводов вместо сажи, но как малярный материал применяется в сухой окраске же­лезных поверхностей, подвергаем їх нагрепу (печей, решеток, каминов и пр.).

Получение искусственных черных красок сводится к получению таких видов угля, которые в измельчен­ном состоянии дают продукты, имеющие свойства кра­сок, т. е. они смешиваются с красочными растворами, образуя однородную массу.

В качестве краски можно использовать только аморфный уголь. Источником его получения служат древесина и другие органические вещества, однако не все виды растений способны давать годный для красок уголь. Черную малярную краску можно получить толь­ко из рыхлого, не блестящего угля, способного измель­чаться в аморфный порошок. Лучшими материалами являются ліягкие породы древесины, кора и пр.

Из черных искусственных красок, пользующихся спросом в живописи, представляют интерес следую - іцие:

3) Сажа малярная. Известна сажа малярная, сажа шведская и финская, обладающие хорошими качест­вами малярной краски.

Получается при обжиге торфа без доступа воздуха. Производство ее развито в Швеции, Германии, Финля­ндии, откуда она поступает на рынки России, где пользуется громадным спросом.

Обычная, или финская, сажа встречается в виде мелкого аморфного угольного порошка, хорошо по­крывает и может применяться как для разводов, так и для получения черных колеров в обычных малярных работах, где не требуется особенной чистоты отделки.

4) Черная франкфуртская, Redcnschwarz, Francfur - tcrschwarz; Noir de Francfort, Noir d"allcmagnc.

Производство развито в окрестностях Франкфурта - на-Майне. Кроме виноградной гущи, обжигают вино­градные выжимки, листья, лозу и прочее, получая раз­личные сорта сажи.

Высшие сорта франкфуртской краски применяются в производстве типографской туши. Они являются от­личным материалом при производстве изящных ма­лярных работ и употребляются в масляной живописи.

5. Черная растительная. Noir de pecher, Noir de fusain, Noir de Uege. Производится во Франции, Ита­лии и Бельгии обжиганием ореховой, персиковои скор­лупы, пробки и других растительных материалов да­ющих угольный порошок. Краска отличается высоки­ми качествами, дорога и поэтому применяется в окрасках только ценных предметов.

6. Кость жженая. Черная краска, получаемая изме­льчением костяного угля, отличается глубоким черным матовым цветом и применяется в малярных работах для воспроизведения черных матовых поверхностей.

Для получения краски кости сортируются; обжига­ние ведется без доступа воздуха, уголь измельчается в мелкий порошок, промывается водой, подкисленной соляной кислотои

С белилами дает разводы прекрасных тонов. Лучшие сорта краски известны под названием жженой слоно­вой кости.

7. Сажа голландская. Это уголь, получаемый осажде­нием дыма при сжигании органических веществ со слабым притоком воздуха.

Все органические продукты, горение которых сопро­вождается высоким пламенем, могут служить источни­ками для получения сажи Сюда относятся смолистые породы дерева, растения и кора, смолы, горючие жид­кости и газы. Качество продукта зависит от качества сырья. При сжигании древесины и других растений получают сажу низкого качества У нас сажу, известную под названием вологодской, получают при сжигании ели, сосны и березы Лучший сорт получают при сжига­нии бересты; такая сажа почти всегда содержит про дукты сухой перегонки древесины, от которых избавля­ются только при вторичном сжигании. При сжигании смол нефти и масел получают сажу высокого качества, известную под названием ламповой копоти. Она доро­га, используется только в живописи.

Из отборных сортов ламповой копоти изготавли­вают известную в акварели черную краску - тушь;

китайцы получают тушь из копоти при сжигании камфорной смолы и некоторых эфирных масел; ки­тайская тушь считается лучшей. Высокими качествами отличается французская тушь.

Голландская сажа, добываемая осаждением дыма, отличается буроватым оттенком и требует подкраски лазурью для воспроизведения черного колера и его разбелов. Ценится дороже финской и постепенно вы­тесняется последней; применение ее ограничено почти исключительно производством типографской краски.

Из искусственных минеральных черных красок, имеющих применение только в живописи на фаянсе и фарфоре, известны две краски: а) чистая хромовая, хромокислая окись железа и б) медная, хромокислая окись меди. В малярном деле эти краски применения не имеют.

Фут - дореволюционная русская мера длины 1 ф.=30,48 м (ГІрі/м. рСд)

Сандарак - смола можжевельника.

Спинкой называется выпуклая сторона доски, или, вернее, та, которая станет выпуклой при сушке.

Верхним концом называется тот, который находится ближе к вершине ствола

Черных красок существует очень много. Ниже будут рассмотрены наиболее распространенные из них, при чем особое внимание будет обращено на те краски, которые могут быть приготовлены самостоятельно кустарным путем, без особых затрат на аппараты.
Сажа. Сажею называются легкие частицы угля, выделившиеся из дыма (горящего тела, когда при горе­нии было недостаточно (мало) воздуха.
Если зажечь обыкновенную керосиновую лампу и поднять высоко в ней фитиль, она начинает коптить. По всей комнате летают черные кусочки копоти — сажи. Копоть получается потому, что воздуха, который про­бивается в лампу через отвергший в горелке, оказывается недостаточно. Керосин не успевает на фитиле сгореть полностью и в виде сажи-копоти — вылетает наружу через отверстие в стекло.
Аппараты Для получения сажи устроены именно таким образом, что в них попадает снаружи мало воз­духа. Зажженный материал не успевает сгореть, и пре­вращается в сажу.
Для получения сажи применяются жирные и смоли­стые материалы — всевозможные масла, нефть, торфяная п древесная смола, береста и т. п.
В продаже существует много сортов сажи, имеющих самые разнообразные названия: английская, голландская, финляндская, вологодская и т. д. Кроме того, сажу называют еще легкой и тяжелой. Все эти назва­ния очень плохо определяют качество сажи. Было бы гораздо правильнее называть сажу по тому материалу, из которого она получена. Напр.: нефтяная, берестовая, масляная и т. п.
Масляная сажа, называемая часто английской, применяется для приготовления типографских и лито­графских красок. Она наиболее дорога и для малярных работ неприменима. Для этой цели обычно употре­бляют \’либо нефтяную и каменноугольную сажу, либо же берестовую. Нефтяная и каменноугольная сажа отно­сятся к легким сортам сажи, берестовая же — к тяжелым.
Сажа представляет собою легкий черный порошок, плавающий на воде и очень подвижной. Если взять в горсть хорошей сажи, она, подобно жидкости, легко скатывается с руки.
Дурно приготовленная сажа имеет пригорелый, смолистый запах; некоторые сорта сажи имеют сильный
запах нафталина.
Для приготовления сажи существует очень много разнообразных аппаратов. Наиболее простой из них состоит из длинного канала, построенного из кирпича. В начале канал несколько расширен. Эта часть служит местом, где происходит сжигание смолистого материала. Канал открывается в деревянную камеру, в которой устроен шатер из холста. В задней стенке камеры имеется отверстие для тяги.
Сажа, выделяющаяся из смолистого вещества, уносится по каналу в камеру. Более тяжелые ее частицы осаждаются на стенках канала, более же легкие уносятся в камеру, где и садятся на холсте. После некоторого времени работы сажекоптилки холст на­столько покрывается сажей, что тяга прекращается.
Тогда с шатра палкой сбивается сажа, благодаря чему тяга восстанавливается.
Сажа, в особенности осевшая в начале канала, имеет не чисто черный, а коричнево-бурый цвет. Это зависит от присутствия в ней несгоревших смолистых веществ, которые понижают достоинство сажи.
Хорошая сажа должна быть после получения из сажекоптилки еще прокалена. Лучше всего прока­ливание вести в глиняных огнеупорных горшках. Если такого горшка не имеется, то прокаливание можно вести в железном ящике, внутренняя часть которого плотно обмазана водным раствором огнеупорной глины. Ящик или же горшок наполняют сажей и плотно при­крывают крышкою так, чтобы прекратить доступ наруж­ного воздуха. Для выхода образующихся от нагревания газов в стенке проделывается небольшое отверстие. Сосуд помещают в печь и накаливают докрасна. При этом смолистые вещества сгорают и выходят наружу через отверстие в стенке.
Прокаленный сосуд вытаскивается из печи для охлаждения. Чтобы наружный воздух не вошел в сосуд через отверстие и не воспламенил сажи, в отверстие вставляется горящий уголек. После охлаждения крышка снимается с сосуда, и сажа насыпается
в бочки.