Антирейтинг: самые бесполезные школьные предметы. Самые сложные предметы в вузе Самый трудный предмет

Сразу оговорюсь - это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Школьная программа – это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде – это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, пригодятся. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» – вряд ли. Между тем первый пункт ограничивается обычно инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». (Какая практика? Вы чего?) А вот второй пункт представлен довольно развернуто. И, на мой взгляд, это крайне бездарная трата времени. Сочинение можно и на русском написать.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, – от полиции, от врачей и чиновников.

2. Трудовое воспитание

В том виде, в котором оно существует сейчас, – это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», – бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем??? Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю – отправляю в мусорку недрогнувшей рукой. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер, и ни один школьный учебник мне тут не указ.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчины, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды – все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтоб ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знали об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение – разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы, как полоумные. Притом, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще – мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще – хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

В сегодняшней статье мы поговорим о самых сложных предметах, которые студентам приходится изучать в ВУЗах. Ознакомиться с представленной ниже информацией нужно обязательно тем молодым людям, которые только собираются поступать и еще толком не знают, что их ожидает в будущем. Часто можно услышать споры касательно того, какое из направлений более сложное - гуманитарное или техническое. Приверженцы каждого из них доказывают свою правоту, при этом, не осознавая, что правильного ответа попросту не существует. Всё зависит от способностей студента, а также его предпочтений. Именно этим можно объяснить то, что для одних определённый предмет может быть понятным на интуитивном уровне, для других - сопровождаться большим вопросительным знаком.

Самый сложный предмет

Понятие «самый сложный предмет» можно назвать довольно растяжимым. Давайте для начала разберём, что же такое «сложно». У большинства людей этот термин ассоциируется с понятиями «не легко» и «непросто». То есть, сложно называют вещь, которая слишком заумная или вообще непонятная.

Как раз и в этом заключается неоднозначность данного понятия. Ведь для одного человека предмет может казаться простым, так как он способен быстро его усвоить, а для другого человека тот же предмет будет казаться сложным, из-за того, что он не может в нём разобраться. В первом случае студент сразу же поймёт базовые принципы дисциплины и возьмётся за ее более глубокое изучение, во втором - со временем предмет будет казаться студенту всё более трудным.

Поэтому, необходимо раз и навсегда усвоить одну важную мысль: сложных дисциплин не существует в принципе. Вся сложность возникает из-за лени, которая мешает разобраться в основных аспектах предмета. Большую роль также играет психологическая причина, суть которой заключается в следующем: если окружающие утверждают, что предмет сложный, то человек, который еще даже не начал изучать его, автоматически соглашается с этим на подсознательном уровне.

Важно прямо сейчас исключить из своего лексикона, такое понятие, как «сложный предмет». Запомните - сложных предметов не существует. Каждый студент может усвоить любую дисциплину, если будет внимательно слушать лекции, записывать все пояснения преподавателя и проводить самоподготовку.

Человек сам себе даёт психологическую установку, касательно того, как воспринимать предмет: как лёгкий или как сложный. Если вы изначально будете относиться к литературе, как к сложной и ненужной дисциплине, то так оно и будет. Аналогичная ситуация с математикой, историей и философией. Подобное отношение обязательно приведёт к возникновению проблем во время сессии.

Но, если сразу же дать себе правильную установку, то предмет автоматически перестанет быть сложным. Главное перестать слушать окружающих, которые утопая в своей лени и некомпетентности, сеют панику в головах других людей.

Среди тех, кто читает эту статью, обязательно найдутся люди, которые скажут: «Психология психологией, но ведь в каждом ВУЗе есть ряд предметов, которые вызывают трудности у большинства студентов». С этим мы спорить не будем, ведь эти слова не лишены смысла.

Рейтинг самых сложных предметов

Для того, чтобы наш рейтинг получился максимально объективным, мы обратились к статистическим данным. Ниже вы ознакомитесь с результатами исследования, которое показало, изучение каких предметов труднее всего даётся студентам ВУЗов. Мы не станем утверждать, что наш рейтинг абсолютно правильный, но картину, сложившуюся в целом, он отображает.

Каждый студент может составить свой список, или добавить некоторые дисциплины в уже существующий перечень. Стоит отметить, что некоторые предметы вообще могут быть незнакомы большему числу читателей. Как бы там ни было, рейтинг самых сложных предметов выглядит так:

  1. Теоретическая физика (для многих учащихся даже обычная физика - это что-то нереальное и фантастическое).
  2. Сопромат.
  3. Начертательная геометрия (для усвоения этого предмета необходимо обладать настоящим талантом).
  4. Высшая математика (здесь всё понятно без лишних слов).
  5. Практика письменной и устной речи.

Конечно, этот перечень весьма условный. Есть еще масса дисциплин, одно название которых может повергнуть многих студентов в настоящий ужас.

Давайте более подробно рассмотрим такую дисциплину, как высшая математика. Стоит отметить, что данный предмет приходится изучать не только технарям, но и гуманитариям.

Нетрудно догадаться, что гуманитариям в этом плане повезло больше, так высшая математика будет трепать им нервы всего лишь один семестр. Но, как показывает практика, запутанность высшей математики, это всего лишь стереотип, который ничем не подкрепляется. Многие студенты гуманитарии утверждают, что высшая математика ничуть не сложнее алгебры, которую они изучали в выпускных классах школы.

Что касается специальностей с экономическим уклоном, то студентам, которые их выбрали, придётся изучать «вышку» как минимум два года. В обязательном порядке они будут решать транспортные задачи, и знакомиться с уникальным симплекс-методом. Да, во всём этом нет ничего сложного, но напрячь извилины всё же придётся.

А вот на техническом направлении «вышка» - это что-то очень страшное и ужасное. Но, как правило, людям, которые сознательно выбрали техническую специальность, высшая математика даётся легко. Многие студенты 5-го курса решают задания по «вышке», как обычные школьные задачки.

Всего нескольких абзацев оказалось достаточным для того, чтобы оценить высшую математику. Как видите, в этом предмете нет ничего сложного и, для того, чтобы усвоить его, необходимо, прежде всего, начать учиться и внимательно слушать преподавателя.

Теперь мы поговорим о вещах, которые на самом деле, вызывают наибольшие сложности у студентов.

Самостоятельная жизнь - самый сложный предмет

Даже самая заумная и запутанная научная дисциплина ничто по сравнению, с таким «предметом», как самостоятельная жизнь. Как бы это банально не звучало, но это абсолютная правда. Молодой человек сдаёт выпускные экзамены, поступает в ВУЗ и сталкивается с тем, что ранее ему, скорее всего, знакомо не было - самостоятельной жизнью. Для того, чтобы усвоить этот «предмет», необходимо пережить массу разочарований и депрессий. Именно в этом и заключается его сложность.

Первое, что необходимо помнить при усвоении этого «предмета» - никогда не падать духом. Самостоятельная жизнь - это череда испытаний, которые нужно преодолеть с высоко поднятой головой. Важно осознавать, что нет неразрешимых проблем, и человек способен вынести любые испытания.

Часто можно услышать вопрос: «Но что же делать, когда в жизни всё пошло наперекосяк?». Всё очень просто - необходимо постараться уснуть. Не нужно ничего выдумывать и лучше просто хорошенько отдохнуть.

Вам не даётся какая-то дисциплина? Вы завалили экзамен? Это, конечно, неприятно, но разве такие мелочи могут сравниться с тем, что испытывают люди, которые теряют родных, или которым осталось жить несколько часов? Поэтому, необходимо всегда помнить следующее: проблемы всегда пройдут, и они сделают вас только сильнее.

Если проблема кажется вам действительно серьёзной, постарайтесь оценить её трезвым взглядом и после этого составьте план её решения. Важно действовать быстро и решительно, но при этом не впадать в панику или депрессию.

Никогда не нужно отказываться от помощи родных и друзей. Только они готовы принимать нас такими, какие мы есть.

У каждого студента есть предметы, которые трудно ему даются. Но, если приложить достаточное количество усилий, любую дисциплину можно усвоить. Важно в первую очередь изучить такой предмет, как «жизнь», и после этого, даже квантовая физика, покажется смехотворно лёгкой.

В преддверии 1 сентября и начавшегося школьного сезона аналитики «Левада-центра» задались вопросом, какие же предметы жители Российской федерации считают для школы обязательными, нужными и важными.

В опросе участвовали 1600 человек в 137 населенных пунктах, входящих в 48 регионов страны. В результате выяснилось, что менее всего респондентам нравятся основы религии и светской этики – за них высказались всего 5%. Интересно, что наряду с этим 89% опрошенных считают, что школа должна прививать детям любовь к Родине, а 85% — еще и заниматься духовно-нравственным воспитанием.

Вот самые важные школьные предметы по мнению россиян.

авг.16
Русский язык 68
Математика 53
История 33
Литература 32
Иностранный язык 27
Информатика, компьютерная грамотность, программирование 23
Физика, химия, биология 21
Физическая культура, спорт 18
Трудовое воспитание/ ведение домашнего хозяйства 13
География 10
Навыки первой медицинской помощи 9
Общественные науки (обществознание, социология, экономика, политология) 9
Национальный язык и литература (в республиках и автономных округах) 7
Половое воспитание 7
Художественное творчество, искусство, музыка 6
Основы религиозных культур и светской этики 5
Другие предметы 1
Затруднились ответить 4

10. Навыки первой медицинской помощи и общественные науки

Гуманитарные науки в глазах жителей России, видимо, считаются маловажными. Обществознание с социологией, экономикой и политологией хоть и вошли в топ-10 самых нужных предметов в школе, но заняли последнее место наряду с навыками медицинской помощи. За оба предмета высказались равное количество респондентов – 9%.

9. География

Одна из самых древних наук, зародившаяся еще в античную эпоху, не очень популярна среди россиян – за ее важность в школьном образовании высказалось всего 10%.

8. Трудовое воспитание

И географию, и общественные науки с отрывом в несколько процентов обошло трудовое воспитание. Социология социологией, а пуговицу надо уметь пришивать – так считают 13% от опрашиваемых.

7. Физкультура и спорт

18% респондентов считают, что школа должна помочь восполнить детям дефицит активного движения, создаваемого, в том числе, возросшей учебной нагрузкой.

6. Естественные науки

При реформе школьного образования в России более всего пострадали естественные науки. Смена модели обучения (от линейной к концентрической), выпускные экзамены в тестовой форме, сокращение часов, сложности с оборудованием (а для химии, физики и биологии оно чрезвычайно важно) привели к падению престижа некогда популярной в СССР области знаний среди родителей и учеников. За естественные науки высказался 21% от опрашиваемых.

5. Иностранные языки

4. Литература

32% опрошенных считают для школьников необходимым знание текстов, которые в истории России и мира имеют наибольшее культурное значение. Кроме чисто читательского и общеобразовательного интереса играет роль и вхождение в культуру, осмысление ее сюжетов, образов и мотивов, и, в результате, то самое патриотическое и духовно-нравственное воспитание, о котором радеют большинство опрошенных.

3. История

Этот школьный предмет получил одобрение 33% респондентов. В целом об истории большинство бывших школьников сохранили самые теплые воспоминания – по результатам опросов ФОМа 76% опрошенных нравился этот предмет. Сложность с историей в том, что это одна из дисциплин, в которой от личности учителя зависит многое. Вторая проблема – обилие идеологических манипуляций в подаче материала и сильная идеологизированность предмета.

2. Математика

Со значительным отрывом в 20% историю опережает математика – за ее важность, нужность и полезность ратуют 53% респондентов. Количество часов, еженедельно отводимых на математику, ясно говорят о значимости предмета в глазах и учителей, и их воспитанников, и родителей. Хотя, как ни странно, вся важность математики чудесным образом исчезает при поступлении в ВУЗ (если он не профильный, конечно). И в дальнейшем первейшее, что может пригодиться – это умение считать деньги, расплачиваясь в супермаркете.

1. Русский язык

И на первом месте в топ-10 самых важных школьных предметов, по мнению респондентов, оказался русский язык. В рейтинге он лидирует с огромным отрывом. В пользу великого и могучего высказалось 68%. И неудивительно – это единственный предмет, который на всю жизнь определить способность общаться, понять другого и донести свою точку зрения.

Удовлетворенность россиян нынешней системой образования (график)

Сегодня в государственных школах преподаются самые разнообразные учебные дисциплины - биология, физика, химия, алгебра, литература, иностранные языки и проч. - которые должны способствовать формированию гармоничной и образованной личности. Но некоторые ученые уверены, что список обязательных школьных предметов должен быть совсем другим.

1. Основы написания фантастических романов


Если спросить любого ученика начальной школы, то он скажет: сочинять собственные истории - весело. Множество ученых утверждают, что для лучшего развития образного мышления, детям стоило бы не только учить классическую литературу, но также учиться писать книги самим.

2. Прикладная механика (изобретательство)


В школах, как правило, учат абстрактную алгебру и геометрию, которая мало кому пригодится в жизни. Большинство детей считает эти предметы скучными, поскольку курс обучения предусматривает только голую теорию. Наверняка, больше людей бы начали увлекаться точными науками, если бы они учили их на практических примерах, изобретая при этом различные устройства. Может, в мире появился бы новый Леонардо да Винчи.

3. Кинопроизводство


В некоторых государственных школах существуют театральные кружки, посещение которых факультативное, а не обязательное. Но в таких кружках обычно учат исполнительскому мастерству. Учитывая, какими темпами в мире развивается киноиндустрия, стоило бы учить детей, как нужно снимать фильмы или сериалы. К примеру, стоит только представить, насколько бы больше снял гениальных фильмов Стивен Спилберг, если бы он получил соответствующее образование еще в школе.

4. Латынь


В современном мире очень важно знать не только свой родной язык. Латынь же является основой любого языка романской группы. Если получить хотя бы базовые знания латыни в школе, то потом будет намного проще выучить испанский, итальянский, португальский и французский языки.

5. Многоконфессиональное богословие


По окончанию государственной школы или колледжа, большинство молодых людей не имеет ни малейшего понятия о тонкостях трактования большинства основных религий мира. Чтобы не судить предвзято о верованиях других народностей, стоило бы ознакомиться с плюсами и минусами каждой из них.

6. История философии


Конечно, стоит быть реалистами и не полагаться на то, что дети смогут полностью осмыслить всю сложность и абстракцию философской науки. Но основы философии могли бы пригодиться в повседневной жизни: люди перестали бы мыслить слишком однобоко. Все знаменитые политики зачастую руководствовались в своей работе и принятии решений трудами таких гениев, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Гаутама, Сунь Цзы и множества других.

7. Спорт


В всех школах есть уроки физкультуры, предназначенные для поддержания общей физической формы детей. Гораздо практичнее было бы, чтобы дети кроме бега и прыжков также узнавали основы и правила популярных видов спорта, таких как футбол или баскетбол.

8. Шахматы

Большинство людей имеют крайне смутное представление о том, как ходят разные фигуры в шахматах. Во всем мире есть только 1000 международных гроссмейстеров. При этом, абсолютно все ученые признают, что шахматы - отличный инструмент для развития ума. Профессиональные шахматисты почти всегда показывают более лучшие результаты в точных науках, а также гораздо более усидчивые и имеют более аналитическое мышление.

9. Музыка


Уроки музыки есть практически в любой школе, но знания, которые получают дети, очень обрывочные. К примеру, Бетховену может быть посвящен разве что абзац в учебнике, а большинство старшеклассников не знают вообще ничего о Рахманинове. Классическая музыка явно не была бы лишней в школьной программе.

10. Боевые искусства


В уроки физкультуры не лишним было бы включить основы преподавания боевых искусств, чтобы дети могли защитить себя от хулиганов. Также дети могли бы приобрести большую уверенность в своих силах, что помогло бы им в дальнейшей жизни.

Как только человек становится взрослым, он понимает, что в школе его учили совсем не тому, что можно использовать в реальной жизни. В нашем предыдущем обзоре .